Ratio atque Institutio Studiorum Societatis Iesu (Официальный план иезуитского образования), часто сокращенно Ratio Studiorum (латинское : План исследований), был документом который стандартизировал всемирно влиятельную систему иезуитского образования в 1599 году. Это был сборник правил для школьных чиновников и учителей. Ratio Studiorum опирался на классические предметы (теология, философия, латынь и греческий язык) и не содержал никаких положений о начальном образовании. Документ был пересмотрен в 1832 году, он по-прежнему основывался на классических предметах, но уделял больше внимания изучению родных языков студентов, истории, географии, математике и естественным наукам.
Работа была продуктом многих рук и обширного опыта, но в наибольшей степени она является результатом усилий международной группы ученых из Collegio Romano, иезуитской школы в Рим. Соотношение оказало большое влияние на более позднее гуманистическое образование. В своей книге «Теория и практика литературы эпохи Возрождения» Чарльз Сирс Болдуин пишет: «Шестнадцатый век завершился полной [классической] доктриной, действующей в Ratio Studiorum и в риторике Соареса » (64).
Первоначально Общество Иисуса не планировало управлять сетью школ, когда было основано, но вскоре оно стало постепенно включаться в просветительскую работу, а затем в значительной степени ассоциироваться с ней. Спустя сто лет после основания ордена иезуиты содержали 444 школы. К 1739 г. в них работало 669 школ. Многие школы, захваченные или созданные Обществом в первые десятилетия его существования, нуждались в планах (пайках). Кроме того, в Общество вступало все большее число молодых людей, нуждающихся в образовании, которое требовалось для священнического служения, и Общество начало брать на себя все большую и большую роль в направлении своей собственной образовательной программы. По этим двум причинам возникло огромное желание разработать стандартный план для всех учебных заведений Общества.
При генерале Клаудио Аквавива в 1581 году был назначен комитет из двенадцати иезуитских священников без каких-либо ясных результатов. Вскоре в 1584 году был сформирован новый комитет из шести человек: Хуан Азор (Испания ), (Португалия ), Джеймс Тайри (Шотландия ), Питер Бузе (Нидерланды ), (Фландрия ) и (Сицилия ). Этот комитет подготовил пробный документ «Коэффициент 1586», который был разослан в различные провинции для комментариев учителей. Этот план не предназначен для фактического использования в классах. Обдумывание реакции привело к выпуску еще одного документа в 1591 году, который должен был использоваться во всех иезуитских школах в течение трех лет. Отражение этих экспериментов было затем использовано комитетом в Риме для создания окончательного официального документа 1599 года.
Ratio Studiorum был разделен на следующие разделы:
Я. Правила для начальника провинции ; ректору колледжа; для старшего учебного заведения, который руководит занятиями и обучением, и начальника дисциплины, который поддерживает порядок и дисциплину;
II. Правила для профессоров богословия: Священное Писание, иврит, догматическое богословие, церковная история, каноническое право, и моральное богословие. Св. Фома Аквинский был основным автором богословских текстов.
III. Правила для профессоров философии, физики и математики. Аристотель был назначен стандартным автором.
IV. Правила для преподавателей studia inferiora (нижний отдел): латинский и греческий, грамматика и синтаксис, гуманитарные науки и риторика. Другие предметы преподавались с самого начала под названием «аксессуары» - особенно история, география и древности.