Дочери Раши

редактировать

Дочери Раши были три дочери, и только дети средневекового талмудического ученого, Раши и его жена Ривка. Их тремя дочерьми были Йохевед, Мириам и Рахиль (11–12 века). Каждый из них женился на лучших учениках своего отца и был матерями лидеров следующего поколения французских ученых-талмудистов. Почти каждая раввинская династия ашкенази ведет свою родословную от Йохеведа или Мириам, и большинство тосафистов были недавними потомками дочерей Раши. Все они родились в Труа, Франция, их потомки населяли Германию, Францию и Италию в начале XI-XV веков, большинство позже перебралось в Восточную Европу, где они основали несколько известных раввинских династий.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Йохевед и семья
  • 2 Мириам и семья
  • 3 Рэйчел и еще одна дочь
  • 4 семейный круг Раши
  • 5 легенд
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Йохевед и семья

Йохевед бат Шломо Ицхаки (иврит: יוכבד בת שלמה יצחקי) родился между 1058 и 1062 годами в Труа и умер в 1135 году в Рамерапте. Она вышла замуж за Меира бен Самуила, сына Самуила из Вивеса и Мириам. Он родился около 1060 года в Рамерапте, где и умер в 1135 году, через несколько месяцев после нее.

У них было четыре сына: Исаак бен Меир, Самуил бен Меир, Соломон бен Меир и Иаков бен Меир. Несмотря на современный обычай давать имена ашкеназам, сын Йохеведа Соломон родился при жизни ее отца. У Йохеведа и Меира было по крайней мере две дочери, которые вышли замуж за учеников Раши: Ханна, учитель законов и обычаев, относящихся к женщинам, вышла замуж за Самуэля бен Симха. Их сын Исаак Дампьер стал ведущим знатоком талмудистов своего поколения. Другая дочь, имя которой неизвестно, вышла замуж за Самсона бен Иосифа.

Имя Йохеведа фигурирует в MS de Rossi 181.

Мириам и семья

Мириам бат Шломо Ицхаки (иврит: מרים בת שלמה יצחקי) родилась между 1058 и 1062 годами и умерла после 1090 года. Она вышла замуж за Иуду бен Натана, сына Натана Парижского и Альвинского. Он родился около 1065 года в Майнце и умер около 1105 года в Париже.

У них была одна известная дочь, Альвина, ученая женщина, чьи обычаи служили примером для других еврейских женщин. У них также было три сына: Йом Тов Бен Иуда, Самсон Бен Иуда и Элиэзер Бен Иуда. Позже Йом Тов переехал в Париж и вместе со своими братьями возглавил там ешиву.

Рэйчел и еще одна дочь

Рахиль бат Шломо Ицхаки (иврит: רחל בת שלמה יצחקי) родилась в Труа около 1070 года. Она вышла замуж за раввина Элиэзера. У них не было детей.

О Рахиль почти ничего не известно, за исключением письма, которое Раббену Там написал своему двоюродному брату Йом Тову, в котором он упомянул, что их тетя Рахиль развелась со своим мужем Элиэзером. В одном из респонсов Раши обсуждается случай, когда его маленькая дочь потеряла ценное кольцо в то время, когда Йохевед и Мириам были взрослыми, поэтому явно была другая дочь, намного моложе ее старших сестер. Кроме того, упоминается, что у Раши есть внук Шемия и внучка Мириам, чьей матерью не была ни Йохевед, ни Мириам. Джуди Чикаго в своем сборнике значимых женщин в истории перечисляет Рэйчел (род. 1070), дочь Раши, как ученую женщину, которая действовала как его секретарь и выполняла его диктовку, когда он был немощен.

Некоторые ученые, основываясь на ответе, в котором подробно описывается, как Раши оплакивал маленькую девочку во время еврейского праздника, хотя такой траур запрещен, предположили, что он оплакивал смерть своей собственной маленькой дочери, которая была бы моложе Рахили.

Семейный круг Раши

Легенды

О дочерях Раши ходят легенды, предполагающие, что они обладали необычайной набожностью и ученостью.

Самый известный и, скорее всего, правдивый, гласит, что они были изучены по Торе и Талмуду в то время, когда женщинам было запрещено изучать Талмуд. Хотя кажется невозможным для девочек, у которых дома есть ешива, вырасти без знания Торы, существует больше доказательств, чем это. В ответе Раши отмечается, что он слишком слаб, чтобы писать, поэтому он диктует своей дочери, что указывает на то, что она была способна понимать и писать сложные юридические вопросы на иврите. Есть две версии этого респонса, другая утверждает, что Раши диктовал «сыну моей дочери», а не просто «моей дочери». Однако маловероятно, что Раши использовал неловкое выражение «сын моей дочери» вместо «мой внук», и более вероятно, что «сын» было добавлено позже. Есть также свидетельства того, что дочери и внучки Раши преподавали Тору местным женщинам и служили образцом для правильного выполнения еврейских ритуалов.

Хотя нет никаких доказательств того, что дочери Раши сами носили тфилин, известно, что некоторые женщины в средневековой Франции и Германии носили его, и что Раббену Там, внук Раши, постановил, что женщина, выполняющая любую мицву, которую она не обязана, включая тфилин, должен сделать соответствующее благословение.

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-10 08:36:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте