Рауль Хаусманн

редактировать

Рауль Хаусманн
RaoulHausmann.jpg Рауль Хаусманн, захваченный Ханной Хёх, 1919
РодилсяРауль Хаусманн. (1886-07-12) 12 июля 1886. Вена, Австрия-Венгрия
Умер1 февраля 1971 (1971-02-01) (в возрасте 84). Лимож, Франция
НациональностьАвстриец
ИзвестныКоллаж, фотография, скульптура, поэзия, перформанс, теория
Известные работыМеханическая голова [Дух нашего времени], ок. 1920
ДвижениеДада

Рауль Хаусманн (12 июля 1886 - 1 февраля 1971) был австрийским художником и писателем. Одна из ключевых фигур в Берлинском дада, его экспериментальные фотоколлажи, звуковая поэзия и институциональная критика оказали глубокое влияние на европейский авангард после Первой мировой войны.

Содержание

  • 1 Ранняя биография
  • 2 Berlin Dada
    • 2.1 Фотомонтаж
    • 2.2 Der Dada: новое периодическое издание
    • 2.3 Первая международная ярмарка Dada, 1920
    • 2.4 The Mechanical Head
  • 3 После Дада
    • 3.1 Дружба со Швиттерсом
    • 3.2 Возрождение интереса к Дада
  • 4 Научные интересы и техническая работа
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Ранняя биография

ABCD (Автопортрет) Фотомонтаж 1923–24

Рауль Хаусманн родился в Вене, но переехал в Берлин со своими родителями в возрасте 14 лет. в 1901 году. Его первое художественное образование получил отец, профессиональный консерватор и художник. Он встретил Иоганнеса Баадера, эксцентричного архитектора и еще одного будущего члена Дада, в 1905 году. Примерно в то же время он познакомился со скрипачкой Эльфридом Шеффер, на которой женился в 1908 году, через год после рождения их дочь, Вера. В том же году Хаусманн поступил в частную художественную школу в Берлине, где оставался до 1911 года.

После просмотра экспрессионистских картин в галерее Херварта Вальдена Der Sturm в 1912 году Хаусманн начал производить экспрессионистские гравюры в студии Эриха Хекеля и стал штатным автором журнала Уолдена, также называемого Der Sturm, который послужил платформой для его первых полемических работ против художественного истеблишмента.. Как и его коллеги-экспрессионисты, он изначально приветствовал войну, считая ее необходимым очищением окаменевшего общества, хотя, будучи гражданином Австрии, живущим в Германии, он был избавлен от призыва.

Хаусманн встретил Ханну Хёх в 1915 году и завязал внебрачную связь, которая породила «творчески продуктивную, но бурную связь», которая продлилась до 1922 года, когда она оставила его. Беспорядки в отношениях достигли точки, когда Хаусманн фантазировал об убийстве Хёха. Он говорил с ней свысока о ее мнениях обо всем, от политики до искусства, и пришел ей на помощь только тогда, когда другие художники движения Дада попытались исключить ее из своих художественных выставок. Даже после защиты ее искусства и аргументов в пользу его включения в Первую международную ярмарку Дада, он продолжал говорить, что Хёх «никогда не был частью клуба». Хотя Хаусманн неоднократно говорил Хёху, что собирается оставить свою жену, чтобы быть с ней, он так и не сделал этого.

В 1916 году Хаусманн встретил еще двух человек, которые оказали большое влияние на его дальнейшую карьеру; психоаналитик Отто Гросс, который считал психоанализ подготовкой к революции, и писатель-анархист Франц Юнг. К этому времени в его художественный круг вошли писатель Саломо Фридлендер, Ганс Рихтер, Эмми Хеннингс и члены журнала Die Aktion, который вместе с Der Sturm и анархистской газетой Die Freie Straße опубликовал множество его статей в этот период.

«Идея разрушения как акта созидания была отправной точкой для Дадасофии Хаусмана, его теоретического вклада в Берлинский Дадаизм».

Берлинский Дада

Когда Ричард Хюльзенбек 24-летний студент-медик, близкий друг Хьюго Болла и один из основателей Дада, вернулся в Берлин в 1917 году. Хаусманн был одним из группы молодых разочарованных художников, которые начали формировать ядро ​​Берлинского Дада. вокруг него. Хюльзенбек произнес свою «Первую речь Дада в Германии» 22 января 1918 года в галерее модного арт-дилера И. Б. Ноймана на Курфюрстендамм в Берлине. В течение следующих нескольких недель Хаусманн, Хюльзенбек, Джордж Гросс, Джон Хартфилд, Юнг, Хёх, Вальтер Меринг и Баадер основали Club Dada. Первым мероприятием был вечер поэтических представлений и лекций на фоне ретроспективы картин известного художника Ловиса Коринта на Берлинской сессии 12 апреля 1918 года. Среди участников Хюльзенбек читал Дада. Manifesto, Гросс танцевал "Sincopation", посвященный джазу, в то время как Хаусманн закончил вечер, выкрикивая свой манифест "Новый материал в живописи" на уже почти буйную аудиторию;

«Угроза насилия витала в воздухе. Можно было представить себе картины Коринфа, разорванные в клочья ножками стула. Но в конце концов до этого не дошло. Пока Рауль Хаусманн выкрикивал свои программные планы по дадаистской живописи в шум публики. толпа, управляющий специальной галереей выключил ему свет ».

Фотомонтаж

Фонема kp 'erioUM 1919

Призыв к новым материалам в живописи дал свои плоды позже в том же году, когда Хаусманн и Хох отдыхал на Балтийском море. В комнате для гостей, в которой они остановились, был типовой портрет солдат, на который патрон пять раз наклеил фотографические портретные головы своего сына.

«Это было похоже на удар молнии: можно - я сразу это увидел - делать снимки, целиком собранные из вырезанных фотографий. Вернувшись в Берлин в сентябре, я начал реализовывать это новое видение и использовал фотографии из пресса и кино ». Hausmann, 1958

фотомонтаж стал техникой, наиболее связанной с берлинским дадаизмом, широко использовавшейся Хаусманном, Хёхом, Хартфилдом, Баадером и Гросом, и оказал решающее влияние на Курта Швиттерса, Эль Лисицкий и Русский конструктивизм. Следует также отметить, что Гросс, Хартфилд и Баадер утверждали, что они изобрели эту технику в более поздних мемуарах, хотя никаких работ, подтверждающих эти утверждения, не появилось.

В то же время Хаусманн начал экспериментировать со звуковыми стихами, которые он назвал «фонемами» и «плакатными стихами», первоначально созданными путем случайного выстраивания букв в печатную машину без прямого вмешательства Хаусмана. В более поздних стихах использовались слова, которые были перевернуты, нарезаны и растянуты, а затем либо напечатаны с использованием полного набора типографских стратегий, либо выполнены с неистовым энтузиазмом. Урсоната Швиттерса находится под непосредственным влиянием исполнения одного из стихотворений Хаусмана, "fmsbwtazdu", на мероприятии в Праге в 1921 году.

Der Dada: новое периодическое издание

Cover of der Dada vol1, в том числе стихотворение Баадера и Хаусмана «Dadadegie» 1919

После того, как Хаусманн участвовал в первой групповой выставке, проходившей в галерее Исаака Неймана в апреле 1919 года, первое издание Der Dada появилось в июне 1919 года. Хаусманном и Баадером, после получения разрешения от Тристана Цара из Цюриха на использование этого имени, в журнал также вошел значительный вклад Хюльзенбека. Журнал содержал рисунки, полемику, стихи и сатиры, набранные множеством противоположных шрифтов и знаков.

В начале 1920 года Баадер, «Обердада», Хаусманн, «Дадасоф» и «Вельт-Дада» Хюльзенбек предприняли шестинедельное турне по Восточной Германии и Чехословакии, собрав большие толпы и озадаченные рецензии. Программа включала в себя примитивистские стихи, одновременные поэтические концерты Баадера и Хаусмана и «Дада-Трот (Шестьдесят один шаг)» Хаусмана, описанный как «поистине великолепный посыл самых современных экзотико-эротических социальных танцев. постигла нас, как чума... »

Первая международная ярмарка дадаизма, 1920

Организованная Гроссом, Хартфилдом и Хаусманном, ярмарка должна была стать самым известным из всех подвигов берлинского дадаизма. включает почти 200 работ художников, в том числе Франсис Пикабиа, Ганс Арп, Эрнст и Рудольф Шлихтер, а также ключевые работы Гросса, Хёха и Хаусмана. Татлин дома, 1920 год, хорошо видно на одной из рекламных фотографий, сделанных профессиональным фотографом; выставка, хотя в финансовом отношении успешный, получил широкую известность в Амстердаме, Милане, Риме и Бостоне. Выставка также оказала большое влияние на содержание и оформление Entartete Kunst, выставки дегенеративного искусства, устроенной нацистами в 1937 году, с ключевыми лозунгами, такими как "Nehmen Sie DADA Ernst", "Относитесь к Дада серьезно!", Присутствующие на обеих выставках.

Механическая голова

Механическая голова (Дух нашего времени), сборка около 1920 года

Самая известная работа Хаусмана, Механишер Копф (Der Geist Unserer Zeit), «Механическая голова (The Дух нашего времени) », гр. 1920 г. - единственное сохранившееся собрание, произведенное Хаусманном примерно в 1919–20 гг. Изготовленный из манекена парикмахера для изготовления париков, к этому изделию прилагаются различные измерительные устройства, включая линейку, механизм карманных часов, пишущую машинку, несколько сегментов камеры и кошелек из крокодиловой кожи. философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Для Гегеля... все есть разум. Среди учеников и критиков Гегеля был Карл Маркс. Скульптуру Хаусмана можно рассматривать как агрессивно марксистское переворение Гегеля: это голова, чьи «мысли» материально определяются объектами, буквально прикрепленными к ней. Однако в западной культуре существуют более глубокие цели, которые придают этому современному шедевру силу. Хаусманн выворачивает наизнанку представление о голове как о вместилище разума - предположение, которое лежит в основе европейского восхищения портрет. Он показывает голову, которая пронизана и управляется грубыми внешними силами.

После Дада

Montage von Sechs Lichtstudien vom Jahre 1931, монтаж напечатан в 'Camera' журнал, 1941–42

Дружба со Швиттерсом

Хюльзенбек закончил свое обучение, чтобы стать врачом в 1920 году, и начал заниматься медициной; к концу года он опубликовал Дада-альманах и Историю дадаизма, две исторические записи, которые подразумевали, что дадаизм подошел к концу. Впоследствии дружба Хаусмана с Куртом Швиттерсом углубилась, и Хаусманн начал делать шаги в направлении международного модернизма. В сентябре 1921 года Хаусманн, Хёх, Швиттерс и его жена Хельма предприняли «антидадайское» турне в Прагу. Помимо своих концертов звуковых стихотворений, он также представил манифест, описывающий машину, «способную взаимозаменяемо преобразовывать звуковые и визуальные сигналы, которую он позже назвал оптофоном». После многих лет экспериментов это устройство было запатентовано в Лондоне в 1935 году. Он также принял участие в выставке фотомонтажей в Берлине в 1931 году, организованной Сезаром Домелой Ньивенхейсом.

В конце 1920-х он заново изобрел. сам был модным светским фотографом и жил в ménage à trois со своей женой Хедвиг и Верой Бройдо в фешенебельном районе Шарлоттенбург в Берлине. Ханна Хёх - к настоящему времени сама живет с женщиной, голландский писатель Тиль Бругман - оставила набросок Хаусмана примерно в 1931 году:

«После того, как я предложил возобновить дружеские отношения, и мы часто встречались (с Тилом В то время он жил с Хедой Манкович-Хаусманн и Верой Броидо на Кайзер-Фридрих-штрассе в Шарлоттенбурге. Эльфрид Хаусманн-Шеффер, Тиль и я часто бывали там. Но мне всегда было очень скучно. Он был просто снимаясь в роли фотографа и любовника Веры Би, ужасно хвастаясь тем, что он мог позволить себе купить сейчас - весь эсприт пропал ». Ханна Хёх

В последующие годы Хаусманн широко выставлял свои фотографии, уделяя особое внимание обнаженной натуре, пейзажам и портретам. Поскольку нацистские преследования художников-авангардистов усилились, он эмигрировал на Ибицу, где его фотографии были сосредоточены на этнографических мотивах досовременной жизни Ибицы. Он вернулся в Чехословакию в 1937 году, но был вынужден снова бежать в 1938 году после немецкого вторжения. Он переехал в Париж, затем в Пейра-ле-Шато, недалеко от Лимож, и до 1944 года проживал там нелегально со своей еврейской женой Хедвигой в тихой и уединенной обстановке. После высадки в Нормандии в 1944 году пара наконец переехала в Лимож.

. После окончания войны Хаусманн снова смог открыто работать как художник. Он возобновил переписку со Швиттерсом с целью сотрудничать с поэтическим журналом PIN, но смерть Швиттера в 1948 году остановила проект. Он опубликовал книги о дадаизм, в том числе автобиографический Courier Dada (1958). Он также работал над «фотографами», фотомонтажами и саунд-поэзией и даже вернулся к живописи в пятидесятые годы.

Возрождение интереса к дадаизмом

В 1950-х годах наблюдалось возрождение интереса к дадаизм, особенно в Америке. По мере роста интереса Хаусманн начал переписываться с рядом ведущих американских художников, обсуждая дадаизм и его современную актуальность. Он опроверг термин неодада, который сейчас в моде, который применялся к ряду художников, включая Ива Кляйна и Nouveau Réalistes, Роберта Раушенберга и Флуксус.

«Его почти полная изоляция была уменьшена только благодаря обширной и частично конфликтной переписке со старыми друзьями из движения Дада, а также с молодыми писателями и художниками, такими как Джаспер Джонс, Вольф Фостелл и Даниэль Спёрри». 327>Он писал Джорджу Мачюнасу, включившему свою работу в ранние Fluxfests в 1962 году:

«Я думаю, что даже американцам не следует использовать термин« неодадаизм », потому что нео ничего не значит, а изм старомоден. Почему не просто "Fluxus"? Мне кажется намного лучше, потому что он новый, а дада - исторический. Я переписывался с Царой, Хульсенбеком и Гансом Рихтером по этому вопросу, и все они заявляют, что "неодадаизм действительно не существует "... Пока".

Он умер 1 февраля 1971 года в Лиможе.

Научные интересы и техническая работа

Помимо работы художника, Хаусманн на протяжении всей своей карьеры интересовался наукой и технологиями, особенно новыми областями, такими как телевидение и звуковое кино, а также работы Эйнштейна над относительность (которую отверг Хаусманн). В 1929 году он получил патент на «устройство для мониторинга полостей тела и трубок», которое сегодня мы назвали бы эндоскопом (номер патента DRP473166). Исследуя свет и электронику для своих произведений искусства, Хаусманн сотрудничал с русским инженером Даниэлем Бройдо, чтобы разработать компьютер, в котором использовалась аналогичная технология. В 1934 году британским патентным бюро был выдан патент на устройство (номер патента GB446338).

Примечания

  1. ^Рауль Хаусманн из Kunstbus (голландский язык)
  2. ^Ателье живописи и скульптуры Артура Лью-Функе
  3. ^Дада, Дикерман / Сабина Т. Крибель, Национальная художественная галерея Вашингтона, 2006 г. стр. 472
  4. ^Мария Макела (1996). «По замыслу: ранние работы Ханны Хёх в контексте». В Босуэлле, Питер; Макела, Мария; Ланчнер, Кэролайн (ред.). Фотомонтажи Ханны Хёх (1-е изд.). Миннеаполис: Центр искусств Уокера. п. 64. ISBN 9780935640526.
  5. ^Макела, Мария (1997). фон Анкум, Катарина (ред.). Женщины в мегаполисе: гендер и современность в веймарской культуре. Беркли: Калифорнийский университет Press. С. 119–121.
  6. ^Хемус, Рут (2009). Женщины Дада. США: Издательство Йельского университета. п. 92. ISBN 9780300141481.
  7. ^Макела, Мария (1997). фон Анкум, Катарина (ред.). Женщины в мегаполисе: гендер и современность в веймарской культуре. Беркли: Калифорнийский университет Press. С. 119–121.
  8. ^de: Die freie Straße В немецкой Википедии
  9. ^Цитируется в Дада, Дикерман / Сабина Т. Крибель, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, 2006 г., стр. 472
  10. ^Современный обзор Berliner Börsen-Courier, цитируется в Дада, Дикерман, Национальная галерея искусств Вашингтона, 2006 с. 88
  11. ^Цитируется по Дада, Дикерман, Национальная галерея искусств Вашингтона, 2006 с. 90
  12. ^Джас Х. Дюк. «Звуки, саунд-поэзия и звуковые / текстовые композиции, Я. Х. Дюк». Rainerlinz.net. Проверено 20 июля 2013 года.
  13. ^«Отношения между звуковой и визуальной поэзией, Кристиан Шольц». Findarticles.com. Получено 20 июля 2013 г.
  14. ^"UbuWeb Sound - Kurt Schwitters". Ubu.com. 5 мая 1932 г. Получено 20 июля 2013 г.
  15. ^Hamburger Nachrichten, 1920, цитируется в Дада, стр. 440-1
  16. ^Дада, Дикерман, Национальная галерея искусств, Вашингтон, 2006 г., стр. 100
  17. ^"Биографии Дада", NGA, Вашингтон ". Nga.gov. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 г. Получено 20 июля 2013 г.
  18. ^Джонатан Джонс. «Дух нашего времени - механическая голова, Рауль Хаусманн (1919)». Проверено 21 декабря 2014 г.
  19. ^Дада, Дикерман, Национальная галерея искусств Вашингтона, 2006 г., стр. 446
  20. ^«Сезар Домела». Kunstbus.nl. 31 декабря 1992 г. Получено 20 июля 2013 г.
  21. ^Коллажи, Ханна Хёх 1889-78, Институт зарубежных культурных связей, 1985. p54
  22. ^«Рауль Хаусманн - Биография и предложения - Купи и Продай». Kettererkunst.com. Проверено 20 июля 2013 г.
  23. ^Mr Fluxus, Williams and Noël, Thames and Hudson, 1998, p40
  24. ^Ether Machines: Optophonetic Media Роуля Хаусмана, Arndt Niebisch, p162
  25. ^The Dada Computer

Ссылки

  • Рауль Хаусманн: Kamerafotografien, 1927–1957 / Андреас Хаус, Ширмер-Мозель, c1979.
  • Хаусманн, Рауль и Швиттерс, Курт; изд. Яся Райхардт. PIN, Gaberbocchus Press (1962); Anabas-Verlag, Giessen (1986).
  • Collages, Hannah Höch 1889-78, Институт зарубежных культурных связей, 1985
  • Курт Швиттерс, Центр Жоржа Помпиду, 1994
  • Дада, Дикерман / Сабина Т. Крибель, Национальная галерея искусств, Вашингтон, 2006
  • Хаусманн в Artchive
  • Cut and Paste, история фотомонтажа

Дополнительная литература

На Викискладе есть материалы, связанные с Рауль Хаусманн.
  • Бергиус, Ханне Дас Лахен Дадас. Die Berliner Dadaisten und ihre Aktionen. Gießen: Anabas-Verlag, 1989. ISBN 978-3-8703-8141-7
  • Bergius, H. Montage und Metamechanik. Dada Berlin - Ästhetik von Polaritäten (mit Rekonstruktion der Ersten Internationalen Dada-Messe und Dada-Chronologie) Берлин: Gebr. Манн Верлаг 2000. ISBN 978-3-786115-25-0
  • Бергиус, Х. Дада торжествует! Дада Берлин, 1917-1923 гг. Артистизм полярностей. Монтаж - Метамеханика - Проявления. Перевод Бриджит Пишон. Vol. V. из десяти выпусков журнала Crisis and the Arts. История дадаизма, изд. Стивен Фостер, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, Томсон / Гейл, 2003. ISBN 978-0-816173-55-6
  • Биро, М. Киборг Дада: видения Нового Человека в Веймарском Берлине. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2009. ISBN 0-8166-3620-6

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-03 08:26:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте