Ран (фильм)

редактировать
Фильм 1985 года, режиссер Акира Куросава
Ран
Kuroran.jpg Афиша театрального релиза
РежиссерАкира Куросава
Продюсировал
Сценарий
По мотивамКороля Лира. от Уильям Шекспир
В главной роли
МузыкаТору Такемицу
Кинематография
ОтредактировалАкира Куросава
Производство. компании
Распространяется
  • Toho (Япония)
  • Acteurs Auteurs Associés (Франция)
Дата выпуска
  • 31 мая 1985 (1985-05-31) (Токио )
  • 1 июня 1985 (1985-06-01) (Япония)
  • 18 сентября 1985 (1985-09 -18) (Франция)
Продолжительность162 минуты
Страна
  • Япония
  • Франция
ЯзыкЯпонский
Бюджет¥ 2,4 миллиарда ( 11 миллионов долларов)
Кассовые сборы19 миллионов долларов (оценка )

Ран (, перевод «хаос» или «суматоха») - это эпопея 1985 года. война драма фильм был снят, отредактирован и соавтором сценария Акиры Куросавы. Сюжет происходит от Уильяма Шекспира Король Лир и включает отрывки, основанные на легендах даймы Мори Мотонари. В фильме снимается Тацуя Накадай в роли Хидэтора Ичимонджи, стареющего Сэнгоку периода военачальника, который решает отречься от правителя в пользу своих троих. сыновья.

Фильм является японско-французским проектом, продюсером которого являются Herald Ace, Nippon Herald Films и Greenwich Film Productions. Планирование производства прошло долгий период подготовки. Куросава задумал идею Ран в середине 1970-х, когда он прочитал о Мотонари, который был известен тем, что имел трех очень преданных сыновей. Куросава придумал сюжет, в котором сыновья становятся антагонистами своего отца. Хотя фильм был сильно вдохновлен пьесой Шекспира «Король Лир», Куросава начал использовать ее только после того, как начал предварительное планирование для Ран. После этого предварительного планирования Куросава снял Дерсу Узала в 1975 году, а затем Кагемуша в начале 1980-х, прежде чем заручиться финансовой поддержкой для фильма «Ран».

Ран был второй встречей Куросавы с Шекспиром за всю его кинематографическую карьеру. В 1957 году Куросава поставил Кровавый трон (蜘蛛 巣 城, Кумоносу-дзё, «Замок паутины») по пьесе Шекспира «Макбет». Несмотря на изменения в сеттинге и языке, Ran и Throne of Blood получили признание критиков.

Как последний эпос Куросавы, Ран часто упоминается как один из его лучших достижений и считается одним из величайших фильмов, когда-либо созданных. При бюджете в 11 миллионов долларов это был самый дорогой японский фильм, произведенный до того времени. Анонс "Ран" был показан 31 мая 1985 года на Токийском международном кинофестивале перед его выпуском 1 июня 1985 года в Японии. Фильм получил высокую оценку за его яркие образы и использование цвета - дизайнер костюмов Эми Вада получила премию Оскар за лучший дизайн костюмов за свою работу над «Ран». Характерный Густав Малер - вдохновленный саундтрек к фильму был написан Тору Такемицу.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Актеры
  • 3 Производство
    • 3.1 Развитие
    • 3.2 Съемки
    • 3.3 Кастинг
    • 3.4 Актерский стиль
    • 3.5 Музыка
  • 4 Темы
  • 5 Прием
    • 5.1 Кассовые сборы
    • 5.2 Критические отзывы
    • 5.3 Награды
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Сюжет

Хидэтора Ичимонджи, могущественный, но уже пожилой военачальник, решает разделить свое королевство между тремя сыновьями: Таро, Дзиро и Сабуро. Таро, старший, получит престижный Первый Замок и станет лидером клана Ишимондзи, а Дзиро и Сабуро получат Второй и Третий Замки. Хидэтора должен сохранить титул Великого Лорда, а Дзиро и Сабуро должны поддержать Таро.

Хидэтора начинает читать лекцию своим сыновьям о важности единства, используя три стрелы. Он выбирает одну стрелу из колчана и показывает, как легко ее сломать пополам, но три стрелы, соединенные вместе, гораздо более долговечны. Сабуро же коленом ломает все три стрелы и называет лекцию глупой. Он указывает, что Хидэтора глуп, если ожидает, что его сыновья будут ему лояльны, напоминая ему, что даже Хидэтора ранее использовал самые безжалостные методы для достижения власти. Хидэтора считает эти комментарии подрывными, и когда его слуга Танго приходит на защиту Сабуро, он изгоняет обоих мужчин. Фудзимаки, военачальник, который был свидетелем этих событий, соглашается с откровенностью Сабуро и предлагает ему взять его дочь за руку.

После раздела земель Хидэтора между его оставшимися двумя сыновьями жена Таро, леди Каэдэ, начинает призывать своего мужа узурпировать контроль над всем кланом Ишимондзи. Она все еще горько переживает за потерю своей семьи; Армия Хидэтора ранее убила ее семью после земельного спора, а затем ассимилировала земли семьи. Когда Таро требует, чтобы Хидэтора отказался от своего титула Великого Лорда, Хидэтора затем выбегает из замка и отправляется в замок Дзиро, только чтобы обнаружить, что Дзиро заинтересован только в использовании Хидэтора в качестве титульной пешки. Затем Хидэтора и его свита покидают замок Дзиро, не имея четкого места назначения. В конце концов появляется Танго с провизией, но безрезультатно. Затем Танго сообщает Хидеторе о новом указе Таро: смерть тому, кто помогает его отцу. Наконец Хидэтора находит убежище в Третьем замке, заброшенном после того, как силы Сабуро последовали за своим господином в изгнание. Танго не следует за ним. Киоами, придворный дурак, затем шутит о затруднительном положении Хидэтора, но его выгнали из Третьего Замка.

Вскоре после этого Хидэтора и его свита самураев были осаждены объединенными силами Таро и Дзиро. Когда силы Таро и Дзиро штурмуют замок, Таро убит пулей, выпущенной генералом Дзиро Курогане. В ходе короткой, но жестокой осады защитники Хидэтора были убиты, а Третий Замок сгорел. Хидэтору позволено выжить без каких-либо припасов и телохранителей, и он впадает в безумие после того, как блуждает подальше от разрушенного замка. Киоами и Танго обнаруживают Хидэтора блуждающим по пустыне, которые по-прежнему верны ему и остаются, чтобы помогать Хидеторе. В своем безумии Хидэтора преследуют ужасающие видения людей, которых он уничтожил в своем стремлении к власти. Они находят убежище в доме крестьянина только для того, чтобы обнаружить, что его обитателем является Цурумару, брат леди Суэ, жены Дзиро. Цурумару был ослеплен и остался нищим после того, как Хидэтора захватил его землю и убил своего отца, конкурирующего лорда.

После смерти Таро Дзиро становится Великим Лордом клана Ишимондзи, что позволяет ему перебраться в Первый Замок. По возвращении Дзиро из битвы, леди Каэдэ, по-видимому, не обеспокоенная смертью Таро, манипулирует Дзиро, чтобы завязать с ней роман, и подрывает власть Дзиро из-за его трона. Каэдэ требует, чтобы Дзиро убил леди Суэ и женился на ней. Дзиро приказывает Курогане сделать это, но тот отказывается, видя вероломство Каэдэ. Затем Курогане предупреждает Суэ и Цурумару бежать. Танго, все еще наблюдая за Хидэтора с Киоами, встречает Икому и Огуру, которые когда-то служили шпионами Дзиро, предав Хидэтору и Таро только для того, чтобы быть изгнанными. Прежде чем он убьет их обоих за измену, Икома говорит ему, что Дзиро рассматривает возможность послать убийц за Хидеторой. Встревоженный, Танго уезжает, чтобы предупредить Сабуро. Хидэтора становится еще более безумным и убегает на вулканическую равнину, преследуя неистового Киоами.

Армия Сабуро возвращается на территорию Дзиро, чтобы найти его. Также до Дзиро доходят новости о том, что два соперничающих лорда, союзные Сабуро (Аябе и Фуджимаки), также вошли на территорию, и Дзиро спешно мобилизует свою армию. На поле битвы два брата соглашаются на перемирие, но Сабуро встревожен, когда Кёами прибывает, чтобы рассказать о том, как его отец сошел с ума. Сабуро идет с Кёами, чтобы спасти своего отца, и берет с собой десять воинов; Дзиро посылает нескольких артиллеристов следовать за Сабуро, предлагая награду за убийство его и Хидэтора. Леди Каэдэ уже убедила Дзиро послать еще одну группу убийц, чтобы выследить Суэ и Цурумару.

Затем Дзиро приказывает атаковать гораздо меньшие силы Сабуро, и армия Сабуро отступает в лес. Дзиро пытается преследовать армию Сабуро в лесу, но его останавливают со значительными потерями из-за смертоносных мушкетов, которыми владеет пехота Сабуро. В середине битвы прибывает посыльный с новостями о том, что конкурирующий военачальник, Аябе, идет на Первый Замок, вынуждая армию Дзиро поспешно отступить.

Сабуро находит Хидэтора на вулканической равнине; Хидэтора частично восстанавливает рассудок и начинает восстанавливать отношения с Сабуро. Однако один из снайперов, которых Дзиро послал за небольшой группой Сабуро, стреляет и убивает Сабуро. Преодолевая горе, Хидэтора умирает. Фудзимаки и его армия прибывают после победы только для того, чтобы увидеть, как Танго и Киоами оплакивают смерть отца и сына.

Тем временем Цурумару и Суэ прибывают к руинам разрушенного замка, но случайно оставляют флейту, которую Суэ ранее дала Цурумару, когда тот был изгнан. Она дает ему изображение Амиды Будды для компании, пытаясь найти пропавшую флейту. Когда она возвращается в лачугу Цурумару, чтобы забрать ее, она попадает в засаду и убита убийцами Дзиро.

В то же время армия Аябе преследует армию Дзиро до Первого замка и начинает осаду. Когда Курогане слышит, что леди Суэ была убита одним из людей Дзиро, он противостоит Каэдэ. Она признает свое вероломство и заговоры с целью отомстить Хидэторе и клану Ичимонджи за уничтожение ее семьи много лет назад. В ярости Курогане убивает Каэдэ. Дзиро, Курогане и все люди Дзиро впоследствии погибают в битве с армией Аябе.

Торжественная похоронная процессия Сабуро и Хидэтора. Тем временем, оставшись один в руинах замка, Цурумару спотыкается, роняя изображение Будды Амиды, которое ему подарила Суэ. Фильм заканчивается далеким планом Цурумару, слепого и одинокого, вырисовывающегося на фоне пейзажа замка на вершине руин.

В ролях

  • Тацуя Накадай в роли Ичимонджи Хидэтора (一 文字 秀 虎), эквивалент Короля Лира
  • Акиры Терао в роли Ичимонджи «Таро» Такатора (一 文字 太郎 孝 虎), Старший сын и наследник Хидэтора, в фильме эквивалент Гонерил
  • Дзинпачи Незу в роли Ишимондзи «Дзиро» Масатора (一 文字 次郎 正 虎), второго сына Хидэтора, эквивалент Риган
  • Дайсукэ Рю как Ишимонджи «Сабуро» Наотора (一 文字 三郎 直 虎), младший сын Хидэтора, в фильме эквивалент Корделии
  • Миеко Харада в роли леди Каэдэ (楓 の 方, Kaede no Kata), жены Таро и эквивалента Эдмунда в фильме
  • Ёсико Миядзаки в роли леди Суэ (末 の 方, Суэ но Ката), жены Дзиро, чей клан был уничтожен Хидеторой и грубым эквивалентом Олбани, мужа Гонерил
  • Мансай Номура в роли Цурумару (鶴 丸), брат Суэ, который был ослеплен Хидэтора и является эквивалентом Глостера в фильме
  • Хисаши Игава в роли Курогане (鉄), главный советник Дзиро и военачальник
  • Питер в роли Кёами (狂 阿 弥, Кёами), дурак
  • Масаюки Юи в роли Хираямы Танго (平 山 丹 後), главный советник Хидэтора, примерно аналогичный Кенту
  • Кадзуо Като в роли Икома Кагею (生 駒 勘 解 由), чиновнику клана Ишимондзи
  • Джун Тадзаки в роли Аябэ Сэйдзи (綾 部 政治), соперник даймё
  • Хитоши Уэки в роли Фуджимаки Нобухиро (藤 巻 信 弘), другой конкурирующий даймё, основанный на короле Франции из пьесы.

Производство

До съемок Куросава десять лет раскадровывал каждый кадр фильма как картины. Это Третий Замок по прибытии Хидэтора.

Ран был последним эпическим фильмом Куросавы и, безусловно, его самым дорогим. В то время его бюджет в 11 миллионов долларов сделал его самым дорогим японским фильмом в истории, что привело к его прокату в 1985 году, превышающему бюджет в 7,5 миллионов долларов для его предыдущего фильма «Кагемуша». Это японско-французское предприятие, созданное Herald Ace, Nippon Herald Films и Greenwich Film Productions. Съемки фильма начались в 1983 году. 1400 униформ и доспехов, использованных для массовки, были разработаны дизайнером костюмов Эми Вада и Куросавой, и вручную мастерами-портными создавались более двух лет. В фильме также использовалось 200 лошадей. Куросава любил снимать в пышных и обширных местах, и большая часть Ран была снята среди гор и равнин горы Асо, самого большого действующего вулкана Японии. Куросаве было разрешено снимать две из самых известных достопримечательностей страны: древние замки в Кумамото и Химедзи. Для замка семьи леди Суэ он использовал руины построенного на заказ замка Адзуса, построенного производственной бригадой Куросавы около горы Фудзи. Третий замок Хидэтора, который сгорел дотла, был настоящим зданием, которое Куросава построил на склонах горы Фудзи. Для этого сегмента не использовались миниатюры, и Тацуя Накадай должен был сделать сцену, где Хидэтора убегает из замка за один дубль. Куросава также снял сцену, в которой нужно было окрасить все поле золотом, но вырезал его из финального фильма во время монтажа. В документальном фильме А.К. показана съёмка сцены.

Куросава часто снимал сцены одновременно тремя камерами, каждая из которых использовала разные объективы и ракурсы. Было использовано много длинных планов и очень мало крупных планов. Несколько раз Куросава использовал статические камеры и внезапно помещал действие в кадр, вместо того, чтобы использовать камеру для отслеживания действия. Он также использовал переходы в прыжке для продвижения определенных сцен, изменяя темп действия для создания кинематографического эффекта.

39-летняя жена Акиры Куросавы, Ёко Ягути, умерла во время производство фильма. Он остановил съемки на один день, чтобы оплакивать перед возобновлением работы. Его штатный инженер звукозаписи Фумио Яногучи также умер в конце производства в январе 1985 года.

Разработка

Куросава придумал идею, которая превратилась в Ран в середине 1970-х, когда он прочитайте притчу о периоде Сэнгоку военачальника Моури Мотонари. Мотонари был известен тем, что имел трех сыновей, невероятно преданных и талантливых. Куросава начал представлять, что случилось бы, будь они плохими. Хотя фильм в конечном итоге был сильно вдохновлен пьесой Шекспира Король Лир, Куросава узнал о пьесе только после того, как начал предварительное планирование. По его словам, истории Мери Мотонари и Лира слились воедино, так что он никогда не мог полностью объяснить. Он написал сценарий вскоре после съемок Дерсу Узала в 1975 году, а затем «дал ему поспать» на семь лет. За это время он нарисовал раскадровки каждого кадра в фильме (позже включенный в сценарий и доступный на выпуске Criterion Collection DVD ), а затем продолжил поиск для финансирования. После своего успеха с фильмом Kagemusha 1980 года, который он иногда называл «генеральной репетицией» для Рана, Куросава, наконец, смог заручиться поддержкой французского продюсера Серж Сильберман.

Куросава однажды сказал: «Хидэтора - это я. ", и в фильме есть свидетельства того, что Хидэтора служит заменой Куросаве. Роджер Эберт соглашается, утверждая, что Ран «может быть о жизни Куросавы не меньше, чем о пьесе Шекспира». Ран был последним фильмом "третьего периода" Куросавы (1965–1985), когда он испытывал трудности с обеспечением поддержки своих картин и часто был вынужден искать иностранную финансовую поддержку. Хотя он снял более двадцати фильмов за первые два десятилетия своей карьеры, за эти два десятилетия он снял всего четыре. После постановки Рыжей Бороды (1965) Куросава обнаружил, что он считается старомодным и больше не работает в течение почти пяти лет. Он также оказался в конкурентной борьбе с телевидением, которое сократило аудиторию японских фильмов с 1,1 миллиарда в 1958 году до менее 200 миллионов к 1975 году. В 1968 году он был уволен из сериала 20th Century Fox эпопея Тора. ! Тора! Тора! за то, что он назвал творческими различиями, но другие говорили, что это перфекционизм, граничащий с безумием. Куросава пытался создать независимую производственную группу с тремя другими режиссерами, но его фильм 1970 года Dodes'ka-den потерпел неудачу в прокате и обанкротил компанию. Многие из его младших соперников хвастались, что ему конец. Год спустя, не имея возможности получить внутреннее финансирование и страдая от плохого здоровья, Куросава предпринял самоубийство, порезав себе запястья. Хотя он выжил, его несчастья продолжали мучить его до конца 1980-х годов.

Король Лир и Дурак в шторме Уильям Дайс

Куросава находился под влиянием пьесы Уильяма Шекспира Король Лир и позаимствовал элементы из нее.. Оба изображают стареющего военачальника, который решает разделить свое королевство между своими детьми. У Хидэтора есть три сына - Таро, Дзиро и Сабуро - которые соответствуют дочерям Лира Гонерил, Реган и Корделия. В обоих случаях полководец из чувства гордости изгоняет любого, кто с ним не согласен, - в «Лире» это граф Кент и Корделия; в Ран это Танго и Сабуро. Конфликт в обоих заключается в том, что двое детей лорда в конечном итоге обращаются против него, а третий поддерживает его, хотя сыновья Хидеторы гораздо более безжалостны, чем Гонерил и Риган. И Король Лир, и Ран заканчиваются смертью всей семьи, включая лорда.

Между этими двумя историями есть несколько существенных различий. «Король Лир» - это пьеса о незаслуженных страданиях, а сам Лир в худшем случае дурак. Хидэтора, напротив, был жестоким воином большую часть своей жизни: человеком, который безжалостно убивал мужчин, женщин и детей для достижения своих целей. В Ран Леди Каэдэ, Леди Суэ и Цурумару стали жертвами Хидэтора. В то время как в «Короле Лире» герою Глостера выкололи глаза враги Лира, в «Ран» приказ ослепить Цурумару отдал сам Хидэтора. Роль Дурака была расширена до главного персонажа (Киоами), а леди Каэдэ служит эквивалентом Гонерил, но получает более сложный и важный персонаж. Куросава был обеспокоен тем, что Шекспир не дал своим персонажам прошлого, и он хотел дать своей версии Короля Лира историю.

Сложная и вариативная этимология слова Ран, использованного в названии, по-разному переводилась как «хаос» "," бунт "или" бунт "; или означать «обеспокоенный» или «сбитый с толку».

Съемки

Съемки «Рана» начались в 1983 году. На разработку и концепцию съемок военных сцен в фильме повлияло мнение Куросавы о ядерной войне. По словам Майкла Уилмингтона, Куросава сказал ему, что большая часть фильма была метафорой ядерной войны и тревог пост- Хиросимской эпохи. Он считал, что, несмотря на весь технический прогресс 20-го века, все люди узнали, как более эффективно убивать друг друга. В Ране средством апокалиптического разрушения является аркебуза, раннее огнестрельное оружие, которое было представлено в Японии в 16 веке. Аркебузы революционизировали самурайскую войну. Куросава уже затрагивал эту тему в своем предыдущем фильме Кагемуша, в котором кавалерия Такэда уничтожена аркебузами кланов Ода и Токугава.

In Ran, Битва на Хатиман Филд является иллюстрацией этого нового вида войны. Аркебузиры Сабуро уничтожают кавалерию Дзиро и отгоняют его пехоту, вступая в бой из леса, куда кавалерия не может рискнуть. Точно так же убийство Таро и Сабуро снайпером также показывает, как можно легко избавиться от отдельных героев на современном поле боя. Куросава также иллюстрирует эту новую войну своей камерой. Вместо того, чтобы сосредоточиться на воюющих армиях, он часто устанавливает фокусную плоскость за пределами действия, так что в фильме они появляются как абстрактные сущности.

Кастинг

Описание Хидэтора в первом сценарии изначально был основан на Тоширо Мифуне. Однако роль была брошена Тацуе Накадай, актеру, сыгравшему нескольких второстепенных и главных персонажей в предыдущих фильмах Куросавы, таких как Шинген и его двойник в Кагемуша. Другими ветеранами Куросавы в Ран были Масаюки Юи (Танго), Дзиндзи Нэдзу (Дзиро) и Дайсуке Рю (Сабуро), все они были в Кагемуше. Другие актеры-ветераны Куросавы не появлялись в Ран, но продолжали работать с Куросавой снова, например, Акира Терао (Таро) и Миеко Харада (Леди Каэдэ) в Сны и Хисаси Игава (Куроганэ) в обоих «Сновидениях» и Рапсодии в августе. Куросава также нанял двух комиков для более легких моментов: Шинноске «Питер» Икехата в роли дурака Хидэтора Кёами и Хитоши Уэки в качестве конкурирующего военачальника Нобухиро Фуджимаки. Было трудоустроено около 1400 статистов.

Актерский стиль

В то время как большинство персонажей в «Ран» изображены с помощью обычных актерских приемов, два спектакля напоминают японский театр Но. Но - это специализированная форма японского традиционного театра, требующая высококвалифицированных актеров и музыкантов, где эмоции в основном передаются с помощью стилизованных традиционных жестов. Густой, похожий на призрак макияж, который носит персонаж Тацуи Накадай, Хидэтора, напоминает эмоциональные маски, которые носят традиционные исполнители Но. Язык тела, демонстрируемый тем же персонажем, также типичен для театра Но: длительные периоды статического движения и тишины, за которыми следует резкое, иногда резкое изменение позы. Характер леди Каэдэ также находится под влиянием Но. Обработка Но подчеркивает безжалостный, страстный и целеустремленный характер этих двух персонажей.

Музыка

Крейг Лизи, писатель для Movie Music UK, так прокомментировал сильные стороны композитора саундтрека к фильму для целей Куросавы: «Туру Такемицу был выдающимся композитором музыки к фильму в Японии. и Куросава обеспечил свое участие в 1976 году, на ранних стадиях проекта. Их первоначальная концепция партитуры заключалась в использовании татэгоэ, стиля пения «пронзительным голосом» без инструментов. За прошедшие годы концепция музыки Куросавы кардинально изменилась. начал производство, его желание изменилось на 180 градусов, теперь он настаивает на мощной малереске оркестровой партитуре. Такемицу ответил тем, что многие называют его самым романтичным усилием, которое достигло идеального смешения восточных и западных чувств "<. 7>

Такемицу заявил, что на него значительно повлияла японская кармическая концепция ма, интерпретируемая как избыток энергии, окружающий обширную пустоту. Как сказал Лизи: «Такемицу руководили своими усилиями, лучше всего выраженными японским словом ма, которое предполагает несоответствие пустоты, изобилующей энергией. Он рассказывал:« Моя музыка подобна саду, а я - садовник. мою музыку можно сравнить с прогулкой по саду и переживанием изменений света, рисунка и текстуры ».

Этот проект был вторым из двух, которые позволили Куросаве и Такемицу сотрудничать в течение их жизни, первый из которых Dodes'ka-den в 1970 году. Лиси резюмировал второй проект, заявив: «Сотрудничество Куросавы и темпераментного Такемицу было непростым. Куросава постоянно присылал Такемицу записки, которые только приводили его в ярость, поэтому он часто навещал набор, чтобы получить непосредственный чувственный опыт. Такемицу фактически ушел... К счастью, продюсер Масато Хара вмешался, помирился, и Такемицу вернулся в фильм. Годы спустя Такемицу рассказывал: «В целом, у меня все еще есть это чувство...» О, если бы только он оставил мне кое-что еще '... Но теперь, глядя на это... Думаю, все в порядке'.

Куросава изначально хотел Лондонский симфонический оркестр исполнить партитуру для Ран, но встретившись с дирижером Хироюки Иваки из Симфонического оркестра Саппоро, он пригласил Иваки и оркестр для записи. Куросава заставил оркестр сыграть до 40 дублей музыки. Продолжительность саундтрека составляет чуть более часа, и он был переиздан в 2016 году после его первоначального выпуска в 1985 году компанией Silva Screen productions. Его продюсировали Рейнольд да Силва и Дэвид Стоунер.

Темы

Бесполезная жертва наложниц Хидеторы во время резни в замке

Аналогия развития Ран с королем Шекспира Лир распространяется также на тематические элементы, присутствующие в фильме. Как и в случае с «Королем Лиром», центральной темой фильма является тематическое исследование наследования власти между поколениями между одним родителем и его тремя детьми. Джон Ф. Дэнби ​​утверждает по аналогии, что Лир, среди прочего, драматизирует противоположные значения слов «Природа ». В «Ран» тематическое исследование в кинематографии и содержание «природы» и «естественного» пересматриваются много раз, от начальной сцены, изображающей обширные облака, до заключительной сцены, изображающей единственную фигуру, снятую на фоне обширного пейзажа. Слово «неестественное» или слово «ран», переводимое как хаос или «беспорядок», встречается в тематически повторяющихся сценах войны и нигилизма, изображенных на протяжении всего фильма. По аналогии с Шекспиром, Куросава отражает споры во времена Шекспира о том, на что на самом деле были похожи человеческая природа и природа. В фильме Куросавы есть два сильно контрастирующих в тематическом отношении взгляда на человеческую природу: партия Хидэтора (аналог Лира, Глостера, Олбани, Кента) и взгляд его старших сыновей, пришедших к власти (аналог Эдмунда, Корнуолла, Гонерила и Риган).

Как и в случае с Шекспиром, фильм Куросавы тематически исследует эти два аспекта человеческой природы. Леди Каэда и ее муж - новое наследственное поколение, представители эпохи соперничества, подозрительности, славы, в отличие от старого общества, пришедшего из Хидеторы и его времен, с его верой в сотрудничество, разумной порядочностью и уважение к целому как к большему, чем к его частям. Таким образом, Ран, как и Король Лир, является аллегорией. Старое общество средневекового видения, с его неравнодушным королем и военачальником, впадает в заблуждение, и ему угрожает новое наследственное поколение; он частично возрождается и сохраняется благодаря видению нового порядка, воплощенному в отвергнутом младшем сыне Хидеторы, которое в конечном итоге терпит неудачу.

Три темы хаоса, нигилизма и войны повторяются на протяжении всего фильма. Что касается хаоса, во многих сценах Куросава предвещает его, снимая приближающиеся кучево-дождевые облака, которые, наконец, превращаются в бушующий шторм во время резни в замке. Хидэтора - автократ, могущественное присутствие которого поддерживает единство и мир в сельской местности. Его отречение освобождает других персонажей, таких как Дзиро и Леди Каэдэ, для достижения своих собственных целей, что они и делают с абсолютной безжалостностью. В то время как название почти наверняка является намеком на решение Хидеторы отречься от престола (и последующий беспредел), есть и другие примеры беспорядка в жизни, которые Майкл Срагов называет «теорией анархии, просачивающейся вниз. ". Смерть Таро в конечном итоге возвышает леди Каэдэ к власти и превращает Дзиро в невольную пешку в ее планах. Решение Сабуро спасти Хидэтора в конечном итоге привлекает двух соперничающих военачальников и приводит к нежелательной битве между Дзиро и Сабуро, кульминацией которой является уничтожение клана Итимонджи.

Ярким примером хаоса является отсутствие богов. Когда Хидэтора видит леди Суэ, набожную буддистку и самый религиозный персонаж в фильме, он говорит ей: «Будда ушел из этого несчастного мира». Суэ, несмотря на ее веру в любовь и прощение, в конце концов отрубила ей голову. Когда Киоами заявляет, что боги либо не существуют, либо являются причиной человеческих страданий, Танго отвечает: «[Боги] не могут спасти нас от самих себя». Куросава повторил эту мысль, сказав, что «человечество должно смотреть в лицо жизни, не полагаясь на Бога или Будду». Последний кадр фильма показывает Цурумару, стоящего на развалинах своего семейного замка. Будучи не в состоянии видеть, он спотыкается к краю и чуть не падает. Он роняет свиток Будды, который дала ему его сестра, и просто стоит там, «слепой на краю пропасти, лишенный своего бога, в темном мире». Это может символизировать современную концепцию смерти Бога, как также заявил Куросава: «Человек совершенно один... [Цурумару] представляет современное человечество».

В дополнение к его хаотичности элементов, Ран также содержит сильный элемент нигилизма, который присутствует в начальной сцене, где Хидэтора безжалостно охотится на кабана только для того, чтобы воздержаться от его еды, до последней сцены с Цурумару. Роджер Эберт описывает Ран как «фильм 20-го века, действие которого происходит во времена средневековья, в котором старик может прийти к концу своей жизни, выиграв все свои битвы, и по глупости думает, что у него все еще есть сила улаживайте дела для нового поколения. Но жизнь спешит вперед без всякого уважения к исторической преемственности; у его детей есть свои похоти и ярости. Его воля не имеет значения, и они разделят его добычу, как собаки, рвущие тушу "

Это ознаменовало радикальный отход от более ранних фильмов Куросавы, многие из которых уравновешивали пессимизм и надежду. Только Кровавый трон, экранизация шекспировского Макбета, имел столь же мрачные перспективы. Даже Кагемуша, хотя и описывающий падение клана Такэда и их катастрофическое поражение в битве при Нагасино, закончился скорее на ноте сожаления, чем на отчаянии.. Напротив, мир Ран - это гоббсовский мир, где жизнь - это бесконечный цикл страданий, и каждый является злодеем или жертвой, а во многих случаях и тем и другим. Такие герои, как Сабуро, могут поступать правильно, но, в конце концов, они тоже обречены. В отличие от других героев Куросавы, таких как Кикучиё из Семь самураев или Ватанабэ из Икиру, которые умирают, совершая великие дела, Сабуро умирает бессмысленно. Кроткие персонажи, такие как леди Суэ, обречены стать жертвами зла и насилия вокруг них, а коварные персонажи, такие как Дзиро или леди Каэде, никогда не получают шанса искупить грехи и обречены на жизнь зла, завершающуюся насилием. смерть.

Прием

кассовые сборы

Выпущенный 1 июня 1985 года, он имел скромный финансовый успех в Японии. В Японии он заработал ¥ 2,51 миллиарда (12 миллионов долларов), что достаточно для безубыточности. Во Франции, где он был выпущен 18 сентября 1985 года, на фильм было продано 813 081 билет на общую сумму 24 392 430 F ( $ 2 439 243).

В Соединенных Штатах, где он был выпущен в декабре 1985 года, фильм заработал 2–3 миллиона долларов после первого выпуска, а переиздание 2000 года собрало 337 112 долларов. Включая более поздние переиздания в 2010 и 2016 годах, фильм собрал 4 135 750 долларов в США и Канаде.

В Германии, где он был выпущен в 1986 году, на фильм было продано 222 862 билета на общую сумму 735 440 евро (714 912 долларов).. Фильм также собрал 18 692 доллара в Великобритании и 16 215 долларов в Португалии. Таким образом, общая оценка фильма по всему миру составляет примерно 19 324 812 долларов.

Критические обзоры

«Ран» получил признание критиков сразу после премьеры. На сайте агрегатора обзоров Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 96% на основе 78 отзывов и средний рейтинг из 9 из 10. Согласно единодушному мнению критиков, "обширный эпический взгляд Акиры Куросавы на" Короля Лира "должен быть обязательным для просмотра поклонниками вестернов, фильмов о войне или исторических фильмов в целом". На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 96 из 100, основанную на 21 критике, что указывает на «всеобщее признание».

Шон Леви из Portland Oregonian написал: «In Во многих отношениях это самый роскошный фильм Куросавы, праздник цвета, движения и звука: учитывая, что его братья включают Кагемуша, Семь самураев и Дерсу Узала, достижение экстраординарное ". В статье для «Чикаго Сан-Таймс» Роджер Эберт заявил: «Ран - великое, славное достижение». В газете San Francisco Examiner Дж. Аллен Джонсон заявил: «Куросава сделал все возможное для Рана, его одержимость верностью и его любовь к технике экспрессионизма позволили ему свободно перемещаться».

Написание для San Francisco Chronicle, Боб Грэм заявил: «В Ран, ужасы жизни превращаются с помощью искусства в красоту. Наконец-то оно настолько трогательно, что единственной подходящей реакцией является тишина». Джин Сискел пишет «Чикаго Трибьюн» писала: «Физические масштабы Рана ошеломляют. Это почти как если бы Куросава говорит всем покупателям кассет Америки в пьесе по фразе Клинта Иствуда:« Вперед, разрушьте свою ночь »- подождите, чтобы увидеть мой фильм на маленьком экране и обманываете себя тем, чем может быть фильм ». Винсент Кэнби писал для The New York Times:« Несмотря на большие физические возможности и красоту, которая наводит на мысль о пьяном виде,, варварский лиризм, Ран обладает ужасной логикой и ясностью моральной истории, увиденной крупным планом, мифа о том, что будучи совершенно конкретным и конкретным для своего времени и места, остается нестареющим, бесконечно адаптируемым ».

Роджер Эберт наградил фильм четырьмя звездами из четырех с расширенным комментарием:« Куросава (когда снимал Ран) часто должен был иметь ассоциировал себя со старым лордом, когда он пытался собрать этот фильм, но в конце концов он победил, и мой образ его в 75 лет состоит из трех связанных вместе стрел ». В 2000 году он был внесен в список Великих фильмов Эберта.

Михал Срагов, написавший для Салона в 2000 году, резюмировал шекспировское происхождение пьесы: «Лир Куросавы - военачальник 16-го века, у которого есть три сына и карьера, усеянная завоеваниями. Шаг показывает, каким диким и жестоким это было путешествие. Вначале эта смелая, доминирующая фигура, теперь называемая Хидетора, является священным монстром, который хочет быть своего рода заслуженным военачальником. Он надеется передать власть своему старшему сыну, пока он не учел амбиции своего преемника или манипулятивные способности жены своего наследника, которая занимается сексом и политикой любого, кто вторгается в ее сферу ».

Награды

«Ран» был завершен слишком поздно, чтобы попасть в Канны, и его премьера состоялась на первом в Японии Токийском международном кинофестивале. Куросава пропустил премьеру фильма, рассердив м любой в японской киноиндустрии. В результате он не был представлен как заявка Японии на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Серж Сильберман пытался выдвинуть его как совместное производство Франции, но потерпел неудачу. Однако американский режиссер Сидни Люмет помог организовать кампанию по выдвижению Куросавы на лучший режиссер.

Ран был номинирован на премию Академии за художественное руководство, кинематография, дизайн костюмов (который выиграл) и направление Куросавы. Он также был номинирован на Золотой глобус за Лучший фильм на иностранном языке. В Японии Ран был явно не номинирован на «Лучший фильм» на Премии Японской Академии. Тем не менее, он выиграл два приза, за лучшее художественное руководство и лучшую музыку, и получил четыре других номинации за лучшую операторскую работу, лучшее освещение, лучший звук и лучший актер второго плана (Хитоши Уэки, сыгравший покровителя Сабуро, лорда Фуджимаки). Ран получил две награды от Британской академии кино и телевидения за лучший фильм на иностранном языке и лучший гример, а также был номинирован за лучшую операторскую работу, лучший дизайн костюмов, лучший постановочный дизайн и адаптированный лучший сценарий. Несмотря на ограниченный коммерческий успех на момент выхода фильма, признание фильма значительно улучшилось, и теперь он считается одним из шедевров Куросавы.

Ран получил награды за лучший режиссер и лучший зарубежный фильм на конкурсе Национальный совет по обзору, награда за лучший фильм и награда за лучшую операторскую работу (Такао Сайто, Сёдзи Уэда и Асакадзу Накай) от Национального общества кинокритиков, награда за лучший фильм на иностранном языке от Круг кинокритиков Нью-Йорка, награда за лучшую музыку (Тору Такемицу) и приз за лучший иностранный фильм от Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, награду за лучший фильм и награду за лучшую операторскую работу от Бостонское общество кинокритиков, награда за лучший иностранный полнометражный фильм от Amanda Awards из Норвегии, Blue Ribbon Award за лучший фильм, награда за лучший европейский фильм от Bodil Awards, награды за лучший иностранный режиссер от David di Donatello Awards, Joseph Plateau A ward за лучший художественный вклад, награду режиссера года и награду за фильм года на иностранном языке от London Critics Circle Film Awards, лучший фильм, лучшую мужскую роль второго плана (Хисаси Игава) и лучший режиссер от Mainichi Film Concours и награда OCIC от San Sebastian Film Festival.

См. также

Список литературы

Библиография

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Ран (фильм)
Последняя правка сделана 2021-06-03 07:54:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте