Ракуго

редактировать
Традиционная форма японского устного развлечения

Ракугока на фестивале Санма

Ракуго (落 語, буквально «упавшие слова») - это форма японского словесного развлечения. Одинокий рассказчик (落 語 家, rakugoka) сидит на возвышении, kōza (高 座). Используя только бумажный веер (扇子, sensu) и небольшую ткань (手 拭, tenugui ) в качестве реквизита и не вставая из сидячей позиции seiza, художник-ракуго изображает длинную и сложный комичный (а иногда и сентиментальный) рассказ. Сюжет всегда предполагает диалог двух и более персонажей. Разница между персонажами изображается только в изменении высоты тона, тона и легком повороте головы.

Содержание

  • 1 Лексический фон
  • 2 Описание
  • 3 История
  • 4 Важные участники
    • 4.1 Текущие исполнители
  • 5 Названия
  • 6 Известные ракугока
    • 6.1 Эдо (Токио)
    • 6.2 Камигата (Осака)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Лексический фон

Ракуго изначально был известен как карукути (軽 口). Самое старое появление кандзи, которое относится именно к этому типу исполнения, датируется 1787 годом, но в то время сами персонажи (落 と し 噺) обычно читались как отошибанаси (падающий дискурс).

В середине периода Мэйдзи (1868–1912) впервые стало использоваться выражение ракуго, и оно вошло в обиход только в период Сёва ( 1926–1989).

Описание

Оратор находится в середине аудитории, и его цель - стимулировать общее веселье тоном и ограниченными, но специфическими телодвижениями. Монолог всегда заканчивается повествовательным трюком (изюминка ), известным как очи (落 ち, букв. «Падение») или мудрецом (下 げ, букв. «Опускание»), состоящим из внезапное прерывание процесса игры слов. Кодифицировано и признано двенадцать видов очи, причем более сложные вариации со временем эволюционировали из более основных форм.

Раннее ракуго превратилось в различные стили, включая сибайбанаси (芝 居 噺, театральные дискурсы), онгёкубанаси (音 曲 噺, музыкальные дискурсы), кайданбанаси (см. кайдан (怪 談 噺, дискурсы призраков)) и ниндзёбанаши (人情 噺, сентиментальные беседы). Во многих из этих форм отсутствует очи, необходимый для оригинального ракуго.

Ракуго был описан как «ситком с одним человеком, играющим все роли» Норико Ватанабе, доцентом кафедры современных языков и сравнительной литературы в колледже Баруха.

История

Синдзюку суэхиротей - знаменитый театр водевилей в Токио, где проводятся мероприятия ракуго.

Ракуго был изобретен буддийскими монахами в девятом и десятом веках, чтобы сделать их проповеди более интересными и написанными. Традиция восходит к сборнику рассказов Удзи Сюи Моногатари (1213–1218).

Постепенно форма из юмористического повествования превратилась в монолог, вероятно, по просьбе даймё (феодалов), ищущих людей, достаточно квалифицированных, чтобы развлекать их различными видами повествования.

В течение периода Эдо (1603–1867), благодаря появлению торгового класса чёнин, ракуго распространился на низшие классы. Было сформировано множество исполнительских коллективов, наконец, напечатаны сборники текстов. В 17 веке актеры были известны как ханашика (написано как 家, 咄 家 или 話 家; «рассказчик»), что соответствует современному термину ракугока (落 語 家, «человек падающего слова»).

До появления современного ракуго существовали кобанаси (小 噺): короткие комические виньетки, оканчивающиеся на очи, популярные между 17 и 19 веками. Они проводились в небольших общественных местах или на улицах, печатались и продавались в виде брошюр. Происхождение кобанаси можно найти в «Кино ва кё но моногатари» («Вчерашние истории, рассказанные сегодня», около 1620 года), работе неизвестного автора, в которой собрано около 230 историй, описывающих общий класс.

Важные участники

Asakusa Engei Hall - еще один известный театр водевилей в Токио, в котором проводятся мероприятия ракуго.

Многие артисты внесли свой вклад в развитие ракуго. Некоторые были просто исполнителями, но многие сочиняли и оригинальные произведения.

Среди наиболее известных ракугока периода Токугава были такие исполнители, как Анракуан Сакудэн (1554–1642), автор Сэйсуйсё (Смех, чтобы прогнать сон, 1628), собрание более 1000 рассказов. В Эдо (сегодняшний Токио ) также жил [де ] (1649–1699), который написал Shikano Buzaemon kudenbanashi (Устные наставления Шикано Бузаэмона) и Shika no makifude (Кисть оленя, 1686), произведение, содержащее 39 рассказов, одиннадцать из которых относятся к кабуки среде. [джа ] (1743–1822) был автором Ракуго рокуги (Шесть значений Ракуго).

Киото был домом [джа ] (1643–1703), который считается отцом традиции ракуго области Камигата (Камигата ракуго (上方落 語)). Его произведения включены в «Карукути цую га ханаши» («Рассказы юмора Цую, дата составления неизвестна»), в которые входят множество словесных игр, эпизоды из жизни известных литературных авторов и пьесы на различных диалектах из Токио, Осака и районы Киото.

Аналогичной структуры является Карукути годзэн отоко (Однострочные: Важный рассказчик, дата публикации неизвестна), в которой собраны рассказы [джа ], жившего в Осаке. ближе к концу 17 века. Пример из коллекции Ёнэдзава Хикохати:

Мужчина теряет сознание в ванне. В последующем большом замешательстве приходит врач, который измеряет пульс и спокойно дает инструкции: «Выдерните вилку и слейте воду». Как только вода полностью вытечет из ванны, он говорит: «Хорошо. А теперь закрой ее и отнеси парня на кладбище».

Потому что бедняга уже мертв. Шутка становится понятнее, если заметить, что традиционная японская ванна для купания имеет форму гроба.

Действующие исполнители

Текущие исполнители ракуго: Кацура Бунши VI, Татибаная Такэдзо II, Татекава Синосукэ и Хаясия Сёдзо (9-й). Более того, многие люди, которых считали более популярными комиками, изначально обучались как ракугока ученики, даже принимая сценические имена, данные им их мастерами. Некоторые примеры включают Акашия Санма, Сёфукутей Цурубэ II и. Другой известный исполнитель ракуго, Шидзаку Кацура II, был известен за пределами Японии своими исполнениями ракуго на английском языке.

Титулы

Известная ракугока

Эдо (Токио)

Последняя правка сделана 2021-06-03 07:17:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте