ရခိုင်လူမျိုး (Бирманцы ) | |
---|---|
Ракхайнские ученики в народных костюмах, 2018. | |
Общая численность населения | |
3,361,000 (оценка 2010 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мьянма | 3,300,000 |
Индия | 50,000 |
Бангладеш | 2,500 |
Языки | |
араканцы, бирманцы | |
религия | |
буддизм тхеравады | |
родственные этнические группы | |
китайско-тибетские народы (вкл. бамарцы, народ марма ) |
народ ракхайн или араканский народ (бирманский : ရခိုင်လူမျိုး, произношение ракхайн:, Бирманское произношение: ) - это юго-восточноазиатская этническая группа в Мьянме (Бирма), образующая большинство населения прибрежного региона современного штата Ракхайн (ранее официально называвшегося Аракан ). Они, возможно, составляют 5,53% или более от общей численности населения Мьянмы, но нет точных данных. есть данные переписи. Ракхайнцы также живут в юго-восточных частях Бангладеш, особенно в округе Читтагонг и округе Барисал. Группа потомков ракхайнов, живущих в Читтагонгских горных районах Бангладеш, по крайней мере, с XVI века, известна как народ марма или народ мог.
потомки араканцев распространились на север до штата Трипура в Индии, где их присутствие восходит к восхождению араканского царства, когда Трипура находилась под властью араканских царей. На северо-востоке Индии эти араканцы упоминаются как Мог, в то время как в индийской истории марма (этнические потомки араканцев в Бангладеш ) и другие араканцы называются Народ магов.
Ракхайны - это преимущественно буддисты тхеравады и являются одной из четырех основных буддистских этнических групп Бирмы (остальные - Бамар, Шан и народ пн ). Они утверждают, что являются одной из первых групп, которые стали последователями Гаутамы Будды в Юго-Восточной Азии. Культура Ракхайна похожа на доминирующую бирманскую культуру, но с большим индийским влиянием, вероятно, из-за ее географической изоляции от материковой Бирмы, разделенной Араканскими горами, и его более близкой близости к Индия. Следы индийского влияния остаются во многих аспектах араканской культуры, включая ее литературу, музыку и кухню. Традиционная борьба ракхайн также играет важную роль в ее культуре. Ракхайн mont di, разновидность традиционной лапши, популярна в Мьянме.
Язык ракхайн тесно связан с и обычно взаимно понятен с бирманским. Ракхайн особенно сохраняет звук / r /, который в бирманском стал / j /. В современном письме ракхайна используется бирманский алфавит. Раньше письменность Ракхавунна, найденная в каменных надписях в эпоху Весали (Ветхали), использовалась для письма на Аракане.
Древний Дханьявади (Пали : Дханнявати) лежит к западу от горного хребта между реками Каладан и Ле-Мро. Его городские стены были сделаны из кирпича и образуют неправильный круг с периметром около 9,6 км (6,0 миль), охватывая площадь около 4,42 квадратных километров (1,71 квадратных миль). За стенами местами все еще видны остатки широкого рва, теперь заиленного и покрытого рисовыми полями. Остатки кирпичных укреплений можно увидеть вдоль холмистого хребта, защищавшего с запада. Внутри города подобная стена и ров окружают территорию дворца, площадь которой составляет 0,26 квадратных километров (0,10 квадратных миль), а другая стена окружает сам дворец. Аэрофотоснимки показывают, что оросительные каналы и резервуары Дханьявади были сосредоточены на территории дворца.
Макропериод | Период | Год начала | Год окончания | Правитель | Заметки |
---|---|---|---|---|---|
Дханьявади | Первый Дханьявади | 3525 г. до н.э. | 1489 г. до н.э. | Царь Мараю | |
Второй Дханьявади | 483 г. до н.э. | 580 г. до н.э. | Царь Канразагри | ||
Третий Дханьявади | 580 г. до н.э. | 326 г. н.э. | Царь Чандра Сурия | Великий образ Махамуни был отлит и, вероятно, первым местным проявлением буддизма. Считается, что денежная система путем чеканки монет была введена в экономике Ракхайна. | |
Весали - Лемро | Весали Кьяук Хлайга | 327 | 794 | Король Дван Чандра | |
Самбавак | 794 | 818 | Принц Нга Тонг Монг (видел Шве Лу) | ||
Лемро | 818 | 1430 | Король Нга Тоне Ман | Этот период был высочайшей цивилизацией в Заливе и процветал благодаря активной международной торговле с Западом. Процветали города Пьинса, Пурайн, Таунг-Нгу и Наринсара, Лаунгкрат. В этот период в торговых отношениях в Ракхайне использовались золотые и серебряные монеты. | |
Голден Мраук-У | Первый Золотой Мраук-У | 1430 | 1530 | Король Мун Со Мван (Мин Со Мон ) | |
Второй Золотой Мраук-У | 1530 | 1638 | Закреплен королем Мун Бун (Мун Ба Гри, Мин Бин ) | Ракхайн достиг в зените национального единства и времени наибольшего могущества в заливе в этот период. | |
Третий Золотой период Мраук-У | 1668 | 1784 | Король Махатхамада Раза (Маха Тхаммада ) |
Мраук-У, последнее королевство независимого Аракана, основанное королем Монг Сав Мон в 1430 году, стал главным центром буддизма, достигнув зенита золотого века.Мраук-У был разделен на три периода: самый ранний период (1430-1530), средний период (1531-1638) и последний период ( 1638–1784). В араканских древностях в Мраук-У, кажется, есть рациональное свидетельство того, где обосновался буддизм. Золотые дни города Мраук-У, th Эпохи XVI и XVII веков были современниками королей Тюдоров, Моголов, царей Аюттхая и царей Авы (Инва), Таунгу и Хантавадди в Мьянме. Мраук-У был космополитическим городом, укрепленным 30-километровым укреплением и сложной сетью рвов и каналов. В центре города находилось Королевское место, возвышающееся над окрестностями, как азиатский Акрополь. Водные пути, образованные каналами и ручьями, снискали славу своего сходства с Венецией.
Мраук-У предлагает одни из самых богатых археологических памятников в Юго-Восточной Азии. К ним относятся каменные надписи, изображения Будды, следы Будды и сама великая пагода, которая, лишившись ее построенной позже вершины, будет иметь тот же дизайн, что и стиль Гупта в древней Индии. В городе золотого Мраук-У разбросаны бесчисленные храмы и пагоды, которые сохранились как места, оказывая тем самым большое влияние на духовную жизнь людей.
Самый древний артефакт, каменное изображение Толстого монаха с надписью «Саччакапарибаджака Джина» шрифтом брахми. датируется первым веком нашей эры.
Археолог Форчхаммер обнаружил древнюю каменную надпись на языке Нагари. Этот холм, известный как Салагири, был местом, где великий учитель прибыл в Ракхайн около 2500 лет назад. Где-то в восточной части этого холма в 1923 году было найдено каменное изображение в Дхамма-чакра-мудре, которое сейчас хранится в музее Мраук-У. Эта рельефная скульптура, найденная на холме Салагири, представляет бенгальского индуистского царя Чандру. Сурия относится к 4 веку нашей эры; Еще пять плит из красного песчаника с резьбой были найдены недалеко от юга этого холма Салагири в 1986 году. Они того же типа, что и единственная плита, найденная ранее в 1923 году. Эти резные плиты Бхумипара-мудра, Караруна-мудра, Дхаммачакра-мудара, и Ммахапариниббана-мудра представляют жизнь Будды.
Эти скульптуры представляют собой самые ранние свидетельства о приходе буддизма в Ракхайн; при жизни Будды, и эти открытия, следовательно, предполагались как фигуры царя Чандры Сурии из Дьянавади, который посвятил Великий образ Маха Муни. Эти археологические находки были изучены выдающимися учеными, и пришли к выводу, что Маха Муни был создан в эпоху царя Санда Сурия.
Основатель города Весали, царь Дван Чандра вырезал изображение Будды Весали Парагри в 327 году нашей эры и установил посвятительную надпись на палийском стихе:
йе дхамма хетуппабхава / Татхагато аха / тесан ча йо ниродхо / эвамвади Махасамано
Это изображение Будды вырезано из цельного блока и является самым ранним изображением Весали.
Значение стиха Йе Дхамма Хету следующее.
Об этих дхаммах, которые возникают из причин / Татхагата провозгласил причины / Господь Будда проповедовал о причинах / И следствиях, полученных причинами / И то, что является их прекращением, Ниравда Титеша / Это провозглашает великий аскет.
Этот стих, который считается сущностью духа Тхеравады, свидетельствует о том, что буддизм в Весали достиг высшей степени процветания. Отношения Весали с зарубежными странами, особенно с Цейлоном, будут установлены для буддизма.
Надписи на камнях выполнены на санскрите шрифтом Брахма, пали, ракхайн, пью. Надписи Анандачандры датируются 729 годом, первоначально из Весали, которые сейчас хранятся в Шитетхаунге, указывают на адекватные доказательства самого раннего основания буддизма. Анализ доктора Э. Х. Джонстона раскрывает список королей, которых он считал надежными, начиная с династии Чандра. Надпись на западном лице состоит из 72 строк текста, записанных в 51 стихе, описывающих правителей предков Анандачандры. На каждом лице было записано имя и период правления каждого царя, который, как считается, правил страной до Анандачандры. Археология показала, что создание множества каменных пагод и надписей, которые веками полностью игнорировались в различных частях Ракхайна, говорят о популярном буддизме.
Каменные кубические надписи фиксируют мирное соглашение между губернатором Тандавая (Сандовай) Монг Хари (1433–1459, известный на бирманском языке как Мин Хайи ) и императором Мон Разадхираджем в надписи на Ракхайне.. Он был найден на гарнизонном холме в старейшем месте Парейна. Каменная плита с предполагаемой фигурой индуистского бенгальского царя Чандра Сурия свидетельствовала о традиции Салагири, изображая приход Учителя в Дьянявадди.
Венцом истории Ракхайна стал Съезд буддийского совета на вершине золотого холма Весали под королевским покровительством короля Дхаммавидзая в 638 год нашей эры совместными усилиями двух стран, Ракхайна и Цейлона. В этом знаменательном триумфе великого совета приняли участие тысяча монахов с Цейлона и тысяча монахов из королевства Ракхайн. В качестве достойного празднования этого события было предпринято пышное строительство пагод, статуй и монастырей с целью вписать Трипитаку. После Весали Пьинса была основана династией Лемро в 818 году; великим королем династии (818–1430) был король Мим-Инь-Пру, который обратил свое внимание на развитие буддизма, и в 847 году он созвал второй буддийский собор в Ракхайне, на котором присутствовали 800 архатов. Хроники Ракхайна сообщают, что в них Трипитака и Аттхакатха были начертаны на золотой пластине и сохранены. Никогда не было препятствий в практике буддийской веры Тхеравады с тех пор, как она появилась в Ракхайне. Обильные находки надписи стиха Ye Dhamma были практическим доказательством того, что Тхеравада была доминирующей верой, если верить эпиграфическим и археологическим источникам. Королевское покровительство всегда было значительным фактором, способствовавшим стабильности и прогрессу религии в Ракхайне.
Архитектура напоминает архитектуру Индии, особенно Восточной Индии, из-за цивилизационных влияний. Араканские хроники отмечают, что в Мраук-У процветало более шести миллионов святынь и пагод. Фактически они составляли гордость золотого Мраук-У. Доктор Форчхаммер в своей книге под названием «Аракан» «по прочности, архитектурному мастерству и орнаменту храмы Мраук-У намного превосходят храмы на берегу Арравади». Буддийское искусство как в области архитектуры, так и в области строительства изображений будд находится на одной линии расцвета. Наглядный пример этого факта можно увидеть в храме пагоды Читтхаунг и колоссальном храме Дюккантеин. Золотые и серебряные монеты - бесценное наследие периода Мраук-У. Традиция изготовления монет унаследована от королей Весали, которые начали чеканить монеты примерно в пятом веке. На данный момент найдены монеты только одного достоинства. На монетах написаны титул правящего короля и год его коронации; На монетах до 1638 г. с одной стороны были надписи Ракхайн, а с другой - персидские и нагари. Включение иностранных надписей было предназначено для легкого принятия соседними странами и арабскими торговцами. К настоящему времени найдено двадцать три типа серебряных монет и три типа золотых монет. Монеты выпускали все короли, взошедшие на престол. Городские стены, ворота, поселения, монастыри, крепости, гарнизоны и рвы - это еще одно бесценное наследие, оставшееся на хранении сегодняшнего народа ракхайн. Каменные развалины гордых особняков того периода также являются бесценным напоминанием о славе Ракхайна.
Неудивительно, что Мраук У правильно известен как «Земля пагод», а европейцы называли Мраук У «Золотым городом». Ракхайны того времени гордились Мраук У. Они были полностью удовлетворены тем, что были жителями Мраук У. История показывает, что происходило в городе в ранние времена.
В страну несколько раз вторгались монголы, понедельник, бамар, а также португальцы и наконец, Бамар в 1784 году, когда армии во главе с наследным принцем, сыном короля Бодаупая, из династии Конбаунгов Бирмы прошли через западную Йому (Араканские горы ) и аннексировали Ракхайн. Религиозные реликвии королевства были украдены из Ракхайна, в первую очередь статуя Будды Махамуни, и перевезены в центральную Бирму, где они остаются сегодня. Народ Ракхайна десятилетиями сопротивлялся завоеванию королевства. Борьба с сопротивлением Ракхайна, которое сначала возглавлял Нга Тхан Де, а затем Чин Баян в приграничных районах, создала проблемы между Британской Индией и Бирмой. 1826 год ознаменовался поражением Бамара в Первой англо-бирманской войне, и Ракхайн был передан Великобритании по Яндабо. Ситтве (Акьяб) был назначен новой столицей Ракхайна. В 1852 году Ракхайн был объединен с Нижней Бирмой в качестве территориального подразделения.
Ракхайн был центром нескольких восстаний, которые боролись против британского правления, в частности, во главе с монахами У Оттама и.
Во время Второй мировой войны Ракхайн получил автономию от японской оккупации Бирмы и даже получил собственную армию, известную как Силы обороны Аракана. Силы обороны Аракана перешли на сторону союзников и обратились против японцев в начале 1945 года.
В 1948 году Ракхайн стал подразделением в составе Бирманского Союза. В 1974 году новая конституция правительства Не Вин предоставила Ракхайнскому округу статус «штата», но этот жест в значительной степени считался бессмысленным, поскольку военная хунта имела всю власть в стране и в Ракхайне. Современные ракхайны в основном живут в штате Ракхайн, некоторых частях округа Иравади и округа Янгон в Бирме. Небольшое количество ракхайн проживает в южной части Бангладеш и Индии.
Существует небольшая община народа ракхайн, населяющая прибрежные районы Патуакхали, Боргуна и Кокс-Базар, мигрировав в Бангладеш из Мьянмы до образования этих двух современных стран. Общая численность населения - 2500 человек.
Ракхайны высадились в Кокс-Базаре и районе Патуахали. Королевство Конбаунг в Бирме аннексировало Аракан в 1784 году, и в 1796 году беженцы переехали в Кокс-Базар. Британский колониальный офицер Ост-Индской торговой компании капитан Хирам Кокс, получил задание предоставить землю беженцам в 1799 году. Приблизительно 100 тысяч беженцев были поселены в Кокс-Базаре, Читтагонг-Хилл-Трактс и Патуакхали правительством Ост-Индской компании. Они поселились в районе Патуакхали и районе Баргуна в 19 веке.
Ракхайн, писавший в бангладешском буддийском погодеНарод Ракхайн и местное бенгальское население выработали уникальный диалект через которые они могли общаться. Народ ракхайн смог сохранить свою культуру, язык и религию в Бенгалии. В Ракхайне отмечают такие фестивали Ракхайн, как Санггренг и Най-чайка. Последняя языковая школа Ракхайн в Куакате закрылась в 1998 году из-за нехватки средств. В январе 2006 года Чин Тан Монжур, открытая языковая школа Ракхайн, которая расширилась до трех новостных школ и использовала книги на языке Ракхайн из Мьянмы. Школы были вынуждены закрыться из-за нехватки средств.
В округе Патуакхали и округе Баргуна Бангладеш численность населения Ракхайна сократилась с максимума примерно 100 000 в 20 веке до 2 500 в 2015 году. Многие ракины бежали в Мьянму, спасаясь от преследований бенгальцев. Раньше здесь было 19 буддийских храмов, а к 2015 году их число сократилось до одного. Кладбище Ракхайн в Талтали Упазила, район Баргуна, было 150 лет назад. Его насильно захватили местные землевладельцы. Население Ракхайн в округе уменьшилось на 95%, а земли, принадлежащие Ракхайну, уменьшились на 83%. Земля Ракхайн также захвачена политиками в районе Патуахали.