Раджаз (просодия)

редактировать

Раджаз (رَجَز, буквально «тремор, спазм, судороги, которые могут возникнуть в задней части верблюда, когда он хочет подняться») - это метр, используемый в классической арабской поэзии. Стихотворение, сочиненное в этом размере, - это урджуза. На метр приходится около 3% сохранившихся древних и классических арабских стихов.

Эта форма имеет базовый рисунок ступни | х х и - | (где «-» представляет длинный слог, «u» - короткий слог, а «x» - слог, который может быть длинным или коротким). Линии чаще всего имеют длину три фута (триметр), но также могут быть двух футов (диметр). Обе формы также имеют каталектическую версию с последней ступней | х - - |. Таким образом, возможны следующие формы:

| х х и - | х х и - | х х и - | (триметр)
| х х и - | х х и - | х - - | (каталектический триметр)
| х х и - | х х и - | (диметр)
| х х и - | х - - | (dimeter catalectic)

Традиционная раджазная стопа | - - u - |, | u - u - |, или | - u u - |, как показано в мнемоническом (Tafā'īl) Мустафилун Мустафилун Мустафилун (مُسْتَفْعِلُنْ مُسْتَفْعِلُنْ مُسْتَفْعِلُنْ). В исключительных случаях оба слога anceps короткие.

В отличие от классических арабских метров линии раджаза не делятся на полустишия. Ранние арабские поэты рифмовали каждую строчку на один звук на протяжении всего стихотворения. Популярной альтернативой поэзии раджаза была куплетная рифма muzdawij, давшая жанр, называемый muzdawija.

Несмотря на то, что раджаз широко считался самым старым из арабских метров, раджаз не пользовался большим уважением в доисламские и ранние исламские периоды. как подобная (а иногда и неотличимая от) рифмованная прозаическая форма садж '. Как правило, он использовался для низкостатусных повседневных жанров, таких как колыбельные, или для импровизации, например, импровизированных подстрекательств к битве.

Раджаз приобрел популярность к концу периода Омейядов с поэтами (dc 91/710), (d. 145/762) и (d. До 125/743) все составление длинных фигур в стиле qaṣīda в метр. Абу Нувас также особенно любил эту форму.

В двадцатом веке в ответ на эстетику свободного стиха раджаз, как в традиционной форме, так и в других формах. новаторские адаптации, получившие новую популярность в арабской поэзии, с ключевыми представителями в первой половине века, включая поэтов Элиаса Абу Шабаки и Бадра Шакира ас-Сайяба (ср. его 'Ун ш удат аль-Махар'). Начиная с 1950-х годов в основе стихотворных композиций часто лежат раджазные стопы.

Пример

Известным ранним примером является следующее подстрекательство к битве со стороны Hind bint Utbah (6th / 7 век н.э.), показывающий форму | х х и - | u - u - |, причем первые два элемента в основном длинные, а пятый всегда короткий:

نَحْنُ بَنَاتُ طَارِقِ ،
نَمْشِي عَلَى النَّمَارِقِ ،
الدُرُّ ان اتُ مَخَ>
وَالمِسْكُ فِي المَفَارِقِ ،
نْ تُقْبِلُوا نُعَانِقِ ،
وْ تُدْبِرُوا نُفَـارِقِ ،
<<يالمَفَار намши 'ала н-намарики
вад-дурру фи ль-маханики
вал-мишку фи ль-мафарики
' ин тукбилу ну'аники
'aw tudbirū nufāriqī
firāqa ghayra wāmiqī
Мы те девушки-шарики
Мы ходим по ярмарке ковров
Наши шеи украшены жемчугом
И мускус на наших волосах
Если вы продвинетесь, мы обнимем вас
Или, если вы убежите, мы будем избегать вас
И мы больше не будем любить вас
| - u u - | u - u - |
| - - у - | u - u - |
| - - у - | u - u - |
| - - у - | u - u - |
| - - у - | u - u - |
| - - у - | u - u - |
| u - u - | u - u - |

Ключевые исследования

  • Пять собраний раназов: (аль-Аглаб аль-Ишли, Башир ибн ан-Никт, Хандал ибн аль-Мутханна, Сумайд аль-Арках, Гайлан ибн Хурайт), изд. Автор: Яакко Хямеен-Анттила, Studia Orientalia, 76 / Материалы для изучения поэзии раназов, 2 (Хельсинки: Финское восточное общество, 1995), ISBN 9519380264
  • Малые собрания радазов: (Khiṭām аль-Мухаши, два Дукайна, аль-Кулах ибн Азн, Абу Мухаммад аль-Факаси, Мансур ибн Мартад, Химьян ибн Кузафа), изд. Яакко Хямеен-Анттила, Studia Orientalia, 78 / Материалы для изучения поэзии Рагаз, 3 (Хельсинки: Финское восточное общество, 1996), ISBN 9519380280
  • Манфред Ульманн, Untersuchungen zue Raǧazpoesie. Ein Beitrag zur arabischen Sprach- und Literaturewissenschaft (Wiesbaden, 1966)
  • Д. Фролов, «Место Раджаза в истории арабского стиха», Journal of Arabic Literature, 28 (1997), 242-90, https://www.jstor.org/stable/4183399

Литература

Последняя правка сделана 2021-06-03 07:07:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте