Райнер Вернер Фассбиндер | |
---|---|
Фассбиндер в 1980 году | |
Родился | (1945-05-31) 31 мая 1945. Бад-Вёрисхофен, Бавария, Германия |
Умер | 10 июня 1982 (1982-06 -10) (37 лет). Мюнхен, Западная Германия |
Причина смерти | Кокаин и барбитураты передозировка |
Место отдыха | Богенхаузенер Фридхоф, Мюнхен |
Род занятий | Режиссер, актер, драматург, театральный режиссер, композитор, кинематографист, редактор, эссеист |
Годы работы | 1965–1982 |
Супруг (а) | Ингрид Кейвен (m.1970; div. 1972) |
Веб-сайт | fassbinderfoundation.de |
Райнер Вернер Фассбиндер (немецкий: ; 31 мая 1945 - 10 июня 1982), иногда обозначается как R. В. Фассбиндер был западногерманским режиссером, актером, драматургом, театральным режиссером, композитором, кинематографистом, редактором и эссеистом. Он широко известен как видная фигура и катализатор движения Новое немецкое кино.
Его первым полнометражным фильмом был гангстерский фильм под названием Любовь холоднее смерти (1969); он добился своего первого коммерческого успеха на внутреннем рынке с серией The Merchant of Four Seasons (1972) и своего первого международного успеха с серией Ali: Fear Eats the Soul (1974), оба из которых считаются шедеврами современными критиками. Затем последовали крупнобюджетные проекты, такие как Despair (1978), Lili Marleen и Lola (оба 1981).
Его величайший успех пришел к книге Женитьба Марии Браун (1979), описывающей взлеты и падения немецкой женщины после Второй мировой войны. Другие известные фильмы: Горькие слезы Петры фон Кант (1972), Фокс и его друзья (1975), Отвар Сатаны (1976) и Querelle (1982), все из которых были посвящены темам геев и лесбиянок.
Фассбиндер умер 10 июня 1982 года в возрасте 37 лет от смертельной смеси из кокаина и барбитуратов. Его карьера длилась менее двух десятилетий, но он был чрезвычайно плодотворным; он снял более 40 художественных фильмов, два телесериала, три короткометражных фильма, четыре видеопродукции и 24 пьесы.
Фассбиндер родился в небольшом городке Бад-Вёрисхофен 31 мая 1945 года. Он родился через три недели после армии США оккупации города и безоговорочная капитуляция Германии. Последствия Второй мировой войны глубоко отметили его детство и жизнь его семьи. В соответствии с пожеланиями своей матери Фассбиндер позже утверждал, что родился в 1946 году, чтобы более четко заявить о себе как о ребенке послевоенного периода; его настоящий возраст был раскрыт незадолго до смерти. Он был единственным ребенком Лизелотты Пемпейт (1922–93), переводчика, и Хельмута Фассбиндера, врача, который работал в квартире пары на Зендлингер-штрассе, недалеко от Мюнхена. 162>квартал красных фонарей. Когда ему было три месяца, он остался с дядей и тетей по отцовской линии в деревне, так как его родители боялись, что он не переживет зиму с ними. Ему был один год, когда его вернули родителям в Мюнхен. Мать Фассбиндера происходила из Вольного города Данцига (ныне Гданьск, Польша ), откуда многие немцы бежали после Второй мировой войны. В результате несколько ее родственников переехали жить к ним в Мюнхен.
Родители Фассбиндера были культурными представителями буржуазии. Его отец в основном сосредоточился на своей карьере, которую он видел как средство удовлетворить свою страсть к написанию стихов. Его мать в основном игнорировала его, проводя большую часть своего времени с мужем, работая над его карьерой. В 1951 году Лизелотт Пемпейт и Гельмут Фассбиндер развелись. Хельмут переехала в Кельн, а Лизелотта воспитывала сына в Мюнхене как мать-одиночка. Чтобы содержать себя и своего ребенка, Пемпейт поселилась в пансионе и нашла работу переводчиком с немецкого на английский. Когда она работала, она часто отправляла сына в кино, чтобы скоротать время. Позже Фассбиндер утверждал, что смотрел по крайней мере один фильм в день, а иногда даже четыре. В течение этого периода Пемпейт часто находилась вдали от сына надолго, пока она выздоравливала от туберкулеза. В отсутствие матери о Фассбиндере заботились арендаторы и друзья его матери. Поскольку его часто оставляли одного, он привык к независимости и, таким образом, стал несовершеннолетним правонарушителем. Он столкнулся с младшим любовником своей матери Сигги, которая жила с ними, когда Фассбиндеру было около восьми или девяти лет. У него были аналогичные сложные отношения с гораздо более старшим журналистом Вольфом Эдером (около 1905–1971), который стал его отчимом в 1959 году. В раннем подростковом возрасте Фассбиндер стал гомосексуалистом.
В подростковом возрасте Фассбиндер был отправлен в интернат. Его пребывание там было омрачено его неоднократными попытками побега, и в конце концов он бросил школу до любых выпускных экзаменов. В 15 лет он вместе с отцом переехал в Кельн. Хотя они постоянно ссорились, Фассбиндер оставался со своим отцом на пару лет, посещая вечернюю школу. Чтобы заработать денег, он работал на небольших работах, а также помогал отцу, который сдавал ветхие квартиры рабочим-иммигрантам. За время, проведенное со своим отцом, Фассбиндер начал погружаться в мир культуры, писать стихи, короткие пьесы и рассказы.
В 1963 году в возрасте восемнадцати лет Фассбиндер вернулся в Мюнхен. с планами посещать вечернюю школу с идеей в конечном итоге изучать драматическое искусство. По совету матери он брал уроки актерского мастерства и с 1964 по 1966 год посещал актерскую студию Фридля-Леонхарда в Мюнхене. Там он встретил Ханну Шигулла, которая стала одним из его самых важных актеров. За это время он снял свои первые 8-миллиметровые фильмы и работал ассистентом режиссера, звукорежиссером или в небольших актерских ролях. В этот период он также написал трагико-комедийную пьесу «Капли на горячих камнях». Чтобы поступить в Берлинскую киношколу, Фассбиндер представил киноверсию своей пьесы «Параллели». Он также участвовал в нескольких 8-миллиметровых фильмах, в том числе «Эта ночь» (теперь считается проигранным ), но ему было отказано в допуске, как и Вернер Шрётер и Роза фон Праунхайм который также сделал бы карьеру в качестве режиссера.
Он вернулся в Мюнхен, где продолжил писать. Он также снял два короткометражных фильма «Городской бродяга» (Der Stadtstreicher, 1966) и «Маленький хаос» (Das Kleine Chaos, 1967). Снятые в черно-белом, они были профинансированы любовником Фассбиндера, Кристофом Розером, начинающим актером, в обмен на главные роли. Фассбиндер снимался в обоих этих фильмах, в которых также фигурировала Ирм Херманн. В последнем его мать - под именем Лило Пемпейт - сыграла первую из многих ролей в фильмах своего сына.
Фассбиндер присоединился к Мюнхенскому экшн-театру в 1967 году; там он работал актером, режиссером и сценаристом. Через два месяца он стал руководителем компании. В апреле 1968 года он поставил премьерную постановку своей пьесы «Кацельмахер», в которой рассказывается история иностранного рабочего из Греции, который становится объектом сильной расовой, сексуальной и политической ненависти среди группы баварских бездельников. Несколькими неделями позже, в мае 1968 года, Театр Экшн был распущен после того, как его театр был разрушен одним из его основателей, завидуя растущему влиянию Фассбиндера в группе. Он быстро преобразовался в Антитеатр под руководством Фассбиндера. Труппа жила и выступала вместе. В эту сплоченную группу молодых актеров входили Фассбиндер, Пер Рабен, Гарри Бэр и Курт Рааб, которые вместе с Ханной Шигуллой и Ирм Германн стали наиболее важные члены его кинематографической акционерной компании. Работая с Anti-Theatre, Фассбиндер продолжал писать, направлять и играть. За восемнадцать месяцев он поставил двенадцать пьес. Четыре из этих двенадцати пьес были написаны Фассбиндером; он переписал пять других.
Стиль его постановки сцены очень напоминал стиль его ранних фильмов, смесь хореографических движений и статичных поз, заимствованных не из традиций сценического театра, а из мюзиклов, кабаре, фильмов и студентов. протестное движение.
После того, как он снял свои первые полнометражные фильмы в 1969 году, Фассбиндер сосредоточил свои усилия на своей карьере кинорежиссера, но периодически оставался в театре до самой смерти. Он работал в различных постановках по всей Германии и поставил несколько спектаклей на радио в начале 1970-х годов. В 1974 году Фассбиндер взял под свой контроль Театр Ам Турм (TAT) во Франкфурте; когда этот проект закончился провалом и противоречиями, Фассбиндер стал меньше интересоваться театром.
Фассбиндер использовал свою театральную работу как трамплин для создания фильмов; и многие актеры и съемочная группа Anti-Theater работали с ним на протяжении всей его карьеры (например, он снял по 20 фильмов с актрисами Ханной Шигуллой и Ирм Херрманн). На него сильно повлияли Verfremdungseffekt (эффект отчуждения) Брехта и французское кино Новой волны, особенно работы Жана-Люка Годара. Фассбиндер рано развил свои быстрые методы работы. Поскольку он так хорошо знал своих актеров и техников, Фассбиндер мог снимать до четырех или пяти фильмов в год с очень низким бюджетом. Это позволило ему успешно бороться за государственные гранты, необходимые для продолжения создания фильмов.
В отличие от других крупных авторов нового немецкого кино, Фолькер Шлёндорф, Вернер Херцог и Вим Вендерс, которые начинали снимать фильмы, Сценический опыт Фассбиндера был очевиден на протяжении всей его работы. Кроме того, он научился управлять всеми этапами производства, от сценария и актерского мастерства до режиссуры и управления театром. Эта универсальность проявлялась и в его фильмах, где, помимо некоторых из вышеупомянутых обязанностей, Фассбиндер выполнял обязанности композитора, художника-постановщика, оператора, продюсера и редактора. Он также появился в тридцати проектах других режиссеров.
К 1976 году Фассбиндер получил международную известность, получил призы на крупных кинофестивалях, премьеры и ретроспективы в Париже, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также исследование его работ Тони. Rayns был опубликован. Все эти факторы сделали его известным среди киноманов и аудитории университетского городка по всему миру. Он жил в Мюнхене, когда не путешествовал, снимал дом в Париже с бывшей женой Ингрид Кейвен. Его часто видели в гей-барах Нью-Йорка, что принесло ему статус культового героя, а также неоднозначную репутацию в фильмах и за их пределами. Его фильмы были неотъемлемой частью художественных домов того времени после того, как он стал всемирно известным благодаря фильму Али: Страх ест душу. В 1977 году он был членом жюри на 27-м Берлинском международном кинофестивале.
Начиная с 21 года, Фассбиндер снял сорок четыре фильма и телевизионных драмы за пятнадцать лет., вместе с постановкой пятнадцати спектаклей для театра. Эти фильмы в значительной степени были написаны или адаптированы для экрана Фассбиндером. Он также был арт-директором в большинстве ранних фильмов, редактором или соредактором многих из них (часто упоминается как Франц Уолш, хотя написание варьируется), и он играл в девятнадцати своих собственных фильмах как а также для других директоров. Он написал четырнадцать пьес, создал новые версии шести классических пьес и поставил или вместе поставил двадцать пять театральных пьес. Он написал и поставил четыре радиоспектакля и написал тексты песен. Кроме того, он написал тридцать три сценария и сотрудничал с другими сценаристами еще в тринадцати. Вдобавок к этому он иногда исполнял множество других ролей, таких как оператор и продюсер на небольшом количестве из них. Работая с постоянным ансамблем актеров и техников, он мог снимать фильмы с опережением графика и часто в рамках бюджета и, таким образом, успешно конкурировать за государственные субсидии. Он работал быстро, обычно пропускал репетиции и делал первый дубль.
Первые десять фильмов Фассбиндера (1969–1971), как говорили, были продолжением его работы в театре, обычно снимались статической камерой и намеренно неестественные диалоги.
В 1971–1977 годах его фильмы привлекли к нему международное внимание, а фильмы были смоделированы с ироничным эффектом на мелодрамы Дугласа Сирка, снятые в Голливуде в 1950-х. В этих фильмах Фассбиндер исследовал, как глубоко укоренившиеся предрассудки по поводу расы, пола, сексуальной ориентации, политики и класса присущи обществу, а также затронул свою фирменную тему повседневного фашизма семейная жизнь и дружба.
Последние фильмы, с 1977 года до его смерти, были более разнообразными, иногда использовались иностранные актеры, а акционерная компания распалась, хотя актеры некоторых фильмов все еще были заполнены постоянными посетителями Фассбиндера. Он становился все более своеобразным с точки зрения сюжета, формы и сюжета в таких фильмах, как «Женитьба Марии Браун» (1979), «Третье поколение» (1979) и Керель (1982). Он также сформулировал свои темы в буржуазной среде в своей трилогии о женщинах в пост- фашистской Германии: Брак Марии Браун (1979), Тоска Вероники Восс и Лолы.
«Я хотел бы построить дом из своих фильмов», - однажды заметил Фассбиндер. «Некоторые из них - подвалы, другие - стены, третьи - окна. Но я надеюсь, что в конце концов это будет дом».
Работа Фассбиндера как кинорежиссера была отмечена на выставке 2007 года Fassbinder: Berlin Alexanderplatz, который был организован Клаусом Бизенбахом в Музее современного искусства совместно с Институтом современного искусства Кунст-Верке, Берлин. За свою выставку в MoMA Клаус Бизенбах получил награду Международной ассоциации художественных критиков (AICA).
Работая одновременно в театре и кино, Фассбиндер создал свой собственный стиль из слияния двух видов искусства. Его десять ранних фильмов характеризуются застенчивым и напористым формализмом. Созданные под влиянием Жан-Люка Годара, Жан-Мари Штрауба и теорий Бертольда Брехта, эти фильмы имеют строгий и минималистский стиль. Несмотря на высокую оценку многих критиков, они оказались слишком требовательными и недоступными для массовой аудитории. На этом этапе начались быстрые методы работы Фассбиндера.
Черно-белый снимок с ограниченным бюджетом в апреле 1969 года, первый полнометражный фильм Фассбиндера, Любовь холоднее смерти (1969) (Liebe ist kälter als der Tod) был деконструкцией американских гангстерских фильмов 1930-х, 1940-х и 1950-х годов. Фассбиндер играет главную роль Франца, маленького сутенера, который разрывается между своей любовницей Джоанной, проституткой, которую играет Ханна Шигулла, и своим другом Бруно, гангстером, посланным за Францем синдикатом, к которому он отказался присоединиться. Джоанна сообщает полиции об ограблении банка, которое двое мужчин запланировали. Бруно убит в перестрелке, но Франц и Джоанна сбегают.
«Любовь холоднее смерти» - это сдержанный фильм с приглушенным тоном, длинными сценами, ненатуралистической игрой и небольшими диалогами. Успех пришел не сразу. «Любовь холоднее смерти» была плохо воспринята на премьере на Берлинском кинофестивале. В фильме, однако, уже показаны темы, которые должны были остаться в последующих работах режиссера: одиночество, тоска по товариществу и любви, а также страх и реальность предательства.
Второй фильм Фассбиндера, Кацельмахер (1969), (баварский уничижительный жаргонный термин для иностранного рабочего из Средиземноморья), был воспринят более положительно, получив пять премий после своего дебюта в Мангейме. В нем представлена группа безродных и скучающих молодых пар, которые проводят большую часть своего времени в пустой болтовне, пустом хвастовстве, выпивке, игре в карты, интригующих или просто сидящих без дела. Приезд Йоргоса, гастарбайтера из Греции, вызывает растущее любопытство со стороны женщин и антагонизм среди мужчин, живущих в пригородном многоквартирном доме в Мюнхене. Подобная социальная критика с участием отчужденных персонажей, неспособных избежать сил угнетения, является постоянной на протяжении всего творчества Фассбиндера. Кацельмахер был адаптирован из первой пьесы Фассбиндера - короткое произведение, которое было увеличено с сорока минут до полнометражного, перемещая действие из деревенской деревни в Мюнхен и задерживая появление Йоргоса.
Боги чумы (Götter der Pest) - мрачный гангстерский фильм с зимней обстановкой, снятый в основном в помещении и ночью. Персонаж Франца (из первого фильма Фассбиндера, но теперь его играет Гарри Баер) выходит из тюрьмы, но возвращается не с той толпой. Он объединяется со своим лучшим другом, черным баварским преступником, убившим своего брата, чтобы совершить набег на супермаркет. Оба мужчины преданы брошенной любовницей Франца Джоанной, которая сообщила полиции. Франца убивают, и фильм заканчивается его лаконичными похоронами.
Похожий по сюжету и персонажам как в «Любовь холоднее смерти» (1969), так и в «Американском солдате» (1970), тема гомоэротической любви «Богов чумы» неоднократно появлялся в фильмах режиссера.
Последний из четырех фильмов, снятых Фассбиндером в 1969 году, был его первым цветным, Почему герр Р. выходит из-под контроля? (Warum läuft Herr R. Amok?). Его со-режиссером был Майкл Фенглер (друг, который был его оператором в короткометражном фильме «Маленький хаос» в 1967 году). Фассбиндер набросал только очертания сцен. Затем Фенлер и актеры импровизировали диалог. Фассбиндер утверждал, что это действительно работа Фенглера, а не его. Тем не менее, они оба были совместно удостоены режиссерской награды за проект на конкурсе немецких фильмов 1971 года «Почему герр Р. бежит из себя?» всегда считался одним из фильмов Фассбиндера.
Почему герр Р. выходит из себя? изображает жизнь герра Рааба, технического рисовальщика, женатого и имеющего маленького ребенка. Давление жизни среднего класса сказывается на нем. Посещение соседкой женщины приводит к инциденту, который дал фильму название. Раздраженный непрекращающейся болтовней между женой и ее другом, пока он пытается смотреть телевизор, герр Рааб убивает соседа ударом по голове подсвечником, а затем убивает и его жену, и их сына. Позже герра Рааба находят повешенным в туалете офиса.
Основная тема гангстерского фильма Американский солдат (Der Amerikanische Soldat) в том, что насилие - это выражение разочарованной любви. Внезапная неистовая вспышка подавленной страсти, откровение желания и потребности в любви, которая была пресечена и пришла слишком поздно, является здесь центральным элементом. Одноименный наемный убийца из названия (на самом деле немец, которого играет Карл Шейдт) - хладнокровный наемный убийца, который возвращается из Вьетнама в свой родной Мюнхен, где его нанимают трое полицейских-ренегатов для выполнения прочь с рядом нежелательных. В конце концов он убивает подругу одного из полицейских вместе со своим другом Францем Уолшем (Фассбиндер). Завершает фильм музыка песни «So much нежности», написанной Фассбиндером и исполненной Гюнтером Кауфманном. Американский солдат - третья и последняя часть свободной трилогии гангстерских картин Фассбиндера, созданной фильмами «Любовь холоднее смерти» и «Боги чумы». Он отдает дань уважения жанру голливудских гангстеров, а также ссылается на расовые рассказы южной готики.
В [de ] (Die Niklashauser Fahrt) Фассбиндер является соавтором и со-режиссером с Майклом Фенглером. Этот авангардный фильм, снятый по заказу телекомпании WDR, был снят в мае 1970 года и транслировался в октябре того же года. Путешествие Никлашаузена было основано на реальной жизни пастуха Ганса Бёма, который в 1476 году утверждал, что Дева Мария призвала его поднять восстание против церкви и высших классов. Несмотря на временный успех, последователи Бема в конце концов были убиты, а его сожгли на костре. Целью Фассбиндера было показать, как и почему революции терпят поражение. Его подход состоял в том, чтобы сравнить политические и сексуальные беспорядки в феодальной Германии с движением контракультуры и протестами 1968 года. Фассбиндер не уточнил временные рамки действия, смешав средневековые элементы (включая некоторые костюмы, обстановку, речь и музыку) с элементами из других периодов времени, таких как русская революция, период рококо, послевоенная Германия и Третий мир.
Путешествие Никлашаузена под влиянием Жан-Люка Годара Weekend и Глаубера Роша Антонио даса Мортес состоит всего из примерно дюжины сцен, большинство из которых представляют собой либо театральные картины, в которых персонажи не двигаются, а камера метается от говорящего к говорящему, либо кадры, в которых персонажи ходят взад и вперед, показывая революционные речи о марксистской борьбе и дебатах об экономических теориях.
Действие происходит в 1876 году, Whity сосредотачивается на титульном персонаже, мулате Кто работает подобострастным слугой в особняке неблагополучной семьи на Юге Америки. Он внебрачный сын патриарха семьи и черного повара. Уити пытается выполнить все их приказы, хотя и унизительно, пока несколько членов семьи не попросят его убить некоторых других. В конце концов он убивает их всех и убегает в пустыню с проституткой из местного бара.
Фильм снимался в Альмерии, Испания, в широкоэкранном режиме, в местах, построенных для вестернов, снятых Серджио Леоне. Его постановка была особенно травматичной для актеров и съемочной группы. Whity, смесь европейско-западной и американской южной мелодрамы, была плохо встречена критиками и стала самым большим провалом Фассбиндера. Фильм не собирался ни для кинотеатра, ни для показа по телевидению. В результате Whity был замечен только как его премьера. Он оставался недоступным до 1990-х годов, когда его начали показывать; теперь, как и почти все фильмы Фассбиндера, он доступен на DVD.
Причудливая комедия Rio das Mortes рассказывает о двух молодых людях без потенциальные клиенты, которые пытаются собрать деньги, чтобы реализовать свою мечту найти клад в Перу, используя карту Rio das Mortes. Подруга одного из них считает эту идею глупой и хочет положить ей конец, но в конце концов двое друзей находят покровительницу для финансирования своего приключения.
Основано на идее Фолькера Шлондорфа «Рио дас Мортес» был снят в январе 1970 года после фильма «447>Почему герр Р. выходит из себя?», но был показан по телевидению годом позже, в феврале 1971 года. Фильм кажется построенным небрежно; юмор мягкий, а сюжет критиковали за неряшливость и плохое развитие характера. Рио-дас-Мортес лучше всего запомнился сценой, не связанной с сюжетом, когда девушка, которую играет Шигулла, танцует под «Jailhouse Rock » на музыкальном автомате в компании Элвиса Пресли. глупого юноши в кожаной куртке, которого играет Фассбиндер.
Пионеры в Ингольштадте (Пионеры в Ингольштадте) были адаптированы из одноименной пьесы Автор Марилуиз Флайсер, написанный в 1927 году. Он рассказывает о двух молодых женщинах, чья жизнь изменилась, когда армейские инженеры (первопроходцы этого титула) прибыли в их город, чтобы построить мост. Одна из женщин флиртует от солдата к солдату, но ее подруга влюбляется только для того, чтобы ее бросили.
Снятый в ноябре 1970 года фильм «Пионеры в Ингольштальде» был заказан для телевидения. Фассбиндер хотел перенести сюжет из 1920-х годов в современную Германию, но продюсеры, опасаясь обидеть немецкую армию, отказались. Компромисс не удовлетворил ни одну из сторон, и в середине проекта Фассбиндер потерял к нему интерес. Как следствие, фильм пострадал, и он входит в число самых слабых фильмов Фассбиндера.
Напряжение и горечь, которые окружали создание Уити, заставили Фассбиндера демонтировать коллективный проект антитеатра как продюсерскую компанию. Вместо этого он основал собственную продюсерскую компанию: «Танго фильмы». «Пионеры в Ингольштадте», хотя и транслировались до театрального выхода «Остерегайтесь святой шлюхи», был последним фильмом, снятым Фассбиндером в период его становления. В следующем, 1971 году, Фассбиндер снял только один фильм: «Торговец четырех времен года».
«Остерегайтесь святой блудницы», основанный, как и многие другие фильмы. Фильмы Фассбиндера, о личном опыте - съемках его более раннего фильма, ревизионистского вестерна Whity (1970). В фильме показан эгоцентричный режиссер, которого окружает застой в производстве, темпераментные актеры и разочарованная команда. На вопрос, о каком фильме он снимается, он отвечает: «жестокость». Фильм заканчивается типичной для Фассбиндера иронией, когда съемочная группа нападает на режиссера. «Остерегайтесь святой блудницы» ознаменовало конец периода авангарда Фассбиндера. В нем была такая резкая и радикальная самокритика, что его будущие фильмы должны были сильно отличаться от тех, что были сняты ранее. После того, как он выпустил десять фильмов всего за год (этот фильм был снят всего через несколько месяцев после Уити) в бешеном творческом всплеске, его анти-кинотеатральное движение, казалось, завершилось.
После пионеров в Ингольштадте Фассбиндер взял восьмимесячный перерыв в кинопроизводстве. В это время он стал моделью для голливудской мелодрамы, в частности, для фильмов немецкого эмигранта Дугласа Сирка, снятых в Голливуде для Universal-International в 1950-е годы: All That Heaven Allows, Великолепная одержимость и Имитация жизни. Эти фильмы привлекли Фассбиндера не только из-за их развлекательной ценности, но и из-за изображения различных видов репрессий и эксплуатации.
Фассбиндер добился своего первого коммерческого успеха на внутреннем рынке с помощью The Merchant of Four Seasons (Händler der vier Jahreszeiten, 1971). В фильме изображена супружеская пара, занимающаяся продажей фруктов. Ганс сталкивается с отказом от своей семьи после того, как жестоко напал на свою жену за то, что она не подчинилась его воле. Она оставляет его, но после того, как он страдает сердечным приступом, они воссоединяются, хотя теперь ему приходится нанимать других мужчин. Его ограниченная способность действовать заставляет его задуматься о собственной тщетности. Он буквально спивается до смерти.
Торговец Временами года использует мелодраму как стиль для создания критических исследований современной немецкой жизни для широкой аудитории. Это была первая попытка Фассбиндера создать то, к чему, по его словам, он стремился: кинематографическое изложение условий жизни человека, выходящее за национальные границы, как в фильмах Микеланджело Антониони, Ингмара Бергмана и Федерико Феллини сделал. Это также его первое осознание того, что он узнал от Сирка: люди, какими бы маленькими они ни были, и их эмоции, какими бы незначительными они ни казались, могут быть большими на экране.
Одиночество - общая тема в работах Фассбиндера, вместе с идеей о том, что власть становится определяющим фактором во всех человеческих отношениях. Его персонажи жаждут любви, но, кажется, обречены на зачастую жестокий контроль над окружающими. Хороший пример - Горькие слезы Петры фон Кант (Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972), адаптированный Фассбиндером по его пьесам. Главная героиня - модельер, которая живет в созданной ею стране грез, а действие в основном ограничивается ее роскошной спальней. После неудачного второго брака Петра безнадежно и одержимо влюбляется в Карин, хитрую девушку из рабочего класса, которая хочет сделать карьеру модели. Эксплуатация Петры моделью отражает необычайное психологическое насилие Петры над ее безмолвной помощницей Марлен. Фассбиндер изображает медленный крах этих отношений как неизбежный, а его актрисы (в фильме нет мужчин) движутся медленно, как в трансе, что намекает на огромный мир тоски под красивой, хрупкой поверхностью.
[de ] (Wildwechsel, 1973), также известный как Wild Game Crossing, представляет собой мрачную историю подростковых тревог, действие которой происходит в индустриальной северной Германии в 1950-х годах. Как и во многих других своих фильмах, Фассбиндер анализирует жизнь низшего среднего класса с персонажами, которые, не в состоянии выразить свои чувства, хоронят их в глупых фразах и насильственных действиях. Любовь превращается в силовую борьбу обмана и предательства. В центре сюжета Ханни, не по годам развитая четырнадцатилетняя школьница, которая завязывает отношения с Францем, девятнадцатилетним рабочим завода по переработке кур. Их роман сталкивается с противодействием консервативных родителей девушки. Франца приговаривают к девяти месяцам тюрьмы за секс с несовершеннолетней. Когда он выходит на испытательный срок, они продолжают свои отношения, и Ханни беременеет. Боясь гнева отца, она уговаривает Франца убить его. Вернувшись в тюрьму, Ханни сказал Францу, что их ребенок умер при рождении и что их любовь была «только физической».
Первоначально созданная для немецкого телевидения, Jailbait была основана на пьесе Франца Ксавера Кретца., которые сильно не согласились с адаптацией Фассбиндера, назвав его порнографическим. Мрачность его темы усугубила споры.
Его единственный научно-фантастический фильм Мир на проводе (Welt am Draht, 1973) был отъезд в Фассбиндер. Адаптация научно-фантастического романа Simulacron-3 Дэниела Ф. Галуи, это была двухсерийная 205-минутная постановка для телевидения с использованием 16-мм пленки. во время перерыва в продолжительном производстве Эффи Брайст и в том же году, что и Марта и Али: Страх ест душу.
История реалий в реальности, World on a Wire следует за исследователем, работающим в институте кибернетики и науки будущего, который начинает расследование загадочной смерти своего наставника. Он глубоко погружается в прикрытие за компьютером, способным создать искусственный мир с единицами, живущими как люди, не подозревая, что их мир - это просто компьютерная проекция. Созданный в современном Париже, фильм был стилистически вдохновлен фильмом Жан-Люка Годара Alphaville (1965) и его темой искусственных людей, желающих достичь реальной жизни, ожидалось Ридли Бегущий по лезвию (1982) Скотта.
Фассбиндер впервые добился международного успеха с Fear Eats Душа (Angst essen Seele auf, 1974). Этот фильм был снят за пятнадцать дней в сентябре 1973 года с очень низким бюджетом, став одним из самых быстрых и дешевых по Фассбиндеру. Тем не менее, влияние на карьеру Фассбиндера и его зарубежные релизы по-прежнему ощущается как великая и влиятельная работа. Он получил международную премию критиков на Каннах и был признан критиками во всем мире как один из лучших фильмов 1974 года.
«Страх пожирает душу» был вдохновлен произведением Сирка «Все, что позволяют небеса» (1955). В нем подробно рассказывается о порочной реакции семьи и общества на одинокую стареющую белую уборщицу, которая выходит замуж за мускулистого чернокожего марокканского рабочего-иммигранта намного моложе. Эти двое тянутся друг к другу из-за взаимного одиночества. Когда об их отношениях становится известно, они испытывают различные формы враждебности и неприятия в обществе. Постепенно их отношения терпят, но не из-за их реального признания, а потому, что окружающие добросердечную старушку понимают, что их способность эксплуатировать ее находится под угрозой. По мере того как внешнее давление на пару начинает спадать, всплывают внутренние конфликты.
Главные герои Фассбиндера, как правило, наивны, будь то мужчины или женщины, которые грубо, а иногда и убийственно разочаровываются в своих романтических иллюзиях. Марта (1974) - это мелодрама о жестокости в традиционном браке, снятая на 16-мм пленку и сделанная для телевидения.
В центре сюжета - главный герой, старая библиотекарь. Вскоре после смерти отца во время отпуска в Риме Марта встречает богатого инженера-строителя, который сбивает ее с ног. Они снова встречаются на свадьбе в ее родном городе Констанс и женятся. Однако их семейная жизнь становится для мужа упражнением для выражения своего садизма, а для Марты - для того, чтобы вынести мазохизм. Ее муж показывает свое желание, оставляя следы на ее теле. Он одержимо контролирует свою жизнь, свою диету, свой музыкальный вкус и свои интересы, пока она не ограничивается их домом. Первоначально позитивное желание Марты нравиться ее репрессивному и жестокому мужу доводило ее до такой крайности, что она становилась невменяемой, что приводило к ее собственному постоянному физическому параличу.
Эффи Брайст был фильмом-мечтой Фассбиндера и фильмом, в который он вложил больше всего работы. Обычно на создание фильма у него уходило от девяти до 20 дней, а на этот раз потребовалось 58 съемочных дней, что растянулось на два года. Фильм представляет собой историческую пьесу, адаптированную из классического романа 1894 года Теодора Фонтана о последствиях преданной любви. Действие фильма разворачивается в закрытом репрессивном прусском обществе эпохи Бисмарка. Фильм рисует портрет женской судьбы, полностью связанный с несгибаемым и совершенно неумолимым кодексом социального поведения. Сюжет основан на истории Эффи Брайст, молодой женщины, которая пытается избежать удушающего брака с гораздо более старшим мужчиной, вступив в короткий роман с очаровательной солдаткой. Шесть лет спустя муж Эффи обнаруживает ее роман с трагическими последствиями.
Фильм стал экспонатом для музы и любимой актрисы Фассбиндера Ханны Шигулла, чей обособленный актерский стиль подходил к ролям, которые режиссер создал для нее. Фассбиндер сделал ее звездой, но художественные различия во время создания Эффи Брайст привели к расколу, который длился несколько лет, пока Фассбиндер не позвал ее обратно, чтобы она взяла на себя роль Марии Браун.
Как птица на проводе (Wie ein Vogel auf dem Draht) - это сорокиминутная телевизионная постановка с участием Брижит Мира, главная актриса фильма «Страх ест душу» поет песни из кабаре и любовные баллады 1940-х и 1950-х годов. Между песнями она пьет и рассказывает о своих мужьях. Название позаимствовано из песни Леонарда Коэна "Bird on the Wire ", которой программа заканчивается.
Фассбиндер считал этот проект «попыткой сделать шоу об эпохе Аденауэра. Для нас это, конечно, не было полностью успешным. Но фильм действительно раскрывает крайнюю отталкиваемость и сентиментальность время ", - объяснил он.
Многие фильмы Фассбиндера посвящены гомосексуализму, учитывая его интерес к персонажам, которые являются социальными аутсайдерами, но он отошел от большинства изображения гомосексуалистов в фильмах. В интервью на Каннском кинофестивале 1975 года Фассбиндер сказал о Фоксе и его друзьях : «Это, безусловно, первый фильм, в котором герои - гомосексуалисты, но без гомосексуализма. проблема. В фильмах, пьесах или романах, если появляются гомосексуалисты, проблема была в гомосексуализме, или это был комический поворот. Но здесь гомосексуализм показан как совершенно нормальное явление, а проблема в другом, это история любви, в которой один человек эксплуатирует любовь другого человека, и это история, которую я всегда рассказываю ».
В« Лисе и его друзьях »(Faustrecht der Freiheit, 1974) милый, но неискушенный гомосексуалист из рабочего класса выигрывает в лотерею и попадает в нее. любовь к элегантному сыну промышленника. Его возлюбленная пытается превратить его в зеркало с позолоченным краем ценностей высшего класса, при этом присваивая выигрыш в лотерею Фокса для своих целей. В конечном итоге он разрушает иллюзии Фокса, оставляя его убитым горем и обездоленным.
Фассбиндер работал в рамках голливудской мелодрамы, хотя фильм частично основан на тяжелом положении его тогдашнего возлюбленного Армина Мейера (которому фильм посвящен). Фильм примечателен игрой Фассбиндера в роли незадачливого Фокса в главной роли, которую он сам снял.
Фокса и его друзей одни сочли гомофобными, а другие - чрезмерно пессимистичными. Гомосексуалисты в фильме, что удивительно, ничем не отличаются от столь же развратных гетеросексуалов в фильме. Пессимизм фильма значительно перевешивается обвинением Фассбиндером Фокса как активного участника его собственной виктимизации, знакомая критика, которую можно найти во многих фильмах режиссера.
В Мать Кюстерс идет на небеса (Mutter Küsters Fahrt zum Himmel), мелодрама, Эмма Кюстерс становится центром внимания СМИ и политиков после того, как ее муж, фабричный рабочий, убил своего начальника или сына своего начальника, а затем себя, когда было объявлено об увольнениях. В основу фильма легли мелодрамы Сирка и фильмы рабочих Веймарской эпохи, соединяющие жанры, чтобы рассказать политическую историю взросления матери Кюстерс, которая пытается понять, что привело к действиям ее мужа и как на них реагировать. В фильме очень критически оценивается политика и средства массовой информации той эпохи, поскольку люди, к которым обращается Эмма Кюстерс, используют ее и ее опыт. СМИ, коммунисты, анархисты и даже члены ее собственной семьи - все они используют трагедию матери Кюстерс для продвижения своих собственных интересов.
Созданный для немецкого телевидения, [de ] (Angst vor der Angst) - физиологическая драма о домохозяйке из среднего класса, запертой в скучную жизнь с рассеянным мужем, двумя маленькими детьми и откровенно враждебными родственниками. Она становится зависимой от валиума и алкоголя, охваченная иррациональной тревогой и страхом перед своим неумолимым спуском в безумие.
Страх страха похож по теме на Марту, которая также изображает эффект неблагополучного брака в угнетенной домохозяйке, центральную роль снова сыграла Маргит Карстенсен.
«Я хочу, чтобы ты любил меня» (Ich will doch nur, daß ihr mich liebt, 1976) рассказывает историю Питера, строителя в тюрьме за непредумышленное убийство. Его жизнь рассказывается в серии воспоминаний. Трудолюбивый человек, Питер в свободное время строит дом для своих холодных нелюбящих родителей. Он женится и находит работу в другом городе, но в своем отчаянном стремлении к любви он пытается купить любовь окружающих дорогими подарками, что вскоре заставляет его попасть в спираль долгов. Когда он видит отражение своей безответной любви к родителям во время ссоры в баре, он убивает человека, который выступает в роли доверенного лица его отца.
Фильм снят для телевидения и снят во время паузы во время съёмки «Отвар Сатаны». Основываясь на правдивом рассказе, взятом из книги интервью «За жизнь» под редакцией Клауса Антеса и Кристиан Эрхардт, это были личные размышления Фассбиндера о детстве и юности.
In время профессионального кризиса, Фассбиндер превратил «Отвар Сатаны» (Satansbraten, 1976) в мрачную аморальную комедию, воздающую дань уважения театру жестокости Антонена Арто . Стилистически далекий от мелодрам, которые сделали его известным на международном уровне, «Отвар Сатаны» уступил место новому этапу в его карьере. В «Отваре Сатаны» невротический поэт, страдающий от писательского тупика, изо всех сил пытается свести концы с концами, имея дело с разочарованной многострадальной женой, недоумком братом и различными проститутками и мазохистками, которые то появляются, то исчезают из его жизни. Он убеждает себя быть реинкарнацией веселого поэта-романтика Стефана Джорджа (1868–1933) после того, как он заимствовал свое стихотворение «Альбатрос».
Энтузиазм к фильмам Фассбиндера быстро вырос после «Страха пожирает душу». Винсент Кэнби воздал должное Фассбиндеру как «самому оригинальному таланту со времен Годара». В 1977 году театр New Yorker на Манхэттене провел фестиваль Фассбиндера.
Однако, поскольку энтузиазм по поводу Фассбиндера рос за пределами Германии, его фильмы все еще не впечатляли местную аудиторию. Дома он был более известен своей работой на телевидении и открытым гомосексуализмом. В сочетании со спорными темами его фильмов - терроризмом, насилием со стороны государства, расизмом, сексуальной политикой - казалось, что все, что делал Фассбиндер, кого-то спровоцировало или оскорбило.
После завершения в 1978 году своего последнего малобюджетного и очень личного предприятия (Через год 13 лун и Третье поколение ) он сосредоточился на создании фильмов, которые становились все более яркими и стилизованными. Однако его телесериал Берлин Александерплац был натуралистической адаптацией двухтомного романа Альфреда Дёблина, который Фассбиндер читал много раз.
Китайская рулетка (Chinesisches Roulette) - готический триллер с ансамблевым составом. В фильме рассказывается о двенадцатилетней девочке-калеке Анжеле, которая из-за отсутствия привязанности родителей устраивает между ними встречу с их любовниками в семейном загородном поместье. Кульминацией фильма является игра в угадывание правды. Игроки делятся на две команды, которые по очереди выбирают одного члена другой стороны и задают им вопросы о людях и объектах. Игра ведется по предложению Анжелы, которая играет против своей матери. Когда мать спрашивает: «В Третьем Рейхе, кем бы был этот человек?», Анжела отвечает: «Комендант концлагеря в Берген Бельзен "; она описывает свою мать.
В фильмах Фассбиндера нет счастливого конца. Его главные герои, обычно слабые мужчины или женщины с мазохистскими наклонностями, платят высокую цену за свою виктимизацию. [de ] (Bolwieser) основан на романе 1931 года «Болвизер: роман о муже» баварского писателя Оскара Мария Граф. Сюжет следует за падением Ксавера Болвизера, начальника вокзала, подчиненного воле своей властной и неверной жены, чьи неоднократные измены полностью разрушают жизнь Болвизера. Первоначально транслируемый как телесериал из двух частей, «Жена смотрителя» был сокращен до 112-минутного художественного фильма и выпущен в первую годовщину смерти Фассбиндера. В фильме снимается Курт Рааб, близкий друг Фассбиндера, которого режиссер обычно изображал жалким человеком. Рааб также был художником по декорациям фильмов Фассбиндера, пока их дружба и профессиональные отношения не разорвались после создания этого фильма.
Германия осенью (Deutschland im Herbst) - это омнибус фильм, коллективная работа восьми немецких режиссеров, включая Фассбиндера, Альфа Брустеллина, Фолькера Шлендорфа, Бернхарда Синкеля и Александра Клюге., главный организатор проекта. Они обратили внимание на волну вины и паранойи, охватившую общество Западной Германии и его власти в период между похищением и убийством промышленника Ханна Мартина Шлейера пользователем Фракция Красной Армии и гибель Андреаса Баадера, Гудрун Энслин и Яна-Карла Распе в тюрьме Штаммхейм. Этот фильм - документ о терроризме и его социально-политических последствиях. Он начинается с поминок Шлейера, сегмента, снятого Александром Клюге и Фолькером Шлендорфом, и заканчивается бурными совместными похоронами Баадера, Энслина и Распе в Штутгарте.
Фассбиндер снял три фильма на английском, языке, на котором он не владел: Отчаяние (1978), Лили Марлен (1980) и Керель (1982). У всех трех фильмов есть международные актеры, и они очень амбициозны, но каждый столкнулся с художественными и коммерческими проблемами. «Отчаяние» основан на одноименном романе 1936 года Владимира Набокова, адаптированном Томом Стоппардом с участием Дирка Богарда. Бюджет фильма составил 6 000 000 немецких марок, что превышает общую стоимость первых пятнадцати фильмов Фассбиндера.
Отчаяние - Путешествие в Свет (Despair - Eine Reise ins Licht) рассказывает историю Германа Германа, неуравновешенного русского эмигранта и шоколадного магната, чей бизнес и брак стали горькими. Завод близок к банкротству, а его пошлая жена хронически неверна. Он вынашивает тщательно продуманный заговор, чтобы обрести новую личность в надежде, что это избавит его от всех его забот. История сошествия Германа в безумие противопоставляется подъему национал-социализма в Германии 1930-х годов.
В год тринадцати лун (In einem Jahr mit 13 Monden, 1978) - самая личная и мрачная работа Фассбиндера. Фильм рассказывает о трагической жизни Эльвиры, транссексуала, ранее известного как Эрвин. В последние несколько дней перед самоубийством она решает посетить некоторых из важных людей и мест в своей жизни. В одном из эпизодов Эльвира бродит по бойне, где она работала Эрвином, рассказывая свою историю среди зацепленных за мясо трупов крупного рогатого скота, чьи перерезанные глотки проливают кровь на пол. В другой сцене Эльвира возвращается в приют, где ее воспитали монахини, и слышит жестокую историю своего детства. Камера Фассбиндера отслеживает монахиню (которую играет его мать), рассказывающую историю Эльвиры; она движется по территории с какой-то военной точностью, рассказывая историю в мельчайших подробностях, не подозревая, что Эльвира потеряла сознание и больше не может ее слышать.
За год тринадцати лун был явно личным, реакцией на самоубийство его бывшего любовника Армина Мейера. Помимо написания, режиссуры и монтажа, Фассбиндер также спроектировал постановку и работал оператором. Когда фильм был показан на Нью-Йоркском кинофестивале в октябре 1979 года, критик Винсент Кэнби (который отстаивал работу Фассбиндера в Соединенных Штатах) написал: «Его единственная выгода - гениальность».
С помощью Брак Марии Браун (Die Ehe der Maria Braun), его величайшего успеха, Фассбиндер, наконец, добился того широкого признания, которое он искал у немецкой публики. Главный герой - амбициозная и волевая женщина, разлученная со своим мужем в конце Второй мировой войны. Сюжет следует за устойчивым ростом Марии Браун как успешной деловой женщины в эпоху Аденауэра. Мечта Марии о счастливой жизни с мужем остается невыполненной. Ее профессиональные достижения не сопровождаются личным счастьем. Фильм, построенный в голливудских традициях «женских картинок», изображающих женщину, преодолевшую невзгоды, также является притчей об экономическом чуде Западной Германии, воплощенным в образе Марии Браун. Ее история манипуляций и предательства параллельна впечатляющему послевоенному восстановлению экономики Германии с точки зрения его стоимости человеческими ценностями.
Этот фильм стал первой частью трилогии, посвященной женщинам во время послевоенного "экономического чуда. ", который завершился Лола (1981) и Вероника Восс (1982).
Экономический успех «Женитьбы Марии Браун» позволил Фассбиндеру выплатить долги и приступить к личному проекту Третье поколение (Die Dritte Generation, 1979), черная комедия о терроризме. Фассбиндеру было трудно получить финансовую поддержку для этого фильма, и в конечном итоге он был обеспечен небольшим бюджетом и заемными деньгами. Как и в случае с «Годом тринадцати лун», Фассбиндер снова стал оператором фильма.
В фильме рассказывается о группе начинающих террористов из левобуржуазных слоев, которые похищают промышленника во время карнавального сезона, не подозревая, что ими манипулируют. капиталистами и властями, скрытая цель которых состоит в том, чтобы терроризм создавал спрос на оборудование безопасности и заручился поддержкой более жестких мер безопасности. Действия малоэффективной ячейки подпольных террористов наложены саундтреком, наполненным выпуском новостей, озвучкой, музыкой и тарабарщиной. Политическая тема фильма вызвала споры.
Вернувшись к своим исследованиям немецкой истории, Фассбиндер наконец осуществил свою мечту об адаптации Альфреда Дёблина ' с 1929 г. Роман Берлин Александерплац. Телесериал продолжительностью более 13 часов с двухчасовой кодой (выпущен в США как 15-часовой полнометражный фильм), он стал кульминацией взаимосвязанных тем режиссера о любви, жизни, и власть.
Берлин Александерплац сосредотачивается на Франце Биберкопфе, бывшем заключенном и несовершеннолетнем сутенере, который пытается держаться подальше от неприятностей, но попадает в беду из-за преступности, бедности и двуличия окружающих. Его лучший друг, Райнхольд, заставляет его потерять руку и убивает проститутку, подругу Франца, Мизе. Любовный треугольник Франца, Рейнхольда и Мизе поставлен на фоне растущей волны нацизма в Германии. В фильме подчеркиваются садомазохистские отношения между Биберкопфом и Рейнхольдом, подчеркивается их гомоэротическая природа. Фассбиндер прочитал книгу в четырнадцать лет; позже утверждая, что это помогло ему пережить «смертоносное половое созревание». Влияние романа Дёблина можно увидеть во многих фильмах Фассбиндера, большинство главных героев которых зовут Франц, а некоторых по фамилии Биберкопф, как наивного победителя лотереи рабочего класса в «Лисе и его друзьях», которого играет Фассбиндер. Он также взял псевдоним Франца Уолша из-за того, что работал редактором над своими собственными фильмами: Уолш был косвенной данью уважения режиссеру Раулю Уолшу.
Фассбиндер взял на себя Нацистский период с Лили Марлен, международное совместное производство, снятое на английском языке и с большим бюджетом. Сценарий был смутно основан на автобиографии певицы Второй мировой войны Лейл Андерсен, «Небо много цветов». Фильм построен как большая, слезливая Голливуд мелодрама, в которой изображена неудавшаяся история любви между немецким певцом эстрады, разлученным войной, и швейцарским еврейским композитором. Центральное место в истории занимает песня, которая дает название фильму.
Фассбиндер представляет период Третьего рейха как предсказуемое развитие немецкой истории, которое было поставлено как зрелище, поддерживаемое ненавистью. Снятая с болезненной ностальгией по свастикам, блеском шоу-бизнеса и как романтика плаща и кинжала, главная тема Лили Марлин - это вопрос: морально ли выживать при национал-социализме, как наивная певица
Театр в трансе - документальный фильм, который Фассбиндер снял в Кельне в июне 1981 года на фестивале «Театры мира». Над сценами из таких групп, как Squat Theater и Tanztheater Wuppertal Пина Бауш Фассбиндер произнес отрывки из Антонена Арто, а также свой собственный комментарий.
Лола рассказывает историю вертикального нового комиссара по строительству, который приезжает в небольшой город. Он влюбляется в Лолу, невинно не подозревая о том, что она знаменитая проститутка и любовница недобросовестного застройщика. Не в силах совместить свой идеалистический образ Лолы с реальностью, комиссар закручивается в ту самую коррупцию, с которой он стремился бороться.
Фассбиндер выиграла Золотой медведь на 32-м Берлинском международном кинофестивале за Вероника Восс. Первоначальное немецкое название «Die Sehnsucht der Veronika Voss» переводится как «Тоска Вероники Восс». Действие фильма происходит в 1950-х годах, и в нем изображены закатные годы главного героя, выцветшей нацистской звездочки. Спортивный репортер приходит в восторг от неуравновешенной актрисы и обнаруживает, что она находится во власти нечестивого доктора, который снабжает ее лекарствами, которые она жаждет, пока она может заплатить непомерную плату. Несмотря на все усилия репортера, он не может спасти ее от ужасного конца.
Фассбиндер не дожил до премьеры своего последнего фильма, Querelle, на основе романа Жана Жене Querelle de Brest. Сюжет разворачивается вокруг главного героя, красивого моряка, который является вором и хулиганом. Разочарованный гомоэротическими отношениями со своим братом, Керель предает тех, кто его любит, и платит им даже убийством.
Фассбиндер имел сексуальные отношения как с мужчинами, так и с женщинами. Он редко разделял свою профессиональную и личную жизнь и, как известно, снимал в своих фильмах семью, друзей и любовников. В начале своей карьеры у него были длительные, но разорванные отношения с Ирм Герман, бывшим секретарем, которого он заставил стать актрисой. Фассбиндер обычно снимал ее в неприглядных ролях, особенно в роли неверной жены в Торговец четырех сезонов и молчаливого оскорбленного помощника в Горькие слезы Петры фон Кант.
Ирм Германн боготворила его, но Фассбиндер мучил и истязал ее более десяти лет. Это включало домашнее насилие : «Он не мог представить себе, что я отказал ему, и он перепробовал все. Он чуть не избил меня до смерти на улицах Бохума...» В 1977 году Германн завел романтические отношения с другим мужчиной и забеременела от него. Фассбиндер сделал ей предложение и предложил усыновить ребенка; она отказала ему.
В 1969 году, играя главную роль в телевизионном фильме Баал под руководством Фолькера Шлендорфа, Фассбиндер встретил Гюнтера Кауфмана, чернокожий баварский актер, сыгравший в фильме второстепенную роль. Несмотря на то, что Кауфман был женат и имел двоих детей, Фассбиндер безумно влюбился в него. Между ними начался бурный роман, который в конечном итоге повлиял на создание Баала. Фассбиндер пытался купить любовь Кауфманна, снимая его на главные роли в своих фильмах и покупая ему дорогие подарки.
Кауфманн наслаждался вниманием и становился более требовательным. Фассбиндер купил ему четыре Ламборджини в течение года; Кауфманн разрушил один и продал другие, если они не оправдали его ожиданий. Отношения закончились, когда Кауфманн завязал романтические отношения с композитором Пером Рабеном. После окончания их отношений Фассбиндер продолжал снимать Кауфманна в своих фильмах, хотя и в второстепенных ролях. Кауфманн появился в четырнадцати фильмах Фассбиндера с главной ролью в Whity (1971).
Хотя он утверждал, что выступает против супружества как института, в 1970 году Фассбиндер женился на Ингрид Кейвен, актрисе, которая регулярно снималась в его фильмах. Их свадебный прием был повторен в фильме, который он снимал в то время, «Американский солдат». Их отношения взаимного восхищения пережили полный крах их двухлетнего брака. «У нас была история любви, несмотря на брак», - объяснила Кейвен в интервью, добавив о сексуальности своего бывшего мужа: «Райнер был гомосексуалистом, которому тоже была нужна женщина. Это так просто и так сложно. " Трех самых важных женщин в жизни Фассбиндера, Ирм Херманн, Ингрид Кейвен и Джулиан Лоренц, его последней партнерши, не беспокоил его гомосексуализм.
В 1971 г. Фассбиндер начал отношения с Эль-Хеди бен Салем, марокканцем бербером, который бросил свою жену и пятерых детей в прошлом году после встречи с ним в гей-баня в Париже. В течение следующих трех лет Салем снялся в нескольких постановках Фассбиндера. Его самая известная роль была Али в Али: Страх ест душу (1974). Их трехлетние отношения были отмечены ревностью, насилием и употреблением наркотиков и алкоголя. Фассбиндер окончательно разорвал отношения в 1974 году из-за хронического алкоголизма Салема и его склонности к насилию, когда он пил. Вскоре после разрыва Салем зарезал трех человек (ни один из них не был смертельным) в Берлине, и его пришлось контрабандой вывезти из Берлина. В конце концов Салем добрался до Франции, где был арестован и заключен в тюрьму. Он повесился в заключении в 1977 году. Новости о самоубийстве Салема скрывались от Фассбиндера в течение многих лет. В конце концов он узнал о смерти своего бывшего любовника незадолго до своей смерти в 1982 году и посвятил свой последний фильм, Querelle, Салему.
Следующим возлюбленным Фассбиндера был Армин Мейер. Мейер был почти неграмотным бывшим мясником, который провел свои первые годы в приюте. Он также появился в нескольких фильмах Фассбиндера в этот период. Проблеск их проблемных отношений можно увидеть в эпизоде Фассбиндера для Германии осенью (1978). Фассбиндер разорвал отношения в апреле 1978 года. В течение недели, предшествующей дню рождения Фассбиндера (31 мая), Майер сознательно выпил четыре бутылки снотворного и алкоголь на кухне в квартире, которую он и Фассбиндер ранее делили. Его тело было найдено неделю спустя.
В последние четыре года жизни Фассбиндера его спутницей была Джулиана Лоренц (1957 г.р.), редактор его фильмов в последние годы его жизни. Ее можно увидеть в небольшой роли секретаря продюсера в фильме Вероника Восс. По словам Лоренца, они думали о свадьбе, но так и не пошли. Хотя сообщалось, что они расходились в последний год его жизни, Лоренц это обвинение отрицал, но на момент его смерти они все еще жили вместе.
Скандалы и разногласия в СМИ обеспечили, что в Сама Германия Фассбиндер постоянно фигурировал в новостях, делая преднамеренно провокационные замечания в интервью. Его работа часто получала смешанные отзывы от национальных критиков, многие из которых начали воспринимать его всерьез только после того, как иностранная пресса приветствовала его как крупного режиссера.
В прессе часто разоблачались его образ жизни, и нападки со всех сторон со стороны групп, оскорбленных его фильмами. Его телесериал «Восемь часов - не день» был сокращен с восьми до пяти серий под давлением консерваторов. Драматург Франц Ксавер Кроец подал в суд на адаптацию Фассбиндером его пьесы «Приманка для тюрьмы», утверждая, что она была непристойной. Лесбиянки и феминистки обвинили Фассбиндер о женоненавистничестве (в представлении женщин как соучастников их собственного угнетения) в его «Женских картинах». Некоторые феминистские и гомосексуальные критики цитируют Горькие слезы Петры фон Кант как гомофобные и сексистские.
Критики-геи также жаловались на искажение фактов в «Фоксе и его друзьях». Консерваторы напали на него за его связь с левыми радикалами. Марксисты заявили, что он продал свои политические принципы, изображая левоинтеллектуальные манипуляции в Путешествии матери Кюстерс на небеса и позднего террориста в Третье поколение. Берлинскую площадь Александерплац перевели в место для ночного телевидения из-за многочисленных жалоб на то, что она не подходит для детей. Самая горячая критика была вызвана его пьесой «Мусор, город и смерть», постановка которой в театре «Ам Турм» во Франкфурте была отменена в начале 1975 года из-за обвинений в антисемитизме. В суматохе Фассбиндер ушел с поста директора этого престижного театрального комплекса, пожаловавшись, что пьеса была неправильно истолкована. Пьеса рассказывает о бессовестном и очень жадном еврейском бизнесмене из Франкфурта, который безжалостно использует немецкую вину за Холокост, чтобы разбогатеть. Хотя пьеса была опубликована в то время и быстро снята, спектакль был показан только через пять лет после смерти Фассбиндера в Thieves Theater в 1987 году в ABC No Rio.
К тому времени, когда он сделал свой последний фильм, Querelle (1982), Фассбиндер употреблял наркотики и алкоголь как способ справиться со своим безжалостным графиком. В ночь с 9 на 10 июня 1982 года Вольф Гремм, режиссер фильма Камикадзе 1989 (1982), в котором снялся Фассбиндер в главной роли, останавливался в своей квартире. Рано вечером Фассбиндер удалился в свою спальню. Он работал над нотами к будущему фильму «Роза Л.», основанному на жизни польско-немецкой революционной социалистки Розы Люксембург. Фассбиндер смотрел телевизор во время чтения, когда вскоре после часа ночи ему позвонил его друг и помощник Гарри Баер. В 3:30 утра, когда Джулиана Лоренц пришла домой, она услышала шум телевизора в комнате Фассбиндера, но не услышала его храпа. Хотя ей не разрешили войти в комнату без приглашения, она вошла и обнаружила его безжизненное тело с сигаретой между губами. Тонкая полоска крови сочилась из одной ноздри.
Фассбиндер умер от передозировки кокаина и барбитуратов. Записки для Розы Л. были найдены рядом с его телом. Его останки были захоронены в Богенхаузенер Фридхоф в Мюнхене.
Все названия написаны и сняты Райнером Вернером Фассбиндером, если не указано иное. По словам Ханны Шигулла, Фассбиндер не принимал участия в создании книги «Почему герр Р. выходит из себя?»; это было реализовано по его идее Майклом Фенглером, его помощником.
Год | Английское название | Оригинальное название | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1965 | Этой ночью | Этой ночью | Короткий. Потерянный | |
1966 | Городской бродяга | Der Stadtstreicher | Mann auf toiletten | Короткий, в титрах не указан |
1967 | The Little Chaos | Das kleine Chaos | Franz | Короткий |
1968 | С дубовыми листьями и фиговым листом | Mit Eichenlaub und Feigenblatt | Festnehmender Soldat | |
1969 | Любовь холоднее смерти | Liebe ist kälter als der Tod | Franz Walsch | В титрах не указан |
1969 | Katzelmacher | Katzelmacher | Jorgos | Основано на Пьеса Фассбиндера. Английское название: Cock Artist, В титрах не указано |
1970 | Gods of the Plague | Götter der Pest | Pornokunde | В титрах не указан |
1970 | [fr ] | Das Kaffeehaus | Видеозапись для немецкого телевидения. На основе L a bottega del caffè (1750), Карло Гольдони | |
1970 | Почему герр Р. блуждает? | Warum läuft, герр Р. Амок? | Режиссер и автор (инструкции по импровизации) Майкл Фенглер | |
1970 | Американский солдат | Der amerikanische Soldat | Franz Walsch | В титрах не указан |
1970 | [de ] | Die Niklashauser Fahrt | Черный монах | телефильм, в титрах не указан. Режиссер Майкл Фенглер |
1971 | Rio das Mortes | Rio das Mortes | Hannas Tanzpartner | телефильм, в титрах не указан |
1971 | Матиас Кнайсль | Матиас Кнайсль | Флеклбауэр | |
1971 | Whity | Whity | Гость салуна | В титрах не указан |
1971 | Остерегайтесь святой блудницы | Warnung vor einer heiligen Nutte | Sascha, Herstellungsleiter | |
1971 | [de ] | Пионьера в Ингольштадте | телефильм. По пьесе 1926 года Марилуиз Флайсер | |
1972 | Торговец времен года | Händler der vier Jahreszeiten | Цукер / друг Ганса | В титрах не указан |
1972 | Горькие слезы Петры фон Кант | Die bitteren Tränen der Петра фон Кант | По пьесе Фассбиндера | |
1972–1973 | Восемь часов не делают день | Ахт Штунден синд кейн Тэг | Телесериал, 5 серий | |
1972 | [de ] | Bremer Freiheit | Rumpf | Телевизионный фильм, в титрах не указан. По пьесе Фассбиндера |
1973 | Нежность волков | Die Zärtlichkeit der Wölfe | Виттовски | |
1973 | [de ] | Wildwechsel | телефильм. По мотивам пьесы Франца Ксавера Кретца 1971 года | |
1973 | Мир на проводе | Вельт-ам-Драхт | Телевизионный фильм в двух частях. По роману 1964 года Симулакрон-3 Даниэля Ф. Галуйе. Написано в соавторстве с Фрицем Мюллер-Шерцем | |
1974 | Али: Страх пожирает душу | Angst essen Seele auf | Евгений, муж Кристы | В титрах не указан. На основе книги Дугласа Сирка Все, что позволяют небеса |
1974 | [fr ] | Нора Хельмер | Видеозапись для немецкого телевидения. По мотивам Кукольный дом, автор Ибсен (немецкий перевод Бернхарда Шульце) | |
1974 | Марта | Марта | 16-миллиметровый телефильм. По мотивам рассказа «На всю оставшуюся жизнь» Корнелла Вулрича | |
1974 | Эффи Брайст | Фонтейн - Эффи Брайст oder: Viele, die eine Ahnung haben. von ihren Möglichkeiten und Bedürfnissen und dennoch. das herrschende System in ihrem Kopf akzeptieren durch. ihre Taten und es somit festigen und durchaus bestätigen | ||
1975 | Как птица на проводе | Вай эйн Фогель auf dem Draht | телефильм. Написан в соавторстве с Кристианом Хохоффом и Аней Хауптманн | |
1975 | Фокс и его друзья | Faustrecht der Freiheit | Франц Биберкопф | Написано в соавторстве с Кристианом Хохоффом |
1975 | Путешествие матери Кюстерс в рай | Mutter Küsters Fahrt zum Himmel | Написано в соавторстве с Куртом Раабом. На основе рассказа "Mutter Krausens Fahrt Ins Glück "Генрих Зилле | |
1975 | [de ] | Angst vor der Angst | TV m ови. На основе романа 1974 года Лангсаме Таге | |
1976 | Тень ангелов | Шаттен дер Энгель | Рауль | |
1976 | Я только хочу, чтобы ты любил меня | Ich will doch nur, daß ihr mich liebt | телефильм. На основе книги «Lebenslänglich» Клауса Антеса и Кристиан Эрхардт | |
1976 | Отвар Сатаны | Satansbraten | ||
1976 | Китайская рулетка | Китайская рулетка | ||
1977 | Адольфо и Марлен | Адольф и Марлен | Герман | |
1977 | [de ] | Фрауэн в Нью-Йорке | Телевизионный фильм. По мотивам фильма Клэр Бут Люс Женщины | |
1977 | [de ] | Болвизер | Телевизионный фильм в двух частях. По мотивам Оскара Мария Граф Роман 1931 года «Болвизер: Роман о муже» | |
1978 | Der kleine Godard an das Kuratorium junger deutscher Film | Der kleine Godard an das Kuratorium junger deutscher Film | Второй режиссер | |
1978 | Германия осенью | Deutschland im Herbst | Короткометражный омнибусный фильм | |
1978 | Отчаяние | Отчаяние - Eine Reise ins Licht | Сценарий Тома Стоппарда. По роману Владимира Набокова 1936 года | |
1978 | Через год of 13 Moons | In einem Jahr mit 13 Monden | Директор | |
1979 | Женитьба Марии Браун | Die Ehe der Maria Braun | Написано в соавторстве с Пи Фрёлих и Питер Мертсхаймер | |
1979 | Третье поколение | Die dritte Generation | Торговец | |
1980 | Берлин Александерплац | Берлин Александерплац | Эрцэлер | Мини-сериал, 13 серий. На основе романа Альфреда Дёблина 1929 года |
1981 | Лили Марлин | Лили Марлен | Гюнтер Вайссенборн | В титрах не указан. На основе Лале Андерсена автобиографии Der Himmel hat viele Farben. Написано в соавторстве с Манфредом Пурцером и Джошуа Синклер |
1981 | Театр в трансе | Театр в трансе | Документальный фильм | |
1981 | Heute spielen wir den Boß | Heute spielen wir den Boß | Man | В титрах не указан |
1981 | Lola | Lola | Написано в соавторстве с Pea Fröhlich и Peter Märthesheimer | |
1982 | Veronika Voss | Die Sehnsucht der Veronika Voss | Kinobesucher | В титрах не указан. Написано в соавторстве с Pea Fröhlich и Peter Märthesheimer |
1982 | Querelle | Querelle | На основе Роман Жана Жене 1953 года Кверель из Бреста. Написан в соавторстве с Буркхардом Дристом | |
1982 | Камикадзе 1989 | Камикадзе 1989 | Polizeileutnant Jansen | |
1983 | Die Erbtöchter | Die Erbtöchter | (сегмент «Flüchtige Umarmungen») |
Викискладе есть медиафайлы по теме Райнер Вернер Фассбиндер. |