Радзиловский погром

редактировать

Избиение евреев во время Второй мировой войны местными поляками

Радзилув погром (Польский : Pogrom w Radziłowie) была резней во время Второй мировой войны, совершенной 7 июля 1941 года в городе Радзилув в оккупированной немцами Польше. Местные поляки загнали большинство евреев города в сарай и подожгли его, евреев также убивали в окрестных деревнях. По оценкам, число погибших колеблется от 600 до 2000 человек; Только около 30 евреев пережили резню благодаря помощи местных поляков.

Погром в Радзилове был похож на события в Граево, Визна, Гонёндз, Щучинский погром, Кольно, Вонсошский погром, Стависки, Райгруд и Едвабнский погром.

Содержание
  • 1 Предпосылки
    • 1.1 До Второй мировой войны
    • 1.2 Вторая мировая война
  • 2 Погром
  • 3 Последствия
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Справочная информация

До Второй мировой войны

На выборах в Польше 1928 года почти каждый еврей, живущий в городе, голосовал за еврейскую партию, в то время как 42% польского электората поддержали национальную демократию.

23 марта В 1933 году после ареста девяти членов Национальной демократии сторонники ее радикальной фракции Лагерь Великой Польши инициировали погром, который они назвали «революцией». Еврейское имущество было разграблено, евреев избиты, окна и рыночные прилавки снесены, а одна еврейка была убита. Польская полиция убила четырех поляков, применявших насилие против евреев и их имущества. В результате погрома Лагерь Великой Польши был объявлен вне закона Министерством внутренних дел Польши.

Население Радзилова в 1937 году составляло 2500 человек, включая 650 евреев.

Вторая мировая война

Немцы вошли в город 7 сентября 1939 года, но передали город Советскому Союзу в конце сентября в соответствии с пактом Молотова – Риббентропа. 23 июня 1941 года немцы повторно оккупировали город в рамках операции Барбаросса. Немцев встретили церемониальные ворота, воздвигнутые поляками, которые ранее были заключены в тюрьму Советским Союзом, с фотографией Гитлера и восхвалением немецкой армии.

В советской оккупированной зоне, Ломже и западном Белостоке. регионы были одними из немногих регионов с сильным этническим польским большинством. После советской оккупации вермахт был встречен местными поляками как освободители. Евреи в массе рассматривались как советские коллаборационисты, и на это отношение повлиял широко распространенный в этом районе антисемитизм. В частности, сильное довоенное влияние партии «Национальная демократия» сформировало среди местных жителей стереотип ydokomuna («еврейский коммунизм»). Эти условия послужили основанием для благоприятного приема со стороны Германии поощрения совершения злодеяний.

27 июня 1941 года немцы назначили Юзефа Мордасевича и Леона Космачевского руководителями местной коллаборационистской администрации и создали вспомогательные силы польской полиции во главе с Константин Килюк. По меньшей мере десять сотрудников вспомогательной полиции ранее находились в заключении НКВД и были освобождены немцами. Немцы вооружили тех поляков, которых считали заслуживающими доверия, оружием.

В течение следующих нескольких недель евреи Радзилова, а также беженцы из других деревень, поселившиеся в городе, подвергались пыткам немецкими войсками. и некоторые поляки. Евреев избивали и грабили, еврейские священные тексты оскверняли, еврейские женщины были изнасилованы, а сотни евреев были убиты.

Шимон Датнер написал в обращениях евреев перед резней:

запах резни находится в воздух.... Ситуация не была бы такой безвыходной, если бы не откровенное и враждебное поведение местных поляков... Наконец люди пробуют еще кое-что: местный католический священник Александр Дагалевский - величайший авторитет. среди поляков-Радзилова и госпожа Финкельштейн - его близкая знакомая. Она идет к нему, чтобы убедить его повлиять на своих прихожан и заставить их прекратить совершать безобразия. Госпожа Финкельштейн отправляется на свое святое поручение и получает ответ, что все евреи, большие и малые, являются коммунистами, и что он не заинтересован в их защите. На вопрос, как маленькие дети могут быть виноваты в чем-либо, он отвечает, что на самом деле они не виноваты, но он не может замолвить за евреев словечко, потому что его собственная овца бросит его в грязь. Ответ святого человека потряс евреев местечка и показал им безвыходность положения.

Шимон Датнер
Погром

5 июля 1941 года немцы вернулись в Радзилув, а на следующий день гестаповец вместе с секретарем местного города начали собирать евреев из их домов и направлять их на городскую площадь. Евреев на площадь вывели поляки. Хотя в тот день прибыли немецкие машины с пулеметами, они уехали 7-го.

После ухода немцев местные поляки, вооруженные автоматами, направили евреев в сарай, принадлежащий Ситковскому. Двери были забиты гвоздями, здание облили бензином и подожгли. Пока горел сарай, местные жители продолжали охотиться на евреев. Некоторых евреев, которым удалось бежать, застрелили, а некоторых, пойманных на улице, заставили залезть на соломенную крышу и прыгнуть в горящий сарай. Евреев из соседних деревень в сарай не водили, а убивали на месте. Когда сарай перестал гореть, поляки вошли в сарай и вытащили золотые пломбы изо ртов трупов.

Большинство убийств произошло в период с 7 по 9 июля 1941 года. На третий день пожара сарай 9-го числа немцы вернулись в Радзилув. Ко второй половине июля в Радзилове не осталось евреев, за исключением нескольких, которые спрятались до начала погрома. По оценкам, число погибших колеблется от 600 до 2000, около 30 евреев выжили благодаря помощи местных поляков.

Последствия

После резни дома еврейских жертв были разграблены. По словам Кшиштофа Персака, известие о погроме в Радзилове, несомненно, повлияло на отношение местных поляков в Едвабне, совершивших погром в Едвабне 10 июля 1941 года. Персак также придерживается мнения. что почти идентичный метод убийства между Едвабне и Радзилувом указывает на влияние немецкой Службы безопасности и Полиции безопасности, которые действовали в этом районе, являясь выполнением директивы Главного управления безопасности Рейха, направленной на чтобы спровоцировать «народные погромы».

Оставшиеся евреи были интернированы в маленькое гетто с августа 1941 года. 1 июня 1942 года большинство сокамерников гетто были депортированы на работу в имение Милбо. 2 ноября депортированные в Мильбо евреи были депортированы в пересыльный лагерь в селе Богуше. Оттуда их отправили в лагерь смерти Треблинка и по прибытии убили. Примерно девять евреев пережили войну, укрываясь в деревнях вокруг Радзилова. 28 января 1945 года (через пять дней после освобождения города советскими войсками) местные поляки убили двух евреев, которые выжили в бегах.

Герман Шапер, чье подразделение СС участвовало в некоторых зверствах в Радзилове, предстал перед судом. в Германии в 1976 году за другие преступления против поляков и евреев и был приговорен к шести годам тюремного заключения, однако после апелляции он был отменен, а его здоровье было признано слишком слабым для нового судебного разбирательства.

Восемь местных польских преступников были судили в польских судах после войны. Осужденными после войны были почти все жители небольших деревень или сотрудники местной вспомогательной полиции. В местной коллективной социальной памяти они выделялись как активные участники, в отличие от массы «обычных» соседей, которые просто стояли в стороне во время погрома. Тем не менее, стенограммы расследований и судебных процессов показывают, что эти две группы не были разделены барьером, а скорее полиция составляла линию фронта.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 06:18:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте