Радомск

редактировать

Радомск (Иврит : רדומסק) - это хасидов династия названа в честь города Радомско в Лодзинской губернии, южно-центральной Польши. Династия была основана в 1843 году раввином Шломо Хакохен Рабинович (Тиферес Шломо), одним из великих хасидских мастеров Польши XIX века. Его сын, внук и правнук по очереди возглавляли династию, привлекая тысячи последователей. Накануне Второй мировой войны Радомск был третьей по величине династией хасидов в Польше после Гер и Александра.

Город Радомско был разрушен, а большинство его евреев депортировано и убито во время Немецкая оккупация Польши во Второй мировой войне. Четвертый Радомский Ребе, раввин Шломо Ханох Хакохен Рабинович, был убит нацистами в Варшавском гетто в 1942 году, положив конец династии отцов к сыновьям. В 1965 году радомские хасиды, пережившие Холокост и жившие в Израиле, спросили раввина Менахема Шломо Борнштайна, пятого Сохачовера Ребе и потомок первого Радомскера Ребе, который тоже стал их Ребе, и он согласился. Сын Борнштейна, раввин Аврохом Носсон Борнштейн, в настоящее время является раввином Радомскерского синала в Бней-Браке.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Лидерство
    • 1.2 Сеть ешивы Кесер Тора
    • 1.3 Вторая мировая война
  • 2 Возрождение в Израиле
  • 3 Музыка Радомска
  • 4 Происхождение Радомского династического лидерства
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
История

Руководство

Большая синагога в Радомске

Основателем династии был раввин Шломо Хакохен Рабинович (Тиферес Шломо) (1801–1866), который в 1834 году начал служить равом из Радомска (Радомск). Под его руководством еврейская община Радомска росла как по престижу, так и по населению. Когда Великий раввин Моше Бидерман из Лелова переехал в Землю Израиля и приказал своим хасидам следовать за Рабиновичем, влияние последнего как Ребе значительно возросло, и Радомск стал крупным центром хасидов. Массы почитали своего Ребе за его возвышенные молитвы, красивый певческий голос и доброжелательность к их нуждам, тогда как более образованные хасиды восхищались его глубокими рассуждениями в Галахе и Каббале. Рассуждения Рабиновича о Чумаше и еврейских праздниках были опубликованы посмертно в Варшаве в 1867–1869 годах в виде двухтомника «Тиферес Шломо». Этот труд, считавшийся учебником хасидской мысли, получил широкое признание и постоянно переиздавался.

После смерти Ребе в 1866 году его младший сын, Авраам Иссахар Дов Хакохен Рабинович (1843 г.) –1892), сменил его. Раввин Авраам Иссахар Дов также был великим знатоком Торы и обладал музыкальными способностями. Став Ребе, он привлек многих хасидов из Польши и Галиции. Он страдал диабетом и умер в Радомске за год до своего пятидесятилетия. Его учение Торы было составлено под названием Chesed L'Avraham, опубликовано в Петрков в 1893 году.

Его сменил Ребе его второй сын, раввин Йехезкель Хакохен Рабинович (1864–1910), первоначально служивший равем о. Третий Радомский Ребе был известен своей преданностью изучению Торы, крайней скромностью и сильными проповедями. Он страдал диабетом, как и его отец, и также умер в возрасте до 50 лет. По оценкам, его похороны посетили 25 000 человек со всей Польши и Галиции. Его учения Торы были составлены под названием Kenesses Yechezkel, опубликованном в 1913 году.

Его старший сын, раввин Шломо Ханох Хакохен Рабинович (1882–1942), стал его преемником. Четвертый Радомскерский Ребе был динамичным и харизматичным лидером. Тысячи хасидов посещали его двор в Шаббат и еврейские праздники. Ребе тоже был довольно богат. Он владел стекольным заводом и домами в Берлине, Варшаве и Сосновце ; он восстановил свой двор в последнем городе после Первой мировой войны. Он также накопил огромную личную коллекцию старых рукописей и гравюр, которая, как говорили, была второй по величине частной библиотекой в ​​Польше после библиотеки Геррера .>Ребе.

Сеть ешивы Кесер Тора

Четвертый Радомский Ребе ввел новшество в хасидское образование в Польше. До Первой мировой войны хасидская молодежь традиционно изучала Тору и изучала обычаи и знания своих династий в shtiebelach (небольших домах для молитв и учебы) по всей Польше. Поскольку война вырвала с корнем сотни тысяч евреев и уничтожила устоявшиеся общины, штибелах потеряли свое центральное место в жизни хасидов. В 1926 году Ребе объявил о своем плане создания сети ешив под названием Кесер Тора (Корона Торы). К 1930 году в крупных польских городах действовало девять ешив, а также «Кибуц Говоха» (группа высокого уровня) для продвинутых студентов и аврейхимов (женатых студентов) в Сосновце. Ребе назначил своего нового зятя, раввина Довида Моше Хакохена Рабиновича (1906–1942), в качестве рош-ешивы для всей сети. К 1939 году в Польше и Галиции насчитывалось 36 ешив «Кесер Тора», в которых обучались более 4000 студентов. Ребе оплатил всю операцию, включая зарплату персоналу, еду и проживание студентов, из собственного кармана.

Вторая мировая война

Мемориал раввину Шломо Ханох Рабинович в Варшава Еврейское кладбище.

Накануне Второй мировой войны Радомск был третьей по величине династией хасидов в Польше после Гер и Александра. В Кракове Радомскеров штибелах было больше, чем Геррера Штибелаха

После немецкого вторжения в Польшу ешивы Кесер Тора распались, а Ребе сбежал в город Александр, но оттуда, скорее всего, был отправлен нацистами в Варшавское гетто. Его зять, раввин Довид Моше Рабинович, также был заключен в Варшавское гетто, где он продолжал доставлять сиурим студентам Кесер Тора. Ребе и все члены его семьи, включая его единственную дочь, зятя и их маленького сына, были застрелены во время акции 1 августа 1942 года. Они были похоронены в братской могиле На главном кладбище Варшавы. Со смертью Ребе родство радомских ребе от отца к сыну подошло к концу. (Брат Ребе, раввин Элимелех Арье Хакохен Рабинович, умер в Маутхаузене.)

Возрождение в Израиле

После Второй мировой войны, Радомскерские хасиды и студенты ешивы Кесер Тора, которые пережили Холокост, основанный Коллель Кесер Тора в Бней-Браке, Израиль. В 1965 году они обратились к раввину Менахему Шломо Борнштайну, сыну Сохачовера Ребе и племяннику раввина Давида Моше Рабиновича, чтобы возглавить коллель (Борнштайн также был прямым потомком первого Радомскера). Ребе, как и его дед, второй Сохачовер Ребе, женился на дочери первого Радомского Ребе.) Борнштайн принял предложение и поехал из своего дома в Тель-Авиве в Бней-Брак. Когда Борнштейн стал лидером династии Сочачевых в 1965 году, радомские хасиды попросили его стать и их Ребе, и он официально стал известен как Сочатчовер-Радомскер Ребе. После безвременной кончины Борнштейна в 1969 году его старший сын, раввин Шмуэль Борнштайн, стал Сохачовер-Ребе, а другой сын, Аврохом Носсон Борнштейн, был назначен раввином радомскерского шула в Бней-Браке.

Сегодня общины радомскеров существуют в Иерусалиме и Бней-Браке, Израиль; Бруклин, Нью-Йорк; Лейквуд, Нью-Джерси ; и Монреаль, Канада. Радомский рав из Боро Парк, раввин Лейбиш Франд, возглавляет радомский медраш в Бруклине.

Музыка Радомска

Первый радомский ребе, раввин Шломо Хакохен Рабинович, обладал прекрасным певческим голосом и был известен как хаззан и композитор хасидской музыки. Он сочинял и пел новые нигуним (мелодии) каждый год к Святым дням и еврейским праздникам. Он также послал деньги одному из своих хасидов в Цфате, Израиль, чтобы последний организовывал радомскерский Шалош Сеудос трапезу каждый Шаббат, когда пели его ниггуним.. Второй Радомскерский Ребе был также музыкально одарен, и ниггуним первых двух Радомскерских Ребе пели во всех Радомских дворах. Раввин Часкель Бессер, видный радомский хасид в Нью-Йорке после Второй мировой войны, выпустил альбом под названием Niggunei Radomsk (Мелодии Радомска), чтобы сохранить музыку династии.

Родом из Радомска. династическое руководство
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 06:13:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте