Менахем Мендель Шнеерсон

редактировать
О 19 веке, третьем Ребе из династии Хабад Любавич, см. Менахем Мендель Шнеерсон. О других людях по имени Шнеерсон (или Шнеерсон) см. Шнеерсон.

Раввин Менахем М. Шнеерсон
Раввин Менахем Мендель Шнеерсон2 crop.jpg Менахем Мендель Шнеерсон в 1987 году
Заголовок Любавичский Ребе
Личное
Родился 5 апреля 1902 г. OS ( 11 Nissan 5662) Николаев, Херсонская губерния, Российская империя (ныне Николаев, Украина )
Умер 12 июня 1994 г. ( 3 таммуза 5754) (92 года) Манхэттен, Нью-Йорк, США
Религия Иудаизм
Национальность Русский / американский
Супруг Хая Мушка Шнеерсон
Родители Леви Ицхак Шнеерсон Хана Яновски Шнеерсон
Подпись Подпись Ребе - Менахем М. Шнеерсон.png
Еврейский лидер
Предшественник Йосеф Ицхак Шнеерсон
Синагога 770 Eastern Parkway, Бруклин, Нью-Йорк
Началось 10 швата 5711/17 января 1951 г.
Похороненный Квинс, Нью-Йорк, США
Резиденция Бруклин, Нью-Йорк
Династия Хабад Любавич
Семича Rogatchover Gaon ; Йехиэль Яаков Вайнберг

Менахем Мендель Шнеерсон ( иврит : מנחם מענדל שניאורסון ; идиш : מנחם מענדל שניאורסאהן ; 5 апреля 1902 г. OS  - 12 июня 1994 г.; AM 11 Nissan 5662 - 3 Таммуза 5754 г.), известный многим как Любавичский Ребе или просто Ребе, был рожденным в Российской империи американским православным раввином и последним ребе из династии Любавичских хасидов. Он считается одним из самых влиятельных еврейских лидеров 20 века.

Как лидер движения Хабад-Любавич, он взял изолированную группу хасидов, которая почти прекратила существование с Холокостом, и превратил ее в одно из самых влиятельных движений в религиозном мировом еврействе с международной сетью, насчитывающей более 5000 образовательных и социальных сетей. центры. Созданные им учреждения включают детские сады, школы, наркологические центры, дома-интернаты для инвалидов и синагоги.

Опубликованные учения Шнеерсона составляют более 300 томов, и он известен своим вкладом в преемственность евреев и религиозной мысли, а также за его широкий вклад в традиционное изучение Торы. Он признан пионером еврейского просвещения. При его жизни многие из его приверженцев считали его Мессией. После его смерти у Хабада возникли внутренние трения между «мессианцами», которые открыто заявляют, что он жив, и «антис», которые принимают факт его смерти.

В 1978 году Конгресс США попросил президента Джимми Картера объявить день рождения Шнеерсона национальным Днем образования США. С тех пор он отмечается как День образования и обмена. В 1994 году он был посмертно награжден золотой медалью Конгресса за «выдающийся и постоянный вклад в улучшение мирового образования, нравственности и благотворительности». Место упокоения Шнеерсона привлекает к молитве как евреев, так и неевреев.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь и образование в Российской империи
    • 1.2 Брак и семейная жизнь
    • 1,3 Берлин
    • 1,4 Париж
    • 1.5 Нью-Йорк
    • 1.6 Седьмой Хабад Ребе
    • 1.7 Информационно-просветительские, духовные и политические кампании
      • 1.7.1 Женщины и девушки
      • 1.7.2 Международный охват
      • 1.7.3 Ханукальная кампания
      • 1.7.4 Парад Лаг БаОмер
      • 1.7.5 Иммиграция молодежи из Ирана
      • 1.7.6 Религия, права человека и политическая активность
      • 1.7.7 Воскресные часы работы благотворительных организаций
      • 1.7.8 Его послание: стань праведником
    • 1.8 Рабочие привычки
    • 1.9 Болезнь и смерть
      • 1.9.1 Завещания
      • 1.9.2 Мессианизм
  • 2 Мировое лидерство
    • 2,1 США
    • 2.2 Израиль
    • 2.3 Советское еврейство
  • 3 Наследие
    • 3.1 Воздействие
    • 3.2 Признание
    • 3.3 Критика
  • 4 Стипендия и работы
    • 4.1 Книги на иврите и идише
    • 4.2 Книги на английском языке (оригинальные и переведенные)
  • 5 ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Работы доступны онлайн
    • 8.2 Работы доступны в iTunes
    • 8.3 Биография
    • 8.4 Исторические места

биография

Ранняя жизнь и образование в Российской Империи

Менахем Мендель Шнеерсон родился 5 апреля 1902 года ( OS ) (11 Nissan, 5662) в черноморском порту Николаев в Российской Империи (ныне Николаев в Украине ). Его отцом был раввин Леви Ицхак Шнеерсон, известный знаток Талмуда и авторитет в области каббалы и еврейского права. Его матерью была Ребецин Хана Шнеерсон ( урожденная Яновски). Он был назван в честь третьего хабадского ребе Менахема Менделя Шнеерсона, Цемаха Цедека, от которого он был прямым потомком по отцовской линии.

В 1907 году, когда Шнеерсону было шесть лет, семья переехала в Екатеринослав (ныне Днепр ), где Леви Ицхак был назначен главным раввином города. Он служил до 1939 года, когда был сослан Советским Союзом в Казахстан. У Шнеерсона было два младших брата: Дов Бер, убитый в 1944 году нацистскими пособниками, и Исраэль Арье Лейб, который умер в 1952 году во время учебы в докторантуре Ливерпульского университета.

В юности он получил частное образование и с 1909 по 1913 год обучался у Залмана Виленкина. Когда Шнеерсону было 11 лет, Виленкин сообщил отцу, что ему больше нечему учить сына. С этого момента Леви Ицхак начал обучать своего сына Талмуду и раввинской литературе, а также каббале. Шнеерсон оказался одаренным как в талмудическом, так и в каббалистическом изучении, а также сдал экзамены экстерном в местной советской школе. Его считали иллюзионистом и гением, и к 17 годам он выучил весь Талмуд, около 5 894 страницы, а также все его ранние комментарии.

Все свое детство Шнеерсон был вовлечен в дела офиса своего отца. Сообщается также, что он неоднократно выступал в качестве переводчика между еврейской общиной и российскими властями. Смелость и принципы Леви Ицхака были путеводителем для его сына на всю оставшуюся жизнь. Много лет спустя, когда он однажды вспомнил о своей юности, Шнеерсон сказал: «Я получил образование первенца екатеринославского раввина. Когда дело доходит до спасения жизней, я говорю все, что могут сказать другие».

Шнеерсон получил отдельные раввинские хиротонии от Рогачоверского Гаона, Йозефа Розена и Йехиэля Яакова Вайнберга, автора « Шридей Айш».

Брак и семейная жизнь

В 1923 году Шнеерсон впервые посетил шестого Хабад- Любавичского Ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона. Он познакомился со средней дочерью раввина Чайей Мушкой (Мусией) - они были дальними родственниками. Через некоторое время они обручились, но поженились только в 1928 году в Варшаве, Польша. Гордясь выдающейся ученостью своего зятя, Йосеф Ицхак попросил его вступить в научную беседу с великими знатоками Торы, присутствовавшими на свадьбе, такими как Меир Шапиро и Менахем Зиемба. Менахем Мендель и Хая Мушка были женаты 60 лет и не имели детей.

Менахем Мендель Шнеерсон и Йосеф Ицхак Шнеерсон были потомками Менахема Менделя Шнеерсона, известного как Цемах Цедек, третьего Ребе Хабада Любавич. Позже Шнеерсон сказал, что день его свадьбы связывает общину с ним, а его - с общиной.

В 1947 году Шнеерсон отправился в Париж, чтобы забрать с собой свою мать, Хану Шнеерсон, в Нью-Йорк. Шнеерсон навещал ее каждый день и дважды каждую пятницу и готовил ей чай. В 1964 году умерла Хана Шнеерсон.

10 февраля 1988 года умерла жена Шнеерсона, Хая Мушка Шнеерсон. Через год после смерти жены, когда прошел традиционный год еврейского траура, Шнеерсон переехал в свой кабинет над центральной синагогой Любавич на Восточном бульваре.

Берлин

Памятник Шнеерсону в Берлине

После свадьбы с Чайей Мушкой в ​​1928 году Шнеерсон и его жена переехали в Берлин, где его тесть Йозеф Ицхак Шнеерсон поручил ему определенные общественные задачи, а также попросил написать научные аннотации к респонсу и различным хасидским дискурсам. ранних Ребе Хабад-Любавич. Шнеерсон изучал математику, физику и философию в Берлинском университете. Позже он вспоминал, что ему нравились лекции Эрвина Шредингера. Его тесть очень гордился научными достижениями своего эрудированного зятя, оплачивал все расходы на обучение и помогал ему в учебе.

Во время его пребывания в Берлине тесть поощрял его стать более публичной фигурой, но Шнеерсон называл себя интровертом и, как известно, умолял знакомых не суетиться из-за того, что он сын зять Йосефа Ицхака Шнеерсона.

Находясь в Берлине, Шнеерсон познакомился с Джозефом Б. Соловейчиком, и между ними сложилась дружба, которая сохранилась между ними спустя годы, когда они оба эмигрировали в Америку. Он написал сотни страниц своих собственных бесед Торы и провел серьезный обмен галахической перепиской со многими ведущими раввинистическими фигурами Восточной Европы, включая талмудического гения, известного как Рогачовский Гаон. В 1933 году он также встретился с Хаимом Элазаром Шапиро, а также с талмудистом Шимоном Шкопом. Все это время он вел дневник, в котором тщательно документировал свои личные беседы со своим тестем, а также свою каббалистическую переписку со своим отцом, Леви Ицхаком Шнеерсоном.

Париж

В 1933 году, после подъема нацистской партии в Германии, Шнеерсоны покинули Берлин и переехали в Париж, где Менахем Мендель (известный как «РаМаш» до принятия руководства Хабадом) продолжал свою религиозную и общинную деятельность от имени своего отца. зять Йосеф Ицхак. Он продолжил изучать механику и электротехнику в ESTP, Grande école в районе Монпарнас, и получил диплом в июле 1937 года. В ноябре 1937 года он посещал классы в Сорбонне, изучая математику, пока в 1939 году не разразилась Вторая мировая война.

В то время Йосеф Ицхак рекомендовал профессору Александру Васильевичу Барченко проконсультироваться со Шнеерсоном по различным религиозным и мистическим вопросам, а известные раввины, такие как Ерахмиэль Биньяминсон и Элиягу Элиэзер Десслер, обращались к Шнеерсону со своими раввинскими и каббалистическими вопросами.

11 июня 1940 года, за три дня до того, как Париж пал перед нацистами, Шнеерсоны бежали в Виши, а затем в Ниццу, где они оставались до своего последнего побега из Европы в 1941 году.

Нью-Йорк

В 1941 году Шнеерсон бежал из Европы через Лиссабон, Португалия. Накануне отъезда Шнеерсон написал трактат, в котором изложил свое видение будущего мирового еврейства и человечества. Он и его жена Хая Мушка прибыли в Нью-Йорк 23 июня 1941 года.

Вскоре после его прибытия тесть назначил его директором и председателем трех центральных организаций Хабада, Merkos L'Inyonei Chinuch, Machneh Israel и Kehot Publication Society, поставив его во главе еврейских образовательных и социальных служб движения. и издательские сети. В течение следующего десятилетия Йосеф Ицхак переадресовал многие задаваемые ему научные вопросы своему зятю. Он стал все более известен как личный представитель Йосефа Ицхака.

В течение 1940-х годов Шнеерсон стал натурализованным гражданином США и, стремясь внести свой вклад в военные усилия, он вызвался на Бруклинскую военно-морскую верфь, используя свои знания в области электротехники, чтобы нарисовать электрические схемы для линкора USS Missouri (BB-63) и других засекреченная военная работа.

В 1942 году Шнеерсон запустил программу Merkos Shlichus, по которой он отправлял пары студентов ешив в отдаленные места по всей стране во время их летних каникул, чтобы рассказывать евреям из изолированных общин об их наследии и предлагать образование своим детям.

В качестве председателя и главного редактора « Кехот» Шнеерсон публиковал труды первых Ребе Хабада. Он также опубликовал свои собственные работы, в том числе « Хайом Йом» в 1943 году и «Хагадда» в 1946 году.

Во время визита в Париж в 1947 году он основал школу для девочек и работал с местными организациями, помогая найти жилье для беженцев и перемещенных лиц.

Шнеерсон часто объяснял, что его цель - «сделать мир лучше» и сделать все возможное, чтобы устранить все страдания. В письме президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви Шнеерсон писал, что, когда он был ребенком, в его воображении начало формироваться видение будущего искупления, «искупление такого размаха и величия, благодаря которому цель страдания, суровые указы и уничтожение изгнания будет понято... "

В 1991 году автомобиль, сопровождавший кортеж Шнеерсона, случайно сбил двух гайано-американских детей при попытке догнать автомобиль Шнеерсона. Один из детей погиб. Инцидент спровоцировал бунт в Краун-Хайтс.

Седьмой Хабад Ребе

После смерти Йосефа Ицхака Шнеерсона в 1950 году последователи Хабада начали убеждать Шнеерсона сменить его тестя на посту Ребе на основании его учености, благочестия и династии. Шнеерсон сопротивлялся и активно отказывался принимать руководство движением. Однако он продолжал заниматься общественной деятельностью, которую ранее возглавлял. Пройдет целый год, прежде чем старейшины движения убедят его принять этот пост.

В первую годовщину смерти своего тестя, 10 швата 1951 года, на церемонии, на которой присутствовали несколько сотен раввинов и еврейских лидеров со всех частей Соединенных Штатов и Канады, Шнеерсон выступил с хасидской речью (Маамар), эквивалентно принятию избранным президентом присяги и формально стал Ребе. В ночь его принятия члены израильского кабинета министров и главный раввин Израиля Ицхак Герцог отправили ему поздравительные послания.

Подтвердив давний основной принцип Хабада в своей инаугурационной речи, он потребовал, чтобы каждый человек приложил усилия для духовного развития, а не полагался на Ребе, который сделает это за них, сказав: «Теперь послушайте, евреи. Обычно в Хабаде этого требуют. что каждый человек работает над собой, а не полагается на Ребе. Каждый должен сам по себе превратить безумие материализма и страсть «животной души» в святость. однако, насколько это возможно; если человек не работает над собой, какой толк в том, чтобы писать ноты, петь песни и говорить лечаим? " В той же беседе Шнеерсон сказал, что «нужно отправиться в место, где ничего не известно о благочестии, ничего не известно об иудаизме, ничего не известно даже о еврейском алфавите, и, находясь там, оставить себя в стороне и убедиться, что другой кричит Богу." Когда в том году он разговаривал с журналистом Forward Ашером Пенном, он сказал: «Мы должны прекратить настаивать на том, что иудаизм находится в опасности, утверждение, которое мало что дает, кроме как заставляет еврейство защищаться. Нам нужно перейти в наступление».

Как Ребе, Шнеерсон принимал посетителей на частные встречи, известные как йехиду, по вечерам в воскресенье и четверг. Эти собрания начинались в 8 часов вечера и часто продолжались до пяти или шести утра и были открыты для всех. Шнеерсон, говоривший на нескольких языках, включая английский, идиш, иврит, французский, русский, немецкий и итальянский, разговаривал с людьми по всем вопросам и давал советы как по духовным, так и по мирским вопросам. На встречу с ним приезжали политики и лидеры со всего мира, но Шнеерсон не отдавал предпочтения одному человеку перед другим. Его секретарь однажды даже отказался принять Джона Ф. Кеннеди, потому что Шнеерсон уже встречался с «обычными» людьми, которые запрашивали встречи несколько месяцев назад. Эти собрания были прекращены в 1982 году, когда стало невозможно вместить большое количество людей. Тогда встречи проводились только для тех, у кого был особый случай, например, для жениха и невесты на свадьбе или для мальчика и его семьи по случаю бар-мицвы.

В течение четырех десятилетий своего пребывания на посту Ребе Шнеерсон регулярно выступал с обращениями, посвященными еженедельной главе Торы и различным трактатам Талмуда. Эти беседы, которые велись без текста и заметок, длились несколько часов, а иногда длились восемь или девять часов без перерыва. В ходе бесед Шнеерсон продемонстрировал уникальный подход к объяснению, казалось бы, различных концепций путем анализа фундаментального принципа, общего для всего трактата, и ссылался как на классические, так и на эзотерические источники всех периодов, цитируя целые разделы наизусть.

Информационно-просветительские, духовные и политические кампании

Женщины и девушки

В 1951 году Шнеерсон основал женскую и женскую организацию Хабад и молодежную организацию в Израиле. Их миссия заключалась в том, чтобы вести разъяснительную работу, которая была направлена ​​исключительно на женщин и подростков. В 1953 году он открыл отделения этих организаций в Нью-Йорке, Лондоне и Торонто. В отличие от укоренившейся тенденции ограничивать изучение Торы на высоком уровне мужчинами и мальчиками, Шнеерсон в равной степени адресовал свои учения обоим полам. Он выступал на собраниях организаций и проводил собрания исключительно для женщин. Шнеерсон охарактеризовал бы рост числа женщин, изучающих Тору, как одно из «позитивных нововведений более поздних поколений».

Международный охват

В том же году Шнеерсон отправил своего первого эмиссара в Марокко и основал школы и синагогу для марокканской еврейской общины. В 1958 году Шнеерсон основал школы и синагоги в Детройте, штат Мичиган, в Милане, Италия, и в Лондоне, Англия. В 1988 году Шнеерсон отправил 22-летнего раввина Шмулея Ботаха в качестве шалиаха (эмиссара) Хабад-Любавич в Оксфорд, Англия, где он 11 лет служил раввином студентам Оксфордского университета.

Начиная с 1960-х годов Шнеерсон ввел систему «кампаний мицвы», чтобы поощрять соблюдение десяти основных еврейских обычаев, таких как тфилин для мужчин, субботние свечи для женщин и любовь к ближнему для всех людей. Кампания Шнеерсона принесла идею тфилина еврейским мужчинам повсюду, и его называют «великим современным популяризатором тфилина». До его кампании тфилин был в основном прерогативой скрупулезных наблюдателей.

После смерти его матери Ханы Шнеерсон в 1964 году Шнеерсон начал проводить дополнительную еженедельную проповедь в ее память. Эти проповеди состояли из оригинальных идей и беспрецедентного анализа комментариев Раши к Торе, которые произносились на регулярных публичных собраниях. Шнеерсон читал эти проповеди каждую неделю до 1992 года.

Ханукальная кампания

В 1973 году Шнеерсон начал ханукальную кампанию, чтобы побудить всех евреев во всем мире зажечь свою собственную менору. После того, как в том году были розданы все оловянные меноры, военному производителю было поручено изготовить дополнительные десятки тысяч менор для распространения. В 1974 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, в Колоколе Свободы проводилось публичное зажжение хануккальной меноры, а в последующие годы зажигание меноры на общественных местах проводилось в городах по всему миру. Судебные иски в отношении освещения на общественных началах дошли до Верховного суда, и было решено, что общественное освещение не нарушает Конституцию. Сегодня в тысячах городов продолжаются световые мероприятия.

Лаг ба-омер парад

Хабад учредил ежегодный парад Лаг ба-Омер в «770», один из крупнейших праздников такого рода, где тысячи евреев отмечают праздник.

Иммиграция молодежи Ирана

В 1979 году, во время Исламской революции и иранского кризиса с заложниками, Шнеерсон руководил мероприятиями по спасению еврейской молодежи и подростков из Ирана и доставке их в безопасные места в Соединенных Штатах. Воинственные исламистские действия по отношению к Соединенным Штатам рассматривались Шнеерсоном как поведение, которое могло угрожать статусу страны как «неприкасаемой» сверхдержавы и заставило бы ее попытаться умиротворить арабские страны, тем самым «поставив под угрозу [] безопасность Израиля». " В результате усилий Шнеерсона несколько тысяч иранских детей были доставлены из Ирана в безопасное место в Нью-Йорке.

Религия, права человека и политическая активность

В 1983 году Шнеерсон начал глобальную кампанию по распространению знаний о Верховном Существе и соблюдении законов Ноя среди всех людей, утверждая, что это является основой прав человека для всей цивилизации. Несколько раз в год его обращения транслировались по национальному телевидению. В этих случаях Шнеерсон обращался к общественности по общим делам общин и вопросам, касающимся мира во всем мире, таких как момент молчания в государственных школах США, увеличение государственного финансирования исследований солнечной энергии, иностранная помощь США развивающимся странам и ядерное разоружение.

В 1984 году Шнеерсон начал кампанию для ежедневного изучения в Маймонида «s Мишне Тора. Каждый год по завершении учебного цикла проводится празднование Сиюм, знаменующее окончание цикла и начало нового. В этих мероприятиях приняли участие многие еврейские лидеры. Сегодня многие тысячи людей следят за ежедневным циклом обучения.

Воскресные часы работы для благотворительности

В 1986 году Шнеерсон ввел обычай, когда каждое воскресенье он стоял у своего офиса, коротко приветствовал людей, давал им долларовую купюру и побуждал их делать пожертвования на благотворительность по своему выбору. Объясняя причину, по которой он поощряет благотворительность среди всех людей, Шнеерсон процитировал своего тестя, который сказал, что «когда встречаются два человека, это должно принести пользу третьему». Люди в очереди часто пользовались этой возможностью, чтобы спросить у Шнеерсона совета или благословения. Тысячи людей посещали это мероприятие каждую неделю, которое длилось до шести часов и часто упоминается как «Воскресные доллары».

Жена Шнеерсона, Хая Мушка Шнеерсон умерла в 1988 году. В течение недели Шивы Шнеерсон написал завещание, в котором он завещал все свое имение Агудас Часидей Хабад, зонтичной организации Хабада.

Во время выступления в 1991 году Шнеерсон страстно говорил о Мошиахе ( Мессии ) и сказал своим последователям, что он сделал все, что мог, чтобы принести мир и искупление во всем мире, но теперь они должны продолжить эту задачу: «У меня есть выполнила свою часть работы, с этого момента вы делаете все, что в ваших силах ". Несколько месяцев спустя, когда репортер CNN пришел встретиться с ним за долларом, он сказал: «Мошиах готов приехать, только с нашей стороны сделать что-то дополнительное в сфере добра и доброты».

Его послание: стань праведником

В воскресенье, 1 марта 1992 года, Габриэль Эрем, редактор журнала Lifestyles Magazine, сказал Шнеерсону, что по случаю его девяностолетия они опубликуют специальный выпуск, и хотел бы узнать, что его послание миру. Шнеерсон ответил, что «девяносто на иврите - это цаддик », что означает «праведный». И это прямое указание для каждого человека стать настоящим цадиком - праведником, и делать это в течение многих лет, до 120 лет. Это послание, добавил Шнеерсон, «в равной степени относится и к евреям, и к неевреям».

Рабочие привычки

За десятилетия своего руководства Шнеерсон работал более 18 часов в день и ни разу не брал отпуск. Он редко покидал Бруклин, за исключением посещения могилы своего тестя в Квинсе, штат Нью-Йорк. Шнеерсон был противником выхода на пенсию, считая его пустой тратой драгоценных лет. В 1972 году по случаю своего 70-летия, вместо объявления пенсионного плана, Шнеерсон предложил создать 71 новое учреждение, чтобы отметить начало 71-го года своей жизни.

Болезнь и смерть

Могила Ребе: место захоронения Шнеерсона рядом с его тестем и предшественником в Квинсе, Нью-Йорк.

В 1977 году во время церемонии хакафот на Шмини Ацерет Шнеерсон перенес сердечный приступ. По его просьбе, вместо того, чтобы доставить его в больницу, врачи открыли мини-больницу в его офисе, где в течение следующих четырех недель его лечили доктора Бернард Лаун, Айра Вайс и Ларри Резник. Он полностью выздоровел после сердечного приступа с небольшими, если вообще заметными, долгосрочными эффектами или изменениями в его рабочих привычках. Пятнадцать лет спустя Шнеерсон перенес серьезный инсульт во время молитвы на могиле своего тестя. В результате инсульта он потерял способность говорить и парализовало правую часть тела. В это время надежда на то, что Шнеерсон может быть раскрыта как Мессия (Мошиах), стала более распространенной.

Утром 12 июня 1994 года ( 3 Таммуза 5754 года) Шнеерсон умер в Медицинском центре Бет Исраэль и был похоронен в Охеле рядом со своим тестем Йосефом Ицхаком Шнеерсоном на кладбище Монтефиоре в Куинсе, Нью-Йорк. Вскоре после смерти Шнеерсона исполнители его завещания обнаружили в ящике его кабинета несколько записных книжек, в которых Шнеерсон записывал свои научные мысли и религиозные размышления с ранних лет. Большинство записей в этих журналах датируются периодом с 1928 по 1950 годы и впоследствии были опубликованы.

В соответствии с вековой еврейской традицией, согласно которой место упокоения цадиков является священным, могила Шнеерсона многими рассматривается как святое место и была описана в « Едиот Ахронот» как «Американская стена Плача», где тысячи людей, евреев и неграждан. -Еврей, ходите молиться каждую неделю. Многие присылают факсы и электронные письма с просьбами прочитать молитвы на могиле.

Завещания

Шнеерсон умер, не назвав преемника лидером династии Хабад-Любавич, что вызвало споры в Хабаде по поводу воли Шнеерсона. Однако он написал одно юридическое завещание, которое было подписано в присутствии свидетелей, в котором он передал управление всеми основными учреждениями Хабада, а также всем своим имуществом Агудас Хасидей Хабад.

В другом завещании, исполненных копий которого, как известно, нет, трое старших раввинов Хабада назначаются директорами Agudas Chassidei Chabad.

Мессианизм

Основная статья: Хабадский мессианизм

У Шнеерсона было страсть и желание повысить осведомленность о пришествии Мессии. В течение его жизни многие из его поклонников надеялись, что он откроется как Мессия. Они указали на традиционное еврейское богословие, которое учит, что в каждом поколении есть один человек, который достоин быть Мессией, и, если Бог сочтет время подходящим, он будет открыт Богом как таковой. Последователи Хабада также указали на традицию, согласно которой в каждом поколении есть один человек, которого считают Мессией поколения.

Сторонники Шнеерсона утверждали, что многие евреи считали, что если и был человек, достойный такого положения, то это был Шнеерсон. Хотя Шнеерсон постоянно возражал против любых разговоров о том, что он может быть Мессией, это представление вызывало споры, особенно среди тех, кто не был знаком с этими традиционными учениями. Недоброжелатели раскритиковали детскую песню со словами «Мы хотим мошиаха (мессию) сейчас / Мы не хотим ждать», - одобрил Шнеерсон. После смерти Шнеерсона мессианское движение в значительной степени сократилось, хотя многие последователи по-прежнему считают его Мессией. Зонтичная организация Хабада, Agudas Chasidei Chabad, осудила мессианское поведение, заявив, что оно противоречит явно выраженным пожеланиям Шнеерсона.

Мировое лидерство

Соединенные Штаты

Ребенок объявляет один из 12 стихов Машут детям на параде Лаг баОмер

Шнеерсон говорил о положении Соединенных Штатов как мировой сверхдержавы и хвалил их основополагающие ценности: « E pluribus unum - из многих» и « Мы верим в Бога ». Он призвал правительство развивать независимую энергетику и не полагаться на тоталитарные режимы, чьи национальные интересы сильно отличаются от американских. Шнеерсон также призвал правительство США использовать свое влияние на страны, получающие его иностранную помощь, чтобы делать больше для образовательные и культурные потребности обездоленных граждан.

Шнеерсон уделял большое внимание образованию и часто говорил о необходимости нравственной воспитательной системы для всех людей. Он был сторонником Департамента образования в качестве отдельной должности в кабинете министров от Департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения. Шнеерсон объявил 1977 год «Годом образования» и призвал Конгресс сделать то же самое. Он заявил, что образование «должно мыслить с точки зрения« лучшей жизни »не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Таким образом, система образования должна уделять больше внимания формированию характера с упором на нравственность. и этические ценности. Образование должно уделять больше внимания поощрению основных прав человека и обязательств справедливости и нравственности, которые являются основой любого человеческого общества ".

Девяносто пятый Конгресс Соединенных Штатов издал Совместную резолюцию, провозгласив 1978 год Годом образования и объявив 18 апреля 1978 года «Днем образования США». С тех пор каждый год президент США объявляет день рождения Шнеерсона «Днем образования США» в его честь.

В течение своей жизни Шнеерсон имел большое влияние на многочисленных политических лидеров со всех концов прохода, многие из которых обращались к нему за советом. Его посетили президенты, премьер-министры, губернаторы, сенаторы, конгрессмены и мэры. Известными среди них являются Джон Ф. Кеннеди, Роберт Кеннеди, Франклин Д. Рузвельт-младший, Рональд Рейган, Джимми Картер, Джейкоб Джавитс, Эд Кох, Руди Джулиани, Дэвид Динкинс и Джо Либерман.

Согласно книге Говарда Мортмана « Когда раввины благословляют Конгресс», Шнеерсон был раввином, наиболее упоминаемым в Конгрессе.

Израиль

Шнеерсон очень интересовался делами государства Израиль и делал все, что было в его силах, чтобы поддержать инфраструктуру государства и способствовать его успеху. Он был озабочен сельскохозяйственным, промышленным и общим экономическим благосостоянием Израиля и стремился продвигать его научные достижения и укреплять положение Израиля в международном сообществе. Шнеерсон неизменно выражал огромное признание роли Сил обороны Израиля и заявлял, что те, кто служат в израильской армии, выполняют великую заповедь.

В 1950 году Шнеерсон поддержал создание первой в Израиле автомобильной компании Autocars Co. Ltd. (иврит: אוטוקרס) в Хайфе. К 1956 году на долю компании приходилось 28% экспорта Израиля. Шнеерсон создал сеть профессиональных школ в Израиле, чтобы предоставить израильской молодежи, новым иммигрантам и пережившим Холокост профессиональную подготовку и средства к существованию. В 1954 году Шнеерсон основал школу столярных и деревянных изделий. В 1955 году он основал сельскохозяйственную школу. В 1956 году он основал школу печати и издательского дела, а в 1957 году школу текстиля.

Хотя он никогда не был в Израиле, многие из высших руководителей Израиля решили посетить его. Президент Израиля Залман Шазар навещал Шнеерсона и много с ним переписывался, как и премьер-министр Менахем Бегин, который приезжал к нему перед поездкой в ​​Вашингтон для встречи с президентом Картером. Ариэль Шарон, у которого были близкие отношения со Шнеерсоном, часто цитировал его взгляды по военным вопросам и обращался к нему за советом, когда собирался уйти из армии. Шнеерсон посоветовал генералу остаться на своем посту. Ицхак Рабин, Шимон Перес и Биньямин Нетаньяху также посетили Шнеерсона и попросили совета. Израильские политики и военные эксперты, приехавшие с ним посоветоваться, были удивлены его детальным знанием местных дел в их стране и международной ситуации на стратегических и дипломатических фронтах. Несмотря на свои консультативные встречи с американскими и израильскими политическими деятелями, Шнеерсон много раз заявлял о своей беспартийной политике, предупреждая о своем невмешательстве в политику.

Шнеерсон публично выразил свое мнение о том, что безопасность и стабильность Израиля были в лучших интересах Соединенных Штатов, назвав Израиль линией фронта против тех, кто хочет успеха антизападных стран. Он был противником « земля в обмен на мир», которую он называл «иллюзией мира», говоря, что это не спасет жизни, а навредит жизни. Шнеерсон заявил, что эта позиция была основана не на националистических или других религиозных мотивах, а исключительно из-за заботы о человеческой жизни. Биньямин Нетаньяху сказал, что, будучи послом Израиля в ООН в 1984 году, Шнеерсон сказал ему: «Ты будешь служить в доме тьмы, но помни, что даже в самом темном месте можно увидеть свет единственной свечи. далеко и широко... »Нетаньяху позже пересказал этот эпизод в речи на Генеральной Ассамблее 23 сентября 2011 года.

Незадолго до начала Шестидневной войны Шнеерсон призвал к глобальной кампании тфилин, чтобы евреи соблюдали мицву ношения тфилина как средства обеспечения божественной защиты от врагов Израиля. Выступая перед многотысячной толпой 28 мая 1967 года, всего за несколько дней до начала войны, он заверил мир, что Израиль победит. Он сказал, что Израилю не нужно бояться, поскольку Бог был с ними, цитируя стих: «Хранитель Израиля не спит и не дремлет». В сообществе харедим критика кампании была высказана на съезде Агудат Исраэль в 1968 году. Однако после этого инцидента Ицхок Хутнер, известный ортодоксальный раввин, который в прошлом переписывался со Шнеерсоном, написал Шнеерсону частное письмо, дистанцируясь от общества. соглашение. Хатнер написал, что он не был на съезде, и попросил прощения за любую боль, которую могли причинить его предыдущие письма (обсуждение галахических вопросов, касающихся кампании тфилин).

После операции по спасению Энтеббе в публичном выступлении 16 августа 1976 года Шнеерсон аплодировал мужеству и самоотверженности ЦАХАЛа, «которые пролетели тысячи миль, подвергая свою жизнь опасности с единственной целью - возможно, спасти жизни десятков евреев. ". Он сказал: «Их доля в будущей жизни гарантирована». Позже раввины с ультра- харедимом критиковали его за то, что он публично восхвалял храбрость ЦАХАЛ и предлагал Богу выбрать их в качестве посредников, через которые он отправит избавление еврейскому народу. Шнеерсон яростно протестовал против тех элементов в обществе ультра-харедим, которые стремились подорвать мотивацию и действия солдат.

Он переписывался с Давидом Бен-Гурионом по вопросу об иудаизме в Государстве Израиль, прося премьер-министра обеспечить, чтобы Израиль «оставался евреем». Он убедил израильских политиков принять закон в соответствии с еврейским законом по вопросу « Кто такой еврей? » И попросил добавить слова «согласно Галахе » в декларацию, чтобы в ней говорилось, что «только тот, кто родился от Еврейская мать или обращенная по Галахе еврейка ". Это вызвало фурор в США. Некоторые американские еврейские благотворительные организации прекратили финансовую поддержку Хабад-Любавич, поскольку большинство их членов были связаны с реформистским и консервативным иудаизмом.

Советское еврейство

Шнеерсон очень поощрял евреев, живших в коммунистических государствах. Он отправил множество эмиссаров с тайными миссиями, чтобы поддерживать иудаизм при коммунистических режимах и обеспечивать их религиозные и материальные потребности. Многие евреи из-за железного занавеса переписывались со Шнеерсоном, отправляя ему свои письма через секретного посыльного и обращаясь к Шнеерсону под кодовым именем.

Шнеерсон, который хорошо знал советское правительство и его тактику, выступал против демонстраций от имени советских евреев, заявляя, что у него есть доказательства того, что они причиняют вред российским евреям. Вместо этого он выступал за тихую дипломатию, которая, по его словам, была бы более эффективной. Шнеерсон сделал все, что было в его силах, чтобы добиться освобождения евреев из бывшего Советского Союза, и основал школы, общины и другие гуманитарные ресурсы, чтобы помочь им с их поглощением в Израиле. Однажды он проинструктировал сенатора Чика Хехта предоставить президенту Рональду Рейгану контактную информацию о людях, которые хотели уйти, чтобы он мог лоббировать их освобождение.

После чернобыльской катастрофы в 1986 году Шнеерсон призвал к усилиям по спасению украинских еврейских детей из Чернобыля и основал с этой целью специальную организацию. Первый спасательный полет произошел 3 августа 1990 года, когда 196 еврейских детей были доставлены в Израиль и доставлены в приют. С тех пор тысячи детей были спасены и доставлены в Израиль, где они получают жилье, образование и медицинскую помощь в благоприятных условиях.

Натан Щаранский, председатель Еврейского агентства, сказал, что Хабад Любавич был важным связующим звеном для советских евреев во время холодной войны, в то время как Шимон Перес заявил, что это заслуга Шнеерсона в том, что «иудаизм в Советском Союзе сохранился».

Наследие

Влияние

Шнеерсон инициировал еврейскую пропаганду в эпоху после Холокоста. Он считал, что мировое еврейство стремится узнать больше о своем наследии, и стремился нести иудаизм евреям, где бы они ни находились. Главный раввин Великобритании Джонатан Сакс сказал о Шнеерсоне, «что если нацисты будут искать каждого еврея с ненавистью, Ребе захочет найти каждого влюбленного еврея». Он руководил строительством школ, общественных центров и молодежных лагерей и создал глобальную сеть эмиссаров, известную как шлучим.

Сегодня шлухим есть во всех 50 штатах США, в более чем 100 странах и 1000 городах по всему миру, всего более 3600 учреждений, включая около 300 в Израиле. Хабад очень часто является единственным присутствием евреев в данном городе или городе, и он стал лицом еврейского православия для евреев и всего мира.

Модель еврейского просвещения Шнеерсона копируется всеми еврейскими движениями, включая реформистское, консервативное, ортодоксальное и харедимское. Его опубликованные работы занимают более 200 томов и часто используются в качестве исходного текста для проповедей как хабадских, так и нехабадских раввинов. За пределами еврейского мира Пегги Нунан писала, что моральные вопросы лучше решать такими лидерами, как Шнеерсон, чем политиками, и после его смерти Шнеерсона стали называть Ребе для всех людей.

Признание

Вклад Шнеерсона в образование и улучшение человечества признавался каждым президентом со времен Ричарда Никсона. В 1978 году Шнеерсон стал первым и единственным раввином, в честь которого был провозглашен национальный день США, когда Конгресс США и президент Джимми Картер объявили дату рождения Шнеерсона « Днем образования в США ». С тех пор каждый год президент призывал всех американцев сосредоточить внимание на образовании в честь Шнеерсона. В 1982 году Рональд Рейган также объявил день рождения Шнеерсона «Национальным днем ​​размышлений» и вручил «Национальный свиток почета», подписанный президентом, вице-президентом и каждым членом Конгресса.

На похоронах Шнеерсона присутствовали многочисленные официальные лица, в том числе мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, Биньямин Нетаньяху и весь персонал израильского консульства в Вашингтоне.

Президент Билл Клинтон написал письмо с соболезнованиями «сообществу Хабад-Любавич и мировому еврейству» и назвал Шнеерсона «монументальным человеком, который, как и любой другой человек, в течение последних полувека отвечал за продвижение этических норм. и мораль для нашей молодежи ». Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин сослался на великую ученость Шнеерсона и его вклад в дело всего еврейского народа и заявил, что «потеря Ребе - это потеря для всего еврейского народа». Министр иностранных дел Шимон Перес процитировал слова пророка Малахии как относящиеся к Шнеерсону с особой силой: «Он многих воскресил от беззакония. Ибо уста священника охраняют знание, и учение следует искать в устах его. Господин."

Вскоре после его смерти Шнеерсон был посмертно награжден Золотой медалью Конгресса, чествуя Шнеерсона за его «выдающийся и устойчивый вклад в мировое образование, мораль и благотворительность». Президент Билл Клинтон произнес эти слова на церемонии вручения золотой медали Конгресса:

Превосходство покойного Ребе как морального лидера нашей страны было признано каждым президентом, начиная с Ричарда Никсона. За более чем два десятилетия движение раввинов насчитывает около 2000 институтов; образовательные, социальные, медицинские, по всему миру. Мы (правительство Соединенных Штатов) признаем важную роль раввина Шнеерсона в расширении этих институтов.

В 2009 году Национальный музей истории американских евреев выбрал Шнеерсона как одного из восемнадцати американских евреев, включенных в их Зал славы «Только в Америке».

Многие считают, что вклад Шнеерсона в понимание человеческих эмоций не имеет себе равных; как Эли Визель сказал о Ребе: «Когда Ребе был наедине с кем-либо, это было открытием. Он открывал двери для своего посетителя, своего ученика или хасида - секретные двери, которые есть у всех нас. Это не было взломом.. Это было просто приглашение. И в этом было действительно величие Ребе. Я думаю, что у Ребе был большой талант к этому - один из величайших и лучших, какие когда-либо видел иудаизм ». Шнеерсона часто считают одним из самых, если не самым влиятельным раввином двадцатого века.

Критика

Начиная с 1970-х годов, раввин Элазар Шах из Поневежской ешивы в Бней-Браке публично критиковал Шнеерсона, обвиняя его в создании культа крипто-мессианизма вокруг себя. Он возражал против своего призыва к явлению Мессии и в конце концов призвал к бойкоту Хабада и его институтов. Хотя лидер Хабада никогда не удостоился прямого ответа на нападения Шаха, он все же резко осудил пренебрежительное отношение к евреям (религиозным и нерелигиозным) и внесение в них разногласий, объяснив, что «каждый еврей, независимо от различий и уровней соблюдения религиозных обрядов, является часть Ам Эхад », объединенного еврейского народа.

Стипендия и работы

Шнеерсон известен своей ученостью и вкладом в талмудические, галахические, каббалистические и хасидские учения. Джозеф Б. Соловейчик, который знал Шнеерсона с тех пор, как они жили в Берлине, и поддерживал контакты после того, как эти двое мужчин приехали в Америку, сказал своим студентам после посещения Шнеерсона, что «Ребе обладает« гевальдигерским »(потрясающим) пониманием Торы» и «Он гаон, он великий, он вождь Израиля».

По словам Мордехая Элиягу, бывшего главного раввина Израиля, его встреча со Шнеерсоном «охватила все разделы Торы». Элиягу сказал: «Ребе легко перескакивал с одного талмудического трактата на другой, а оттуда - в Каббалу, а затем и в еврейский закон... Как будто он только что закончил изучать эти самые темы из священных книг. Вся Тора была перед ним открытой книгой ».

Учение Шнеерсона опубликовано более чем в двух сотнях томов. Шнеерсон также написал десятки тысяч писем в ответ на просьбы о благословениях и советах. Эти подробные и личные письма предлагают советы и объяснения по широкому кругу вопросов, включая духовные вопросы, а также все аспекты жизни.

Книги на иврите и идише

  • 1943: Хайом Йом - антология афоризмов и обычаев Хабада, составленная по дням года.
  • 1944: Сефер Ха-Толдот - Адмор Мохараш - Биография четвертого Любавичского Ребе, Шмуэля Шнеерсона.
  • 1946: Агада Im Likkutei Ta'amim U'minhagim - Агада с комментарием, написанным Шнеерсоном.
  • 1951–1992: Сефер ха-Маамарим Мелукот - хасидские дискурсы (6 томов).
  • 1951–2014: Хасидские дискурсы Сефер ха-Маамарим, включая 1951–1962, 1969–1977, с планами завершить остальные (29 томов).
  • 1962–1992: Likkutei Sichot - беседы Шнеерсона о еженедельных отрывках Торы, еврейских праздниках и других вопросах (39 томов).
  • 1981–1992: Торат Менахем Хитвадуйот - стенограммы разговоров на иврите, 1982–1992 (63 тома).
  • 1985: Чидушим УБиурим бишас - новеллы на Талмуд (3 тома).
  • 1985–1987: Сихот Кодеш - стенограммы разговоров на идиш с 1950 по 1981 год (50 томов).
  • 1985–2010: Игрот Кодеш - письма Шнеерсона на иврите и идиш (32 тома).
  • 1987–1992: Сефер ха-Сихот - отредактированные выступления Шнеерсона с 1987 по 1992 год (12 томов).
  • 1988: Hilchot Beit Habechira LeHaRambam Im Chiddushim U'Beurim - Переговоры о Законах Храма в Мишне Торе.
  • 1989: Биурим ЛеПиркей Авот - беседы о трактате Мишна « Этика отцов » (2 тома).
  • 1990–2010: Гейхал Менахем - Шаарей - беседы по темам и праздникам (34 тома).
  • 1991: Биурим ЛеПейруш Раши - беседы о комментарии Раши к Торе (5 том).
  • 1991: Еин Малхут - беседы о Мишне Тора (2 тома).
  • 1992: Торат Менахем - Тиферет Леви Ицхок - рассказывает о произведениях своего отца, Леви Ицхака Шнеерсона о « Зохаре» (3 тома).
  • 1993–2021: Торат Менахем стенограммы бесед на иврите, 1950–1973. Планируется выйти в 1950–1992 гг. (72 тома).
  • 1994–2001: Решимот - личный дневник Шнеерсона, обнаруженный после его смерти. Включает заметки к его публичным выступлениям до 1950 года, письма к еврейским ученым, заметки о Тане и мысли по широкому кругу еврейских тем, написанные между 1928 и 1950 годами (10 томов).

Книги на английском языке (оригинальные и переведенные)

  • Письма Ребе - шеститомный набор английских букв Шнеерсона.
  • Путь к самоотверженности - работа, посвященная связи между индивидуальной душой и Богом.
  • Одежды души - обсуждение возвышенной важности мирской деятельности и ее воздействия на душу.
  • Письмо и Дух - опубликованные к настоящему времени пять томов английских букв Ребе.
  • Sichos In English - опубликован пятьдесят один том бесед Ребе на английском языке.

использованная литература

Источники

  • Эрлих, Аврум М. Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичского хасидизма. Джерси-Сити: KTAV Publishing, 2004. ISBN   0-88125-836-9.
  • Фишкофф, Сью. Армия Ребе: в мире Хабад-Любавич. Schocken, 2005. ISBN   978-0805211382.
  • Heilman, Samuel C.; Фридман, Менахем М. Ребе. Жизнь и загробная жизнь Менахема Менделя Шнеерсона. Принстон и Оксфорд: Princeton University Press, 2010. ISBN   978-0-691-13888-6
  • Хоффман, Эдвард. Несмотря ни на что: история Любавича. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1991. ISBN   0-671-67703-9
  • Рапопорт, Хаим. Загробная жизнь стипендии. Oporto Press, 2011. ISBN   0615538975.
  • Штейнзальц, Адин. Мой Ребе. Maggid Books, 2014. ISBN   978-159-264-381-3
  • Телушкин, Иосиф. Ребе: Жизнь и учение Менахема М. Шнеерсона, самого влиятельного раввина в современной истории. HarperWave, 2014. ISBN   978-0062318985.

дальнейшее чтение

  • Чигел, Майкл. «Осанна! Переписка Ребе с Эли Визелем» (электронная книга). Архивировано из оригинала на 4 марта 2016 года. Проверено 23 июля 2015 года.
  • Дойч, Шауль Шимон. Больше, чем жизнь: жизнь и времена Любавичского Ребе раввина Менахема Менделя Шнеерсона. Тома 1-2 Хасидские исторические произведения, Том 1- 1995, Том 2- 1997. ISBN   978-0964724303 (Том 1), ISBN   978-0964724310 (Том 2).
  • Элиор, Рэйчел. «Любавичское мессианское возрождение: историческая и мистическая подоплека 1939–1996», в: Навстречу тысячелетию - мессианские ожидания от Библии до Вако (ред. П. Шафер и М. Коэн), Лейден: Брилл 1998: 383-408. ISBN   978-9004110373.
  • Миллер, Хаим. Поворачивая иудаизм вовне: биография Ребе, Менахема Менделя Шнеерсона. Коль Менахем, 2014. ISBN   978-1934152362.
  • Вольфсон, Эллиот Р. Открытый секрет: постмессианский мессианизм и мистическая редакция Менахема Менделя Шнеерсона. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2009. ISBN   978-0-231-14630-2.
  • Телушкин, Иосиф «Ребе: жизнь и учение Менахема М. Шнеерсона, самого влиятельного раввина в современной истории». HarperCollins, 2014 г.
  • Элиэзри, Дэвид. Секрет Хабада: внутри самого успешного еврейского движения в мире. Toby Press LLC, 2015, ISBN   9781592643707

внешние ссылки

Работы доступны онлайн

Работы доступны в iTunes

биография

Исторические сайты

Acharonim Rishonim Geonim Savoraim Amoraim Tannaim Zugot
Предшествует Йосеф Ицхак Шнеерсон Ребе из Любавич 1951-1994 Преемник N / A
Последняя правка сделана 2024-01-02 07:02:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте