Рабби Ишмаэль бен Элиша (иврит : רבי ישמעאל בן אלישע), часто известный как Рабби Ишмаэль, которого иногда называли «Баал ха-Бараита» (иврит: בעל הברייתא), был раввином 1-го и 2-го веков (третье поколение таннаим ).
Он был потомком богатой священнической семьи в Верхней Галилее. Его год рождения был 90 г. н. Э. Он был захвачен римлянами в детстве, но выкуплен Р 'Джошуа бен Ханания. R 'Нехунья бен ХаКана стал его учителем, и он остался близким соратником рабби Джошуа. Он, вероятно, является внуком первосвященника с таким же именем.. Он жил в Кфар-Азиз, к югу от Хеврона.
. Некоторые полагают, что он был среди мучеников Бетара. Однако существует мнение, что один из мучеников был однофамильцем (смерть рабби Измаила упоминается в Недарим 9:10 ).
Согласно традиции, его место захоронения находится в Парод в Галилее.
Учение Ишмаэля было рассчитано на содействие миру и доброй воле среди всех: «Будьте снисходительны к седой голове, - говорил он, - и будьте добрыми. черноволосым [молодым]; и встречайте каждого с дружелюбным лицом ".
То, чему он учил, он практиковал. Даже по отношению к незнакомцам он действовал тактично. Когда нееврей приветствовал его, он ласково ответил:" Твоя награда предсказана "; когда другой оскорбил его, он хладнокровно повторил: «Твоя награда предсказана». Это очевидное несоответствие он объяснил своим озадаченным ученикам, цитируя Бытие 27:29 : «Проклят проклинающий вас и благословен будь тем, кто благословляет тебя ».
Он был отцом по отношению к бедным, особенно к бедным и простым девушкам, которых он красиво одевал и снабжал средствами, чтобы они могли обзавестись мужьями.
Один В пятницу вечером, поглощенный изучением Библии, он нечаянно повернул фитиль лампы и поклялся, что, когда Храм будет восстановлен, он предложит ему искупительная жертва.
Ишмаэль выступал против отказа ультра-патриотов зачать детей под властью римлян. Даже при условиях Существовавшие тогда отношения он рекомендовал ранние браки. Он сказал: «Писание говорит нам:« Ты должен научить их [тому, что ты видел на Хориве ] своих сыновей и сыновей твоих сыновей »; и как можно жить, чтобы учить сыновей своих сыновей, если он не выйдет замуж рано? »
Ишмаэль постепенно разработал систему халахической экзегезы который, будучи параллельным с рабби Акивой, считается более логичным из двух. Действительно, Ишмаэль установил принципы логического метода, с помощью которого законы могут быть выведены из законов и важных решений, основанных на простой фразеологии Священного Писания. Подобно Акиве, он открыл широкое поле для галахической индукции, но, в отличие от Акивы, ему требовалось нечто большее, чем простая йота или буква в качестве основы для принятия важных решений.
Ишмаэль был мнения, что Тора была передана на языке человека, и поэтому кажущееся лишним слово или слог не может использоваться в качестве основы для новых выводов. Обсуждая гипотетический случай с Акивой, он однажды воскликнул: «Неужели ты действительно изрекаешь смерть от огня силой одной буквы?» Он считал простой смысл библейского текста, независимо от его словесных цифр, единственным надежным ориентиром.
Чтобы последовательно придерживаться своих взглядов в этом направлении, Измаил формализовал свод из 13 герменевтических правил, по которым галаха произошел от Торы. За основу этих правил он взял семь правил Гилеля и построил на них свою собственную систему, которую он разработал и укрепил, проиллюстрировав их примерами из Священного Писания. Даже эти правила он не разрешал применять к важным вопросам, таким как смертные приговоры, в которых не существовало явного библейского основания для наказания; он не согласился бы привязать смертный приговор или даже штраф к преступлению или проступку на основании простого вывода, каким бы логичным, где такое наказание четко не указано в Писании или чтобы вывести правило из самого закона, основанного на умозаключении. Его правила были повсеместно приняты его преемниками, таннаим, а также амораим, хотя иногда он сам был вынужден отклоняться от них.
Он имел репутацию великого человека в аггаде. Ишмаэль заложил основу галахического мидраша на Исход, Мехилта ; и значительная часть подобного мидраша, Сифре на Числа, по-видимому, также произошла от него или в его школе, известной как «Дебей Р. Измаил».
Относительно вопроса о том, будет ли в будущем наказание ограничиваться духом или телом, или действительно ли одно из них заслуживает наказания (поскольку ни один из них не может грешить, будучи отделенным от другого), Измаил проводит следующую параллель:
Царь, владеющий прекрасным садом сочных плодов и не зная, кому доверять в нем, назначил двух инвалидов - одного хромого, а другого слепого. Однако хромой, соблазнившийся драгоценным плодом, предложил своему слепому товарищу подняться на дерево и сорвать немного; но последний указал на его незрячие глаза. Наконец слепой поднял своего хромого товарища на плечи и таким образом дал ему возможность сорвать часть фруктов. Когда царь пришел, заметив, что какой-то плод исчез, он спросил их, кто был вором. Яростно заявляя о своей невиновности, каждый указывал на недостаток, из-за которого он не мог совершить кражу. Но царь угадал правду и, возложив хромого на плечи другого, наказал их вместе, как если бы они образовали единое тело. Таким образом, добавил Измаил, будет ли это в дальнейшем: душа и тело будут воссоединены и наказаны вместе.