RWD 5 | |
---|---|
Современная копия RWD 5, 2005 г. | |
Роль | Спортивный самолет |
Производитель | DWL |
Конструктор | RWD команда |
Первый полет | 7 августа 1931 г. |
Введение | 1931 |
На пенсии | 1939 |
Первичный пользователь | Польша |
Произведено | 1931–1937 |
Построено | 20 |
RWD 5 был польским туристическим и спортивный самолет 1931, двухместный высокоплан, построенный коллективом RWD. Он прославился своим трансатлантическим перелетом, будучи самым маленьким самолетом, пересекшим Атлантику.
RWD 5 был построен командой RWD из Станислава Рогальского, Станислав Вигура и Ежи Джевецкий (их проекты были названы RWD по начальным буквам). Это было дальнейшее развитие более ранних серий самолетов RWD (RWD 1, RWD 2, RWD 3 и RWD 7 ), особенно его прямой предшественник, RWD 4. Он имел ту же форму и конструкцию крыла, в то время как фюзеляж был совершенно новым, построенным из стального каркаса, в отличие от его деревянных предшественников. Фюзеляж имел современную форму и закрытый фонарь с панорамными окнами (более ранние модели имели нетипичные фюзеляжи в форме рыбы, без прямого обзора вперед с места пилота).
Первый прототип (регистрационный SP-AGJ) был запущен 7 августа 1931 года его конструктором Ежи Джевецким. Он был построен в новых мастерских Варшавского технологического университета около аэропорта Окенце, с 1933 года преобразован в компанию Doświadczalne Warsztaty Lotnicze (DWL).
После успехов прототипа в авиационных соревнованиях было налажено мелкосерийное производство, в основном для Польского аэроклуба. Самолеты серии имели улучшенное шасси. Два были построены в 1932 (регистрационный SP-AJA и AJB), пять в 1933 (включая одноместный RWD 5bis), одиннадцать в 1934 (включая один в мастерских Аэроклуба в Люблине) и еще один в 1937 (SP-BGX), всего 20 самолетов. В 1932 году RWD 5 был показан на Международном авиасалоне в Париже.
RWD 5 в основном использовались в качестве тренажеров и спортивных самолетов польскими региональными аэроклубами. Они добились хороших результатов на местных соревнованиях, начиная с 1931 года, когда прототип выиграл 3-й полет на юго-запад Польши (пилот М. Пронашко) и 4-й конкурс туристических самолетов (пилот Францишек Свирко ). В качестве спортивных и туристических самолетов они были позже заменены на RWD 13 и использовались в основном для тренировок. Три были списаны до 1939 года.
Один самолет использовался Польскими авиалиниями LOT в 1933–1936 годах для рейсов такси (регистрационный SP-LOT), один - LOPP организация (ИП-ЛОП). После начала Второй мировой войны, во время польской сентябрьской кампании, по крайней мере три RWD 5 использовались в качестве самолетов связи ВВС Польши (SP- ALR, ALX, ALZ). Также майор Э. Вырвицкий летал на RWD 5 из Румынии в осажденную Варшаву (по другим данным, он летал на RWD-5 SP-AJB из Варшавы). Ни один из RWD 5 не пережил войну.
Один RWD 5 был продан Бразилии в 1938 году (бывший SP-LO, исключен из польского реестра 4 декабря 1936 года) и зарегистрирован там как PP-TDX в 1939 году. Его летная годность истекла в 1943 году.
В конце 1990-х годов ассоциация EEA991 построила летающую копию RWD 5 под названием RWD 5R в Польше. Он совершил первый полет 26 августа 2000 года и оснащен двигателем LOM Praha Avia M-332 мощностью 140 л.с. (регистрационный SP-LOT).
В марте 1933 был построен специальный одноместный вариант, получивший название RWD 5bis ( регистрационный SP-AJU) с двигателем 130 л.с. Gipsy Major. Задняя кабина была заменена дополнительным топливным баком на 300 л (79 галлонов США), а окна были удалены. Дополнительные топливные баки были добавлены в крылья, общий запас топлива достиг 752 л (199 галлонов США), а дальность полета увеличилась до 5000 км (3100 миль). Станислав Скаржиньский совершил перелет на этом самолете из Варшавы в Рио-де-Жанейро с 27 апреля по 24 июня 1933 года по маршруту длиной 17 885 км (11 113 миль).
Во время своего путешествия 7 мая / 8 мая Скаржински пролетел на RWD 5bis через южную Атлантику, из Сен-Луи, Сенегал в Масейо. в Бразилии. Полет длился 20 часов 30 минут (над океаном 17 часов). Он преодолел 3 582 км (2226 миль), установив рекорд дальности в классе легких туристических самолетов FAI. RWD 5bis был в то время самым маленьким самолетом, который когда-либо летал через Атлантику - его пустой вес был менее 450 кг (1000 фунтов), загружен 1100 кг (2425 фунтов). Из-за веса у самолета не было радио и средств безопасности. Он вернулся в Европу на корабле. После рекордного полета RWD 5bis был преобразован в двухместный вариант без дополнительных баков и использовался Скаржиньским. SP-AJU был захвачен Советскими войсками во Львове в сентябре 1939 года после их вторжения в Польшу.
Современная копияВысокоплан с высоким крылом смешанной конструкции (сталь и дерево) моноплан, обычный по компоновке. Фюзеляж из стального каркаса, обтянутый брезентом на деревянном каркасе (с дюралюминий в моторном отсеке). Крыло трапециевидное неразъемное, брезентовое (спереди фанера), двухлонжеронное, без механизации. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в застекленной кабине, с двойным управлением и отдельными дверями справа. Шасси стандартное фиксированное , с задним заносом, колеса в каплевидном кожухе на серийных самолетах.
Двигатель спереди, с тракторным двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага. Использовались различные 4-цилиндровые перевернутые прямые двигатели с воздушным охлаждением, чаще всего Cirrus Hermes IIB (номинальная мощность 105 л.с. (78 кВт) и мощность 115 л.с. (86 кВт) выключено питание). Также использовались Hermes IV на 130 л.с. или de Havilland Gipsy III, или 120 л.с. Walter Junior 4. RWD 5bis и RWD 5 SP-LOT имели 130 л.с. (97 кВт) de Havilland Gipsy Major.
Данные из Polskie konstrukcje lotnicze 1893–1939
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Связанная разработка
Самолет сравнимой роли, конфигурации и эпохи