RMS Olympic

редактировать

Olympic sea ​​trials.jpg RMS Olympic на ходовых испытаниях в 1911 году
История
Соединенное Королевство
Имя:RMS Olympic
Владелец:
Порт регистрации:Ливерпуль, Соединенное Королевство
Маршрут:Саутгемптон в Нью-Йорк
Заказано:1907
Строитель:Harland and Wolff, Белфаст
Стоимость :7,5 млн долларов США (195,1 млн долларов США в 2020 году)
Номер верфи:400
Заложен:16 декабря 1908 г.
Спущен на воду :20 октября 1910 г.
Выполнен:31 мая 1911 г.
Первый рейс:14 июня 1911 г.
В строю:14 июня 1911 г.
Не используется:5 апреля 1935 г.
Идентификация:
  • Официальный номер 131346
  • Позывной "MKC"
Псевдоним (s):«Старый надежный», «Великолепный корабль»
Судьба:

слом.

Надстройка демонтирована в Джарроу, Англия, корпус сдан в лом в Инверкитинг, Шотландия.
Общие характеристики
Класс и тип:Олимпийский класс океанский лайнер
Тоннаж:45 324 брутто регистровые тонны ; 46 358 человек после 1913 г.; 46 439 после 1920
Водоизмещение:52,067 тонн
Длина :882 футов 9 дюймов (269,1 м)
Ширина:92 футов 9 дюймов (28,3 м)
Высота:175 футов (53,4 м) (от киля до верха воронок)
Осадка:34 футов 7 дюймов (10,5 м)
Палубы :9 палуб (8 для пассажиров и 1 для экипажа)
Установленная мощность:24 двухсторонних (шесть печных) и 5 ​​односторонних (три печи)) Шотландские котлы, первоначально работавшие на угле, позже преобразованные в масляные, в 1919 году. Два четырехцилиндровых поршневых двигателя тройного расширения, каждый мощностью 25000 л.с. для двух гребных винтов подвесного крыла при 85 оборотах на каждый минута. Одна турбина низкого давления мощностью 15 000 л.с. Всего на максимальных оборотах вырабатывается 65 000 л.с.
Силовая установка:Два бронзовых трехлопастных крыльевых гребных винта. Один бронзовый четырехлопастный центральный винт.
Скорость:
  • 21 узлов (39 км / ч; 24 миль / ч) (служебный, 1911 г.)
  • 23 узла (43 км / ч; 26 миль / ч) (служба, 1933)
  • 24,2 узла (45 км / ч; 28 миль / ч) (максимальная зарегистрированная скорость)
Вместимость:2435 пассажиры
Экипаж:950
Примечания:Головной корабль олимпийского класса, за которым следуют Титаник и Британник.

RMS Olympic был британским океанский лайнер и головной корабль из тройки лайнеров олимпийского класса лайнера White Star Line. В отличие от других кораблей этого класса, «Олимпик» имел долгую карьеру, охватывающую 24 года с 1911 по 1935 год. Сюда входила служба в качестве военного корабля во время Первой мировой войны, что дало ей прозвище «Старый надежный». После войны она вернулась на гражданскую службу и успешно служила океанским лайнером на протяжении 1920-х и в первой половине 1930-х годов, хотя конкуренция усилилась и спад в торговле во время Великой депрессии после 1930 г. сделало ее операцию все более убыточной.

Olympic был крупнейшим океанским лайнером в мире в течение двух периодов с 1911 по 2013 год, прерванных лишь кратковременным владением чуть более крупным Титаником (который имел те же размеры, но более высокая валовая вместимость из-за пересмотренной внутренней конфигурации), прежде чем ее превзошел SS Imperator. Olympic также сохранял титул крупнейшего лайнера, построенного в Великобритании, до тех пор, пока RMS Queen Mary не был спущен на воду в 1934 году, прерванный только короткой карьерой ее немного более крупных судов-сестер.

Olympic был отозван из эксплуатации и продан на металлолом в 1935 г.; снос был завершен в 1937 году.

В отличие от Olympic, два других корабля этого класса, Titanic и Britannic, имели короткий срок службы: в 1912 году, Титаник столкнулся с айсбергом во время своего первого рейса и затонул в Северной Атлантике ; в 1916 году Британник подорвался на немецкой морской мине и затонул в Эгейском море. Британник никогда не выполнял предназначенную для нее роль пассажирского корабля, вместо этого служил госпитальным кораблем во время Первой мировой войны.

Содержание

  • 1 Предпосылки и конструкция
  • 2 Спасательные шлюпки
  • 3 Характеристики
  • 4 Отличия от Титаника
  • 5 Карьера
    • 5.1 Столкновение Хоука
    • 5.2 Катастрофа на Титанике
    • 5,3 1912 г. мятеж
    • 5.4 Переоборудование после Титаника
    • 5.5 Первая мировая война
      • 5.5.1 Дерзкий инцидент
      • 5.5.2 Военно-морская служба
      • 5.5.3 Атака U-103
    • 5.6 Послевоенное время
      • 5.6.1 Последние годы
    • 5.7 Столкновение лайнера
    • 5.8 Выход из эксплуатации
  • 6 Олимпийские артефакты
  • 7 Официальный номер и кодовые буквы
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Предпосылки и конструкция

Олимпийский объект, строившийся между 1909 и 1910 годами. Портал Arrol Gantry возвышается над корабль. Киль «Титаника» виден слева

Построенный в Белфаст, Ирландия, Olympic был первым из трех океанских лайнеров олимпийского класса - остальные были Titanic и Британник. Это были самые большие суда во флоте британской судоходной компании White Star Line, который в 1912 году насчитывал 29 пароходов и тендеров. Эти три корабля возникли в ходе дискуссии в середине 1907 года между белыми Председатель Star Line, Дж. Брюс Исмей и американский финансист Дж. Пьерпон Морган, который контролировал материнскую корпорацию White Star Line, International Mercantile Marine Co. The White Star Line столкнулся с растущим вызовом со стороны своих основных конкурентов Cunard, который только что спустил на воду Lusitania и Mauretania - самые быстрые пассажирские суда на тот момент в эксплуатации - и немецкие линии Hamburg America и Norddeutscher Lloyd. Исмей предпочел соревноваться по размеру и экономичности, а не по скорости, и предложил ввести в эксплуатацию новый класс лайнеров, которые будут больше, чем все предыдущие, а также будут последним словом в комфорте и роскоши. Компания стремилась обновить свой флот в первую очередь в ответ на действия гигантов Cunard, но также и для замены своих крупнейших и ныне превосходящих кораблей 1890 года, RMS Teutonic и RMS Majestic. Прежний был заменен на Olympic, а Majestic был заменен на Титаник. Маджестик вернется на свое старое место на службе White Star в Нью-Йорке после потери «Титаника».

Корабли были построены кораблестроителями Белфаста Харландом и Вольфом, у которых были давние отношения с Уайт Стар Лайн, начиная с 1867 года. Харланду и Вольфу было передано много широта проектирования судов для White Star Line; обычный подход заключался в том, чтобы последний набросал общую концепцию, которую первый забрал и превратил в дизайн корабля. Вопрос о стоимости был относительно невелик, и Харланд и Вольф были уполномочены потратить все необходимое на корабли, а также пятипроцентную маржу прибыли. В случае судов олимпийского класса была согласована стоимость первых двух кораблей в 3 миллиона фунтов стерлингов плюс «дополнительные услуги по контракту» и обычная пятипроцентная плата.

Спуск на воду «Олимпик» 20 октября 1910 г.

Харланд и Вольф привлекли своих ведущих дизайнеров к работе над созданием судов олимпийского класса. Руководил им лорд Пирри, директор компаний Harland and Wolff и White Star Line; военно-морской архитектор Томас Эндрюс, управляющий директор конструкторского отдела Harland and Wolff; Эдвард Уилдинг, заместитель Эндрюса, ответственный за расчет конструкции, остойчивости и дифферента корабля; и Александр Карлайл, главный чертеж и генеральный директор верфи. В обязанности Карлайла входило оформление, оборудование и все общие мероприятия, включая реализацию эффективного спасательного судна давита дизайна.

29 июля 1908 года Харланд и Вольф представили рисунки Брюса Исмэя и других руководителей White Star Line. Исмей утвердил проект и через два дня подписал три «письма-соглашения», разрешая начало строительства. На тот момент у первого корабля, который позже стал Олимпийским, не было названия, а называлось просто «Номер 400», поскольку это был четырехсотый корпус Харланда и Вольфа. Титаник был основан на пересмотренной версии того же проекта и получил номер 401. Отец Брюса Исмэя Томас Генри Исмей ранее планировал построить корабль под названием Olympic в качестве сестры Oceanic <377.>. Старший Исмей умер в 1899 году, и заказ на корабль был отменен.

Строительство Olympic началось за три месяца до «Титаника», чтобы снизить нагрузку на верфь. Пройдет несколько лет, прежде чем Britannic будет запущен. Чтобы приспособить строительство класса, Харланд и Вольф модернизировали свое предприятие в Белфасте; Самым драматическим изменением стало объединение трех стапелей в два больших. Олимпик и Титаник строились бок о бок. Киль «Олимпик» был заложен 16 декабря 1908 года, а спущен на воду 20 октября 1910 года, без предварительного крещения. (По традиции компания White Star Line никогда не называла ни одно из своих судов.) Для ее катера корпус был окрашен в светло-серый цвет для фотографических целей; обычная практика дня для первого корабля в новом классе, так как это делало линии корабля более четкими на черно-белых фотографиях. После спуска на воду ее корпус был перекрашен в черный цвет.

Затем корабль был поставлен в сухой док для его оснащения (на момент спуска на воду корабль представлял собой просто пустой корпус без машин, установок или воронок). Сначала планировалось установить всего три воронки. Однако, чтобы она не казалась слабее, чем дуэт из четырех воронок Кунарда, была добавлена ​​четвертая воронка. Его функция заключалась в вентиляции кухни и хранении шезлонгов. В качестве двигателя Олимпик приводился в движение тремя пропеллерами. Два трехлопастных боковых винта приводились в движение двумя двигателями тройного расширения, а центральный четырехлопастной винт приводился в движение турбиной, которая использовала рекуперированный пар, выходящий из двигателей тройного расширения. Использование улетучивающегося пара было испытано на SS Laurentic двумя годами ранее.

Спасательные шлюпки

Расположение спасательных шлюпок «Олимпик» 1911–12 гг. Было идентично «Титанику» - шестнадцать стандартных лодок и Комплектация White Star из четырех разборных лодок. Два разборных корабля хранились сломанными под головными катерами по левому и правому борту. Последние два складных элемента хранились наверху офицерских кают по обе стороны от воронки номер один. Единственная разница с «Титаником» заключается в том, что две лодки в офицерском отсеке хранились вверх дном, а на «Олимпик» [на ходовых испытаниях и фотографиях первого рейса], где они хранились правой стороной вверх, покрытые брезентом.

Характеристики

Большая лестница Олимпик

Олимпик была спроектирована как роскошный корабль; ее пассажирские помещения, оборудование, план палубы и техническое оснащение были в основном идентичны таковым у ее более известной сестры Титаник, хотя и с некоторыми небольшими изменениями. Пассажиры первого класса наслаждались роскошными каютами, некоторые из них были оборудованы собственными ванными комнатами. Пассажиры первого класса могли пообедать в большом и роскошном обеденном салоне лайнера или в более уютном ресторане A La Carte. Там была роскошная Большая лестница, построенная только для судов олимпийского класса, вместе с тремя лифтами, ведущими за лестницей на палубу E, курительной комнаты в георгианском стиле, Кафе Veranda, украшенное пальмами, бассейн, турецкая баня, тренажерный зал и еще несколько мест для еды и развлечений.

Удобства второго класса включали курительную комнату, библиотеку, просторную столовую и лифт.

Библиотека второго класса Олимпик

Наконец, пассажиры третьего класса наслаждались разумным размещением. по сравнению с другими кораблями, если не до второго и первого классов. Вместо больших спален, которые предлагалось на большинстве лайнеров того времени, пассажиры третьего класса «Олимпика» путешествовали в каютах, содержащих от двух до десяти коек. Удобства для третьего класса включали курительную, общую зону и столовую.

«Олимпик» выглядел чище и изящнее, чем другие корабли того времени: вместо того, чтобы оборудовать его громоздкими внешними вентиляционными отверстиями, «Харланд» и Вольф использовали меньшие вентиляционные отверстия с электрическими вентиляторами, а четвертую воронку - «пустышку» использовали для дополнительной вентиляции. Для электростанции Harland and Wolff использовали комбинацию поршневых двигателей с центральной турбиной низкого давления , в отличие от паровых турбин, используемых на Cunard's Lusitania и Mauretania. Компания White Star успешно провела испытания этого двигателя, установленного на более раннем лайнере SS Laurentic, где он оказался более экономичным, чем двигатели расширения или только турбины. «Олимпик» потреблял 650 тонн угля за 24 часа со средней скоростью 21,7 узла во время своего первого рейса по сравнению с 1000 тоннами угля за 24 часа для Лузитании и Мавретании.

Отличия от «Титаника»

Вид с правого борта. «Олимпик» в 1911 году «Олимпик» (слева) маневрируют в сухой док в Белфасте для ремонта утром 2 марта 1912 года после метания лопасти воздушного винта. Титаник (справа) пришвартован у благоустроенной пристани. «Олимпик» отплыл в Саутгемптон 7 марта, заключая, что в последний раз два корабля будут сфотографированы вместе

Хотя «Олимпик» и «Титаник» были почти идентичны и основывались на одной и той же основной конструкции, в «Титаник» (а затем и в более поздний вариант) были внесены некоторые изменения. on Britannic) на основе опыта, полученного за первый год службы в Olympic. Наиболее заметным из них было то, что передняя половина набережной Титаника A Deck была ограждена стальным экраном с раздвижными окнами, чтобы обеспечить дополнительное укрытие, в то время как прогулочная палуба Olympic оставалась открытой по всей длине. Это во многом способствовало увеличению валовой вместимости «Титаника» на 46328 тонн по сравнению с 45324 тоннами у «Олимпика», что позволило «Титанику» претендовать на звание самого большого корабля в мире.

Кроме того, B- Палуба Палубы для прогулок первого класса, установленные на Olympic, практически не использовались из-за и без того достаточно места для прогулок на A-Deck. Соответственно, Томас Эндрюс устранил эту особенность на Титанике и построил дополнительные, увеличенные каюты с ванными комнатами. Это также позволило добавить Café Parisien в стиле французского уличного кафе в качестве пристройки к ресторану À la Carte, а также расширить ресторан до левого борта корабля. Одним из недостатков этого было то, что на борту «Титаника» было уменьшено пространство для прогулок второго класса на палубе B.

Приемная для ресторана была добавлена ​​в фойе палубы B в кормовой части Grand Staircase на Титанике, которой не было на Olympic, а также была немного увеличена главная приемная на D-Deck. К двум роскошным гостиным люксам на палубе B на «Титанике» были добавлены 50-футовые (15 м) частные палубы для прогулок, а также дополнительные проходы для проходов первого класса на палубе B. Между двумя кораблями также существовали косметические различия, наиболее заметные из которых касались более широкого использования ковровых покрытий Axminster в общественных помещениях Титаника, в отличие от более прочных полов линолеума на Olympic.

Большинство этих недостатков на «Олимпик» будут устранены в ее переоборудовании 1913 года, которое изменило конфигурацию секций первого класса «Олимпик», сделав их более похожими на «Титаник». Хотя променад A-Deck оставался открытым на протяжении всей карьеры Olympic, променад B-Deck был наложен вето и были добавлены каюты, как на Титанике, а также Café Parisien и расширенный ресторан. Переоборудование 1913 года также включало модификации для большей безопасности после гибели Титаника, включая добавление дополнительных спасательных шлюпок.

Карьера

Олимпик прибыл в Нью-Йорк во время своего первого рейса 21 июня 1911 г.

После По завершении 29 мая 1911 года «Олимпик» начала свои ходовые испытания, в ходе которых были проверены его маневренность, компас и беспроводной телеграф. Тест скорости не проводился. Она успешно завершила морские испытания. Затем «Олимпик» покинула Белфаст, направляясь в Ливерпуль, порт регистрации, 31 мая 1911 года. В качестве рекламного трюка компания White Star Line приурочила время начала этого первого рейс, приуроченный к запуску Титаника. Проведя день в Ливерпуле, открытом для публики, «Олимпик» отплыла в Саутгемптон, куда она прибыла 3 июня, чтобы подготовиться к своему первому плаванию. Ее прибытие вызвало энтузиазм у экипажа и газет. Глубоководный док в Саутгемптоне, тогда известный как «Док Уайт Стар», был специально построен для размещения новых лайнеров олимпийского класса и открылся в 1911 году.

Ее первое плавание началось 14 июня 1911 года из Саутгемптона по телефонам Шербур и Квинстаун, достигнув Нью-Йорка 21 июня. Первое плавание проводил Эдвард Смит, который в следующем году погиб в катастрофе «Титаника». Дизайнер Томас Эндрюс присутствовал на пути в Нью-Йорк и обратно, вместе с несколькими инженерами и Дж. Брюсом Исмэем (председателем White Star Line) в составе "Гарантийной группы" Харланда и Вольфа. чтобы определить проблемы или области, требующие улучшения. Эндрюс также погиб в катастрофе на Титанике.

Будучи самым большим кораблем в мире и первым в новом классе суперлайнеров, первое плавание «Олимпика» привлекло внимание мировой общественности. пресса и общественность. После ее приезда в Нью-Йорк «Олимпик» был открыт для публики и принял более 8000 посетителей. Более 10 000 зрителей наблюдали, как она отправляется из гавани Нью-Йорка в ее первое обратное путешествие. Во время ее третьего перехода наблюдатель Cunard Line находился на борту в поисках идей нового корабля для компании (Aquitania ), осматривая различные установки на борту.

Столкновение Хоука

Изображения, на которых задокументированы повреждения Олимпик (слева) и Хоука (справа) после их столкновения (другое изображение здесь )

Первая крупная авария Олимпик произошла во время ее пятого рейса 20 сентября 1911 г., когда она столкнулась с британским крейсером HMS Hawke. Столкновение произошло, когда Olympic и Hawke двигались параллельно друг другу через Solent. Когда Olympic повернул на правый борт, широкий радиус ее поворота застал командира Хоука врасплох, и он не смог предпринять достаточных действий по уклонению. Нос Хоука, который был разработан для того, чтобы топить корабли путем тарана их, столкнулся с Лук Олимпик правый борт рядом с кормой, прорвав две большие дыры в корпусе Olympic, выше и ниже ватерлинии, что привело к затоплению из двух ее водонепроницаемых отсеков и скрученного карданного вала. Несмотря на это, Олимпик смогла вернуться в Саутгемптон своим ходом; никто не был серьезно ранен или убит. HMS Hawke серьезно повредил нос и чуть не перевернулся; она была отремонтирована, но потоплена немецким U-катером SM U-9 в октябре 1914 года.

Капитан Эдвард Смит в то время все еще командовал Olympic инцидента. Два члена экипажа, стюардесса Вайолет Джессоп и кочегар Артур Джон Прист, пережили не только столкновение с Хоуком, но и более позднее затопление Титаника и затопление Британника, третьего корабля в 1916 году.

Белфаст, март 1912 г. : Олимпик (справа) покидает сухой док Томпсона после ремонта лопасти гребного винта. Титаник (слева) пришвартовался у пирса во время последней фазы подготовки (цветное изображение).

При последующем расследовании Королевский флот обвинил в инциденте Олимпик, утверждая, что она большое смещение вызвало всасывание, которое втянуло Хоука в бок. Инцидент с Хоуком стал финансовой катастрофой для оператора Olympic. Последовал юридический спор, в результате которого было решено, что вина за инцидент лежит на Olympic, и хотя судно технически находилось под контролем лоцмана, компания White Star Line столкнулась с большими юридическими счетами и стоимостью ремонт корабля и удержание его от службы доходов только ухудшали положение. Однако тот факт, что «Олимпик» выдержал такое серьезное столкновение и остался на плаву, похоже, подтвердил конструкцию лайнеров олимпийского класса и укрепил их «непотопляемую» репутацию.

На нанесение ущерба компании «Олимпик» ушло две недели. должна быть зашита в достаточной степени, чтобы позволить ей вернуться в Белфаст для постоянного ремонта, на выполнение которого ушло чуть более шести недель. Чтобы ускорить ремонт, Харланд и Вольф были вынуждены заменить поврежденный гребной вал Olympic на один из Titanic, что отложило завершение последнего. К 29 ноября «Олимпик» вернулась в строй, но в феврале 1912 года потерпела еще одну неудачу, когда во время рейса на восток из Нью-Йорка потеряла лопасть гребного винта и снова вернулась к своему строителю для ремонта. Чтобы вернуть ее в строй как можно скорее, Harland Wolff снова пришлось вытащить ресурсы с Титаника, отложив ее первый рейс на три недели, с 20 марта по 10 апреля 1912 года.

Катастрофа Титаника

14 апреля 1912 года «Олимпик», ныне находящийся под командованием Герберта Джеймса Хэддока, возвращался из Нью-Йорка. Оператор беспроводной связи Эрнест Джеймс Мур получил сигнал бедствия от Титаника, когда он находился примерно в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к западу к югу от местоположения Титаника.. Хэддок рассчитал новый курс, приказал установить двигатели корабля на полную мощность и направился на помощь в спасении.

Когда Олимпик находился примерно в 100 морских милях (190 км; 120 миль) от последней известной позиции Титаника., она получила сообщение от капитана Рострона из RMS Carpathia Кунарда, прибывшего на место происшествия. Рострон объяснил, что «Олимпик», продолжая курс на «Титаник», ничего не выиграет, поскольку «учитываются все лодки. Около 675 спасенных [...] душ Титаник затонул около 2:20 ночи». Рострон попросил переслать сообщение «Уайт Стар» и «Кунард». Он сказал, что возвращается в гавань Нью-Йорка. Впоследствии беспроводная комната на борту «Олимпика» использовалась как комната для обмена сообщениями для радиосообщения.

Когда «Олимпик» предложила принять выживших, Рострон отказал ей по приказу Дж.. Брюс Исмей, который был обеспокоен тем, что просьба выживших сесть на виртуальное зеркальное отображение Титаника вызовет у них страдания. Затем «Олимпик» возобновила свое путешествие в Саутгемптон, при этом все концерты были отменены в знак уважения, и прибыла 21 апреля.

В течение следующих нескольких месяцев Олимпик помогала с американцем и Британское расследование катастрофы. Депутаты обоих расследований осмотрели спасательные шлюпки «Олимпика», водонепроницаемые двери и переборки, а также другое оборудование, идентичное тому, что было на «Титанике». Для британского расследования в мае 1912 года были проведены морские испытания, чтобы установить, насколько быстро корабль может повернуть две точки с разной скоростью, чтобы приблизительно определить, сколько времени потребуется Титанику, чтобы повернуть после того, как был обнаружен айсберг.

1912 мятеж

Новые спасательные шлюпки «Олимпика», готовые к установке. Другой источник утверждает, что это оставшиеся спасательные шлюпки Титаника, которые были доставлены в Саутгемптон компанией «Олимпик»

«Олимпик», как и «Титаник», не имел достаточного количества спасательных шлюпок для всех на борту, и поэтому был поспешно оснащен дополнительными, бывшими в употреблении складными спасательными шлюпками, следующими за ней. вернуться в Британию. К концу апреля 1912 года, когда судно собиралось отплыть из Саутгемптона в Нью-Йорк, 284 из пожарных корабля объявили забастовку, опасаясь, что новые складные спасательные шлюпки не годятся для плавания. 100 не- профсоюзных членов экипажа были спешно наняты из Саутгемптона в качестве замены, а другие были наняты из Ливерпуля.

40 разборных спасательных шлюпок были переданы с военных кораблей и поставлены на «Олимпик», и многие из них были гнилыми и не откроется. Вместо этого члены экипажа отправили запрос менеджеру компании «Уайт Стар Лайн» из Саутгемптона, чтобы складные лодки были заменены деревянными спасательными шлюпками; управляющий ответил, что это невозможно и что складные лодки признаны пригодными для плавания инспектором Торгового совета. Мужчины были недовольны и прекратили работу в знак протеста.

25 апреля делегация бастующих стала свидетелем испытания четырех разборных лодок. Один из них был непригоден для плавания, и делегация заявила, что готова рекомендовать мужчинам вернуться к работе в случае замены лодки. Однако теперь забастовщики возразили против прибывшей на борт бригады штрейкбрехеров , не являющейся профсоюзом, и потребовали уволить их, в чем компания White Star Line отказалась. Затем 54 моряка покинули судно, возражая против членов экипажа, не являющегося членами профсоюзов, которые, по их утверждению, неквалифицированы и поэтому опасны, и отказались плыть с ними. Это привело к отмене запланированного плавания.

Все 54 моряка были арестованы по обвинению в мятеже, когда сошли на берег. 4 мая 1912 года магистраты Портсмута сочли, что обвинения против мятежников были доказаны, но сняли их без тюремного заключения или штрафа в связи с особыми обстоятельствами дела. Опасаясь, что общественное мнение будет на стороне забастовщиков, компания «Уайт Стар Лайн» позволила им вернуться к работе, и «Олимпик» отплыл 15 мая.

Ремонт после Титаника

Олимпик в том виде, в каком она выглядела после ремонта после ремонта. катастрофа на Титанике с увеличенным количеством спасательных шлюпок на картине Фреда Пансинга, c. 1912–1913

9 октября 1912 года White Star сняла с эксплуатации Олимпик и вернула ее строителям в Белфасте. внести изменения, чтобы учесть уроки, извлеченные из катастрофы «Титаника» за шесть месяцев до этого, и повысить безопасность. Количество спасательных шлюпок на борту «Олимпик» было увеличено с двадцати до шестидесяти восьми, и для их размещения вдоль шлюпочной палубы были установлены дополнительные шлюпбалки. В котельном и машинном отделениях также была сооружена внутренняя водонепроницаемая обшивка для создания двойного корпуса. Пять водонепроницаемых переборок были продлены до палубы B, простираясь на всю высоту корпуса. Это исправило изъян в первоначальной конструкции, в котором переборки поднимались только до E или D-палубы, на небольшом расстоянии над ватерлинией. Этот недостаток был обнаружен во время затопления «Титаника», когда вода пролилась через переборки, когда корабль затонул и затопил последующие отсеки. Кроме того, была добавлена ​​дополнительная переборка, чтобы разделить электрическую динамо-комнату, в результате чего общее количество водонепроницаемых отсеков достигло семнадцати. Доработан и судовой насосный аппарат. Эти модификации означали, что «Олимпик» сможет пережить столкновение, подобное столкновению с «Титаником», поскольку его первые шесть отсеков могут быть повреждены, и корабль может остаться на плаву.

В то же время палуба «B» Олимпик подверглась ремонту, который включали дополнительные каюты (люксы, которые оказались популярными на Титанике, были добавлены к Олимпийскому), большее количество кают было оборудовано отдельными ванными комнатами, а также было добавлено кафе Parisian (еще одно дополнение, которое оказалось популярным на Титанике), предлагающее еще один вариант питания для первого пассажиры класса. С этими изменениями валовая вместимость Olympic выросла до 46 359 тонн, что на 31 тонну больше, чем у Титаника.

В марте 1913 года Olympic вернулся в строй и ненадолго восстановил титул крупнейшего океанского лайнера в мире, пока не появился немецкий лайнер SS Imperator поступил на пассажирские перевозки в июне 1913 года. После переоборудования Olympic был продан как «новый» Olympic, а его улучшенные характеристики безопасности были широко представлены в рекламе. Корабль пережил короткий период спокойствия, несмотря на шторм в 1914 году, в результате которого были разбиты некоторые окна первого класса и ранены несколько пассажиров.

Первая мировая война

4 августа 1914 года Началась Первая мировая война. Первоначально «Олимпик» оставался на коммерческой службе под командованием капитана Герберта Джеймса Хэддока. В качестве меры военного времени «Олимпик» был окрашен в серую цветовую схему, иллюминаторы были заблокированы, а свет на палубе был выключен, чтобы сделать корабль менее заметным. График был поспешно изменен и заканчивался в Ливерпуле, а не в Саутгемптоне, и позже он был снова изменен на Глазго.

. Первые несколько рейсов военного времени были заполнены американцами, оказавшимися в ловушке в Европе, жаждущими вернуться домой., хотя поездки на восток перевозили мало пассажиров. К середине октября количество бронирований резко упало, поскольку угроза со стороны немецких подводных лодок становилась все более серьезной, и компания White Star Line решила прекратить коммерческую эксплуатацию Olympic. 21 октября 1914 года он покинул Нью-Йорк в Глазго в свой последний коммерческий рейс войны, хотя на борту было всего 153 пассажира.

Дерзкий инцидент

На шестой день своего путешествия, 27 октября., когда Олимпик проходил около Лох-Суилли у северного побережья Ирландии, она получила сигналы бедствия от боевого корабля HMS Audacious, который подорвался на мине от Острова Тори и напал на воду. HMS Liverpool находилась в компании HMS Audacious.

Экипаж пострадавшего Смелого садится на спасательные шлюпки для спасения Олимпик

Олимпик снял 250 человек экипажа Смелого, затем эсминец сумел прикрепить буксирный трос между Смелым и Олимпик, и они взяли курс. на запад для Лох-Суилли. Однако трос порвался после того, как рулевой механизм Audacious вышел из строя. Была предпринята вторая попытка буксировки военного корабля, но трос запутался в гребных винтах HMS Liverpool и оборвался. Была предпринята третья попытка, но она также потерпела неудачу из-за обрыва кабеля. К 17:00 квартердек Audacious был наводнен, и было решено эвакуировать оставшихся членов экипажа в Олимпик и Ливерпуль, а в 20:55 на борту Audacious произошел взрыв, и он затонул.

Адмирал Сэр Джон Джеллико, командующий Флотом метрополии, очень хотел скрыть известие о потоплении Audacious, опасаясь деморализующего эффекта, который это могло бы оказать на британскую общественность, поэтому он приказал держать Олимпик под стражей в Лох-Суилли.. Связь не разрешалась, а пассажирам не разрешалось покидать судно. Единственными людьми, покинувшими ее, были команда Смелого и главный хирург Джон Бомонт, который переводился в RMS Celtic. Стальной магнат Чарльз М. Шваб, путешествовавший на борту лайнера, сообщил Джеллико, что у него срочные дела в Лондоне с Адмиралтейством, и Джеллико согласился освободить Шваба, если он будет хранить молчание о судьбе Смелого.. Наконец, 2 ноября Olympic разрешили отправиться в Белфаст, где пассажиры высадились.

HMT Olympic в ослепляющем камуфляже во время службы в качестве военного корабля во время Первой мировой войны

Военно-морская служба

После возвращения «Олимпик» в Британию «Уайт Стар Лайн» намеревалась оставить ее в Белфасте до окончания войны, но в мае 1915 г. она была реквизирована Адмиралтейством, для использования в качестве войскового транспорта вместе с лайнерами Cunard Mauretania и Aquitania. Адмиралтейство изначально неохотно использовало большие океанские лайнеры в качестве войсковых транспортов из-за их уязвимости перед атакой противника; однако нехватка кораблей не оставляла им выбора. В то же время другое родственное судно «Олимпик» - Britannic, которое еще не было достроено, было реквизировано как госпитальное судно. В этой роли она подорвалась бы на мине и в следующем году утонула бы.

Лишенный снаряжения мирного времени и теперь вооруженный 12-фунтовыми и 4,7-дюймовыми орудиями, «Олимпик» был преобразован в военный корабль, способный перевозить до 6000 военнослужащих. 24 сентября 1915 г. вновь назначенный HMT (Наемный военный транспорт) 2810, теперь находящийся под командованием Бертрама Фокса Хейса, покинул Ливерпуль с 6000 солдат в Мудрос, Греция, для Кампания Галлиполи. 1 октября были обнаружены спасательные шлюпки с французского корабля Provincia, затопленные подводной лодкой тем утром у мыса Матапан, и компания «Олимпик» спасла 34 выживших. Британское адмиралтейство раскритиковало Хейса за это действие, которое обвинило его в том, что он поставил корабль под угрозу, остановив его в водах, где действовали подводные лодки противника. Скорость корабля считалась ее лучшей защитой от нападения подводных лодок, и остановившийся такой большой корабль стал бы целью, которую нельзя было бы упустить. Однако французский вице-адмирал Луи Дартиж дю Фурне придерживался другой точки зрения и наградил Хейса Золотой Почетной медалью. «Олимпик» совершил еще несколько командировок до начала 1916 года, когда кампания в Галлиполи была прекращена.

«Олимпик в ослеплении» на пирсе 2 в Галифаксе, Новая Шотландия нарисован Артур Лисмер

В 1916 году было решено использовать «Олимпик» для переброски войск в Индию через мыс Доброй Надежды. Однако в ходе расследования было решено, что корабль не подходит для этой роли, потому что угольные бункеры, которые были спроектированы для трансатлантических перевозок, не имели возможности для столь длительного путешествия с разумной скоростью. Вместо этого с 1916 по 1917 год канадским правительством было поручено «Олимпик» перебрасывать войска из Галифакса, Новая Шотландия в Великобританию. В 1917 году она приобрела 6-дюймовые орудия и была окрашена в камуфляж "ослепление", чтобы наблюдателям было труднее оценить ее скорость и курс. Цвета ее ослепления были коричневым, темно-синим, голубым и белым. Ее многочисленные визиты в гавань Галифакса, благополучно переправляющую канадские войска за границу и возвращающиеся домой после войны на пирс 2, сделали ее любимым символом в городе Галифакс. Известный Группа семи художник Артур Лисмер сделал несколько ее картин в Галифаксе. В ее честь также назван большой танцевальный зал «Олимпийский сад». После того, как Соединенные Штаты объявили войну Германии в 1917 году, «Олимпик» также перебросил тысячи американских солдат в Великобританию.

Атака на U-103

Рано утром 12 мая 1918 года, находясь в пути. что касается Франции с американскими войсками под командованием капитана Хейса, «Олимпик» заметил надводную подводную лодку на 500 м (1600 футов) впереди. Артиллеристы «Олимпика» сразу же открыли огонь, и корабль развернулся, чтобы протаранить субмарину, которая сразу же упала на 30 м (98 футов) и повернула на параллельный курс. Почти сразу после этого «Олимпик» нанесла удар по подводной лодке прямо за ее боевой рубкой, ее левый гребной винт пробил прочный корпус U-103. Экипаж U-103 подорвал балластные цистерны, затопил и покинул подлодку. «Олимпик» не остановился, чтобы забрать выживших, а продолжил свой путь в Шербур. Между тем, USS Davis заметил аварийную сигнальную ракету и поднял 31 выжившего с U-103. Олимп Пик вернулась в Саутгемптон, по крайней мере, с двумя вмятинами на корпусе и ее носом, повернутым в одну сторону, но не пробитым.

Впоследствии было обнаружено, что U-103 готовилась к торпеде на Олимпик, когда ее заметили, но Экипаж не смог затопить два кормовых торпедных аппарата. За свою службу капитан Хейс был награжден орденом DSO. Некоторые американские солдаты на борту самолета заплатили за мемориальную доску, которая была установлена ​​в одном из холлов Олимпика в ознаменование этого события, на ней было написано:

Эта табличка, подаренная 59-м пехотным полком США в память о затоплении немецкой подводной лодки U103 компанией Olympic 12 мая 1918 года на 49 градусах 16 минут северной долготы 4 градусах 51 минуте западной долготы во время путешествия из Нью-Йорка в Саутгемптон с американскими войсками...

Во время войны Olympic Сообщается, что он перевез до 201 000 солдат и другого персонала, сожгли 347 000 тонн угля и проехали около 184 000 миль (296 000 км). Военная служба Олимпик принесла ей прозвище Старая Надежная. Ее капитан был посвящен в рыцари в 1919 г. за «ценные заслуги в транспортировке войск».

Послевоенное

RMS Olympic, сфотографировано в 1922 г.

В августе 1919 г. Olympic вернулся в Белфаст для восстановления. гражданская служба. Были модернизированы интерьеры, а котлы переоборудованы для работы на жидком топливе, а не на угле. Эта модификация позволит сократить время дозаправки с дней до часов; Это также обеспечило более устойчивую частоту вращения двигателя и позволило сократить численность персонала в машинном отделении с 350 до 60 человек. Во время переоборудования и постановки в сухой док, ниже ее ватерлинии была обнаружена вмятина с трещиной в центре, которая, как позже было установлено, была вызвана торпедой, которая не взорвалась. Историк Марк Чирнсайд пришел к выводу, что неисправная торпеда была выпущена с подводной лодки SM U-53 4 сентября 1918 года, когда «Олимпик» находился в Ла-Манше.

RMS Olympic First Class. обложка списка пассажиров, 1923 год

Olympic вышел из переоборудования с увеличенным тоннажем до 46 439, что позволило ей сохранить за собой право претендовать на звание самого большого лайнера, построенного в Великобритании, на плаву, хотя Aquitania Cunard Line был немного длиннее. В 1920 году он вернулся к обслуживанию пассажиров, за один рейс в том же году перевезя 2249 пассажиров. Олимпик перевезла рекордные 38 000 пассажиров в течение 1921 года, который оказался пиком ее карьеры. После потери «Титаника» и «Британника» у «Олимпика» изначально не было подходящих напарников для экспресс-службы; однако в 1922 году White Star приобрела два бывших немецких лайнера, Majestic и Homeric, которые были переданы Великобритании в качестве военных репараций, и они присоединились к Olympic в качестве напарников., успешно работавший до Великой депрессии снижал спрос после 1930 года.

Olympic в Саутгемптоне в 1929 году

В течение 1920-х годов Olympic оставался популярным и модным судном и часто привлекал богатых и знаменитых день; Мария Кюри, Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, и принц Эдвард, затем Принц Уэльский был среди знаменитостей, которых она несла. Принц Эдвард и капитан Ховарт были сняты на мосту Олимпик для Pathé News. Согласно его автобиографии, Кэри Грант, тогда 16-летний Арчибальд Лич, впервые отправился в Нью-Йорк на «Олимпик» 21 июля 1920 года тем же рейсом, в котором Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд праздновала медовый месяц. Одной из привлекательных черт «Олимпика» было то, что он был почти идентичен «Титанику», и многие пассажиры плыли на «Олимпик», чтобы косвенно испытать путешествие корабля-сестры «Олимпика». 22 марта 1924 года «Олимпик» снова столкнулся с кораблем, на этот раз в Нью-Йорке. Когда «Олимпик» двигалась задним ходом от причала в гавани Нью-Йорка, ее корма столкнулась с меньшим лайнером Fort St George, который пересек ее путь. Столкновение причинило значительный ущерб меньшему кораблю. Сначала казалось, что Олимпик получила лишь незначительные повреждения, но позже выяснилось, что у нее корма была сломана, что потребовало замены всей ее кормы.

Изменения в иммиграционных законах в Соединенные Штаты в 1920-х годах сильно ограничили количество иммигрантов , которым разрешено въезжать. Закон ограничил количество иммигрантов примерно до 160 000 в год в 1924 году. Это привело к значительному сокращению торговли иммигрантами для судоходных линий, заставляя их обслуживать туристическую торговлю, чтобы выжить. На рубеже 1927–1928 годов «Олимпик» был переоборудован для перевозки пассажиров третьей каюты, а также первого, второго и третьего классов. Третья туристическая каюта была попыткой привлечь путешественников, которые желали комфорта без сопутствующей высокой стоимости билетов. Для этого класса были построены новые общественные помещения, хотя к концу 1931 года третья и вторая туристическая каюта объединились и стали «туристическими».

Год спустя каюты первого класса «Олимпик» были снова улучшены за счет добавления большего количества ванных комнат, танцпол был оборудован в увеличенном салоне первоклассной столовой, и несколько новых люксов с удобствами были установлены в носовой части палубы B. Дальнейшие улучшения последуют в последующем переоборудовании, но в 1929 году у Олимпик были лучшие средние списки пассажиров с 1925 года.

18 ноября 1929 года, когда Олимпик двигался в западном направлении недалеко от последней известной позиции Титаника, корабль внезапно начал сильно вибрировать., и колебания продолжались две минуты. Позже было установлено, что это было вызвано землетрясением в Гранд-Бэнксе в 1929 году.

Последние годы

отбытие Олимпийских игр Нью-Йоркская гавань в октябре 1933 года. На заднем плане Cunard лайнер Аквитания прибывает на пирс 54

Судоходство сильно пострадало от Великой депрессии. До 1930 года трансатлантический маршрут обычно обслуживал около миллиона пассажиров в год, но к 1934 году этот показатель сократился более чем наполовину. Более того, к началу 1930-х годов усилилась конкуренция в виде нового поколения более крупных и быстрых лайнеров, таких как немецкий SS Bremen и SS Europa, итальянский SS Rex и французский SS le de France, а остальные пассажиры предпочитали более современные корабли. До 1930 года у Olympic было около 1000 пассажиров на поездку, но к 1932 году этот показатель снизился более чем вдвое.

RMS Olympic на борту пассажирских объектов

Напарник Olympic Гомерик был отозван с трансатлантического маршрута, поскольку в начале 1932 года, оставив только Olympic и Majestic, обслуживающих службу Саутгемптон-Нью-Йорк компании White Star Line, хотя в летние месяцы она иногда дополнялась MV Britannic или MV Georgic. В периоды затишья летом «Олимпик» и его помощник по флоту «Маджестик» использовались в летних рекреационных круизах из Нью-Йорка до пирса 21 в Галифаксе, Новая Шотландия.

В конце 1932 года с пассажиром Снижение трафика, Olympic отправился на капитальный ремонт и переоборудование, на которые потребовалось четыре месяца. Она вернулась в строй в марте 1933 года, и ее владельцы описали ее как «новую». Ее двигатели работали на высочайшем уровне, и она неоднократно регистрировала скорость, превышающую 23 узла, несмотря на то, что в среднем она была меньше, чем при регулярных трансатлантических рейсах. Пассажировместимость составила 618 пассажиров первого класса, 447 туристических классов и только 382 пассажиров третьего класса после спада иммигрантской торговли.

Несмотря на это, в 1933 и 1934 годах компания Olympic впервые понесла чистый операционный убыток.. 1933 год был худшим годом для Олимпийских игр - всего было перевезено чуть более 9000 пассажиров. Число пассажиров немного выросло в 1934 году, но многие переходы все еще теряли деньги.

Олимпик в 1934 году, миновав лайнер Нантакет, тот самый корабль, который он ударил и затонул несколько месяцев спустя

Столкновение лайнера

В 1934 г. «Олимпик» снова ударил по кораблю. Подходы к Нью-Йорку были отмечены плавучими маяками, и, как известно, «Олимпик», как и другие лайнеры, проходил мимо этих судов. 15 мая 1934 года «Олимпик», летевший в густом тумане, нацелился на радиомаяк нантакетского маяка LV-117. Под командованием капитана Джона Бинкса корабль не успел повернуть вовремя и пробил меньшее судно, которое развалилось и затонуло. Четыре члена экипажа плавучего маяка затонули вместе с судном, и семь человек были спасены, из которых трое скончались от полученных травм - таким образом, из одиннадцати членов экипажа погибло семь человек. Выживший экипаж плавучего маяка и капитан «Олимпика» были опрошены вскоре после того, как достигли берега. Один член экипажа сказал, что все произошло так быстро, что они не знают, как это произошло. Капитан очень сожалел об этом, но сказал, что «Олимпик» очень быстро отреагировал, спустив лодки, чтобы спасти команду, что подтвердил травмированный член экипажа.

Выход на пенсию

Олимпик (слева) и Мавретания перед утилизацией в Саутгемптоне

В 1934 году White Star Line слилась с Cunard Line по наущению британского правительства, в результате чего образовалась Cunard White Звезда. Это слияние позволило выделить средства на завершение строительства будущих RMS Queen Mary и RMS Queen Elizabeth. По завершении эти два новых корабля будут обслуживать экспресс-перевозки Cunard White Star; поэтому их флот из старых лайнеров стал ненужным и постепенно был списан.

«Олимпик» был выведен из трансатлантической службы и в последний раз покинул Нью-Йорк 5 апреля 1935 года, вернувшись в Великобританию на прикол. Новая компания подумывала использовать ее для летних круизов на короткое время, но от этой идеи отказались, и ее выставили на продажу. Среди потенциальных покупателей был синдикат, который предложил превратить ее в плавучий отель у южного побережья Франции, но это ни к чему не привело. После пяти месяцев простоя вместе со своей бывшей соперницей Мавританией, она была продана сэру Джону Джарвису - члену парламента за 97 500 фунтов стерлингов для частичного сноса в Джарроу обеспечить работой депрессивный регион. 11 октября 1935 года «Олимпик» в последний раз покинула Саутгемптон, 13-го она прибыла в Джарроу. В период с 1935 по 1937 год ее надстройка была снесена, а затем 19 сентября 1937 года корпус Olympic был отбуксирован на верфь Thos W Ward в Inverkeithing для окончательного сноса, который был закончен поздно. 1937. В то время главный инженер корабля прокомментировал: «Я мог бы понять необходимость, если бы« Старая леди »потеряла свою эффективность, но двигатели остались такими же исправными, как и прежде».

К тому времени После выхода на пенсию «Олимпик» совершила 257 рейсов через Атлантику и перевезла 430 000 пассажиров во время своих коммерческих рейсов, преодолев 1,8 миллиона миль.

Олимпийские артефакты

Оборудование корабля, установленного в Олимпийском люксе в Отель «Белый лебедь», Алнвик Мраморный камин от «Олимпик» сейчас в «Белом лебеде», Алнвик

Фурнитура «Олимпик» была продана с аукциона до начала утилизации.

Оснащение первоклассной гостиной и часть кормовой парадной лестницы можно найти в отеле «Белый лебедь», в Алнвике. k, Нортумберленд, Англия. Различные панели, осветительные приборы, пол, двери и окна от Olympic были установлены на лакокрасочной фабрике в Халтвистле, Нортумберленд, пока они не были проданы на аукционе в 2004 году. Один люкс в отеле Sparth House, Клейтон-ле-Мур, Ланкашир имеет мебель из одной из кают, включая осветительную арматуру, раковину, гардеробы и камин. Кристалл и ормолу электролизер из зала установлены в Зале Катлеров в Шеффилде. Часть деревянных панелей была использована в пристройке (завершенной в 1937 году) католической церкви Святого Иоанна Крестителя в Падихам, Ланкашир.

В 2000 году Celebrity Cruises приобрела некоторые оригинальные деревянные панели Olympic для создания ресторана RMS Olympic на борту своего нового круизного лайнера Millennium. Согласно круизной линии, эта облицовка была облицована рестораном «Олимпик» с обслуживанием по меню.

Часы, изображающие «Время увенчания чести и славы» на парадной лестнице Олимпика, выставлены в Саутгемптоне в Музей SeaCity.

Официальный номер и кодовые буквы

Официальные номера выдаются отдельными государствами флага. Их не следует путать с идентификационными номерами судов ИМО. Компания Olympic имела официальный номер Великобритании 131346 и использовала кодовые буквы HSRP.

См. Также

  • SS Nomadic - выживший в тендере на Olympic

Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Беверидж, Брюс; Холл, Стив (2004). Олимпик и Титаник. Купить книги. ISBN 978-0-7414-1949-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Брюстер, Хью; Коултер, Лори (1998). 882 ⁄ 2 Удивительные ответы на ваши вопросы о Титанике. Madison Press Book. ISBN 978-0-590-18730-5. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Chirnside, Mark (2004). Корабли олимпийского класса. Страуд, Англия: Tempus. ISBN 978-0-7524-2868-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Eaton, John; Haas, Charles (1995). Titanic, Triumph and Tragedy. WW Norton Company. ISBN 9780393036978. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гардинер, Роберт; Ван дер Ват, Дэн Л 'Enigme du Titanic (на французском языке). Мишель Лафон. ISBN 2840984199.
  • Хатчингс, Дэвид; де Кербрех, Ричард (2011). Руководство RMS Titanic: Олимпийский класс 1909-1912 гг.. ISBN 9780760340790. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Le Goff, Olivier (1998). Les Plus Beaux Paquebots du Monde (i русский французский). Солнечная. ISBN 9782263027994. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Masson, Philippe (1998). Le drame du "Titanic" (на французском языке). Tallendier. ISBN 223502176X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Том МакКласки (1998). Анатомия Titanic. Thunder Bay Press. ISBN 1571451609. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Piouffre, Gérard (2009). Le Titanic ne répond plus (на французском языке). Larousse. ISBN 978-2-263-02799-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Олимпик (корабль, 1910, Белфаст).
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Отелем Белого Лебедя, Алнвик.
Последняя правка сделана 2021-06-03 04:44:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте