RM-81 Agena

редактировать
Профиль Agena Цель для стыковки - GPN-2000-001345.jpg Agena-D оснащена программой Gemini Target Vehicle
ПроизводительLockheed Corporation
Страна происхожденияСША
Используется на
Общие характеристики
Высота248 дюймов (6,3 м)
Диаметр60 дюймов (1,5 м)
История запусков
Состояниесписано
Всего запусков365
Первый полет1959
Последний полет12 февраля 1987 г.
RM-81 Agena
ДвигателиOne Bell XLR-81
Тяга16000 фунтов силы (71 кН)
Удельный импульс 293 секунды (2,87 км / с) (вакуум)
Время горения120–265 с
ТопливоНДМГ / Красная дымящая азотная кислота

RM-81 Agena (ədʒiːnə) был американским ракета разгонный блок и спутниковый автобус, который был разработан Lockheed первоначально для отмененной программы разведывательного спутника WS-117L . После разделения WS-117L на SAMOS и Corona для анализа изображений и MIDAS для раннего предупреждения, Agena позже использовалась в качестве верхней ступени. и интегрированный компонент для нескольких программ, включая Corona разведывательные спутники и Target Vehicle, используемый для демонстрации сближения и стыковки во время Проект Близнецы. Он использовался в качестве верхней ступени на ракетах Atlas, Thor, Thorad и Titan IIIB, а также рассматривался для других, включая Space Shuttle и Atlas V. В общей сложности с 28 февраля 1959 г. по февраль 1987 г. было запущено 365 ракет Agena. Только 33 Agena несли полезную нагрузку НАСА, и подавляющее большинство ракет предназначалось для программ Министерства обороны.

В некоторых миссиях полезная нагрузка была встроена непосредственно в Agena, что обеспечивало ее электроэнергией, связью и трехосной стабилизацией. Компоненты полезной нагрузки обычно располагались перед стандартной переборкой Agena. В миссиях, где полезная нагрузка не была встроена в Agena, а вместо этого отделялась после запуска, Agena была известна как Ascent Agena. Agena дважды модернизировалась по сравнению с оригинальной Agena A, чтобы поддерживать более тяжелые и сложные спутники, такие как космический корабль Corona с несколькими и более мощными камерами.

Название Agena было предложено Агентством перспективных исследовательских проектов Министерства обороны для звезды Бета Центавра, также известной как Agena, потому что эта верхняя ступень «воспламенилась» в небе". Это последовало за традицией Lockheed называть продукты для звездных явлений.

Последний запуск Agena D состоялся 12 февраля 1987 г., сконфигурированный как верхняя ступень Titan. 34B. Всего НАСА и ВВС США запустили 365 автомобилей Agena.

Содержание
  • 1 Характеристики
  • 2 версии
    • 2.1 Agena-A
    • 2.2 Agena-B
    • 2.3 Agena- D
      • 2.3.1 Целевой автомобиль Agena
    • 2.4 Другие варианты
  • 3 Запуски
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Характеристики

The Agena имел диаметр 5,0 футов (1,5 м), стабилизировался по трем осям (для удобства камер системы разведки), а его двигатель Bell Aircraft XLR81 производил 16000 фунтов (71 кН) тяги с использованием несимметричного диметилгидразина (НДМГ) в качестве топлива и ингибирования красной дымящейся азотной кислоты (IRFNA) в качестве окислителя. Это комбинация гиперголичное топливо / окислитель, и поэтому она не требует системы зажигания. Этот ракетный двигатель можно было повторно запускать на орбите несколько раз с помощью команды по радио, и это часто случалось. Двигатель отличался необычной алюминиевой конструкцией. Каналы с регенеративным охлаждением, охлаждающие горловину и сопло, были образованы из каналов, образованных прямым ружейным сверлом. Параболическая форма горловины камеры создала сложную проблему сверления с ружья, которую инженеры Bell Aerosystems решили, организовав каналы охлаждения в форме «одностворчатого кругового гиперболоида », что позволило машинистам сверлить прямо с ружья. охлаждающие каналы через криволинейные поверхности камеры сгорания. Двигатель был заимствован от силовой установки XLR-81 для отмененной реактивной ядерной боевой части бомбардировщика Convair B-58 Hustler. До 1959 года Agena также была известна как Discoverer Vehicle или Bell Hustler.

Контроль ориентации горизонтально летающей Agena обеспечивался инерциальным эталонным пакетом с тремя гироскопами, двумя датчики горизонта и микроструи на азотно-фреоновой смеси холодного газа. Крен и тангаж измерялись двумя герметичными интегрирующими гироскопами. Гироскоп скорости определял ошибку рыскания, считывая орбитальную скорость. Ошибки гироскопа по тангажу и крену были исправлены с помощью датчиков горизонта, которые позже были дополнены трекерами Sun и звездными трекерами. Это позволило Agena обеспечить более высокую стабильность наведения, необходимую для получения изображений с лучшим разрешением с помощью улучшенных камер Corona.

Поскольку Agena была разработана для удержания фиксированной ориентации в космосе при движении по орбите Земли, была установлена ​​пассивная система терморегулирования.

Основным источником электроэнергии для Agena были цинковые батареи с пероксидом серебра, которые с начала 1960-х годов были дополнены солнечными батареями. Маяк S-диапазона позволял Agena получать последовательности команд с земли (компенсация движения изображения, изменение положения и т. Д.), Которые можно было сохранить для последующего выполнения.

Версии

Три версии Выполнено:

ВариантДвигательТягаВремя горенияРакетыколичество запусков
Agena -ABell 8048 69 кН120 секундAtlas, Thor20
Agena-BBell 8081 71 кН240 секундAtlas, Thor76
Agena-DBell 8096 (Bell 8247 вкл. Автомобиль-мишень Agena)71 кН265 секундAtlas, Thor, Thorad, Titan IIIB269

Agena-A

Agena A находится на вершине ракеты Atlas

Agena A была первым типом Agena, который был построен. Он был запущен на ракетах Тор и Атлас, в основном, на полярные орбиты с авиабазы ​​Ванденберг Стартовый комплекс 75 и Пойнт Аргуэлло Стартовый комплекс 1 соответственно. Два запуска «Атласа» были произведены с Стартового комплекса 14 на мысе Канаверал. Agena-A приводился в движение двигателем Bell 8048 (XLR-81-BA-5), который мог развивать тягу 69 килоньютон в течение двух минут. Восемнадцать Agena As были запущены в 1959–61, все они для программ Discoverer, MIDAS и Samos.

Agena-B

Схема Agena B

В 1960 году Lockheed представила улучшенную Agena B, который мог быть повторно запущен на орбиту и имел более длинные топливные баки для увеличения времени горения. Он был оснащен двигателем Bell 8081, который мог генерировать тягу 71 килоньютон и быть повторно запущен на орбиту. На ступени было достаточно топлива, чтобы двигатель работал в общей сложности четыре минуты. Они запустили военные спутники раннего предупреждения SAMOS-E, SAMOS-F (ELINT Ferret) и MIDAS (система сигнализации противоракетной обороны), Лунные зонды Ranger, планетарные зонды Mariner, OGO и спутники Nimbus. Первым полетом Agena B был (неудачный) запуск Discoverer 16 26 октября 1960 года. На подготовку к запускам Atlas Agena B потребовались месяцы, и он не летал на этом ускорителе до Midas 3 12 июля 1961 года. Последний Agena B полет был запуском ОГО 3 7 июня 1966 года. Всего было запущено 75 штук.

Agena-D

Agena D является результатом предложения Lockheed технического руководителя Лоуренса Эдвардса, который предложил стандартизировать базовую конфигурацию Agena. (до этого момента каждая Agena создавалась по индивидуальному заказу как для полезной нагрузки, так и для ракеты-носителя, с которой она использовалась), а также добавляла дополнительные функции в зависимости от требований к полезной нагрузке и требования Пентагона о том, чтобы Agena была совместима с Титан ракета. Это предложение возникло в конце 1962 года, когда растущее разочарование по поводу высокой частоты отказов Тора и Атлас-Аджена вызвало предположение, что большая стандартизация ракет-носителей повысит надежность. Дэвид Н. Спирс резюмирует стандартизацию следующим образом:

Общая конфигурация Agena D включала четыре используемых модуля, содержащих основное наведение, маяк, питание и телеметрическое оборудование, стандартную консоль полезной нагрузки и заднюю стойку над двигателем для подключения в установке дополнительных солнечных батарей в форме шестеренок, дополнительных спутников и дополнительного двигателя Bell Aerosystems, который можно было запускать в космосе до шестнадцати раз.

Его орбитальная конфигурация имела диаметр 60 дюймов (1,5 м) и длиной 248 дюймов (6,3 м) и обеспечивал 19 500 Втч электроэнергии от батарей. По состоянию на 2014 год Agena-D является самой запускаемой верхней ступенью в США. Создана специальная производственная линия по выпуску 40 космических аппаратов «Аджена-Д» в год. Эдвардс оставался ответственным за разработку в течение нескольких лет, пока ВВС не объявили Agena-D работоспособным и заморозили его конструкцию. К моменту вывода на пенсию надежность Agena-D превышала 95 процентов. Первый запуск Agena D состоялся 28 июня 1963 года с KH-4 №7, всего было запущено 269 самолетов Agena D.

"Тор-Аджена" в последний раз совершил полет в 1972 году, когда он запустил спутник KH-4B. Последняя модель Atlas-Agena использовала ступень Agena D на модернизированной ракете Atlas F для запуска Seasat в 1978 году. Еще двенадцать Agena были запущены на транспортных средствах Titan до 1987 года, прежде чем ступень была полностью списана.

Agena-D использовалась для запуска разведывательных спутников KH-7 GAMBIT и KH-8 Gambit 3, трех зондов Mariner на Венеру и два космических зонда Mariner на Марс. Последний разгонный блок Agena-D был запущен на ракете Titan IIIB 12 февраля 1987 года, несущей USA-21, последний спутник SDS-1.

Машина-мишень Agena

Линия по производству космических кораблей Agena в Локхид

Машина-мишень Agena базировалась вокруг Agena-D, с оборудованием, приспособленным для поддержки использования в качестве цели сближения и стыковки для миссий, проводимых в рамках из Project Gemini. Он был оснащен двигателем Bell Aerospace Model 8247, который допускал до 15 перезапусков. В более поздних миссиях двигатель Agena был запущен, когда космический корабль Gemini был пристыкован, чтобы поднять космический корабль на более высокую орбиту и снова вернуть его. Во время миссии Gemini 11 была достигнута эллиптическая орбита с апогеем 1375 километров (854 миль), что установило рекорд высоты для пилотируемого космического полета, до Аполлона 8, первого полета на Луну с экипажем.

Другие варианты

Agena и Space Shuttle (исследование 1972 года)

В начале 1970-х Lockheed изучал использование Agena в качестве ускорителя полезной нагрузки в отсеке для полезной нагрузки Space Shuttle. Был предложен Agena-C с увеличенным диаметром, но так и не был построен.

«Аджена-2000» задумывалась как модернизированная «Аджена» и должна была использоваться на Atlas V Light Evolved Expendable Launch Vehicle. Atlas V Light был отменен в пользу стандартизации конфигурации Medium, и в результате Agena-2000 так и не был построен.

Запуски

Первым запуском Agena-D стал рейс № 64 Agena 27 июня 1962 года. К концу 1967 года было запущено в общей сложности 162 Agena-D:

История запусков Agena-D
1962196319641965196619671968196919701971197219731974197519761977197819791980198119821983198419851987Всего
Запусков8233529392821171412853444411212211269
Успешно81832263626201714106434444112?12211245?
ОтказAgena33121???10?
Booster22111???6?
Накопительный8316695134162183200214226234239242246250254258259260262263265267268269
См. Также

Связанные списки

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 04:42:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте