Agena-D оснащена программой Gemini Target Vehicle | |
Производитель | Lockheed Corporation |
---|---|
Страна происхождения | США |
Используется на | |
Общие характеристики | |
Высота | 248 дюймов (6,3 м) |
Диаметр | 60 дюймов (1,5 м) |
История запусков | |
Состояние | списано |
Всего запусков | 365 |
Первый полет | 1959 |
Последний полет | 12 февраля 1987 г. |
RM-81 Agena | |
Двигатели | One Bell XLR-81 |
Тяга | 16000 фунтов силы (71 кН) |
Удельный импульс | 293 секунды (2,87 км / с) (вакуум) |
Время горения | 120–265 с |
Топливо | НДМГ / Красная дымящая азотная кислота |
RM-81 Agena (ədʒiːnə) был американским ракета разгонный блок и спутниковый автобус, который был разработан Lockheed первоначально для отмененной программы разведывательного спутника WS-117L . После разделения WS-117L на SAMOS и Corona для анализа изображений и MIDAS для раннего предупреждения, Agena позже использовалась в качестве верхней ступени. и интегрированный компонент для нескольких программ, включая Corona разведывательные спутники и Target Vehicle, используемый для демонстрации сближения и стыковки во время Проект Близнецы. Он использовался в качестве верхней ступени на ракетах Atlas, Thor, Thorad и Titan IIIB, а также рассматривался для других, включая Space Shuttle и Atlas V. В общей сложности с 28 февраля 1959 г. по февраль 1987 г. было запущено 365 ракет Agena. Только 33 Agena несли полезную нагрузку НАСА, и подавляющее большинство ракет предназначалось для программ Министерства обороны.
В некоторых миссиях полезная нагрузка была встроена непосредственно в Agena, что обеспечивало ее электроэнергией, связью и трехосной стабилизацией. Компоненты полезной нагрузки обычно располагались перед стандартной переборкой Agena. В миссиях, где полезная нагрузка не была встроена в Agena, а вместо этого отделялась после запуска, Agena была известна как Ascent Agena. Agena дважды модернизировалась по сравнению с оригинальной Agena A, чтобы поддерживать более тяжелые и сложные спутники, такие как космический корабль Corona с несколькими и более мощными камерами.
Название Agena было предложено Агентством перспективных исследовательских проектов Министерства обороны для звезды Бета Центавра, также известной как Agena, потому что эта верхняя ступень «воспламенилась» в небе". Это последовало за традицией Lockheed называть продукты для звездных явлений.
Последний запуск Agena D состоялся 12 февраля 1987 г., сконфигурированный как верхняя ступень Titan. 34B. Всего НАСА и ВВС США запустили 365 автомобилей Agena.
The Agena имел диаметр 5,0 футов (1,5 м), стабилизировался по трем осям (для удобства камер системы разведки), а его двигатель Bell Aircraft XLR81 производил 16000 фунтов (71 кН) тяги с использованием несимметричного диметилгидразина (НДМГ) в качестве топлива и ингибирования красной дымящейся азотной кислоты (IRFNA) в качестве окислителя. Это комбинация гиперголичное топливо / окислитель, и поэтому она не требует системы зажигания. Этот ракетный двигатель можно было повторно запускать на орбите несколько раз с помощью команды по радио, и это часто случалось. Двигатель отличался необычной алюминиевой конструкцией. Каналы с регенеративным охлаждением, охлаждающие горловину и сопло, были образованы из каналов, образованных прямым ружейным сверлом. Параболическая форма горловины камеры создала сложную проблему сверления с ружья, которую инженеры Bell Aerosystems решили, организовав каналы охлаждения в форме «одностворчатого кругового гиперболоида », что позволило машинистам сверлить прямо с ружья. охлаждающие каналы через криволинейные поверхности камеры сгорания. Двигатель был заимствован от силовой установки XLR-81 для отмененной реактивной ядерной боевой части бомбардировщика Convair B-58 Hustler. До 1959 года Agena также была известна как Discoverer Vehicle или Bell Hustler.
Контроль ориентации горизонтально летающей Agena обеспечивался инерциальным эталонным пакетом с тремя гироскопами, двумя датчики горизонта и микроструи на азотно-фреоновой смеси холодного газа. Крен и тангаж измерялись двумя герметичными интегрирующими гироскопами. Гироскоп скорости определял ошибку рыскания, считывая орбитальную скорость. Ошибки гироскопа по тангажу и крену были исправлены с помощью датчиков горизонта, которые позже были дополнены трекерами Sun и звездными трекерами. Это позволило Agena обеспечить более высокую стабильность наведения, необходимую для получения изображений с лучшим разрешением с помощью улучшенных камер Corona.
Поскольку Agena была разработана для удержания фиксированной ориентации в космосе при движении по орбите Земли, была установлена пассивная система терморегулирования.
Основным источником электроэнергии для Agena были цинковые батареи с пероксидом серебра, которые с начала 1960-х годов были дополнены солнечными батареями. Маяк S-диапазона позволял Agena получать последовательности команд с земли (компенсация движения изображения, изменение положения и т. Д.), Которые можно было сохранить для последующего выполнения.
Три версии Выполнено:
Вариант | Двигатель | Тяга | Время горения | Ракеты | количество запусков |
---|---|---|---|---|---|
Agena -A | Bell 8048 | 69 кН | 120 секунд | Atlas, Thor | 20 |
Agena-B | Bell 8081 | 71 кН | 240 секунд | Atlas, Thor | 76 |
Agena-D | Bell 8096 (Bell 8247 вкл. Автомобиль-мишень Agena) | 71 кН | 265 секунд | Atlas, Thor, Thorad, Titan IIIB | 269 |
Agena A была первым типом Agena, который был построен. Он был запущен на ракетах Тор и Атлас, в основном, на полярные орбиты с авиабазы Ванденберг Стартовый комплекс 75 и Пойнт Аргуэлло Стартовый комплекс 1 соответственно. Два запуска «Атласа» были произведены с Стартового комплекса 14 на мысе Канаверал. Agena-A приводился в движение двигателем Bell 8048 (XLR-81-BA-5), который мог развивать тягу 69 килоньютон в течение двух минут. Восемнадцать Agena As были запущены в 1959–61, все они для программ Discoverer, MIDAS и Samos.
В 1960 году Lockheed представила улучшенную Agena B, который мог быть повторно запущен на орбиту и имел более длинные топливные баки для увеличения времени горения. Он был оснащен двигателем Bell 8081, который мог генерировать тягу 71 килоньютон и быть повторно запущен на орбиту. На ступени было достаточно топлива, чтобы двигатель работал в общей сложности четыре минуты. Они запустили военные спутники раннего предупреждения SAMOS-E, SAMOS-F (ELINT Ferret) и MIDAS (система сигнализации противоракетной обороны), Лунные зонды Ranger, планетарные зонды Mariner, OGO и спутники Nimbus. Первым полетом Agena B был (неудачный) запуск Discoverer 16 26 октября 1960 года. На подготовку к запускам Atlas Agena B потребовались месяцы, и он не летал на этом ускорителе до Midas 3 12 июля 1961 года. Последний Agena B полет был запуском ОГО 3 7 июня 1966 года. Всего было запущено 75 штук.
Agena D является результатом предложения Lockheed технического руководителя Лоуренса Эдвардса, который предложил стандартизировать базовую конфигурацию Agena. (до этого момента каждая Agena создавалась по индивидуальному заказу как для полезной нагрузки, так и для ракеты-носителя, с которой она использовалась), а также добавляла дополнительные функции в зависимости от требований к полезной нагрузке и требования Пентагона о том, чтобы Agena была совместима с Титан ракета. Это предложение возникло в конце 1962 года, когда растущее разочарование по поводу высокой частоты отказов Тора и Атлас-Аджена вызвало предположение, что большая стандартизация ракет-носителей повысит надежность. Дэвид Н. Спирс резюмирует стандартизацию следующим образом:
Общая конфигурация Agena D включала четыре используемых модуля, содержащих основное наведение, маяк, питание и телеметрическое оборудование, стандартную консоль полезной нагрузки и заднюю стойку над двигателем для подключения в установке дополнительных солнечных батарей в форме шестеренок, дополнительных спутников и дополнительного двигателя Bell Aerosystems, который можно было запускать в космосе до шестнадцати раз.
Его орбитальная конфигурация имела диаметр 60 дюймов (1,5 м) и длиной 248 дюймов (6,3 м) и обеспечивал 19 500 Втч электроэнергии от батарей. По состоянию на 2014 год Agena-D является самой запускаемой верхней ступенью в США. Создана специальная производственная линия по выпуску 40 космических аппаратов «Аджена-Д» в год. Эдвардс оставался ответственным за разработку в течение нескольких лет, пока ВВС не объявили Agena-D работоспособным и заморозили его конструкцию. К моменту вывода на пенсию надежность Agena-D превышала 95 процентов. Первый запуск Agena D состоялся 28 июня 1963 года с KH-4 №7, всего было запущено 269 самолетов Agena D.
"Тор-Аджена" в последний раз совершил полет в 1972 году, когда он запустил спутник KH-4B. Последняя модель Atlas-Agena использовала ступень Agena D на модернизированной ракете Atlas F для запуска Seasat в 1978 году. Еще двенадцать Agena были запущены на транспортных средствах Titan до 1987 года, прежде чем ступень была полностью списана.
Agena-D использовалась для запуска разведывательных спутников KH-7 GAMBIT и KH-8 Gambit 3, трех зондов Mariner на Венеру и два космических зонда Mariner на Марс. Последний разгонный блок Agena-D был запущен на ракете Titan IIIB 12 февраля 1987 года, несущей USA-21, последний спутник SDS-1.
Машина-мишень Agena базировалась вокруг Agena-D, с оборудованием, приспособленным для поддержки использования в качестве цели сближения и стыковки для миссий, проводимых в рамках из Project Gemini. Он был оснащен двигателем Bell Aerospace Model 8247, который допускал до 15 перезапусков. В более поздних миссиях двигатель Agena был запущен, когда космический корабль Gemini был пристыкован, чтобы поднять космический корабль на более высокую орбиту и снова вернуть его. Во время миссии Gemini 11 была достигнута эллиптическая орбита с апогеем 1375 километров (854 миль), что установило рекорд высоты для пилотируемого космического полета, до Аполлона 8, первого полета на Луну с экипажем.
В начале 1970-х Lockheed изучал использование Agena в качестве ускорителя полезной нагрузки в отсеке для полезной нагрузки Space Shuttle. Был предложен Agena-C с увеличенным диаметром, но так и не был построен.
«Аджена-2000» задумывалась как модернизированная «Аджена» и должна была использоваться на Atlas V Light Evolved Expendable Launch Vehicle. Atlas V Light был отменен в пользу стандартизации конфигурации Medium, и в результате Agena-2000 так и не был построен.
Первым запуском Agena-D стал рейс № 64 Agena 27 июня 1962 года. К концу 1967 года было запущено в общей сложности 162 Agena-D:
1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 | 1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1987 | Всего | ||
Запусков | 8 | 23 | 35 | 29 | 39 | 28 | 21 | 17 | 14 | 12 | 8 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 269 | |
Успешно | 8 | 18 | 32 | 26 | 36 | 26 | 20 | 17 | 14 | 10 | 6 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 2? | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 245? | |
Отказ | Agena | – | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | – | – | – | ? | ? | ? | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 10? |
Booster | – | 2 | – | 2 | 1 | 1 | 1 | – | – | ? | ? | ? | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | 6? | |
Накопительный | 8 | 31 | 66 | 95 | 134 | 162 | 183 | 200 | 214 | 226 | 234 | 239 | 242 | 246 | 250 | 254 | 258 | 259 | 260 | 262 | 263 | 265 | 267 | 268 | 269 | – |
Связанные списки