Бакминстер Фуллер

редактировать
Американский архитектор, системный теоретик, автор, дизайнер, изобретатель и футуролог

Бакминстер Фуллер
BuckminsterFuller1.jpg Фуллер в 1972 году
РодилсяРичард Бакминстер Фуллер. (1895-07-12) 12 июля 1895. Милтон, Массачусетс,. США
Умериюль 1, 1983 (1983-07-01) (87 лет). Лос-Анджелес, Калифорния, США
Род занятий
  • Дизайнер
  • автор
  • изобретатель
Супруг (а)Энн Хьюлетт ​​(m.1917; умер в 1983 г.) ​
ДетиАллегра Фуллер Снайдер
Родитель (и)Ричард Бакминстер Фуллер (отец). Кэролайн Уолкотт Эндрюс (мать)
ЗданияГеодезический купол (1940-е)
ПроектыDymaxion house (1928)

Философская карьера
ОбразованиеГарвардский университет (исключен)
Под влиянием

Ричард Бакминстер Фуллер (; 12 июля 1895 - 1 июля 1983) был американским архитектором, системный теоретик, автор, конструктор, изобретатель и футуролог. В трудах Фуллера он назвал свое имя Р. Бакминстер Фуллер .

Фуллер опубликовал более 30 книг, создавая или популяризируя такие термины, как «космический корабль Земля », «Dymaxion » (например, Dymaxion house, Dymaxion car, Dymaxion map ), «эфемерализация », «синергетика » и «тенсегрити ». Он разработал множество изобретений, в основном архитектурных проектов, и популяризировал широко известный геодезический купол. Молекулы углерода, известные как фуллерены, позже были названы учеными из-за их структурного и математического сходства с геодезическими сферами.

Фуллер был вторым мировым президентом Mensa International с 1974 по 1983 год.

В год своей смерти Фуллер описал себя следующим образом:

Морская свинка B: . Я ТЕПЕРЬ БЛИЖЕ К 88, и я уверен, что единственное, что во мне важно, это то, что я средний здоровый человек. Я также являюсь живым примером тщательно задокументированного полувекового поисково-исследовательского проекта, разработанного с целью выяснить, что, если вообще возможно, сможет эффективно сделать неизвестный безденежный человек с зависимой женой и новорожденным ребенком. от имени всего человечества, чего не могли достичь великие нации, великие религии или частные предприятия, независимо от того, насколько они богаты или сильно вооружены.

Содержание

  • 1 Жизнь и работа
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Опыт военного времени
    • 1.3 Депрессия и прозрение
    • 1.4 Восстановление
    • 1.5 Геодезические купола
    • 1.6 Dymaxion Chronofile
    • 1.7 Мировая арена
    • 1.8 Почести
    • 1.9 Последнее появление на видео
    • 1.10 Смерть
  • 2 Философия и мировоззрение
  • 3 Основные дизайн-проекты
    • 3.1 Геодезический купол
    • 3.2 Транспорт
    • 3.3 Жилье
    • 3.4 Карта Dymaxion и World Game
  • 4 Внешний вид и стиль
  • 5 Причуды
  • 6 Язык и неологизмы
  • 7 Концепции и здания
  • 8 Влияние и наследие
  • 9 Патенты
  • 10 Библиография
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки

Жизнь и работа

Фуллер в ок. 1910

Фуллер родился 12 июля 1895 года в Милтон, Массачусетс, сын Ричарда Бакминстера Фуллера и Кэролайн Уолкотт Эндрюс и внучатый племянник Маргарет Фуллер, американского журналиста, критика и защитника прав женщин ассоциируется с движением американского трансцендентализма. Необычное второе имя, Бакминстер, было фамилией предков. В детстве Ричард Бакминстер Фуллер пробовал множество вариантов своего имени. Каждый год он по-разному подписывал свое имя в гостевой книге своего семейного летнего дома для отпуска на Медвежьем острове, штат Мэн. В конце концов он остановился на Р. Бакминстере Фуллере.

Фуллер провел большую часть своей юности на Медвежьем острове, в заливе Пенобскот у побережья штата Мэн. Он посещал детский сад Фрёбеляна. Он был не согласен с тем, как геометрию преподавали в школе, будучи не в состоянии убедиться, что меловая точка на доске представляет собой "пустую" математическую точку или что линия может растягиваться. выключить до бесконечности. Для него это было нелогично и привело к его работе над синергетикой. Он часто делал предметы из материалов, которые нашел в лесу, а иногда делал свои собственные инструменты. Он экспериментировал с разработкой нового аппарата для движения человека на небольших лодках. К 12 годам он изобрел систему «толкай-тяни» для управления весельной лодкой с помощью перевернутого зонта, соединенного с транцем с помощью простого замка для весла, который позволял пользователю смотреть вперед, чтобы направить лодку в сторону. его пункт назначения. Позже Фуллер возразил против термина «изобретение».

Годы спустя он решил, что такой опыт дал ему не только интерес к дизайну, но и привычку быть знакомым и хорошо разбираться в материалах, которые потребуются его более поздним проектам. Фуллер получил сертификат машиниста и знал, как пользоваться листогибочным прессом , растяжным прессом и другими инструментами и оборудованием, используемыми в торговле листовым металлом.

Образование

Фуллер посещал Академию Милтона в Массачусетсе, а после этого начал учиться в Гарвардском колледже, где он был связан с Адамсом. Дом. Его исключали из Гарварда дважды: сначала за то, что он потратил все свои деньги на вечеринки с труппой водевиля, а затем, после повторного приема, за «безответственность и отсутствие интереса». По его собственной оценке, в среде братства он был несоответствующим неудачником.

Опыт войны

Между сессиями в Гарварде Фуллер работал в Канаде механиком на текстиле мельница, а затем рабочий в мясоперерабатывающей промышленности. Он также служил в США. Военно-морской флот в Первую мировую войну в качестве судового радиста, редактора публикации и в качестве командира аварийно-спасательного катера USS Inca. После увольнения он снова работал в мясной промышленности, приобретая управленческий опыт. В 1917 году он женился на Энн Хьюлетт. В начале 1920-х годов он и его тесть разработали Строительную систему Часток для производства легких, погодоустойчивых и огнестойких корпусов, хотя в 1927 году компания в конечном итоге потерпела неудачу.

Депрессия и прозрение

Бакминстер Фуллер вспомнил 1927 год как поворотный год своей жизни. Его дочь Александра умерла в 1922 году от осложнений от полиомиелита и спинномозгового менингита незадолго до своего четвертого дня рождения. Стэнфордский историк Барри Кац обнаружил признаки того, что примерно в это время Фуллер страдал от депрессии и беспокойства. Фуллер подробно остановился на смерти дочери, подозревая, что она была связана с сырыми и сквозняками в условиях жизни Фуллеров. Это послужило мотивацией для участия Фуллера в Stockade Building Systems, бизнесе, который был нацелен на предоставление доступного и эффективного жилья.

В 1927 году, в возрасте 32 лет, Фуллер потерял должность президента Stockade. У семьи Фуллеров не было сбережений, и рождение их дочери Аллегры в 1927 году добавило финансовых проблем. Фуллер много пил и размышлял о решении проблем своей семьи во время долгих прогулок по Чикаго. Осенью 1927 года Фуллер подумывал о самоубийстве, утонув в озере Мичиган, чтобы его семья могла получить выплату по страхованию жизни.

Фуллер сказал, что он пережил серьезный инцидент, который обеспечил направление и цель его жизнь. Ему казалось, что он висит на высоте нескольких футов над землей, окруженный белой сферой света. Голос обратился непосредственно к Фуллеру и объявил:

С этого момента вам никогда не нужно ждать временного подтверждения своей мысли. Вы думаете правду. Вы не имеете права устранять себя. Ты не принадлежишь тебе. Вы принадлежите Вселенной. Ваше значение навсегда останется для вас неясным, но вы можете предположить, что выполняете свою роль, если приложите все усилия для преобразования своего опыта в высшую пользу для других.

Фуллер заявил, что этот опыт привел к глубокому пересмотру его жизнь. В конце концов он решил начать «эксперимент, чтобы найти, что один человек может внести в изменение мира и на благо всего человечества».

Выступая перед аудиторией позже в жизни, Фуллер регулярно рассказывал историю своего озера. Опыт Мичигана и его преобразующее влияние на его жизнь. Историки не смогли найти прямых доказательств этого опыта в документах 1927 года из архивов Фуллера Chronofile, хранящихся в Стэнфордском университете. Историк из Стэнфорда Барри Кац предполагает, что история самоубийства может быть мифом, который Фуллер построил в более позднем возрасте, чтобы подытожить этот период формирования своей карьеры.

Выздоровление

В 1927 году Фуллер решил подумать независимо, какой включала в себя обязательство «искать принципы, управляющие вселенной и помогать продвигать эволюцию человечества в соответствии с ними... находить способы делать больше с меньшими затратами до конца, чтобы все люди повсюду могли иметь все больше и больше». К 1928 году Фуллер жил в Гринвич-Виллидж и проводил большую часть времени в популярном кафе Romany Marie 's, где провел вечер в разговоре с Мари и Юджин О'Нил несколькими годами ранее. Фуллер согласился украсить интерьер кафе в обмен на обеды, читал неформальные лекции несколько раз в неделю, а в кафе были выставлены модели дома Dymaxion. Исаму Ногути прибыл в 1929 году - Константин Бранкузи направил его туда, и Ногучи и Фуллер вскоре начали сотрудничать в нескольких проектах, включая моделирование Автомобиль Dymaxion основан на недавней работе Аурела Персу. Это было началом их дружбы на всю жизнь.

Геодезические купола

Фуллер преподавал в Black Mountain College в Северной Каролине летом 1948 и 1949 годов, будучи директором Летнего института в 1949. Фуллер был застенчивым и замкнутым, но его уговорили принять участие в театральной постановке пьесы Эрика Сати Le piège de Méduse, поставленной Джоном Кейджем, который также преподавал в Черной горе. Во время репетиций под руководством Артура Пенна, тогда еще студента Black Mountain, Фуллер преодолел свои запреты, чтобы стать уверенным в себе как исполнитель и спикер.

В Black Mountain при поддержке из группы профессоров и студентов он начал заново изобретать проект, который сделал его знаменитым: геодезический купол. Хотя геодезический купол был создан, построен и получил немецкий патент 19 июня 1925 года доктором Вальтером Бауэрсфельдом, Фуллер получил патенты США. В своих патентных заявках Фуллер не упомянул, что самонесущий купол был построен примерно за 26 лет до этого. Хотя Фуллер, несомненно, популяризировал этот тип конструкции, ему ошибочно приписывают ее дизайн.

Одна из его ранних моделей была впервые построена в 1945 году в Беннингтон-колледже в Вермонте, где он часто читал лекции. Хотя купол Бауэрсфейльда мог поддерживать полную бетонную оболочку, только в 1949 году Фуллер построил здание с геодезическим куполом, которое могло выдерживать собственный вес без каких-либо практических ограничений. Его диаметр составлял 4,3 метра (14 футов), он был построен из алюминиевых авиационных труб и винил-пластикового покрытия в форме икосаэдра. Чтобы доказать свой замысел, Фуллер отстранил от каркаса конструкции нескольких студентов, которые помогали ему строить ее. Правительство США осознало важность этой работы и наняло его фирму Geodesics, Inc. в Роли, Северная Каролина, для изготовления небольших куполов для морских пехотинцев. За несколько лет по всему миру были построены тысячи таких куполов.

Первый геодезический купол Фуллера «непрерывное растяжение - прерывное сжатие» (в данном случае полная сфера) был построен в архитектурной школе Университета Орегона в 1959 году с помощью студентов. Эти структуры непрерывного растяжения - прерывистого сжатия имели элементы сжатия с одной силой (без изгибающих или изгибающих моментов), которые не касались друг друга и были «подвешены» элементами растяжения.

Dymaxion Chronofile

Прототип Dymaxion 1933 года.

За полвека Фуллер разработал множество идей, дизайнов и изобретений, особенно в отношении практичного и недорогого жилья и транспорта. Он скрупулезно документировал свою жизнь, философию и идеи в ежедневном дневнике (позже названном Dymaxion Chronofile ) и в двадцати восьми публикациях. Фуллер финансировал некоторые из своих экспериментов на унаследованные средства, иногда пополняемые средствами, вложенными его сотрудниками, одним из примеров является проект автомобиля Dymaxion.

Мировая сцена

Монреальская биосфера Бакминстера Фуллера, 1967. Дом Фуллера в Карбондейле.

Международное признание началось с огромного успеха геодезические купола в 1950-е гг. Фуллер читал лекции в Государственном университете Северной Каролины в Роли в 1949 году, где он познакомился с Джеймсом Фицгиббоном, который стал близким другом и коллегой. Фитцгиббон ​​был директором компаний Geodesics, Inc. и Synergetics, Inc., первых лицензиатов на проектирование геодезических куполов. Томас С. Ховард был ведущим дизайнером, архитектором и инженером обеих компаний. Ричард Левонтин, новый преподаватель популяционной генетики в Государственном университете Северной Каролины, предоставил Фуллеру компьютерные вычисления длины краев куполов.

Фуллер начал работать с архитектором Сёдзи Садао в 1954 году, а в 1964 году они стали соучредителями архитектурной фирмы Fuller Sadao Inc., первым проектом которой было проектирование большого геодезического купола для США Павильон на Expo 67 в Монреале. Это здание теперь называется «Монреальская биосфера ». В 1962 году художник и исследователь Джон Макхейл написал первую монографию о Фуллере, опубликованную Джорджем Бразиллером в Нью-Йорке.

После того, как несколько студентов Карбондейлского университета Южного Иллинойса восстановили свои модели после пожара в квартире летом 1959 года, Фуллер был нанят давним другом Гарольдом Коэном в качестве профессор-исследователь в области "исследования науки о дизайне" в Школе искусств и дизайна. По словам профессора архитектуры SIU Джона Дэйви, эта должность была «в отличие от большинства назначений на факультет [...] скорее ролью знаменитости, чем преподавательской работы», на которой Фуллер предлагал несколько курсов и было оговорено проводить только два месяца в году в кампусе. Тем не менее, его время в Карбондейле было «чрезвычайно продуктивным», и Фуллер получил звание профессора университета в 1968 году и выдающегося профессора университета в 1972 году.

Работая дизайнером, ученым, разработчиком и писателем, он продолжал читать лекции. уже много лет по всему миру. Он сотрудничал в SIU с Джоном Макхейлом. В 1965 году они открыли Всемирное десятилетие науки дизайна (1965-1975) на встрече Международного союза архитекторов в Париже, которая, по словам Фуллера, была посвящена «применению принципов науки к решение проблем человечества ».

С 1972 года и до выхода на пенсию в качестве почетного профессора университета в 1975 году Фуллер работал совместно в Университете Южного Иллинойса в Эдвардсвилле, где в 1971 году спроектировал купол религиозного центра кампуса. В период, он также участвовал в совместной стипендии в консорциуме Филадельфийских учреждений, включая Пенсильванский университет, Bryn Mawr College, Haverford College, Swarthmore College и Научный центр Университетского города ; в результате этого присоединения Пенсильванский университет назначил его почетным профессором университета в 1975 году.

Фуллер считал, что человеческое общество вскоре будет полагаться в основном на возобновляемые источники энергии, такие как электричество, получаемое от солнца и ветра. Он надеялся на эпоху «всевозможного успешного образования и пропитания всего человечества». Фуллер называл себя «собственностью вселенной» и во время одного радиоинтервью, которое он дал позже в жизни, объявил себя и свою работу «достоянием всего человечества». За всю его жизнь Американская ассоциация гуманистов назвала его гуманистом года 1969 года.

В 1976 году Фуллер был ключевым участником UN Habitat I, первого форума ООН по населенным пунктам.

Награды

Фуллер был удостоен 28 патентов США и многих почетных докторских степеней. В 1960 году он был награжден медалью Фрэнка П. Брауна от Института Франклина. Фуллер был избран почетным членом Phi Beta Kappa в 1967 году по случаю 50-летнего воссоединения его гарвардского класса в 1917 году (из которого он был исключен на первом курсе). В 1968 году он был избран членом Американской академии искусств и наук. В 1968 году он был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного члена и стал полноправным академиком. в 1970 году. В 1970 году он получил Золотую медаль от Американского института архитекторов. В 1976 году получил Св. Литературная премия Луи от Библиотеки университета Сент-Луиса. В 1977 году Фуллер получил награду «Золотая тарелка» Американской академии достижений. Он также получил множество других наград, в том числе Президентскую медаль свободы, подаренную ему 23 февраля 1983 года президентом Рональдом Рейганом.

Последнее появление в фильмах

Последнее появление Фуллера в фильмах. Интервью состоялось 21 июня 1983 года, в котором он выступал на церемонии вручения Королевской золотой медали Нормана Фостера за архитектуру. Его речь можно увидеть в архивах Школы архитектуры AA, в которой он выступал после вступительной речи сэра Роберта Сейнсбери и основного выступления Фостера.

Смерть

Надгробие (см. trim tab ).

Фуллер умер 1 июля 1983 года, за 11 дней до своего 88-летия. В период, предшествующий его смерти, его жена лежала в коме в Больница Лос-Анджелеса умирает от рака. Во время посещения ее там он воскликнул в определенный момент: «Она сжимает мою руку!» Затем он встал, у него случился сердечный приступ, и он умер через час, в возрасте 87 лет.. Его 66-летняя жена умерла 36 часов спустя. Они похоронены на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже, Массачусетс.

Философия и мировоззрение

Бакминстер Фуллер был Унитарий, как и его дед Артур Бакминстер Фуллер, министр-унитарий. Фуллер также был одним из первых активистов-защитников окружающей среды, знавших о конечных ресурсах Земли и продвигавших принцип, который он назвал «эфемерализация », которая, согласно футуристу и ученику Фуллера Стюарту Брэнду, определялась как «делать больше с меньшими затратами». м сырой, неэффективной продукции можно было бы переработать в более ценные продукты, тем самым повысив эффективность всего процесса. Фуллер также придумал слово синергетика, всеобъемлющий термин, широко используемый для передачи опыта с использованием геометрических концепций и, в частности, эмпирического исследования трансформирующихся систем; его внимание было сосредоточено на общем поведении системы, непредсказуемом поведением каких-либо отдельных компонентов.

Фуллер был пионером в глобальном мышлении и исследовал энергию и эффективность материалов в областях архитектуры, инженерии и дизайна. Ссылаясь на мнение Франсуа де Шарденедеса о том, что нефть, с точки зрения ее восстановительной стоимости в нашем текущем энергетическом «бюджете» (по сути, чистый входящий солнечный поток ), стоила природе «более миллиона долларов» в расчете на США галлон (300 000 долларов США за литр) для производства. С этой точки зрения его использование в качестве топлива для транспорта людьми, добирающимися до работы, представляет собой огромные чистые потери по сравнению с их фактическими заработками. Краткое изложение его взглядов можно было бы лучше всего резюмировать следующим образом: «Нет энергетического кризиса, только кризис невежества».

Хотя Фуллер был обеспокоен устойчивостью и выживанием людей в условиях существующей социально-экономической системы, он сохранял оптимизм в отношении будущего человечества. Определяя богатство с точки зрения знаний, как «технологическую способность защищать, воспитывать, поддерживать и удовлетворять все потребности роста жизни», его анализ состояния «космического корабля Земля» заставил его сделать вывод, что в определенное время в течение 1970-х годов, человечество достигло беспрецедентного состояния. Он был убежден, что накопление соответствующих знаний в сочетании с объемами основных перерабатываемых ресурсов, которые уже были извлечены из земли, достигло критического уровня, так что конкуренция за предметы первой необходимости стала ненужной. Сотрудничество стало оптимальной стратегией выживания. Он заявил: «Эгоизм не нужен и поэтому нерационализируем... Война устарела». Он критиковал предыдущие утопические схемы как слишком эксклюзивные и считал это главным источником их неудач. Он думал, что для работы утопия должна включать всех.

Фуллер находился под влиянием идеи Альфреда Коржибски об общей семантике. В 1950-х Фуллер посещал семинары и практикумы, организованные Институтом общей семантики, и в 1955 году он прочитал ежегодную лекцию в память Альфреда Коржибски. Коржибски упоминается во введении к его книге. Синергетика. Эти двое имели поразительное сходство в формулировках общей семантики.

В своей книге 1970 года «Я кажусь глаголом» он писал: «Я живу на Земле в настоящее время и не знаю, что Я. Я знаю, что я не категория. Я не вещь - существительное. Мне кажется, что я глагол, эволюционный процесс - неотъемлемая функция вселенной ».

Фуллер писал, что естественная аналитическая геометрия Вселенной была основана на массивах тетраэдров. Он разработал это несколькими способами, от плотной упаковки сфер и количества сжимающих или растягивающих элементов, необходимых для стабилизации объекта в космосе. Одним из подтверждающих результатов было то, что самая прочная возможная однородная ферма является циклически четырехгранной.

Он стал гуру дизайна, архитектуры и «альтернативных» сообществ, таких как как Drop City, сообщество художников-экспериментаторов, которым он вручил в 1966 году «Dymaxion Award» за «поэтически экономичные» купольные жилые конструкции.

Основные дизайнерские проекты

Геодезическая сфера.

Геодезический купол

Фуллер был наиболее известен своими решетчатыми оболочками - геодезическими куполами, которые использовались в качестве частей военных радиолокационных станций, общественных зданий, экологических лагерей протеста и выставочных аттракционов. Исследование геодезического проекта Вальтером Бауэрсфельдом для Zeiss-Planetarium, построенного примерно за 28 лет до работ Фуллера, показывает, что патент Фуллера на геодезический купол (2 682 235 долларов США; выдан в 1954 году) тот же дизайн, что и у Бауэрсфельда.

Их конструкция основана на расширении некоторых основных принципов для построения простых структур «тенсегрити » (тетраэдр, октаэдр и плотнейшая упаковка сфер), что делает их легкими и стабильными. Геодезический купол стал результатом исследования Фуллером принципов строительства природы для поиска дизайнерских решений. Купол Фуллера упоминается в романе Hugo Award, удостоенном премии Stand on Zanzibar Джона Бруннера, в котором геодезический купол покрывает весь остров Манхэттен, и он парит в воздухе из-за эффекта воздушного шара большой воздушной массы под куполом (и, возможно, его конструкции из легких материалов).

Транспорт

Omni-Media-Transport:. Имея в своем распоряжении такой автомобиль, [Фуллер] чувствовал, что человеческие путешествия, как и путешествия птиц, больше не будут ограничиваться аэропортами, дорогами и другими бюрократическими границами, и что автономные свободомыслящие люди могут жить и процветать, где захотят.

- Ллойд С. Зиден, Вселенная Баки Фуллера, 2000. Своей юной дочери Аллегре: . Фуллер описал Dymaxion как «зум-мобиль», объясняющий, что он может спрыгивать с дороги по желанию, летать, а затем ловко, как птица, возвращаться на место в пробке ».

Автомобиль Dymaxion, около 1933 г., художник Диего Ривера входит в машину с пальто.

Автомобиль Dymaxion был автомобилем, спроектированным Фуллером и широко представленным на выставке 1933-1934 годов в Чикаго. Century of Progress Всемирная выставка. Во время Великой депрессии Фуллер сформировал Dymaxion Corporation и построил три прототипа с известным военно-морским архитектором Старлинг Берджессом и командой из 27 рабочих, используя пожертвованные деньги, а также наследство от семьи.

Фуллер связал слово Dymaxion с большей частью своих работ, portmanteau слов dy namic, max imum и десятков ion резюмируя цель своего исследования, «максимальное получение преимущества от минимального энергопотребления».

Dymaxion был не автомобилем как таковым, а скорее «режимом наземного руления» транспортное средство, которое однажды может быть разработано, чтобы летать, приземляться и двигаться - «всесредний транспорт» для воздуха, земли и воды. Фуллер сосредоточился на посадочных и рулежных качествах и отметил серьезные ограничения в его управляемости. Команда постоянно совершенствовала и улучшала платформу, и Фуллер отметил, что Dymaxion «был изобретением, которое нельзя было сделать доступным широкой публике без значительных улучшений».

Аэродинамический дизайн кузова был разработан для повышения топливной эффективности. и скорость, а также легкий вес, и его платформа отличалась легким шасси с шарнирами из хромомолибденовой стали, расположенным сзади двигателем V8, передним приводом и трехколесным приводом. Автомобиль управлялся с помощью третьего заднего колеса с возможностью блокировки поворота на 90 ° . Таким образом, Dymaxion, способный двигаться по узкому кругу, часто производил сенсацию, останавливая движение поблизости.

Вскоре после запуска прототип разбился после столкновения с другой машиной, убив водителя Dymaxion. Другой машиной управлял местный политик, и она была незаконно удалена с места аварии, в результате чего прибывшие впоследствии репортеры обвиняли нетрадиционный дизайн Dymaxion, хотя расследования подтвердили прототип. Сам Фуллер позже разбил другой прототип со своей маленькой дочерью на борту.

Несмотря на заинтересованность важных фигур в автомобильной промышленности, Фуллер использовал наследство своей семьи для завершения второго и третьего прототипов - в конечном итоге продажа всех трех, роспуск Dymaxion Corporation и поддержание Dymaxion никогда не планировалось как коммерческое предприятие. Один из трех оригинальных прототипов сохранился.

Жилье

Дом Dymaxion в The Henry Ford.

Энергоэффективный и недорогой дом Фуллера Dymaxion вызвал большой интерес, но было выпущено только два прототипа. Здесь термин «димаксион» используется для обозначения «радикально прочной и легкой структуры тенсегрити». Один из Dymaxion Houses Фуллера выставлен в качестве постоянной экспозиции в Музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган. Этот прототип, спроектированный и разработанный в середине 1940-х годов, представляет собой круглую структуру (не купол), имеющую форму сплющенного «колокола» медузы. Он имеет несколько инновационных функций, в том числе вращающиеся ящики комода и душ с мелким туманом, который снижает потребление воды. По словам биографа Фуллера Стива Крукса, дом был спроектирован так, чтобы его доставили в двух цилиндрических упаковках, с внутренними цветными панелями, доступными у местных дилеров. Круглая конструкция наверху дома была спроектирована так, чтобы вращаться вокруг центральной мачты, чтобы использовать естественный ветер для охлаждения и циркуляции воздуха.

Задуманный почти двумя десятилетиями раньше и разработанный в Уичито, штат Канзас, дом был спроектирован таким образом, чтобы быть легким, адаптированным к ветреному климату, дешевым в производстве и простым в сборке. Благодаря своему легкому весу и мобильности, Dymaxion House был задуман как идеальное жилье для отдельных лиц и семей, которые хотели иметь возможность легкой мобильности. Дизайн включал в себя комнату «Вперед-с-жизнью», снабженную картами, схемами и полезными инструментами для путешествий «во времени и пространстве». Он должен был производиться с использованием фабрик, рабочих и технологий, которые производили самолеты времен Второй мировой войны. В то время он выглядел ультрасовременным, построен из металла и обшит полированным алюминием. Базовая модель имеет площадь 90 м (970 кв. Футов). Из-за огласки в первые послевоенные годы было много заказов, но компания, которую Фуллер и другие создали для производства домов, потерпела неудачу из-за проблем с управлением.

В 1967 году Фуллер разработал концепцию морского плавучего города и опубликовал отчет о дизайне в следующем году. Модели города вызвали интерес президента Линдона Б. Джонсона, который после ухода с должности поместил их в Библиотеку и музей Линдона Бейнса Джонсона.

В 1969 году Фуллер начал проект Otisco, названный в честь его местонахождения в Отиско, Нью-Йорк. В рамках проекта была разработана и продемонстрирована технология распыления бетона с проволочными опорами, покрытыми сеткой, для производства крупномасштабных несущих перекрытий, возводимых на месте, без использования литейных форм, других прилегающих поверхностей или подъемных механизмов. Первоначальный метод использовал круглую бетонную опору, в которую были установлены анкерные стойки. Нарезанные до нужной длины трубы со сплющенными концами затем скрепляли вместе болтами, чтобы сформировать геодезическую структуру дуодека-ромбикаэдра (22-стороннее полушарие) с пролетами до 60 футов (18 м). Затем форма была задрапирована слоями проволочной сетки диаметром ¼ дюйма, прикрепленной с помощью завязок. Бетон напыляли на конструкцию, создавая твердый слой, который после отверждения поддерживал бы дополнительный бетон, добавляемый различными традиционными способами. Фуллер называл эти постройки монолитными железобетонными геодезическими куполами. Однако трубчатая форма рамы оказалась проблематичной для установки окон и дверей. Его заменили железным стержнем арматурой, установленным вертикально в бетонном основании, а затем согнутым внутрь и приваренным на месте, чтобы создать проволочную структуру купола, и он работал удовлетворительно. Купола высотой до трех этажей, построенные этим методом, оказались чрезвычайно прочными. Другие формы, такие как конусы, пирамиды и арки, оказались столь же адаптируемыми.

Проект был реализован за счет гранта, подписанного Сиракузским университетом и спонсируемого США. Steel (арматура), Johnson Wire Corp (сетка) и Portland Cement Company (бетон). Возможность строить большие сложные несущие бетонные перекрытия в свободном пространстве открыла бы множество возможностей в архитектуре и считается одним из величайших достижений Фуллера.

Карта Dymaxion и World Game

Фуллер вместе с со-картографом Сёдзи Садао также разработали альтернативную карту проекции, названную картой Dymaxion. Это было разработано, чтобы показать континенты Земли с минимальными искажениями при проецировании или печати на плоской поверхности.

В 1960-х Фуллер разработал World Game, совместную игру-симулятор, играемую на карте Dymaxion размером 70 на 35 футов, в которой игроки пытаются решать мировые проблемы. Цель игры-симулятора, по словам Фуллера, состоит в том, чтобы «заставить мир работать для 100% человечества в кратчайшие сроки, посредством спонтанного сотрудничества, без экологического ущерба или ущерба для кого-либо».

Внешний вид и стиль

Бакминстер Фуллер носил очки с толстыми линзами , чтобы исправить свою крайнюю дальнозоркость, состояние, которое не диагностировалось в течение первых пяти лет его жизни. Слух Фуллера был поврежден во время его военно-морской службы во время Первой мировой войны и ухудшился в 1960-х годах. После экспериментов с мегафонами в качестве слуховых аппаратов в середине 1960-х, Фуллер начал применять электронные слуховые аппараты с 1970-х.

На публичных выступлениях Фуллер всегда носил костюмы темного цвета, выглядя как «настороженный маленький священник». Раньше он экспериментировал с нетрадиционной одеждой сразу после своего прозрения 1927 года, но обнаружил, что нарушение обычаев социальной моды заставляет других обесценивать или отвергать его идеи. Фуллер осознал важность внешнего вида как части доверия к себе и решил стать «человеком-невидимкой», надев одежду, которая не привлекала бы к себе внимания. С самоуничижительным юмором Фуллер описал этот одетый в черный костюм внешний вид как «второсортного банковского клерка».

Писатель Гай Дэвенпорт встретил его в 1965 году и описал его так:

Он карлик, с рабочими руками, мозолистыми и квадратными пальцами. Он носит наушник из зеленого пластика с напечатанной на нем надписью WORLD SERIES 1965. Его улыбка золотая и частая; у этого мужчины ангельский темперамент, а его энергия чуть больше, чем у [Роберта] Голлуэя (бегуна, футболиста и пловца). Одна нога короче другой, а обувь по рецепту, которую надевают для исправления дисбаланса, принадлежит деревенскому врачу из глуши штата Мэн. Синий пиджак, хрущевские брюки и портфель, полный японских чудес;...

Quirks

После того, как с 1960-х годов он стал всемирно известным, Фуллер стал часто летать, часто пересекая часовые пояса, чтобы читать лекции. В 1960-х и 1970-х годах он носил одновременно три часа; один для часового пояса его офиса в Университете Южного Иллинойса, один для часового пояса места, которое он собирается посетить в следующий раз, и один для часового пояса, в котором он сейчас находился. В 1970-е годы Фуллер жил только в «домашних» местах ( его личный дом в Карбондейле, Иллинойс ; его место отдыха на Медвежьем острове, Мэн ; и дом его дочери в Пасифик Палисейдс, Калифорния ) примерно 65 ночей в год - остальные 300 ночей проводились в гостиничных койках в местах, где он посещал свои лекции и консультации.

В 1920-х Фуллер экспериментировал с полифазным сном, который он назвал димаксионным сном. Вдохновленный привычками сна животных, таких как собаки и кошки, Фуллер работал до тех пор, пока не устал, а затем спал коротким сном. Как правило, это приводило к тому, что Фуллер спал 30-минутным сном каждые 6 часов. Это позволило ему «двадцать два часа думать день », что способствовало продуктивности его работы. Сообщается, что Фуллер придерживался этой привычки ко сну Dymaxion в течение двух лет, прежде чем бросить ее, потому что она противоречила привычкам сна его деловых партнеров. Несмотря на то, что больше не принимал лично эту привычку, в 1943 году Фуллер предложил Dymaxion sleep как стратегию, которую Соединенные Штаты могут принять, чтобы выиграть Вторую мировую войну.

Несмотря на то, что в 1920-е годы Фуллер практиковал настоящий полифазный сон лишь в течение некоторого периода, он был известен своей стойкостью на протяжении всей своей жизни. Его описывали как «неутомимого» "Автор Барри Фаррелл в журнале Life, который отметил, что Фуллер не спал всю ночь, отвечая на почту во время поездки Фаррелла на Медвежий остров в 1970 году. В свои семидесяти Фуллер обычно спал 5-8 часов в сутки.

Фуллер обильно задокументировал свою жизнь с 1915 по 1983 год, примерно 270 футов (82 м) документов в коллекции под названием Dymaxion Chronofile. Он также хранил копии всех поступающих и исходящей корреспонденции. Огромный Р. Бу Коллекция ckminster Fuller в настоящее время находится в Стэнфордском университете.

. Если бы кто-то сохранил очень точную запись человека, пережившего эпоху с гей-90-х, из совершенно другого мира через рубеж веков - настолько далеко в двадцатый век, насколько вы можете дожить. Я решил составить себе хорошую историю болезни такого человека, и это означало, что я не мог судить о том, что было правильным или нет. Я должен был вложить все, поэтому я начал очень строгий учет.

В юности Фуллер экспериментировал с несколькими способами представить себя: Р. Б. Фуллер, Бакминстер Фуллер, но, став взрослым, наконец остановился на Р. Бакминстере Фуллере и подписал контракт. его письма как таковые. Однако он предпочитал, чтобы к нему обращались просто «Баки».

Язык и неологизмы

Бакминстер Фуллер говорил и писал в уникальном стиле и сказал, что важно описать мир как можно точнее. Фуллер часто создавал длинные продолжительные предложения и использовал необычные составные слова (всесторонне информированные, взаимопревращающие, всестороннеинтерактивные, всесебя-регенеративные), а также термины, которые он сам придумал.

Фуллер использовал слово Вселенная без определенный или неопределенный артикль (или или) и слово всегда пишется с заглавной буквы. Фуллер писал, что «под Вселенной я имею в виду: совокупность всего человечества, сознательно воспринимаемого и переданного (себе или другим) опыту».

Слова «вниз» и «вверх», по Фуллеру, неудобны в что они относятся к планарной концепции направления, несовместимой с человеческим опытом. Он утверждал, что вместо этого следует использовать слова «внутри» и «снаружи», потому что они лучше описывают отношение объекта к гравитационному центру, Земле. «Я предлагаю аудитории сказать:« Я иду «на улицу» и «на сцену» ». Сначала это звучит для них странно; они все смеются над этим. весело, они начинают понимать, что действительно идут внутрь и наружу по отношению к центру Земли, который является нашим космическим кораблем Земля. И впервые они начинают ощущать настоящую «реальность» ».

«Вокруг мира» - это термин, придуманный Фуллером для замены «во всем мире». Общая вера в плоскую Землю угасла в классической античности, поэтому использование слова «широкая» является анахронизмом в отношении поверхности Земли - сфероидальная поверхность имеет площадь и охватывает объем, но не имеет ширины. Фуллер считал, что бездумное использование устаревших научных идей отвлекает от интуиции и вводит ее в заблуждение. Другие неологизмы, коллективно изобретенные семьей Фуллер, согласно Аллегре Фуллер Снайдер, - это термины «солнечное сияние» и «солнечное затмение», заменяющие «восход» и «закат», чтобы опровергнуть геоцентрический предубеждение большинства до Коперникан небесная механика.

Фуллер также изобрел слово «живое существо», в отличие от оружия (или «убийства»), которое означает то, что поддерживает всю человеческую, растительную и земную жизнь.. «Архитектурная профессия - гражданская, военно-морская, авиационная и астронавтическая - всегда была местом, где наиболее компетентно думали о жилых помещениях, а не о вооружении».

А также вносит значительный вклад в развитие Технология тенсегрити, Фуллер изобрел термин «тенсегрити », сочетание «целостности натяжения». «Тенсегрити описывает принцип структурных отношений, в котором структурная форма гарантируется конечным замкнутым, всесторонне непрерывным, напряженным поведением системы, а не прерывистым и исключительно локальным сжимающим поведением элементов. Тенсегрити дает возможность увеличивать пластичность без окончательного разрушения или "

"Dymaxion " - это портфель "динамического максимального напряжения". Он был изобретен примерно в 1929 году двумя рекламщиками в универмаге Маршалл Филд в Чикаго для описания концептуального дома Фуллера, который был показан как часть дома-витрины будущего магазина. Они создали термин, используя три слова, которые Фуллер неоднократно использовал для описания своего дизайна - динамический, максимальный и напряженный.

Фуллер также помог популяризировать концепцию Космический корабль Земля : «Самый важный факт о космическом корабле Земля: руководство по эксплуатации не прилагалось к нему».

Концепции и здания

Его концепции и конструкция Среди них:

Влияние и наследие

Бакминстерфуллерен - это тип фуллерена с формулой C 60. Имена - дань уважения Бакминстеру Фуллеру, чьи геодезические купола они похожи.

Среди многих людей, на которых оказал влияние Бакминстер Фуллер, есть: Констанс Абернати, Рут Асава, Дж. Болдуин,,, Джон Кейдж, Джозеф Клинтон,, Норман Фостер, Медард Гэйбл, Тед Нельсон, Дэвид Джонстон, Питер Джон Пирс, Сёдзи Садао, Эдвин Шлоссберг, Кеннет Снельсон, Роберт Антон Уилсон и Стюарт Брэнд.

аллотроп из углерода, фуллерен - и конкретная молекула этого аллотропа C 60(бакминстерфуллерен или бакиболл) был назван в его честь. Молекула бакминстерфуллерена, состоящая из 60 атомов углерода, очень напоминает сферическую версию геодезического купола Фуллера. Нобелевская премия по химии 1996 г. была присуждена Крото, Керлу и Смолли за открытие фуллерена.

Он цитируется в лирике «Башня лепета» в мюзикле Годспелл ​​ : «Человек - это совокупность паттернов и процессов».

Инди-группа Driftless Pony Club назвали свой альбом 2011 года Buckminster в его честь. Все песни в альбоме основаны на его жизни и творчестве.

12 июля 2004 г. Почтовое отделение США выпустило новую памятную марку в честь Р. Бакминстера Фуллера по случаю 50-летия его патента на геодезический купол и по случаю его 109 лет со дня рождения. Дизайн марки воспроизводил обложку журнала Time Magazine.

от 10 января 1964 года. Фуллер был героем двух документальных фильмов: (1971) и Бакминстер Фуллер: Мыслить вслух (1996). Кроме того, режиссер Сэм Грин и группа Йо Ла Тенго совместно работали над "живым документальным фильмом" 2012 года о Фуллере, Любовной песне Р. Бакминстера Фуллера.

In В июне 2008 года Музей американского искусства Уитни представил «Бакминстер Фуллер: Начиная со Вселенной», самую полную на сегодняшний день ретроспективу его работ и идей. Выставка побывала в Музее современного искусства, Чикаго в 2009 году. На ней была представлена ​​комбинация моделей, эскизов и других артефактов, отражающих шестидесятилетний комплексный подход художника к жилью, транспорту, коммуникациям и картографии.. В нем также были показаны обширные связи с Чикаго за годы его жизни, обучения и работы в городе.

В 2009 году ряд американских компаний решили переупаковать сферические магниты и продавать их как игрушки. Одна компания, Maxfield Oberton, сообщила The New York Times, что они увидели продукт на YouTube и решили переупаковать их как «Buckyballs », потому что магниты могут самоформироваться и удерживать вместе в форме, напоминающей бакиболлы в стиле Фуллера. Игрушка-бакибол, представленная на Нью-Йоркской международной выставке подарков в 2009 году, была продана сотнями тысяч штук, но к 2010 году у компании возникли проблемы с безопасностью игрушек, и компания была вынуждена отозвать упаковки, которые были помечены как игрушки.

Роберт. Книга Кийосаки 2015 года «Второй шанс» в значительной степени посвящена взаимодействиям Кийосаки с Фуллером и необычной последней книге Фуллера «Гранч гигантов».

В 2012 году Музей современного искусства Сан-Франциско принимал гостей «Утопический импульс» - шоу о влиянии Бакминстера Фуллера в районе залива. Были представлены концепции, изобретения и проекты для создания «свободной энергии» от природных сил и для изоляции углерода из атмосферы. Шоу проходило с января по июль.

Фуллер кратко упоминается в 2014 фильме о супергероях, Люди Икс: Дни минувшего будущего, когда Китти Прайд читает лекцию группе студентов об утопической архитектуре.

В другом примечании была использована цитата Фуллера: «Те, кто играет с игрушками дьявола, будут по степени призваны владеть его мечом». и упоминается как первый показ в стратегической научно-фантастической видеоигре XCOM: Enemy Within, разработанной Firaxis Games.

Дом завтрашнего дня, это американский независимый драматический фильм 2017 года. автор сценария и постановка по одноименному роману 2010 года с участием Асы Баттерфилда, Алекса Вольфа, Ника Оффермана, Мод Апатоу и Эллен Берстин. Персонаж Бёрстин одержим всем, чем Бакминстер Фуллер обеспечивает ретрофутуристические туры по своему геодезическому дому, включая аутентичное видео, где Бакминстер Фуллер разговаривает и плывет под парусом с Эллен Бёрстин, которая на самом деле подружилась с ним в реальной жизни.

Патенты

(из содержания изобретений: запатентованные работы Р. Бакминстера Фуллера (1983) ISBN 0-312-43477-4 )

Библиография

  • 4d Timelock (1928)
  • Девять цепей к Луне (1938)
  • Эпическая поэма без названия по истории индустриализации (1962)
  • Идеи и целостность, спонтанное Автобиографическое раскрытие (1963) ISBN 0-13-449140-8
  • Нет больше подержанного Бога и других писаний (1963)
  • Автоматизация образования: освобождение ученого Вернуться (1963)
  • Что я узнал: сборник из 20 автобиографических очерков, Глава "Как мало я знаю", (1968)
  • Руководство по эксплуатации космического корабля Земля (1968) ISBN 0-8093-2461-X
  • Утопия или Oblivion (1969) ISBN 0-553-02883-9
  • Приближение к безвредной среде (1970) ISBN 0-8173 -6641-5 (с Эриком А. Уокером и Джеймсом Р. Киллианом-младшим )
  • Я кажусь глаголом (1970) соавторы Джером Агель, Квентин Фиоре, ISBN 1-127-23153-7
  • Интуиция (1970)
  • Бакминстер Фуллер - «Детям Земли» (1972), составленный и сфотографированный Кэмом Смитом, ISBN 0-385-02979-9
  • Редактор Buckminster Fuller Reader (1972) Джеймс Меллер, ISBN 978-0140214345
  • Мир Dymaxion Бакминстера Фуллера (1960, 1973), соавтор Роберт Маркс, ISBN 0-385-01804-5
  • Earth, Inc (1973) ISBN 0-385-01825-8
  • Синергетика: исследования геометрии мышления (1975) в сотрудничестве с EJ Эпплвайт с предисловием и вкладом Артура Л. Лоэба, ISBN 0-02-541870-X
  • Тетраскролл: Златовласка и три медведя, Космическая сказка (1975)
  • И это сбылось - не остаться (1976) ISBN 0-02-541810-6
  • R. Бакминстер Фуллер об образовании (1979) ISBN 0-87023-276-2
  • Синергетика 2: Дальнейшие исследования геометрии мышления (1979) в сотрудничестве с Э.Дж. Applewhite
  • Бакминстер Фуллер - Автобиографический монолог / сценарий (1980), стр. 54, Р. Бакминстер Фуллер, задокументировано и отредактировано Робертом Снайдером, St. Martin's Press, Inc., ISBN 0-312-10678-5
  • Sketchbook Бакминстера Фуллера (1981)
  • Critical Path (1981) ISBN 0-312-17488-8
  • Grunch of Giants (1983) ISBN 0-312-35193-3
  • Изобретения: запатентованные работы Р. Бакминстера Фуллера (1983) ISBN 0-312-43477-4
  • Люди во Вселенной (1983), соавтор, Анвар Дил, ISBN 0-89925-001-7
  • Космография: посмертный сценарий будущего человечества (1992), соавтор Киёси Куромия, ISBN 0-02-541850-5

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Applewhite, EJ (1977). Космическая рыбалка: описание написания синергетики с Бакминстером Фуллером. ISBN 978-0-02-502710-7.
  • Эпплвайт, Э. Дж., Изд. (1986). Словарь синергетики, Разум Бакминстера Фуллера; в четырех томах. Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc. ISBN 978-0-8240-8729-6.
  • Чу, Сяо-Юнь (осень 2008 г.). «Лабораторная тетрадь Фуллера». Коллекции. 4 (4): 295–306. doi : 10.1177 / 155019060800400404. S2CID 189551410.
  • Чу, Сяо-Юнь; Трухильо, Роберто (2009). Новые взгляды на Р. Бакминстера Фуллера. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-6279-3.
  • Истхэм, Скотт (2007). Американский мечтатель. Баки Фуллер и сакральная геометрия природы. Кембридж: Lutterworth Press. ISBN 978-0-7188-3031-1.
  • Эдмондсон, Эми (2007). Более полное объяснение. EmergentWorld LLC. ISBN 978-0-6151-8314-5.
  • Хэтч, Олден (1974). Бакминстер Фуллер дома во Вселенной. Нью-Йорк: Crown Publishers. ISBN 978-0-440-04408-6.
  • Хугенбум, Олив (1999). «Фуллер, Р. Бакминстер». Американская национальная биография. 8(онлайн-изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. С. 559–562. doi : 10.1093 / anb / 9780198606697.article.1302560.(требуется подписка)
  • Горман, Майкл Джон (2005). Бакминстер Фуллер: Дизайн для мобильности. Скира. ISBN 978-8876242656.
  • Кеннер, Хью (1973). Баки: экскурсия по Бакминстеру Фуллеру. ISBN 978-0-688-00141-4.
  • Краусс, Иоахим; Лихтенштейн, Клод, ред. (1999). Ваше личное небо, Р. Бакминстер Фуллер: искусство науки о дизайне. Издательство Ларса Мюллера. ISBN 978-3-907044-88-9.
  • Макхейл, Джон (1962). Р. Бакминстер Фуллер. Нью-Йорк: Джордж Бразильер, Inc.
  • Паули, Мартин (1991). Бакминстер Фуллер. Нью-Йорк: издательская компания Taplinger. ISBN 978-0-8008-1116-7.
  • Поттер, Р. Роберт (1990). Бакминстер Фуллер. Пионеры в серии изменений. Silver Burdett Publishers. ISBN 978-0-382-09972-4.
  • Робертсон, Дональд (1974). Мыслительный глаз Бакминстера Фуллера. Нью-Йорк: Vantage Press, Inc. ISBN 978-0-533-01017-2.
  • Снайдер, Роберт (1980). Бакминстер Фуллер: Автобиографический монолог / сценарий. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 978-0-312-24547-4.
  • Стернгольд, Джеймс (15 июня 2008 г.). "Любовная песня Р. Бакминстера Фуллера". The New York Times (раздел искусств).
  • Уорд, Джеймс, изд., Артефакты Р. Бакминстера Фуллера, Всеобъемлющее собрание его рисунков и рисунков в четырех томах: Том первый. Эксперимент Dymaxion, 1926–1943; Том второй. Развертывание Dymaxion, 1927–1946; Том третий. Геодезическая революция, часть 1, 1947–1959; Том четвертый. Геодезическая революция, часть 2, 1960–1983: отредактировано с описаниями Джеймса Уорда. Издательство Гарленд, Нью-Йорк. 1984 (ISBN 0-8240-5082-7 том 1, ISBN 0-8240-5083-5 т. 2, ISBN 0-8240-5084-3 т. 3, ISBN 0-8240- 5085-1 т. 4)
  • Вонг, Юнн Чии (1999). Геодезические работы Ричарда Бакминстера Фуллера, 1948–1968 (Вселенная как дом человека) (докторская диссертация). Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт, факультет архитектуры. hdl : 1721.1 / 9512.
  • Зунг, Томас Т. К. (2001). Бакминстер Фуллер: Антология нового тысячелетия. Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0312266394.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Бакминстером Фуллером
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бакминстер Фуллер.
Статьи о Фуллере
Коллекции
Все, что я знаю
Аудио
  • Состояние вещей - обсуждение Фуллера
Документальные фильмы
Другие ресурсы
Последняя правка сделана 2021-05-13 03:49:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте