Rígsþula

редактировать
"Буровая установка в прадедовской даче" (1908) У. Г. Коллингвуда

Песнь о Риге или Rígsmál ( древнескандинавский : «Слово о полке Rig») является Эддической стихотворение, сохранившейся в рукописи (AM 242 Fol, Кодекс Wormianus), в котором норвежцы бог по имени Rig или Rígr, описанный как «старая и мудрым, могучий и сильный ", - отцы классов человечества. Введение прозы утверждаетчто Rígr другого название Хеймдалля, который также называют отцом человечества в Völuspá. Однако, похоже, есть некоторая путаница между Хеймдаллем и Одинном, см. Ниже.

В Ригсуле Риг странствует по миру и является отцом прародителей трех классов людей, как задумал поэт. Младший из этих сыновей наследует имя или титул «Риг», как и его младший сын Кон Младший или Кон ungr ( древнескандинавское : konungr, король). Этот третий Риг был первым истинным королем и окончательным основателем королевского государства, как это показано в Rígsþula и двух других связанных произведениях. Во всех трех источниках он связан с двумя исконными датскими правителями по имени Дан и Дандир.

Поэма Rígsþula сохранилась в неполном виде на последнем сохранившемся листе Вормианского кодекса XIV века, следующего за прозой Эдды Снорри Стурлусона. Краткое введение в прозе объясняет, что упомянутым богом был Хеймдалль, который бродил по берегу моря, пока не пришел на ферму, где он назвал себя Риг. Имя Rígr, по-видимому, является косвенным падежом древнеирландского , ríg «король», родственного латинскому rex, санскритскому rajan. и готические рейки.

Отождествление Ригра с Хеймдаллем подтверждается его характеристикой как предка или родственника человечества в первых двух строках эддической поэмы Völuspá :

Я прошу о слушании
всех святых рас
Большее и меньшее
родственники Хеймдалля

Однако некоторые ученые, в том числе Финнур Йонссон и Рудольф Симек, предположили, что это роль, более подходящая для Тинна, и что эддическая традиция, таким образом, передала имя Ригр от него Хеймдаллю. Поскольку Rígsþula сохранилась только в рукописи XIV века, также вероятно, что прозаическое введение было добавлено компилятором, чтобы согласовать его с началом Völuspá.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Сводка
  • 2 Историческое значение
  • 3 теории
  • 4 ссылки
    • 4.1 Библиография
  • 5 Внешние ссылки

Синопсис

Карл Ларссон "Хеймдалль в форме Рига"

Rígr шел по берегу и пришел к ферме -hut принадлежит Искусственного Интеллекта (прадеда) и Эдда (прабабушкой). Они предложили ему приют и скудную, грубую пищу в качестве еды. В ту ночь Ригр проспал между парой в их постели, а затем ушел. Через девять месяцев Эдда родила сына свартана (смуглого, темного цвета). Они назвали ему Þræll ( раб, холоп, или ведомым ). Эрелл вырос сильным, но некрасивым. Он женился на женщине по имени Тир (рабыня или рабыня), и у них было двенадцать сыновей и девять дочерей, имена которых в основном предполагали уродство и приземистость. Они стали расой крепостных.

Путешествуя дальше, Ригр наткнулся на симпатичный дом, где фермер / ремесленник Афи (дедушка) жил со своей женой Аммой (бабушка). Эта пара дала ему хорошую еду, а также позволила ему спать между ними. Девять месяцев спустя родился сын Карл ( чурл или фримен ) с румяной кожей. Карл женился на женщине по имени Снёр или Снэр (невестка; иногда на английском языке как Снор), и у них было двенадцать сыновей и десять дочерей, имена которых в основном предполагали опрятную внешность или хорошее качество. Одно из имен - smiðr (кузнец). Они стали предками свободных земледельцев, ремесленников и пастухов.

Путешествуя дальше, Ригр пришел к особняку, в котором жили Фадир (Отец) и Модир (Мать). Они накормили его отличной едой, и через девять месяцев Модир родила красивого ребенка по имени Ярл (граф или дворянин), волосы которого были светлыми и блестящими (ярко-белого цвета). Когда Ярл вырос и начал обращаться с оружием и использовать ястребов, гончих и лошадей, Ригр снова появился, объявил его своим сыном, дал ему свое собственное имя Ригр, сделал его своим наследником, научил его рунам и посоветовал ему искать светлость.

В ходе войны Ярл стал владыкой восемнадцати поместий с большим богатством. Он также получил руку Эрны (Бриск), дочери Херсира (лорда). Эрна родила Риг-Ярлу двенадцать сыновей, но не дочерей. Всем сыновьям дали громкие имена, в основном означающие «сын». Они стали предками воинской знати.

Младший сын по имени Конр был лучшим из них. Он один изучал руническое искусство так же, как и другую магию, и был способен понимать речь птиц, гасить огонь и исцелять умы. Он также обладал силой восьми нормальных мужчин. Его звали Конр Молодой ( Konr ungr на древнескандинавском языке), имя и титул следует понимать как происхождение скандинавского слова konungr (король). Конр, как и его отец, также получил имя или титул Ригр.

"Ворона предупреждает Конра" (1908) У. Г. Коллингвуда

Однажды, когда молодой Конр ехал по лесу, охотясь и ловя птиц, с ним заговорила ворона и предположила, что он выиграет больше, если он перестанет охотиться на простых птиц и поедет на битву с врагами, что он должен искать чертоги Дэна и Дандира, который был богаче его. На этом стихотворение резко обрывается.

Историческое значение

Ключевой аспект исторической науки по этому стихотворению заключается в том, что теории датировки и происхождения варьируются от десятого до тринадцатого веков и от древнескандинавских и исландоязычных районов Британских островов до Норвегии. Первоначально это считалось древним стихотворением; более поздние исследования предположили, что он пришел из тринадцатого века, но некоторые современные ученые продолжают относить его к эпохе викингов. Кроме того, проблема датировки осложняется историей устной передачи стихотворения, которая имеет тенденцию искажать отрывки до тех пор, пока Rígsþula повторяется много раз. Что касается происхождения, то, хотя в прошлом были некоторые предположения относительно кельтского авторства стихотворения, современный консенсус заключается в том, чтобы приписать ему исландское авторство.

Историческое значение стихотворения обязательно изменится в зависимости от того, где в истории находится сам текст. Тем не менее, по общему мнению, стихотворение относится к временам викингов и может быть прочитано как описание тех времен: «Политическая обстановка стихотворения уже вывела его из царства фантазии на историческую почву; а в его деталях - описание обычаев и образа жизни среди различных классов, это очень ценно ". Конечно, необходимо помнить о литературном характере стихотворения при чтении его как исторического источника, поскольку некоторые аспекты не переводятся буквально и должны читаться аллегорически и стереотипно. Например, несмотря на явные и подробные физические различия между классами в стихотворении, рабы, свободный человек и аристократы не обязательно выглядели по-разному. Таким образом, хотя качественные аспекты социальных классов трудно определить по тексту, можно получить более широкое понимание.

Во-первых, стихотворение представляет собой представление об Эрелле в соответствии с некоторыми рабскими образами, встречающимися в древнескандинавской литературе, как темное, короткое, глупое, мрачное и уродливое. Эрелл и его престарелые родители живут в качестве арендаторов в одном фермерском доме, и он и его сыновья в основном выполняют черную работу, например, хранят дом на дровах и стригут дерн. Хотя его рабочий статус не определен, полевые работы, в частности, довольно типичны для тех услуг, которые рабы оказывали хозяину в Старом Скандинавском мире. Таким образом, использование рабских приемов и акцент на труде можно рассматривать как описание типичного образа жизни низшего класса, будь то рабы или просто чернорабочие низшего класса.

Средний класс свободных людей, которые происходят от Карла, сложнее определить, но ученые сходятся во мнении, что Карл ″ представляет класс свободных крестьянских собственников, именуемых 'бонди' или 'буи,'... своего рода наследственная аристократия, самоуправляемая и абсолютно независимая ». В частности, Карл описывается как довольно преуспевающий, учитывая, что он и его семья являются землевладельцами или землевладельцами, владеющими фермерскими постройками на земле, на которой они работают. Дополнительные детали раскрывают относительный комфорт его жизни: его мать, стильные наплечные украшения Аммы и бесплатная раздача золотых колец гостям на его свадьбе. Таким образом, Карл представляет класс, который, будучи фермерами, может поддерживать комфортную жизнь с материальными удовольствиями и роскошью.

Наконец, нам представлен класс ярла или графа, который представляет «праздного аристократа... чьи единственные занятия - набеги, охота и плавание». Родившийся от родителей, которые живут в еще большей роскоши, чем у Карла, Ярл обладает ярким светом. глаза и сияющие волосы, и он живет успешной жизнью, в состоянии завоевывать и раздавать свою добычу своим иждивенцам в стиле древних героев викингов.

Поэма также представляет Конра как представителя особого класса королей, и, исследуя, что представляет собой его персонаж, ученый Томас Хилл высказал мнение:

Хотя стихотворение касается происхождения королевского сана, оно, кажется, отражает скорее аристократический, чем роялистский взгляд на то, что король, который начинает появляться в последних строфах стихотворения, не отделен по рождению от других сыновей Ярла., и на самом деле младший сын.

Фактически, Конр получает свою власть непосредственно от Рига, и поэтому идея короля заключается в человеке, благословленном богами, хотя и не обязательно происходящем от них по строгой патрилинейной линии, типичной для западных монархий.

Учитывая очень разные способы, которыми эти три класса представлены как физически, так и с точки зрения их деятельности, этиологический миф о Rígsþula можно рассматривать как подразумевающий, что эти три класса являются существенно разными видами. Вторая интерпретация, однако, заключается в том, что «имена трех пар - прадедушка и прабабушка, дедушка и бабушка и, наконец, отец и мать - могут показаться подразумевающими, что разные классы человечества имеют общее наследие». Поэма рассматривалась как предполагающая социальный прогресс с течением времени, так что один класс может стремиться продвинуться вверх. Однако, по словам Хилла, большинство согласны с тем, что эта вторая точка зрения слишком благосклонна и что на самом деле стихотворение раскрывает это для викингов:

Различные порядки человечества действительно фиксированы и неизменны, но в самом начале существовало определенное родство между разными порядками человечества, родство, предполагаемое фиксированной и все же связанной последовательностью генеалогической цепи.

Теории

Брак Конра-молодого с семьей Дэна и Дандира, кажется, стал тем, чем повествовалась история, как видно из двух других источников, в которых упоминается этот Ригр. Согласно Арнгример Юнссон «s Латинской олицетворением утраченного сага о скьёлдунгах :

Риг (Ригус) был человеком не в последнюю очередь среди великих людей своего времени. Он женился на дочери некоего Дандира, лорда Данпстеда, которого звали Дана; а позже, получив королевский титул в своей провинции, оставил в качестве наследника своего сына от Даны, которого звали Дан или Данум, все подданные которого назывались датчанами.

Другая традиция появляется в главе 20 раздела « Сага об Инглингах» в Heimskringla Снорри Стурлусона. История говорит о короле Dygvi из Швеции :

Матерью Дигви была Дротт, дочь короля Дандира, сына Рига, которого сначала на датском языке назвали конунгром. Его потомки всегда впоследствии считали титул конунгр титулом высшего достоинства. Дыгви был первым из своей семьи, кого звали конунгр, потому что его предшественников звали дроттинн [вождь], а их жены пили, а их придворные дротт (боевой отряд ). Каждая их раса называлась Ингви или Ингуни, а вся раса вместе Инглингар. Королева Дротт была сестрой короля Дана Микиллати, в честь которого Дания получила свое название.

Несмотря на генеалогические расхождения (которых можно избежать, только представив более одного Danþír и более одного Dan), в отчетах содержится общая традиция происхождения титула konungr (король).

Конр-молодой, чьи магические способности так подчеркнуты, такой же маг, как и воин: король-маг, возможно, священный король. Дюмезиль указал, что только Кон представляет сверхъестественную функцию, представленную кастой браминов в Индии, функцией фламенов в Риме, друидами в некоторых кельтских культурах и духовенством в трех сословиях средневековой Европы. Вместо трех сословий духовенства / священника, воина и простого человека с крепостными вне системы, Rígsþula представляет три сословия или касты, в которых класс духовенства / священника был отнесен к классу воинов и отождествлен с королевской семьей. Кроме того, хотя в Риме и Индии белый цвет назначается священным и священникам, а красный - воинам, здесь благородный воин белого цвета, в то время как красный цвет приписывается простолюдину вместо зеленого, синего или красного цвета. желтый цвет относится к низшим классам в других культурах, связанных с протоиндоевропейским обществом. Дюмезиль видел в этом германскую адаптацию индоевропейского наследия.

Жан Янг и Урсула Дронке, среди прочих, предположили, что история Ригсулы имеет кельтское происхождение и что имя Ригр является указанием на это.

использованная литература

Библиография

внешние ссылки

  • Ригсула в древнескандинавском переводе и перевод Олив Брей на страницах 202-217 Старшего из Поэтической Эдды через openlibrary.org
Последняя правка сделана 2023-04-21 08:10:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте