Репоны

редактировать

Répons - это произведение французского композитора Пьера Булеза для большого камерного оркестра с шестью перкуссионными солистами и живой электроникой. Шесть солистов играют на арфе, цимбале, вибрафоне, глокеншпиле / ксилофоне и двух фортепиано. Премьера состоялась 18 октября 1981 года на фестивале в Донауэшингене. Композитор расширил его до завершения в 1985 году. Произведение посвящено Альфреду Шлее  [ де ] «в день его 80-летия».

Répons был первой значительной работой, которая стала результатом усилий Булеза в IRCAM, институте в Париже, посвященном технологическим достижениям в электронной музыке. Он известен своей интеграцией электроники и акустики. Его название, Répons, отражает тот факт, что композиция построена на различных типах откликов : акустических звуках и электронных откликах на них, а также средневековой идее ответного зеркального отражения между исполнителями и динамиками в разных частях концертного зала. Том Сервис из Guardian назвал его «самым амбициозным шедевром электронного и акустического фьюжн Булеза».

Содержание

  • 1 Музыка
  • 2 История выступлений и прием
  • 3 записи
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Музыка

Репон подразделяется на Введение, разделы 1–8 и код. Об использовании размера и гармонии в Репонсе Булез сказал:

О да, есть счетчик, немного неровный на одном уровне, но очень правильный на другом. В этой пьесе так много необычных вещей, что в какой-то момент вам понадобится обычный измеритель, как вы говорите - бас и обычный пульс, во всяком случае, - но также и ряд симметричных гармоний. Гармония всегда производит впечатление чего-то, за которым следует обратное; всегда есть центр - ось симметрии. Эта симметрия гармонии в гармоническом смысле соответствует обычному метру. Это очень важно. Есть три типа времени. То, что хаотично и нерегулярно, как у вас вначале (я имею в виду скорость). Затем у вас есть, по скорости, очень регулярные быстрые повторяющиеся ноты - всегда полукваверами. Наконец, в конце есть закономерность, своего рода измеритель, но с большим количеством орнаментов. Орнамент на самом деле очень неправильный, но сам счетчик очень правильный.

Смолы этого ряда, используемые в Répons являются те, которые основаны на гексахорде Захер и используются в строках для нескольких других композиций Булеза: Messagesquisse, Dérivé 1, Incises и Sur Incises.

Булез выбрал сольные инструменты, все ударные, основываясь на способности компьютерного оборудования «использовать их резонирующие характеристики до пределов технологии, доступной в то время».

История выступлений и прием

Признавая сложность работы для солистов, Булез сказал: «Мне нравится виртуозность, но не ради виртуозности, а потому, что это опасно». По состоянию на 2010 год « Репоны» исполнялись «всего несколько десятков раз». Требования к исполнению произведения, его «экстраординарные требования к акустическому пространству, а также к исполнителям» потребовали нетрадиционных площадок или приспособлений концертных помещений. Для выступления в Карнеги-холле в Нью-Йорке « сцена будет расширена, чтобы покрыть весь паркетный уровень, с музыкантами как внутри, так и вокруг публики, и динамиками, выпускающими электронику по периметру и выше». На перформансе 2015 года в Амстердаме в качестве места проведения выставки использовалось выставочное пространство, созданное на базе бензобака, построенного в 1902 году, и работа была представлена ​​дважды, чтобы зрители могли переодеться и услышать произведение во второй раз из другого места.

Работа выполнена по заказу Радио Юго-Западной Германии. Ансамбль Intercontemporain проведенный Булеза представил 1981 премьера в Донауэшингена оригинальной версии пяти секций продолжительностью около двадцати минут. 33-минутная версия была исполнена в Лондоне на BBC Proms 6 сентября 1982 года, а сорокиминутная версия, содержащая семь разделов, - в Турине в 1984 году.

Булез дирижировал Ensemble InterContemporain на премьере в Нью-Йорке в спортзале Колумбийского университета 5 марта 1986 года, используя свою версию произведения 1985 года для 24 живых музыкантов, шести живых солистов и цифрового процессора 4X. В New York Times Донал Хенахан дал отрицательную оценку:

[Т] нью-йоркская премьера его « Репонов». .. не соответствовала крикам преувеличений, подобных Конкорду, которые предшествовали появлению этого 45-минутного сочетания живой музыки с компьютерными звуками. Трудно представить, как Репон, исполненный здесь в особенно холодном и негостеприимном пространстве... может рассматриваться как нечто большее, чем тщательно разработанная версия пространственных идей, которые Булез, Штокхаузен, Берио и другие давали нам много раз. В лучшем случае он представляет собой триумф логистики и звуковых эффектов, хотя и слишком претенциозно представленный, чтобы им можно было наслаждаться даже на таком скромном уровне... Процессор улавливал звуки, изменял их тембр, громкость и другими способами и воспроизводил результаты., посылая измененные звуки, кружащиеся по залу, с помощью, казалось, десятков стратегически расположенных громкоговорителей. Ни один звук не остался без усиления или без преобразования, но вскоре результаты стали полностью предсказуемыми и монотонными. Репонс начал в полумраке, но примерно через семь минут после выступления внезапно загорелся свет в доме и повысился уровень громкости. Это обещало театральную перспективу, но ничего более драматичного за весь вечер не произошло. Знакомый стиль сочинения Булеза с его судорожными вздохами и покачиванием не допускал большого разнообразия, хотя усиленные звуки, исходящие из разных углов зала, иногда можно было рассматривать как чисто акустические события. Работа, однако, просто продолжалась без цели, которую я мог различить. В странные моменты это было внешне возбуждающим, как может быть холодный душ, но в качестве музыки он составлял немногим больше, чем серию несвязанных групп тонов, арпеджио и нот педали... Какими бы строгими ни были его план и структура - и никто не сомневается в способности г-на Булеза построить партитуру невероятной логической красоты - ее эффект был до странности случайным. Репон был звуковой ванной, слишком затянутой, чтобы действительно бодрить. Возможно, через 10 или 15 минут это могло бы лучше удерживать внимание, но это предположение.

Выступление в Карнеги-холле в 2003 году было встречено с энтузиазмом приемом, в том числе «заметным числом молодых людей в ярких футболках и потрепанных джинсах, которые кричали и свистели после каждой работы». По мнению Энтони Томмазини, «публика готова к некоторым испытаниям. Идея музыки мистера Булеза может показаться устрашающей, но сама музыка искрящаяся и беспокойная. Да, она суровая и строгая, но также роскошная и причудливая». Он охарактеризовал эту работу как «драму, затаившую дыхание» и отметил, что «Когда играл весь ансамбль, музыка двигалась в виде густых слоев, вздымающихся жестов. Тем не менее, что примечательно, почти каждый тон и нюанс был слышен. взрывы и размышления - джазовые риффы ксилофона, суетливые фортепьянные фигуры - чистое внутреннее возбуждение от попадания в середину не было похоже ни на что другое в музыке ». Алекс Росс отметил перформативный аспект роли дирижера в центре действия: «Булез сумел передать точные реплики через плечо, его силовое поле излучало триста шестьдесят градусов».

Французский канадец Жан-Жак Наттиез считает, что Репон можно рассматривать как «одно из самых значительных произведений ХХ века». В соответствии с композициями Булеза в целом, одна из общих похвал Репона - его внутренне последовательный стиль. В произведении также хвалят за использование широкого спектра современных композиционных средств, «включая электронные манипуляции, пространственную акустику, новаторскую окраску и даже квазиминималистическое использование повторений».

Пол Гриффитс сравнил Репонса с двойником Булеза « Диалог де л'омбре». Он нашел Репона «гораздо более ярким» и написал: «Начало чудесное: оркестр мечется, ища путь для начала или выход, а затем готовится к торжественному выходу солистов. также потрясающе: скрипки, напоминающие усы на богатых, глубоких перезвонах или электрических зигзагах тона. Но диалог, на первый взгляд столь суровый, говорит о многом ".

Записи

В 1996 году Булез дирижировал ансамблем InterContemporain в записи этого произведения на Deutsche Grammophon. Выпущенный в 1998 году, он получил премию Грэмми в 2000 году за лучшую классическую современную композицию. Томмазини назвал это «волнующим выступлением».

Рекомендации

внешняя ссылка

Последняя правка сделана 2023-03-19 06:06:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте