Пифий ( греч. Πύθιος), также известный как Пифей ( греч. Πυθεός) или Пифис, был греческим архитектором, теоретиком архитектуры и скульптором 4 века до нашей эры. Он спроектировал Храм Афины Полиас в Приене и Мавзолей в Галикарнасе, который в древности считался одним из семи чудес света. Предполагается, что он происходил из греческого города Приена. Римский архитектор первого века до нашей эры Витрувий называл Пифия «прославленным строителем» ( de Architectura I.1.12) и ссылался на утерянные трактаты по архитектуре, написанные на греческом языке Пифием, как на источники для своего латинского руководства по архитектуре de Architectura (I.1.15).
Комментарии Пифия утеряны, но Витрувий перефразирует свою философию архитектурного образования, в которой архитектор должен стремиться быть эрудитом, знающим «все искусства и науки ( De Architectura I.1.12)». Пифий был пионером, потому что он «пропагандировал важность архитектуры как научной дисциплины и стремился установить для нее стандарты».
Пифий вместе с Аркезием и Гермогеном пренебрегали дорическим орденом, согласно Витрувию (IV.3.1), за «недостатки и несоответствия», вызванные фризом из триглифов, который требовал изменения регулярного расстояния между колоннами по углам (« дорический угол» конфликт »). Пифий, работавший в Ионии, похоже, использовал исключительно ионический орден.
План храма Афины Полиас в Приене основан на регулярной сетке с равномерно расположенными колоннами и знаменует собой важное развитие плана сетки в греческой архитектуре. Дж. Дж. Поллитт назвал сеточный дизайн Pythius «в высшей степени« порядком »» и проявлением «своего рода ледяной интеллектуальной элегантности». Сетчатые конструкции Пифия оказали большое влияние на эллинистического архитектора Гермогена.
Пифий и Сатирос были соавторами мавзолея в Галикарнасе (современный Бодрум, Турция ), гробницы карийского царя Мавсола. Мавзолей был покрыт скульптурами и рельефы четыре важных четвёртого века греческих скульпторов: Леохар, Бриаксис, Скопасом из Пароса и Тимофей. Однако Пифию приписывают скульптуру большой мраморной квадриги на вершине сооружения, фрагменты которой сохранились и сегодня выставлены в Британском музее.
В надписи на анте храма Афины Полиас в Приене, который сегодня находится в Британском музее, упоминается, что Александр Великий был посвящателем храма ок. 330 г. до н. Э. Строительство храма было завершено гораздо позже.
Модель мавзолея в Галикарнасе, Бодрумский музей подводной археологии