В греческой мифологии, Пилад (; греч. : Πυλάδης) - сын царя Строфия из Фокиды и Анаксибии, дочери Атрея и сестры Агамемнона и Менелая. Он больше всего известен своей дружбой со своим двоюродным братом Орестом, сыном Агамемнона.
Орест был отправлен в Фокиду во время романа его матери Клитемнестры с Эгисфом. Там он вырос с Пиладом и поэтому считал его своим ближайшим другом. Пока Орест отсутствовал, Клитемнестра убила своего мужа, отца Ореста Агамемнон.
Повзрослев, Орест возвращается в Микены / Аргос чтобы отомстить за убийство Агамемнона. С помощью своего друга Пилада Орест убивает свою мать Клитемнестру и ее любовника Эгиста. Хотя Пилад кажется второстепенным персонажем, он, возможно, является самой важной частью плана Ореста отомстить за своего отца. В Несущие возлияние, второй пьесе трилогии Эсхила Орестея, Пилад говорит только один раз. Его реплики происходят в тот момент, когда Орест начинает колебаться и сомневаться в своем решении убить свою мать. Именно Пилад убеждает Ореста осуществить свой план мести и совершить убийство. Значение строк Пилада вызвало размышления о том, может ли он представлять что-то большее, чем человек рядом с Орестом; он мог бы сыграть роль божественного ободрения или судьбы.
В других версиях мести Ореста и Электры (Электра Софокла и Электра Еврипида ), Пилад сопровождает Ореста, но не говорит. В версии Софокла Орест притворяется мертвым, а Пилад несет урну, предположительно содержащую останки его друга.
Согласно Павсанию, Пилад убил двух сыновей Навплия (и), которые пришли на помощь Эгисту.
Пилад и Орест Франсуа Бушо. Показано, что Пилад защищает Ореста во время его безумия. Пилад и Орест Привлечены в жертву до Ифигении, Бенджамин Уэст, 1766Пилад вернулся на родину, но был сослан отцом за участие в преступлении. Затем он вернулся на сторону Ореста, где помог ему придумать план, как избежать казни. Они попытались убить Хелен, жену дяди Ореста Менелая, после того как он оказался бесполезным в защите Ореста. Однако их попытка провалилась из-за вмешательства богов. Затем они взяли в заложники Гермиону, дочь Елены и Менелая. Аполлон прибыл, чтобы уладить ситуацию, и дал им все инструкции, в том числе приказ Пиладу жениться на сестре Ореста Электре. Многие из этих событий изображены в пьесе Еврипида Орест.
Пилад сыграл важную роль в другой пьесе Еврипида, Ифигения в Тавриде. Чтобы избежать преследований Эриний, Аполлон приказал Оресту отправиться в Таврис, унести статую Артемиды, упавшей с неба., и доставьте его в Афины. Он отправился в Тавриду с Пиладом, и пара была немедленно заключена в тюрьму людьми, среди которых был обычай приносить в жертву Артемиде всех чужаков. Ореста охватила мания страха перед варварами; Пилад ухаживал за ним, действуя, как описано в Люциане в Аморе, «не только как любовник, но и как отец». Жрица Артемиды, в обязанности которой входило совершать жертвоприношение, была сестрой Ореста Ифигенией. Она предложила освободить Ореста, если он принесет домой письмо от нее в Грецию; он отказался идти, но велел Пиладу взять письмо, а сам останется и будет убит. После конфликта взаимной привязанности Пилад наконец уступает, но письмо вызвало признание брата и сестры, и все трое сбежали вместе, неся с собой изображение Артемиды.
Отношения между Орестом и Пиладом были представлены некоторыми авторами римской эпохи как романтические или гомоэротические. Диалог Эротес («Дела сердца»), приписываемый Люциану, сравнивает достоинства и преимущества гетеросексуальности и гомоэротизма, а Орест и Пилад представлены как главные представители любящей дружбы:
В 1734 году опера Джорджа Фредерика Генделя Орест (основанная на римском либретто Джангуальберто Барлокчи 1723 года) была представлена в лондонском Ковенте . Сад. Слава произведений Люциана в XVIII веке, а также общеизвестная традиция греко-римского героического гомоэротизма сделали естественным для театральной публики того периода признание интенсивного, романтического, если не позитивно гомоэротического качества отношения между Орестом и Пиладом. (Ссылка?)
После убийства римского императора Пертинакса Преторианской гвардией и продажи императорского титула с аукциона новый император Дидий Юлиан отпраздновал это торжеством: «Великолепный праздник был подготовлены по его приказу, и он до позднего часа развлекался играми в кости и выступлениями Пилада, знаменитого танцора ».