Музей Пушкина

редактировать
Музей европейского искусства в Москве
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Gmii.jpg Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей находится в Москве ГМИИ Местоположение в пределах Москвы
МестоположениеМосква
Координаты 55 ° 44′50 ″ N 37 ° 36′18 ″ E / 55.74722 ° N 37.60500 ° E / 55.74722; 37,60500 Координаты : 55 ° 44′50 ″ N 37 ° 36′18 ″ E / 55,74722 ° N 37,60500 ° E / 55,74722; 37.60500
Директор
ПрезидентИрина Антонова
Сайтpushkinmuseum.art

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Русский : Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (сокращенно Русский : ГМИИ) - крупнейший музей европейского искусства в Москве, расположенный на улице Волхонка, как раз напротив Храма Христа Спасителя. Международный музыкальный фестиваль Декабрьские вечера Святослава Рихтера проводится в ГМИИ с 1981 года.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Дом
  • 3 Коллекция
    • 3.1 Живопись
    • 3.2 Графика
    • 3.3 Скульптура
    • 3.4 Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства (Отдел старых мастеров)
    • 3.5 Археологическая коллекция
      • 3.5.1 Египет
      • 3.5.2 Древние цивилизации
      • 3.5.3 Античность
      • 3.5.4 Отливочная коллекция Цветаева
    • 3.6 Нумизматическая коллекция
  • 4 Музейный квартал
  • 5 Галерея
  • 6 Список литературы
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Этимология

Несмотря на свое название, музей не имеет прямого отношения к русскому поэту Александру Пушкину, кроме как посмертное поминовение. Учреждение было основано профессором Иваном Цветаевым (отец поэта Марина Цветаева ). Цветаев убедил миллионера и филантропа Юрия Нечаева-Мальцова и архитектора Романа Клейна в срочной необходимости подарить Москве музей изобразительных искусств.. После нескольких смен названий, особенно в период перехода к советской эпохе и возвращения российской столицы в Москву, музей был окончательно переименован в честь Пушкина в 1937 году, к 100-летию его смерти.

Здание

Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина проектировали Роман Клейн и Владимир Шухов. Строительство длилось с 1898 года до начала 1912 года, причем Иван Рерберг возглавлял строительные работы на территории музея в течение первых 12 лет.

В 2008 году президент Дмитрий Медведев объявил о планах реставрации на 177 миллионов долларов. Расширение на 22 миллиарда рублей (670 миллионов долларов), разработанное Норманом Фостером в сотрудничестве с местной архитектурной фирмой Моспроект-5, было подтверждено в 2009 году, но увязло в спорах с официальными лицами и защитниками природы, и росли опасения, что это будет не будет завершено в срок на 2018 год. После того, как главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выступил с ультиматумом, потребовав от Фостера более активного участия в проекте и доказательства своей приверженности, приехав в российскую столицу в течение месяца, Норманн Фирма Фостера вышла из проекта в 2013 году. В 2014 году российский архитектор Юрий Григорян и его фирма Project Meganom были выбраны для управления проектом. Проект Григоряна предусматривает создание новых современных зданий и, после протестов групп, выступавших за сохранение дореволюционной архитектуры, историческую заправочную станцию ​​1930-х годов возле главного здания Пушкина внутри стеклянной конструкции.

Коллекция

В настоящее время в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина около 700 000 картин, скульптур, рисунков, прикладных работ, фотографий, а также археологических и анималистических работ. объекты. В отделе рукописей хранятся документы по истории музея; научное и эпистолярное наследие его основателя Ивана Цветаева (1847–1913), других музейных работников, известных искусствоведов и художников; и архивы из других музеев, которые также входят в фонды Пушкинского музея. При музее имеются мастерские для исследовательских и реставрационных работ и Научная библиотека.

Живопись

Андре Дерен, 1905, Le séchage des voiles (Высыхающие паруса), холст, масло, 82 x 101 см. Экспонировался на Осеннем салоне 1905 года

Самыми ранними памятниками из собрания музея являются произведения византийского искусства : мозаики и иконы. Ранний этап развития западноевропейской живописи представлен сравнительно небольшой, но очень впечатляющей коллекцией итальянских примитивов. Зал раннего итальянского искусства был открыт 10 октября 1924 года, но первые оригинальные картины были подарены Музею изобразительных искусств Александра III в 1910 году Михаилом Щекиным (1871–1920), российским консулом в Триест, а также уникальные работы старых мастеров, такие как картина Джамбаттиста Питтони. После 1924 года в музей поступило много картин из государственных и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Это были работы западноевропейских художников из Румянцевского музея (Москва), а также из частных собраний Сергея Третьякова (1834-1892), Юсуповых, Шуваловых, Анри Брокара (1836-1900), Дмитрий Щукин (1855-1932) и другие русские коллекционеры. Особое значение имели экспонаты, предоставленные Государственным Эрмитажем. Однако строительство галереи было завершено только в 1948 году, когда работы французских художников конца XIX - начала ХХ веков были перенесены из музея.

Графика

Отдел эстампов и рисунков был основан в 1924 году, когда в музей были переданы фонды Печатного шкафа Московской публики и Румянцевского музея. В 1861 году Александр II сделал Типографии ценный подарок: в Московский Публичный и Румянцевский музей поступило более 20 000 эстампов из Эрмитажа. Позднее в отдел поступил ряд частных коллекций от Дмитрия Ровинского (1824-1895) (русские гравюры), Николая Мосолова (1846-1914) (офорты Рембрандта, рисунки голландцев мастера XVII века), Сергей Китаев (1864-1927) (японская гравюра). В советский период фонды отдела пополнялись за счет подарков, приобретений и переводов из других музеев (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Государственный Исторический музей, Москва ; и Государственный музей нового западного искусства, Москва). Сегодня Департамент эстампов и рисунков представляет собой солидную коллекцию произведений графического искусства, которая включает около 400 000 гравюр, рисунков, книг с гравюрами, плакатов, элементов прикладной графики и экслибриса. Они были созданы мастерами Западной Европы, Америки, России и стран Востока с 15 века до наших дней. В коллекцию входят работы таких известных художников, как Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Ренуар, Пикассо, Матисс, Карл Брюллов, Иванов, Фаворский, Дейнека, Утамаро, Хокусай и Хиросигэ.

Скульптура

Коллекция западноевропейской скульптуры насчитывает более 600 произведений. За прошедшие годы музей расширил свои фонды и в настоящее время хранит произведения искусства VI-XXI веков. Первыми артефактами, переданными Музею изобразительных искусств, стали скульптуры из собрания Михаила Щекина. После революции в музей поступило множество скульптур из национализированных коллекций. В 1924 году в музее было открыто несколько живописных залов. Здесь нашли свое место первые оригинальные произведения. Постепенное приобретение оригинальных скульптур стало возможным после 1924 года, когда музей отделился от Московского университета и начал самостоятельно работать как музей западноевропейского искусства. Был создан специальный отдел скульптуры, куда были переданы произведения из распущенного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища (МГАХПИ), Музея мебели (Москва) и некоторые частные коллекции (Дмитрия Щукина, Ильи Остроухова (1858-1929), Осипа Браза (1873-1936) и др.). В результате коллекция пополнилась предметами полихромной деревянной скульптуры XV и XVI веков, бронзовыми скульптурами XVI и XVII веков, а также работами французских мастеров XVIII века: Лемойн, Каффьери, Гудон и Клодион. После закрытия Государственного музея нового западного искусства в 1948 году в Пушкинский музей поступило более 60 скульптур, в том числе работы Родена, Майоля, Бурделя, Задкин, Архипенко и др. Коллекция современной скульптуры формировалась за счет подарков самих скульпторов.

Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства (Отдел старых мастеров)

Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства из Европы насчитывает около 2 000 единиц хранения. Самые ранние относятся к Средневековью, и набор в целом очень разнообразен. В него входят произведения искусства из дерева и кости, недрагоценных и драгоценных металлов, камня, текстиля, керамики и стекла. Особый интерес представляют коллекция керамики, включающая все основные виды произведений искусства, и коллекция мебели.

Археологическая коллекция

Стела с двумя эллинистическими воинами из Боспорского царства ; из Таманского полуострова (Юбилейное), юг России, 3-я четверть IV в. до н.э.; мрамор, Пушкинский музей

Музей изобразительных искусств задумывался прежде всего как музей классического искусства. Древние артефакты были ядром и основными компонентами его коллекции, а Департамент древностей был одним из трех основных научных отделов. Его основатель и директор Иван Цветаев (1847-1913) был знатоком античного искусства, как и его ближайшие соратники Владимир Мальмберг (1860-1921) и Николай Щербаков (1884-1933).

Древнее собрание ГМИИ в настоящее время насчитывает более 37 000 экспонатов, в том числе множество фрагментов древних артефактов. Он состоит из около 100 архитектурных фрагментов; более 300 старинных скульптур; около 2500 расписных сосудов из Кипра, Древней Греции и Южной Италии; около 2300 терракотовых изделий; более 1300 бронзовых изделий; около 1200 прикладных работ (в основном стекло); более 100 резных камней; около 30 фрагментов настенной росписи; и две мозаики.

Египет

Большая часть экспонатов, представленных в зале № 1, экспонируется с момента открытия музея в 1912 году и происходит из собрания Владимира Голенищева (1856-1947). Это одна из лучших частных коллекций древнеегипетского искусства, приобретенная музеем в 1909 году. Эта коллекция, насчитывающая около 8000 предметов, была первой значительной коллекцией оригинальных произведений Музея изящных искусств.

В 1913 году в музей поступила коллекция предметов, в том числе тарелка со сценой траура, известная как «Скорбящие». Несколько драгоценных подарков сделал Юрий Нечаев-Мальцов (1834-1913): прекрасные портреты мумий Фаюма, золотая диадема и бронзовая статуя ходящего Гарпократа. После Великой Октябрьской социалистической революции в египетскую коллекцию музея попали экспонаты из других музеев и частных собраний. Более того, ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем, такие как Борис Фармаковский (1870-1928), Тамара Бороздина-Козьмина (1883-1958), Александр Живаго (1860-1940), передали свои артефакты в Отдел Древнего мира. Восток. Коллекция музея значительно пополнилась после приобретения в 1940 году коллекции художника и искусствоведа Николая Прахова (1873-1957). Коллекция насчитывала 217 экспонатов и ранее принадлежала отцу Прахова, известному русскому искусствоведу, филологу, археологу и критику. Адриан Прахов (1846-1916). Адриан Прахов много раз ездил в Египет для изучения древних артефактов. Позже фонды Департамента Древнего Востока пополнялись за счет даров, археологических раскопок и регулярных приобретений.

Древние цивилизации

Музейные фонды подлинных артефактов Юго-Западной Азии основаны на коллекции известного русского востоковеда и египтолога Владимира Голенищева. Он включал более 300 клинописных пластин и более 200 глиптических фигур. Первые плиты музей приобрел в 1911 году, за год до официального открытия. Среднеазиатская коллекция Отдела Древнего Востока представлена ​​глиняными фигурками конца I тыс. До н. Э. и начало I в. н. э. (фрагменты женской и мужской фигурок), приобретенные в середине 1990-х гг. Эти произведения происходят с территории Маргианы (современный юго-восточный Туркменистан) и являются прекрасными образцами аутентичного местного искусства и влияния античных и даже более древних восточных традиций.

Античность

В антикварной коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина много подлинных артефактов: более 1000 сосудов, небольших пластмасс, скульптур. Первые предметы были предоставлены Кабинетом изобразительных искусств и древностей МГУ. Прекрасные образцы древнегреческой росписи керамики были переданы в 1920-е годы из Исторического музея, Музея керамики, Третьяковской галереи и Румянцевского музея. Многие артефакты были обнаружены во время длительных археологических экспедиций в древние города, такие как Пантикапей и Скифский Неаполь (Крым), а также Фанагория (Таманский полуостров).

Собрание слепков Цветаева

Коллекция слепков и копий, типичная для европейских музеев XIX века, сегодня уникальна по сохранности и целостности. Первоначально его владения определялись статусом и интересами истории искусства конца XIX века. Коллекция слепков в настоящее время находится в историческом здании лишь в трети залов, предназначенных для этих целей Цветаевым. Большая часть этой коллекции до сих пор открыта для публики, так как около 1000 экспонатов можно увидеть в Художественном образовательном музее Ивана Цветаева. Около половины из 22 экспозиционных залов музея, спроектированных и созданных Иваном Цветаевым, посвящены старинной пластике. Список экспонатов для выставки подготовлен при участии известного исследователя древностей Владимира Мальмберга. Тщательно подобранный набор слепков с крито-микенских, древнегреческих и римских скульптур был дополнен инновационными электротиповыми копиями, полностью воспроизводящими ювелирные изделия, небольшие пластмассовые детали и оружие. Отливки и копии электротипа создали живописное и полное представление о развитии древнего искусства.

Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует вехи развития западноевропейского искусства от раннего христианства до эпохи Возрождения. Искусство Микеланджело полностью представлено в экспозиции. Скульптуры дополнены копиями архитектурных построек и деталей. И экспонаты, и залы, спроектированные по концепции реконструкции архитектурных форм, служили единой образовательной цели.

С такой же сплоченностью Иван Цветаев хотел представить пластическое искусство современной эпохи и дополнить коллекцию слепками с современных скульптур, в которых работы Огюста Родена должны были занять центральное место. К сожалению, последняя часть его плана не была реализована из-за отсутствия финансирования после того, как во время строительства вспыхнул пожар. Некоторые слепки и копии из коллекции музея - единственные подлинные репродукции артефактов, утраченных во время мировых войн.

Нумизматическая коллекция

Сегодня фонды Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина составляют собрание, превышающее 200 000 единиц хранения и 3 000 томов специальной библиотеки. Он был начат в Императорском Московском университете. В 1888 году коллекция была разделена и легла в основу крупнейших нумизматических собраний Москвы, принадлежавших Историческому музею и Музею изобразительных искусств Александра III.

С 1912 года предметы античной и западноевропейской нумизматики из университетской коллекции были переданы в отдел скульптуры Музея изобразительных искусств и в основном хранились упакованными. К июню 1925 года хранители музея сгруппировали несколько ящиков с монетами, медалями и отливками и создали Нумизматический кабинет, расположенный на балконе Белого зала. В 1945 году Нумизматический кабинет музея стал самостоятельным отделом. Он включает археологический материал из Средней Азии, такой как клад кушано-сасанидских монет, приобретенный в 2002 г.

Сегодня в отделе нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина хранятся различные предметы: монеты, медали, ордена., марки, бумажные денежные купюры, гравированные камни, слепки и др.

Музейный квартал

Реализация концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина и превращения его в музейный квартал между В 2014 году открылись улицы Волхонка, Колымажный переулок, Большой и Малый Знаменские переулки (см. Сайт Музейного квартала). Идея создания Музейного квартала на Волхонке принадлежала основателю и первому директору музея, филологу и искусствоведу Ивану Цветаеву. Сразу после открытия музея предлагались проекты расширения.

Работа над Музейным кварталом ГМИИ им. А.С. Пушкина началась в конце 2000-х годов к 100-летию музея. В 2008 году правительство РФ выделило средства на этот проект. С 2014 по 2019 год в зданиях музея проводилась реконструкция и приспособление, ведется строительство Депозитарно-реставрационно-выставочного центра.

В 2019-23 годах в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проведена реконструкция. После реконструкции в Музейном квартале будут работать девять музеев. В каждом музее будут созданы места для постоянных и временных выставок, хранилищ, магазинов, лекционных залов, общественных зон и кафе.

Галерея

Ссылки

Дополнительная литература

  • Уильям Крафт Брамфилд. Истоки модернизма в русской архитектуре (Беркли: University of California Press, 1991) ISBN 0-520-06929-3

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с ГМИИ.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:14:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте