Конфигурация толкателя

редактировать
Толкач Wright Flyer 1903

В самолете с конфигурацией толкателя (в отличие от конфигурация трактора ), гребные винты устанавливаются за соответствующим двигателем (-ами). Согласно британскому авиационному автору Биллу Ганстону, "толкающий винт" установлен позади двигателя, так что приводной вал находится в состоянии сжатия.

Конфигурация толкателя описывает эту особенность (пропеллер или вентилятор ) тяговое устройство, прикрепленное к летательному аппарату, либо аэростат (дирижабль ), либо аэродин (самолет, экраноплан, парамотор, винтокрыл ) или другие типы, такие как судно на воздушной подушке, аэроглиссер и винтовые снегоходы.

«Толкатель конфигурация» также описывает компоновку с неподвижным крылом самолета, в котором тяга устройство имеет конфигурацию толкателя. Этот тип самолета обычно называют толкающим . Толкатели были спроектированы и построены во множестве различных компоновок, некоторые из которых довольно радикальны.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Рекомендации по установке двигателя
  • 3 Конфигурации
    • 3.1 Аэростатика
    • 3.2 Aerodyne
      • 3.2.1 Традиционная компоновка
      • 3.2.2 Компоновка Canard
      • 3.2.3 Летающее крыло и бесхвостая компоновка
      • 3.2.4 UL трайк, парамотор, компоновка парашюта с приводом
    • 3.3 Другое
  • 4 Наиболее производимые
  • 5 Преимущества
    • 5.1 Практические требования
    • 5.2 Аэродинамика
    • 5.3 Безопасность
  • 6 Недостатки
    • 6.1 Соображения по конструкции и весу
    • 6.2 Соображения относительно центра тяжести и шасси
    • 6.3 Соображения по аэродинамике
    • 6.4 Дорожный просвет винта и повреждение посторонними предметами
    • 6.5 Винт эффективность и шум
    • 6.6 Охлаждение двигателя и выхлоп
    • 6.7 Винт и безопасность
    • 6.8 Двигатель и безопасность
    • 6.9 Загрузка и безопасность самолета
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Цитаты
    • 8.3 Источники
  • 9 Внешние ссылки

История

Сверху вниз: вертолет 1870 года;. Планофор 1871 года;. орнитоптер 1873 года Ранние фотографии Wi Бипланы-толкачи Ибура Райта, Гленна Кертисса и Генри Фармана Первая мировая война Royal Aircraft Factory FE 2 с классической компоновкой "Фарман". Наряду с бомбардировщиками Voisin был одним из последних военных толкачей, построенных в большом количестве. Buhl A-1 Autogyro, первый автожир с толкающим винтом (1931) Supermarine Walrus летающая лодка (1933) SAAB J 21 истребитель (1943). Экспериментальный истребитель Curtiss-Wright XP-55 Ascender (1943) Экспериментальный летающий бомбардировщик Northrop XB-35 (1946) Convair B-36 Peacemaker (1946) Lake Buccaneer (1950) 1975 Rutan VariEze китплан. Rutan Long-EZ с крылом сбрасывающими баками для продолжительных полетов. Quad City Challenger - среднемоторный толкающий сверхлегкий самолет LearAvia Lear Fan (1981) Piaggio P.180 Avanti (1986). БПЛА SAGEM Sperwer B (1990-е годы) IAI Harpy (1994) БЛА General Atomics MQ-9 Reaper (2001) NAL Saras (2004) LH Aviation LH-10 Ellipse (2008)

Резиновый двигатель » Планофор », разработанный Альфонсом Пено в 1871 году, был графом y удачная авиамодель с толкающим винтом.

Многие ранние самолеты (особенно бипланы) были «толкачами», в том числе Wright Flyer (1903), Santos-Dumont 14-bis (1906), Voisin-Farman I (1907) и Curtiss Model D, использовавшиеся Юджином Эли для первого приземления корабля 18 января 1911 года. Анри Фарман Толкач Фарман III и его преемники были настолько влиятельны в Британии, что толкачи в целом стали известны как «тип Фармана». Другие ранние конфигурации толкателя были незначительными вариациями на эту тему.

Классический толкатель «Фарман» имел пропеллер «установленный (сразу) за основной подъемной поверхностью» с двигателем, прикрепленным к нижнему крылу или между крыльями, непосредственно перед винтом в коротком фюзеляже (что также содержал пилот), называемый гондолой. Основная трудность конструкции толкателя такого типа заключалась в креплении хвостового оперения (оперения); он должен был находиться в том же месте, что и самолет-тягач, но его опорная конструкция должна была избегать пропеллера. Самые ранние образцы толкачей основывались на утке, но это имело серьезные аэродинамические последствия, которые первые конструкторы не смогли решить. Как правило, установка хвостового оперения производилась на сложной проволочной опоре, которая создавала большое сопротивление. Задолго до начала Первой мировой войны это сопротивление было признано лишь одним из факторов, которые гарантировали, что толкатель в стиле Фармана будет иметь худшие характеристики по сравнению с аналогичным трактором типа.

. Армия США запретила толкающие самолеты в конце 1914 года после того, как несколько пилотов погибли в авиакатастрофах с самолетами этого типа, поэтому примерно с 1912 года подавляющее большинство новых наземных самолетов США представляли собой тягачи-бипланы, причем толкачи всех типов стали считаться устаревшими на обоих. стороны Атлантики. Однако новые конструкции толкачей продолжали разрабатываться вплоть до перемирия, такие как Vickers Vampire, хотя после 1916 года на вооружение поступило несколько новых.

По крайней мере, до конца Однако в 1916 году толкачи (такие как истребитель Airco DH.2 ) все еще пользовались поддержкой Британского королевского летного корпуса в качестве вооруженных самолетов, поскольку используется без препятствий из-за дуги пропеллера. С успешным внедрением механизма Fokker для синхронизации стрельбы из пулемета с лопастями движущегося винта, за которым сразу последовало широкое распространение синхронизирующих шестерен всеми участниками боевых действий. в 1916 и 1917 годах конфигурация тягача стала почти повсеместной, и толкачи были сведены к крошечному меньшинству новых конструкций самолетов, имевших особую причину для использования этой конструкции. И британцы, и французы продолжали использовать бомбардировщики с толкающей компоновкой, хотя до 1917 года не было явного предпочтения в любом случае. К таким самолетам относились (помимо продукции самой компании Farman) бомбардировщики Voisin (построено 3200 штук)., Vickers FB5 "Gunbus" и Royal Aircraft Factory FE2, однако даже они были переведены на тренировочные роли, прежде чем полностью исчезнуть. Возможно, последним истребителем, который использовал конфигурацию толкача Фармана, был пушечный истребитель 1931 Vickers Type 161 COW.

Во время долгого затмения конфигурации использование толкающих винтов продолжалось в самолетах, которые извлекали небольшую выгоду из установки и могли быть построены как тягачи. Биплан летающие лодки в течение некоторого времени часто оснащались двигателями, расположенными над фюзеляжем для обеспечения максимального расстояния от воды, часто приводили в действие толкающие винты, чтобы избежать брызг и связанных с этим опасностей, удерживая их на достаточном расстоянии от кабины. Supermarine Walrus был поздним примером этого макета.

Так называемая двухтактная схема, сочетающая конфигурации трактора и толкателя, то есть с одним или несколькими гребными винтами, обращенными вперед, и одним или несколькими другими винтами, обращенными назад, была еще одной идеей, которая время от времени продолжает использоваться как средство снижения асимметричных эффектов отказа подвесного двигателя, например, на Farman F.222, но за счет значительного снижения эффективности задних гребных винтов., которые часто были меньше по размеру и в результате устанавливались на двигатели меньшей мощности.

К концу 1930-х гг. Широкое распространение конструкции самолетов с цельнометаллической обшивкой, по крайней мере теоретически, означало, что аэродинамические штрафы, ограничивавшие характеристики толкачей (и даже любой нестандартной компоновки), были уменьшены. ; однако любые улучшения, которые повышают характеристики толкача, также повышают характеристики обычных самолетов, и они оставались редкостью в эксплуатационной эксплуатации, поэтому разрыв был сокращен, но не был полностью закрыт.

Во время Второй мировой войны большинство ведущих держав проводили эксперименты с истребителями-толкачами. Остались трудности, в частности, пилот, который должен был выйти из толкача, мог пройти через дугу винта. Это означало, что из всех рассматриваемых типов только относительно обычный шведский SAAB 21 1943 года пошел в серийное производство. Другие проблемы, связанные с аэродинамикой компоновок "уток", которые использовались на большинстве толкачей, оказалось труднее решить. Одно из первых в мире катапультных кресел было (по силе) разработано для этого самолета, который позже снова появился с реактивным двигателем.

Самый большой толкач самолет для полетов. был Convair B-36 "Peacemaker" 1946 года, который также был самым большим бомбардировщиком, когда-либо эксплуатируемым Соединенными Штатами. У него было шесть 3800 л.с. Pratt Whitney Wasp Major радиальных двигателей, установленных в крыле, каждый приводил в движение толкающий винт, расположенный за задней кромкой крыла.

Хотя подавляющее большинство винтовых самолетов по-прежнему используют конфигурацию тягача, в последние годы наблюдается возрождение интереса к конструкции толкающих двигателей: к легким самодельным самолетам, таким как Берт Рутан canard разрабатывает с 1975 года, сверхлегкие самолеты, такие как Quad City Challenger (1983), гибкие крылья, парамоторы, парашюты с приводом и автожиры. Конфигурация также часто используется для беспилотных летательных аппаратов из-за требований к передней части фюзеляжа без каких-либо помех от двигателя.

Рекомендации по установке двигателя

В конфигурации толкателя сила, создаваемая гребным винтом, направлена ​​к двигателю, а не в сторону. Чтобы преобразовать комбинацию двигателя трактора и воздушного винта в толкающий режим, недостаточно просто повернуть двигатель и винт, поскольку винт будет продолжать «тянуть» самолет назад. Если предположить, что двигатель не может работать в обратном направлении, необходимо поменять «управляемость» гребного винта. Нагрузки на упорную обойму (подшипники, которые предотвращают перемещение коленчатого вала вперед и назад) также меняются местами, потому что гребной винт толкает двигатель, а не отрывается от него, как в тракторе. Некоторые современные двигатели, разработанные для легких самолетов, оснащены упором, подходящим как для «толкания», так и для «тяги», но для других требуется другая часть в зависимости от того, в каком смысле они работают. Конструкция охлаждения силовой установки более сложна, чем для конфигурации трактора, где винт нагнетает воздух через систему.

Конфигурации

Аэростатические

Дирижабли - старейший тип толкающих самолетов, восходящий к первому дирижаблю 1852 года француза Анри Жиффара .

Aerodyne

Самолеты-толкачи были построены во многих различных конфигурациях. В подавляющем большинстве самолетов с неподвижным крылом пропеллер или пропеллеры по-прежнему расположены сразу за задней кромкой «основной подъемной поверхности» или под крылом (парамоторы), а двигатель расположен за местом для экипажа.

Обычная компоновка

Обычная компоновка самолета имеет хвостовое оперение (оперение ) для стабилизации и управления. Пропеллер может находиться рядом с двигателем, как обычный прямой привод:

  • Пропеллер может располагаться впереди хвоста: внутри каркаса (Фарман III ), на одной линии с фюзеляжем (RFB Fantrainer ), между хвостовыми балками (Cessna Skymaster ), над фюзеляжем на крыле (Quad City Challenger ), на гондоле или аксиальной платформе (Lake Buccaneer ) или соосно вокруг задней части фюзеляжа (Gallaudet D-4 ).
  • Винт может располагаться за вертикальным оперением, под горизонтальным оперением (Prescott Pusher ).
  • Двигатели и пропеллеры могут располагаться на на крыльях (Piaggio P.180 Avanti ) или на боковых опорах (Embraer / FMA CBA 123 Vector ).

Двигатель может быть расположен в удаленном месте впереди, привод гребной винт с помощью приводного вала или ремня :

  • Винт может располагаться впереди хвоста, за крылом (Eipper Quicksilver ) или внутри планера (RFB RW3 ).
  • Винт может располагаться внутри хвоста, либо крестообразный или канальный вентилятор (млн лет rvelette ).
  • Пропеллер может быть расположен сзади, за обычным хвостом (Bede BD-5 ), T-образным хвостом (Grob GF 200 ), перевернутым V- хвост (Taylor Mini IMP), Y-образный хвост (LearAvia Lear Fan ) или крестообразный хвост (Dornier Do 335 ).
  • Пропеллер может располагаться над фюзеляжем, например, планер с убирающийся пропеллер (Schleicher ASH 26 ).

Компоновка «утка»

В конструкции «утка» крыло меньшего размера расположено впереди основного крыла самолета. Этот класс в основном использует прямой привод, либо однодвигательный, либо осевой винт, либо сдвоенный двигатель с симметричной компоновкой или линейной компоновкой (двухтактный), как Rutan Voyager.

с летающим крылом и бесхвостым компоновкой

В бесхвостых самолетах, таких как Lippisch Delta 1 и Westland-Hill Pterodactyl типов I и IV, горизонтальные стабилизаторы в задней части самолета отсутствуют. Летающие крылья, такие как Northrop YB-35, являются бесхвостыми самолетами без отчетливого фюзеляжа. В этих установках двигатели устанавливаются либо в гондолах, либо в фюзеляже бесхвостых самолетов, либо закладываются в крыло на летающих крыльях, приводя в движение винты за задней кромкой крыла, часто с помощью удлинительного вала.

UL трайк, парамотор, компоновка парашюта с приводом

Одноместный самолет с гибким крылом

Почти все без исключения самолет с гибким крылом, парамотор и парашюты с приводом использовать конфигурацию толкателя.

Другое

Эти суда работают на плоских поверхностях, земле, воде, снегу или льду. Тяга обеспечивается пропеллерами и вытяжными вентиляторами, расположенными в задней части машины.

Наиболее производимые

  • пилотируемые самолеты
бомбардировщики Voisin - 3200
Quad City Challenger сверхлегкие - 3000
Королевский авиазавод FE2, истребитель-биплан и бомбардировщик - 1939
Rutan Canards VariEze и long-EZ, жилищное строительство ->1000
  • БПЛА
AeroVironment RQ-11 Raven, БПЛА ручного запуска - 13 000

Преимущества

Практические требования

Размещение кабины пилота впереди крыла для уравновешивания веса двигателя (ей) на корме улучшает обзор для экипажа. В то время как любое переднее вооружение может быть более легко использовано из-за того, что орудие не требует синхронизации с винтом, риск того, что отработанные гильзы попадут в винты сзади, несколько нивелирует этот риск.

Самолет с двигателем. переносится пилотом или очень близко к нему (например, парамоторы, парашюты с приводом, автожиры и трициклы с гибкими крыльями), поместите двигатель позади пилота, чтобы минимизировать опасность для рук и ног пилота. Эти два фактора означают, что эта конфигурация широко использовалась для ранних боевых самолетов и остается популярной сегодня среди сверхлегких самолетов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и FPV Радиоуправляемые самолеты.

Аэродинамика

Толкатель может иметь более короткий фюзеляж, что, в свою очередь, может привести к уменьшению как площади, контактирующей с водой, так и веса.

В отличие от компоновки тягача, толкающий винт в конце фюзеляжа находится стабилизирующая. Толкателю требуется меньше стабилизирующего вертикального оперения и, следовательно, меньше эффекта флюгера ; при разбеге он, как правило, менее чувствительны к Crosswind.

Когда нет хвоста в воздушном потоке, в отличие от трактора нет вращающихся propwash вокруг фюзеляжа, индуцирующего боковую силу к плавник. При взлете пилот-толкач утка не должен использовать руль направления, чтобы уравновесить этот момент.

Эффективность можно повысить, установив пропеллер за фюзеляжем, поскольку он повторно активирует пограничный слой разработан на корпусе и уменьшает сопротивление формы , удерживая поток, прикрепленный к фюзеляжу. Однако, как правило, это незначительный выигрыш по сравнению с отрицательным влиянием планера на эффективность воздушного винта.

Сопротивление профиля крыла может быть уменьшено из-за отсутствия промывки винта на любой части крыла.

Безопасность

Двигатель установлен за отсеком экипажа и пассажира, поэтому топливо не должно проходить мимо персонала; любая утечка будет выходить за самолетом, и любое возгорание двигателя будет направлено позади самолета (однако такое расположение подвергает оперение большему риску - если оно есть - но это меньшая проблема, если пожар происходит во время или вследствие приземления). Аналогичным образом, выход из строя винта с меньшей вероятностью представляет прямую опасность для экипажа.

Утечки топлива, масла или охлаждающей жидкости из двигателя направляются в сторону от самолета, вместо того, чтобы стать риском для пилота, других пассажиров и любого человека в целом. установка парашюта самолета.

В случае аварии или аварийной посадки топливо и масло в задней части двигателя с меньшей вероятностью могут стать причиной возгорания, а осколки высокоэнергетического винта с меньшей вероятностью попадут в зону кабины.

В то время, когда многие военные самолеты были толкающими, двигатель обеспечивал некоторую защиту пилоту сзади.

Система выталкивающих вентиляторов предлагает дополнительную функцию безопасности, связанную с закрытием вращающегося вентилятора в воздуховод, что делает его привлекательным вариантом для различных усовершенствованных конфигураций беспилотных летательных аппаратов, для небольших / личных летательных аппаратов или для моделей самолетов.

Недостатки

Конструктивные и весовые аспекты

Выполнена конструкция толкателя с оперением за гребным винтом. По конструкции сложнее трактора аналогичного типа. Увеличенный вес и лобовое сопротивление ухудшают характеристики по сравнению с трактором аналогичного типа. Современные аэродинамические знания и методы строительства могут уменьшить, но никогда не устранить разницу. Для удаленного (заглубленного) двигателя требуется приводной вал и связанные с ним подшипники и опоры, специальные устройства для контроля крутильных колебаний, повышенные механические требования, вес и сложность.

Учет центра тяжести и шасси

Чтобы поддерживать работоспособное положение центра тяжести (CG), существует ограничение на то, насколько далеко за кормой может быть установлен двигатель. Переднее расположение экипажа может уравновесить вес двигателя и поможет определить ЦТ. Поскольку для безопасной эксплуатации расположение ЦТ должно оставаться в определенных пределах, распределение нагрузки необходимо оценивать перед каждым полетом.

Из-за в целом большой линии тяги (необходимой для дорожного просвета винта), отрицательного (вниз) момента тангажа и иногда отсутствие промывки опор над хвостом, для взлета требуется более высокая скорость и более длинный крен по сравнению с тягачом. Главное шасси, расположенное слишком далеко в корме (позади центра тяжести пустого самолета), может потребовать более высокой скорости вращения при взлете или даже предотвратить вращение. Рутан ответ на эту проблему - опустить носовую часть неподвижного самолета так, чтобы пустой центр тяжести находился впереди основных колес.

Из-за того, что центр тяжести часто находится дальше от продольной оси, чем на большинстве самолетов с тягачом, толкачи могут быть более подвержены плоскому вращению, особенно при неправильной загрузке.

Аэродинамические соображения

Из-за в целом высокой линии тяги (задний винт / клиренс) толкатель с низким крылом может претерпевать изменения шага при изменении мощности (связь шага / мощности). Гидросамолеты-толкачи с особенно высокими линиями тяги и хвостовыми колесами могут обнаружить, что вертикальное оперение закрыто от воздушного потока, что серьезно снижает управляемость на низких скоростях, например, при рулении. Отсутствие промывки крыла снижает подъемную силу и увеличивает длину взлетного крена. Толкающие двигатели, установленные на крыле, могут перекрывать секции задней кромки крыла, уменьшая общую ширину, доступную для поверхностей управления, таких как закрылки и элероны. Когда пропеллер установлен перед хвостовым оперением, изменения мощности двигателя изменяют воздушный поток над хвостовым оперением и могут вызвать резкие изменения тангажа или рыскания.

Дорожный просвет гребного винта и повреждение посторонними предметами

Из-за вращения шага при взлете, возможно, придется уменьшить диаметр гребного винта (с потерей эффективности) и / или удлинить шасси и тяжелее. У многих толкателей есть нижние плавники или салазки под гребным винтом, чтобы гребной винт не ударялся о землю за счет дополнительных затрат на сопротивление и вес. На бесхвостых толкачах, таких как Rutan Long-EZ, дуга воздушного винта находится очень близко к земле при взлете или посадке высоко носом. Поднимаемые колесами предметы на земле могут проходить через диск гребного винта, вызывая повреждение или ускоренный износ лопастей, или, в крайних случаях, лопасти могут удариться о землю.

Когда самолет летит в условиях обледенения, на крыльях может скапливаться лед. Если самолет с установленными на крыльях толкающими двигателями испытает обледенение, винты будут поглощать выпавшие глыбы льда, подвергая опасности лопасти воздушного винта и части планера, которые могут быть поражены льдом, сильно перенаправляемым винтами. В ранних боевых самолетах-толкачах гильзы от использованных боеприпасов вызывали аналогичные проблемы, и необходимо было разработать устройства для их сбора.

Эффективность и шум воздушного винта

Винт проходит через след от фюзеляжа, крыло и другие нисходящие потоки поверхности полета, асимметрично перемещаясь через диск с нерегулярной воздушной скоростью. Это снижает эффективность гребного винта и вызывает вибрацию, вызывающую усталость конструкции гребного винта и шум.

КПД винта обычно как минимум на 2–5% меньше, а в некоторых случаях более чем на 15% меньше, чем у эквивалентной тракторной установки. Полномасштабное исследование в аэродинамической трубе утка Rutan VariEze показало эффективность воздушного винта 0,75 по сравнению с 0,85 для конфигурации трактора, потеря 12%. Стойки-толкачи шумят, а шум в кабине может быть выше, чем у трактора (Cessna XMC против Cessna 152 ). Шум гребного винта может увеличиваться, поскольку выхлопные газы двигателя проходят через стойки. Этот эффект может быть особенно заметен при использовании турбовинтовых двигателей из-за большого объема выхлопных газов, которые они производят.

Охлаждение и выхлоп двигателя

В толкающей конфигурации пропеллер не способствует потоку воздуха через двигатель или радиатор. Некоторые авиационные двигатели испытывали проблемы с охлаждением при использовании в качестве толкателей. Чтобы противостоять этому, могут быть установлены вспомогательные вентиляторы, добавляющие дополнительный вес. Двигатель толкателя выходит вперед от гребного винта, и в этом случае выхлоп может способствовать коррозии или другому повреждению гребного винта. Обычно это минимально и может быть заметно в виде пятен сажи на лезвиях.

Винт и безопасность

В случае близости гребного винта и хвостового оперения поломка лопасти может ударить по хвосту или вызвать разрушительную вибрацию, ведущую к потере управления.

Риск членов экипажа удар по винту при попытке вывести однодвигательный самолет с толкающим винтом. По крайней мере, одно сиденье с выталкивателем было разработано специально для предотвращения этого риска. Некоторые современные легкие самолеты включают в себя парашютную систему , которая спасает весь самолет, тем самым предотвращая необходимость спасения.

Двигатель и безопасность

Расположение двигателя в конфигурации толкателя может подвергнуть опасности находящихся в самолете людей в случае аварии или аварийной посадки, когда импульс двигателя передается через кабину. Например, если двигатель расположен непосредственно за кабиной, во время удара носом импульс двигателя может переносить двигатель через брандмауэр и кабину и может травмировать некоторых пассажиров в кабине.

Загрузка самолета и безопасность

Вращающиеся пропеллеры всегда представляют опасность при работе на земле, например при погрузке или посадке в самолет. Конфигурация трактора оставляет заднюю часть самолета как относительно безопасную рабочую зону, в то время как толкатель опасно приближаться сзади, в то время как вращающийся пропеллер может засасывать вещи и людей, находящихся рядом с ним, со смертельным исходом как для самолета, так и для людей. дюйм. Еще более опасными являются операции по разгрузке, особенно в воздухе, такие как сброс припасов на парашюте или прыжки с парашютом, которые практически невозможны для самолетов с толкающей конфигурацией, особенно если винты установлены на фюзеляже или спонсонах.

См. Также

Ссылки

Примечания

Цитаты

Источники

  • Ганстон, Билл, Кембриджский аэрокосмический словарь Кембридж, Cambridge University Press 2004, ISBN 978-0-521-84140-5 /ISBN 0-521-84140-2
  • Толкающие тузы Первой мировой войны. Джон Гуттман, Гарри Демпси. Osprey Pub Co, 2009. ISBN 1-84603-417-5, ISBN 978-1-84603-417-6.
  • Личный самолет Снижение сопротивления. Брюс Кармайкл, стр. 195, Пропеллер за хвостом - за и против.
  • Конструкция самолета: концептуальный подход. Дэниел П. Реймер. Образовательная серия AIAA.
  • Устойчивость и управление самолетом. Малкольм Дж. Абзуг, Э. Юджин Ларраби. Cambridge University Press
  • Дизайн самолета. Даролл Стинтон. BSP Professional Books
  • Гидродинамический лифт: практическая информация по аэродинамическому и гидродинамическому лифту. Hoerner, Borst.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Самолеты с толкающими винтами.
Последняя правка сделана 2021-06-02 11:14:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте