Обложка первого издания | |
Автор | Мэри Дуглас |
---|---|
Страна | Соединенное Королевство |
Язык | Английский |
Тема | Социальная антропология |
Издатель | Рутледж и Киган Пол |
Публикация дата | 1966 |
Тип носителя | Печать |
Страницы | 196 стр. |
ISBN | 0-7100-1299-3 |
OCLC | 50333732 |
Предшествует | Леле Касаи |
Далее следуют | Природные символы |
Чистота и опасность: анализ концепций загрязнения и табу - книга антрополога 1966 года и теоретик культуры Мэри Дуглас. Это ее самая известная работа. В 1991 году Times Literary Supplement включил его в список ста самых влиятельных научно-популярных книг, опубликованных с 1945 года. Он прошел многочисленные переиздания и переиздания (1969, 1970, 1978, 1984, 1991, 2002). В 2003 году новое издание было выпущено в виде тома 2 в Мэри Дуглас: Собрание сочинений (ISBN 0415291054 ).
В исследовании «Чистота и опасность» прослеживаются слова и значение слова грязь в разных контекстах. То, что в данном обществе считается грязью, считается неуместным. (Дуглас взял этот пример от Уильяма Джеймса.) Она попыталась прояснить различия между священным, чистым и нечистым в разных обществах и в разные времена, но это не повлекло за собой оценку религий как пессимистичных или оптимистичных в их понимание чистоты или грязи, такое как грязь подтверждающая или иное. Путем сложного и изощренного прочтения ритуалов, религии и образа жизни Дуглас бросил вызов западным представлениям о загрязнении и разъяснил, насколько важны контекст и социальная история.
В качестве примера такого подхода Дуглас сначала предположил, что кошерные законы не были, как многие полагали, примитивными санитарными правилами или случайно выбранными тестами израильтян 'приверженность Богу. Вместо этого Дуглас утверждал, что законы касаются символического поддержания границ. Запрещенные продукты - это продукты, которые не попадали ни в одну категорию. Например, место свиней в естественном порядке было неоднозначным, поскольку у них было общее раздвоенное копыто от копытных, но они не жевали жвачку <141 Позже, в предисловии к книге «Чистота и опасность» 2002 года, Дуглас отказался от этого объяснения кошерных правил и сказал, что это была «серьезная ошибка». Вместо этого она предложила, чтобы «законы питания замысловато моделировали тело и жертвенник друг на друге». Например, среди наземных животных израильтянам разрешалось есть животных только в том случае, если им разрешалось приносить в жертву: животных, которые зависят от пастухов. На основании этого Дуглас пришел к выводу, что животные, которых отвратительно есть, на самом деле не нечистые, но «отвратительно причинять им вред». Она утверждала, что более поздние толкователи (даже более поздние библейские авторы) неправильно это поняли.
Историк поздней античности, Питер Браун, в своей важной статье 1971 года «The Возникновение и функции святого человека в поздней античности », которая считается одной из основ для всех последующих исследований раннехристианского аскетизма.
в Powers of Horror (1980), Юлия Кристева развивает свою теорию отвращения и признает влияние «фундаментальной работы» Дугласа, но критикует некоторые аспекты ее подхода.