Движение Пенджаби Суба

редактировать

Движение Пенджаби Суба
Пенджаб, Индия (1956-1966).png Восточный штат Пенджаб в Индии с 1956 по 1966 год
Дата15 августа 1947 (1947-08-15) - 1 ноября 1966 (1966-11-01)
МестоположениеВосточный Пенджаб, Индия
ЦелиСоздание отдельного государства Пенджаба для пенджаби говорящих людей из двуязычного штата Пенджаб
МетодыМарши протеста и демонстрации, голодовка, всеобщая забастовка
, приведшая к
Стороны гражданского конфликта
Поддержка: . Сикхи. Широмани Акали Дал Против: . Правительство Индии. Индийский национальный конгресс
Руководитель цифры
Мастер Тара Сингх (AD ). Фатех Сингх (AD )Джавахарлал Неру. Индира Ганди
Потери
СмертьНе менее 43 + 200 du кольцо Рейд Золотого храма 1955 года
Арестовано57 129 сикхов (записи Акали Дала)
Ненасильственные гражданские права и языковые права политическое движение

Движение пенджаби суба представляло собой затяжную политическую агитацию, начатую сикхами с требованием создания пенджабской суба, или панджаби - говорящий штат в пост-независимом индийском штате в восточном Пенджабе. Во главе с Акали Дал, это привело к образованию государства Пенджаб. Штат Харьяна и Союзная территория в Чандигарх также были созданы, и некоторые Пахари - основные части Восточного Пенджаба также были объединены с Химачал-Прадеш после движения.

Содержание

  • 1 Ранние годы
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Формула Сачара
    • 1.3 Комиссия по реорганизации штатов 1953 года
    • 1.4 Агитация под слоганом 1955 года
    • 1.5 Рейд на Золотой храм 1955 года
    • 1.6 Амритсарская конвенция
  • 2 Переговоры с правительством
    • 2.1 Региональная формула
    • 2.2 Противодействие формуле
  • 3 Возобновление усилий для пенджаби Суба
    • 3.1 При Сант Фатех Сингх
    • 3.2 Заверение Неру
    • 3.3 Восход Фатех Сингха
    • 3.4 Комиссия Даса
    • 3.5 Конференция Налва
    • 3.6 Обсуждения в правительстве
  • 4 Формирование
  • 5 Реализация
  • 6 Библиография
  • 7 Ссылки

Ранние годы

Предыстория

Лозунги пенджабской субы были слышны еще в феврале 1947 года, а требование о пенджабской субе в качестве политической позиции впервые было представлено в апреле 1948 года мастером Тара Сингх Широмани Акали Дал, сикхской политической партии, действующей в основном в Пенджабе. Сикхское население после раздела Пенджаба впервые в своей истории стало большинством населения на прилегающей стратегической территории, заняв новое социально-политическое положение. Это позволило Акали Далу сосредоточиться на выражении свободных сикхских политических взглядов. потребности, свободные от политики бывшего мусульманского большинства, которую нужно было приспособить к его политической платформе до этого, и предоставили возможность самим сикхам выразить определенную степень автономии от влияния партии Конгресс и центрального правительства, через Акали Даль.

Движение было задумано в первую очередь для обеспечения особого политического статуса сикхов в качестве гарантии того, что должно было стать небольшим меньшинством после обретения независимости; как писала Тара Сингх в 1945 году, «нет ни малейшего сомнения в том, что сикхская религия будет существовать только до тех пор, пока сикхский пантх существует как организованное образование». Акали Даль считал, что продолжение существования сикхской религии основано на том, что община действует как консолидированная политическая единица, которая может быть эффективной только с ее собственной территориальной единицей. Что касается участия сикхов в политической жизни как неотъемлемой части самого сикхского богословия, поскольку Хальса была основана в 1699 году для организации религиозных сикхов в политическое сообщество, это один из основных вкладов Гуру Гобинд Сингха к сикхизму партия получила сильную поддержку со своей базы, предложив эту политическую организацию, основанную на религиозных традициях.

В январе 1948 года делегация лидеров Акали Дала, Харчаран Сингх Баджва, состояла из трех человек. Бхупиндер Сингх Манн и Джани Картар Сингх встретились с министром права и юстиции доктором Б. Р. Амбедкар. Амбедкар предложил, чтобы делегация Акали потребовала, чтобы штат, говорящий на пенджаби, или Пенджаби Суба (провинция Пенджаби) был сикхским государством, поскольку центральное правительство заявило о своей приверженности языковой основе для реорганизации штатов.

Хотя во времена независимости было общепризнанным, что индийские штаты были созданы не на рациональной основе, а в результате требований прогрессивного британского завоевания субконтинента, и Конгресс выступал за реорганизацию провинций более четверти века до этого, комиссия, созданная в 1948 году правительством Индии для определения чистых штатов, соответствующих демографическим и языковым границам, оказалась неэффективной в северной части страны, так как она пересмотрела свое положение на севере. В то время как штаты по всей стране были широко перестроены по лингвистическим линиям по указанию лингвистических групп, единственными языками, не рассматриваемыми для определения статуса штата, были пенджаби, синдхи и урду. Его юрисдикция была ограничена южными штатами, а северная Индия не входила в его компетенцию, в частности, чтобы избежать проблем, подобных проблемам Пенджаба, в частности вопросов, поднятых сикхами.

Сикхи теперь составляли большинство на северо-западе семь округов из тринадцати округов штата Восточный Пенджаб в то время: Гурдаспур, Амритсар, Хошиарпур, Джаландхар, Фирозпур, Лудхиана и Амбала, а также Патиала и Союз штатов Восточного Пенджаба, или PEPSU, которые ранее были образована как административная единица в мае 1948 г. из шести сикхских княжеских государств и со значительным населением в прилегающих районах. Между тем, индусы составляли большинство в оставшихся шести, включая юго-восточные районы между PEPSU и Дели (Хисар, Карнал, Рохтак и Гургаон), а также восточные районы Кангра и Шимла. Кроме того, хотя сикхи составляли 35% населения провинции, демографическая структура городского и сельского поселения была такова, что индуистское население, статус большинства которого был новым, в основном сосредоточивалось в городских районах. Семь районов с большинством сикхов станут предполагаемой основой Пенджабской Субы, за которую Тара Сингх энергично проводил кампанию с конца 1948 по начало 1949 года.

Новая платформа Акали Дала мобилизовала сильную поддержку среди сикхов и В октябре 1948 года Акали Дал принял резолюцию в пользу продолжения отчетливого представительства сикхского меньшинства через пенджабскую субу, чтобы защитить от агрессивного общинного менталитета, проявляемого некоторыми в большинстве, если вес или оговорка для сикхов в Учредительном собрании будет невозможна. хотя решение, принятое Конгрессом на его ежегодной сессии, состоявшейся в декабре 1948 года, гласило: «Мы явно придерживаемся мнения, что в настоящий момент не следует поднимать вопрос об изменении границ в Северной Индии, независимо от достоинств такого предложения. ” Комитет меньшинств, сформированный главным министром Пенджаба, представил свои аргументы в Ассамблее через три недели после принятия резолюции, хотя Ассамблея была против даже пропорциональной оговорки, поскольку потенциально уступала сикхам больше, чем их предполагаемая справедливая доля, даже отрицая сикхских представителей зарегистрированных каст. уступки, данные индуистским зарегистрированным кастам; Сикхские члены Ассамблеи откажутся подписать проект конституции, который будет принят 26 января 1950 года. Сам Тара Сингх был арестован 20 февраля 1949 года и заключен в тюрьму на несколько месяцев, в течение которых агитация продолжалась под руководством Сардара. Хукам Сингх, который в начале 1950 года описал потребность в государстве, говорящем на пенджаби, было одновременно светским и демократическим. В мае рабочий комитет Акали Дала принял резолюцию в поддержку государства, основанного на языке и культуре пенджаби.

Формула Сачара

Формула Сачара была введена 2 октября 1949 года при правительстве Бхим Сен Сачар, чтобы предотвратить растущее волнение. Составленный двумя членами-индуистами и двумя членами-сикхами из партии Конгресса, он предлагал сделать пенджаби средством обучения вплоть до стадии зачисления в «зону пенджаби», при этом хинди преподавался в качестве обязательного предмета с конца начальной школы. уровень вперед, и наоборот для областей «зоны хинди»; «Пенджабская зона» включала районы Гурдаспур, Амритсар, Хошиарпур, Джаландхар, Ферозпур и Лудхиана, а также район Хиссар к северу от реки Гхаггар и техсилы Ропар и Харар в районе Амбала. Его целью было двуязычие, но поскольку он разделил Восточный Пенджаб на зоны пенджаби и хинди, это привело к обострению разрыва между большинством сикхов на севере и индуистами на юге. Хотя многие лидеры Акали изначально были восприимчивы к этой формуле, и Тара Сингх был освобожден в это время в надежде, что формула будет принята партией, Тара Сингх отвергла ее, напомнив Конгрессу о своей приверженности формированию языковых государств, и что регион, говорящий на пенджаби, уже был разграничен для целей самой формулы Сачар. Акали Дал проведет свою первую крупную демонстрацию протеста в августе 1950 года.

В то время как ранее, в июне 1948 года, и пенджаби, и хинди стали официальными средствами образования, муниципальный комитет Джаландхара в феврале 1949 года принял решение сделать деванагари хинди единственным средством массовой информации в своих школах, а сенат Университета Пенджаба отказался использовать пенджаби в любом письме; оба были оплотами Арья Самадж, которые, при поддержке своих Джан Сангх и индуистских союзников Махасабхи, никогда не принимали формулу и не применяли ее в своих школах. Чтобы подорвать лингвистическую основу этого требования, Arya Samaj развернула кампанию пропаганды в газетах, чтобы побудить индуистов даже в районе, говорящем на пенджаби, полностью отказаться от пенджабского языка и выбрать хинди при переписи населения, начиная с начала 1951 года; это отрицание пенджабского языка повторится в переписи 1961 года десятью годами позже, и половина населения продолжит выбирать хинди даже после движения в переписи 1971 года. После неудачных попыток поглотить сикхов и под лозунгом «Хинди, индуизм, индуист» индуистские организации решили отвергнуть язык, с тем чтобы сикхи считались языковым меньшинством, а также религиозным меньшинством и, таким образом, предотвращали формирование государства, в котором большинство будет сикхов. В ответ «Акали Даль» мобилизовал сикхов региона. Это соревнование привело к нескольким столкновениям в Пенджабе и горячим избирательным кампаниям Акали Дал и Конгресса вплоть до 1952 года; Конгресс продолжал бы побеждать на выборах, но, сформировав и возглавив коалицию под названием Объединенный фронт с другими оппозиционными партиями, Акали Дал в апреле 1952 г. сформировал первое правительство Индии, не входящее в Конгресс.

В августе того же года Акали Дал будет позиционировать себя как главный представитель прав сикхов, транслируя свою победу на последующих ежегодных выборах и смещая проконгрессного президента Дала в качестве референдума в поддержку пенджабской суба среди сикхов. Слияние PEPSU, которое Сардар Патель в июле 1948 года называл «сикхской родиной», с пенджаби-говорящим регионом также поддерживалось в декабре Тара Сингх для дальнейшего обеспечения территориального единства сикхов внутри предлагаемая суба. Акали Даль подверг критике Конгресс в его отношении к PEPSU в отношении обозначенной области, говорящей на пенджаби, хотя объявление Конгрессом 27 декабря 1953 года о создании другой Комиссии по реорганизации штатов подорвало обвинения в разделении, и Конгресс сохранил контроль на выборах PEPSU в январе 1954 года.

Комиссия по реорганизации штатов 1953 года

Хотя призывы к пенджабской суба изначально игнорировались центральным правительством, проблема не исчезла, и ради демократического функционирования новой демократии, другая Комиссия по реорганизации штатов была создана в 1953 году в связи с новым общенациональным импульсом для языковых государств. Комиссия начала свою работу в феврале 1954 года, и 14 мая 1954 года Акали Дал представил 18-страничный меморандум, в котором предлагалось включить в Пенджаби Субу все Пенджаб, Патиалу и Союз штатов Восточного Пенджаба (PEPSU ), а также пенджабоязычные северные части Раджастана, и исключить районы Гургаон и Рохтак, Панипат Техсил в Карнале и несколько техсилов района Хисар, которые должны были объединиться с хинди-говорящими регионами.. Акали составили свое дело с осторожностью, строго на основе языка и с использованием данных переписи до 1947 года, чтобы представить предлагаемый штат, говорящий на пенджаби, площадью более 35 000 квадратных миль; в своих усилиях они поддерживались партиями, отстаивающими интересы сельских районов, и дополняли другие языковые требования государства в регионе. В манифесте Акали Дал предложил, чтобы создание пенджабского государства сделало возможным образование, управление и сохранение культуры на этом языке:

«Истинным испытанием демократии, по мнению Широмани Акали Дал, является то, что меньшинства должны чувствовать, что они действительно свободные и равноправные партнеры в судьбе своей страны... чтобы вернуть сикхов чувство свободы, жизненно важно, чтобы был язык и культура, говорящие на пенджаби. Это будет не только в целях реализации программы Конгресса перед разделом и обещаний, но также в полном соответствии с общепризнанными принципами, регулирующими формирование провинций... Широмани Акали Дал имеет основания полагать, что провинция, говорящая на пенджаби, может обеспечить сикхам необходимую безопасность. в провинции, говорящей на языке пенджаби, в качестве автономной единицы Индии ».

Конгресс в Пенджабе, с другой стороны, предложил государственную интеграцию Восточного Пенджаба, PEPSU и Химачал-Прадеша, что было сим Подобно представленным меморандумам Арья Самадж и Ян Санг, которые предлагали объединить не только эти территории, но даже Дели, и оба парадоксальным образом настаивали на том, что граждане Индии могут «выбирать» свои родной язык. Комиссия попыталась отклонить выдвигаемое требование штата Пенджаб на основании аргумента о том, что образование провинций, основанных на лингвистике, подстегнет другие требования отделения других языковых групп в других местах; такие утверждения уже выдвигались сикхами, джатами и другими группами. Причины, приведенные в его отчете, заключаются в том, что оно не признает пенджаби как отдельный язык и что движение не пользуется достаточной поддержкой среди индуистов предполагаемого государства, говорящего на пенджаби, отказавшись от критерия языка в пользу чувств. Для многих первое было более серьезной неудачей; Хукум Сингх писал: «В то время как другие получили государства для своих языков, мы потеряли даже наш язык», а Джани Картар Сингх заметил, что из 14 национальных языков, предусмотренных Конституцией, только пенджаби остался без государства. Поскольку язык отличается грамматикой и лексикой, Акали Даль расценил это рассуждение как предлог, равносильный религиозной дискриминации, и что требование было бы принято без колебаний, если бы сикхи не составили большинство.

Акали Дал участвовал в выборах Пенджабского SGPC 1955 года на этой платформе и безоговорочно победил, выиграв все 110 мест, за которые он боролся, против Конгресса Пенджаба, который боролся под знаменем «Хальса Дала», который выиграл только 3 из 132 оспариваемые места. Результаты доказали сильный моральный подъем партии, которая продемонстрировала сильную поддержку своей платформы сикхами и почувствовала воодушевление начать движение за пенджабскую субу. Возможность представилась, когда 6 апреля 1955 года Конгресс Пенджаба запретил выкрикивать лозунги Пенджаби Суба; двадцать дней спустя Акали Дал выдвинул ультиматум с требованием отменить запрет к 10 мая или столкнуться с агитацией.

Агитация лозунга 1955 года

После вердикта Комиссии Акали запустили лозунг пенджабского суба Агитация 1955 года. Большое количество вызванных добровольцев собралось в Дарбар Сахиб в Амритсаре после демонстраций по всей провинции, возродив таким образом методы протеста движения Акали 1920-х годов. SGPC, который обеспечивал материально-техническую и организационную поддержку сикхской политики, значительно повысил эффективность партии.

Правительство Конгресса не сняло запрет на лозунг, и агитация началась, как и было обещано 10 мая., когда Тара Сингх и десять товарищей были арестованы за выкрикивание лозунгов панджаби суба, как и последовавшие за ними группы акали, когда они выходили из храма и делали то же самое. В течение следующих пяти дней были арестованы более 1000 видных лидеров Акали; почти за два месяца 12 000 сикхов были арестованы за агитацию над лозунгами, а к концу июля уже 21 000 акали были заключены в тюрьму за усилия Конгресса по подавлению растущего движения, которые, тем не менее, неуклонно продолжались. Попытка переговоров с Конгрессом привела к тому, что агитация дважды откладывалась, хотя Джавахарлал Неру продолжал отклонять это требование.

Рейд на Золотой храм 1955 года

В ходе агитации 4 июля 1955 года произошла горячая точка. Группа, возглавляемая Фатех Сингхом, который присоединился к движению, прибыла из Ганганагара за несколько дней до того, как принять участие в протестном движении. Правительственные полицейские силы ворвались на территорию храма и тяжело взяли всю группу под стражу вместе с главой грантхи из Акала Тахта и Золотого храма, протестующих-добровольцев, и даже повара храмового лангара. Офисы Гуру Рам Дас Серай и Широмани Акали Дал также подверглись налету, и были применены дубинки, слезоточивый газ и снаряды, чтобы разогнать протестующих, собравшихся на периферии храма, повредив периферию и саровар, или бассейн, храма. Правительство остановило добровольцев на пути к Золотому Храму, и войскам было приказано маршировать по базарам и улицам, окружающим это место. Более 200 протестующих были убиты, тысячи арестованы и тысячи, в том числе женщины и дети, получили ранения.

Реакция на это событие придала движению новый импульс, противоположный намерениям правительства, и оказалась настолько потенциально дестабилизирующей для правительства, что 12 июля правительство под руководством Сахара использовало предлог «Триумфальное возвращение из миротворческой миссии за рубежом», чтобы снять запрет на пенджабские лозунги суба, призывающие к миру, и сам Сачар лично извинился перед Акал Тахт. Он также объявил об освобождении заключенных Акали по частям, что оказалось медленным; Тара Сингх был освобожден 8 сентября, а последние акали были освобождены только 18 октября. Вдобавок, Индерджит Сингх, 10-летний мальчик из Мога, навещавший родственников в Карнал, был избит дубинками, убит и брошен в ирригационный колодец 21 сентября 1955 г. милиционерами за поднятие лозунгов.

Амритсарская конвенция

Комитет по реорганизации штатов представил свой отчет правительству Индии 10 сентября 1955 года, где он был рассмотрен и опубликован 10 октября. Комиссия рекомендовала объединить PEPSU и Химачал-Прадеш с Пенджабом, что было отклонено Akali Dal через день после публикации отчета. Тара Сингх воспользовалась возможностью, чтобы продемонстрировать единство и решимость сикхов по этому поводу, созвав представительный съезд сикхов всех партий и организаций в Амритсаре 16 октября 1955 года; присутствовало около 1300 приглашенных. Позже территория вокруг Дарбар Сахиб подверглась нападению полиции.

Амритсарская конвенция категорически отвергла предложение Комиссии, осудив его за предвзятость в отношении утверждений сикхов, поскольку рекомендация Комиссии полностью соответствовала самым крайним элементам, выступающим против пенджабской субы, и даже резолюции Сахара, признанной как никогда реализованный этими элементами, был разрушен. В резолюции Амритсарской конвенции, в частности, говорилось, что «это соглашение сикхов с тревогой и большим негодованием рассматривает полное и бессердечное решение Комиссии по реорганизации штатов относительно справедливого и разумного требования о том, чтобы государство говорило на пенджаби». Резолюция призвала правительство создать пенджабскую субу не только в интересах сикхов, но и в интересах говорящих на хинди народов Восточного Пенджаба; Тара Сингх получила разрешение Амритсарской конвенции «предпринять соответствующие шаги для передачи взглядов и чувств сикхской общины правительству Индии и призвать их выполнить свой долг перед сикхами»; его первым действием было устроить примирительную встречу с премьер-министром Джавахарлалом Неру, который ранее был ярым сторонником языковых государств и цитировался в выпуске Лахорского бюллетеня от 9 января 1930 г. борьба за свободу, которую «храбрые сикхи Пенджаба имеют право на особые соображения. Я не вижу ничего плохого в районе, созданном на севере Индии, где сикхи также могут испытать сияние свободы», хотя впоследствии сказал сикхам после того, как британцы осталось, что «обстоятельства изменились». Он также категорически отверг выделение областей, говорящих на панджаби, в отдельный штат, когда лорд Маунтбеттен направил предложение от Балдев Сингха и Джани. Картар Сингх ему незадолго до раздела и перемещения населения. Встречу провел Балдев Сингх, бывший министр кабинета министров, который представил Неру переписку между лидерами сикхов и Мусульманской лигой, напомнив ему что сикхи отвергли попытки Лиги встать на сторону Индии. Балдев Сингх будет выступать в качестве посредника между лидерами Акали и правительством на их встречах.

Переговоры с правительством

Первая встреча состоялась 24 октября 1955 года в Дели между правительство, представленное Неру и двумя его старшими коллегами по кабинету, Маулана Абул Калам Азад и Пандит Говинд Баллабх Пант, и сикхи, представленные Мастером Тарой Сингх, который представил вступительные заявления, Бхаи Джодх Сингх, также член вождя Халса Диван, который разъяснял языковую проблему, Джани Картар Сингх и Сардар Хукам Сингх, которые должны были соответствовать политическим требованиям, и Сардар Джан Сингх Раревала ; второе собрание последовало 23 ноября того же года.

Дальнейшие собрания были отложены в декабре в связи с объявлением об общем собрании партии Конгресс, которое состоится в феврале 1956 года в Амритсар ; объявление Широмани Акали Дала о своем собственном параллельном конгрессе, упорядоченная пятичасовая процессия которого превзошла по размеру процессию конгресса, стало еще одним проявлением сикхской солидарности с большим количеством сикхов со всего Пенджаба и за его пределами, по самым скромным оценкам, это более 100 000 участников марша. Биограф Неру и современный обозреватель Майкл Брехер оценил эту цифру более чем вдвое, поскольку участники были старыми и молодыми, мужчинами и женщинами, причем многие из них носили традиционные символы Акали: кирпан и в синем тюрбане, и наблюдали, как процессионеры выкрикивают песни «Пенджаби Суба Зиндабад» («Да здравствует государство Пенджаби») и «Мастер Тара Сингх Зиндабад» с прерывистой музыкой. Успех марша в Акали помог возобновить переговоры с правительством. Переговоры снова зашли в тупик 26 февраля 1956 года после того, как сикхская делегация заметила бездействие во время встреч, но были возобновлены после того, как Джогиндер Сингх, сикхский парламентарий из Уттар-Прадеша, убедил сикхов возобновить переговоры.

Региональная формула

В конце концов обеим сторонам удалось выйти из тупика с помощью предварительного компромисса, основанного на предложении, впервые сделанном в январе 1956 года Хукамом Сингхом: не дожидаясь пенджабской субы, штат будет разделенный на два региона по так называемой региональной формуле: пенджаби и хинди, при этом в каждом регионе есть свой комитет, состоящий из своей доли пенджабских законодателей, с полномочиями обсуждать все вопросы, кроме закона и порядка, финансов и налогообложения. Регион останется двуязычным, но пенджаби на гурмукхи будет «региональным» языком и официальным языком «зоны пенджаби»; Кроме того, правительство Пенджаба создаст отдельный департамент для развития пенджаби наряду с отделом для хинди, центральное правительство, наконец, будет поощрять пенджабский язык, как и любой другой региональный язык, и только PEPSU, а не Химачал-Прадеш, будет объединен с Пенджабом. Региональная формула была поставлена ​​на голосование на общем собрании Shiromani Akali Dal в Амритсаре 11 марта 1956 года. Хотя были подняты критические голоса на основании конституционной приличия, а также предполагаемой неадекватности меры, и Джани Картар Сингх признали, что то, что было предложено, не было пенджабской суба их концепции, лидеры, включая его, Джодха Сингха и Сардара Аджита Сингха, выступали за принятие этого в качестве отправной точки или предварительного обещания пенджабской субы. Мастер Тара Сингх, однако, опасался принять эту меру, которая ослабила бы позицию Акали на переговорах, хотя она вступит в силу 1 ноября 1956 года.

23 сентября 1956 года после утверждения региональной формулы Акали Даль отказался от своей политической программы в рамках сделки с Конгрессом. Сдвинув акцент на продвижение религиозных, образовательных, культурных, социальных и экономических интересов сикхов и защиту основных прав сикхов, было предложено представить Конгрессу большое количество политически активных членов, включая Джани Картара Сингха, для дальнейшего продвижения политики Акали. цели, присоединившись к Конгрессу и работая через него. Однако когда Конгресс назначил участникам Акали 22 кандидатуры в Пенджабскую Ассамблею и 3 в Парламент, Мастер Тара Сингх, хотя теперь и в хороших отношениях с Неру, посчитал это крайне недостаточным, и считал поселение недействительным, насколько он был заинтересован, хотя Акали Дал продолжал его соблюдать. Среди оставшихся ему вариантов было выдвинуть собственных кандидатов против Конгресса, который оказался безуспешным, и политически активизировать Широмани Акали Дал, который он все еще контролировал и намеревался делать.

Оппозиция Формуле

Сторонники языка хинди Пенджаба также выступали против «Региональной формулы» как вредной для их интересов, и при хинди ракша-самити выступали за ее аннулирование. Арья Самадж считали региональную формулу хуже, чем формулу Сачар, которую они игнорировали ранее, поскольку панджабоязычный «регион» не сохранил вариант хинди в этом районе для родителей, которые хотели «выбрать» его в качестве своего языка, и начали движение «за спасение хинди», поддерживаемое Арьей Самаджис, включая редакторов газет и членов совета по образованию; Уступки правительства их идеологическим требованиям поставили под угрозу языковой аспект Формулы. Коммунализация языков началась задолго до обретения независимости, когда хинди был выбран в качестве символа индуистского национализма, независимо от того, чей это реальный родной язык. В ходе движения хинди в течение нескольких месяцев были осквернены несколько сикхских гурдвар, и новое правительство Конгресса, которое приступило к работе 3 апреля 1957 года, возглавил влиятельный Партап Сингх Кайрон as Главный министр и бывшие Акалис и нынешние члены кабинета министров Джани Картар Сингх и Джан Сингх Раревала, которые служили под его началом, жестоко справились с этим, хотя в результате протестов Кайрон не применил региональную формулу.

Сикхские настроения по-прежнему страдали от жестокого осквернения, сикхские массы также не приняли с энтузиазмом Региональную формулу, и хотя интеллектуальный и культурный контекст после обретения независимости, который стимулировал пропаганду пенджабцев и первоначальное движение к Формуле, действительно привело к появлению таких институтов, как Пенджабский университет В 1956 году формула все чаще рассматривалась как неадекватное решение проблемы Пенджаба, и ни правительство, ни политические партии не видели в ней потенциала. В то время как Акали Дал поддерживал Формулу до марта 1958 года, Тара Сингх заявил в июне, что он будет вынужден возобновить борьбу Пенджаби Суба, если Резолюция не будет выполнена, проведя конференцию в провинции Пенджаби в октябре. Языковые границы превратились в границы общин, и Мастер Тара Сингх считал пенджабскую субу единственным решением против растущего фанатизма хинди. 14 февраля 1959 года он созвал общее собрание Широмани Акали Дал в Патиале, на котором присутствовали 299 из 377 членов. Конвент решительно поддержал восстановление политической деятельности Акали Дала.

Партап Сингх Кайрон сам был сторонником пенджаби и основал Пенджабский университет для поддержки и развития языка вместе с Джани Картар Сингхом. Его собственный отец Нихал Сингх был выдающейся фигурой в эпоху Просвещения Сингха Сабхи, влияние которой сформировалось его собственным культурным восприятием и принадлежностью к Пенджабу и сикхизму ; он имел в виду свое гордое воспитание Сингх Сабхи как в частном, так и в публичном порядке. Он настаивал на создании университета, хотя и подавлял влияние Акали в пользу распространения влияния Конгресса в сельском Пенджабе; политически активные Акалис все еще работали через Конгресс в соответствии с их предыдущим соглашением в это время, присоединившись во время его руководства. Конгресс контролировал 120 мест в законодательном собрании из 164, в том числе 58 сикхов, из которых почти 50 представляли пенджабский «регион», который имел всего 71 место, хотя бывшие сикхи Акали были недостаточно представлены по сравнению с сикхами Конгресса, и Тара Сингх не был удовлетворен с количеством билетов, выданных бывшему Акали, по поводу которых с ним не консультировались.

Возобновление усилий для Пенджаби Суба

Правительство Пенджаба при Кайроне оставалось политически твердым в отношении конкурирующих сторонников Пенджаби, как и сторонники хинди, и политическое соперничество между Конгрессом и Акали Далем привело к незначительной потере Мастера Тары Сингха на выборах президента SGPC другому Акали. кандидат, Прем Сингх Лалпура. Тара Сингх отреагировал на это, организовав конференцию Пенджаби Суба в Чандигархе, на которой он объявил о своем намерении создать массовое движение. Впоследствии он был арестован, хотя безмолвная процессия в Дели 15 марта 1959 года прошла, как и было запланировано; шествие с портретами Тары Сингха завершилось на религиозном диване в Гурдвара Ракаб Гандж Сахиб, и Тара Сингх была освобождена из тюрьмы менее чем за неделю.

В то время как в ноябре 1958 года Кайрон с трудом справился. сместил Тару Сингха с поста президента SGPC, его последующая неконституционная попытка ослабить демократию SGPC в результате размещения представителей PEPSU в SGPC вызвала сильную оппозицию со стороны сикхов, не являющихся членами Конгресса, на что Тара Сингх извлекла выгоду, объявив еще одну заявку SGPC на платформе Пенджаби Суба, обеспечив себе пост президента и 132 из 139 мест для Акали Дала. Выборы 1960 года стали еще одним противостоянием между Конгрессом Кайрона и Акалис Тары Сингх. Сикхи Конгресса работали, чтобы победить Акали; Джани Картар Сингх даже ушел из своего министерства, чтобы сосредоточиться исключительно на агитационной кампании, и с помощью правительства штата создал Совет Садх Сангата для участия в выборах. Однако Широмани Акали Дал в подавляющем большинстве победил на выборах, заняв 136 мест из четырех в Совете Садх Сангата. Все члены Акали собрались в Акал Тахт 24 января 1960 года, чтобы пообещать возобновить борьбу за Пенджаби Суба. 22 мая 1960 г. был проведен еще один съезд Пенджаби Суба, на который были приглашены члены партии Сватантра и Социалистической партии Праджа. Под председательством Пандита Сундара Лала и бывшего члена Конгресса Сайфуддина Китчлю основная резолюция была внесена Сардаром Гурнам Сингхом, призвав правительство «больше не откладывать неизбежное формирование» штат, говорящий на пенджаби, особенно когда языковые государства были образованы в других частях страны.

Когда движение снова набирало силу, 29 мая 1960 года было объявлено о начале следующего марша, который пройдет через Сельская местность Пенджаби завершится в Дели, чтобы присоединиться к сикхской процессии 12 июня 1960 года, остановившись в важном Гурдварах, чтобы произнести речи в поддержку пенджабской субы. Тара Сингх был арестован и заключен в тюрьму в ночь на 24-е, и правительство жестоко расправилось с Акали, в результате чего по всему Пенджабу были произведены широкомасштабные аресты, включая многих других лидеров Акали и законодателей, и линии арестов в Амритсар, в котором Золотой Храм был главным центром мобилизации, и Дели. К июлю около 18 000 жителей Акали добились ареста, а газеты Акали были закрыты. Лидеры Акали произнесли волнующие речи, отстаивая право сикхов на самоопределение, а вечерние диваны или собрания в Манджи Сахиб привлекли широкую аудиторию. Неру, рекомендуя двуязычие для всех жителей провинции, продолжал выступать против его раздвоения, хотя Кайрон начал выпускать из тюрьмы некоторых протестующих в Акали, чтобы создать впечатление, что они ослабляют свое положение. Четверо задержанных будут убиты в огне полиции, агитируя за их освобождение.

При Сант Фатех Сингхе

С Тара Сингх в тюрьме, его заместитель Сант Фатех Сингх руководил движением из Золотого Храма в его отсутствие, при поддержке Федерации сикхских студентов в выступлении с речами на основе истории сикхов для получения поддержки в 1966 году. Религиозный лидер без большого опыта в политике, Фатех Сингх тем не менее, был эффективным лидером и представлял спрос на пенджабскую субу как основанный только на лингвистических соображениях, что приводило его в соответствие с декларируемыми страной целями демократии и секуляризма, и что считалось наиболее важным, так это создание подразделения, включающего всех пенджабцев - говорящие области, с панджаби в качестве официального языка, по религиозной демографии. Он тактически подчеркнул лингвистическую основу требования, преуменьшая его религиозную основу - состояние, в котором Тем не менее, прежде чем можно было бы сохранить отчетливую сикхскую идентичность, что касается дополнительного значения прав меньшинств, заявив: «Пенджабский язык не имеет статуса, потому что на нем говорят сикхи. Если бы несикхи считали пенджаби своим родным языком, тогда правители Индии не увидели бы возражений в создании государства Пенджаби ». Как джат-сикх, он имел сильную поддержку среди сельских крестьян и гурдвар и способствовал их передаче политической власти. Правительство прибегло к жестким мерам, чтобы подавить волнения, но добровольцы продолжали присоединиться, и движение продолжалось, даже когда тысячи сикхов были заключены в тюрьму.

29 октября 1960 года Фатех Сингх написал Джавахарлалу Неру, говоря, что если демократические и конституционные требования сикхов для регион, говорящий на пенджаби, не был принят, он продолжал пост (новинка в сикхской традиции), стремясь внушить ему чувство недовольства сикхов и репрессивность возглавляемого Конгрессом Правительство Пенджаба и утверждает, что необходимо было отдать свою жизнь, чтобы спасти страну от «диктаторского правления под прикрытием демократии». Неру не вмешивался, и пост начался 18 декабря 1960 года. Прежде чем войти в свою хижину на территории Золотого Храма, он обратился к большому собранию сикхов, поручив им поддерживать мирное движение, заявив, что ущерб, нанесенный стране, наносит ущерб им самим.. Список из десяти сикхов был составлен для продолжения движения на случай, если пост Фатеха Сингха закончится смертью.

Индийские лидеры различных мнений попытались вмешаться, чтобы убедить Фатеха Сингха отказаться от поста, хотя он не отказывался от своего поста. разрешающая способность. С растущей национальной озабоченностью по поводу своей жизни, Неру в речи в Чандигарх 20 декабря 1960 года признал, что пенджаби является доминирующим языком пенджаба и что его следует всячески поощрять; это было повторено в речи в Раджпуре позже в тот же день. 23 декабря и снова 31 декабря он лично обратился к Фатех Сингху с просьбой прекратить пост.

Заверение Неру

Главный министр Партап Сингх Кайрон в соответствии с Совет своего старого учителя и неформального советника Джодха Сингха освободил Тару Сингха 4 января 1961 года, якобы для консультации с Фатех Сингхом, но в надежде уменьшить шансы на достижение соглашения между ним и Неру. Тара Сингх немедленно обратился к Фатеху Сингху, сильно ослабевшему от поста, затем договорился о встрече с Неру, когда он находился в Бхавнагаре, Гуджарате на ежегодной сессии Конгресса. На специально зафрахтованном рейсе из Дели в Бхавнагар его сопровождали Харбанс Сингх Гуджрал, Лахман Сингх Гилл, Харгурнад Сингх, Харчаран Сингх из Батинда и Сет Рам Нат, пенджабский индус. кто открыто поддерживал идею государства, говорящего на пенджаби. Во время полета группа провела взаимные консультации и сократила минимальную потребность в письменной форме.

7 января 1961 года Тара Сингх провела двухчасовую встречу с Неру безрезультатно, но на следующий день Неру добавил постскриптум к тому, что он сказал Таре Сингх, что формирование формирующихся языковых государств не остановилось из-за какой-либо дискриминации в отношении Пенджаба или недоверия к сикхам, и что «штат Пенджаб в широком смысле является пенджабским суба с пенджабским в качестве доминирующего языка», обращая внимание на сделать весь Пенджаб одноязычным. Он также выразил беспокойство по поводу здоровья Фатеха Сингха и пожелал, чтобы его пост закончился. Это успокоило Тару Сингха, которому позвонили Амритсару, заявив, что обязательства по его клятве были выполнены, и попросили его прекратить пост, предложение, также принятое Рабочим комитетом Акали Дала, который от имени Халсы, сказал Фатех Сингху, что они удовлетворены тем, что его обещание было выполнено, и что он должен закончить свой пост.

Фатех Сингх закончил свой 22-дневный пост стаканом сока 9 января 1961 года, обозначив конец семимесячной морчи, или движения. Согласно официальным правительственным данным, 30 000 сикхов были помещены в тюрьмы во время морчи, проводившейся в период 1960-1961 годов; они были освобождены, когда Фатех Сингх закончил пост. В общей сложности 57 129 сикхов будут помещены в тюрьмы в ходе движения.

Восхождение Фатеха Сингха

Возобновились политические переговоры между Акали и правительством, включая три встречи между Фатех Сингхом и Неру 8 февраля 1961 года, 1 марта 1961 года и 12 мая 1961 года., они не дали надежных результатов; Неру предложил распространить защиту на язык пенджаби и изучить недовольство сикхов, но продолжал не принимать пенджабские районы, образующие отдельное государство, что не было принято сикхами. В дополнение к собственному взгляду Неру на этот вопрос, политическое давление на него и ложная пропаганда со стороны других общин начали изображать Акали как иностранных агентов, на что Акали обиделись. Чтобы убедить в этом, сам Тара Сингх начал пост 15 августа 1961 года, во время которого известные сикхские посредники, такие как Махараджа Ядавиндер Сингх Патиалы и Хардит Сингх Малик, поддерживали связь с Неру. и министр внутренних дел Лал Бахадур Шастри с одной стороны и лидеры Акали с другой. Хардит Малик прибыл в Амритсар в качестве эмиссара Неру, и Тара Сингх закончил свой пост во время его визита. Увидев это как знак надвигающегося урегулирования между Акали и Конгрессом, антипенджабские лобби отреагировали решительно, с идеологом Арьи Самадж и редактором новостей Лала Джагат Нараин, которая ушла с поста министра из-за Региональной формулы, предупреждение 6 октября о том, что «индусы Пенджаба никогда не примут урегулирование».

Завершив свой пост без конкретного прогресса в этом вопросе через 48 дней 1 октября 1961 г., критика среди сикхов и нанесение ущерба его репутации среди их количество начало расти, поскольку клятва, торжественная в Акал Тахт, была сочтена нарушенной без достижения заявленной цели, и, таким образом, рассматривалась как нарушение религиозной клятвы. Ответственность за прекращение клятвы Фатеха Сингха также была возложена на Тару Сингх. Комитет пяти сикхских религиозных деятелей (Совет Пандж Пьяре ), включая религиозных ученых, джатедаров из Кесгарх Сахиб и Акал Тахт, и глава грантхи из Дарбар Сахиб были отобраны и уполномочены 24 ноября 1961 г. расследовать и определять обстоятельства, приведшие к прекращению поста, и определять наказания. Пять дней спустя они признали Тара Сингха виновным в нарушении своего слова и порочении сикхской традиции религиозной стойкости и жертвенности, и ему было приказано совершать дополнительные молитвы в течение месяца и чистить обувь сангата, или собрания и блюда langar, или открытой общественной кухни, в течение пяти дней. Фатех Сингх также должен был читать дополнительные молитвы и мыть посуду «лангар» в течение пяти дней для своего собственного поста, хотя было признано, что его пост закончился по просьбе Тары Сингха. Фотографии службы Тары Сингха широко распространялись в газетах и ​​служили для некоторой реабилитации его популярного имиджа, и он был прощен советом пяти, хотя его политическая репутация так и не восстановилась полностью, и толпы на диванах уже начали его отвергать. как когда закончился пост Фатех Сингха. В результате развития разногласий по поводу стратегии и тактики среди руководства Акали, Фатех Сингх начал затмевать его как лидера движения, и к 1962 году, после периода межпартийного раскола, был избран президентом Акали Дала и имел поддержка фракции большинства.

Голоса сикхов, часто разделявшиеся между Конгрессом и Акали Далем, были объединены за Акали на выборах 1962 года; в то время как Конгресс выиграл с 90 голосами из 154, Кайрон лишь с небольшим перевесом вновь получил свой пост, что многие считают результатом фальсификации. В регионе, говорящем на языке пенджаби, более 70 процентов из более чем 2 миллионов сикхов проголосовали за Акали, хотя, хотя Тара Сингх также отвоевал свою позицию в SGPC, только 74 из 160 голосующих членов проголосовали, а остальные воздержались. протест из-за продолжающегося клейма Тары Сингха, нарушившего свое обещание, и он был снова осужден на съезде в июле 1962 года в Лудхиане; Фатех Сингх продолжал руководить движением на чисто лингвистической основе после того, как Тара Сингх был узко смещен со своей должности в результате вотума недоверия в октябре 76 голосами против 72, что вызвало кратковременный раскол среди Акали, когда Дели Комитет по управлению Сикх Гурдвара порвал с SPGC в Амритсаре в поддержку Тары Сингх; еще одна попытка Тары Сингха вытеснить Фатеха Сингха из SGPC путем вотума недоверия в июне 1963 года потерпела неудачу. Близкий соратник Фатеха Сингха, Сант Чаннан Сингх, был избран президентом SGPC, что еще больше укрепило позицию Фатеха Сингха в 1965 году, когда 18 января фракция Фатеха Сингха победила Тару Сингха с 90 местами против 45 в SGPC. Поскольку параллельные фракции остались разделенными, Тара Сингх ушел со сцены на шесть месяцев для созерцания на фоне сокращающихся политических состояний, хотя его сторонники оставались активными.

Администрация Партапа Сингха Кайрона также привлекала обвинения в коррупции на фоне ослабления поддержки в 1963 году. ; он ушел в отставку 14 июня 1964 года, оставив после себя наследие попыток создания общинной гармонии, Пенджабский университет, помогая сельскохозяйственным крестьянам Пенджаба ссудами и технологиями, электроэнергией, инфраструктурой, чтобы попытаться привлечь Джаттов и других земледельцев вдали от Акали, а также начало Зеленой революции в Пенджабе, которая в последующие десятилетия будет иметь сильное влияние на политический курс Пенджаба, хотя разногласия Акали с Конгрессом также оттолкнули сикхское крестьянство. от Конгресса.

Комиссия Das

Между тем, после нерешенного урегулирования, достигнутого до этого момента, Неру назначил комиссию под председательством С. Р. Дас, чтобы рассмотреть вопрос о жалобах сикхов в декабре 1961 года. Акали Дал не согласился с его составом или объемом, и не представил ему свои аргументы, хотя комиссия продолжила работу и отклонила предложения антисикхская дискриминация, отрицая требование наличия пенджабоязычного государства как сикхского государства. Те немногие рекомендации, которые были представлены комиссией Даса, включали рекомендации редактора Арьи Самаджа Вирендры, который отрицал отдельный статус пенджаби и легитимность гурмукхи как чего-либо большего, чем религиозный сценарий, и Балрадж Мадхок Яна Санга, который сослался на региональную формулу и региональные комитеты как на реальные источники проблем, которые необходимо устранить. Представив свой отчет в феврале 1962 года, который был немедленно принят центральным правительством в свете стремительно приближающихся выборов, он сообщил, что разработка региональной формулы была отложена, но не заблокирована, и поэтому не было совершено никакой несправедливости.

Налва Конференция

После конференции в Лудхиане, начавшейся в мае 1965 года, 4 июля было возобновлено внимание к Пенджаби Суба, общей цели обеих фракций Акали Дала. Названная Конференцией Налва в честь знаменитого сикхского генерала Хари Сингха Налвы из Империи сикхов, основная резолюция конференции была составлена ​​выдающимся сикхским ученым и интеллектуалом Капур Сингхом, и выдвинутый Гурнамом Сингхом, тогда лидером оппозиции в Законодательном собрании Пенджаба, и поддержан Джани Бхупиндером Сингхом, тогдашним президентом фракции Тары Сингх в Акали Дал. Постановление гласило:

1. Эта конференция, посвященная памяти исторически известного генерала Хари Сингха Налвы, напоминает всем, кого это касается, о том, что сикхи творят историю и осознают свою политическую судьбу в свободной Индии..

2. Конференция напоминает, что народ сикхов согласился объединиться в общую индийскую национальность при четком понимании того, что им предоставляется конституционный статус соучастников индийского суверенитета вместе с большинством сообщества, что торжественное понимание теперь цинично отвергается нынешними правителями. Индии. Кроме того, сикхов систематически понижали до субполитического статуса на своей родине, в Пенджабе, и до незначительного положения на своей родине в Индии. Сикхи имеют возможность установить перед беспристрастным Международным трибуналом, не зависящим от нынешних индийских правителей, что законы, судебные процессы и исполнительные действия Союза Индии последовательно и серьезно противостоят сикхам и управляются с забинтованными глазами. против сикхских граждан..

3. Таким образом, данная Конференция после тщательного обдумывания и размышлений решает, что в интересах самосохранения у сикхов нет альтернативы, кроме как сформулировать свое политическое требование об обеспечении самоопределяемого политического статуса в Республике Союза Индии.

— Перемещено: Сардар Гурнам Сингх,.

адвокат, судья Высокого суда (в отставке).

MLA (Пенджаб), лидер оппозиции,

Хотя требовалось самоопределение статуса внутри Союза, пресса на хинди и урду интерпретировала это как призыв к суверенному сикхскому государству. Позже в соглашении в октябре 1968 года резолюция, которая отражала бы идеи Капура Сингха, который станет старшим вице-президентом Акали Дала в 1969 году, будет указывать на то, что Халса был «суверенным народом по праву рождения», командованием Гуру Гобинд Сингх, и, судя по истории сикхов, выступал за автономный статус на демаркированной территории в Индии и за то, что национальная конституция «должна быть основана на правильной федеральной основе, а штаты должны иметь большую автономию», имея в виду полномочия всех штатов страны. Это должно было быть «правящая партия Конгресса злоупотребила Конституцией в ущерб правительствам, не входящим в Конгресс, и использует свою власть в своих интересах».

Обсуждения в правительстве

24 июля В 1965 году Тара Сингх закончил свое изгнание из политики, а 2 августа он выступил на пресс-конференции в Дели, аплодировал и пообещал поддержать резолюцию конференции Налва, призывающую сикхов занять «место под солнцем свободной Индии». Фатех Сингх объявил 16 августа, что для того, чтобы обезопасить Пенджаби Суба, он начнет еще один пост 10 сентября, а в случае неудачи 25-го он самосожжется в Акал Тахт. Президент SGPC Чаннан Сингх, Гурчаран Сингх Тора и Харчаран Сингх Худиара отправились в Дели 8 сентября, чтобы присутствовать на встрече высокого уровня с видными правительственными лидерами, включая Ядавиндера Сингха, министра обороны, Государственный министр внутренних дел и члены парламента. Они просили Фатеха Сингха отложить пост в свете объявления индо-пакистанской войны 1965 года ; некоторые, в том числе Ядавиндер Сингх, заверили, что поддержат дело Пенджаби Суба, если правительство продолжит уклоняться от спроса после восстановления нормальной жизни. Это сообщение было передано Фатех Сингху 9 сентября, когда Чаннан Сингх и лидеры Акали вернулись в Амритсар. Фатех Сингх принял просьбу и обратился к сикхам в Пенджабе с просьбой поддержать военные усилия и старших командиров, которые почти все были сикхами.

Формация

В 1963 году сикхи и пенджаб внесли огромные деньги в военные действия против Китая в 1962 г., вложив в оборонный фонд более 20 миллионов рупий, в том числе 50000 рупий напрямую от Фатех Сингха к Неру, а золото вдвое превышает вес Неру, поощряемое Акали, которых антипенджабские группы в Пенджабе ранее пытались представить как предателей.

индо-пакистанская война 1965 года закончилась 21 день спустя прекращением огня 22 февраля. Сентябрь, когда обе стороны заявляют о своей победе. Новые демонстрации патриотизма побудили индийское правительство, которое после смерти Неру в 1964 году имело руководство, более открытое для рассмотрения региональных требований, вернуться к проблеме Пенджаби Суба в свете вклада в военные усилия сикхов, которых ранее видели с недоверие и опасения со стороны правительства. Истории о храбрости и патриотизме сикхов во время войны уже были распространены, и 6 сентября министр внутренних дел Союза, Гулзарилал Нанда сделал заявление в Лок Сабха, что «весь вопрос о формировании государства, говорящего на пенджаби, может быть исследован заново с непредвзятым мнением». Позже 23-го он объявил о формировании комитета кабинета министров для дальнейшего рассмотрения этого вопроса с заявленной надеждой, что «усилия этого комитета кабинета министров и парламентского комитета приведут к удовлетворительному урегулированию вопроса». Комитет Конгресса Пенджаба также подробно обсудил этот вопрос, при этом Заил Сингх, генерал Мохан Сингх и Нараин Сингх Шахбазпури выразили свою полную поддержку. В парламенте министр внутренних дел направил список кандидатов от Раджья Сабха Председателю и список кандидатов от Лок Сабха Спикеру Сардар Хукам Сингх, который объявил окончательный комитет из 22 человек, представляющих все секции Палаты, включая представителей Акали Дал, Конгресс, Джана Сангх, Партия Сватантра, коммунистов, и независимые.f

Срок получения меморандумов от различных партий и отдельных лиц был установлен с октября по 5 ноября 1965 г. Предварительные обсуждения проводились с 26 ноября по 25 декабря 1965. 10 января 1966 года генеральный секретарь SGPC Лахман Сингх Гилл и исполнительный член Равел Сингх встретились с комитетом и представили аргументы в пользу пенджабско-говорящего штата. 27-го числа Джани Картар Сингх и Харчаран Сингх Брар выступили в законодательном собрании Пенджаба от имени Конгресса, также выступив за него. Из меморандумов, представленных комитету, почти 2200 поддержали пенджабскую субу и 903 - против. Таким образом, Хукам Сингх смог заручиться поддержкой собравшегося комитета для своего создания. В ответ на рекомендацию комитета центральному правительству штата, официальным языком которого является пенджаби, 9 марта 1966 г. произошли забастовки, поджоги и убийства, в том числе 3 конгрессмена, сожженные заживо в Панипате, включая одного старого сотрудника о Бхагат Сингх, обычно считается, что его организовал Ян Санг, который все еще выступал против пенджабской субы.

Отчет Парламентского комитета был представлен 15 марта 1966; 6-го числа рабочий комитет Конгресса уже принял предложение, рекомендовав правительству выделить штат, говорящий на пенджаби, из бывшего штата Восточный Пенджаб. Отчет был обнародован 18 марта, и требование было удовлетворено 23 апреля, когда 17 апреля была назначена комиссия для демаркации новых штатов Пенджаб и Харьяна и передачи определенных территорий в Химачал. Прадеш. Закон о реорганизации Пенджаба 1966 года был принят 18 сентября в Лок Сабха, а 1 ноября 1966 года государство, говорящее на пенджабе, стало реальностью.

Реализация

Акали Дал не согласился с задуманной формой государства Пенджаб в том виде, в котором он был представлен, формой, в которой он продолжает существовать в настоящее время. Акали Даль выступил против выполнения Закона о реорганизации Пенджаба 1 ноября 1966 года, и лидеры Акали выступили против него. За несколько месяцев до его инаугурации Фатех Сингх выразил неудовлетворение по поводу нескольких спорных вопросов, в том числе по поводу того, что регионы, действительно говорящие на пенджаби, не попали в состав нового штата и были переданы Харьяне и Химачал-Прадеш (в результате фальсифицированных лингвистических результатов переписи населения 1961 г.), Чандигарх превращался в союзную территорию, уровень автономии штатов, а энергетические и ирригационные проекты должны были быть переданы центральному правительству, а не государству. сохранение контроля над ними.

Трифуркация должна была совершиться техсилом, а не деревней, и это еще больше исказило бы процесс. два члена Комиссии предложили исключить Харар техсил из Пенджаба, что, хотя и не было реализовано, было первым признаком того, что соседний Чандигарх потенциально не должен переходить в штат Пенджаб. Чандигарх был запланированным городом, построенным для замены Лахора, столицы бывшего Пенджаба и Сикхской империи, которая стала частью Пакистана во время раздела и должна была стать столицей Пенджаб. На Чандигарх претендовали и Харьяна, и Пенджаб. В ожидании разрешения спора он был объявлен отдельной союзной территорией, которая будет служить столицей обоих штатов, в то время как Харьяна якобы создаст свою собственную столицу. Хотя правительство Союза решило передать Чандигарх Пенджабу в качестве единственной своей столицы в 1970 году в соответствии с официальным сообщением, выпущенным правительством Союза 29 января 1970 года, Харьяне было предоставлено пять лет и предложенный бюджет в 200 миллионов рупий для создания своего собственный капитал, это не было реализовано, хотя Чандигарх задумывался как столица одного штата. Однако решение 1970 года, которое должно было быть выполнено в 1975 году, было обусловлено передачей территории в Фазилка Харьяне, чтобы сделать ее доступной через коридор, и процесс снова застопорился. Предварительное понимание того, что сотрудники будут размещены в Чандигархе в соотношении 60:40 из Пенджаба и Харьяны, было проигнорировано, при этом количество сотрудников из Пенджаба значительно сократилось, поскольку на территории Союза сформирован собственный штат государственных служащих из-за пределов страны. государство. Пенджаби по-прежнему не имеет официального статуса в Чандигархе, несмотря на сильное присутствие пенджабцев в городе, и весь исполнительный процесс в Чандигархе остается за центральным правительством как на территории Союза.

Через неделю после вступления в силу закона лидер Акали Фатех Сингх начал подготовку к очередной затяжной агитации с целью перевода Чандигарха и районов, говорящих на пенджаби, в Харьяне в Пенджаб. Он также пытался получить контроль над плотиной Бхакра и другими гидроэнергетическими проектами и головными сооружениями. 16 ноября 1966 года морча был запущен повторно. Фатех Сингх начал отправлять джаты лидеров Акали в сельскую местность для мобилизации поддержки. 12 декабря отмечался как Черный день. На третьей неделе декабря Фатех Сингх начал свой пост в Акал Тахт, объявив, что он принесет себя в жертву 27 декабря 1966 года. Правительство Союза было обеспокоено этим заявлением и продолжило переговоры по поводу требований. За час до запланированного времени - 16:00 27 декабря для жертвоприношения, после того, как Хукам Сингх прибыл в Амритсар и сказал большой пастве в Золотом Храме, что Индира Ганди, которая пришла к власти 20 января 1966 года, согласилась выступить арбитром по невыполненным вопросов и что Чандигарх принадлежит Пенджабу, Фатех Сингх отменила свое предложение о сожжении жертв в соответствии с этим пониманием, хотя она заявила 8 января 1967 года, что никаких гарантий по Чандигарху не было дано и переговоры были безуспешными. Он снова постился до решения 1970 года. Он продолжал требовать включения Чандигарха и других пенджабоязычных областей, оставшихся за пределами Пенджаба до своей смерти в 1972 году.

Требование дополнительно выдвинул Даршан Сингх Феруман, ветеран Акали. лидер с долгой историей участия в сикхских движениях за политические права, из движения Акали, во время которого он был заключен в тюрьму на год в 1921 году, и Джайто Морча 1923-25 ​​гг. за восстановление сикхов лидеры пенджабских княжеских штатов отстранены англичанами, в которых он снова был заключен в тюрьму три года спустя. Он попадал в тюрьму трижды во время движения Пенджаби Суба. Полагая, что Сант Фатех Сингх подвел пенджабцев в вопросе передачи Чандигарха и районов, говорящих на пенджаби, не выполнив своего обещания самосожжения, Феруман объявил о своем собственном посте 15 августа 1969 года. Объявив страну как свободный, но пантх все еще в рабстве без сикхской родины, рабочий комитет партии решил продолжить борьбу за цели поста Фатеха Сингха, при этом почти все панджабские партии участвовали в огромной процессии в Чандигархе, чтобы включить его. Его арестовали и отправили в тюрьму, где он продолжал поститься. Он скончался 27 октября 1969 года, на 74-й день своей голодовки.

. Несмотря на успех движения в создании штата Пенджаб, его реализация оставила много нерешенных проблем., включая выделение столицы Чандигарх, который является единственной столицей штата в стране, который будет разделен с другим штатом, урегулирование некоторых территориальных претензий Пенджаба со многими крупными пенджабоязычными территориями оставлено вне выделенного состояния, а распределение речных вод остается нерешенным. Чтобы решить эту проблему, Акали Дал разработал Резолюцию Анандпур Сахиб в 1970-х годах и заново запустил движение в форме Дхарам Юдх Морча в 1982 году; к 1983 году более 40 000 протестующих в Акали добились ареста, тысячи из них оставались в тюрьме месяцами, а некоторые - годами. Эти вопросы продолжают занимать видное место в политике Пенджаба и остаются предметом разногласий между государством и центральным правительством.

Библиография

Ссылки

Координаты : 31 ° 00'N 76 ° 00'E / 31,000 ° N 76,000 ° E / 31,000; 76,000

Последняя правка сделана 2021-06-02 10:49:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте