Восстание пуэбло

редактировать
Восстание коренных жителей против колонизирующих сил в районе современного Нью-Мексико
Восстание пуэбло
Часть Испанская колонизация Америки
Дата10–21 августа 1680 г.
МестоположениеНью-Мексико, Новая Испания
РезультатПобеда пуэблоан, изгнание испанских поселенцев
Воюющие стороны
Флаг Креста Бургундии.svg Испанская империя

пуэблоанцы

Командиры и лидеры
Флаг Креста Бургундии.svg Антонио де Отермин Попе. другие см. Список ниже
Жертвы и потери
400, включая мирных жителейболее 600

Восстание пуэбло 1680 года, также известное как Восстание Попе или Восстание Попея, было восстанием большинства коренных народ пуэбло против испанских колонизаторов в провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мехико, больше, чем сегодня Нью-Мексико. Восстание пуэбло убило 400 испанцев и изгнало оставшиеся 2000 поселенцев из провинции. Двенадцать лет спустя испанцы отвоевали Нью-Мексико.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Восстание
  • 3 Земля Попе
  • 4 Попытка Испании вернуть
  • 5 Реконкист
  • 6 В искусстве
  • 7 Лидеры восстания пуэбло и их домашние пуэбло
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

История вопроса

Более 100 лет, начиная с 1540 г., пуэбло коренные американцы современного Нью-Мексико подвергались последовательным волнам солдат, миссионеров и поселенцев. Эти столкновения, называемые entradas (вторжения), характеризовались ожесточенными столкновениями между испанскими колонистами и народами пуэбло. Война Тигуэ, разразившаяся зимой 1540–1541 гг. Экспедицией Франсиско Васкеса де Коронадо против двенадцати или тринадцати пуэбло коренных американцев Тивы, была особенно разрушительно для Пуэбло и испанских отношений.

В 1598 г. Хуан де Оньяте возглавил 129 солдат и 10 францисканских католических священников, а также большое количество женщин, детей, слуг, рабов, и домашний скот, в долину Рио-Гранде Нью-Мексико. В то время в регионе проживало около 40 000 коренных американцев пуэбло. Оньяте подавил восстание в Акома Пуэбло, убив и поработив сотни коренных американцев и приговорив всех мужчин 25 лет и старше к отсечению ног. Резня в Акоме вызовет страх и гнев у испанцев в этом регионе на долгие годы, хотя францисканские миссионеры были направлены в несколько городов Пуэбло для христианизации местных жителей.

Местоположение Пуэбло деревень и их соседей в раннем Нью-Мексико.

Испанская колониальная политика 1500-х годов в отношении гуманного обращения с коренными жителями было трудно осуществить на северной границе. С основанием первого постоянного колониального поселения в 1598 году, пуэбло были вынуждены платить колонистам дань в виде рабочей силы, молотого зерна и текстиля. Энкомьенды вскоре были основаны колонистами вдоль Рио-Гранде, ограничив доступ Пуэбло к плодородным сельхозугодьям и источникам воды и возложив тяжелое бремя на рабочую силу Пуэбло. Особенно вопиющим для пуэбло было нападение на их традиционную религию. Францисканские священники установили теократии во многих деревнях пуэбло. В 1608 году, когда казалось, что Испания может покинуть провинцию, францисканцы крестили семь тысяч пуэбло, чтобы убедить корону в обратном. Хотя францисканцы изначально терпели проявления старой религии до тех пор, пока пуэблоанцы посещали мессу и сохраняли публичный вид католицизма, Фрай (в Нью-Мексико, 1656–1665) объявил вне закона Качина танцы народа пуэбло и приказал проводить их миссионеров схватить и сжечь их маски, молитвенные палки и чучела. Францисканские миссионеры также запретили использование энтеогенных наркотиков в традиционных религиозных церемониях пуэбло. Несколько испанских чиновников, таких как Николас де Агилар, которые пытались обуздать власть францисканцев, были обвинены в ереси и преданы суду инквизиции.

. В 1670-х годах засуха охватила регион, вызвав голод среди пуэбло и участившиеся набеги апачей, которые испанцы и солдаты пуэбло не смогли предотвратить. Фрай Алонсо де Бенавидес написал несколько писем королю, описывая условия, отмечая, что «испанские жители и индейцы едят шкуры и ремни телег». Волнения среди пуэбло достигли апогея в 1675 году. Губернатор Хуан Франсиско Тревиньо приказал арестовать сорок семь пуэбло знахарей и обвинил их в занятиях «колдовством <153.>". Четыре знахаря были приговорены к смертной казни через повешение; три из этих приговоров были приведены в исполнение, а четвертый заключенный покончил жизнь самоубийством. Остальные были публично избиты плетью и приговорены к тюремному заключению. Когда эта новость дошла до лидеров пуэбло, они переместились в Санта-Фе, где содержались заключенные. Поскольку большое количество испанских солдат сражалось с апачами, губернатор Тревиньо был вынужден согласиться с требованием пуэбло об освобождении заключенных. Среди освобожденных был уроженец Сан-Хуана («Окай Овингех» на языке тева) по имени «Попе ".

Восстание

. После освобождения Попе вместе с рядом других лидеров пуэбло (см. список ниже) спланировали и организовали восстание пуэбло. Попе поселился в Таос-Пуэбло вдали от столицы Санта-Фе и провел следующие пять лет в поисках поддержал восстание среди 46 городов пуэбло. Он получил поддержку северных Тива, Тева, Това, Тано и Керес говорящие пуэбло из долины Рио-Гранде. Пекос Пуэбло, в 50 милях к востоку от Рио-Гранде, пообещали свое участие в восстании, как и зуни и Хопи, в 120 и 200 милях соответственно к западу от Рио-Гранде. Пуэбло, не присоединившиеся к восстанию, были четыре южных города Тива (Тигуэкс) около Санта-Фе и Пиро-Пуэбло к югу от основные населенные пункты пуэбло около современного города ю. Окорро. Южная Тива и Пиро были более тесно интегрированы в испанскую культуру, чем другие группы. Испанское население численностью около 2400 человек, включая метисов смешанной крови, местных слуг и вассалов, было рассредоточено по всему региону. Санта-Фе был единственным местом, которое можно было сравнить с городом. Испанцы смогли собрать только 170 человек с оружием. Пуэбло, присоединившиеся к восстанию, вероятно, имели 2000 или более взрослых мужчин, способных использовать местное оружие, такое как лук и стрелы. Возможно, что в восстании участвовали некоторые апачи и навахо.

Восстание пуэбло было типичным для милленаристских движений в колониальных обществах. Попе пообещал, что когда испанцы будут убиты или изгнаны, древние боги пуэбло наградят их здоровьем и процветанием. План Попе состоял в том, что жители каждого пуэбло восстанут и убьют испанцев в своей области, а затем все двинутся на Санта-Фе, чтобы убить или изгнать всех оставшихся испанцев. Восстание было назначено на 11 августа 1680 года. Попе разослал бегунов по всем Пуэбло с узлами на веревках. Каждое утро руководство пуэбло должно было развязать один узел на веревке, и когда последний узел будет развязан, это будет для них сигналом к ​​единому восстанию против испанцев. Однако 9 августа испанцы были предупреждены о надвигающемся восстании со стороны лидеров южной Тивы, и они захватили двух юношей Tesuque Pueblo, которым было поручено нести послание пуэбло. Их пытали, чтобы они раскрыли значение завязанной веревки.

Таос Пуэбло послужил базой для Попе во время восстания.

Затем Попе приказал начать восстание на день раньше. Пуэбло хопи, расположенные на отдаленных холмах Хопи в Аризоне, не получили предварительного уведомления о начале восстания и следовали графику восстания. 10 августа восстали пуэблоанцы, украли у испанцев лошадей, чтобы помешать им бежать, перекрыли дороги, ведущие в Санта-Фе, и разграбили испанские поселения. Всего было убито 400 человек, включая мужчин, женщин, детей и 21 из 33 францисканских миссионеров в Нью-Мексико. Выжившие бежали в Санта-Фе и на остров Пуэбло, в 10 милях к югу от Альбукерке и к одному из племен пуэбло, не участвовавших в восстании. К 13 августа все испанские поселения в Нью-Мексико были разрушены, а Санта-Фе был осажден. Пуэблоанцы окружили город и перекрыли водоснабжение. В отчаянии 21 августа губернатор Нью-Мексико Антонио де Отермин, забаррикадированный во Дворце губернаторов, совершил вылазку за пределы дворца со всеми своими подручными и заставил пуэблоанцев отступить. с большими потерями. Затем он вывел испанцев из города и отступил на юг вдоль Рио-Гранде, взяв курс на Эль-Пасо-дель-Норте. Пуэблоанцы преследовали испанцев, но не атаковали. 15 августа испанцы, укрывшиеся на острове Ислета, также отступили на юг, а 6 сентября две группы выживших, насчитывавшие 1946 человек, встретились на Сокорро. Около 500 выживших были рабами коренных американцев. В Эль-Пасо их привез испанский поезд снабжения. Пуэблоанцы не блокировали их выход из Нью-Мексико.

Земля Попе

Дворец губернаторов в Санта-Фе, изображенный здесь на открытке 1930-х годов, был осажден пуэбло. в августе 1680 года.

Отступление испанцев оставило Нью-Мексико во власти пуэблоанцев. Попе был загадочной фигурой в истории юго-запада, так как среди пуэблоанцев есть много рассказов о том, что случилось с ним после восстания. Более поздние показания народа пуэбло испанцам, вероятно, были окрашены антипопескими настроениями и желанием рассказать испанцам то, что они хотели услышать.

Очевидно, Попе и два его помощника, Алонсо Катити из Санто-Доминго и Луис Тупату из Пикуриса ездил из города в город, приказывая вернуться «в состояние их древности». Все кресты, церкви и христианские изображения подлежали уничтожению. Людям было приказано очищаться в ритуальных ваннах, использовать свои пуэблоанские имена и уничтожать все пережитки римско-католической религии и испанской культуры, включая испанский скот и фруктовые деревья. Говорили, что Попе запретил сажать пшеницу и ячмень и приказал тем уроженцам, которые были женаты по обрядам католической церкви, отпускать своих жен и брать других по старой местной традиции.

У пуэблоанцев не было традиции политического единства. Попе был человеком доверия и строгой политики. Таким образом, каждый пуэбло был самоуправляемым, и некоторые или все, очевидно, сопротивлялись требованиям Попе о возвращении к доиспанскому существованию. Рай, обещанный Попе после изгнания испанцев, не осуществился. Продолжалась засуха, уничтожившая урожай пуэбло, а набеги апачей и навахо усилились. Первоначально, однако, пуэблоанцы были объединены в своей цели - предотвратить возвращение испанцев.

Попе был свергнут с поста лидера пуэблоан примерно через год после восстания и исчез из истории. Считается, что он умер незадолго до испанского завоевания в 1692 году.

Попытка испанцев вернуться

Основной причиной восстания пуэбло, вероятно, была попытка испанцев уничтожить религию пуэблоанцев, запретив традиционные танцы и религиозные иконы, такие как эти куклы качина.

В ноябре 1681 года Антонио де Отермин попытался вернуться в Нью-Мексико. Он собрал отряд из 146 испанцев и такое же количество местных солдат в Эль-Пасо и двинулся на север вдоль Рио-Гранде. Он впервые столкнулся с Пиро пуэбло, которые были заброшены, а их церкви разрушены. В Isleta pueblo он провел короткую битву с жителями, а затем принял их капитуляцию. Находясь на острове Ислета, он отправил роту солдат и туземцев для установления испанской власти. Пуэблоанцы симулировали капитуляцию, собирая большие силы, чтобы противостоять Отермингу. С ростом угрозы нападения пуэбло, 1 января 1682 года Отермин решил вернуться в Эль-Пасо, сжег пуэбло и взяв с собой жителей острова Ислета. Первая попытка испанцев восстановить контроль над Нью-Мексико потерпела неудачу.

Некоторые из островков позже вернулись в Нью-Мексико, но другие остались в Эль-Пасо, живя в Ислета-дель-Сур-Пуэбло. Пиро также перебрались в Эль-Пасо, чтобы жить среди испанцев, в конечном итоге составив часть племен пиро, мансо и тива.

Испанцы так и не смогли убедить некоторых пуэблоанцев присоединиться к Санта-Фе. де Нуэво Мехико, и испанцы часто возвращались в поисках мира вместо восстановления. Например, хопи оставались свободными от любых попыток испанского завоевания; хотя они все же предприняли несколько ненасильственных попыток заключить безуспешные мирные договоры и безуспешные торговые соглашения. Для некоторых пуэблоанцев восстание увенчалось успехом в пресечении европейского влияния.

Реконкиста

Возвращение испанцев в Нью-Мексико было вызвано их страхом перед французскими наступлениями в долину Миссисипи и их желанием создать оборонительную границу против все более агрессивных кочевых племен на их северных границах. В августе 1692 года Диего де Варгас прошел маршем в Санта-Фе, не встретив сопротивления, вместе с преобразованным военным капитаном Зии Бартоломе де Охеда. Де Варгас с шестьюдесятью солдатами, сотней вспомогательными силами индейцев, семью пушками (которые он использовал в качестве рычага против пуэбло в Санта-Фе) и одним францисканским священником прибыл в Санта-Фе 13 сентября. Он пообещал 1000 собравшимся там народам пуэбло милосердие и защиту, если они присягнут королю Испании и вернутся к христианской вере. Через некоторое время пуэбло отвергли испанцев. После долгих уговоров испанцы наконец заставили пуэбло согласиться на мир. 14 сентября 1692 года де Варгас провозгласил официальный акт о возвращении во владение. Это был тринадцатый город, который он отвоевал для Бога и Короля таким образом, - радостно писал он Конде де Гальве, наместнику Новой Испании. В течение следующего месяца де Варгас посетил другие Пуэбло и принял их согласие на испанское владычество.

Хотя мирное соглашение 1692 года было бескровным, в последующие годы де Варгас сохранял все более жесткий контроль над все более непокорным Пуэбло. Де Варгас вернулся в Мексику и собрал около 800 человек, включая 100 солдат, и вернулся в Санта-Фе в декабре 1693 года. Однако на этот раз 70 воинов пуэбло и 400 членов семьи в городе воспротивились его въезду. Де Варгас и его силы устроили быстрый и кровавый повторный захват, который завершился капитуляцией и казнью 70 воинов пуэбло и их семей, приговоренных к десяти годам каторги.

В 1696 году жители четырнадцати пуэбло предприняли вторую попытку организованное восстание, начатое с убийства пяти миссионеров и тридцати четырех поселенцев и с применением оружия, которое сами испанцы продавали местным жителям на протяжении многих лет; Возмездие де Варгаса было немилосердным, тщательным и продолжительным. К концу века последний сопротивляющийся город Пуэбло сдался, и испанское завоевание было практически завершено. Многие пуэбло, однако, бежали из Нью-Мексико, чтобы присоединиться к апачам или навахо или попытаться переселиться на Великие равнины. Одно из их поселений было найдено в Канзасе в Эль-Кварталехо.

. В то время как независимость многих пуэбло от испанцев была недолгой, восстание пуэбло дало народам пуэбло некоторую свободу от будущих испанских усилий по искоренению их культура и религия после завоевания. Кроме того, испанцы выдали значительные земельные гранты каждому пуэбло и назначили государственного защитника для защиты прав коренных американцев и отстаивания их судебных дел в испанских судах. Францисканские священники, вернувшиеся в Нью-Мексико, больше не пытались навязать теократию пуэбло, продолжавшим практиковать свою традиционную религию.

В искусстве

Статуя По'пая от Клиффа Фрагуа в Национальном скульптурном зале

1994 Звездный путь: Следующее поколение. В эпизоде ​​«Конец путешествия » упоминается восстание пуэбло в контексте предков разных персонажи участвовали в восстании.

В 1995 году в Альбукерке компания La Compañía de Teatro de Albuquerque поставила двуязычную пьесу, написанную Рамоном Флоресом и. На нем изображены события, приведшие к восстанию пуэбло, вдохновленные рассказами двух сводных братьев, которые встретились на противоположных сторонах поля битвы.

Статуя По'Пея скульптора Клифф Фрагуа была добавлена ​​в Национальную коллекцию скульптур в США Капитолий в 2005 году как одна из двух статуй Нью-Мексико.

В 2005 году в Лос-Анджелесе Native Voices at the Autry выпустили адаптацию Ромео и Джульетты, написанную Таосом. Драматург пуэбло Джеймс Лухан. Действие пьесы происходит через пять лет после испанской Реконкисты 1692 года. Пьеса связывает реальных исторических деятелей с их литературными аналогами, чтобы показать, как обе стороны научились жить вместе и сформировали культуру современного Нью-Мексико.

В 2010 году ученики Клара Натонабах, Нолан Эскитс, Ариэль Антоне, члены команды устного слова индийской школы Санта-Фе написали и исполнили свой устный текст, рассказывающий историю восстания пуэбло »По ' платить "к одобрению критиков в Нью-Мексико и США. Коллектив выступал в странах Балтии - Эстонии, Латвии и Литве. Трек можно найти в iTunes.

Лидеры восстания пуэбло и их родные пуэбло

См. Также

  • Портал коренных народов Америки

Ссылки

Библиография

  • Engañador, Daniel. «Кем был Попей? Возникновение и исчезновение таинственного лидера восстания пуэбло ». Исторический обзор Нью-Мексико, весна 2011 г., том 86 / номер 2. стр. 141–156.
  • Эспиноза, Дж. Мануэль. Восстание индейцев пуэбло 1696 года и францисканские миссии в Нью-Мексико: письма миссионеров и связанные документы, Норман: Университет Оклахомы, 1988.
  • Кнаут, Эндрю Л. Восстание пуэбло 1680 года, Норман: University of Oklahoma Press, 1995. 14.
  • Либманн, Мэтью. Восстание: археологическая история сопротивления и возрождения пуэбло в 17 веке, штат Нью-Мексико, Тусон: University of Arizona Press, 2012.
  • Понсе, Педро, «Проблема для испанцев, восстание пуэбло 1680 года. 153>», Гуманитарные науки, ноябрь / декабрь 2002 г., том 23 / номер 6.
  • PBS Запад - события с 1650 по 1800 год
  • Сальпоант, Жан Батист, Солдаты Креста; Заметки о церковной истории Нью-Мексико, Аризоны и Колорадо, Солсбери, Северная Каролина: документальные публикации, 1977 г. (перепечатка с 1898 г.).
  • Симмонс, Марк, Нью-Мексико: интерпретирующая история, Альбукерке: Университет Нью-Йорка Mexico Press, 1977.
  • Вебер, изд. Дэвида Дж., Что вызвало восстание пуэбло 1680 года? Нью-Йорк: Бедфорд / Сент. Martin's Press, 1999.
  • Preucel, Robert W., 2002. Археология восстания пуэбло: идентичность, значение и обновление в мире пуэбло. Издательство Университета Нью-Мексико: Альбукерке.
  • Уилкокс, Майкл В., «Восстание пуэбло и мифология завоевания: археология контакта коренных народов», University of California Press, 2009.

Внешние ссылки

  • Документальный фильм PBS о восстании пуэбло: Frontera!
  • Ancientweb.org/America
  • PBS: Запад - Архивы Запада. «Письмо губернатора и капитан-генерала., Дон Антонио де Отермин из Нью-Мексико, в котором он дает ему полный отчет о том, что произошло с ним с того дня, как индейцы окружили его. [8 сентября 1680 г.] "Источник 2 ноября 2009 г.
  • Восстание пуэбло
Последняя правка сделана 2021-06-02 10:19:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте