A государственное предприятие в Индии называется предприятие государственного сектора (PSU ) или предприятие государственного сектора . Те компании, которые принадлежат профсоюзному правительству Индии или одному из многих правительств штатов или территорий или обоим. Компания акция должна принадлежать государству, чтобы быть ПЕИ. ПЕВ строго можно классифицировать как предприятия центрального государственного сектора (КПСС, CPSE) или государственные предприятия государственного уровня (SLPE). В 1951 году в государственном секторе Индии было всего пять предприятий, но в марте 2019 года их количество увеличилось до 348. Эти предприятия представляют собой общие инвестиции в размере 16,40 628 кр. На 31 марта 2019 года. Общая сумма оплаченного капитала по состоянию на 31 марта. Март 2019 года составляет 275 697 человек. Выручка CPSE за 2018-19 финансовый год составила 25,43,370 единиц. Они находятся в ведении Министерства тяжелой промышленности и государственных предприятий.
Когда Индия обрела независимость в 1947 году, это была прежде всего аграрная страна с слабая производственная база. В стране было всего восемнадцать индийских артиллерийских заводов, которые британцы основали в своих экономических интересах и правят субконтинентом с помощью грубой силы. Национальный консенсус был в пользу быстрой индустриализации экономики, которая рассматривалась как ключ к экономическому развитию, повышению уровня жизни и экономического суверенитета. Основываясь на Бомбейском плане, в котором отмечалось требование государственного вмешательства и регулирования, первая Резолюция о промышленной политике, объявленная в 1948 году, обозначила общие контуры стратегии промышленного развития. Впоследствии Комиссия по планированию была сформирована постановлением кабинета министров в марте 1950 года, а в 1951 году был принят Закон о промышленности (развитие и регулирование) с целью уполномочить правительство предпринимать необходимые шаги для регулирования промышленного развития. Премьер-министр Джавахарлал Неру продвигал экономическую политику, основанную на индустриализации замещения импорта, и выступал за смешанную экономику. Он считал, что создание основной и тяжелой промышленности имеет фундаментальное значение для развития и модернизации индийской экономики. Второй пятилетний план (1956–60) Индии и Постановление о промышленной политике 1956 г. подчеркнули необходимость развития предприятий государственного сектора в соответствии с национальной политикой индустриализации Неру. Его видение было продвинуто доктором В. Кришнамурти известен как «отец предприятий государственного сектора в Индии». Индийский статистик Прасанта Чандра Махаланобис сыграл важную роль в его формулировке, которая впоследствии была названа моделью Фельдмана – Махаланобиса.
. Основным соображением при создании PSU было ускорение роста основных секторов экономики; для обслуживания потребностей в оборудовании в стратегически важных секторах, а также для создания рабочих мест и доходов. Большое количество «больничных пунктов » было передано из частного сектора. Кроме того, правительство Индиры Ганди национализировало четырнадцать крупнейших частных банков Индии в 1969 году и еще шесть в 1980 году. Эта проводимая государством промышленная политика с соответствующими ограничениями для частных предприятий, была доминирующей моделью экономического развития Индии до индийского экономического кризиса 1991 года. После кризиса правительство начало дезинвестировать свою собственность на несколько ПЕВ с целью привлечения капитала и приватизации компаний, столкнувшихся с плохими финансовыми показателями и низкой эффективностью.
Определенная общественность предприятия сектора получили дополнительную финансовую автономию. Эти компании являются «компаниями государственного сектора, имеющими сравнительные преимущества», что дает им большую автономию для конкуренции на мировом рынке, чтобы «поддержать [их] в их стремлении стать глобальными гигантами». Первоначально финансовая автономия была предоставлена девяти ПЕВ как статус Навратны в 1997 году. Первоначально термин Наваратна означал талисман, состоящий из девяти драгоценных камней. Позже этот термин был принят в судах императора Гупты Викрамадитья и императора Великих Моголов Акбара в качестве собирательного названия девяти чрезвычайных придворных в соответствующих судах.
В 2010 году правительство установило более высокую категорию Махаратны, которая поднимает потолок инвестиций компании с рупий. 1000 крор в рупии 5000 крор. Фирмы Махаратны теперь могут принимать решение об инвестировании до 15% своей чистой стоимости в проект, в то время как компании Наваратны могут инвестировать до 1000 крор рупий без явного одобрения правительства. Две категории миниратн предоставляют менее обширную финансовую автономию.
Принципы присвоения статуса Ратна следующие:
Махаратна | Навратна | Миниратна Категория-I | Миниратна Категория-II | |
---|---|---|---|---|
Право на участие | Три года со средней годовой чистой прибылью более рупий. 2500 крор, ИЛИ Среднегодовая чистая стоимость рупий. 10 000 крор за 3 года ИЛИ Средний годовой оборот рупий. 20000 крор за 3 года (против 25000 крор, предписанных ранее) | Оценка 60 (из 100), основанная на шести параметрах, которые включают чистую прибыль, чистую стоимость, общие затраты на рабочую силу, общую стоимость производства, стоимость услуг, PBDIT (прибыль до амортизации, процентов и налогов), задействованный капитал и т. Д. И Компания должна сначала быть Miniratna и иметь 4 независимых директора в своем совете, прежде чем она может стать Navratna. | Непрерывно получали прибыль в течение последних трех лет или чистую прибыль в размере рупий. 30 крор или более за один из трех лет | Постоянно получали прибыль в течение последних трех лет и должны иметь положительный собственный капитал. |
Выгоды от инвестиций | рупий. 1000 крор - рупий. 5000 крор, или право свободно принимать решение об инвестировании до 15% своей чистой стоимости в проект | до рупий. 1000 крор или 15% от их чистой стоимости на один проект или 30% от их чистой стоимости за весь год (не более 1000 крор). | до рупий. 500 крор или эквивалент их чистой стоимости, в зависимости от того, что меньше. | до рупий. 300 крор или до 50% от их чистой стоимости, в зависимости от того, что меньше. |
ПЕВ в Индии также классифицируются на основе их особых нефинансовых целей и регистрируются в соответствии с разделом 8 Закона о компаниях 2013 года (бывший раздел 25 Закона о компаниях 1956 года).
.
Sr № | Название CPSE | Чистая прибыль (в кр. INR) |
---|---|---|
1 | Oil Natural Gas Corporation Ltd. (ONGC) | 26 716 |
2 | Indian Oil Corporation Ltd. | 16894 |
3 | NTPC Ltd. | 11750 |
4 | Coal India Ltd | 10470 |
5 | Power Grid Corporation of India Ltd | 9,939 |
6 | Бхарат Petroleum Corporation Ltd | 7,132 |
7 | Power Finance Corporation Ltd. | 6,953 |
8 | Mahanadi Coalfields Ltd | 6,040 |
9 | Hindustan Petroleum Corporation Ltd | 6029 |
10 | Gail (India) Ltd | 6029 |
Sr Нет | CPSE Name | Чистый убыток (в рупиях cr) |
---|---|---|
1 | Bharat Sanchar Nigam Ltd | 14 904 |
2 | Air India Ltd. | 8,475 |
3 | Mahanagar Telephone Nigam ltd. | 3,390 |
4 | Государственная торговая корпорация Индии | 881 |
5 | PEC Ltd. | 500 |
6 | Orissa Mineral Development Company Ltd. | 452 |
7 | MSTC Ltd | 324 |
8 | National Textile Corporation Ltd | 315 |
9 | Airline Allied Services Ltd | 297 |
10 | Chennai Petroleum Corporation Ltd. | 213 |
.
По состоянию на 23 октября 2019 года насчитывалось 10 махаратн, 14 наваратн и 74 миниратн. Всего насчитывается около 348CPSE (предприятий центрального государственного сектора).