Психо (фильм 1960 года)

редактировать
Фильм Альфреда Хичкока 1960 года

Психо
На плакате изображено большое изображение молодой женщины в белом нижнем белье. Имена главных действующих лиц указаны в правой части плаката. Меньшие изображения Энтони Перкинса и Джона Гэвина находятся над словами, написанными крупным шрифтом: Афиша театрального релиза Макарио Гомеса Кибуса
РежиссерАльфред Хичкок
ПродюсерАльфред Хичкок
СценарийДжозеф Стефано
На основеPsycho. Роберт Блох
В главной роли
МузыкаБернарда Херрманна
КинематографияДжон Л. Рассел
ОтредактировалДжордж Томасини
Продакшн. компанияShamley Productions
РаспространяетсяParamount Pictures
Дата выпуска
  • 16 июня, 1960 (1960-06-16) (DeMille Theater )
  • 8 сентября 1960 (1960-09-08) (США)
Продолжительность109 минут
CountryСША
ЯзыкАнглийский
Бюджет806 947 долларов
кассовые сборы50 миллионов долларов

Психо 1960 год Американский психологический ужастик r фильм, продюсер и режиссер Альфред Хичкок. Сценарий, написанный Джозефом Стефано, был основан на одноименном романе 1959 года Роберта Блоха. В главных ролях: Энтони Перкинс, Джанет Ли, Вера Майлз, Джон Гэвин и Мартин Бальзам, а также Центры о столкновении беглой растраты Мэрион Крейн (Ли) и Нормана Бейтса (Перкинс), застенчивого владельца уединенного старого мотеля, и ее последствиях. 65>

Психо рассматривалось как отход от предыдущего фильма Хичкока Север за северо-западом, поскольку он был снят с меньшим бюджетом в черно-белом с членами съемочной группы из его телесериала Альфред Хичкок представляет. Первоначально фильм считался неоднозначным и получил неоднозначные отзывы, но интерес аудитории и выдающиеся кассовые сборы вызвали серьезную критическую переоценку. Психо был номинирован на четыре премии Оскар, в том числе на лучшую женскую роль второго плана за Ли и за лучшую режиссуру за Хичкока.

Сейчас «Психо» считается одним из лучших фильмов Хичкока и признано мировыми кинокритиками и учеными как главное произведение кинематографического искусства из-за прекрасного режиссуры, напряженной атмосферы, эффективной операторской работы, запоминающейся музыки и культовых представлений. Часто входящий в число величайших фильмов всех времен, он установил новый уровень приемлемости насилия, девиантного поведения и сексуальности в американских фильмах и широко считается самым ранним примером слэшера. жанр.

После смерти Хичкока в 1980 году Universal Pictures начали выпускать последующие работы: три сиквела, ремейк, сделанный- спин-офф для телевидения и телесериал-приквел, действие которого происходит в 2010-х годах. В 1992 году Библиотека Конгресса сочла фильм «культурно, исторически или эстетически значимым» и отобрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Актеры
  • 3 Производство
    • 3.1 Разработка
    • 3.2 Адаптация романа
    • 3.3 Подготовка к съемкам
    • 3.4 Съемки
    • 3.5 Сцена в душе
  • 4 Саундтрек
    • 4,1 Оценка
    • 4,2 Записи
  • 5 Противоречие
  • 6 Выпуск
    • 6.1 Продвижение
    • 6.2 Рейтинг
    • 6.3 Домашние СМИ
  • 7 Прием
  • 8 Темы и стиль
    • 8.1 Подрыв романтики с помощью иронии
    • 8.2 Мотивы
    • 8.3 Психоаналитическая интерпретация
  • 9 Похвалы
  • 10 Наследие
    • 10.1 Воздействие
    • 10.2 Продолжение и римейк
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
  • 14 Дополнительная литература
    • 14.1 Производство психо
  • 15 Внешние ссылки

Сюжет

Во время встречи в обеденное время в отеле Феникс, Аризона, секретарь по недвижимости Мэрион Крейн и ее парень Сэм Лумис обсуждают, как они не могут позволить себе прибыл из-за долгов Сэма. После обеда Мэрион возвращается к работе, когда клиент оставляет за собственность платеж наличными в размере 40 000 долларов. Босс Марион просит ее положить деньги в банк и позволяет ей уйти раньше, так как она жалуется на головную боль. Вернувшись домой, она решает украсть деньги и поехать в дом Сэма в Фэйрвейл, Калифорния.

По пути в Фэйрвейл Мэрион останавливает машину на обочине дороги и засыпает. На следующее утро ее разбудил офицер Калифорнийского дорожного патруля ; она нервничает, и офицер решает следовать за ней. Марион останавливается у автосалона Бейкерсфилда и продает свою машину с номерными знаками Аризоны на новую машину с номерами Калифорнии. Офицер подозрительно наблюдает за ней, когда она уезжает.

Во время ливня Мэрион останавливается на ночлег в мотеле Бейтса и прячет украденные деньги в газете. Хозяин, Норман Бейтс, приглашает ее на ужин после регистрации. Она принимает его приглашение, но подслушивает спор между Норманом и его матерью о приведении женщины в их готический дом, расположенный над мотелем. Вместо этого они едят в гостиной мотеля, где он рассказывает ей о своей жизни со своей психически больной матерью, которая запрещает ему жить отдельно от нее.

Тронутая рассказом Нормана, Мэрион решает утром вернуться в Феникс, чтобы вернуть украденные деньги. В душе темная фигура закалывает ее насмерть. Увидев кровь, Норман впадает в панику и бежит в комнату Марион, где обнаруживает ее тело. Он убирает место преступления, кладя труп Марион, включая (без его ведома) украденные деньги, в багажник ее машины и топит его в болоте возле мотеля.

Через неделю сестра Марион Лила прибывает в Фэйрвейл и рассказывает Сэму о местонахождении Мэрион. К ним подходит частный детектив Милтон Арбогаст и подтверждает, что Мэрион разыскивается за кражу. Арбогаст прослеживает местные мотели и обнаруживает, что Мэрион ночевала в мотеле Бейтса. Он расспрашивает Нормана, чьи запинки и непоследовательные ответы вызывают подозрения; Норман отказывается позволить Арбогасту поговорить с его матерью. Арбогаст сообщает Сэму и Лиле о его поисках Мэрион и обещает вскоре снова позвонить. Он идет в дом Бейтсов в поисках матери Нормана; наверху лестницы темная фигура закалывает его до смерти.

Когда Лила и Сэм не получают известий от Арбогаста, Сэм посещает мотель. Сэм видит в доме фигуру, которую он принимает за миссис Бейтс, но она игнорирует его. Лайла и Сэм посещают местного заместителя шерифа, который сообщает им, что миссис Бейтс умерла в результате убийства-самоубийства десять лет назад. Шериф заключает, что Арбогаст солгал Сэму и Лиле, чтобы преследовать Мэрион и деньги. Убежденные, что Арбогасту постигло какое-то зло, Лила и Сэм едут в мотель. Норман выносит свою мать из ее комнаты и прячет ее во фруктовом погребе.

Сэм отвлекает Нормана беседой в мотеле, а Лила пробирается в дом. Норман становится взволнованным и нападает на Сэма. Лила прячется в подвале, где обнаруживает, что миссис Бейтс превратилась в мумифицированный труп. Услышав крик Лилы, Норман в одежде своей матери и в парике бежит в подвал с поварским ножом. Сэм приходит в сознание и умудряется подчинить его.

В суде психиатр объясняет, что Норман убил миссис Бейтс и ее любовника десять лет назад из ревности. Не в силах нести вину, он украл ее труп и стал обращаться с ним так, как будто она была еще жива. Он воссоздал свою мать в своем воображении как альтернативную личность. Эта «Мать» такая же ревнивая и собственническая личность, как была жива миссис Бейтс: всякий раз, когда Норман чувствует влечение к женщине, «Мать» убивает ее. Как «Мать», Норман убил двух молодых девушек, прежде чем убить Марион и Арбогаст. Пока Норман сидит в тюремной камере, закадровый голос «Матери» протестует, что убийства совершил Норман. Машину Марион буксируют с болота.

Исполнение роли

Энтони Перкинса в роли Нормана Бейтса принесло ему высокую оценку критиков.

Производство

Развитие

Психо основано на Роберте Блохе. 1959 одноименный роман, в некоторой степени вдохновленный делом осужденного Висконсинского убийцы и грабителя могил Эда Гайна. И Гейн (который жил всего в 64 километрах (40 миль) от Блоха), и главный герой истории Норман Бейтс были убийцами-одиночками в изолированных сельских районах. У каждой из них были покойные, властные матери, они закрыли комнату в своем доме как святилище для нее и облачились в женскую одежду. Однако, в отличие от Бейтса, Гейн не считается серийным убийцей, поскольку ему было предъявлено обвинение в убийстве только дважды.

Психо, действие которого происходит на Universal Studios Lot, с изображением Ford Custom 300 аналогично тому, что было за рулем Джанет Ли в фильме, теперь он является частью студийного тура по тематическому парку Universal Studios Hollywood.

Пегги Робертсон, долгое время Хичкока - временный помощник, прочитала положительную рецензию на роман Энтони Баучер в его колонке «Преступники на свободе» и решила показать книгу своему работодателю; тем не менее, читатели студии Paramount Pictures уже отвергли ее идею о фильме. Хичкок приобрел права на роман за 9500 долларов и, как сообщается, приказал Робертсону купить все копии, чтобы сохранить сюрпризы романа. Хичкок, который столкнулся с конкурентами по жанрам, чьи работы критически сравнивали с его собственными, искал новый материал для восстановления после двух прерванных проектов с Paramount: Flamingo Feather и No Bail for the Judge. Ему не нравились требования звезд к зарплате, и он доверял лишь немногим людям, которые выбирали перспективный материал, включая Робертсона.

Руководство Paramount отвергло предложение Хичкока и отказалось предоставить его обычный бюджет. В ответ Хичкок предложил быстро и дешево снять «Психо» в черно-белом режиме с помощью съемочной группы телесериала Альфред Хичкок представляет. Руководители Paramount отвергли этот экономичный подход, заявив, что их звуковые сцены были забронированы, но отрасль переживала спад. Хичкок возразил, что он лично профинансирует проект и снимет его в Universal-International, используя свою команду Shamley Productions, если Paramount будет распространять. Вместо своего обычного гонорара режиссера в размере 250 000 долларов он предложил 60% акций негатива. Это комбинированное предложение было принято, и Хичкок продолжил, несмотря на отрицательные отзывы со стороны продюсера Герберта Коулмана и исполнительного директора Shamley Productions Джоан Харрисон.

адаптации романа

Джеймс П. Кавана, писатель о Альфред Хичкок представляет телесериал, написал оригинальный сценарий. Хичкок чувствовал, что сценарий перетягивается и читается как телевизионный короткий рассказ ужасов, оценка которого разделяет ассистент. Хотя Стефано раньше работал только над одним фильмом, Хичкок согласился встретиться с ним; несмотря на неопытность Стефано, встреча прошла хорошо, и его наняли.

Сценарий относительно верен роману, с некоторыми примечательными адаптациями Хичкока и Стефано. Стефано счел характер Нормана Бейтса - который в книге - среднего возраста, с избыточным весом и, более того, явно нестабильным - несимпатичен, но его заинтриговал, когда Хичкок предложил сыграть Энтони Перкинса. Стефано исключил пьянство Бейтса, что, очевидно, потребовало устранения «становления» Бейтса материнской личностью, когда он находился в пьяном ступоре. Также пропал интерес Бейтса в спиритизм, то оккультная и порнографии. Хичкок и Стефано решили начать фильм со сцен из жизни Марион и вообще не вводить Бейтса до 20 минут, а не открывать фильм Бейтсом, читающим книгу по истории, как это делает Блох. Писатель Джозеф В. Смит отмечает, что «ее история занимает только две из 17 глав романа. Хичкок и Стефано расширили ее почти до половины повествования». Он также отмечает, что в романе нет свидания в отеле между Мэрион и Сэмом. По мнению Стефано, разговор между Марион и Норманом в гостиной отеля, в котором она проявляет материнскую симпатию к нему, позволяет аудитории переключить свои симпатии на Нормана Бейтса после убийства Мэрион. Когда Лила Крейн просматривает комнату Нормана в фильме, она открывает книгу с чистой обложкой, содержимое которой не видно; в романе, это «патологически порнографические» иллюстрации. Стефано хотел дать аудитории «признаки того, что что-то не так, но это нельзя переоценить или переборщить». В своей книге интервью с Хичкоком Франсуа Трюффо отмечает, что роман «жульничает», продолжая беседы между Норманом и «Матерью» и указывая, что Мать «делает» в различные моменты.

Имя главной героини было изменено с Мэри на Мэрион, потому что настоящая Мэри Крейн существовала в Фениксе. Также изменился зарождающийся роман романа между Сэмом и Лилой. Хичкок предпочел сосредоточить внимание аудитории на разгадке загадки, и Стефано думал, что такие отношения сделают Сэма Лумиса дешевым. Вместо того, чтобы Сэм объяснил Лиле патологию Нормана, в фильме используется психиатр. (Стефано проходил терапию, занимаясь своими отношениями с собственной матерью, пока писал сценарий.) Роман более жесток, чем фильм; например, Марион обезглавливают в душе, а не зарезают. Незначительные изменения включают замену характерной серьги Мэрион, найденной после ее смерти, на клочок бумаги, который не смывается в унитаз. Это произвело некоторый шок, потому что туалеты почти никогда не видели в американском кино 1960-х годов. Место гибели Арбогаста перенесено из фойе на лестничную клетку. Стефано подумал, что так будет легче скрыть правду о «Матери», не опасаясь, что что-то скрывается. По словам Джанет Ли, это дало Хичкоку больше возможностей для его камеры.

Подготовка к съемкам

Paramount, чей контракт гарантировал еще один фильм Хичкока, не хотел, чтобы Хичкок снимал «Психо». Paramount ожидала Никакого залога за судью в главной роли Одри Хепберн, которая забеременела и вынуждена была уйти, в результате чего Хичкок отказался от постановки. Их официальная позиция заключалась в том, что книга «слишком отталкивающая» и «невозможная для фильмов», и ничего, кроме его звездных мистических триллеров, не хватит. Им не понравилось «что-нибудь в этом», и они отказали ему в его обычном бюджете. В ответ Хичкок профинансировал создание фильма через свою собственную Shamley Productions, снимая на Universal Studios под управлением телекомпании Revue. Оригинальные здания мотеля Бейтса и дома Бейтса, которые были построены на той же сцене, что и Лон Чейни-старший Призрак Оперы, все еще стоят на Отделение Universal Studios в Юниверсал-Сити рядом с Голливудом и является постоянным местом встречи студии. В результате сокращения расходов Хичкок решил снять «Психо» в черно-белом режиме, сохранив бюджет менее 1 миллиона долларов. Другими причинами для съемки в черно-белом цвете были его желание не допустить, чтобы сцена в душе была слишком кровавой, и его восхищение тем, как Les Diaboliques использует черно-белое.

Чтобы снизить затраты, и так как ему было удобнее всего с ними, Хичкок взял большую часть своей команды из своего телесериала «Альфред Хичкок представляет», включая оператора, художника по декорациям, руководителя сценария и первого помощника режиссера. Он нанял постоянных сотрудников Бернарда Херрманна в качестве музыкального композитора, Джорджа Томасини в качестве редактора и Сола Басса для оформления заголовка и раскадровки сцены душа. В целом его команда обошлась в 62000 долларов.

Благодаря своей репутации Хичкок отдал Ли за четверть ее обычного гонорара, заплатив всего 25000 долларов (в книге 1967 года Хичкок / Трюффо Хичкок сказал, что Ли задолжал Paramount. один последний фильм о ее семилетнем контракте, который она подписала в 1953 году). Его первый выбор, Ли согласился, только прочитав роман и не задавая вопросов о ее зарплате. Ее партнер по фильму Энтони Перкинс согласился на 40 000 долларов. Обе звезды были опытными и проверенными кассовыми сборами.

Paramount распространяла фильм, но четыре года спустя Хичкок продал свои акции в Шемли материнской компании Universal (MCA ) и оставшиеся шесть своих фильмов. были изготовлены и распространены Universal Pictures. Еще через четыре года Paramount продала все права Universal.

Съемки

Фильм, снятый независимо и финансируемый Хичкоком, снимался на Revue Studios, в том же месте. как его телешоу. «Психо» снимали с ограниченным бюджетом в 807 000 долларов, начиная с 11 ноября 1959 года и заканчивая 1 февраля 1960 года. Съемки начались утром и закончились к шести часам вечера. или раньше по четвергам (когда Хичкок и его жена обедали в Chasen's ). Практически весь фильм был снят 50-миллиметровыми объективами на 35-миллиметровые камеры. Это обеспечило угол обзора, подобный человеческому, что помогло еще больше привлечь внимание аудитории.

Перед началом съемок в ноябре Хичкок отправил помощника режиссера Хилтона А. Грина в Феникс для разведки мест. и снимаем начальную сцену. Предполагалось, что это будет воздушный снимок Феникса, который медленно приближается к окну отеля, где изображены страстные Мэрион и Сэм. В конечном итоге кадры с вертолета оказались слишком шаткими, и их пришлось объединить с кадрами из студии. Другая команда снимала дневные и ночные кадры на шоссе 99 между Горманом и Фресно, Калифорния, для проекции, когда Мэрион едет из Феникса. Также показаны кадры ее въезда в Бейкерсфилд, чтобы обменять свою машину. Они также предоставили снимки места для сцены, в которой патрульный на шоссе обнаруживает ее спящей в своей машине. В одной уличной сцене, снятой в центре Феникса, были обнаружены рождественские украшения; вместо того, чтобы повторно снимать отснятый материал, Хичкок решил добавить графику к открывающей сцене, обозначив дату как «Пятница, одиннадцатое декабря».

Грин также сделал фотографии подготовленного списка из 140 мест для последующей реконструкции в студии. Среди них было много офисов по недвижимости и домов, например, принадлежащих Мэрион и ее сестре. Он также нашел девушку, которая выглядела так, как он представлял себе Марион, и сфотографировал весь ее гардероб, что позволило Хичкоку потребовать реалистичных взглядов от Хелен Колвиг, смотрителя гардероба. Внешний вид дома Бейтсов был смоделирован с картины Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги», причудливого портрета Второй Империи Викторианского дома по адресу Конгер, 18 Авеню в Хаверстроу, Нью-Йорк.

Ведущим актерам Перкинсу и Ли была предоставлена ​​свобода интерпретировать свои роли и импровизировать, если это не связано с перемещением камеры. Примером импровизации Перкинса является привычка Нормана есть конфетную кукурузу. На протяжении съемок Хичкок создавал и спрятал различные версии опоры «Труп матери» в гардеробной Ли. Ли хорошо восприняла шутку и задалась вопросом, было ли это сделано для того, чтобы держать ее в напряжении или чтобы решить, какой труп будет страшнее для зрителей.

Хичкок был вынужден сделать нехарактерные повторные кадры для некоторых сцен. Последний кадр в сцене из душа, который начинается с очень крупного плана глаза Марион и увеличивается и уменьшается, оказался трудным для Ли, потому что брызги воды в ее глазах заставили ее моргнуть, и у оператора были проблемы, потому что ему приходилось вручную фокусироваться при перемещении камеры. Для вступительной сцены потребовались повторные съемки, потому что Хичкок чувствовал, что Ли и Гэвин недостаточно увлечены. Ли не мог сказать «Не слишком много» для сцены с офисом недвижимости, что потребовало дополнительных повторных попыток. Наконец, сцена, в которой обнаруживается «Мать», потребовала сложной координации поворота стула, удара Веры Майлз (в роли Лилы Крейн) в лампочку и бликов от линз, которые оказались прилипшими. точка. Хичкок вынужден был повторять кадры до тех пор, пока все три элемента не были ему удовлетворены.

По словам Хичкока, серию снимков, в которых Арбогаст поднимался по лестнице в доме Бейтсов до того, как он получил ножевое ранение, сделал помощник режиссера Хилтон А. Грин. работать с рисунками художника-раскадровщика Сола Басса только в то время, когда Хичкок был выведен из строя простудой. Однако после просмотра ежедневников снимков, Хичкок был вынужден отказаться от них. Он утверждал, что они «бесполезны», потому что изображают не «невинного человека, а зловещего человека, поднимающегося по этой лестнице». Позже Хичкок переснял сцену, хотя небольшая часть отснятого материала попала в фильм. Съемки убийства Арбогаста оказались проблематичными из-за угла наклона камеры, необходимого для того, чтобы скрыть поворот фильма. Дорожку камеры, построенную на шкивах рядом с лестницей, вместе с устройством в виде кресла нужно было сконструировать и тщательно протестировать в течение нескольких недель.

Камея Альфреда Хичкока - знаковое явление в большинстве его фильмов. В «Психе» его можно увидеть через окно - в шляпе Стетсон - стоящего перед офисом Мэрион Крейн. Хозяйка гардероба Рита Риггс сказала, что Хичкок выбрал эту сцену для своей камео, чтобы он мог быть в сцене со своей дочерью (которая играла одну из коллег Марион). Другие предположили, что он выбрал это раннее появление в фильме, чтобы не отвлекать аудиторию.

Сцена в душе

Убийство персонажа Ли в душе - основная сцена фильма и одна из самый известный во всем кино. Таким образом, он породил множество мифов и легенд. Он был снят с 17 по 23 декабря 1959 года после того, как Ли дважды откладывала съемку, сначала из-за простуды, а затем из-за менструации. Было использовано семьдесят семь различных ракурсов камеры. Готовая сцена длится три минуты и включает 50 монтажей. Большинство снимков - это очень крупные планы, за исключением средних снимков в душе непосредственно перед и сразу после убийства. Комбинация снимков с близкого расстояния с их короткой продолжительностью делает сцену более субъективной, чем это было бы, если бы изображения были представлены отдельно или под более широким углом. Пример техники, которую Хичкок описал как «перенос угрозы с экрана на экран. разум публики ».

Вырисовывающаяся на чертеже фигура размахивает ножом в сторону камеры Темная фигура из сцены душа

Чтобы сделать прямой снимок душевой лейки, камеру нужно было оснастить длинным объективом. Внутренние отверстия на душевой лейке были заблокированы, и камера была размещена на достаточном расстоянии, чтобы вода, хотя и была направлена ​​прямо на линзу, на самом деле текла вокруг и мимо нее.

Звуковая дорожка визжащих скрипок, альтов и виолончелей была оригинальной пьесой композитора Бернарда Херрманна под названием «Убийство ». Изначально Хичкок намеревался не иметь музыки для сцены (и всех сцен в мотеле), но Херманн настоял на том, чтобы он попробовал свою композицию. Позже Хичкок согласился, что это значительно усилило сцену и почти удвоило зарплату Херрманну. Считается, что кровь в сцене - это шоколадный сироп Bosco, который лучше проявляется на черно-белой пленке и имеет более реалистичную плотность, чем сценическая кровь. Звук ножа, вошедшего в плоть, создавался при вонзании ножа в дыню касаба.

Существуют разные версии, был ли Ли все время в душе или для некоторых частей убийства использовался дублер. и его последствия. В интервью Роджеру Эберту и в книге Альфред Хичкок и создание психа Ли заявила, что она была на сцене все время, а Хичкок использовал замену только для последовательность, в которой Норман заворачивает тело Марион занавеской для душа и кладет в багажник ее машины. Книга 2010 года «Девушка в душе Альфреда Хичкока» Роберта Грейсмита противоречит этому, идентифицируя Марли Ренфро как двойника Ли в некоторых кадрах сцены душа. Грейсмит также заявил, что позже Хичкок признал участие Ренфро в этой сцене. Рита Риггс, которая отвечала за гардероб, утверждает, что Ли все время находился в душе, объясняя, что Ли не хотела быть обнаженной. и поэтому она разработала стратегические предметы, в том числе пирожные, молескин и боди, которые нужно наклеить на Ли для сцены. Риггс и Ли просмотрели журналы со стриптизом, в которых были показаны все разные костюмы, но ни один из них не подошел, потому что на всех были кисточки. Риггс говорит, что именно тогда они и познакомились с Ли.

Как вы знаете, нельзя было взять камеру и просто показать обнаженную женщину, это нужно было сделать импрессионистически. Итак, это было сделано с помощью маленьких кусочков пленки, головы, ног, руки и т. Д. В этой сцене было 78 фрагментов пленки примерно за 45 секунд.

— Альфред Хичкок, FilMagician, Интервью Альфреда Хичкока на тему «Психо» (1964), получено 9 декабря 2018 г.

Появился популярный миф о том, что ледяная вода использовалась в сцене душа, чтобы крик Ли стал реалистичнее. Ли неоднократно отрицал это, говоря, что съемочная группа была любезна и использовала горячую воду на протяжении всей недели съемок. Все крики принадлежат Ли. Другой миф заключался в том, что сцену в душе снял графический дизайнер Сол Басс. Это было опровергнуто несколькими фигурами, связанными с фильмом, в том числе Ли, который заявил: «Абсолютно нет! Я решительно говорил это в любом интервью, которое когда-либо давал. Я говорил это ему в лицо перед другими людьми... Я был в душе семь дней, и, поверьте мне, Альфред Хичкок был рядом со своей камерой на каждом из этих семидесяти с лишним кадров ". Хилтон А. Грин, помощник режиссера, тоже опровергает утверждение Басса: «В этом фильме нет кадра, для которого я не поворачивал камеру. И могу вам сказать, что я никогда не катал камеру для мистера Басса». Роджер Эберт, давний поклонник работы Хичкока, вкратце опроверг слухи, заявив: «Кажется маловероятным, что перфекционист с таким эго, как у Хичкока, позволил бы кому-то другому руководить такой сценой».

Комментаторы, такие как Стивен Ребелло. и Билл Крон выступили в пользу вклада Басса в сцену в качестве визуального консультанта и художника по раскадровке. Наряду с оформлением начальных титров, Басс в титрах назван «Консультантом по рисованию». Во время интервью Хичкока в 1967 году Франсуа Трюффо спросил о степени вклада Басса, на что Хичкок ответил, что в дополнение к названиям, Басс предоставил раскадровки для убийства Арбогаста (которое он утверждал, что отвергает), но не упомянул о том, что Басс предоставил раскадровки для сцены в душе.

Согласно «Хичкоку на работе» Билла Крона, первое заявление Баса о том, что он руководил сценой, было в 1970 году, когда он предоставил журналу с 48 использованными рисунками как раскадровки как доказательство его вклада. Анализ Крона постановки, опровергая утверждения Басса о режиссуре сцены, отмечает, что эти раскадровки действительно представили ключевые аспекты финальной сцены - в первую очередь тот факт, что убийца выглядит как силуэт, и такие детали, как крупные планы. режущего ножа, отчаянно протянутой руки Ли, сорванной занавески с крючков и перехода от дыры в дренажной трубе к мертвым глазам Мэрион Крейн. Крон отмечает, что этот последний переход очень напоминает названия радужной оболочки, которые Басс создал для Vertigo. Крон также отмечает, что Хичкок снимал сцену двумя камерами: одна - BNC Mitchell, другая - портативная французская камера Éclair, которую Орсон Уэллс использовал в <211.>Прикосновение зла (1958). Чтобы создать идеальный монтаж для максимального эмоционального воздействия на публику, Хичкок снял много кадров этой сцены, которые он обрезал в монтажной. Он даже принес на съемочную площадку Moviola, чтобы оценить необходимый материал. Последняя последовательность, над которой его редактор Джордж Томазини работал по совету Хичкока, однако не выходила далеко за пределы основных структурных элементов, установленных раскадровками Басса.

Согласно Дональду. Спото в «Темной стороне гения», жена Хичкока, Альма Ревиль, заметила ляп на одном из последних показов «Психо» перед его официальным выпуском: после того, как Мэрион якобы умерла, можно было увидеть, как она моргнула.. Согласно Патриции Хичкок, в документальном фильме Лорана Бузеро о «создании», Альма заметила, что персонаж Ли, казалось, переводил дыхание. В любом случае посмертное исследование было отредактировано и никогда не было видно публике. Хотя глаза Мэрион должны были быть расширены после ее смерти, контактные линзы, необходимые для этого эффекта, потребовали бы шести недель акклиматизации, чтобы их носить, поэтому Хичкок решил отказаться от них.

Часто утверждают, что, несмотря на их графическое изображение. природа, сцена в душе ни разу не показывает нож, пронзающий плоть. Тем не менее, покадровый анализ последовательности показывает один кадр, в котором нож, кажется, проникает в живот Ли, но эффект мог быть создан за счет освещения и обратного движения. Сама Ли была так потрясена этой сценой, когда увидела ее, что больше не принимала душ, если в этом не было крайней необходимости; она запирала все двери и окна и оставляла ванную и душевую дверь открытыми. Она так и не осознала, пока впервые не посмотрела фильм, «какой уязвимый и беззащитный».

Ли и Хичкок полностью обсудили, что означала сцена:

Мэрион решила вернуться в Феникс, очиститься и Возьмите последствия, поэтому, когда она ступила в ванну, это было так, как если бы она ступила в воды крещения. Брызги, обрушившиеся на нее, очищали скверну из ее разума, изгоняли зло из ее души. Она снова стала девственницей, умиротворенной, умиротворенной.

Теоретик кино Робин Вуд также обсуждает, как душ «смывает с нее чувство вины». Он комментирует «эффект отчуждения » уничтожения «очевидного центра фильма», с которым зрители отождествляли себя. Сцена была предметом документального фильма Александра О. Филиппа 2017 года 78/52, название которого ссылается на количество сокращений и настроек, соответственно, которые Хичкок использовал для съемок.

Саундтрек

Оценка

Хичкок настоял, чтобы Бернард Херрманн написал оценку для Psycho, несмотря на отказ композитора принять сниженную плату за меньший бюджет фильма. Получившаяся оценка, по словам Кристофера Палмера в «Композиторе в Голливуде» (1990), является «возможно, самым впечатляющим достижением Хичкока Херманна». Хичкок был доволен напряжением и драматизмом, добавленным к фильму, позже отмечая, что «33% эффекта Psycho было связано с музыкой». и что «Psycho сильно зависел от музыки Германа из-за ее напряжения и ощущения всепроникающей гибели». Об исключительном вкладе партитуры Херрманна можно судить по необычному предпоследнему размещению имени композитора в начальных титрах фильма, поскольку за ним следует только режиссерская заслуга Хичкока.

Херрманн использовал уменьшенный музыкальный бюджет в своих интересах, написав для струнного оркестра, а не для полного симфонического ансамбля, вопреки просьбе Хичкока о джазовой партитуре. Он думал о однотонном цвете саундтрека, состоящем из всех струн, как о способе отражения черно-белой кинематографии фильма. Струны играют con sordini (без звука) для всей музыки, кроме сцены с душем, создавая более темный и интенсивный эффект. Композитор фильма Фред Штайнер, анализируя музыку к Psycho, указывает, что струнные инструменты дали Херрманну доступ к более широкому диапазону тона, динамики и инструментальных спецэффектов, чем у любой другой инструментальной группы.

Основная музыка из названия, напряженная, стремительная пьеса, задает тон надвигающегося насилия и трижды возвращается в саундтрек. Хотя в первые 15–20 минут фильма ничего шокирующего не происходит, музыка из названия остается в сознании зрителей, придавая этим ранним сценам напряжение. Херрманн также поддерживает напряжение в более медленные моменты фильма, используя остинато.

. Ходили слухи, что Херманн использовал электронные средства, включая усиленный крик птиц, чтобы добиться шокирующего эффекта музыки в сцене душа. Эффект был достигнут, однако, только скрипками в «пронзительном, пронзительном звуке необычайной жестокости». Единственное использованное электронное усиление заключалось в размещении микрофонов рядом с инструментами для получения более жесткого звука. Помимо эмоционального воздействия, реплика сцены душа связывает саундтрек с птицами. Ассоциация музыки сцены душа с птицами также телеграфирует публике, что это Норман, коллекционер чучел птиц, является убийцей, а не его матерью.

Биограф Herrmann Стивен С. Смит пишет, что Музыка для сцены в душе «вероятно, самая известная (и наиболее имитируемая) реплика в музыке фильмов», но Хичкок изначально был против того, чтобы в этой сцене была музыка. Когда Херрманн сыграл реплику сцены душа для Хичкока, режиссер одобрил ее использование в фильме. Херрманн напомнил Хичкоку о его инструкциях не оценивать эту сцену, на что Хичкок ответил: «Неправильное предложение, мой мальчик, неправильное предложение». Это было одно из двух важных разногласий Хичкока с Херманном, в которых Херрманн проигнорировал инструкции Хичкока. Второй, набравший очки за Torn Curtain (1966), положил конец их профессиональному сотрудничеству. Опрос, проведенный PRS for Music в 2009 году, показал, что британская публика считает саундтрек из «сцены душа» самой страшной темой из любого фильма.

В честь пятидесятых. годовщина Психо, в июле 2010 года Симфонический оркестр Сан-Франциско получил копию фильма с удаленным саундтреком и спроецировал его на большой экран в Симфоническом зале Дэвиса, в то время как оркестр исполнял музыку вживую. Ранее он также был смонтирован Сиэтлским симфоническим оркестром в октябре 2009 года, выступая в Benaroya Hall два вечера подряд.

Записи

Было выпущено несколько компакт-дисков с музыкой к фильму, в том числе:

НазваниеДлина
1.«Прелюдия»
2.«Город»
3.«Марион»
4.«Мэрион и Сэм»
5.«Искушение»
6.«Полет»
7.«Патруль» Автомобиль "
8." Автомобиль "
9." Пакет "
10." Ливень "
11." Гостиничный номер "
12.«Окно»
13.«Гостиная»
14.«Сумасшедший дом»
15.«Глазок»
16.«Ванная»
17."Убийство "
18.«Тело»
19.«Офис»
20.«Завеса»
21.«Вода»
22.«Автомобиль»
23.«Болото»
24.«Поиск (A)»
25.«Тень»
26.«Телефонная будка»
27.«Крыльцо»
28.«Лестница»
29.«Нож»
30.«Поиск (B)»
31.« Первый этаж »
32.« Коттедж 10 »
33.« Коттедж 1 »
34.« Холм »
35.«Спальня»
36.«Игрушки»
37.«Подвал»
38.«Открытие»
39.«Финал»

Противоречие

A large image of Hitchcock pointing at his watch. The words at the other side of the poster read, in part, "It Is Required That You See Psycho From the Very Beginning!" There is a space for theater staff to advertise the start of the next showing. Хичкок проводил политику «недопустимости позднего приема» во время театрализованного выпуска «Психо», что было необычно для того времени.

«Психо» - яркий пример фильма, появившегося в Соединенных Штатах в 1960-х годах после эрозии Производственного кодекса. Это было беспрецедентное изображение сексуальности и насилия, прямо с первой сцены, в которой Сэм и Мэрион показаны как любовники, делящие одну кровать, с Мэрион в бюстгальтере. В соответствии со стандартами Производственного кодекса того времени не состоящие в браке пары, изображенные в одной постели, были бы табу.

Еще одним спорным вопросом был элемент гендерного изгиба. Перкинс, который, как утверждается, был гомосексуалистом, и Хичкок, ранее снявший Веревку, оба были опытными в трансгрессивной теме фильма. Зритель не знает о гендерном изгибе Бейтса, пока в конце фильма не выясняется, что Бейтс переодевается в качестве своей матери во время попытки убийства Лилы. На станции Сэм спрашивает, почему Бейтс был так одет. Офицер полиции, не подозревая о раздвоении личности Бейтса, прямо заявляет, что Бейтс - трансвестит. Психиатр поправляет его и говорит: «Не совсем». Он объясняет, что Бейтс считает себя своей матерью, когда одевается в ее одежду.

Согласно книге 1990 года Альфред Хичкок и создание психа, цензоры, отвечающие за соблюдение закона Производственный кодекс поссорился с Хичкоком из-за того, что некоторые из них настаивали на том, что могут видеть одну из грудей Ли. Хичкок держал распечатку несколько дней, оставил ее нетронутой и повторно отправил на утверждение. Каждый из цензоров изменил свои позиции: те, кто раньше видел грудь, теперь не видели, а те, кто не видел, теперь видели. Пленку прошли после того, как режиссер снял один кадр, на котором были запечатлены ягодицы дублера Ли. Правление также расстроило колоритный дебют, поэтому Хичкок сказал, что, если ему позволят оставить сцену в душе, он переснимет проем с ними на съемочной площадке. Поскольку члены совета директоров не явились на повторную съемку, открытие осталось.

Еще одной причиной беспокойства цензоров было то, что Мэрион была показана полностью смывающей унитаз с его содержимым (разорванной записной книжкой). видимый. В то время в основных фильмах и на телевидении Соединенных Штатов не было смыва туалетов.

На международном уровне Хичкок был вынужден внести незначительные изменения в фильм, в основном в сцену с душем. В Великобритании BBFC потребовали сокращения колющих звуков и видимых снимков обнаженной натуры, а в Новой Зеландии возражали против снимка Нормана, смывающего кровь с рук. В Сингапуре, хотя сцена из душа осталась нетронутой, убийство Арбогаста и снимок трупа матери Нормана были удалены. В Ирландии цензор Джерри О'Хара запретил его при первом просмотре в 1960 году. В следующем году сильно отредактированная версия, в которой отсутствовало около 47 футов пленки, была представлена ​​ирландской цензуре. О'Хара в конечном итоге потребовал, чтобы были сделаны еще семь разрезов: линия, где Мэрион говорит Сэму надеть ботинки (что подразумевает, что он ранее снял брюки), два кадра Нормана, шпионящего за Мэрион через замочную скважину, Марион раздеваясь, кадры крови Марион, текущей по душе, кадры Нормана, моющего руки, когда видна кровь, инциденты с множественными ножевыми ранениями («Одного удара наверняка достаточно», - писал О'Хара), слова «в постели» из фраза жены шерифа «Норман нашел их мертвыми вместе в постели» и вопросы Абогаста Норману о том, провел ли он ночь с Мэрион.

Самым спорным ходом была политика Хичкока «не допускать поздно» к фильму, что было необычно для того времени. Это не было полностью оригинальным, поскольку Клузо сделал то же самое во Франции для Diabolique. Хичкок думал, что если люди войдут в театр поздно и никогда не увидят звездную актрису Джанет Ли, они почувствуют себя обманутыми. Поначалу владельцы театра выступили против, заявив, что потеряют бизнес. Однако после первого дня владельцы наслаждались длинными очередями людей, ожидающих просмотра фильма.

Релиз

Промоушн

Файл: Психо-театральный трейлер (1960).webm Воспроизвести медиа Оригинальный трейлер Психо

Хичкока большую часть промоушена продвигал сам, запрещая Ли и Перкинсу давать обычные интервью на телевидении, радио и в печати, опасаясь, что они раскроют заговор. Даже критикам не давали возможность смотреть фильм в частном порядке, им приходилось смотреть фильм с широкой публикой, что, несмотря на то, что, возможно, влияло на их отзывы, определенно сохраняло секрет.

В оригинальном трейлере фильма изображен веселый Хичкок, который проводит для зрителя экскурсию по съемочной площадке и почти раскрывает детали сюжета, прежде чем остановиться. В нем «прослеживается» тема «Психология» Херманна, а также веселая музыка из комедии Хичкока Проблемы с Гарри ; большая часть диалогов Хичкока пост-синхронизирована. Трейлер был снят после завершения фильма, и, поскольку Джанет Ли больше не была доступна для съемок, Хичкок Вера Майлз надела светлый парик и громко закричала, отодвигая занавеску для душа обратно в эпизоде ​​в ванной комнате. превью. Поскольку заголовок «Психо» мгновенно покрывает большую часть экрана, зрители долгие годы не замечали этот переход. Однако анализ стоп-кадра ясно показывает, что это Майлз, а не Ли в душе во время трейлера.

Карточка вестибюля для переиздания 1969 года.

Год спустя CBS купила телевизор. права за 450 000 долларов США. CBS планировала показать фильм по телевидению 23 сентября 1966 года как часть своего нового вечера фильмов The CBS Friday Night Movies. За три дня до запланированной телетрансляции Валери Перси, дочь кандидата в сенат Иллинойса Чарльза Х. Перси, была убита. Поскольку ее родители спали в нескольких шагах от нее, она получила дюжину ударов обоюдоострым ножом. В свете убийства CBS согласилась отложить трансляцию. В результате пожара на площадке Аполлона 27 января 1967 года сеть умыла руки Психо.

Вскоре после этого Paramount включила фильм в свой первый синдицированный пакет фильмов после 1950 года., «Портфолио I». WABC-TV в Нью-Йорке была первой станцией в стране, которая транслировала Psycho (некоторые сцены были значительно отредактированы) в своем ночном сериале The Best of Broadway 24 июня 1967 года.

После очередного успешного театрального переиздания в 1969 году фильм наконец-то попал в общий телеканал в одном из синдицированных программных пакетов Universal для местных станций в 1970 году. В этом формате «Психо» транслировалось в течение 20 лет, а затем было сдано в аренду. Cable в течение двух лет, прежде чем вернуться в синдикацию как часть пакета «List of a Lifetime».

Фильм был повторно выпущен в кинотеатрах 20 и 23 сентября 2015 года в рамках акции «TCM Presents» сериал от классических фильмов Тернера и Fathom Events.

Рейтинг

Psycho несколько раз оценивался и переоценивался на протяжении многих лет MPAA. После первого выпуска фильм получил сертификат, подтверждающий, что он был «Одобрен» (сертификат № 19564) в соответствии с простой системой «прошел / не прошел» Кодекса производства, которая использовалась в то время. Позже, когда MPAA перешло на систему добровольных буквенных рейтингов в 1968 году, «Психо» было одним из ряда громких фильмов, получивших ретро-рейтинг с отметкой «М» (для взрослых). Это оставалось единственным рейтингом, который фильм получал в течение 16 лет, и согласно руководящим принципам того времени "M" было эквивалентом рейтинга "PG". В 1984 году, на фоне разногласий по поводу уровней насилия, изображенного в фильмах с рейтингом "PG", фильму снова был присвоен текущий рейтинг "R".

Домашние СМИ

Фильм несколько раз выпускался на VHS, LaserDisc, DVD и Blu-ray. DiscoVision впервые выпустила Psycho на формате LaserDisc в «стандартном воспроизведении» (5 сторон) в 1979 году и «расширенном воспроизведении» (2 стороны) в октябре 1981 года. MCA / Universal Home Video выпустила новую версию LaserDisc. Психо в августе 1988 г. (Каталожный № 11003). В мае 1998 года Universal Studios Home Video выпустила роскошное издание Psycho как часть своей коллекции Signature. Это сертифицированное THX широкоэкранное (1.85: 1) издание LaserDisc Deluxe Edition (№ по каталогу: 43105) распространяется на 4 стороны расширенного воспроизведения и 1 стандартную сторону воспроизведения, а также включает новый документальный фильм и изолированную партитуру Бернарда Херрманна. DVD-издание было выпущено одновременно с LaserDisc.

Версия с альтернативными кадрами, где Норман убирается после убийства, раздевается Марион и смерть Арбогаста, была показана по немецкому телевидению и выпущена на VHS и Blu- луч в Германии. Этот материал был вырезан из фильма после того, как он был одобрен MPAA, по настоянию Национального легиона приличия.

. Для выпуска DVD Лоран Бузеро снял документальный фильм о производстве и приеме фильма. Universal выпустила юбилейное издание к 50-летию фильма на Blu-ray в Великобритании 9 августа 2010 г., а Австралия выпустила такое же издание (с другой обложкой) 1 сентября 2010 г. В ознаменование 50-летия фильма был выпущен диск Blu-ray. in the US был выпущен 19 октября 2010 года с еще одной кавер-версией. Фильм также включен в два разных бокс-сета Альфреда Хичкока Blu-ray от Universal.

8 сентября 2020 года фильм был выпущен на 4K UHD Blu-Ray как часть Коллекции классики Альфреда Хичкока. вместе с отдельным выпуском Blu-Ray. Этот релиз стал первым за 60 лет, когда театральная версия "Uncut" была выпущена на домашнем видео.

Ресепшн

Джанет Ли была номинирована на Оскар и получила Золотой глобус за свою роль в фильме.

Первые отзывы о фильме были смешанными. Босли Кроутер из The New York Times писала: «В этом явно малобюджетном фильме нет изобилия тонкости или недавно знакомого Хичкока, склонного к значительным и красочным пейзажам. работа ". Кроутер назвал «медленное нарастание внезапных потрясений» достоверно мелодраматическим, но оспорил психологические точки зрения Хичкока, напоминающие исследования Краффт-Эбинга, как менее эффективные. Хотя фильм не стал удовлетворительным для критика, он оценил игру актеров как «справедливую». Британский критик К. А. Лежен была так оскорблена, что не только ушла до конца, но и навсегда ушла с должности кинокритика в Наблюдатель. В других негативных рецензиях говорилось: «пятно на благородной карьере», «явный трюк в кино» и «просто одно из этих телешоу продлилось до двух часов». Католический Легион Приличия дал фильму оценку B, что означает «частично морально неприемлемый».

Критики из New York Daily News, New York Daily Mirror и Village Voice были положительны: «Выступление Энтони Перкинса - лучшее в его карьере... Джанет Ли никогда не была лучше», «прекрасно сыграла» и «первый американский фильм после « Прикосновение зла », стоящий в одном творческом ряду с великими европейскими фильмами», соответственно. В смешанном обзоре из обзора New York Herald Tribune говорилось: «... довольно сложно развлечься теми формами, которые может принимать безумие... удерживает ваше внимание, как заклинатель змей».

Обычной аудитории фильм понравился: очереди тянулись за пределами кинотеатров, потому что людям приходилось ждать следующего показа. Это, наряду с кассовыми сборами, привело к пересмотру фильма критиками, и в конечном итоге он получил большую похвалу. Он побил рекорды кассовых сборов в Японии и других странах Азии, Франции, Великобритании, Южной Америке, США и Канаде и некоторое время пользовался умеренным успехом в Австралии. Хичкок лично заработал на Psycho более 15 миллионов долларов. Затем он обменял свои права на Psycho и его телевизионную антологию на 150 000 акций MCA, что сделало его третьим по величине акционером MCA Inc. и его собственным начальником в Universal, теоретически; однако это не помешало им вмешиваться в его более поздние фильмы. «Психо» был одним из самых прибыльных фильмов Хичкока, заработав 32 миллиона долларов во всем мире.

В Великобритании фильм побил рекорды посещаемости в кинотеатре «Лондон Плаза», но почти все британские кинокритики дали ему плохие отзывы, поставив под сомнение вкус Хичкока. и суждение. Причинами этого были поздние просмотры критиков, вынудившие их спешить с рецензиями, их неприязнь к безумной рекламе и статус Хичкока экспатрианта. Позже критики оценили фильм более положительно. Журнал Time изменил свое мнение с «Хичкок слишком сильно давит на это» на «превосходно» и «мастерски», а Босли Кроутер включил его в свою десятку лучших за 1960 год. На веб-сайте агрегатора обзоров Rotten Tomatoes у Psycho рейтинг одобрения 96% на основе 101 отзыва, со средней оценкой 9,22 / 10. Критический консенсус сайта гласит: «Печально известен своей сценой в душе, но бессмертен за свой вклад в жанр ужасов. Поскольку« Психо »было снято с тактом, грацией и искусством, Хичкок не просто создал современный ужастик, он подтвердил это». На Metacritic фильм получил средневзвешенный балл 97 из 100, основанный на 17 критиках, что указывает на «всеобщее признание».

Psycho критиковали за то, что заставляли других кинематографистов демонстрировать кровавое содержание; три года спустя был выпущен фильм Blood Feast, который считается первым «фильмом с брызгами ». Вдохновленный Psycho, Hammer Film Productions выпустил серию мистических триллеров, в том числе Няня (1965) с Бетт Дэвис и Уильямом Кастлом в главных ролях » За s Homicidal (1961) последовала серия более тринадцати других фильмов с брызгами.

Темы и стиль

Подрыв романтики с помощью иронии

В «Психе» Хичкок разрушает романтические элементы, которые можно увидеть в большинстве его работ. Фильм, напротив, ироничен, поскольку представляет «ясность и наполненность» романтики. Прошлое занимает центральное место в фильме; главные герои «изо всех сил пытаются понять и разрешить разрушительные личные истории» и в конечном итоге терпят поражение. Лесли Брилл пишет: «Неумолимые силы прошлых грехов и ошибок разрушают надежды на возрождение и настоящее счастье». Разгромленная надежда подчеркивается смертью главной героини Мэрион Крейн в середине фильма. Марион подобна Персефоне из греческой мифологии, которая временно похищена из мира живых. Миф не подтверждается Мэрион, которая безнадежно умирает в своей комнате в мотеле Бейтса. Комната оклеена обоями с цветочным принтом, похожим на цветы Персефоны, но они только «отражаются в зеркалах, как образы изображений, дважды удаленные от реальности». В сцене смерти Марион Брилл описывает переход от водостока ванной к безжизненному глазу Марион: «Как глаз аморфного морского существа в конце « Сладкой жизни » Феллини, он отмечает рождение смерти, эмблема последней безысходности и разложения ».

Мэрион лишена «скромных сокровищ любви, брака, дома и семьи», которые Хичкок считает элементами человеческого счастья. Среди второстепенных персонажей Психо отсутствует «семейная теплота и стабильность», что демонстрирует маловероятность домашних фантазий. В фильме есть ироничные шутки о семейной жизни, например, когда Сэм пишет письмо Мэрион, соглашаясь на ней жениться, только после того, как зрители увидят, что она похоронена в болоте. Сестра Сэма и Мэрион Лила, расследуя исчезновение Мэрион, развивает «все более и более супружеские» отношения, что Марион отрицает. Норман также страдает от такого же извращенного определения домашнего хозяйства. У него «инфантильная и раздвоенная личность», он живет в особняке, прошлое которого занимает настоящее. Норман показывает чучела птиц, которые «заморожены во времени», и хранит детские игрушки и мягкие игрушки в своей комнате. Он враждебно относится к предложениям уйти из прошлого, например к предложению Марион поместить его мать «куда-нибудь», и в результате убивает Мэрион, чтобы сохранить свое прошлое. Брилл объясняет: «« Где-то »для Нормана - это то место, где его иллюзии о любви, доме и семье признаны недействительными и разоблаченными».

Свет и тьма занимают видное место в «Психо». Первый кадр после интертитра - солнечный пейзаж Феникса перед тем, как камера входит в темный гостиничный номер, где Сэм и Мэрион предстают в виде ярких фигур. Марион почти сразу же погружается во тьму; ей предшествует ее тень, когда она возвращается в офис, чтобы украсть деньги, и когда она входит в свою спальню. Когда она сбегает из Феникса, на ее драйв сходит тьма. Следующим солнечным утром бдительный полицейский в черных очках пробивает себе дорогу, и она наконец прибывает в мотель Бейтса почти в темноте. Яркий свет - это также «иронический эквивалент тьмы» в фильме, ослепляющий, а не освещающий. Примеры яркости: открывающиеся оконные шторы в гостиничном номере Сэма и Мэрион, ночные фары автомобилей, неоновая вывеска в мотеле Бейтс, «ослепительно белый» кафель в ванной, где умирает Мэрион, и светящаяся лампочка фруктового погреба. труп матери Нормана. Такой яркий свет обычно характеризует опасность и насилие в фильмах Хичкока.

Мотивы

В фильме часто присутствуют тени, зеркала, окна и, в меньшей степени, вода. Тени присутствуют в первой сцене, где жалюзи создают препятствия на Мэрион и Сэме, когда они выглядывают из окна. Тени чучел птиц нависают над Марион, пока она ест, а мать Нормана до самого конца видна только в тени. Более тонко, подсветка превращает грабли в хозяйственном магазине в когти над головой Лилы.

Зеркала отражают Марион, когда она собирает вещи, ее глаза, когда она смотрит в зеркало заднего вида, ее лицо в солнцезащитные очки полицейского и ее руки, пока она считает деньги в туалете автосалона. Окно мотеля служит зеркалом, отражая Мэрион и Нормана вместе. Хичкок стреляет через лобовое стекло Марион и телефонную будку, когда Арбогаст звонит Сэму и Лиле. Сильный ливень можно рассматривать как предзнаменование ливня, а его прекращение можно рассматривать как символ того, что Мэрион решила вернуться в Феникс.

Есть много упоминаний о птицах. Фамилия Марион - Крейн, она из Феникса. Норман замечает, что Марион ест как птица. В номере мотеля на стене висит изображение птиц. Брижит Пекер также предполагает, что хобби Нормана - набивать птиц - буквально переводит британский сленговый термин, обозначающий секс, «набивать птиц», то есть птица - это британский сленг, обозначающий желанную женщину. Роберт Аллан предполагает, что мать Нормана - его настоящая «чучело птицы», как в том смысле, что она сохранила свое тело, так и в инцестуозном характере эмоциональной связи Нормана с ней.

Психоаналитическая интерпретация

Психо имеет был назван «первым психоаналитическим триллером». Секс и насилие в фильме не были похожи ни на что, что раньше видели в мейнстримовом фильме. «Сцены в душе одновременно и опасаются, и желают», - писал французский кинокритик Серж Каганский. «Хичкок, возможно, до смерти пугает своих зрителей-женщин, но он превращает своих зрителей-мужчин в потенциальных насильников, потому что Джанет Ли заводит мужчин с тех пор, как появилась в бюстгальтере в первой сцене».

В своем документальном фильме The Pervert's Guide to Cinema Славой Жижек отмечает, что в особняке Нормана Бейтса три этажа, параллельных трем уровням человеческого разума, которые постулируются фрейдистом психоанализ : верхний этаж будет суперэго, где живет мать Бейтса; первый этаж - это эго Бейтса, где он функционирует как внешне нормальный человек; а подвал будет Бейтс id. Жижек интерпретирует перемещение трупа его матери Бейтсом с верхнего этажа в подвал как символ глубокой связи, которую психоанализ устанавливает между суперэго и ид.

Награды

НаградаКатегорияНоминант (ы)Результат
Награды Академии Лучший режиссер Альфред Хичкок Назначен
Лучшая актриса второго плана Джанет Ли Назначен
Лучшая художественная постановка - черно-белая Джозеф Херли, Роберт Клатуорти и Джордж Майло Номинация
за лучшую операторскую работу - черно-белая Джон Л. Рассел Номинация
Bambi Awards Лучший актер - международныйЭнтони Перкинс Номинация
Cahiers du cinema Лучший фильмАльфред ХичкокНоминация
Гильдия режиссеров Америки Выдающиеся режиссерские достижения в кино Номинация
Премия Эдгара Аллана По Лучший сценарий фильма Джозеф Стефано (сценарист) и Роберт Блох (автор)Выиграла
Golden Globe Awards Лучшая женская роль второго плана - Кинофильм Джанет ЛиВыиграла
Международный совет рецензентов киноЛучший актерЭнтони ПеркинсВыиграл
Laurel Awards Лучшая драмаПсихоНоминация
Лучшая женская роль второго планаДжанет ЛиНазначен
Национальным советом по сохранению фильмов Национальный реестр фильмов ПсихологВведен в должность
Ассоциация онлайн-кино и телевиденияЗал славы - КинофильмВыигран
Satellite Awards Лучший классический DVD Psycho (Часть фильма «Альфред Хичкок: Коллекция шедевров»)Номинация
Satellite Awards PsychoНоминация
Saturn Awards Лучший классический фильм, выпущенный Psycho (Universal Legacy Series)Выигран
Saturn Awards Psycho (The 50th Anniversary Edition)Номинация
Saturn Awards Лучшая коллекция DVD или Blu-ray Psycho (Часть книги «Альфред Хичкок: Коллекция шедевров»)Номинация
Гильдия писателей Америки Лучший сценарий американской драмы Джозеф СтефаноНоминация

В 1992 году фильм был признан «культурно, исторически или эстетически значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов. В 1998 году TV Guide занял 8 место в своем списке 50 величайших фильмов на телевидении (и видео).

Psycho появился в ряде списков веб-сайтов, телеканалов, и журналы. Сцена в душе заняла четвертое место в списке 100 самых страшных моментов фильма Bravo Network, а финал занял четвертое место в аналогичном списке Premiere. Entertainment Weekly. В книге под названием «100 величайших фильмов всех времен» фильм занял 11 место.

В 2012 году Гильдия редакторов кино назвала фильм двенадцатым по количеству наиболее отредактированных фильм всех времен, основанный на опросе его членов.

Американский институт кино включил Psycho в следующие списки:

Наследие

Удар

«Психо» стал одним из самых узнаваемых фильмов в истории кино и, возможно, самым известным фильмом Хичкока. В своем романе Блох использовал необычную структуру сюжета: он неоднократно вводил симпатичных героев, а затем убивал их. Это сыграло на ожиданиях его читателя от традиционных сюжетов, оставив их неуверенными и тревожными. Хичкок понял, какое влияние этот подход может оказать на зрителей, и использовал его в своей адаптации, убив персонажа Ли в конце первого акта. Этот дерзкий сюжетный прием в сочетании с тем фактом, что персонаж был сыгран с самым крупным кассовым игроком в фильме, стал шокирующим поворотом событий в 1960 году.

Сцена в душе стала пробным камнем поп-культуры и часто считается одной из самых ужасающих сцен из когда-либо снятых. Его эффективность часто приписывают использованию поразительных приемов монтажа, заимствованных у советских монтажников, а также культовым визжащим скрипкам в партитуре Бернарда Херрмана. Сцена часто подделывалась и упоминалась в массовой культуре, в комплекте со звуковыми эффектами скрипки (см. Чарли и шоколадная фабрика, среди многих других). 78/52: Hitchcock's Shower Scene, документальный фильм о его создании Александром О. Филиппе, был выпущен 13 октября 2017 года, включая интервью и анализ Гильермо дель Торо, Питер Богданович, Брет Истон Эллис, Джейми Ли Кертис, Карин Кусама, Эли Рот, Оз Перкинс, Ли Уоннелл, Уолтер Марч, Дэнни Эльфман, Элайджа Вуд, Ричард Стэнли, и Нил Маршалл.

Психо, по мнению некоторых, был первым фильмом в жанре слэшер, хотя некоторые критики и историки кино указывают на фильм Майкла Пауэлла «Подглядывающий Том», менее известный фильм с похожими темами вуайеризма и сексуального насилия, выпуск которого случился на несколько месяцев раньше «Психа». Однако из-за критики «Подглядывающего Тома» в то время и короткого периода кассовых сборов «Психо» стал более известным и влиятельным фильмом.

Психо неоднократно упоминалось в других фильмах: примеры включают музыкальный фильм ужасов 1974 года Призрак рая ; Фильм ужасов 1978 года Хэллоуин (в главной роли Джейми Ли Кертис, дочь Джанет Ли, и персонаж Дональда Плэйсенса был назван «Сэм Лумис "); 1977 Мел Брукс дань уважения многим триллерам Хичкока, High Anxiety ; 1980 Fade to Black ; 1980 Одетый для убийства ; и сатира ужасов Уэса Крейвена 1996 года Scream. Вступительная тема Бернарда Херрманна была использована рэпером Busta Rhymes в его песне. «Дай мне еще » (1998). Роман Мануэля Муньоса «Что ты видишь в темноте» 2011 года включает в себя подзаголовок, который беллетризует элементы съемок «Психа» со ссылкой на Хичкока. а Ли только как «Режиссер» и «Актриса». В рассказах комиксов Джонни Фьючер дом, унаследованный главным героем, построен по образцу мотеля Бейтса.

Фильм ускорил карьеру Перкинса, но вскоре он начал страдать от приведение типов. Когда Перкинса спросили, взял бы он на себя роль, зная, что впоследствии он будет приведен в типаж, он ответил «да». Когда Перкинс был в Нью-Йорке, работая над бродвейским сценическим шоу, когда снимали сцену в душе, вмешались актрисы Энн Дор и Марго Эппер, которые его дублировали для этой сцены. До самой своей смерти в 2004 году Ли получала странные, а иногда и угрожающие звонки, письма и даже записи с подробным описанием того, что звонивший хотел бы сделать с Мэрион Крейн. Одно письмо было настолько "гротескным", что она передала его ФБР. Два агента посетили Ли и сказали ей, что виновные были найдены, и что она должна уведомить ФБР, если она получит еще какие-то письма такого типа.

Ли сказала: «Ни одного другого загадочного убийства в истории фильмов не было. вдохновил такой мерчандайзинг ". Ряд предметов, украшенных изображением мотеля Бейтса, фотографиями, лобби-карточками и очень ценными плакатами, доступен для покупки. В 1992 году он был адаптирован для создания трех комиксов Innovative Corporation.

Сиквелы и римейк

После смерти Хичкока были сняты три сиквела: Psycho II (1983), Psycho III (1986) и Psycho IV: The Beginning (1990), последний из которых является частью приквела телефильма, написанного автор оригинального сценария Джозеф Стефано. Энтони Перкинс вернулся к своей роли Нормана Бейтса во всех трех сиквелах, а также снял третий фильм. Голос матери Нормана Бейтса поддерживал известная радиоактриса Вирджиния Грегг, за исключением Psycho IV, где роль играла Оливия Хасси. Вера Майлз также повторила свою роль Лилы Крейн в «Психо II». Продолжения получили неоднозначные отзывы и повсеместно были признаны хуже оригинала.

В 1998 году Гас Ван Сант сделал почти римейк по кадрам (в цвете) в ролях Винс Вон, Джулианна Мур и Энн Хеч. Ван Сант сказал, что его фильм был «огромным экспериментальным проектом», и что, хотя он не имел успеха ни с коммерческой, ни с критической точки зрения, он может сделать это снова, с другими изменениями.

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Аллен, Ричард (2007). Романтическая ирония Хичкока. Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13575-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Брилл, Лесли (1988). «'I Смотри вверх, я смотрю вниз »(Головокружение и психо)". Романс Хичкока: любовь и ирония в фильмах Хичкока. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00822-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Каминер, Сильвия; Галлахер, Джон Эндрю (январь – февраль 1996 г.). «Интервью с Джозефом Стефано». Обзор фильмов. XLVII (1/2). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Дэнсигер, Кен (2002). Техника монтажа фильмов и видео: история, теория и практика. Нью-Йорк: Focal Press. ISBN 0-240-80420-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Харди, Фил (1986). Энциклопедия фильмов ужасов. Лондон: Octopus Books. ISBN 0-7064-2771-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Хайдер, Пол (2017). ПСИХО: Ироническое путешествие по кинематографическому шедевру Хичкока. Независимо опубликовано. ISBN 979-8669138080.
  • Ka Ганский, Серж (1997). Альфред Хичкок. Париж: Хазан. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Krohn (2003). Hitchcock at Work. Phaidon Press Ltd. CS1 maint: ref = harv (link <649)>Никенс, Кристофер; Ли, Джанет (1996). Психология: за кулисами классического триллера. Гармония. ISBN 0-517- 70112-X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Палмер, Кристофер (1990). Композитор в Голливуде. Лондон: Мэрион Боярс. ISBN 0714529508. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ребелло, Стивен (1990). Альфред Хичкок и создание психа. Марион Боярс. ISBN 0-7145-3003-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ривилл, Гил (2007). Aftermath, Inc.: Очистка после того, как CSI отправится домой. Gotham. ISBN 978-1-59240-296-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шикель, Ричард ; Капра, Фрэнк (2001). Люди, создавшие фильмы. И.Р. Ди. ISBN 978-1-56663-374-1.. 342>CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Смит, Джозеф W., III. (2009). Психологический файл: полное руководство по классическому шокеру Хичкока. Беркли: МакФарланд. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Смит, Стивен К. (1991). Сердце в центре огня; Жизнь и музыка Бернарда Херрманна. Беркли: University of California Press. ISBN 0-520-22939-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Steinberg, Cobbett (1980)). Film Facts. New York: Facts on File, Inc. ISBN 0-87196-313-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Winecoff, Charles (1996). Разделенное изображение: Жизнь Энтони Перкинса. Diane Pub Co. ISBN 0-7881-9870-X. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Трюффо, Франсуа ; Скотт, Хелен (1967). Хичкок (отредактированная ред.). Нью-Йорк: Simon Schuster. ISBN 0-671-60429-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Wagstaff, Sheena, ed. (2004). Эдвард Хоппер. Лондон: Tate Publishing. ISBN 1-85437-533-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Вуд, Робин (1989). Возвращение к фильмам Хичкока. Лондон: Faber and Faber. IS BN 0-571-16226-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Производство Psycho

  • Anobile, Richard J.; редактор. Психология Альфреда Хичкока (Библиотека киноклассики). Avon Books, 1974. Этот том, опубликованный до распространения домашнего видео, полностью состоит из репродукций фотографий кадров фильма вместе с подписями к диалогам, создавая fumetti всего фильма.
  • Дургнат, Раймонд Э.. Долгий упорный взгляд на психику (Классика фильмов BFI). Британский институт кино, 2002.
  • Колкер, Роберт; редактор. Психо Альфреда Хичкока: история болезни. Oxford University Press, 2005.
  • Наремор, Джеймс. Фильм-гид по Психо. Издательство Индианского университета, 1973.
  • Ребелло, Стивен. Альфред Хичкок и создание психа. Dembner Books, 1990. Окончательный "м" создание «счета, отслеживающего каждый этап производства фильма, а также его последствия.
  • Ребелло, Стивен.« Психо: создание шедевра Альфреда Хичкока ».« Cinefantastique », Апрель 1986 (Том 16, номер 4/5). Обширная 22-страничная статья.
  • Скерри, Филип Дж. Сцена из душа в «Психе Хичкока: создание кинематографического саспенса и террора». Эдвин Меллен Пресс, 2005.
  • Смит, Джозеф В., III. Психологический файл: Всеобъемлющее руководство по классическому шокеру Хичкока. МакФарланд, 2009 г.
  • Томсон, Дэвид, Момент психо (2009) ISBN 978-0-465-00339-6

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Psycho
На Викискладе есть материалы, связанные с Psycho (фильм 1960 года).

Последняя правка сделана 2021-06-02 09:43:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте