Психоделическая музыка (иногда называемая психоделией ) широкий спектр стилей и жанров популярной музыки под влиянием 1960-х психоделии, субкультуры людей, употреблявших психоделические наркотики, например ЛСД, псилоцибиновые грибы, мескалин и ДМТ, чтобы испытать зрительные и слуховые галлюцинации, синестезию и измененные состояния сознания. Психоделическая музыка также может быть нацелена на улучшение опыта употребления этих наркотиков.
Психоделическая музыка возникла в 1960-х годах среди фолк и рок групп в США и Великобритании, создав поджанры психоделического фолка, психоделический рок, эйсид-рок и психоделический поп до упадка в начале 1970-х. В последующие десятилетия последовали многочисленные духовные преемники, включая прогрессивный рок, краутрок и хэви-метал. С 1970-х годов возрождения включали в себя психоделический фанк, неопсиходелию и стоунер-рок, а также психоделическую электронную музыку, такие как эйсид-хаус, транс и нью-рейв.
Прилагательное «психоделический» часто используется неправильно, многие действия исполняются в различных стилях. Признавая это, автор Майкл Хикс объясняет:
Чтобы понять, что делает музыку стилистически «психоделической», нужно рассмотреть три основных эффекта ЛСД: дехронизацию, деперсонализацию и динамизацию. Дехронизация позволяет потребителю наркотиков выйти за рамки традиционных представлений о времени. Деперсонализация позволяет пользователю потерять себя и обрести «осознание недифференцированного единства». Динамизация, как писал [Тимоти] Лири, заставляет все, от пола до ламп, гнуться, поскольку «знакомые формы растворяются в движущихся, танцующих структурах»... Музыка, которая действительно «психоделическая» имитирует эти три эффекта.
Для психоделической музыки очень важен ряд функций. Экзотические инструменты с особой любовью к ситару и табле являются обычным явлением. Песни часто имеют более дизъюнктивные структуры, тональность и изменения размера, модальные мелодии и дроны, чем современная поп-музыка. Часто используются сюрреалистические, причудливые, эзотерические или литературные лирики. Часто делается упор на расширенные инструментальные сегменты или джемы. Существует сильное присутствие клавиатуры, особенно в 1960-х, с использованием электронных органов, клавесина или Mellotron, ранней «сэмплерной» клавиатуры с магнитным приводом.
Часто используются сложные студийные эффекты, такие как ленты назад, панорамирование музыки с одной стороны на другую стереодорожки с использованием «качания» звука электронного фазирования, длинные петли задержки и экстремальная реверберация. В 1960-х годах использовались электронные инструменты, такие как первые синтезаторы и терменвокс. В более поздних формах электронной психоделии также использовались повторяющиеся ритмы, генерируемые компьютером.
Со второй половины 1950-х годов Beat Generation писатели, такие как Уильям Берроуз, Джек Керуак и Аллен Гинзберг писали и принимали наркотики, в том числе каннабис и бензедрин, повышая осведомленность и помогая популяризировать их употребление. В начале 1960-х годов за использование ЛСД и других психоделиков выступали новые сторонники расширения сознания, такие как Тимоти Лири, Алан Уоттс, Олдос Хаксли. и Артур Кестлер, и, согласно Лоуренсу Вейзи, они глубоко повлияли на мышление нового поколения молодежи.
Психоделический образ жизни уже сформировался. в Калифорнии, особенно в Сан-Франциско, к середине 1960-х, когда Оусли Стэнли открыл первую крупную подпольную фабрику ЛСД. С 1964 года Веселые шутники, свободная группа, созданная вокруг писателя Кена Кизи, спонсировала Кислотные тесты, серию мероприятий, связанных с приемом ЛСД (прилагается Стэнли) в сопровождении световых шоу, кинопроекций и диссонирующей импровизированной музыки Grateful Dead (финансировавшейся Стэнли), тогда известной как Warlocks, известной как психоделическая симфония. Шутники помогли популяризировать употребление ЛСД, путешествуя по Америке в психоделически декорированном переделанном школьном автобусе, что включало в себя распространение наркотика и встречи с крупными фигурами бит-движения, а также публикации о своей деятельности, такие как Tom Wolfe's The Electric Kool-Aid Acid Test (1968).
В Сан-Франциско зарождалась музыкальная сцена фолк-клубов, кофеен и независимых радиостанций, ориентированных на студентов поблизости Беркли и вольнодумцы, тяготевшие к городу. Среди джазовых и блюзовых музыкантов уже существовала культура употребления наркотиков, а в начале 1960-х годов употребление наркотиков, включая каннабис, пейот, мескалин и LSD начали распространяться среди фолк- и рок-музыкантов. Одно из первых музыкальных применений термина «психоделический» на фолк-сцене было в нью-йоркской фолк-группе The Holy Modal Rounders в их версии Lead Belly 's' Hesitation Blues 'в 1964 году. Фолк-авангардный гитарист Джон Фэи записал несколько песен в начале 1960-х, экспериментировал с необычными техниками записи, включая обратные пленки, и новый инструментальный аккомпанемент, включая флейту и музыку. ситар. Его девятнадцатиминутная «Великая вечеринка по случаю дня рождения Сан-Бернардино» «предвосхитила элементы психоделии с ее нервными импровизациями и странными гитарными настройками». Точно так же ранние работы фолк-гитариста Сэнди Булла «включали элементы фолка, джаза и индийского и арабского -содержащего дронского стиля». Его альбом 1963 года Фантазии для гитары и банджо исследует различные стили и «может быть точно описан как одна из самых первых психоделических записей».
Битлз снимают отрывок для своей психоделической песни » I Am the Walrus "(1967)Вскоре музыканты начали ссылаться (сначала косвенно, а позже явно) на наркотик и попытались воссоздать или отразить опыт приема ЛСД в своей музыке, просто как это отражено в психоделическом искусстве, литературе и фильмах. Эта тенденция шла параллельно как в Америке, так и в Великобритании и являлась частью взаимосвязанных фолк- и рок-сцен. Когда поп-музыка стала включать психоделические звуки, этот жанр стал коммерческой силой. Психоделический рок достиг своего пика в последние годы десятилетия. С 1967 по 1968 год это было преобладающим звучанием рок-музыки, либо в причудливом британском варианте, либо в более тяжелом американском западном побережье кислотный рок. В Америке Лето любви 1967 года предшествовало событию Human Be-In и достигло своего пика на Монтерейском поп-фестивале. Эти тенденции достигли пика в 1969 Вудстокском фестивале, на котором выступили большинство основных психоделических групп, в том числе Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Сантана.
К концу 1960-х годов тенденция к изучению психоделии в музыке в значительной степени отступила. ЛСД был объявлен незаконным в США и Великобритании в 1966 году. Связь убийств Шэрон Тейт и Лено и Розмари Лабьянка, совершенных семьей Мэнсона с песнями Beatles такие как "Хелтер Скелтер " способствовали негативной реакции против хиппи. Altamont Free Concert в Калифорнии, озаглавленный The Rolling Stones 6 декабря 1969 года, не оказался позитивной вехой на психоделической музыкальной сцене, как ожидалось; вместо этого он стал печально известен тем, что Hells Angels охранники нанесли смертельный удар черному подростку.
К концу 1960-х многие рок-музыканты вернулись к коренным истокам рок-н-ролла, что привело к тому, что Барни Хоскинс называл развитие «регрессивной постпсиходелической музыки»; он процитировал кантри-рок и блюз / соул-рок из The Rolling Stones, The Band, Delaney Bonnie, Ван Моррисон и Леон Рассел. В то же время более авангардное развитие пришло с контингентом художников, связанных с Фрэнком Заппой, в том числе Матери изобретений, Капитан Бифхарт, Дикий Человек Фишер, GTOs и Элис Купер. По словам музыковеда Фрэнка Хоффмана, пост-психоделический хард-рок возник на разнообразной рок-сцене, отличающейся более «кинематографическим гитарным стилем и вызывающими воспоминания лирическими образами», как в музыке Led Zeppelin, Black Sabbath и Робин Троуэр. Музыкальный ученый Эдвард Макан отмечает, что возникшие «постпсиходелический хард-рок / хэви-метал стили» имели «более слабую связь с этосом хиппи» и «сильно подчеркивали блюзовую прогрессию ». Психоделический рок с его искаженным гитарным звуком, расширенными соло и авантюрными композициями был важным мостом между блюз-ориентированным роком и более поздним появлением металла. Два бывших гитариста Yardbirds, Джефф Бек и Джимми Пейдж, сформировали ключевые группы в новом жанре блюз-рок-хэви-метал, The Jeff Beck Group и Led Zeppelin соответственно.. Другие крупные пионеры жанра хэви-метала начинали как блюзовые психоделические группы, в том числе Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest и UFO.
. Кристофа Ден Тандта, многие музыканты в постпсиходелическую эпоху приняли более строгое чувство профессионализма и элементы классической музыки, о чем свидетельствуют концептуальные альбомы Pink Floyd и виртуозная инструментальная обработка музыки. Эмерсон, Лейк и Палмер. «Постпсиходелический рок начала 1970-х зародился в небольших или средних структурах», - добавляет он, называя такие лейблы звукозаписи, как Virgin Records, Island Records и Obscure Записи. Многие британские музыканты и группы, исповедующие психоделию, в 1970-х годах начали создавать жанр прогрессив-рок. Альбом King Crimson In the Court of the Crimson King (1969) рассматривался как важное связующее звено между психоделией и прогрессивным роком. В то время как некоторые группы, такие как Hawkwind, придерживались явно психоделического курса до 1970-х годов, большинство групп отказались от психоделических элементов в пользу более широких экспериментов. По мере того как немецкие группы психоделического движения отходили от своих психоделических корней и уделяли все большее внимание электронным инструментам, эти группы, в том числе Kraftwerk, Tangerine Dream, Can и Фауст, разработал отличительный бренд электронного рока, известный как kosmische musik, или в британской прессе как «Krautrock». Принятие ими электронных синтезаторов, а также музыкальные стили, исследованные Брайаном Ино в его игре на клавишных с Roxy Music, оказали большое влияние на последующее развитие электронного рока. Включение джазовых стилей в музыку таких групп, как Soft Machine и Can, также способствовало развитию зарождающегося джаз-рока звучания таких групп, как Колизей.
Еще одно развитие пост- Психоделическая эпоха была больше свободы в маркетинге артистов и их записей, например, в оформлении альбомов. Тандт определяет, что записывающийся исполнитель предпочитает анонимность на экономическом рынке через дизайн обложек пластинок, содержащих ограниченную информацию о музыканте или пластинке; он цитирует альбомы Pink Floyd начала 1970-х годов, альбом Beatles 1968 года (неофициально известный как The White Album ) и альбом Led Zeppelin 1971 года, для которых «до сих пор нет консенсус по поводу названия ". По его словам, постпсиходелические музыканты, такие как Брайан Ино и Роберт Фрипп, «открыто выступали за» это разъединение между артистом и его работой или славой. «Поступая так, - добавляет он, - они заложили основы центральной тенденции пост-панк » в конце 1970-х годов, о чем свидетельствуют первые четыре альбома The Cure (с размытыми фотографиями участников группы) и темные обложки Factory Records с серийными номерами.
К середине 1970-х акцент постпсиходелической музыки на музыкальности «проявился сам собой. обнаженный до иконоборческого восстания », как описал Тандт:« Панк-рок середины 1970-х с его подлинным или притворным этосом музыкальной грубости переписал автономию рока с помощью культурных средств, противоположных тем, которые были развиты 10 лет назад ». Наряду с предшествовавшими ему стилями психоделического, фолк-рока и британского ритм-энд-блюза, музыка постпсиходелической эпохи позже стала ассоциироваться с категорией классического рока.
Стоунер-рок, также известный как стоунер-метал или стоунер-дум, - это рок-музыка жанр фьюжн, сочетающий в себе элементы хэви-метала и / или дум-метала с психоделическим роком и эйсид-роком. Название указывает на потребление каннабиса. Термин пустынная скала часто используется взаимозаменяемо с термином «каменная порода» для описания этого жанра; однако, не все стоунер-рок-группы подпадают под дескриптор «пустынный рок». Стоунер-рок, как правило, медленный или средний темп и отличается сильно искаженным, грувом -наложенным басом, тяжелым звуком, мелодичным вокалом., и «ретро» производство. Жанр зародился в начале 1990-х, и его первооткрывателями стали Monster Magnet и California группы Fu Manchu, Kyuss и . Sleep.
Нео-психоделия (или «эйсид-панк») - это разнообразный музыкальный стиль, зародившийся в 1970-х годах в результате британского поста. -панк сцена. Его практикующие использовали необычные звуки психоделической музыки 1960-х годов, обновляя или копируя подходы той эпохи. Неопсиходелия может включать в себя набеги на психоделический поп, звонкий гитарный рок, сильно искаженные джемы произвольной формы или эксперименты по записи. Некоторые группы сцены, в том числе Soft Boys, the Teardrop Explodes и Echo the Bunnymen, стали главными фигурами нео-психоделии. Начало 1980-х Подземное движение Пейсли следовало за неопсиходелией. Возникнув в Лос-Анджелесе, движение сформировало ряд молодых групп, на которых повлияла психоделия конца 1960-х годов, и все они взяли разные ее элементы. Термин «Paisley Underground» был позже расширен, чтобы включить других жителей города.
Концерт Stone Roses в Милане в 2012 году.Мэдчестер был музыкальной и культурной сценой, которая развивалась в Манчестер область Северо-Западная Англия в конце 1980-х, где артисты объединили альтернативный рок с эйсид-хаусом и танцевальной культурой., а также другие источники, включая психоделическую музыку и поп-музыку 1960-х годов. Лейбл был популяризирован британской музыкальной прессой в начале 1990-х годов, и его самые известные группы включают Stone Roses, Happy Mondays, Inspiral Carpets, Шарлатаны и Государство 808. Многие считают, что сцена, на которую влияет рейв, сильно зависит от наркотиков, особенно экстази (MDMA ). В то время ночной клуб Haçienda, совладельцем которого являлись члены New Order, был главным катализатором отличительного музыкального духа в городе, который назывался Вторым летом. of Love. Screamadelica - третий студийный альбом шотландской рок группы Primal Scream, выпущенный в 1991 году. значительный отход от раннего инди-рока звучания группы, черпающий вдохновение из процветающей хаус-музыки сцены и связанных с ней наркотиков, таких как LSD и MDMA. Он выиграл первую Mercury Music Prize в 1992 году и было продано более трех миллионов копий по всему миру. В
AllMusic говорится: «Помимо андерграундного движения Пейсли начала 80-х и коллектива Elephant 6 конца 1990-х, большинство последующих нео-психоделий пришло от изолированных эксцентриков и возрожденцев, а не сплоченных сцены ". Они продолжают цитировать то, что они считают некоторыми из наиболее выдающихся художников: Церковь, Ник Саломан, Бевис Фронд, Космонавты 3, Робин Хичкок, Меркьюри Ред, Пылающие губы и Супер пушистые животные. Согласно Джеффу Телриху из Treblezine: «Primal Scream подготовили танцпол [нео-психоделию]. The Flaming Lips и Spiritualized перенесли его в оркестровые царства. И Animal Collective - ну, они вроде как занимались своим делом ».
Атлантический писатель Ллевеллин Хинкс Джонс выделил множество музыкальных стилей 2000-х, характеризующихся мягкостью биты, винтажные синтезаторы и мелодии lo-fi, включая chillwave, glo-fi и гипнагогический поп. Эти три термина были описаны как взаимозаменяемые Quietus, наряду с другими терминами «мечтательный ритм» и «хипстерский гогический поп». В целом их можно рассматривать как разновидность психоделической музыки, основанной на синтезаторах.
Термин «чиллвейв» был придуман в июле 2009 года в блоге Hipster Runoff Карлесом (псевдоним, используемый автором блога) на его сопровождение одноименной передачи "блог радио". Карлес придумал название жанра для множества похожих по звучанию многообещающих групп. В августе 2009 года журналист Дэвид Кинан придумал термин «гипнагогический поп» для обозначения развивающейся тенденции 2000-х lo-fi и пост- нойзовой музыки, в которой артисты разного происхождения начали взаимодействовать с элементами культурной ностальгии, детскими воспоминаниями и устаревшими технологиями записи.
К 2010 году альбомы Ариэля Пинка и Неоновый индеец регулярно приветствовался такими изданиями, как Pitchfork и The Wire. Термины «гипнагогический поп», «чиллвейв» и «гло-фай» вскоре были приняты для описания развивающегося звучания таких артистов, песни некоторых из которых имели значительный успех в независимых музыкальных кругах. Первоначально три термина использовались взаимозаменяемо, но позже chillwave обозначил себя как комбинация дрим-поп, нью-эйдж, muzak и синти-поп. В обзоре 2009 года Марка Хогана из Pitchfork на альбом Neon Indian Psychic Chasms упоминались «ритм мечты», «чиллвейв», «гло-фай», «гипнагогический поп» и «хипстерский гогический поп» как взаимозаменяемые термины для «психоделической музыки, которая, как правило, включает одно или все из следующего: синтезированная, домашнее звучание, отсылка к 80-м годам, ориентированная на кассеты, запеченная на солнце, непринужденная, деформированная, мутная, эмоционально отстранен, слегка не в фокусе. "
После работ Джими Хендрикса, психоделия в конце 1960-х годов начали оказывать широкое влияние на афроамериканских музыкантов. Исполнители черного фанка, такие как Sly and the Family Stone, заимствовали приемы из психоделической рок-музыки, в том числе педали вау, фузбоксы, эхо-камеры, и вокальные искажения, а также элементы блюз-рока и джаза. В последующие годы такие группы, как Parliament-Funkadelic, продолжили эту чувствительность, используя синтезаторы и рок-ориентированную гитару в открытых фанк-джемах. Продюсер Норман Уитфилд использовал этот звук в популярных записях Motown, таких как the Temptations '"Cloud Nine " (1968) и Марвин Гэй "Я слышал это сквозь виноградную лозу " (1969).
Под влиянием движения за гражданские права, психоделический соул имел более мрачную и политическую окраску, чем любой психоделический рок. Основываясь на звуке фанк Джеймса Брауна, он был впервые использован Sly and the Family Stone с песнями типа "Dance to the Music " "(1968)," Обычные люди "(1968) и" Я хочу поднять вас выше "(1969) и Искушения с" Cloud Nine ", "Runaway Child, Running Wild " (1969) и "Psychedelic Shack " (1969).
Психоделический хип-хоп появился в конце 1980-х как рэперы. начал пробовать более мягкие ритмы с дебютного альбома Де Ла Соула 3 Feet High and Rising (1989).
В сцене рейв особое внимание уделялось хаусу, эйсид-хаусу и техно. Рэйв-жанр «хардкор» впервые появился в эйсид-движении Великобритании в конце 1980-х на складских вечеринках и других андеграундных площадках, а также на пиратских радиостанциях Великобритании. Жанр разовьется в хардкор старой школы, что привело к появлению новых форм рэйв-музыки, таких как драм-н-бэйс и 2-step, а также других жанры хардкор-техно, например габбер, хардстайл и хэппи-хардкор. В конце 1980-х годов рейв-культура начала просачиваться от английских экспатриантов и диск-жокеев, которые посещали континентальную Европу. Американские рейвы начались в 1990-х годах в Нью-Йорке.
секвенсор Roland TB-303 BasslineAcid house возник в середине 1980-х в стиле хаус чикагских ди-джеев, таких как DJ Pierre, Adonis, Farley Jackmaster Funk и Phuture, последний из которых ввел термин на его «Acid Trax "(1987). Он смешал элементы хауса с "хлюпающими" звуками и глубокими басовыми линиями, воспроизводимыми синтезатором Roland TB-303. Когда синглы начали поступать в Великобританию, звук был воссоздан заново, начиная с небольших складских вечеринок, проводившихся в Лондоне в 1986–87. В 1988 году во время Второго лета любви он стал популярным, поскольку тысячи посетителей клуба отправились на массовые рейвы. Затем этот жанр начал проникать в британские поп-чарты с хитами для M / A / R / R / S, S'Express и Technotronic к началу 1990-е, прежде чем уступить место популярности транс-музыки.
Транс-музыка зародилась в немецких техно и хардкорных сценах начала 1990-х. Он подчеркивал короткие и повторяющиеся синтезаторные линии с минимальными ритмическими изменениями и случайными синтезаторными атмосферными эффектами, с целью ввести слушателя в состояние, подобное трансу. Автор журнала Billboard пишет: «Музыка транса, пожалуй, лучше всего описать как смесь диско 70-х и психоделии 60-х». Созданный на основе эйсид-хауса и техно-музыки, он был разработан в Германии и Нидерландах с синглами, включая "Energy Flash" Джоуи Белтрама и "The Ravesignal" CJ Bolland. За этим последовали релизы Роберта Лейнера, Sun Electric, Aphex Twin и наиболее влиятельный техно-транс, выпущенный лейблом Harthouse, в том числе очень имитируемый " Опыт 1 "(1992) дуэтом Hardfloor. Получив некоторую популярность в Великобритании в начале 1990-х годов, он был затмил появление новых жанров электронной музыки, таких как трип-хоп и джангл, прежде чем снова взлететь к концу десятилетие и начало доминировать в клубах. Вскоре он начал распадаться на несколько поджанров, включая прогрессивный транс, кислотный транс, гоа-транс, психоделический транс, Hard Trance и uplifting trance.
В 2010-х такие исполнители, как Bassnectar, Tipper и Pretty Lights, доминировали над более мейнстримом. психоделические культуры. "Raves" стали намного популярнее и стали популярными.
В Великобритании в 2000-е годы (десятилетие) сочетание инди-рока с дэнс-панком был назван "новым рейвом" в рекламе Klaxons, и этот термин был подхвачен и применен NME к ряду групп. Он сформировал сцену с визуальной эстетикой, аналогичной более ранней рэйв-музыке, с акцентом на визуальные эффекты: светящиеся палочки, неоновые и другие источники света были обычным явлением, а последователи сцены часто одевались в очень яркие и флуоресцентная цветная одежда.