A псевдооктава, псевдооктава или парадоксальная октава в музыке - это интервал, отношение частот которого не равно 2: 1 (например, 2,3: 1 или 1,9: 1), то есть для октавы, но воспринимается или рассматривается как эквивалент этого отношения, и высота звука которого считается эквивалентной друг другу, как с октавной эквивалентностью.
Например, Растянутая октава 2.01: 1, звучит расстроено при воспроизведении с истинными гармоническими обертонами, но настроено при воспроизведении с тонами, обертоны которых растянуты эквивалентно.
В настройке фортепиано обычно встречаются растянутые октавы, где негармоничность, вызванная толщиной и натяжением струны, требует очень небольшого расширения каждого интервала. См.: растянутая настройка.
Октавы балийских гамеланов никогда не настраиваются 2: 1, а вместо этого растягиваются или сжимаются согласованным образом во всем диапазоне каждого индивидуума. гамелан из-за физических характеристик их инструментов. Другой пример - игра тритаве на кларнетах шкалы Болена – Пирса (3: 1).
Растяжение октавы менее заметно на больших фортепиано с более длинными струнами и, следовательно, меньшей кривизной для данного смещения ; это одна из причин, по которой оркестры расходуют средства на использование очень длинных концертных роялей вместо более коротких и менее дорогих детских роялей, вертикальных или пианино спинет. Другая причина заключается в том, что длинные струны при высоком натяжении могут хранить больше акустической энергии, чем короткие, что дает более крупным инструментам больше громкости и лучший сустейн, чем аналогичные инструменты меньшего размера.