Псалтырь Бонн-де-Люксембург представляет собой небольшой иллюминированный манускрипт XIV века , сделанный темперой, гризайль, тушь, сусальное золото, пергамент. Он хранится в коллекции The Cloisters, Нью-Йорк, где обычно выставляется.
Книга, вероятно, была заказана для Бонн де Люксембург, герцогини Нормандии, дочери Иоанна Слепого и жены Иоанн II Французский, вероятно, в конце жизни ее мужа, около 1348–1349 гг. В то время иллюминированные рукописи могли составить конкуренцию монастырским скрипториям и панно как коммерчески привлекательные портреты доноров. Бонн де Люксембург умер от чумы в 1349 году.
Он состоит из 333 страниц пергамента, каждая размером 126 х 88 мм. Иллюстрации приписываются миниатюристу Жану Ле Нуару и включают графические изображения астрологических предсказаний римского писателя Манилий.
Книга была заказана для Ютты из Люксембурга, вторая дочь Иоанна Слепого, короля Богемии, и его первой жены, Елизаветы Богемии, предполагаемой первой жены короля Иоанна II Французского. Бонн умерла молодой, прежде чем она стала королевой Франции. Однако она была матерью Карла V и его брата Жана, герцога де Берри. Ее руки с изображением Люксембурга, пронзенного Валуа, украшают нижнюю границу страниц. Богато украшенные подкладки содержат множество видов растений и птиц. Жан Ле Нуар считается автором самых известных страниц; сцена распятия, двойная страница Memento mori, «Три живых и три мертвых» и изображение высокопоставленного придворного, которого сдерживает дурак. Работа в целом известна своей озабоченностью смертью и ее последствиями.
Художник, наиболее связанный с рукописью, - Жан Ле Нуар, работавший в Париже между 1335 и 1375 годами. Среди других рук - члены его мастерской и, возможно, его дочь Бурго. На стиль, кажется, повлиял Жан Пусель.
Иллюстрации характеризуются необычайно умелой обработкой линий, силуэта и реалистичное моделирование фигур. Обычно оно начинается с календаря, показывающего традиционные сцены сельскохозяйственных рабочих и знаков зодиака. Основная часть книги состоит из иллюстраций к псалмам. На последних страницах представлены необычные миниатюры, иллюстрирующие молитвы, в том числе лист 315, представляющий Божественную любовь на троне. Выбор иконографических элементов и тем необычно темен, специфичен и, как считается, возник по просьбе Ютты, которая умерла после этого.
РаспятиеВ сцене распятия показаны две стоящие на коленях фигуры перед распятым Христом. Он возлагает руки прямо на Свои раны, описанные в сопроводительном тексте. Таким образом, он изображен как самоотверженный Бог и изображен в очень натуралистической, человечной манере. На этом основании он датируется незадолго до ее смерти в 1349 году, периодом, когда Черная смерть начинала опустошать Европу. Отрывки в рукописи изображают страдания, вызванные этой новой чумой, и были описаны как «невероятно интенсивные». Два самых известных листа иллюстрируют двух глупцов, трех живых и трех мертвых, аллегорию быстротечности и напоминание зрителю об их смертности. Эта двойная миниатюра - одна из первых подобных аллегорий, появившихся в североевропейском искусстве, и, похоже, на нее повлияли французские поэты и. На первой странице изображены трое молодых придворных, которые случайно оказались на кладбище и обнаружили три трупа разной степени разложения. Мертвые насмехаются над поверхностным мировоззрением молодых людей, и в том, что должно было стать классическим мотивом Memento mori, сопроводительный текст побуждает задуматься, спрашивая: «Кто вы, мы когда-то были; что мы есть, вы будете be. "
На полях страницы изображено не менее двухсот птиц примерно сорока видов, в большинстве случаев изображенных размером три восьмерки дюйма или меньше. Большинство из них были хорошо и подробно описаны с натуры и опознаваемы; на листьях изображены миниатюрные изображения воробьев, зябликов, жаворонков и др.; некоторые изображения либо причудливы, либо плохо нарисованы, либо нечеткие, чтобы поверить в то, что они сделаны из жизни. Обработка птиц настолько последовательна, что было высказано предположение, что они были созданы одной рукой, хотя с более слабыми примерами его, возможно, сопровождал менее знакомый помощник.
Страница, иллюстрирующая Псалом 53 : «Глупец Сказал в сердце своем: Бога нет», показывает человека, пьющего из чаши, типичного атрибута глупца, обозначающего пьянство. Его сдерживает другой мужчина, который держит его длинный капюшон и бьет его. Этот второй персонаж, вероятно, происходит из традиции изображения дурака в виде мужлана или сумасшедшего, сжимающего дубину. Первый дурак по-разному определяется как пьяница, монах и архиепископ Люксембургский Болдуин. Современный зритель, вероятно, узнал бы в нем еврея. Оба мужчины содержат элементы гротеска и выполнены в гризайле на темно-синем фоне. На нем изображены два льва, грызущие герб Люксембурга.
Три живых и три мертвых, фолио 322r
Folio
Folio
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Псалтирь Бонн-де-Люксембург. |