пшеворской культуры является частью археологического комплекса железного века, который датируется III веком до н.э. - V веком нашей эры.
был расположен на территории современной центральной и южной Польши - от верхнего Одера до бассейна Вислы, позже распространившегося на некоторые части восточной Словакии и Подкарпатья в пределах между Одером и средним и верхним Висла Реки и простираются на юг к среднему Дунаю в верховья рек Днестр и Тиса. Название происходит от поселка недалеко от города Пшеворск, где были найдены первые артефакты.
Жители Пшеворской культуры жили в небольших, незащищенных деревнях, в каждой из которых проживало не более нескольких десятков жителей, состоящих из нескольких домов, обычно расположенных частично ниже уровня земли (полузатопленных), каждый площадью от 8 до 22 квадратных метров.. Они умели копать и строить колодцы, поэтому поселения не обязательно располагать рядом с водоемами. На поселении в Станиславицах Бохненского уезда было найдено 13 колодцев II века с разной деревянной обшивкой стен. Поля какое-то время использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, а затем в качестве пастбищ, когда экскременты животных помогли почве восстановить плодородие. После того, как были внедрены лемеховые плуги, поля стали чередоваться между обработкой почвы и выпасом.
Несколько или более поселений составляли микрорайон, в котором жители сотрудничали экономически и хоронили своих умерших на общем кладбище, но который был отделен от других микрорайонов неосвоенными территориями. Ряд таких микрорегионов, возможно, составляли племя, с разделенными пустым пространством зонами «взаимного страха», как выразился Тацит. Племена, в свою очередь, особенно если они были тесно связаны в культурном отношении, временами формировали более крупные структуры, такие как временные союзы для ведения войн или даже ранние формы государственности.
На рубеже тысячелетия в пшеворской культуре. промышленный комплекс по добыче соли из соляных источников был обнаружен в Чабске около Могильно.
Обследования могильников, из которых даже самые большие, использовавшиеся непрерывно в течение нескольких столетий, содержат не более несколько сотен могил, свидетельствует о низкой общей плотности населения. Мертвых кремировали, а прах иногда помещали в урны, средняя часть которых имела форму выгравированной выпуклости. В I веке нашей эры его заменила форма с острым профилем (с горизонтальным гребнем по окружности).
В Семехове была найдена могила воина, который должен был участвовать в экспедиции Ариовиста в период 70–50 гг. До н.э.; он содержит кельтское оружие и изготовленный в альпийском регионе шлем, используемый в качестве урны, а также местную керамику. Погребальные дары часто по неизвестным причинам сгибались или ломались, а затем сжигались вместе с телом. Захоронения варьируются от «бедных» до «богатых», последние снабжены причудливым кельтским, а затем и римским импортом, что отражает значительно развитое к тому времени социальное расслоение.
Пшеворская культура рассматривается учеными как слияние ряда локализованных культур. Наблюдается преемственность с предыдущей померанской культурой, хотя и измененная значительным влиянием культур Ла Тене и Ясторф. Пшеворская культура часто ассоциируется с вандалами, однако культура также была связана с ранними славянами и, скорее всего, была смешанной славянской и Германская природа. На востоке пшеворская культура связана с зарубинцами на территории современной северной Украины и южной Беларуси. Позже, в III и IV веках нашей эры, большая часть этой территории была впоследствии поглощена культурой Вильбарка и черняховской культурой.
Основная характерная черта пшеворской культуры захоронения. В основном это были кремации с редкими погребениями. Примечательны погребения воинов, которые часто включают конские снасти и шпоры. Некоторые захоронения исключительно богаты, затмевая могилы германских групп дальше на запад, особенно после 400 года нашей эры. Керамика и изделия из металла часто богаты и демонстрируют большое разнообразие
Упадок культуры в конце V века совпадает с нашествием гуннов. Другие факторы могли включать социальный кризис, который произошел в результате краха римского мира, и торговые контакты, которые он поддерживал с народами за его пределами. В конце V / VI века в бассейне Вислы появляется пражско-корчакская культура.
На Викискладе есть материалы, связанные с пшеворской культурой. |