Королевские прусские и великие герцогские гессенские государственные железные дороги (немецкий : Königlich Preußische und Großherzoglich Hessischen Staatseisenbahnen или KPuGHSt.E.) были государством- владел сетью независимых железнодорожных подразделений в немецких землях Пруссия и Гессен в начале 20 века. Это не была единственная государственная железнодорожная компания, как иногда утверждают.
1 апреля 1897 года руководство Королевских прусских государственных железных дорог (Königlich Preußische Staatseisenbahnen) взяло на себя управление железными дорогами в Великом княжестве. Гессен под первоначальным названием «Прусско-Гессенская железнодорожная эксплуатационная и финансовая ассоциация» (Preußisch-Hessische Eisenbahnbetriebs- und Finanzgemeinschaft). Право собственности, суверенные права и прибыль оставались за землей Гессен в соответствии с государственным договором от 23 июня 1896 г. Штаб-квартира железнодорожной дивизии (Eisenbahndirektion) находилась в Майнц.
Гессен также мог повлиять на отбор персонала на руководящие должности, но инженерные и операционные процедуры следовали только прусским правилам. Весь персонал носил прусскую униформу, хотя гессенцам было разрешено носить дополнительно гессенские знаки различия.
Причиной этого соглашения было, во-первых, географическое положение государства Гессен, разделенного на два региона и тесно связанного с областями Пруссии, а во-вторых, цель обоих государств национализировать последнюю крупную частную железнодорожную компанию Hessian Ludwig Railway (Hessische Ludwigsbahn). Прусско-Гессенская железная дорога, в которой в 1907 г. работало 486 318 сотрудников, была крупнейшей компанией в Германской империи. Прусско-Гессенская железнодорожная компания была переименована после Первой мировой войны в Прусская государственная железная дорога, но в 1920 году была присоединена к другим немецким государственным железным дорогам (Länderbahnen ) в Deutsche Reichsbahn.