Протофеодализм (испанский : protofeudalismo / feudalismo prematuro) - это концепция в средневековой истории, особенно в истории Испании, согласно которому прямых предшественников феодализма можно найти в поздней античности.
Испанская историография в значительной степени опирается на концепцию и проецирует ее на поздний вестготское королевство, но его использование вообще не рекомендуется в англоязычной историографии Испании (или где-либо еще). Нынешняя тенденция английских ученых преуменьшать значение феодализма и сокращать использование связанной с ним терминологии, особенно ее применения к раннему средневековью, находится в прямом противоречии с последними тенденциями в испанской историографии, подталкивающими начало феодализма к вестготский период, иногда рассматриваемый как часть тенденции к «европеизации» испанской истории.
Возобновился интерес к истории объединенной вестготской Испании во время диктатуры Франсиско Франко в середине 20 века. Постоянная потребность объяснить быстрое падение вестготовского королевства перед лицом арабских вторжений заставила некоторых ученых постулировать усиление приватизации государственной власти в руках региональной земельной знати: две тенденции, называемые «протофеодализмом». «(приватизация) и« партикуляризм »(регионализм).
Обычно протофеодальный феномен датируется концом 7 века, но иногда и раньше. В 1967 году испанский историк Клаудио Санчес-Альборнос проследил протофеодализацию (protofeudalización) вестготской армии, по крайней мере, в соответствии с законодательством Эрвига и Вамбы. Описание этого явления на английском языке дано Пейном в его общей истории Иберии в двух томах:
Децентрализация была неизбежна, и власть стала вопросом личных отношений и примера. Старшие лейтенанты короны были вознаграждены за свои услуги окладом или стипендиями в форме господства над землей или временного распределения доходов от земли, находящейся в прекариуме, то есть на номинально отменяемой основе. Эта система была фактически впервые использована церковью для поддержки местных учреждений, а к седьмому веку широко использовалась короной, а также магнатами (высшей аристократией) для оплаты своих главных сторонников и военных вассалов. Процесс протофеодализации неизбежно влек за собой раскол юридического и экономического суверенитета, что еще больше ослабило политическое единство.
Французский историк Селин Мартен оспаривает реальность «протофеодализма», указывая на публичный характер клятвы верности в королевстве позднего вестготов, где клятвы обычно давались (местным) населением, а не отдельными людьми отдельным лордам. Роджер Коллинз критиковал эту концепцию как не более чем попытку испанских ученых интегрировать историю Испании в историю Европы в целом. Коллинз цитирует Л. Гарсиа Морено как провозгласившего «международное единодушие в применении прилагательного« протофеодальный »к социально-политической формации, воплощенной в Королевстве Толедо в начале восьмого века». Коллинз, однако, «не думает». Майкл Куликовский ссылается на открытие триентов середины 7 века как свидетельство коммерческой деятельности в центральной Испании, опровергающее преобладающее представление о «автаркии » и протофеодальном крепостное право.