A протогосударство, также известное как квазигосударство, это политическая единица, которая не представляет полностью институционализированное или автономное суверенное государство.
Точное определение протогосударства в политической литературе колеблется в зависимости от контекста, в котором оно используется. Некоторые современные ученые использовали его для описания самоуправляющихся британских колоний и зависимостей, которые осуществляли форму самоуправления, но оставались ключевыми частями Британской империи и в первую очередь подчинялись администрация метрополии. Точно так же республики Советского Союза, которые представляли административные единицы с их собственными национальными особенностями, также были описаны как протогосударства.
В более позднем употреблении термин протогосударства Государство чаще всего упоминается в отношении воинствующих сепаратистских групп, которые претендуют на определенный регион и осуществляют над ним некоторую форму территориального контроля, но не имеют институциональной сплоченности. К таким протогосударствам относятся Республика Сербская и Герцег-Босния во время боснийской войны и Азавад во время восстания туарегов в 2012 году.. Исламское Государство Ирака и Леванта также широко считается примером современного протогосударства.
Термин «протогосударство» использовался в контексте еще Древней Греции для обозначения феномена, когда формированию большой и сплоченной нации часто предшествовали очень маленькие и рыхлые формы государственности. Например, исторический социолог Гэри Рансимен отметил, что греческие города-государства в классической античности, такие как Афины, изначально были слабыми протогосударствами, которые позже превратились в более крупные и централизованные политические образования. Большинство древних протогосударств были продуктом племенных сообществ, состоящих из относительно недолговечных конфедераций сообществ, объединенных под одним полководцем или вождем, наделенным символической властью и военным званием. Они не считались суверенными государствами, поскольку редко достигали какой-либо степени институциональной устойчивости, а власть часто осуществлялась над мобильным народом, а не над измеримой территорией. Свободные конфедерации такого рода были основным средством принятия общей государственности людьми во многих регионах, таких как среднеазиатские степи, на протяжении всей древней истории.
Протогосударства распространились в Западной Европе в период Среднего века. Возраст, вероятно, в результате тенденции к политической децентрализации после краха Западной Римской империи и принятия феодализма. Теоретически будучи верными одному монарху при феодальной системе, многие мелкие дворяне управляли своими собственными феодальными владениями как миниатюрные «государства внутри государств», которые были независимы друг от друга. Эта практика была особенно заметна в отношении крупных децентрализованных политических образований, таких как Священная Римская империя, которая включала множество автономных и полуавтономных протогосударств.
После эпохи. Открытия, появление европейского колониализма привело к образованию колониальных протогосударств в Азии, Африке и Америке. Некоторым колониям был присвоен уникальный статус протекторатов, которые эффективно контролировались метрополией, но сохранили ограниченную способность к самоуправлению, самоуправляющиеся колонии, доминионы, и зависимости. Это были отдельные административные единицы, каждая из которых выполняла многие функции государства, фактически не обладая полным суверенитетом или независимостью. С другой стороны, колонии без субнационального статуса самоуправления считались административным продолжением колонизирующей державы, а не настоящими протогосударствами. Колониальные протогосударства позже послужили основой для ряда современных национальных государств, особенно на азиатском и африканском континентах.
В течение двадцатого века некоторые протогосударства существовали не только как отдельные административные единицы, но и как их собственные теоретически самоуправляющиеся республики объединились друг с другом в политический союз, такой как социалистические федеративные системы, наблюдавшиеся в Югославии, Чехословакии и Советском Союзе.
контролируемой территорией Антифашистским советом Югославии, который основал свое собственное протогосударство в 1942 годуДругая форма протогосударства, которая стала особенно распространенной после Второй мировой войны устанавливается путем неконституционного захвата территории повстанцами или группой боевиков, которые начинают брать на себя роль правительства де-факто. Несмотря на отказ в признании и лишение гражданских институтов, восставшие протогосударства могут участвовать во внешней торговле, предоставлять социальные услуги и даже вести ограниченную дипломатическую деятельность. Эти протогосударства обычно образуются движениями, сформированными из географически сконцентрированных этнических или религиозных меньшинств, и, таким образом, являются общей чертой межэтнических гражданских конфликтов. Это часто происходит из-за склонности группы внутренней культурной идентичности, стремящейся отвергнуть легитимность политического строя суверенного государства и создать свой собственный анклав, где оно может свободно жить в рамках своей собственной сферы законов, социальных норм и порядка.
Накопление территории повстанческими силами для формирования субнациональной геополитической системы и, в конечном итоге, протогосударства, было рассчитанным процессом в Китае во время гражданской войны в Китае, что создало прецедент для многих подобных попыток на протяжении двадцатого и двадцать первого веков. Протогосударства, созданные в результате гражданского конфликта, обычно существуют в состоянии постоянной войны, и их богатство и население могут быть соответственно ограничены. Одним из наиболее ярких примеров протогосударства военного времени в двадцать первом веке является Исламское государство Ирака и Леванта, которое сохранило свою административную бюрократию и ввело налоги.
Определение протогосударства не является кратким, и его сбивает с толку взаимозаменяемое использование терминов государство, страна и нация для описания данной территории. Однако в академическом контексте термин «протогосударство» предпочтительнее «протонации», поскольку некоторые органы власти также используют нацию для обозначения социальной, этнической или культурной группы, способной сформировать собственное государство.
A протогосударство не соответствует четырем основным критериям государственности, изложенным в декларативной теории государственности Конвенции Монтевидео 1933 года : постоянное население, определенная территория, правительство с собственные институты и способность вступать в отношения с другими государствами. Протогосударство не обязательно является синонимом государства с ограниченным признанием, которое в противном случае имеет все признаки полностью функционирующего суверенного государства, такого как Родезия или Китайская Республика, также известные как Тайвань. Однако прото-государства часто остаются нераспознанными, поскольку государственный субъект, признающий протогосударство, делает это в нарушение внешнего суверенитета другого государственного субъекта. Если полное дипломатическое признание распространяется на протогосударство и происходит обмен посольствами, оно определяется как самостоятельное суверенное государство и больше не может классифицироваться как протогосударство.
Территория Хорватия контролируется Республикой Сербская Краина протогосударством 1991–1995.На протяжении всей современной истории частично автономные регионы более крупных признанных государств, особенно тех, которые основаны на историческом прецеденте или этнической и культурной самобытности, которая их помимо тех, кто доминирует в государстве в целом, считались протогосударствами. Самоуправление порождает субнациональную институциональную структуру, которую можно обоснованно определить как протогосударство. Когда восстание или восстание захватывают контроль и начинают устанавливать некое подобие управления в регионах на национальных территориях под его эффективным управлением, они также претерпевают превращение в протогосударство. Эти протогосударства военного времени, иногда известные как повстанческие государства, могут в конечном итоге полностью трансформировать структуру государства или разграничивать свои собственные автономные политические пространства. Хотя это не новое явление, современное образование протогосударств на территории, контролируемой воинствующим негосударственным образованием, было популяризировано Мао Цзэдуном во время гражданской войны в Китае и национально-освободительными движениями во всем мире, которые приняли его военную философию. Возникновение восставшего протогосударства иногда было также косвенным следствием движения, принявшего фокусную теорию партизанской войны Че Гевара.
Сецессионистские протогосударства. с наибольшей вероятностью формируются в уже существовавших государствах, в которых отсутствуют безопасные границы, краткая и четко определенная группа граждан или единая суверенная власть с монополией на законное использование военной силы. Они могут быть созданы в результате путча, восстаний, сепаратистских политических кампаний, иностранного вмешательства, межконфессионального насилия, гражданской войны и даже бескровного распада или разделения государства.
Протогосударства могут быть важными региональными игроками., поскольку их существование влияет на варианты, доступные для государственных субъектов, либо в качестве потенциальных союзников, либо в качестве препятствий для их политической или экономической политики.
Proto-state | Родительское состояние | Достигнутое состояние | С | Источник |
---|---|---|---|---|
Абхазия | Грузия | Де-факто | 1992 | |
Аш-Шабааб | Сомали | No | 2009 | |
Союзные демократические силы | Демократическая Республика Конго. Уганда | No | 1996 | |
Амбазония | Камерун | No | 2017 | |
Ансар аш-Шариа (Йемен) | Йемен | No | 2011 | |
Дар Эль Кути | Центральноафриканская Республика | Де-факто | 2015 | |
Донецкая Народная Республика | Украина | Де-факто | 2014 | |
Исламское государство (ISIL) | Ирак. Сирия. Афганистан. Сомали. Йемен. Нигерия. Ливия | No | 2013 | |
Луганская Народная Республика | Украина | Де-факто | 2014 | |
Республика Арцах | Азербайджан /Армения | Де-факто | 1991 | |
Автономная администрация Северной и Восточной Сирии | Сирия | Частично | 2013 | |
Республика Сахара | Марокко | Частично | 1976 | |
Сомалиленд | Сомали | Де-факто | 1991 | |
Южная Осетия | Грузия | Де-факто | 1991 | |
Приднестровье | Молдова | D e facto | 1990 | |
Южный переходный совет | Йемен | Де-факто | 2017 | |
Талибан | Афганистан | No | 2002 | |
Западное Папуа | Индонезия | No | 1971 |