Протогосударство

редактировать
Карта Ближнего Востока, на которой показаны районы, контролируемые ИГИЛ по состоянию на май 2015 года: ряд крупных городов на севере Сирии и Ирака, и коридоры, соединяющие их. Максимальный размер территориального контроля ИГИЛ в Сирии и Ирак, часто описываемый как «протогосударство», 21 мая 2015 года.

A протогосударство, также известное как квазигосударство, это политическая единица, которая не представляет полностью институционализированное или автономное суверенное государство.

Точное определение протогосударства в политической литературе колеблется в зависимости от контекста, в котором оно используется. Некоторые современные ученые использовали его для описания самоуправляющихся британских колоний и зависимостей, которые осуществляли форму самоуправления, но оставались ключевыми частями Британской империи и в первую очередь подчинялись администрация метрополии. Точно так же республики Советского Союза, которые представляли административные единицы с их собственными национальными особенностями, также были описаны как протогосударства.

В более позднем употреблении термин протогосударства Государство чаще всего упоминается в отношении воинствующих сепаратистских групп, которые претендуют на определенный регион и осуществляют над ним некоторую форму территориального контроля, но не имеют институциональной сплоченности. К таким протогосударствам относятся Республика Сербская и Герцег-Босния во время боснийской войны и Азавад во время восстания туарегов в 2012 году.. Исламское Государство Ирака и Леванта также широко считается примером современного протогосударства.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Теоретическая основа
  • 3 Список современные протогосударства
    • 3.1 Составляющие протогосударства
      • 3.1.1 Текущие
      • 3.1.2 Бывшие
    • 3.2 Сецессионистские и мятежные протогосударства
      • 3.2.1 Текущие
      • 3.2.2 Бывшие
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания и ссылки
    • 5.1 Аннотации
    • 5.2 Ссылки
    • 5.3 Библиография

История

Туарегские повстанцы в недолговечном протогосударстве Азавад.

Термин «протогосударство» использовался в контексте еще Древней Греции для обозначения феномена, когда формированию большой и сплоченной нации часто предшествовали очень маленькие и рыхлые формы государственности. Например, исторический социолог Гэри Рансимен отметил, что греческие города-государства в классической античности, такие как Афины, изначально были слабыми протогосударствами, которые позже превратились в более крупные и централизованные политические образования. Большинство древних протогосударств были продуктом племенных сообществ, состоящих из относительно недолговечных конфедераций сообществ, объединенных под одним полководцем или вождем, наделенным символической властью и военным званием. Они не считались суверенными государствами, поскольку редко достигали какой-либо степени институциональной устойчивости, а власть часто осуществлялась над мобильным народом, а не над измеримой территорией. Свободные конфедерации такого рода были основным средством принятия общей государственности людьми во многих регионах, таких как среднеазиатские степи, на протяжении всей древней истории.

Протогосударства распространились в Западной Европе в период Среднего века. Возраст, вероятно, в результате тенденции к политической децентрализации после краха Западной Римской империи и принятия феодализма. Теоретически будучи верными одному монарху при феодальной системе, многие мелкие дворяне управляли своими собственными феодальными владениями как миниатюрные «государства внутри государств», которые были независимы друг от друга. Эта практика была особенно заметна в отношении крупных децентрализованных политических образований, таких как Священная Римская империя, которая включала множество автономных и полуавтономных протогосударств.

После эпохи. Открытия, появление европейского колониализма привело к образованию колониальных протогосударств в Азии, Африке и Америке. Некоторым колониям был присвоен уникальный статус протекторатов, которые эффективно контролировались метрополией, но сохранили ограниченную способность к самоуправлению, самоуправляющиеся колонии, доминионы, и зависимости. Это были отдельные административные единицы, каждая из которых выполняла многие функции государства, фактически не обладая полным суверенитетом или независимостью. С другой стороны, колонии без субнационального статуса самоуправления считались административным продолжением колонизирующей державы, а не настоящими протогосударствами. Колониальные протогосударства позже послужили основой для ряда современных национальных государств, особенно на азиатском и африканском континентах.

В течение двадцатого века некоторые протогосударства существовали не только как отдельные административные единицы, но и как их собственные теоретически самоуправляющиеся республики объединились друг с другом в политический союз, такой как социалистические федеративные системы, наблюдавшиеся в Югославии, Чехословакии и Советском Союзе.

контролируемой территорией Антифашистским советом Югославии, который основал свое собственное протогосударство в 1942 году

Другая форма протогосударства, которая стала особенно распространенной после Второй мировой войны устанавливается путем неконституционного захвата территории повстанцами или группой боевиков, которые начинают брать на себя роль правительства де-факто. Несмотря на отказ в признании и лишение гражданских институтов, восставшие протогосударства могут участвовать во внешней торговле, предоставлять социальные услуги и даже вести ограниченную дипломатическую деятельность. Эти протогосударства обычно образуются движениями, сформированными из географически сконцентрированных этнических или религиозных меньшинств, и, таким образом, являются общей чертой межэтнических гражданских конфликтов. Это часто происходит из-за склонности группы внутренней культурной идентичности, стремящейся отвергнуть легитимность политического строя суверенного государства и создать свой собственный анклав, где оно может свободно жить в рамках своей собственной сферы законов, социальных норм и порядка.

Накопление территории повстанческими силами для формирования субнациональной геополитической системы и, в конечном итоге, протогосударства, было рассчитанным процессом в Китае во время гражданской войны в Китае, что создало прецедент для многих подобных попыток на протяжении двадцатого и двадцать первого веков. Протогосударства, созданные в результате гражданского конфликта, обычно существуют в состоянии постоянной войны, и их богатство и население могут быть соответственно ограничены. Одним из наиболее ярких примеров протогосударства военного времени в двадцать первом веке является Исламское государство Ирака и Леванта, которое сохранило свою административную бюрократию и ввело налоги.

Теоретическая основа

Определение протогосударства не является кратким, и его сбивает с толку взаимозаменяемое использование терминов государство, страна и нация для описания данной территории. Однако в академическом контексте термин «протогосударство» предпочтительнее «протонации», поскольку некоторые органы власти также используют нацию для обозначения социальной, этнической или культурной группы, способной сформировать собственное государство.

A протогосударство не соответствует четырем основным критериям государственности, изложенным в декларативной теории государственности Конвенции Монтевидео 1933 года : постоянное население, определенная территория, правительство с собственные институты и способность вступать в отношения с другими государствами. Протогосударство не обязательно является синонимом государства с ограниченным признанием, которое в противном случае имеет все признаки полностью функционирующего суверенного государства, такого как Родезия или Китайская Республика, также известные как Тайвань. Однако прото-государства часто остаются нераспознанными, поскольку государственный субъект, признающий протогосударство, делает это в нарушение внешнего суверенитета другого государственного субъекта. Если полное дипломатическое признание распространяется на протогосударство и происходит обмен посольствами, оно определяется как самостоятельное суверенное государство и больше не может классифицироваться как протогосударство.

Территория Хорватия контролируется Республикой Сербская Краина протогосударством 1991–1995.

На протяжении всей современной истории частично автономные регионы более крупных признанных государств, особенно тех, которые основаны на историческом прецеденте или этнической и культурной самобытности, которая их помимо тех, кто доминирует в государстве в целом, считались протогосударствами. Самоуправление порождает субнациональную институциональную структуру, которую можно обоснованно определить как протогосударство. Когда восстание или восстание захватывают контроль и начинают устанавливать некое подобие управления в регионах на национальных территориях под его эффективным управлением, они также претерпевают превращение в протогосударство. Эти протогосударства военного времени, иногда известные как повстанческие государства, могут в конечном итоге полностью трансформировать структуру государства или разграничивать свои собственные автономные политические пространства. Хотя это не новое явление, современное образование протогосударств на территории, контролируемой воинствующим негосударственным образованием, было популяризировано Мао Цзэдуном во время гражданской войны в Китае и национально-освободительными движениями во всем мире, которые приняли его военную философию. Возникновение восставшего протогосударства иногда было также косвенным следствием движения, принявшего фокусную теорию партизанской войны Че Гевара.

Сецессионистские протогосударства. с наибольшей вероятностью формируются в уже существовавших государствах, в которых отсутствуют безопасные границы, краткая и четко определенная группа граждан или единая суверенная власть с монополией на законное использование военной силы. Они могут быть созданы в результате путча, восстаний, сепаратистских политических кампаний, иностранного вмешательства, межконфессионального насилия, гражданской войны и даже бескровного распада или разделения государства.

Протогосударства могут быть важными региональными игроками., поскольку их существование влияет на варианты, доступные для государственных субъектов, либо в качестве потенциальных союзников, либо в качестве препятствий для их политической или экономической политики.

Список современных протогосударств

Составляющие протогосударства

Текущее

ПротостатРодительское государствоДостигнутое государственное положениеСИсточник
Аджария Грузия 1921
Адыгея Россия 1922
Аландские острова Финляндия 1921
Республика Алтай Россия 1922
Валле-д'Аоста Италия 1948
Аруба Нидерланды Нет1986
Ашанти Гана No1957
Азад Кашмир Пакистан Нет1949
Азорские острова Португалия 1816
Башкортостан Россия 1919
Британские Виргинские острова Соединенное Королевство No1960
Бугенвиль Папуа-Новая Гвинея 2001
Бурятия Россия 1923
Канарские острова Испания Нет1816
Каталония Испания Нет1978
Каймановы острова Соединенное Королевство No1962
Чечня Россия 1922 г.
штат Чин Мьянма 1949
Остров Рождества Австралия 1958
Чувашия Россия 1920
Острова Кука Новая Зеландия 1888
Корсика Франция 1978
Кюрасао Нидерланды 1816
Дагестан Россия 1921
Остров Пасхи Чили 1944
Эускади Испания 1978
Фолклендские острова Соединенное Королевство No1833
Фарерские острова Дания Нет1816
Фландрия Бельгия 1970
Французская Полинезия Франция 1847
Фриули -Венеция Джулия Италия 1963
Гагаузия Молдова 1991
Галиция Испания Нет1978
Сектор Газа Израиль. Палестина Де-факто1994
Гренландия Дания Нет1816
Гуам США 1816
Гернси Соединенное Королевство No1204
Индийские резервации США 1658
Ингушетия Россия 1924
Иракский Курдистан Ирак Де-факто1991
Остров Мэн Соединенное Королевство No1828
Джамму и Кашмир Индия Нет1921
Джерси Соединенное Королевство No1204
Еврейская автономная область Россия 1934
Джубаленд Сомали No2001
Кабардино-Балкария Россия 1921
Штат Качин Мьянма 1949
Калмыкия Россия 1920
Карачаево-Черкесия Россия 1922
Карелия Россия Нет1923
Штат Кая Мьянма Нет1949
Штат Кайин Мьянма Нет1949
Хакасия Россия 1934
Республика Коми Россия 1922
Косово Сербия Фактически2008
Мадейра Португалия Нет1816
Марий Эл Россия Нет1920
Маркизские острова Франция 1844
Монтсеррат Соединенное Королевство No1632
Штат Мон Мьянма 1949
Мордовия Россия 1934
Новая Каледония Франция 1853
Северная Ирландия Соединенное Королевство Нет1922
Северные Марианские острова США Нет1899
Северная Осетия-Алания Россия Нет1921
Нунавут Канада 1999
Палестинская национальная администрация Израиль Де-юре1993
Пуэрто-Рико США Нет1816
Пунтленд Сомали No1998
Квебек Канада 1816
Остров Святой Елены Соединенное Королевство No1834
Сардиния Италия Нет1816
Республика Саха Россия 1922
Шотландия Соединенное Королевство 1816
Штат Шан Мьянма 1949
Сицилия Италия 1816
Синт-Мартен Нидерланды Нет1848
Свальбард Норвегия 1992
Татарстан Россия 1920
Темоту Соломоновы Острова 1981
Трентино-Альто-Адидже / Зюдтироль Италия 1948
Теркс и Кайкос Соединенное Королевство No1973
Тува Россия 1911
Удмуртия Россия 1920
Виргинские острова США США 181 6
Уэльс Соединенное Королевство 1816
Валлония Бельгия 1970
Занзибар Танзания Нет1964

Бывший

ПротогосударствоРодительское государствоДостигнутое состояниеДатыИсточник
Бопутатсвана Южная Африка Де-юре1977–1994
Босния и Герцеговина Югославия Да1943–1992
Сискей Южная Африка Де-юре1981–1994
Республика Крым Украина Нет11–18 марта 2014 г.
Хорватия Югославия Да1943–1991
Карпатская Украина Карпатская Малороссия Чехословакия Де-факто1919–1939
Чешская Социалистическая Республика Чехословакия Да1969–1993
Восточный Каприви Южная Африка Нет1972–1989
Финская Социалистическая Рабочая Республика Финляндия No1918
Украина Галичане русины Австро-Венгрия Фактически1848–1918
Газанкулу Южная Африка Нет1971–1994
Херероленд Южная Африка 1970–1989
Кангване Южная Африка 1972–1994
Республика Карелия Карельская АССР Российская СФСР, Советский Союз союзная республика1923–1940
Каванголенд ЮАР 1973–1989
Квандебеле Южная Африка 1981–1994
Квазулу Южная Африка Нет1981–1994 гг.
Лебова Южная Африка Нет1972–1994
Македония Югославия Да1945–1991
Черногория Югославия Да1945–1992
Молдова Молдавская АССР Украинская ССР, Советский Союз союзная республика1924–1940
Молдавская Советская Социалистическая Республика Советский Союз Да1940–1991
Овамболенд Южная Африка Нет1973–1989
QwaQwa Южная Африка Нет1974–1994
Российская СФСР Советский Союз Да1917–1991
Сербия Югославия Да1945– 1992
Сингапур Сингапур Малайзия Да1963–1965
Словацкая Социалистическая Республика Чехословакия Да1969–1993
Словения Югославия Да1945–1991
Южная Африка Юго-Западная Африка (Намибия )Южная Африка Да1915–1991
Южный Судан Южный Судан Судан Да2005–2011 гг.
Транскей Южная Африка Де-юре1976–1994 гг.
Договорные государства Соединенное Королевство Да1820–1971
Туркестанская АССР Российская СФСР Нет1918–1924
Украинская Народная Республика Советов Российская СФСР 1917–1918
Украинская Советская Республика Российская СФСР 1918
Украинская Советская Социалистическая Республика Российская СФСР, Советский Союз Да1919–1991 гг.
Венда Южная Африка Де-юре1979–1994 гг.

Сецессионистские и мятежные протогосударства

Текущее

Proto-stateРодительское состояниеДостигнутое состояниеСИсточник
Абхазия Грузия Де-факто1992
Аш-Шабааб Сомали No2009
Союзные демократические силы Демократическая Республика Конго. Уганда No1996
Амбазония Камерун No2017
Ансар аш-Шариа (Йемен) Йемен No2011
Дар Эль Кути Центральноафриканская Республика Де-факто2015
Донецкая Народная Республика Украина Де-факто2014
Исламское Государство Ирака и Леванта Исламское государство (ISIL)Ирак. Сирия. Афганистан. Сомали. Йемен. Нигерия. Ливия No2013
Луганская Народная Республика Украина Де-факто2014
Республика Арцах Азербайджан /Армения Де-факто1991
Автономная администрация Северной и Восточной Сирии Сирия Частично2013
Республика Сахара Марокко Частично1976
Сомалиленд Сомали Де-факто1991
Южная Осетия Грузия Де-факто1991
Приднестровье Молдова D e facto1990
Южный переходный совет Йемен Де-факто2017
Афганистан Талибан Афганистан No2002
Западное Папуа Индонезия No1971

Бывший

ПротогосударствоРодительское государствоДостигнутая государственностьДатыИсточник
Al - Фронт Нусра Сирия No2012–2017 гг.
Ансар аль-Ислам Ирак No2001–2003 годы
Ангола Португалия Да1961– 1975
Ансар аш-Шариа (Ливия) Ливия No2014–2017 годы
Ансар Дайн Мали No2012–2013 годы
Россия Вооруженные силы Юга России Россия No1919–1920 годы
Азавад Мали Фактически2012–2013 годы
Исламское Государство Ирака и Леванта Боко Харам Нигерия. Камерун No2013–2015 годы
Карпато- Украина Чехословакия, Венгрия Де-факто1938–1939
Чеченская Ичкерия Россия No1991–2000
Китайская Советская Республика Тайвань Китай No1931–1937
Коммунистический Китай Тайвань Китай Да1927–1949
Республика Дубровник Социалистическая Федеративная Республика Югославия Югославия No1991–1992
Восточная Славония, Баранья и мы stern Syrmia Социалистическая Федеративная Республика Югославия Югославия No1995–1998
FARC Колумбия No1964–2017
Groupe islamique armé Алжир No1993–1995
Хорватская Республика Герцег-Босния Герцег-Босния Босния и Герцеговина No1991–1996
Штат Хайдарабад Индия Де-факто1947–1948
Идель-Уральское государство Россия Россия No1917–1918
Республика Ирландия Ирландская Республика Соединенное Королевство Да1919–1922
Джамиат-и Ислами Афганистан No1982–1989
Республика Косова Сербия и Черногория No1992–1999
Джубаленд Сомали No1998–2001
Джунбиш-э Милли Афганистан No1992–1997
Освобожденная Югославия Хорватия. Оккупированная Сербия Да1942–1945
Мозамбик Португалия Да1964–1974
Революционный Вьетнам Южный Вьетнам No1969–1976
Республика Сербская Босния и Герцеговина No1991–1995
мятежный район Красных копий в Дэнчжоу Китай No1929
Сербская Краина Хорватия No1991–1995
Судеты Чехословакия Нет1918–1938
Либерия " Тейлорленд или Большая ЛиберияЛиберия No1990–1995 / 97
Тамил Илам Шри-Ланка No1983–2008
Национальное правительство Украины Советский Союз, Нацистская Германия Нет1941
Украинская Народная Республика Российская Республика, Российская СФСР Да1917–1921
УНИТА Ангола No1975–2002
США Великобритания Да1776-1783
Западно-Украинская Народная Республика Австро-Венгрия, Польша Нет1918–1919
Автономная провинция Западная Босния Социалистическая Федеративная Республика Югославия Югославия No1993–1995
Запорожская Сечь Речь Посполитая Да16 век – 1649

См. Также

Примечания и ссылки

Аннотации

Ссылки

Библиография

  • Бьянко, Люсьен (2015). Крестьяне без партии: массовые движения в Китае двадцатого века. Абингдон-он-Темз, Нью-Йорк : Рутледж. ISBN 978-1563248405. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Двайер, Джонни (2015). American Warlord. Правдивая история. Нью-Йорк : Vintage Books. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Essen, Michael Fredholm von (2018). Солдаты Московии. Появление Русская армия 1462–1689 гг. Warwick: Helion Company. ISBN 978-1912390106. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Lidow, Nicholai Hart (2016). Жестокий порядок: понимание управления повстанцами в период гражданской войны в Либерии. Кембридж : Cambridge University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:42:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте