В христианском богословии protoevangelium (также известный как protevangelium, proto-evangelium или protoevangelion ) - это заявление Бога Змею в Эдемском саду о том, как семя женщины раздавит змею голову:
«И положу вражду между тобою и женой, и между семенем твоим и ее семенем; оно поразит твою голову, а ты поранишь его пяту». (Бытие 3:15, KJV)
«Я положу вражду между тобою и женой, и семенем твоим и семенем ее; она сокрушит твою голову, и ты будешь ляжет в засаду от ее пят». (Бытие 3:15, Дуэ-Реймс)
Protoevangelium - сложное слово из двух греческих слов: protos означает «первый», а evangelion - «благая весть» или «евангелие». Таким образом, протеванглиум в Бытие 3:15 обычно упоминается как первое упоминание благой вести о спасении в Библии.
Строго говоря, протоевангелие относится к последней части Бытия 3:15: «он поразит твою голову, а ты будешь поражать его пяту». Согласно Х.К. Леупольду, в этом отрывке используется зевгма в слове «синяк», что можно перевести как «он сокрушит твою голову, а ты будешь поражать его пятку».
серьезный характер контекста, падение человека, этот отрывок описывает больше, чем просто человека, наступившего на голову змеи. Упоминание о семени женщины как Христа, как полагают, связано с непорочным рождением Мессии, а также с ипостатическим союзом Божественной природы с человеческой природой Христа.
Ветхозаветный ученый Дерек Киднер описывает Протоевангелию как «первый проблеск Евангелия». Некоторые из отцов ранней церкви, такие как Иустин Мученик (160 г. н.э.) и Ириней (180 г. н.э.), считали этот стих «Протоевангелием, первым мессианским пророчеством Ветхого Завета.. "
Упоминание о «семени жены» как о Иисусе считается пророчеством о рождении от Девы Мессии. В другом месте Библии ребенок упоминается исключительно как «семя» своего отца. Например, Иисус назван «семенем Давида» в Послании к Римлянам 1: 3, а весь народ Израиль назван «семенем Иакова» в Иеремии 33:26. Поэтому то, что Мессию называют «семенем женщины», интерпретируется как означающее, что у Мессии не будет земного отца.
Эта интерпретация непорочного рождения подтверждается некоторыми ранними отцами церкви, в том числе Серапион, епископ Фмуисский, который написал следующее:
У женщины нет семени, только у мужчины есть семя. Как же тогда это (Быт. 3:15) было сказано о Женщине? Разве не очевидно, что здесь идет речь о Христе, Которого святая Дева родила без семени? Фактически, используется единственное число, «семени», а не множественное число, «семена».
Ссылка на ушиб змея голова относится к ряду библейских тем. В первую очередь, это говорит о поражении сатаны как духовно, так и эсхатологически. Поражение сатаны, когда о нем говорится вместе с делом Христа, обычно начинается с распятия. На кресте власть сатаны над человечеством уничтожена, и поэтому в духовном смысле он потерпел поражение. Леупольд говорит: «Но в то же время разбитая голова означает полное поражение».
В Библии Дуэ-Реймса 1899 г. сноска к Бытию 3:15 гласит:
«Она сокрушит»: Ипса, женщина; поэтому разные отцы читали это место в соответствии с латинским языком: другие читали его ipsum, а именно, семя. Смысл тот же: ибо именно своим семенем, Иисусом Христом, женщина сокрушает голову змея.
.
В эсхатологии, изучении последних времен, поражение сатаны приходит, когда он низвержен. в озеро огненное. «И дьявол, обманувший их, был брошен в озеро огненное и серное, где были зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». (Откровение 20:10 RSV)
Ушиб пятки семени женщины почти повсеместно воспринимается как распятие Христа. Луи Беркгоф говорит: «Смерть Христа, который является в первостепенном смысле семенем женщины, будет означать поражение сатаны».
Виктор П. Гамильтон видит мессианский акцент в заявлении: «... слова суда, которые являются искупительными, а не мстительными по своей цели».
В Послании к Римлянам 16:20, возможно, есть наиболее четкое упоминание о Протеевангелии в Новом Завете, «И Бог мира в ближайшее время поразит сатану под ваши ноги. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ". Здесь семя женщины названо «Богом мира», а Церковь - это ноги, которые будут поражать голову сатаны. Из еврейского местоимения мужского рода единственного числа в Бытие 3:15 мы видим, что семя женщины - мужчина, и тем не менее в Послании к Римлянам 16:20 он назван Богом мира, что отождествляет его с Господом Иисусом Христом.
Существует прямая отсылка к Протоевангелию в начальных моментах Мела Гибсона Страсти Христовы, когда персонаж Иисуса во время молитвы в саду топчет по голове змеи.