Процент приходов | ||||
---|---|---|---|---|
приходов | Процент | |||
евангельских баптистов | 8,9% | |||
пятидесятники | 5,6% | |||
Свидетели Иеговы (не протестанты) | 3,8% | |||
Адвентисты седьмого дня | 3,7% |
Протестанты в Украине около От 600 000 до 700 000 (2007), около 2% от общей численности населения. В стране представлены почти все традиционные протестантские конфессии. Согласно журналу Christianity Today, Украина стала не просто «библейским поясом» Восточной Европы, но «центром евангельской церковной жизни, образование, и миссии ". В настоящее время страна является основным поставщиком миссионеров и центром евангельского обучения и типографии для всех стран бывшего Советского Союза, где правовая среда не столь благоприятна.
По сравнению с протестантами и евангелистами в Западной Европе и Соединенных Штатах, верующие в Украине считаются более консервативными и традиционными, практикующими форму строгого морального аскетизма.
Первые протестанты появились в Украине в 1530-х гг. 40-е годы. Им предшествовали различные до реформации движения, такие как богомилы и гуситы.
Первая протестантская община (анабаптисты ) была основана в Владимир-Волынск в 1536 году. В 1540-х годах, преимущественно среди дворян, начали свою деятельность лютеране, затем кальвинисты и некоторые другие. Сообщалось, что в первой половине 17 века действовали социнианцы (унитарии). В 17 веке протестантизм распространился от Волыни, Подляского, Хелмского региона и западноукраинской Галиции до Подолья <151.>, Киев область и юго-запад Украины Закарпатье.
Сегодня Всеукраинская церковь Союза церквей евангельских христиан-баптистов насчитывает почти 150 000 членов, Всеукраинская Союз евангельских христиан (пятидесятники ) насчитывает около 105 000 членов, а Украинский союз адвентистов седьмого дня насчитывает около 40 000 членов.
Некоторые украинские протестанты эмигрировали в США и стали активно участвовать в общественной жизни на местном уровне. Протестантский фестиваль надежды с участием евангелиста Франклина Грэма прошел 6–8 июля 2007 года и собрал более 40 000 украинцев на Национальном олимпийском стадионе в Киеве. Гости фестиваля смогли услышать свидетельства веры известных спортсменов, евангелистских активистов и гражданских лидеров. Были музыкальные коллективы разных жанров из Украины, России, Беларуси, Молдовы, США. Спутниковая трансляция фестиваля была организована в 75 залах в большинстве регионов Украины.
Баптистская Церковь - одна из старейших протестантских конфессий и евангельских баптистов входят в число самых активных христианских конфессий в Украине и мире.
В Украине XVI века немецкие анабаптисты и меннониты перебрались в Украину в поисках убежища от лютеранских и католических преследований на своих землях. Во время духовного возрождения среди них в 19 веке они начали обращаться к местному украинскому населению с Евангелием, приглашая их на час изучения Библии. Поскольку час на немецком языке произносится как «Штунде», первых обращенных стали называть штундистами, а позже ими была создана баптистская деноминация в Украине.
Первое баптистское крещение (или «крещение верой» взрослых людей) в Украине произошло в 1864 году на реке Ингул в Елизаветградской губернии (ныне Кировоградская область ), в Немецкое поселение. В 1867 году в этом районе были организованы первые баптистские общины. Оттуда тенденция распространилась на юг Украины, а затем и в другие регионы. Одна из первых баптистских общин была зарегистрирована в Киеве в 1907 году, а в 1908 году здесь прошел Первый Всероссийский съезд баптистов. Затем был создан Всероссийский союз баптистов в городе Екатеринославе (ныне Днепр ).
С 1920-х годов евангельские христиане и баптисты были запрещены в Советской Украине. В какой-то степени они были возрождены во время и после Второй мировой войны. В 1944 году баптисты и христиане-евангелисты объединились в Церковь евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Позже к ним присоединились другие более мелкие баптистские и евангелические течения. В конце 1950-х 75% верующих Всесоюзного Совета ЕХБ проживали на Украине. Другое известное возрождение произошло в 1970-х годах.
В период после Второй мировой войны баптисты и другие верующие протестанты в СССР (пятидесятники, адвентисты и т. Д.) Были принудительно отправлены в психиатрические больницы, подвергались испытаниям и тюрьмам (часто за отказ от военной службы). Некоторые даже были лишены родительских прав.
Часть баптистов (как и другие протестантские группы Украины) в последние десятилетия 20 века эмигрировала в США и Канаду. После распада СССР миграция и взаимодействие с западными церквями увеличились. В настоящее время существуют крупные украинские баптистские общины в Сакраменто, Филадельфии и Пенсильвании.
. Почти 90% баптистов в Украине объединены во Всеукраинский союз христианства. Ассоциация евангельских баптистов (АЕУ АЕБ) создана в 1994 году 22-м съездом ЕЦБ Украины. Сегодня в союз входят 3 семинарии, 2 университета и 15 библейских колледжей. Союз занимается издательской деятельностью и имеет разветвленную сеть СМИ. AUU AEB управляется советом, состоящим из старших пресвитеров (епископов) региональных ассоциаций, возглавляемых президентом совета. В 1990–2006 годах совет возглавлял Григорий Комендант. С мая 2006 года его возглавил Вячеслав Нестерук. Союз тесно сотрудничает с украинскими баптистами в диаспоре. AUU AEB является членом Европейской Баптистской Федерации и Baptist World Alliance.
Баптисты организовали 1-й Международный фестиваль христианских театров в Ровно, который состоялся в июле 2007 года.
Бывший и.о. Президент Украины и Председатель Верховной Рады Украины Александр Турчинов, является публично признанным членом Баптистская церковь, где он регулярно проповедует.
Лютеранство известно в Украине с середины 16 века на Волыни, Галиции, Киев, Подолье и Побужжа. Некоторые члены дворянства (семья Радзивиллов) были лютеранами. Приток тысяч немцев в украинские регионы в 19 веке привел к резкому росту лютеранской церкви, но, похоже, не было значительного влияния внутри местных этнических групп. Лютеранская церковь того времени находилась под управлением Генеральной Консистории в Санкт-Петербурге, Россия, которая вела качественные записи о рождении, браке и смерти с 1835 года.
Украинская лютеранская церковь (Украинская евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания ) была основана в 1926 году. Она действовала на Западной Украине до 1939 года и насчитывала двадцать пять сообщества и множество миссий. При церкви были семинария и издательство в Станиславове (ныне Ивано-Франковск ), издавались газеты «Стях» (Знамя), «Прозры» (Увидеть свет) и «Новый свет».
В советское время УЛК преследовали, а церковное имущество конфисковывали. Многие верующие и пастыри были притеснены, а некоторые были вынуждены эмигрировать.
С момента обретения Украиной независимости в 1991 году общины ОЛЦ возобновили свою деятельность в Киеве, Тернополе, Кременце, Запорожье, Севастополе, Симферополе и других местах. В 2002 году в Одессе вновь открылся пастырский центр Немецкой лютеранской церкви, закрытый атеистическим режимом Сталина в 1938 году. В этот же день скульптура Св. Павла, здание церкви и орган также были освящены.
К 2007 году Украинская лютеранская церковь вела свое служение в 25 общинах и 11 миссионерских станциях по всей стране. около 2500 прихожан, которых обслуживают 22 национальных пастора и 2 миссионера из США.
В Украине также есть Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (GELC).
Пятидесятники пришли в Российскую Империю, а оттуда в Украину в начале 20 века. Пятидесятникам предшествовали местные духовные христиане, которые подготовили почву для распространения движения. Пятидесятничество на Западную Украину принесли эмигранты, вернувшиеся из США. В 1920 году первые организованные общины появились на Волыни, северо-западе Украины, а в 1924 году в Кременце состоялся первый Съезд христиан Святой Пятидесятницы, где был основан союз пятидесятнических общин.
Иван Воронаев был одним из первых, кто представил и расширил движение пятидесятников на Украине и в России. Первая пятидесятническая церковь была основана им в Одессе в 1920 году.
В советское время многие лидеры движения подвергались гонениям и годами сидели в тюрьмах и концентрационных лагерях. В массовом порядке пятидесятники были приговорены к тюремному заключению на срок от 20 до 25 лет, и многие из них погибли, в том числе и Воронаев.
Всеукраинский союз христиан евангельской веры-пятидесятников был возрожден в 1990 году. В него вошли общины пятидесятников из разных стран. Всесоюзное объединение ЕХБ, независимо зарегистрированных и незарегистрированных церквей и миссий.
Официальными СМИ ВСЕФП являются журналы «Благовещник» (Вестник Благой Вести), «Евангельский голос» (Евангельский голос) и «Евангелист» (Евангелист). Отдельные сообщества издают собственные периодические издания. Пятидесятники известны своими радио- и телепрограммами.
Миссии «Голос надежды» в Луцке, «Возможность» в Мариуполе и «Добрый самарианин» (Добрый самаритянин) в Ровно ведут активную миссионерскую деятельность.
В Украине около 20 библейских семинарий, институтов и школ.
Одной из наиболее известных неопентенских групп в Украине является «Посольство Благословенного Царства. Бога для всех народов »во главе с нигерийским пастором Сандей Аделаджа. Община проводит массовые собрания и марши и принимает активное участие в местной общественной жизни. Нынешний мэр Киева, Леонид Черновецкий и многие члены его команды принадлежат к коммуне «Посольство Божье».
В конце 16 века на Украине.
существовало около 100 реформатских церквей. В 1920-е годы украинские канадцы Пресвитерианские миссионеры возродили реформатскую веру в Украине. В 1936 году насчитывалось 35 церквей и 3000 членов. После Второй мировой войны советская оккупация уничтожила большую часть работ.
В 1990-е годы реформаторское наследие было оживлено голландскими миссионерами, которые обновили реформатские церкви в Киеве, Ровно, Степан, Закарпатье. Евангелическая реформатская церковь в Украине сегодня насчитывает 7 приходов. Евангелическая реформатская семинария также была основана в Киеве для обучения пасторов.
Пресвитерианские миссионеры Пресвитерианской церкви в Америке работали в Одесской области, в Харькове, Херсоне, Киев и Николаев. Сегодня Евангелическая пресвитерианская церковь в Украине насчитывает 12 конгрегаций и 11 национальных рукоположенных пасторов с расширяющимися миссиями в Западной Украине. Самые большие церкви находятся в Одессе и в Киеве. Евангелическая пресвитерианская церковь Украины была официально организована 16 апреля 2008 года в пресвитерианской церкви в Одессе на торжественном богослужении.
Подкарпатская реформатская церковь (ПКРК) заявляет о своих основаниях на трудах Хулдриха Цвингли и Жан Кальвин, написанный в 1520–1530 годах. К 2007 году в нем было 105 общин, 55 служителей и 105 церквей. ПКРК считается старейшей протестантской общиной в Украине (первая группа реформаторов появилась в Подкарпатье в 1530-х годах) и, до американских пресвитерианских миссий, единственной церковью кальвинистов традиция. Большинство верующих ПКРК - этнические венгры. Церковь способствовала созданию трех средних специальных школ (преподают дополнительные религиозные и богословские предметы), имеет специализированный благотворительный фонд, издает ежеквартальный журнал «Миссия» (тираж 500 экземпляров). Пасторские лидеры получают образование и подготовку в основном в Венгрии, Румынии и Словакии (Подкарпатья граничит с разными странами, и там, помимо украинцев, живут румыны, венгры, словаки и другие этнические группы).
Церковь - это член Всемирного альянса реформатских церквей и по некоторым оценкам насчитывает около 140 000 прихожан.
Некоторые церковные постройки реформаторов являются известными памятниками истории и достопримечательностями Закарпатья, а именно каменная готическая церковь в Мужиево, готическая церковь в Четфольво (15 век), барочная церковь в Четфольво и готическая церковь в Новоселице (Бекен).
Лидеры и члены Подкарпатской реформатской церкви подвергались преследованиям со стороны коммунистических властей Советского Союза и были отправлены в ГУЛАГ трудовые лагеря в Сибирь. По некоторым оценкам, в период с осени 1944 года (когда Советская армия вторглась на территорию) по 1956 г. погибло 40 000 человек из Подкарпатья.
Адвентисты седьмого дня появился в 1847 году в районе юго-западной Украины близ Черновцов. В 1876 году в Ровенской области сформировалась первая небольшая группа верующих. В 1886 году пастор Луи Конрад, основавший первую общину адвентистов седьмого дня, крестил группу людей в Крыму. В 1898 году Л. Конрад стал главой Европейской конференции адвентистов. В 1906 году адвентистские общины были официально признаны в Российской империи. Все адвентистские организации были ликвидированы советским режимом в 1931 году. Уроженец Украины, лидер движения адвентистов седьмого дня в Советском Союзе Владимир Шелков (1895–1980) провел почти всю свою жизнь с 1931 года в заключении и умер в лагере Якутия.
Адвентистское движение возобновило свою деятельность в конце 1980-х годов. Действующая в настоящее время Всеукраинская союзная конференция (UUC) состоит из восьми региональных конференций. УУК-ПДД с 1998 года возглавляет Владимир Крупский. В Киеве действует адвентистская семинария. Адвентисты издают две газеты и четыре журнала, в том числе журнал «Ознаки часу» (Признаки времени) в качестве основного издания.
Адвентистская церковь уделяет особое внимание медицинским и профилактическим программам: значительные средства вкладываются в развитие всемирной сети медицинских центров, учебных заведений, санаториев, и так далее. В Адвентистской медицинской ассоциации Украины работает около 700 квалифицированных медицинских работников. Также в Киеве есть международный медицинский центр с филиалами в Полтаве, Ковеле, Львове и санаторий в Николаеве.
Адвентистская организация помощи и развития представлена в Украине с 1985 года. Основанная адвентистской церковью, она занимается общественной деятельностью, помогает жертвам стихийных бедствий и Чернобыльской катастрофы.
В Украине также действуют группы реформатских адвентистов, адвентистская христианская церковь и Церковь Бога (седьмой день).
Первые меннонитские колонии появились на территории Украины (затем в юго-западной части Российской Империи ) в 1789 году. Колонисты произошли от Голландцы и в основном германцы прусские анабаптисты. Среди наиболее ранних поселений были Хортица на Днепре и Молочна (ныне Молочанск ), основанные в 1803 году. В 1802 году появились меннониты. общины переселились из Центральной Европы на Волынь. Швейцарские меннониты амишей происхождения из Галиции поселились около Дубно в 1815 году. Другие галицкие меннониты жили около Лемберга (Львов).
После того, как имперское правительство России объявило план русификации, который положит конец всем особым привилегиям к 1880 году, меннониты были особенно встревожены возможностью утраты освобождения от военной службы и своего права на немецкую службу. языковое образование, которое, по их мнению, необходимо для сохранения их культурной и религиозной идентичности. Между 1874 и 1880 годами из примерно 45 000 меннонитов на Украине десять тысяч уехали в Соединенные Штаты (в основном в Калифорнию ) и восемь тысяч в Манитоба, Канада.
Во время Гражданской войны на Украине несколько украинских меннонитов погибли от рук анархо-коммунистов махновцев. В советский период многие меннониты подвергались гонениям, отправлялись в ссылку как «кулаки», заключались в тюрьмы и казнены как «враги народа», страдали от голода и болезней. От восьми до девяти тысяч мужчин-меннонитов были арестованы во время Большого террора, который начался осенью 1936 года и закончился к концу 1938 года.
После распада СССР, Украинские меннониты возобновили свою официальную деятельность в Украине. В стране действуют различные меннониты, бизнесмены, ученые, ученые, специалисты по туризму, церковные и благотворительные работники и другие.
Библейское общество в Украине начало свою работу в 1815 г. как сеть из нескольких филиалов Русского библейского общества. После длительного периода ограничений советского режима в 1991 году было создано Украинское библейское общество. Среди его инициаторов были Всеукраинский союз евангельских христиан-баптистов, Всеукраинский союз евангельских христиан (пятидесятников), украинский Греко-Католическая Церковь, Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат, Конференция Союза адвентистов седьмого дня. Позже к ним присоединились лютеранская община, Украинская автокефальная православная церковь, Украинская православная церковь (Московский патриархат), Римско-католическая церковь в Украине. Организация имеет четыре филиала в Киеве, Херсоне, Харькове и Львове и специальный отдел перевода Библии на украинский язык.
Украинское Библейское Общество активно поддерживает официальное празднование Дня Библии с 2004 года, когда День Библии отмечался впервые в Украине. Во всех странах мира День Библии отмечается в последнее воскресенье октября.
В 2005 году было распространено 174 721 экз. Украинской Библии и 159 626 экземпляров украинской Новый Завет.