Protestantenverein (Allgemeiner Deutscher Protestantenverein или Deutscher Protestantenverein; DPV) было обществом в Германии общая цель которого заключалась в содействии объединению (Верейн) и прогрессу различных протестантских основанных церквей страны в гармонии с развитием культуры и на основе 53>Христианство.
Оно было основано в Франкфурте-на-Майне в 1863 году рядом выдающихся священнослужителей и мирян либеральных тенденций, представляющих более свободные партии лютеран и реформатских церквей различных немецких земель, среди которых были государственные деятели Блунчли и фон Беннигсен и профессора Ричард Роте, Генрих Эвальд, Д. Шенкель, А. Хильгенфельд и Ф. Хитциг.
Более особенными целями ассоциации являются следующие: развитие церквей на основе представительной приходской и синодальной системы правления в котором миряне пользуются всеми своими правами; содействие объединению всех церквей в одну национальную церковь ; сопротивление всем иерархическим тенденциям как внутри, так и за пределами протестантских церквей; поощрение христианской терпимости и взаимного уважения между различными конфессиями; пробуждение и воспитание христианской жизни и всех христианских дел, необходимых для моральной силы и процветания нации. Эти объекты включают противодействие претензиям Рима и автократическому вмешательству в дела Церкви со стороны политических или церковных властей, попытки побудить мирян требовать и пользоваться своими привилегиями членов Церкви, отстаивание права духовенства, мирян и как мирян, так и профессоров духовенства искать и свободно провозглашать истину независимо от вероучений и буквы Священного Писания.
. Членство в ассоциации открыто для всех немцев, которые Протестанты и заявляют о своей готовности сотрудничать в продвижении своих объектов. Средствами, используемыми для продвижения этих объектов, в основном являются (I) формирование местных отраслевых ассоциаций по всей стране, обязанностью которых являются лекции, собрания и распространение подходящей литературы для ознакомления с его принципами и отстаивания их, и (2) проведение больших ежегодных или двухгодичных собраний всей ассоциации, на которых излагаются ее цели и принципы и применяются к текущим обстоятельствам Церкви. Тезисы, принятые на общих собраниях ассоциации в результате обсуждения прочитанных документов, указывают на богословскую позицию ее членов.
Следующее может служить иллюстрацией: Символы веры протестантской церкви закрывают двери только в прошлое, но открывают их для продвижения в будущем; требовать подписки на них аморально и противоречит истинному протестантизму. Пределы свободы преподавания не предписываются буквой Писания, но фундаментальное требование протестантизма - свободное исследование Писаний и о них. Попытка ограничить свободу богословских исследований и преподавания в университетах является нарушением жизненно важного принципа протестантизма. Только такие представления о личности Иисуса могут удовлетворить религиозные потребности этого века, поскольку полностью признают идею его человечности и места в истории. Только высший разум имеет безусловный авторитет, и Библия должна оправдывать себя перед судом; мы находим историю божественного откровения и его исполнения только в Библии, и разум побуждает нас рассматривать Библию как единственный авторитет и канон в вопросах религиозной веры.
Образование ассоциации сразу же вызвало ожесточенную и решительную оппозицию со стороны православных секций Церкви, особенно в Берлине. С самого начала были предприняты более или менее успешные попытки исключить священнослужителей и профессоров, отождествляемых с ним, с кафедр и кафедр в Берлине и других местах, хотя членство в нем не влечет за собой юридического дисквалификации ни того, ни другого. Одна из целей ассоциации была в некоторой степени получена их организацией Евангелической государственной церкви в Пруссии, когда доктор Фальк был прусским культовым священником, на основе приходского и синодального представительства, который вступил в полную силу в 1879 году. Но выборы в Генеральный синод оказались очень неблагоприятными для либеральной партии, и подавляющее ортодоксальное большинство попыталось использовать свою власть против принципов и членов ассоциации.
В 1882 году положение ассоциации стало еще более затруднительным из-за агитации в Берлине доктора Калтоффа и других его членов в пользу народной церкви на чисто инакомыслящих и чрезвычайно продвинутых богословских взглядах. принципы. Это затруднение продолжается, и крайняя рационалистическая позиция, занятая некоторыми лидерами, оттолкнула симпатию не только мракобесов, но и тех, кто был готов пойти на некоторое расстояние в направлении либеральное богословие. Сейчас в 20 филиалах Verein около 25 000 членов.
См. D. Schenkel, Der deutsche Protestantenverein und seine Bedeutung für die Gegenwart (Wiesbaden, 1868, 2 ed. 1871); Der deutsche Protestantenverein in seinen Statuten und den Thesen seiner Hauptversammiungen 1865–1882 (Берлин, 1883); П. Велхорн в Herzog-Haucks Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche; Х. Вайнель, «Религиозная жизнь и мысли в современной Германии», Hibbert Journal (июль 1909 г.).