Термин протестантская экклезиология относится к спектр учений протестантских реформаторов относительно природы и тайны невидимой церкви, известной в протестантизме как Христианская церковь.
Мартин Лютер утверждал, что, поскольку католик церковь «потеряла из виду доктрину благодати», она «потеряла право считаться подлинной христианской церковью»; этот аргумент был открыт для встречной критики со стороны католиков за то, что он, таким образом, был виновен в расколе и позиции донатизма, и в обоих случаях, следовательно, выступал против центрального учения Августина Гиппопотамского.
Тем не менее, Лютер, по крайней мере в 1519 году, выступал против деноминационализма и раскола, и Аугсбургское исповедание 1530 года может быть истолковано (например, McGrath 1998) как примирительные (другие, например, Расмуссен и Томассен 2007, обобщающие доказательства, утверждают, что Аугсбург не был примирительным, но очевидно, что Римско-католическая церковь с ним не могла согласиться). «Ранние взгляды Лютера на природу церкви отражают его акцент на Слове Божьем: Слово Божье выходит побеждая, и везде, где оно побеждает и обретает истинное послушание Богу, находится церковь»:
«Теперь, где бы вы ни слышали или видели такое слово, проповедуемое, верите, исповедуемое и действующее, не сомневайтесь, что истинный ecclesia sancta catholica,« святой христианский народ »должен быть там.... »« Понимание Лютера церкви, таким образом, функционально, а не исторически: то, что узаконивает церковь или ее должностных лиц, - это не историческая преемственность с апостольской церковью, а богословская преемственность ».
Жан Кальвин входит в число тех, кто работает, в первую очередь после Мартина Лютера, во втором поколении реформаторов, над разработкой более систематической доктрины церкви (то есть экклезиологии) перед лицом возникающей реальности раскола с католической церковью. с провалом экуменического коллоквиума в Регенсбурге в 1 541 г., и осуждение Тридентским собором в 1545 г. «ведущих идей протестантизма». Таким образом, экклезиология Кальвина становится все более систематической.
Во втором издании книги Кальвина Институты христианской религии 1539 г. говорится, что «признаки истинной церкви [являются] тем, что Слово Божье следует проповедовать и правильно совершать таинства ». Позже Кальвин разработал теорию четырехчастного служения пастора, доктора (или учителя), старейшины и дьякона, возможно, благодаря сотрудничеству с Мартином Бусером и его собственному опыту лидерства в церковных общинах.
Кальвин также обсуждает видимую церковь и невидимую церковь; видимая церковь - это сообщество верующих христиан; невидимая церковь - это общение святых и общество избранных; оба должны быть почитаемы; «есть только одна церковь, единое целое с Иисусом Христом во главе» (МакГрат); видимая церковь будет включать добро и зло, учение, обнаруженное в святоотеческой традиции Августина и основанное на божественном учении, записанном в Евангелии от Матфея, притчи о плевелах (Мф 13. : 24-31); таким образом, Кальвин считал, что истинную церковь составляет «не качество ее членов, а наличие санкционированных средств благодати» (МакГрат).
Кальвин был обеспокоен тем, чтобы избежать дальнейшей фрагментации, то есть раскола между евангелическими церквями: «Я говорю, что мы не должны покидать церковь из-за каких-то незначительных разногласий, если она придерживается здравой доктрины по основам благочестия и поддерживает использование таинств, установленных Господом ».
Не существует единой« экклезиологии радикальной реформации ». Среди различных участников «радикальной реформации» высказываются самые разные взгляды.
Ключевым «радикальным реформатором» был Менно Симонс, известный как «анабаптист ». Он писал:
Воистину, они не истинное собрание Христа, которое просто хвастается Его именем. Но они - истинное собрание Христа, которые истинно обращены, рождены свыше от Бога, имеют возрожденный разум действием Святого Духа через слушание Божественного Слова и стали детьми Божьими, вступили в послушание ему и живут непреклонно в его святых заповедях и согласно его святой воле со всеми своими днями или с момента их призыва.
Это было прямым контрастом с иерархическим, таинственным экклезиология, которая характеризует нынешнюю римско-католическую традицию, а также новые лютеранские и другие известные протестантские движения Реформации.
Некоторые Другая экклезиология радикальной реформации считает, что «истинная церковь [находится] на небе, и ни одно учреждение на земле не заслуживает названия« церковь Бога »».
Был проведен более консервативный анализ экклезиологии. данные в середине 20 века методистом Робертом Ньютоном Флю.