Протекторат миссий

редактировать

Протекторат миссий - это термин, обозначающий право защиты, осуществляемое властью христиан в «неверная» (например, мусульманская ) страна в отношении лиц и учреждений миссионеров. Этот термин применяется не ко всей защите представительств, а только к той защите, которая постоянно осуществляется в силу приобретенного права, обычно установленного договором или конвенцией (явным или неявным), добровольно согласованного или принятого после более или менее принуждения со стороны неверная власть. Объект протектората может быть более или менее обширным, в зависимости от того, охватывает ли он только миссионеров, которые являются субъектами покровительствующей державы, или относится к миссионерам всех народов или даже к их неофитам, коренным христианам.. Чтобы полностью понять природу протектората миссий, как это было в прошлые времена и как сейчас, необходимо будет отдельно изучить протекторат Леванта и протектората Дальний Восток.

В этой статье рассматривается исторический подход к «легитимации» протекторатов необходимостью облегчить «священный» долг распространения христианской веры, как на это ссылаются католики, Ортодоксальные и протестантские колониальные / имперские державы. Сюда входят миссии стран, находящихся под властью Османской империи, в особенности Константинополя, Архипелага, Сирии, Палестины, Египет, Берберий и т. Д. Он был французским по происхождению и почти до конца девятнадцатого века был почти исключительной привилегией Франции.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Франция в Леванте
  • 3 Дальний Восток
    • 3,1 Франция
    • 3,2 Другие страны
  • 4 Позиция Святого Престола
  • 5 Оценки
  • 6 Конец французского протектората
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Предыстория

В Святой Земле, Карл Великий застрахован от халифа Гарун ар-Рашид определенная доля в его владычестве над Святыми Местами Иерусалима. Карл Великий и его преемники воспользовались этой уступкой, чтобы основать там благочестивые и благотворительные фонды, чтобы защитить христианских жителей и паломников и обеспечить доступность христианского богослужения.

Разрушение Арабской империи турками положило конец этому первому протекторату и по причинам, не являвшимся чисто религиозными, привело к крестовым походам, в результате которых Палестина была отвоевана у сарацинов и стала латинское, франкоязычное королевство. Позднее христианское правление было заменено правлением ислама, но в течение трех столетий крестовых походов, которые предпринимались и поддерживались в основном Францией, христиане Востока привыкли обращаться к этой стране за помощью в угнетении или за получением большего использовать рычаги в своих отношениях с османами, в то время как Франция ценила свою все более важную роль в регионе и сопутствующие ей геополитические преимущества. В этом зародыш современного протектората Левант.

Франция в Леванте

Протекторат начал принимать договорную форму в шестнадцатом веке в договорах, заключенных между королями Франции и османскими султанами, которые исторически известны как Капитуляции. Сначала это название обозначало коммерческое соглашение, заключенное Sublime Porte с латинскими купцами (в первую очередь с итальянцами), и возникло из-за того, что статьи этих соглашений назывались capitoli 'chapters' в итальянской редакции. : следовательно, этот термин имеет не то же унизительное значение, что в военном выражении (признание полного поражения), а аналогичную нейтральную этимологию, что и каролингский Capitularia.

Франциск I был первым королем Франции, который стремился союз с Турцией. К этому его подталкивал не дух крестоносцев, а исключительно желание сломить в Европе господствующую власть австрийского императорского дома Габсбургов. Вынуждая Австрию направить свои силы на защиту от турок на Востоке, он надеялся ослабить ее и лишить ее возможности увеличивать или даже сохранять свою власть на Западе.

Следующие французские короли вплоть до Людовика XV следовали той же политике, которая, какой бы критики она ни заслуживала, на самом деле была благоприятна для христианства в Леванте, стремясь своим рвением к защищая христианские интересы в Порте, чтобы смягчить их союз с неверными, который был источником скандала даже во Франции. Еще в 1528 году Франциск I обратился к Сулейману Великолепному с просьбой вернуть христианам Иерусалима церковь, которую турки превратили в мечеть. Султан отказался, сославшись на то, что его религия не позволит изменить предназначение мечети, но он пообещал сохранить христианам все другие места, занимаемые ими, и защитить их от всякого притеснения.

Однако религия не была предметом формального соглашения между Францией и Турцией до 1604 года, когда Генрих IV Французский получил от Ахмада I вставку в капитуляция 20 мая по двум статьям, касающимся защиты паломников и верующих, отвечающих за храм Гроба Господня. Ниже приводятся соответствующие статьи договора: «Статья IV. Мы также желаем и приказываем, чтобы подданные упомянутого императора [sic] Франции и те из принцев, которые являются его друзьями и союзниками, могли свободно посещать Святые места Иерусалима, и никто не должен пытаться ни помешать им, ни причинить им вред »; Статья V. Кроме того, ради чести и дружбы этого Императора мы желаем, чтобы верующие, живущие в Иерусалиме и служащие церкви Комана [Воскресения], могли жить там, приходить и уходить беспрепятственно и хорошо принимались, защищали, помогали и помогали с учетом вышеизложенного ". Примечательно, что те же преимущества предусмотрены для французов и для друзей и союзников Франции, но для последней с учетом и по рекомендации Франции.

Результатом этой дружбы стало развитие католических миссий, которые начали процветать благодаря помощи Генриха IV Бурбона и его сына Людовика XIII Бурбона и через рвение французских миссионеров. До середины семнадцатого века различные религиозные ордена (капуцины, кармелиты, доминиканцы, францисканцы и иезуиты ) были учреждены в качестве капелланов французских послов и консулов ​​ в крупных османских городах (Стамбул, Александрия, Смирна, Алеппо, Дамаск и т. д.), Ливан и острова Эгейского архипелага. Они собрали католиков, чтобы наставить и утвердить их в католической вере, открыли школы, куда стекались дети всех обрядов, облегчили духовные и телесные страдания христиан в ужасных турецких тюрьмах и ухаживали за больными вредителями, последняя должность сделал много мучеников милосердия.

Во время правления Людовика XIV миссионеры умножили и расширили сферу своей деятельности: Король-Солнце «сразу оказал им материальную и моральную поддержку, что престиж его победы и завоевания в Порте были неотразимы. Благодаря ему, зачастую ненадежная терпимость, от которой ранее зависело существование миссий, была официально признана в 1673 году, когда 5 июня Мехмед IV не только подтвердил более ранние капитуляции, гарантирующие безопасность паломников. и религиозные хранители Гроба Господня, но подписали четыре новых статьи, все полезные для миссионеров. Первый постановил в общем, «что все епископы или другие религиозные деятели латинской секты [ср. Милле (Османская империя) ], которые являются подданными Франции, независимо от их положения, должны быть на всей территории нашей империи, как они были до сих пор и [могут] там выполнять свои функции, и никто не должен беспокоить или препятствовать им »; другие обеспечивают спокойное владение своими церквями, явно для иезуитов и капуцинов, и в целом «французов в Смирне, Саиде, Александрии и во всех других портах Османской империи».

Правление Людовика XIV ознаменовало апогей французского протектората на Востоке, поскольку не только латинские миссионеры всех национальностей, но и главы всех католических общин, независимо от обряда и национальности, обращались к Великий король и по рекомендации своих послов и консулов ​​при Порте и пашах добились справедливости и защиты от своих врагов. Хотя миссионеры иногда были в таких дружеских отношениях с некатолическим духовенством, что последнее разрешало им проповедовать в их церквях, они обычно испытывали живую враждебность с этой стороны. Несколько раз греческие и армянские неуниатские патриархи, недовольные тем, что большая часть их паств бросала их ради римских священников, под разными предлогами уговаривали турецкое правительство запретить всякую пропаганду последних, но представители Людовика XIV успешно сопротивлялись. это недоброжелательство.

В начале правления Людовика XV преобладание французского влияния на Порту проявилось также в полномочиях, предоставленных францисканцам, ставшим протеже Франции, на ремонт купола Гроба Господня: это означало признание их права собственности в Гробе Господнем выше требований греков и армян.

В 1723 году Неуниатским Патриархам удалось добиться от султана «приказа», запрещающего его христианским подданным принимать римскую религию, а латинским религиозным - поддерживать какое-либо общение с греками, армянами и сирийцами. предлог инструктировать их. Французская дипломатия долго безуспешно пыталась отменить эту катастрофическую меру. Наконец, в качестве награды за услуги, оказанные Турции во время ее войн с Россией и Австрией (1736–1739), французам в 1740 г. удалось добиться возобновления капитуляции с дополнениями, которые недвусмысленно подтвердили право французского протектората. и, по крайней мере, косвенно гарантировал свободу католического апостольства. В восемьдесят седьмой статье, подписанной 28 мая 1740 г., султан Махмуд I заявил: «... Епископы и религиозные подданные императора Франции, живущие в моей империи, будут защищены, пока они ограничиваются к выполнению своих служебных обязанностей, и никто не может помешать им практиковать свой обряд в соответствии с их обычаями в церквях, находящихся в их владении, а также в других местах, где они живут; и когда наши подчиненные подданные и французы совершают сношения на с целью продажи, покупки и других целей, никто не может приставать к ним ради этого в нарушение священных законов ».

В последующих договорах между Францией и Турцией капитуляции не повторялись дословно, но они вспоминаются и подтверждаются (например, в 1802 и 1838 годах). Различные режимы, пришедшие на смену монархии Св. Людовик и Людовик XIV законодательно закрепили давнюю привилегию Франции защищать миссионеров и христианские общины Востока. Экспедиция 1860 года, посланная императором Наполеоном III, чтобы положить конец резне маронитов, соответствовала древней роли Франции, и была бы в большей степени, если бы ее работа справедливости было более полным.

Дальний Восток

Начиная с 15 века, папы предоставили короне Португалии право назначать кандидатов на престол и церковных бенефисов в обширных владениях. через экспедиции, которые он спонсировал в Африке и Ост-Индии. Иногда это называют португальским протекторатом миссий, но правильнее - «португальским покровительством» (Падроадо ). Оно позволяло королю Португалии извлекать выгоду из определенной части церковных доходов своего королевства и предусматривало, что он должен посылать хороших миссионеров к своим новым подданным и что он должен обеспечить надлежащими пожертвованиями епархии, приходы и религиозные учреждения, созданные на приобретенных им территориях. Святой Престол оспорил утверждение Португалии этих прав на регионы, на которые она претендовала, но так и не была завоевана, включая большую часть Индии, Тонг-Кинг, Кочин-Китай (оба в нынешнем Вьетнаме), Сиам и особенно Китай. Португалия пыталась оказывать влияние через своих послов в Китае в 18 веке, поручив им как можно больше вмешиваться, чтобы защитить миссионеров и местных христиан от продолжающихся преследований в провинциях.

Власть Португалии несопоставима с режимом протектората, который в последующие века осуществляла Франция на Ближнем и Дальнем Востоке, а права Португалии как защитника никогда не признавались принимающей страной. Ни одна христианская власть не осуществляла протекторат в Китае до XIX века.

Франция

Французский протекторат, что касается регулярных конвенций, датируется серединой девятнадцатого века, но путь был подготовлен защитой, которую французские государственные деятели предоставили миссионерам почти два века. Рвение и щедрость Людовика XIV позволили основать великую французскую миссию иезуитов, которая менее чем за пятнадцать лет (1687–1701 гг.) Более чем удвоила число апостольских рабочих в Китае и никогда не прекращала выпускать наиболее способных работников. Первые официальные отношения установились между Францией и Китаем, когда миссионеры, доставленные туда на «Амфитрите», первом французском судне, замеченном в водах Китая (1699 г.), преподнесли дары Людовика XIV императору Канси. Два монарха разделили расходы на возведение первой французской церкви в Пекине: император пожертвовал землю в пределах имперского города и строительные материалы, французский король оплатил труд, убранство и великолепные литургические украшения. Несколько других церквей, возведенных в провинциях благодаря щедрости Людовика XIV, повысили престиж Франции во всей империи. При Людовике XV миссия в Китае, как и многие другие вещи, в некоторой степени игнорировалась, но правительство не игнорировало ее полностью. Он нашел ревностного защитника в лице Людовика XVI, министра Бертина, но он остро почувствовал подавление Общества Иисуса и Французскую революцию со всеми ее последствиями, которые иссушили источник апостольства в Европе. Это была горстка французских миссионеров, таких как лазаристы или члены Общества иностранных миссий, которым помогали некоторые китайские священники, которые сохранили Веру во время преследований начала XIX века., во время которого некоторые из них были замучены.

Когда англичане после так называемой опиумной войны навязывали Китаю Нанкинский договор (1842 г.), они сначала просили не религиозной свободы, а убийства Лазарист Джон Габриэль Пербойр (11 сентября 1840 г.), став известным, они добавили статью, в которой говорилось, что с этого момента миссионер, взятый во внутренние районы страны, не должен подвергаться суду китайскими властями, а должен быть доставлен в ближайшее консул своей страны. 24 октября 1844 года французский посол Теодор де Лагрен добился дальнейших уступок, которые открыли новую эру. Договор Вампоа, который был подписан в этот день в Вампоа, говорит только о свободе французов селиться на определенной территории в открытых портах, но по просьбе посла, имперский указ был отправлен мандаринам и, по крайней мере, частично обнародован, восхваляя христианскую религию и отменяя запрет для китайцев ее исповедовать. Однако казнь миссионера Огюста Шапделена в 1856 году и другие факты показали недостаточность гарантий, предоставленных европейцам; чтобы заполучить других, Англия и Франция прибегли к оружию.

Война (1858–1860 гг., Ср. Вторая опиумная война ), показавшая слабость Китая, была завершена договорами Тянь-синя ( 24-25 октября 1860 г.). В них была статья, в которой проповедовали миссионерам, а китайцам - христианство. Эта статья была включена в договоры, которые несколько позже заключили с Китаем другие державы. К договору с Францией была также добавлена ​​дополнительная статья, которая гласит: «Имперский указ, соответствующий императорскому указу от 20 февраля 1846 г. [который был подписан г-ном де Лагреном], будет информировать народ всей империи о том, что солдаты и гражданским лицам разрешается распространять и практиковать религию Господа Небес [католиков], собираться для разъяснения доктрины, строить церкви для проведения своих церемоний. Те [мандарины ], которые отныне проводят поиск или произвольные аресты должны быть наказаны. Кроме того, храмы Господа Небесного вместе со школами, кладбищами, землями, зданиями и т. д., которые были конфискованы ранее, когда последователи религии Господа Небесного подвергались преследованиям, должны быть либо восстановлено, либо возмещено. Реставрация должна быть произведена французскому послу, проживающему в Пекине, который передаст собственность христианам в соответствующих местах. Во всех провинциях также миссионеры им разрешается арендовать или покупать земли и возводить здания по своему желанию ». Общее и исключительное право на защиту, предоставленное французам в отношении всех католических миссий в Китае, не могло быть признано более четко, чем это было в этом соглашении, которое сделало французского посла незаменимым посредником в вопросе всех реституций. И представители Франции никогда не переставали в полной мере использовать это право в пользу миссионеров, которых с середины XIX века возрождение апостольского рвения привлекло в Китай из всех стран. У них регулярно запрашивались паспорта, необходимые для проникновения во внутренние районы страны, и к ним направлялись жалобы и претензии, которые они должны были представить китайскому правительству. Французские министры также не без труда добились необходимых дополнений к Тянь-синьскому договору - таких, например, как Бертемская конвенция (1865 г.) с дополнением Жерара (1895 г.), регулирующая важный вопрос о покупке. земельных участков и построек в интерьере.

Приведенный выше исторический очерк показывает, что древнее французское право защиты миссий, как в Турции, так и в Китае, было установлено как постоянными упражнениями и услугами, так и договорами. Более того, это было основано на фундаментальном праве Церкви, полученном от Самого Бога, проповедовать Евангелие повсюду и получать от христианских сил помощь, необходимую для того, чтобы она могла беспрепятственно выполнять свою задачу. Стремление продвигать миссию католической церкви, которая всегда в большей или меньшей степени руководила французскими монархами, не влияет на нынешнее правительство. Последний, однако, стремится сохранить прерогативу своих предшественников и продолжает оказывать защиту, хотя и в меньшей степени, католическим миссионерским начинаниям - даже тем, которые направляются религиозными деятелями, запрещенными во Франции (например, он субсидирует иезуитские школы в Сирии.). Преимущества протектората слишком очевидны даже для наименее клерикальных из министров, чтобы они не пытались удержать их, какими бы противоречиями ни возникали в их политике. Совершенно очевидно, что Франция была обязана этому протекторату во всем Леванте и на Дальнем Востоке престижем и моральным влиянием, которые никакая торговля или завоевания не могли ей дать. Благодаря протекторату сокровища уважения, благодарности и привязанности, завоеванные католическими миссионерами, стали в определенной степени собственностью Франции; и, если французы будут сомневаться в пользе этой освященной веками привилегии (некоторые антиклерикалы пытаются скрыть доказательства по этому поводу), усилия соперничающих наций по обеспечению своей доли оказались бы поучительными. Эти попытки предпринимались часто, особенно с 1870 года, и в значительной степени увенчались успехом.

Другие страны

Германия

В 1875 году, во время переговоров между Францией и - номинально Османским - Египтом относительно судебной реформы, правительство Германии заявило, что оно «не признает исключительного права защита любой власти от имени католических заведений на Востоке, и что она сохраняет свои права в отношении немецких подданных, принадлежащих к любому из этих заведений ". Против французских претензий на исключительный протекторат и в поддержку своих собственных претензий на осуществление привилегий протектората Германия позже процитировала формулировки, согласованные Австро-Венгрией, Францией, Германией, Великобританией, Италией, Россией и Османской империей в статья 62 Берлинского договора 1878 г.: «Духовные деятели, паломники и монахи всех национальностей, путешествующие в Турции в Европе или Турции в Азии, пользуются одинаковыми правами, преимуществами и привилегиями. Официальное право защиты дипломатические и консульские агенты держав в Турции признаются как в отношении вышеупомянутых лиц, так и в отношении их религиозных, благотворительных и других учреждений в Святых местах и ​​в других местах ". Отрывок, следующий сразу за этим абзацем в статье, был упущен из виду: «Приобретенные права Франции прямо защищены, и не должно быть никакого вмешательства в стату-кво в Святых местах». Таким образом, защита, гарантированная всем духовным лицам и т. Д., Независимо от их национальности или религии, а также общепризнанное право всех властей следить за этой защитой, следует понимать с оговоркой о «приобретенных правах» Франции, т.е. своего древнего протектората в интересах католиков. Таким образом, этот протекторат действительно подтвержден Берлинским договором.

Но на самом деле влияние России, взявшей на себя протекторат православных христиан, уже сильно повлияло на положение, которое древний французский протекторат обеспечил католикам в Палестине и особенно в Иерусалиме.

Более того, император Вильгельм II Германии установил протестантизм с великолепной церковью рядом с Гробом Господним в 1898 году. В качестве компенсации он действительно уступил немецким католикам место Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятой Богородицы, которую он получил от султана, где были построены церковь и монастырь, и вместе с другими немецкими учреждениями поставлен под защиту Германской империи, без уважения к древней прерогативе Франции.

Похожая ситуация преобладала в Китае. Во-первых, в 1888 году Германия добилась от китайского имперского правительства, что немецкие паспорта должны обеспечивать миссионерам те же преимущества, что и паспорта французской миссии. В то же время немецким католическим миссионерам Шан-дуна, которым пришлось многое вытерпеть от неверных, несколько раз предлагалась мощная защита Германской империи. Mgr. Анзер, апостольский викарий, решил принять его после того, как, как он заявляет, несколько раз безуспешно искал помощи у французского министра. В 1896 году германский посол в Пекине получил из Берлина приказ энергично поддержать требования католических миссионеров и даже объявить, что Германская империя обязуется защищать от всякого несправедливого притеснения личности и имущество миссии Шан-дуна. вместе со свободой проповеди, в той же мере, в которой это ранее гарантировалось Французским протекторатом. Убийство двух шантунских миссионеров в ноябре 1897 г. дало повод для более торжественного утверждения нового протектората, в то время как оно послужило долгожданным предлогом для оккупации Киаохова.

Австрии

Австрии. заключил различные договоры с Османской империей в 1699 г. (Карловицкий договор ), 1718 г. (Пассаровицкий договор ) и 1739 г. (Белградский договор ), что обеспечивало право защиты «религиозных» в Империи и даже в Иерусалиме, хотя никогда не предусматривало гарантии свободы вероисповедания. Австрия никогда не пользовалась властью в качестве защитника, за исключением стран, граничащих с Габсбургской Австрией, а именно Албании и Македонии. В 1848 году Австрийский протекторат распространился на христианские миссии в Судане и Нигритии, которые находились на попечении австрийских священников. Когда Папа Лев XIII в 1895 году восстановил коптско-католическую иерархию в Египте, новый патриарх и его суфражистки поставили себя под защиту Австрии.

Позиция Святого Престола

Святой Престол несколько раз защищал Французский протекторат. Всякий раз, когда миссионеры искали защиты у какой-либо другой страны, французский дипломатический корпус жаловался в Рим, а Конгрегация распространения веры ругала миссионеров и напоминала им, что Франция имеет исключительное право защищать свои интересы в других странах. -Христианские народы. Это произошло в 1744 и 1844 годах. Италия стремилась установить свой собственный протекторат, покровительствуя миссионерской деятельности и завоевывая лояльность тех, кого она поддерживала, но Конгрегация распространения веры отказалась поддержать ее усилия. Вместо этого 22 мая 1888 года Конгрегация написала итальянским миссионерам в Леванте и на Дальнем Востоке, чтобы напомнить им, что «Протекторат французской нации в странах Востока создавался веками и санкционировался даже соглашениями между Таким образом, в этом вопросе не должно быть абсолютно никаких новшеств; этот протекторат, где бы он ни действовал, должен быть религиозно сохранен, и миссионеров предупреждают, что, если им понадобится какая-либо помощь, они должны прибегнуть к консулы и другие министры Франции ». 1 августа 1898 года Папа Лев XIII написал кардиналу Бенуа-Мари Ланженье, архиепископу Реймса :

. Франция имеет особую миссию на Востоке, которую провидение доверило ей. - благородная миссия, освященная не только древним обычаем, но и международными договорами... Святой Престол не желает вмешиваться в славное наследие, которое Франция получила от своих предков и которое, вне всякого сомнения, означает всегда заслуживать

Параллельно с этим признанием исключительности Франции Святой Престол отказался установить свои собственные дипломатические отношения с Турцией и Китаем, даже при поддержке этих правительств. Лев XIII отклонил любое предложение об обмене легатами или послами по просьбе французских дипломатов, которые сказали ему, что эти страны меньше заинтересованы в дружеских отношениях со Святым Престолом, чем в уклонении от полномочий, предоставленных французскому протекторату.

Оценки

Критики протектората заявили, что власти, предоставившие привилегию христианскому народу, сделали это под давлением, что система способствовала усилению антихристианских настроений в этих странах, и что это позволяло христианским миссионерам игнорировать чувствительность нехристианского населения. Те, кто видит преимущества в системе протектората, утверждают, что это было лучшее средство защиты миссионеров и их деятельности, и допускают, чтобы иностранная держава минимизировала свое вмешательство и проявляла осмотрительность при отстаивании своих прав. В качестве примера, в одном исследовании отмечалось, что начальник миссии юго-востока Чи-ли решал свои проблемы напрямую с местными властями и просил вмешательства французской миссии только три раза в трудный период с 1862 по 1884 год. Они считали, что злоупотребления были минимальными, особенно в сравнении с преимуществами.

Конец французского протектората

См. Также

Примечания

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Протекторат миссий ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Католическая энциклопедия цитирует следующие источники:

  • О Леванте. - Charrière, Négoccies de la France dans le Levant (4 тома, Париж, 1848 г.)
  • Schopoff, Les réformes et la protection des chrétiens en Turquie 1673-1904, Firmans, bérats,... traités (Париж, 1904)
  • Pélissié du Rausas, Le régime des capitulations dans l'empire ottoman (Париж, 1902-5), I, 190-202
  • II, 80-176; Рей, De la protectioniplomatique et consulaire dans les échelles du Levant et de Barbarie (Париж, 1899 г.)
  • De Saint-Priest, Mémoires sur l'ambassade de France en Turquie, suivis du texte des traductions originales des capitulations et des traitésolved avec la Sublime Porte (Париж, 1877)
  • Charmes, Politique extérieure et coloniale (Paris, 1885), 303-84, 387-428
  • Le régime des capitulations par un ancien дипломат (Париж, 1898 г.)
  • Burnichon, Les capitulations et les congregations roles en Orient, в Etudes, LX (1893), 55
  • Прело, Le Proteorat de la France sur les chrétiens d ' Orient, в «Этюдах», LXXVII (1898), 433, 651
  • LXXVIII, 38, 172; Раббат, Документы inédits pour servir à l'histoire du Christianisme en Orient, XVI-XIX века (Париж, 1907–10)
  • Огюст Карайон, Relations inédits des mission de la Co de Jésus à Constantinople et dans le Levant au XVIIe siècle (Париж, 1864)
  • Lettres, édifiantes et curieuses.
  • О Дальнем Востоке. - Cordier, Histoire des Relations de la Chine avec les puissances occidentales (Париж, 1901-2)
  • Couvreur, Choix de documents, lettres officielles, прокламации, редакции... Texte chinois avec traduction en français et en латинский (Ho-kien-fu, 1894)
  • Wieger, Rudiments de parler et de style chinois, XI, Textes Historiques (Ho-kien-fu, 1905), 2070–38; Когордан, Les mission catholiques en Chine et le proteorat de la France, в Revue des deux mondes, LXXVIII (15 декабря 1886 г.), 765-98
  • Fauvel, Les Allemands en Chine, в Le Correspondant, CXCI (1898 г.)), 538-58, 758-74
  • Launay in Piolet, Les mission catholiques, III, 270-75
  • De Lanessan, Les mission et leur proteorat (Париж, 1907), написано против протекторат и очень недружелюбно по отношению к миссионерам. - Кормить португальское покровительство. - Жордао, Bullarium patronatus Portugalliœ regum in ecclesiis Africœ, Asiœ atque Oceaniœ (Лиссабон, 1868 г.)
  • Де Бюссьер, Histoire du Schisme portugais dans les Indes (Париж, 1854 г.).
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:33:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте