Перспективная память - это форма памяти, которая включает в себя запоминание выполнения запланированного действия или отзыва запланированное намерение в какой-то момент времени в будущем. Задачи предполагаемой памяти обычны в повседневной жизни и варьируются от относительно простых до экстремальных ситуаций, связанных с жизнью и смертью. Примеры простых задач: не забыть снова надеть колпачок зубной пасты, не забыть ответить на электронное письмо или не забыть вернуть взятый напрокат фильм . Примеры очень важных ситуаций: пациент не забывает принимать лекарства или пилот не забывает выполнять определенные процедуры безопасности во время полета.
В отличие от предполагаемой памяти, ретроспективная память включает запоминание людей, событий или слов, которые встречались в прошлом. В то время как ретроспективная память требует только вспоминания прошлых событий, перспективная память требует использования ретроспективной памяти в то время, которое еще не произошло. Таким образом, предполагаемая память считается формой «памяти о будущем».
Ретроспективная память включает в себя память о том, что мы знаем, содержащую информационное содержание; Перспективная память фокусируется на том, когда действовать, а не на информационном содержании. Имеются некоторые свидетельства, демонстрирующие роль ретроспективной памяти в успешном выполнении предполагаемой памяти, но эта роль кажется относительно небольшой.
Есть два типа предполагаемой памяти: предполагаемая память на основе событий и предполагаемая память на основе времени. Проспективная память, основанная на событиях включает в себя запоминание выполнения определенных действий при возникновении определенных обстоятельств. Например, проезжая мимо местной библиотеки, вы вспомните о необходимости вернуть просроченную книгу. Перспективная память на основе времени включает в себя запоминание выполнения действия в определенный момент времени. Например, вид, что сейчас 22:00, действует как сигнал к просмотру любимого телешоу.
Исследование, проведенное Селленом и др. (1997) сравнивали ориентированные на события и временные сигналы для перспективных задач памяти. Экспериментаторы дали участникам место (сигнал на основе события) и время (сигнал на основе времени), и им сказали нажимать кнопку каждый раз, когда эти сигналы появлялись во время исследования. Было обнаружено, что производительность задач, основанных на событиях, была лучше, чем производительность задач, основанных на времени, даже когда участники тратили больше времени на обдумывание своих ответов. Разница в выполнении задач между двумя типами предполагаемой памяти предполагает, что предполагаемое действие лучше запускалось внешними сигналами задачи, основанной на событии, чем внутренними сигналами задачи, основанной на времени. Внешние сигналы, в отличие от внутренних, служат подсказкой для повышения производительности, облегчая выполнение задач на основе событий.
McDaniel et al. (2004) далее различают предполагаемую память, основанную на событиях, на задачи с немедленным выполнением и задачи с отложенным выполнением. Задачи с немедленным выполнением включают реакцию, как только замечается конкретный сигнал, а с задержкой выполнения Задачи связаны с задержками между восприятием соответствующей подсказки и выполнением намеченного действия. Задачи с отложенным выполнением чаще встречаются в реальной жизни, когда обстоятельства ситуации препятствуют промежуточным действиям после того, как сигнал был воспринят. Исследования были выполнены McDaniel et al. (2004), в котором участники выполняли задания, включающие различные задержки и прерывания между репликами и ответами. Было продемонстрировано, что правильная производительность страдает при задержке или прерывании выполнения задачи. Однако в дальнейшем было показано, что использование напоминаний для участников устраняет последствия задачи прерывания.
Существует большой интерес к возможным механизмам и ресурсам, лежащим в основе работы предполагаемой памяти.
Теория подготовительного внимания и памяти (PAM) предлагает два типа процессов, участвующих в успешном выполнении перспективной памяти. Первый компонент этой теории включает процесс мониторинга, который начинается, когда человек конструирует намерение, которое затем поддерживается до тех пор, пока оно не будет выполнено. Этот компонент мониторинга включает в себя процесс, требующий больших затрат ресурсов, аналогичный тем, которые используются при поддержании внимания, потому что существует потребность в сохранении и поддержании намерения в памяти. Второй компонент предполагает использование элементов ретроспективной памяти процессов. Эти элементы используются, чтобы различать желаемое предполагаемое намерение в памяти и нежелательные мысли, пытаясь сосредоточиться на цели, а не на других вариантах, окружающих ее. Ретроспективная память также используется для точного запоминания того, какое намерение должно быть выполнено в будущем, и процесс мониторинга необходим, чтобы иметь возможность помнить о выполнении этого действия в правильных условиях или времени.
Согласно этой теории предполагаемая память должна быть улучшена, когда все внимание уделяется желаемой задаче, чем когда внимание распределяется между несколькими задачами. Исследования, проведенные McDaniel et al. (1998) попытались доказать, что предполагаемая производительность памяти лучше при выполнении целенаправленных задач, чем при разделении внимания. Субъекты выполняли предполагаемую задачу на память либо в состоянии, когда было уделено полное внимание, либо в состоянии, когда внимание было разделено на другие задачи. Результаты согласуются с теорией PAM, показывая, что предполагаемая производительность памяти участников была лучше при полном внимании.
Однако есть много скептицизма, что довольно сложные механизмы теории PAM необходимы для всех, иногда рутинные, перспективные задачи памяти. В исследовании Риза и Черри (2002) участники сформировали намерение действовать в будущем, но были прерваны, прежде чем действовать в соответствии с их намерением, когда присутствовала реплика. Когда участников спросили, что они думали в момент перерыва, только 2% ответили, что думали об исходном намерении. Это продемонстрированное свидетельство против теории PAM, что существует постоянное поддержание с момента создания намерения до действий в соответствии с ним при правильных обстоятельствах.
Дальнейшее исследование, проведенное Эйнштейном и МакДэниелом в 1990 году, показало, что испытуемые во время перспективных заданий на память сообщали, что их намерения часто «всплывали» в уме, вместо того, чтобы постоянно контролироваться и сознательно поддерживается. В 2000 году была предложена другая теория, названная рефлексивно-ассоциативной теорией, которая гласит, что, когда люди создают намерение для предполагаемой задачи памяти, они устанавливают связь между целевым сигналом и намеченным действием. Позже, когда появляется целевой сигнал, автоматическая система ассоциативной памяти запускает извлечение намеченного действия и возвращает его к сознательному осознанию. Следовательно, пока появляется целевая реплика, ранее созданная ассоциация инициирует извлечение намеченного действия, независимо от того, находится ли намерение в сознании.
Другая теория, которая использовалась для объяснения механизмов перспективной памяти, - это многопроцессорная модель, предложенная МакДэниелом и Эйнштейном (2005). Эта теория утверждает, что для предполагаемого восстановления памяти не всегда требуется активный процесс мониторинга, но он может происходить спонтанно (то есть появление сигнала может вызвать восстановление намерения, даже если не задействованы подготовительные процессы внимания). Следовательно, для успешной перспективной памяти можно использовать несколько процессов. Кроме того, считалось, что полагаться только на активный мониторинг будет неадекватным, поскольку он требует много ресурсов внимания. Это может потенциально мешать другим формам обработки, которые требуются для различных задач в течение интервала сохранения.
Предполагаемые сигналы памяти приведут к спонтанному извлечению намерения, когда выполняется по крайней мере одно из четырех условий: сигнал и целевое действие тесно связано друг с другом, сигнал является заметным, другие процессы, выполняемые в период между сигналом и действием предполагаемой задачи памяти, направляют внимание на соответствующие функции сигнала (например, обработка, соответствующая задаче ), или предполагаемое действие простое. Дальнейшие исследования показали, что, хотя многие аспекты предполагаемых задач памяти выполняются автоматически, они требуют небольшой обработки. Эксперимент, проведенный Эйнштейном и др. (2005) обнаружили, что некоторые участники медленнее выполняли задание-заполнитель при одновременном выполнении предполагаемого задания памяти. Несмотря на то, что некоторые из участников не участвовали в активном мониторинге, они продемонстрировали почти одинаковый уровень успеха в выполнении задачи, продемонстрировав использование нескольких процессов для предполагаемой производительности памяти.
Поскольку проспективная память включает в себя запоминание и выполнение намерения, она требует эпизодической память, декларативная память и ретроспективная память, за которыми следуют контролирующие исполнительные функции. Все это контролируется лобной долей, которая расположена в передней части полушария головного мозга.
Исследования с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) отслеживают небольшое увеличение в потоке крови к лобной доле у участников, выполняющих предполагаемые задачи памяти, включающие запоминание запланированного действия при выполнении других задач. Во время этих процедур участки активации головного мозга включают префронтальную кору, в частности правую дорсолатеральную, вентролатеральную и медиальную области, а также среднюю лобную долю. Префронтальная кора отвечает за удержание намерения в сознании и подавление других внутренних мыслей. Средняя лобная доля удерживает внимание, сосредоточенное на запланированном действии, а не на других задачах.
Префронтальная кора участвует в основном в ориентированной на события, а не в ориентированной на время проспективной памяти. Cheng et al. (2008) участники с поражениями в префронтальной коре выполняли задачи перспективной памяти на основе событий и времени. Они обнаружили, что производительность снизилась в задачах, основанных на событиях, которые используют сигналы событий для запуска намерений, но не в задачах, основанных на времени, которые используют временные сигналы для запуска намерений.
Другие исследования поражений также показали использование лобной доли для запоминания и концентрации на намерениях. Берджесс и др. (2000) изучали пациентов с поражениями в областях лобной доли, таких как область Бродмана 10, и обнаружили, что эти пациенты не следовали инструкциям и не переключали внимание во время предполагаемых задач на память.
теменная доля обычно участвует в обработке сенсорной информации и расположена в верхней области мозга.
Для перспективной памяти теменная доля важна для распознавания сигналов, запускающих намеченное действие, особенно когда сигналы визуальные или пространственные. Теменная доля также отвечает за удержание внимания к намеченному действию и подавление других действий во время выступления. Исследования с использованием ПЭТ показали, что теменная доля активируется, когда участники выполняют предполагаемые задачи памяти, связанные с визуальной информацией, такие как запоминание ряда чисел. Активация теменной доли также очевидна в исследованиях с использованием магнитоэнцефалографии (МЭГ), которая отслеживает электрическую активность мозга.
Harrington et al. (1998) обнаружили, что нейронные области от нижней теменной коры до лобных извилин участвуют во временном мониторинге во время ориентированных на время задач перспективной памяти. Пациентам с повреждением этих областей мозга было трудно определить продолжительность и частоту предъявляемых слуховых тонов. Отслеживание информации во времени важно для будущей памяти, запоминания намерений действовать в будущем.
Большая часть лимбической системы, которая содержит примитивные структуры мозга, связанные с эмоциями и мотивацией, задействована в памяти.
Методы тестирования перспективной памяти требуют различия между ретроспективной памятью., которая запоминает информацию, и предполагаемую память, которая запоминает информацию на будущее. Перспективная память требует ретроспективной памяти, потому что нужно помнить саму информацию, чтобы действовать в будущем. Например, чтобы не забывать покупать продукты после работы (перспективная память), требуется способность запоминать, какие продукты необходимы (ретроспективная память). Хотя предполагаемая память и ретроспективная память связаны, они различимы. Это позволяет разделить эти два процесса во время тестов.
Задачи предполагаемой памяти можно использовать различными способами для оценки предполагаемой памяти. Во-первых, результаты этих задач могут напрямую оценить предполагаемую память. Кроме того, эти задачи могут выполняться, пока экспериментаторы используют ПЭТ, магнитно-резонансную томографию (МРТ) или МЭГ для мониторинга активации мозга. Наконец, за этими заданиями могут следовать анкеты о предполагаемой памяти. Комбинирование различных оценок может подтвердить или опровергнуть экспериментальные данные, гарантируя точность выводов о предполагаемой памяти. Все задачи могут оценивать отдельные этапы предполагаемой памяти, такие как формирование или выполнение намерения, или получать доступ к предполагаемой памяти в целом, глядя на общую производительность.
Технологические оценки были созданы для того, чтобы более адекватно оценивать перспективную память путем объединения реальных жизненных намерений с экспериментальными. контроль.
Все больше исследований влияние возраста на перспективную память, где в типичных исследованиях сравниваются группы людей разного возраста. Исследование Smith et al. (2010), сравнивая ориентированную на события проспективную память у школьников (7–10 лет) и молодых людей, обнаружили, что у взрослых память лучше. Другое исследование Квавилашвили и соавт. (2009) сравнивая основанную на времени проспективную память среди молодых людей (от 18 до 30 лет), молодых людей (от 60 до 75 лет) и пожилых людей (от 76 до 90 лет). olds) показали, что у молодых людей была лучшая успеваемость. Перспективная память, основанная на событиях, дополнительно сравнивалась между молодыми и пожилыми людьми, и результаты показали, что молодые люди работают лучше, чем пожилые люди. Эти исследования показали, что перспективная память постоянно улучшается с детства до юной взрослости, но ухудшение начинается в позднем взрослом возрасте.
Исследование, сравнивающее проспективную память непсихотических родственников первой степени родства пациентов с шизофренией и участников контрольной группы, показало, что родственники выполнили значительно хуже при выполнении предполагаемых задач памяти, основанных на времени и событиях. Поскольку шизофрения имеет наследственный компонент, это предполагает, что генетика может играть роль во влиянии на перспективную память.
Многие заболевания и расстройства негативно влияют на перспективную память, а также на исходную память, распознавание предметов и память временного порядка. Эффекты варьируются от легких когнитивных нарушений до более пагубных нарушений, таких как деменция с ранним началом.
Влияние беременности на предполагаемую память все еще в рамках текущего исследования. Rendell et al. (2008) проверили проспективную память 20 беременных женщин в лаборатории. Существенных различий между беременными и небеременными женщинами в отношении задач на перспективную память, основанную на событиях, не наблюдалось, но были явные препятствия для выполнения беременными женщинами задач на память на основе времени, таких как крайний срок работы. Беременные женщины чаще вспоминают о своем намерении после того, как сигнал уже прошел. Кроме того, женщины, прошедшие тестирование через несколько месяцев после родов, полностью забыли о своих намерениях. Оба эти вывода могут быть связаны со стрессом, возникшим во время беременности или воспитания ребенка, и недостатком сна.
Эмоциональные целевые сигналы, как было показано, устраняют возрастные различия в предполагаемой памяти. У участников старшего возраста эмоциональные сигналы предполагаемой памяти запоминались лучше, чем нейтральные. Независимо от того, являются ли сигналы положительными или отрицательными, сильная эмоциональная привязанность делает сигнал более релевантным для себя и более легким для запоминания. Например, отталкивающее изображение змеи, кусающей человека, или положительное изображение собаки, облизывающей своего хозяина, легче запомнить, поскольку они вызывают эмоциональные реакции, в отличие от нейтрального изображения животного, которое не вызывает эмоциональной реакции. Предполагается, что миндалевидное тело и гиппокамп могут играть роль в этом эмоционально усиленном эффекте памяти.
В исследовании Kliegel et al. (2008) было показано, что мотивационное состояние влияет на результативность в двух возрастных группах (трехлетние и пятилетние), выполняющих одну и ту же задачу перспективной памяти. Не было разницы для двух возрастных групп, когда мотивация была высокой, но успеваемость трехлетнего ребенка снижалась, когда мотивация была низкой. Если человек считает задачу неважной или страдает от усталости, у него не будет мотивации помнить о намерении. Меньше внимания будет уделяться релевантным подсказкам, и воспоминания с большей вероятностью будут забыты. Следовательно, перспективную память можно улучшить, избегая состояний низкой мотивации.
Различные исследования показали, что 50-80% всех повседневных воспоминаний, по крайней мере частично, связаны с предполагаемой памятью. Перспективная память имеет решающее значение для нормального функционирования, поскольку люди формируют будущие намерения и не забывают выполнять прошлые намерения каждый день. Многочисленные аспекты повседневной жизни требуют перспективной памяти, начиная от обычных действий, таких как запоминание места встречи с другом, до более важных задач, таких как запоминание, в какое время принимать лекарства.
Существует сложная взаимосвязь между предполагаемой памятью и навыками управления временем, которые включают составление списков, планирование действий и предотвращение перерывов. Исследования не выявили четких причинно-следственных связей между предполагаемой памятью и тайм-менеджментом, но было обнаружено множество устойчивых корреляций. Например, люди, которые сообщили о лучшей перспективной памяти в соответствии с опросником проспективной и ретроспективной памяти (PRMQ), также указали на более высокую вероятность постановки целей и приоритетов и большей организованности. Между предполагаемой памятью и управлением временем может быть циклический эффект: лучшая память может привести к лучшей организации, а лучшая организация может в дальнейшем привести к лучшей памяти.
Авиационные диспетчеры часто заняты несколькими задачами одновременно, и при сбое предполагаемой памяти могут возникнуть опасные эффекты. В результате аварии в 1991 году диспетчер вышки в аэропорту забыл о шаге простой процедуры, в результате чего два самолета врезались друг в друга, в результате чего погибло несколько пассажиров и членов экипажа. Анализ более 1300 авиационных происшествий со смертельным исходом с 1950 по 2009 год показал, что большинство из них произошло из-за ошибки пилота: 50% - из-за ошибки пилота, 6% - из-за ошибки человека, не являющегося пилотом, 22% - из-за механической неисправности, 12% - из-за плохой погоды., 9% - саботаж и 1% - другие причины.
Среда медсестер полна событийных и временных задач перспективной памяти. Простые задачи, такие как не забыть заказать лекарство или позвонить семье пациента и вспомнить, когда менять смену, - это лишь некоторые примеры того, как медсестра полагается на перспективную память. Удивительно, что не так много исследований было проведено в отношении важности перспективной памяти у медсестер, поскольку они сталкиваются со многими опасными для жизни задачами.
Проспективная память необходима, чтобы помнить, когда принимать оральные противозачаточные таблетки. Исследование, проведенное Matter and Meier (2008), показало, что женщины, которые сами сообщили о более высокой предполагаемой способности памяти, были более удовлетворены использованием оральных контрацептивов и испытывали более низкий уровень стресса. Чем лучше память, тем легче этим женщинам напоминать себе о необходимости принимать противозачаточные средства в нужное время дня.
С развитием технологий смартфоны могут служить перспективным средством запоминания. Электронные календари очень полезны в задачах перспективной памяти, основанных на времени, и недавно было показано, что они также могут определять задачи, основанные на событиях. IPhone, а также телефоны с операционной системой Android могут отслеживать местоположение пользователя с помощью глобальной системы определения местоположения (GPS) телефона и отправлять напоминания на основе текущего местоположения. Например, когда родитель находится рядом со школой своих детей, телефон может отправить им напоминание, чтобы они забрали своих детей после школы.
Перспективная память была задействована в модели управляющего познания того, как дети координируют свое внимание и реакцию на учебные задачи в школе. Уокер и Уокер показали, что ученики, способные наиболее точно адаптировать свою предполагаемую память к различным учебным задачам по математике, естественным наукам и английскому языку, были более эффективными учениками, чем ученики, у которых предполагаемая память была фиксированной или негибкой.
В попытках найти разыскиваемых или пропавших без вести людей с помощью систем общественного оповещения иногда используется тип предполагаемой памяти на основе событий, называемый памятью предполагаемого человека. В памяти предполагаемого человека публике представляется фотография разыскиваемого или пропавшего без вести человека с инструкциями сообщать властям о любых случаях появления этого человека. Полевые эксперименты показывают, что память потенциального человека часто бывает довольно плохой.