Закон о конституции (поправка) 2019 г. | |
---|---|
Парламент Малайзии | |
Длинное название
| |
Территориальная протяженность | Малайзия |
Рассмотрена | Деваном Ракьятом |
История законодательства | |
Цитирование законопроекта | DR 7/2019 |
Представлено | Лью Вуи Кеонгом |
Первое чтение | 4 апреля 2019 года |
Второе чтение | 9 апреля 2019 года |
Поправки | |
Конституция Малайзии | |
Соответствующее законодательство | |
Закон о Конституции (поправка) 1976 года | |
Резюме | |
Для восстановления конституционного статуса Сабаха и Саравака в соответствии с Малайзийским соглашением. | |
Статус: Не принят |
4 апреля 2019 г., законопроект , предлагающий поправку к Конституции Малайзии был внесен в Деван Ракьят Парламента Малайзии. В законопроекте предлагается изменить статью 1 (2), чтобы восстановить статус двух восточно-малазийских штатов Сабах и Саравак согласно исходному содержанию Малайзийского соглашения, подписанного в 1963 году.
Несмотря на шесть часов дебатов в парламенте во время второго чтения законопроекта 9 апреля, только 138 Депутаты поддержали законопроект, на 10 голосов меньше большинства в две трети палаты, 148 голосов, необходимых для внесения поправок в Конституцию. Остальные 59 (не отсутствовавших) голосов явились воздержавшимися, и все они принадлежат оппозиционным партиям.
В 1976 г., под председательством тогдашнего - Премьер-министр Хусейн Онн, статья 1 (2) была изменена как часть более крупного пакета, затрагивающего 45 статей и 2 приложения в Конституции Малайзии. sia. Этот пакет устранил различие между штатами полуострова Малайзия и борнейскими штатами Сабах и Саравак. В то время утверждалось, что это изменение приведет к большему единообразию между восточными и западными регионами Малайзии. В результате некоторых политических маневров тогдашнего премьер-министра ни один депутат из Сабаха или Саравака не выступил против этого пакета поправок.
Соглашение 1963 Малайзия, в соответствии с которым Сабах и Саравак объединились с Малайей, чтобы стать Малайзией, включало строгие положения об автономии Сабаха и Саравака (см. 18 пунктов и 20 пунктов ). Однако эта автономия подорвалась во многих аспектах, таких как меньшая доля доходов от нефти, чем было согласовано ранее, и сокращение территориальных вод, принадлежащих каждому государству. После победы на выборах 2018 года альянс Пакатан Харапан пообещал внести изменения, включая поправку к статье (1) 2 и увеличение доли доходов от нефти. Другие причины спора между Восточной и Западной Малайзией включают свободу вероисповедания, распределение прибыли от природных ресурсов и демографические изменения (особенно в Сабахе ).
До 2010 года годовщина Федерации была государственным праздником только в штатах Восточной Малайзии, но позже правительство объявило ее национальным праздником в ответ на заявление оппозиции, в котором заявлялось о своем намерении сделать это в случае победы на выборах. Некоторые группы, в том числе Фонд наследия Борнео (BHF), Движение за перемены Саравака (MoCS) и Ассоциация народных устремлений Саравака (SAPA), назвали эти вопросы, среди прочего, причинами для защиты отделения от Малайзии.
Власть. Сабаха. Саравака | MA63 по соглашению между. Соединенным Королевством, Малайей, Северным Борнео, Сараваком, Сингапур | Текущая ситуация в. Малайзия |
---|---|---|
Развитие | Британские делегаты по обещанному обоим штатам в общей сложности 1½ миллиона фунтов стерлингов в год в течение пяти лет после Дня Малайзии, при условии, что малайское правительство также продлит помощь на этот период. Малайя предоставит 200 миллионов долларов Северному Борнео и 300 миллионов долларов Сараваку в течение первых пяти лет Малайзии, в то время как Сингапур предоставит кредит на развитие в 150 миллионов долларов Северному Борнео и Сараваку, из которых 100 миллионов долларов будут беспроцентными в течение пяти лет | Сабах : RM 5 миллиардов долларов в год. Саравак : 4,3 миллиарда ринггитов за каждый год. |
Образование | Право на собственную систему образования | Стандартизированная система образования Малайзии. (Ветхие школы и частая дезинформация в учебниках истории для Сабаха и Саравак история) |
Иммиграция | Контрольный иммиграционный въезд | Контролируемый иммиграционный въезд через разрешение. (Сабах : Южные филиппинские беженцы спасаясь от гражданской войны, федеральное правительство, а не правительство штата Сабахан, выдало документы IMM13, что привело к ситуации, когда беженцы и их семьи, поселившиеся в Сабахе, не могли быть лишенными IMM13, не сделав их лицами без гражданства, поскольку правительство Филиппин не признало их гражданами) |
Язык | Английский в качестве официального языка | Сабах : Малайский внесены поправки в качестве официального языка в противоречивую Конституцию штата 1973 года. Саравак : и малайский, и английский являются официальными языками с 2015 года. (малайский также используется во всех судах, кроме Высокого суда и суда по делам коренных народов) |
Закон | Полномочия соглашаться / не соглашаться с внесением поправок в закон | Признан штатом в соответствии с законами Малайзии за исключением некоторых законов (например, Национальный земельный кодекс ). (Часто сообщается о конфликтах с федеральным правительством относительно прав коренных народов на землю ) |
Природные ресурсы | Северное Борнео : 40% доходов штата. Саравак : до 21 миллиона ринггитов в течение первых четырех лет. (и Северное Борнео, и Саравак сохраняют импортную пошлину, акциз и экспортная пошлина с Северного Борнео сохраняют в общей сложности 30% от таможенных и акцизных сборов до тех пор, пока он несет ответственность за здравоохранение и медицинские расходы) | В 1966 году федеральное правительство ввело в действие Закон о континентальном шельфе в отношении обоих, несмотря на то, что оба они уже расширили свою юрисдикцию на континентальный шельф, прилегающий к их территории. В дальнейшем в 1974 году в отношении этих двух стран был применен Закон о разработке нефти, который давал им только 5% роялти от доходов |
Религия | Нет официальных религия | Сабах : Ислам изменен как официальная религия через спорную Конституцию штата 1973 года. Саравак : нет официальной религии (обновлено на веб-сайте правительства штата с 2015 года. В 2018 году Саравак начал разрешать обращенным в отказаться от ислама, если они уже того пожелают, без необходимости продолжать принуждение им оставаться в религии). (Частые случаи, когда сабаханцы и сараваки немусульмане идентифицированы как мусульмане, мусульмане, желающие перейти из ислама, предотвращаются, а также безудержная религиозная нетерпимость и обращение в школу немусульманских учащихся без согласия родителей. В июле 2006 года муфтий штата Сабах издал фетву к продолжающемуся даосскому проекту статуи, в котором правительство штата наложило приказ о прекращении работ. строительство статуи Мазу (Богини моря) в районе Кудат. Кроме того, в апреле 2007 года местная бизнес-леди была отклонена заявка на ссуду, потому что ее унисекс бизнес по укладке одежды противоречил исламу) |
См. Также: Отчет Межправительственного комитета (МПК) 1962 г. и Соглашение с Малайзией 1963 года |
В октябре 2009 года тогдашний премьер-министр Наджиб Разак объявил, что День Малайзии будет стать национальным праздником с целью содействия единству между Западной и Восточной Малайзией. В День Малайзии после своей победы на всеобщих выборах 2018 премьер-министр Махатхир Мохамад объявил о своем обязательстве восстановить Сабах и Саравак в качестве равных партнеров для Западного полуострова после обзора Малайзии 1963 года. Соглашение. В том же году Управление премьер-министра опубликовало специальную статью о формировании страны.
5 марта 2019 года состоялась встреча премьер-министра Махатхира с представителями Сабаха и Саравака. правительства. Ни одна из сторон не выявила каких-либо существенных спорных моментов в отношении соглашения 1963 года. Вопросы, которые не были решены, такие как гербовый сбор, должны были быть переданы в технический обзор для детальной оценки. Хотя некоторые вопросы остались нерешенными, министр юстиции в департаменте премьер-министра Лью Вуи Кеонг объявил 8 марта, что кабинет согласился внести поправки в статью 1 (2) Федеральной конституции и что поправка будет внесена на следующее заседание парламента 11 марта. 11 марта заседание парламента началось с того, что поправка стала предметом обсуждения.
2 апреля министр Лью объявил, что федеральное правительство внесет поправку на заседание парламента, запланированное на следующую неделю..
4 апреля, прежде чем поправка могла быть внесена в первое чтение министром Левом, ряд оппозиционных депутатов от Сабаха и Саравак выразил серьезную озабоченность по поводу того, что предложенная поправка проталкивается без необходимые консультации с депутатами парламента Восточной Малайзии по проекту содержания. Министр Лью ответил заявлением в парламенте, что поправка фактически изменит статус Сабаха и Саравака с штата на территорию, как только комитет завершит рассмотрение соглашения 1963 года.
В своем заявлении Лью также пояснил, что специальный комитет возглавлял премьер-министр Махатхир вместе с главными министрами Сабаха и Саравака, генеральным прокурором и другими высокопоставленными офицерами. Однако он не пояснил, почему закон должен быть принят до того, как будут внесены другие отдельные поправки, которые будут способствовать большей автономии двух организаций. Несмотря на рассмотрение и встречи, законопроект был отклонен после чтения, и один депутат от оппозиции, Сим Куи Хиан из Объединенной народной партии Саравака (SUPP), проголосовал против законопроекта. заявив в интервью, что поправка сохранила Саравак в качестве одного из 13 штатов Малайзии, а не равного партнера. Он также заявил, что не было поправок к статье 160 конституции относительно определения «Федерации», которое должно основываться на Малайзийском соглашении 1963 года вместо Малайского соглашения 1957 года. Другие оппозиционные депутаты также последовал их примеру, потребовав временного отзыва законопроекта.
8 апреля министр Лев заявил что формулировка законопроекта будет соответствовать версии 1963 года статьи 1 (2) Конституции. Министр также заявил, что не встречал возражений со стороны премьер-министра или генерального прокурора. Однако, несмотря на эти изменения, Фадиллах Юсоф, главный кнут Коалиции партий Саравака (GPS), настоял на своем требовании временно отозвать законопроект или передать его в специальный комитет., для дальнейшего обсуждения.
В речи 9 апреля во время второго чтения законопроекта премьер-министр Махатхир заявил, что поправка была «отправной точкой и [это] подходящее время для Правительство Пакатана Харапана (PH) сделало первый шаг в реализации потребностей людей в Сабахе и Сараваке в соответствии с Малайзийским соглашением 1963 года ». Народная партия справедливости (PKR) президент Анвар Ибрагим согласился с этим, заявив, что этот вопрос подвергся обширным дебатам и что проблемы жителей Сабаха и Саравака были решены администрацией PH. Он также заявил, что восстановление двух штатов было значимым шагом, предпринятым правительством PH, по сравнению с полувековым бездействием предыдущего национального правительства Барисана, и ему не следует возражать.
В ответ на На вопрос депутата Кетере Тана Шри Аннуара Мусы относительно необходимости рассмотрения законопроекта специальным комитетом, главный министр Сабаха Шафи Апдал согласился с тем, что в таком пересмотре нет необходимости и он только задержит другие поправки, которые восстановят другие аспекты соглашение 1963 года. Он также опроверг утверждения о том, что принятие законопроекта приведет к «эрозии государственности среди жителей Сабаха и Саравака».
22:20 по местному времени, камера разделена. Из 197 присутствующих депутатов 138 проголосовали за поправку, в то время как 59, в основном члены коалиции Barisan Nasional, не голосовали. Законопроект был выставлен на голосование спикером Мохамадом Ариффом М.Д. Юсофом после однодневных дебатов, в которых ни одна из сторон не выступала против законопроекта о восстановлении.
Голоса каждого депутата были нанесены на их избирательные округа.Отдельное предложение Сантубонга депутата, Ван Джунаиди Туанку Джаафара о внесении законопроекта на рассмотрение в специальный комитет парламента поддержали только 60 депутатов, против 136 депутатов. На полном заседании парламента не хватило одного депутата, поскольку Вонг Тьен Фатт умер от сердечного приступа за неделю до голосования. Поскольку законопроект не набрал необходимого большинства в две трети голосов, он не пройдет третье чтение в парламенте. Несмотря на это, президент PKR Анвар Ибрагим сказал, что он удовлетворен демонстрацией поддержки со стороны правительственных депутатов и их союзников по коалиции. Премьер-министр Махатхир сказал, что, несмотря на то, что законопроект не был принят, он не ожидал, что дальнейшие усилия по внесению поправок в конституцию потерпят неудачу. Он также заявил, что в ответ на запрос Понтиана депутата Ахмада Маслана, нет необходимости передавать поправку в Конференцию правителей для рассмотрения как это не входило в их компетенцию, но не было бы возражений со стороны правительства, если бы члены парламента попытались сформировать специальный комитет для рассмотрения соглашения 1963 года.
Выполнение обязательства показанный премьер-министром Махатхиром, и отвечая на потребность в пересмотре, социальный активист Сабаха Патрик Синду предложил руководящему комитету, созданному для обзора соглашения 1963 года, также пригласить британское правительство для обратной связи, учитывая, что они были участниками исходное соглашение. Саравак, помощник министра юстиции, отношений между государством и государством и мониторинга проектов Шарифа Хасида Сайед Аман Газали указал, что любой пересмотр соглашения 1963 года должен быть направлен на устранение любого нарушения условий, духа и намерений формирования. Федерации Малайзии. И Совет церквей Сабаха (SCC), и Ассоциация церквей Саравака (ACS) призвали к полному восстановлению свободы вероисповедания.
Президент Общества юристов Сабаха Бренндон Кейт Со выступил с заявлением, в котором говорится, что против федерального правительства может быть возбуждено судебное дело, если оно не выполнит в полной мере соглашение 1963 года. Арнольд Пуйок, комментатор по делам Сабаха и Саравака, подчеркнул, что восстановление территориального статуса Сабаха и Саравака следует рассматривать с точки зрения малайзийского федерализма, а не с предубеждением в отношении Сабаха или Саравака.. Президент Sabah Sarawak Rights - Australia New Zealand Incorporation (SSRANZ) Роберт Пей указал на параллели между проблемами, связанными с соглашением 1963 года, и теми, которые возникли во время деколонизации Маврикия в 1968 году, когда островное государство оспорило срок действия Соглашения 1965 года с Соединенным Королевством об удалении архипелага Чагос из-под контроля Маврикия. По словам Пея, соглашение 1963 года было недействительным с самого начала, поскольку, согласно решению Международного суда (МС), Сабах и Саравак в то время все еще были британскими колониями, а не суверенными государствами и, следовательно, не имели права подписывать
Малазийская китайская ассоциация (MCA) Глава женщин Сабаха Памела Йонг заявила, что сомневается в «искренности» федерального правительства и воспринимает это как попытку временного успокоения недовольных жителей двух штатов. Президент Партии государственных реформ (STAR Саравак) Лина Су, Президент Партии солидарности Родины (STAR Sabah) и член парламента, Джеффри Китинган, а также Нэнси Шукри из Объединенной партии наследия бумипутера (PBB) Саравака все выступили с заявлениями, в которых предостерегали от поспешного принятия законопроекта и настоятельно подчеркивали необходимость его полного пересмотра. Д-р Китинган выразил озабоченность тем, что поправка была «окутана секретом», в то время как депутат Нэнси Шукри является одним из многих, кто призывает правительство представить им законопроект. Комитет Саравака, действующий в качестве консультантов на переговорах, заявил, что воздержится от комментариев, пока им не будет предоставлено содержание законопроекта.
Главный министр Сабаха, Шафи Апдал, сказал, что как только поправка будет принята, Сабах рассмотрит возможность исключения слова «государство» из официальных документов, где, как сказал главный министр Саравака Абанг Абдул Рахман Зохари, слово «штат» будет полностью исключено. Бывший Сабах Заместитель комиссара Панмалайзийской исламской партии (PAS) и юрист Хамид Исмаил ответил на эти заявления, заявив, что такие действия нарушат соглашение 1963 года. Объединенная партия Сабаха (PBS) Молодежный руководитель Кристофер Мандут возражал против этого утверждения, вместо этого утверждая, что использование слова «государство» было неточным переводом слова «негери» в современном политическом смысле. Он привел Германию и Италию как примеры государств, которые не были «негери», но, тем не менее, назывались «государствами» в суверенном смысле. Президент STAR Саравак Лина Су также выступила с заявлением по этому поводу, заявив, что «государства Борнео» отличаются от «штатов Малайи» («негери»), которые конкретно относятся к составным территориям суверенного государства. Она утверждала, что британцы использовали слово «государство» при переименовании «Британских Борнео территорий» в «Борнео, штаты Сабах и Саравак» для обозначения «самоуправляющихся субъектов с историей, законами, политическими и социальные системы ».
Лидер оппозиции Исмаил Сабри Яакоб выразил поддержку законопроекта оппозицией, но он также выразил обеспокоенность по поводу различных аспектов его содержания, таких как отсутствие каких-либо ссылок на Соглашение 1963 года. Он также выразил обеспокоенность тем, что законопроект был поспешно рассмотрен без тщательного рассмотрения Специальным парламентским комитетом.
В интервью Нэнси Шукри, Член парламента ПББ, представляющий Батанг Садонг, воспринял предложенную поправку как «ловушку», поскольку она не могла понять, как поспешно предложенная поправка может восстановить положение Сабаха и Саравака. Она также отметила отсутствие нескольких депутатов парламента Саравака от PH, когда законопроект был внесен в первое чтение 4 апреля, и добавила, что заявила о своем желании отложить внесение поправки в специальный комитет для углубленного рассмотрения с целью обеспечения соответствующих в законодательство также вносятся соответствующие поправки. Тем не менее, она призвала членов Gabungan Parti Sarawak (GPS) и Pakatan Harapan (PH) собраться вместе, чтобы продемонстрировать двухпартийность и сотрудничать в обеспечении восстановления статуса Саравака. Президент STAR Саравака Лина Су также заявила о своей поддержке временного отзыва законопроекта и его обсуждения в законодательном собрании Саравака, а также заявила о поддержке народа. Она выразила обеспокоенность тем, что «Без гарантий и заверений, определенных в пояснительном заявлении, этот законопроект представляет собой манипулятивное и отвратительное действие, которое похоже на выдачу бланка чека PH или сродни запиранию в тюрьме и выбрасыванию ключей.
Саравакский адвокат Роберт Лау Хуэй Ю из SUPP отклонил предложенную поправку как «просто игру с построением приговора». Согласно его анализу, поправка просто разбивает соглашение 1976 года на две части, но фактически является тем же предложением. Он также утверждает, что составление поправки могло быть простым процессом, и тем не менее «разработчики пытаются запутать и сохранить ассимилированную природу Малайи под маской Малайзии». Аналогичные взгляды были также высказаны бывшим главным министром Сабаха и президентом Прогрессивной партии Сабаха (SAPP) Йонг Тек Ли вместе с руководителем Молодежи SUPP Майклом Тиангом и депутатом Саравака Тионг Кингом Синг.
Юрисконсульт Саравака Дж. К. Фонг далее сказал, что федеральное правительство должно пересмотреть «термин федерации», чтобы достичь равного статуса для обоих образований, так как после чтения законопроекта в Малайзии по-прежнему будет 13 штатов, включая Саравак и Сабах на основании пункта (2) в счете. Президент PBS Максимус Онгкили охарактеризовал предложенную поправку как «разочарование», поскольку на самом деле в ней нет ничего, когда Сабах продолжал упоминаться в качестве одного из 13 штатов в таблице 4 апреля, когда действительная причина Поправка призвана восстановить положение двух организаций как равных партнеров, добавив, что именно поэтому большинство оппозиционных депутатов от обеих организаций предлагают рассмотрение специальным комитетом для изучения и изменения законопроекта, который затем будет передан на рассмотрение двум текущим государственные собрания для обсуждения и принятия перед национальным парламентом, которым разрешено голосовать. Другой депутат Сабаха Анифа Аман призывает федеральное правительство не спешить с глубоким изучением, прежде чем оно будет вынесено на рассмотрение, поскольку этот вопрос долгое время был острой проблемой и причиной растущего недовольства жителей Сабахана и Сараваки. 589>Политический аналитик Universiti Malaysia Sabah (UMS) Ли Куок Тиунг назвал поправку «бессмысленной», заявив, что с таким определением во время таблицы он недоумевает, как эти две организации могут быть равноправными партнерами. Бывший министр в департаменте премьер-министра и президент Объединенной народной партии Сабаха (PBRS) Джозеф Куруп сказал, что законопроект далек от того, чего хотели люди в двух организациях, но настаивать на этом вопросе не следует. будет продолжаться, поскольку это вызовет дальнейшее обострение отношений между двумя субъектами с федерацией. В качестве решения Куруп призвал министра Лье отложить рассмотрение и провел обсуждение со всеми участвующими депутатами, прежде чем снова представить законопроект в парламенте для второго чтения и обсуждения. Вице-президент Либерально-демократической партии (ЛДП) Ю Чау Хионг сказал, что законопроект о поправках слишком «поспешен» в первом чтении, призвав правительства двух организаций вместе с Ассоциацией адвокатов Саравака (AAS) и Юридическое общество Сабаха, чтобы провести более глубокое исследование с последующим обсуждением предложенной поправки, прежде чем она будет передана в специальный комитет в парламенте до обсуждения и голосования в качестве поспешной поправки, которая только что была принята ради достижения цели, будет только что приведет к последствиям, которые повлияют на жизнь будущих поколений, о чем свидетельствует текущая ситуация обоих образований.
В ответ на заявление министра Лью, который сказал, что с двумя главными министрами были проведены консультации по законопроекту, глава Саравака Министр Абанг Зохари сделал четкое заявление о том, что главные министры Сабаха и Саравака не одобряли поправку в ее нынешнем виде с комитетом кабинета, назначенным для рассмотрения 1 Соглашение 963 никогда не обсуждало фактическую формулировку поправки на своих заседаниях. Абанг Зохари далее пояснил, что они поддержат любую поправку к Федеральной конституции или любой закон, направленный на восстановление их прав в соответствии с соглашением 1963 года, но поправки должны быть не только по форме, но и по существу. PBB также ответила на призыв, поданный Чонг Чиенг Джен из DAP в Сараваке через его руководителя информации Идриса Буанга, который сказал, что федеральное правительство должно ответить на список требований, сделанных правительственной делегацией Саравака в комитете. пересмотр соглашения 1963 года, которое включает позицию Саравака по не подлежащим обсуждению вопросам, касающимся его прав на землю, континентальный шельф, природные ресурсы (нефть и газ и права на добычу полезных ископаемых), а также специальных грантов и подушных грантов наряду с необходимость равной доли мест в парламенте после выхода Сингапура из федерации в 1965 году, поскольку предлагаемая поправка направлена не просто на то, чтобы предотвратить предполагаемое восстановление прав, что просто "красиво в снаружи, но внутри пусто ».
Премьер-министр Махатхир сказал впоследствии, что это зависит от депутатов Сабаха и Саравака в поддержку законопроекта, добавив, что они объявили, что они признают поправку как соглашение между тремя субъектами - Федерацией Малайи, Сабаха и Саравака. Но, поскольку в предыдущей конституции не было этого ясно, они должны внести поправки в конституцию, получив большинство в две трети голосов в парламенте. Министр Лью также сказал, что с лидерами Сабаха и Саравака были проведены консультации и они обсудили этот вопрос, причем оба образования будут называться территориями, заявив, что, если оппозиционные депутаты захотят создать отдельный специальный комитет по этому вопросу, это можно сделать. но так как это правительственный законопроект, он не будет инициировать предложение о его создании. Во время визита Махатхира в Сабах 6 апреля премьер-министр, заверив общественность, что поправка является не просто косметическим средством, федеральное правительство выполнит свое обещание о том, что два субъекта получат равный статус с полуостровной Малайзией, официально заявив, что:
Мы обещали признать, что подписи к соглашению с Малайзией 1963 года были подписаны Сабахом, Сараваком и полуостровной Малайзией. Мы признаем эти три региона членами федерации.
— Махатхир Мохамад, премьер-министр Малайзии.Отвечая на критику в адрес него и федерального правительства по поводу определения содержания законопроекта во время представления, министр Лью пояснил, что в соглашении 1963 года все стороны согласовали определение, но оно стало недействительным в 1966 году после выхода Сингапура из федерации в 1965 году, когда в год аннулирования была внесена поправка. В 1976 году была внесена еще одна поправка, в соответствии с которой Сабах и Саравак были обозначены как «негери» путем исключения таких слов, как «штаты Малайя, а именно» и «штаты Борнео» из исходного определения штатов Федерации Малайзии. где он получает большинство в две трети голосов Парламента, включая поддержку депутатов двух образований, таким образом заявляя, что лидеры двух образований только недавно осознали свою ошибку, когда они, как предполагается, выступили против предыдущей поправки 1976 года. Это заявление также поддержал председатель Саравака Чонг Чиенг Джен, который согласился с тем, что на самом деле именно депутаты PBB и SUPP поддерживают понижение статуса Саравака до одного из 13 штатов Малайзии, когда они все еще были частью коалиции BN, не осознавая его последствий. сегодня.
7 апреля обе Партии демократического действия (DAP) отделения в Восточной Малайзии через Чонг Чиенг Джен в Сараваке и Чан Фунг Хин в Сабах обращаются к оба оппозиционных депутата в двух образованиях должны прекратить играть в политику и избавиться от своего эго, поскольку законопроект скоро будет обсужден и поставлен на голосование 9 апреля, добавив, что сотрудничество между правительством и оппозиционными депутатами необходимо для устранения прошлых проступков, поскольку любая неспособность принять закон в конечном итоге приведет только к негативным последствиям для переговоров о правах в соглашении 1963 года. Чан объяснил, что поправка действительно была направлена на отмену предыдущей поправки 1976 года, в соответствии с которой оба государства стали одним из 13 штатов Малайзии, поскольку комитет по соглашению 1963 года все еще выполняет свою работу, и вскоре появятся другие поправки. По причине исключения нескольких фраз, упомянутых ранее, Чонг заявил, что это произошло из-за более раннего обсуждения, проведенного комитетом, который считает, что оба субъекта - не единственные государства на острове Борнео, поскольку есть также страна Бруней и индонезийский Калимантан провинции, поясняя, что предлагаемая поправка аналогична по структуре исходной статье 4 (1) Федеральной конституции, даже за исключением.
Сходные взгляды были также высказаны ранее депутатом Саравака PKR См. Чи Хау, который призвал всех депутатов отложить свои политические разногласия, чтобы осуществить долгожданное стремление и надежду всех саравакцев и сабаханцев исправить ошибку последнего. 43 года, добавив, что комитет и различные рабочие группы по этим вопросам все еще обсуждают и работают с шагами, чтобы передать автономные полномочия обоим организациям, и их отчет планируется завершить и опубликовать на коммюнике. ittee в июне. Член парламента Саравака от Падунгана Вонг Кинг Вэй далее сказал, что оппозиционные депутаты не должны сомневаться в искренности нынешнего федерального правительства по восстановлению прав двух субъектов, как если бы они не заботились о проблемах, они просто проигнорируют, не делать что-либо подобное в прошлом по этим вопросам. Он пояснил, что в качестве доказательства приверженности федерального правительства были продемонстрированы несколько шагов, таких как формирование специального комитета по соглашению 1963 года, и даже внес на рассмотрение в парламент законопроект о поправках, добавив, что предлагаемая поправка является лишь одним из первых шагов. чтобы восстановить права двух организаций, так как после восстановления их статуса обе организации могут обсудить дальнейшие обсуждения за круглым столом комитета для дальнейших переговоров о своих правах.
Другой член парламента PKR из Саравака, такой как Вилли Монгин сказал, что шаг федерального правительства по внесению законопроектов хорош как один из первых шагов к юридическому восстановлению прав двух организаций в соответствии с первоначальным соглашением 1963 года, но открыто выразил, что он «недоволен» словами, использованными в предложенную поправку и полагал, что формулировку можно улучшить, добавив свои предложения о том, что «Саравак следует указывать как Негара Саравак (Страна Саравак), а Сабах как Негара Сабах (Страна Сабах), а не как «Один из штатов в федерации», поскольку предыдущая формулировка может указывать на то, что оба субъекта являются лишь одним из штатов федерации наравне со штатами Малайского полуострова, что вызовет путаницу и неправильное толкование. Объединенная организация пасокмомогуна Кадазандусун Мурут (UPKO), также дистанцирующая свое мнение, отличается от других союзных с правительством партий, которые просто поддерживают законопроект, президент партии Уилфред Мадиус Тангау согласился с предложением оппозиционных депутатов. передать поправку в специальный комитет перед вторым чтением в Парламент вечером 9 апреля, подчеркнув, что процесс должен быть выполнен, если федеральное правительство действительно серьезно относилось к выполнению соглашения 1963 года и восстановлению своих прав после внесенного законопроекта в спешке вызовет только негативную реакцию со стороны различных сторон в обоих образованиях, поскольку поправка будет иметь последствия, которые впоследствии изменят управление федерацией. Рональд Кианди из Объединенной партии коренных народов Малайзии ( PPBM) сказал, что законопроект должен быть одобрен депутатами от обеих организаций, поскольку давно ожидалось, что он поднимет ряды нынешних двух государств.
Премьер-министр Махатхир Мохамад сказал, что не ожидал, что предложение федерального правительства по внесению поправок в конституцию потерпит неудачу, объяснив, что даже при неудовлетворенном результате они должны уважать решение, принятое оппозицией, поскольку Каждый депутат имеет право голосовать «во что бы то ни стало» и подчеркивает, что законопроект не был сделан в спешке. Заместитель премьер-министра Ван Азиза Ван Исмаил также выразила свое глубокое разочарование по поводу результата, поскольку она возлагала глубокую надежду на возвращение статуса обоих образований, добавив, что она подумала, когда увидела дискуссию, все, похоже, согласились. Президент PKR Анвар Ибрагим обвинил неудачу в принятии законопроекта о внесении поправок в конституцию как для ОМНО, так и для BN, которые, как считается, большинство вместе решили «воздержаться», не указав своей конкретной причины при голосовании, сославшись на то, что с тех пор, как они долгое время управляли страны, они даже не захотели пересматривать поправку страны. Он также добавил, что поправка была очень значимой и исторической для народа страны, особенно для Сабаха и Саравака, поскольку этот вопрос обсуждался в течение долгого времени, и мы слышали жалобы людей на разочарование и печаль от обеих сторон. юридических лиц, добавив, что он не может понять, почему некоторые люди до сих пор спорят по этому поводу, когда старая администрация не могла даже сдвинуться с места, когда они находились у власти более полувека. Главный министр Сабаха Шафи Апдал выразил глубокое разочарование в связи с тем, что не удалось внести поправки в конституцию. В своем заявлении он выразился:
Вы можете представить себе, в частности, фундаментальные вещи, с которыми мы не можем согласиться и голосовать за них, а также другие вещи, которые мы можем реализовать. Уже 55 лет, мы так долго ждали... мы не говорим, что надо торопиться, но, ради бога, это 55 лет, это фундаментальная вещь.
— Шафи Апдал, главный министр Сабаха.Несмотря на глубокое разочарование, Шафи сказал, что результат голосования не является концом их борьбы за равенство, а вместо этого стал первым после 55 лет борьбы, которая будет продолжена всеми. означает, что он отказывается обвинять кого-либо в результате, когда СМИ спросили, считает ли он, что их коллега Саравак виноват в том, что ставит свою политику выше законопроекта, и правительство Сабаха продолжит свое сотрудничество с правительством Саравака для возвращение своих прав. Бывший главный министр штата Сабах и депутат UPKO Бернард Гилук Домпок высказал мнение, что все законодатели должны поддержать закон, потому что федеральное правительство сделало то, что должно было сделать, чтобы вернуть двум организациям статус, как до поправки 1976 года. Петалинг Джая депутат и общественный деятель Мария Чин Абдулла назвала 59 депутатов, которые решили воздержаться при голосовании, собственными действиями продемонстрировали, что они действительно не привержены программе реформ в стране где они были ослеплены своими собственными политическими интересами и оставили борьбу и чаяния людей в двух образованиях, которые в результате их поведения, эти депутаты фактически сохранили и Сабах, и Саравак, как только говорится в федерации Малайзии. министр международной торговли и промышленности и президент партии наследия Сабаха (ВАРИСАН) Дарелл Лейкинг заявил, что решение большинства было принято оппозиционными депутатами очевидно показывая, что они ч не проявляют никакого достоинства по отношению к своим избирателям, добавляя, что это был исторический момент для страны, когда премьер-министр пожелал зачитать обоснование внесения поправки в конституцию, которая восстановила бы наш статус до поправки, принятой до 1976 года, но вместо этого все эти усилия были потрачены зря оппозиционными депутатами. Коалиция PH в Сараваке через своего секретаря-сенатора Алан Линга выразила свое большое разочарование, поскольку историческая возможность восстановить статус обоих образований была разбита решением оппозиции воздержаться при голосовании, добавив, что оппозиция, особенно НГМ, намеренно провалила чаяния сараваков, что совершенно неприемлемо и без каких-либо оправданий, и любые дальнейшие извинения, данные депутатами НГМ, не имеют никаких достоинств, поскольку формулировка предложенной поправки была согласована для пересмотра, как в первоначальной версии 1963 года. соглашение. Несмотря на провал принятия законопроекта, министр Лью заявил, что они никогда не сдадутся и будут продолжать бороться за людей, особенно за тех, кто находится в этих двух образованиях, назвав действия небольшой группы парламентариев, не голосующих за поправку, необоснованными. и пагубные для общества в данный момент будут навсегда запомнены и определены поколением как те, кто препятствует возвращению статуса двух организаций.
GPS через свою SUPP Президент Сим Куи Хиан сказал, что вину не следует возлагать на них, но вместо этого федеральное правительство должно было раньше прислушаться к их требованиям внести поправки в определение «федерации» как федерации, которая была создана в соответствии с соглашением 1963 года, а не в соответствии с термином федерации, как прописано в Малайском соглашении 1957 года. Президент STAR в Сараваке Лина Су назвала отказ принять законопроект «знаковой победой» сараваков и сабаханцев, высоко оценив, что политическая зрелость людей в этих двух образованиях достигла новых высот, которых не было с момента образования страны. Она добавила, что люди заявили вслух и ясно, что любая поправка к конституции без соблюдения принципа соглашения 1963 года должна быть отклонена, когда она также настаивала на том, что любая поправка к конституции, которая впоследствии повлияет на политическую позицию двух образований, должна быть сначала предстать перед нынешним законодательным собранием штата для признания законности. Отвечая на «знаменательную победу», о которой заявляют союзные оппозиционные партии, Сабах Белуран депутат Рональд Кианди назвал этот шаг оппозиции чрезмерной политизацией вопроса с их воздержанием от голосования по законопроекту только ради противостояния. Бывший преподаватель права Абдул Азиз Бари также сказал, что те оппозиционные депутаты, которые не голосовали за законопроект о поправках, могли бы на самом деле использовать время своих дебатов, чтобы указать на то, что, по их мнению, в нем отсутствует, и попросить устранить пробелы. заполнен, назвав предложение оппозиционного депутата от Pengerang, Azalina Othman Said о необходимости создания специального комитета перед внесением законопроекта, на самом деле просто пустой тратой времени. Советник правительства Сабаха по соглашению 1963 года Зайннал Аджамайн сказал, что после этого обе организации потеряли возможность восстановить свой статус равноправных партнеров. В заявлении он сказал:
Мы знаем, что в первом чтении есть проблемы, но во втором чтении [содержание] взято из MA63, слово в слово, без изменений… тогда это было также отклонено. [Отмена поправки] имеет большие последствия. Мы ждали 55 лет, затем появилась эта редкая возможность. Возможность есть, но некоторые люди по-прежнему недовольны… Это их дело. Я думаю, что недовольная партия должна теперь глубоко подумать, поразмыслить над тем, что произошло, и прочитать, а также лучше понять [соглашение 1963 года].
Независимый депутат Сабаха, Анифа Аман, заявила, что даже парламент не смог принять законопроект, борьба за равноправное партнерство никогда не закончится. Лидер оппозиции Исмаил Сабри Яакоб подчеркнул, что даже оппозиция предпочла воздержаться при голосовании, законопроект на самом деле не потерян, поскольку ни один депутат от оппозиции не отклонил законопроект, добавив, что федеральное правительство не должно было спешить с его принятием. внесение предложений в парламент, но вместо этого принял его для тщательного обсуждения в парламентском специальном комитете, как если бы объединенный комитет выразил свои взгляды вместе со своими фактами, оба могут совместно поддержать поправку, поскольку он сам также сомневался в значимости предложения о внесении поправок для двух субъекты, которые, по его словам, только подчеркнут разницу между теми, что на полуострове, и на Борнео с географической точки зрения. Аналогичное мнение было также высказано членом Верховного совета ОМНО и бывшим депутатом Абдул Рахманом Дахланом, который сказал, что не винит премьер-министра в случившемся, поскольку законопроект изначально был составлен министром Лью, который не понял чего на самом деле хотели оппозиционные депутаты от двух образований в отношении поправки, добавив, что, если бы законопроект был ранее отправлен в специальный комитет, это, безусловно, будет беспроигрышной ситуацией для всех заинтересованных сторон, и премьер-министр получит похвалы со всех сторон. Аналогичные взгляды выразил главный министр Саравака Абанг Абдул Рахман Зохари. Другой оппозиционный депутат от МСА от Айер Хитам, Ви Ка Сионг сказал, что предложенный законопроект делается в спешке и является лишь косметическим изменением, подчеркнув, что оппозиция только хочет, чтобы законопроект был изучен. внимательно и усердно за поправку к конституции. Тем не менее, учитывая невыполненные цели, заместитель главного министра Сабаха Уилфред Мадиус Тангау надеется, что руководящий комитет по соглашению 1963 года под председательством премьер-министра соберется как можно скорее для дальнейшего обсуждения шагов, которые будут предприняты правительством Сабаха. На предложение перенести законопроект на рассмотрение в Парламент, поскольку законопроект должен быть передан в первую очередь в специальный комитет, премьер-министр Махатхир ответил на вопрос, что по этому вопросу будет проведено обсуждение с вовлеченными депутатами, причем повторное рассмотрение будет зависеть от "потребности". Законодательное собрание Сабаха через главного министра Шафи объявило, что в ближайшее время внесет экстренное предложение по соглашению 1963 года, чтобы восстановить свои права, несмотря на отклонение законопроекта по просьбе одного из депутатов, Масиди Манджуна. 18 апреля ассамблея Сабаха единогласно приняла предложение одобрить предложенную поправку, если она будет повторно представлена в национальном парламенте. Законодательная ассамблея Саравака последовала примеру 30 апреля и единогласно одобрила предложение о внесении поправок в конституцию, касающуюся прав Саравака, при этом предложение включает положение о внесении поправки в статью 1 (2) Федеральной конституции путем добавления слов «в соответствии с Малайзией» Соглашение 1963 года », которое впоследствии читалось как« Штаты Федерации в соответствии с Малайзийским соглашением 1963 года должны быть ».
Местные аналитики придерживаются мнения, что провал в принятии законопроекта не означает прекращения борьбы оба образования должны восстановить свой статус, призывая обе стороны политических фракций как со стороны правительства, так и оппозиции перестать обвинять друг друга и двигаться вперед к решению для улучшения положения жителей двух образований. Другие политические аналитики также считают, что оппозиционная фракция НГМ не просто хотела, чтобы законопроект провалился, а вместо этого просто хотел убедиться, что он был сделан правильно, добавляя, что, несмотря на несоблюдение законопроекта, федеральное правительство должно двигаться вперед, чтобы исправить давно исторические обиды в двух организациях, прежде чем они перерастут в гораздо более сепаратистский вариант с растущим разочарованием и несчастьем.
Во время празднования Дня Саравака 22 июля, Ассоциация Саравака за народные устремления (САПА) напомнила федеральному правительству о необходимости не тратить впустую время для восстановления прав и статуса Саравака в соответствии с соглашением 1963 года с ростом настроений о независимости среди людей. Далее 25 июля главный министр Сабаха Шафи заявил, что премьер-министр Махатхир объявит о восстановлении прав Сабаха и Саравака в ближайшее время. 17 декабря министр Лев объявил, что предложенная поправка будет повторно представлена в марте 2020 г. консенсус через трехстороннюю встречу между премьер-министром Махатхиром Мохамадом, главным министром Сабаха Шафи Апдалом и главным министром Саравака Абангом Зохари, состоявшейся в офисе премьер-министра 16 декабря 2019 г.