Собственность - это кража!

редактировать

"Собственность - это кража! "(Французский : La propriété, c'est le vol !) - это лозунг, придуманный французским анархистом Пьером-Жозефом Прудоном в его книге 1840 года «Что такое собственность?» или «Исследование принципа права и правительства».

Если Меня попросили ответить на следующий вопрос: «Что такое рабство?», И я должен был ответить одним словом: «Это убийство!», Что я понял сразу. Никаких расширенных аргументов не потребуется, чтобы показать, что способность убирать разум человека, воля и личность - это сила жизни и смерти, и именно она делает человека рабом. Это убийство. Почему же тогда на другой вопрос: что такое собственность? Могу ли я также ответить: это грабеж!, без уверенности в том, что его неправильно поймут; второе предложение является не чем иным, как преобразованием первого?

— Пьер-Жозеф Прудон, Что такое собственность?
Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Подобные фразы
  • 3 Критика
  • 4 Сноски
  • 5 Ссылки
Обзор

Под «собственностью» Прудон имел в виду концепцию земельной собственности, восходящую к римскому праву : суверенное право собственности, право собственника на поступать со своим имуществом как ему заблагорассудится, «использовать и злоупотреблять», если в конце концов он подчиняется санкционированным государством титулам. Прудон противопоставляет предполагаемое право собственности с правами (которые он считал действительными) свободы, равенства и безопасности. Прудон был ясно, что его противодействие собственности не распространяется на исключительное владение богатством, созданным трудом.

В «Исповеди революционера» Прудон далее объяснил использование этой фразы:

В моем первом меморандуме, в лобовой атаке на установленный порядок, я сказал что-то вроде: «Собственность - это кража!» Намерение состояло в том, чтобы подать протест, чтобы, так сказать, подчеркнуть бессмысленность наших институтов. В то время это было моей единственной заботой. Кроме того, в меморандуме, в котором я продемонстрировал это поразительное предложение, используя простую арифметику, я постарался выступить против любого коммунистического вывода. В Системе экономических противоречий, напомнив и подтвердив мою первоначальную формулу, я добавил другую, совершенно противоположную, основанную на соображениях совершенно другого порядка, - формулу, которая не может ни разрушить первое положение, ни быть опровергнутой им: собственность есть свобода.... Что касается собственности, то, как и всех экономических факторов, вред и злоупотребления нельзя отделить от пользы, как и дебетовать с актива в двойной бухгалтерской отчетности. Одно обязательно порождает другое. Стремиться покончить со злоупотреблениями собственностью - значит разрушить саму вещь; так же, как списание дебета со счета равносильно вычеркиванию его из кредитной истории.

Подобные фразы

Жак Пьер Бриссо писал ранее в своих Философских исследованиях о праве собственности (Recherches Philosophiques sur le droit de propriété et le vol), «Исключительная собственность - это грабеж по своей природе». Позже Маркс напишет в письме 1865 года своему современнику, что Прудон позаимствовал лозунг из Уорвилля (то есть из Бриссо ), хотя это оспаривается последующими исследованиями

.

Эта фраза также появляется в 1797 году в тексте маркиза де Сада L'Histoire de Juliette : «Отслеживая право собственности до ее источника, человек безошибочно достигает узурпации. Однако кража наказывается только потому, что она нарушает право собственности; но это право само по себе есть не что иное, как кража ».

Подобные фразы встречаются и в произведениях святого Амвросия, который учил, что superfluum quod tenes tu furaris (лишнее имущество, которое у вас есть, вы украли) и Василий Кесарийский (Ascetics, 34, 1-2).

Жан-Жак Руссо сделал то же самое, когда написал: «Первый человек, который, огораживая участок земли, подумал о том, чтобы сказать:« Это мое », и нашел людей достаточно простыми, чтобы поверить ему., был настоящим основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких ужасов и несчастий, возможно, никто не спас человечество, поднимая ставки, или засыпая канаву, и взывая к своим товарищам. : Остерегайтесь слушать этого самозванца; вы погибнете, если однажды забудете, что плоды земли принадлежат всем нам, а сама земля никому. "

Ирландский марксист Джеймс Коннолли назвал социалистическое движение «Великим движением против воровства двадцатого века».

Критика

Карл Маркс, хотя первоначально благоприятствовал работе Прудона, позже критиковал, среди прочего, выражение «собственность - это кража» как самоотверженное и излишне сбивающее с толку, записывая, что «кража» является насильственным нарушением собственности предполагает наличие собственности "и осуждает Прудона за то, что тот запутался во" всякого рода фантазиях, непонятных даже для него самого, об истинной буржуазной собственности "

Макс Штирнер весьма критически относился к Прудону и в его работах «Эго и его собственное», выступил с такой же критикой высказываний Прудона перед Марксом, спрашивая: «Возможно ли вообще понятие« воровство », если не допустить обоснованности концепции« собственность »? Как можно воровать, если собственности еще нет?... Соответственно, собственность не является кражей, но кража становится возможной только через собственность. "

Сноски
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:16:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте