Проект Азориан

редактировать
Проект ЦРУ 1974 года по поиску затонувшей советской подводной лодки К-129
Проект Азориан
USNS Glomar Explorer (T-AG-193).jpg Хьюз Гломар Эксплорер
Дата1974
МестоположениеТихий океан
УчастникиЦРУ, Советский флот, США ВМС
РезультатУспешное обнаружение части советской подводной лодки К-129

Координаты : 40 ° 06′N 179 ° 54′E / 40,1 ° N 179,9 ° E / 40,1; 179.9

Проект Азориан (ошибочно названный прессой «Дженнифер» из-за его Совершенно секретно Безопасность Отсек ) был Центральным разведывательным управлением США ( ЦРУ) проект по подъему затонувшей советской подводной лодки К-129 со дна Тихого океана в 1974 году с использованием специально построенного корабля Hughes Glomar Explorer. Крушение К-129 в 1968 году произошло примерно в 1600 миль (2600 км) к северо-западу от Гавайев. Проект Азориан был одной из самых сложных, дорогостоящих и секретных разведывательных операций холодной войны и стоил около 800 миллионов долларов, или 4 миллиарда долларов сегодня.

Помимо проектирования спасательного корабля и его подъемной платформы, США использовали концепции, разработанные совместно с Global Marine (см. Проект Mohole ), в которых использовалось их высокоточное оборудование для обеспечения остойчивости, чтобы судно оставалось почти неподвижным над цель при опускании почти трех миль (4,8 км) трубы. Они работали с учеными над разработкой методов сохранения бумаги, которая годами находилась под водой, в надежде восстановить и прочитать кодовые книги подводной лодки. Причины, по которым этот проект был предпринят, вероятно, включали извлечение неповрежденной ядерной ракеты Р-21, а также криптологические документы и оборудование.

Советский Союз не смог обнаружить К-129, но США знали, где искать. На основании данных, зарегистрированных четырьмя объектами Центра технических приложений ВВС (AFTAC) и массивом системы звукового наблюдения Adak (SOSUS), США идентифицировали акустическое событие 8 марта, которое, вероятно, возникло от взрыва на подводной лодке. США прицелились к местоположению с точностью до пяти морских миль (5,8 миль; 9,3 км). Подводная лодка USS Halibut обнаружила лодку с помощью Fish, буксируемой 12-футовой (3,7 м) двухкороткой (1,8 т) совокупности камер, стробоскопов и гидролокатора, который был построен, чтобы выдерживать экстремальные глубины. Операция по добыче в международных водах примерно шесть лет спустя использовалась в качестве покрытия для добычи марганцевых конкреций. Компания номинально принадлежала Ховарду Хьюзу, который при тайной поддержке ЦРУ оплатил строительство Hughes Glomar Explorer. Во время восстановления части К-129 на судне из-за механического отказа грейфера две трети восстановленной секции вышли из строя во время подъема.

Содержание
  • 1 Обломки K-129
  • 2 Здание Glomar Explorer и его прикрытие
  • 3 Восстановление
  • 4 Публичное раскрытие
    • 4.1 New York Times скрывает свою историю
    • 4.2 Запрос Закона о свободе информации и ответ Glomar
    • 4.3 Выпуск видео 1998 года
    • 4.4 Выпуск 2010 года статьи ЦРУ 1985 года
    • 4.5 Выпуск 2010 года заседания кабинета министров президента Форда
  • 5 Теория заговора
  • 6 Новые свидетельства очевидцев
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Крушение К-129

В апреле 1968 года Советский Тихоокеанский флот были замечены надводные и воздушные средства, которые проводили экстренное развертывание в северной части Тихого океана, что включало некоторые необычные поисковые операции. Эта деятельность была оценена Управлением военно-морской разведки США (ONI) как возможная реакция на потерю советской подводной лодки. Поиски советских надводных кораблей проводились в месте, которое, как известно, связано с маршрутами патрулирования советских дизельных подводных лодок со стратегическими баллистическими ракетами (SSB) класса «Гольф II». Эти подводные лодки несли три ядерные ракеты в удлиненном парусе / боевой рубке и обычно размещались в пределах досягаемости ракет на западном побережье США. После нескольких недель поисков Советскому Союзу не удалось обнаружить затонувшую лодку, и советский Тихоокеанский флот постепенно вернулся в нормальное русло.

Американской сети гидрофонов SOSUS в северной части Тихого океана было поручено просмотреть записи в надежде обнаружить взрыв (или взрыв), связанный с такой потерей. Военно-морской флот проанализировал акустические данные с четырех площадок AFTAC и группы SOSUS в Адаке, Аляска, определив местонахождение обломков подводной лодки с точностью до 5 морских миль. Это место находилось в сотнях миль от зоны поиска советского ВМФ.

Военно-морское средство (NAVFAC) Point Sur, к югу от Монтерея, Калифорния, смогло изолировать звуковая подпись на его низкочастотном массиве записей события взрыва, которое произошло 8 марта 1968 года. Используя дату и время события NavFac Point Sur, NavFac Adak и США NAVFAC западного побережья также смогли выделить акустическое событие. Используя пять линий пеленга SOSUS, военно-морская разведка смогла определить местонахождение места крушения K-129 в районе 40,1 ° северной широты и 179,9 ° восточной долготы (близко к международной линии дат ).

в В июле 1968 года ВМС США начали операцию «Песочный доллар» с переброски военного корабля США Палтус из Перл-Харбора на место крушения. Целью Sand Dollar было найти и сфотографировать К-129. В 1965 году «Палтус» был настроен на использование поискового оборудования для глубокого погружения, единственная такая специально оборудованная подводная лодка на тот момент находилась в инвентаре США. Палтус обнаружил затонувший корабль после трех недель визуального поиска с помощью роботизированных камер с дистанционным управлением. (Потребовалось почти пять месяцев поисков, чтобы найти обломки американской атомной подводной лодки Scorpion в Атлантике, также в 1968 году.) По сообщениям, Палтус провел следующие несколько недель, сделав более 20 000 снимков крупным планом. всех аспектов крушения К-129, подвиг, за который Палтус получил особую оценку ied Цитата президентского подразделения, подписанная Линдоном Б. Джонсоном в 1968 году.

В 1970 году, судя по этой фотографии, министр обороны Мелвин Лэрд и Генри Киссинджер, тогда советник по национальной безопасности, предложили тайный план восстановления обломков, чтобы США могли изучить советские ракетно-ядерные технологии, а также, возможно, восстановить криптографические материалы. Предложение было принято президентом Ричардом Никсоном, и ЦРУ было поручено попытаться восстановить его.

Строительство Glomar Explorer и его история прикрытия

Global Marine Development Inc., подразделению Global Marine Inc., занимающемуся исследованиями и разработками, пионеру в области глубоководного морского бурения, получила контракт на проектирование, Постройте и управляйте Hughes Glomar Explorer, чтобы тайно спасти затонувшую советскую подводную лодку. Корабль построен на верфи Sun Shipbuilding недалеко от Филадельфии. Бизнесмен-миллиардер Ховард Хьюз - чьи компании уже были подрядчиками по многочисленным секретным военным американским вооружениям, самолетам и спутниковым контрактам - согласился предоставить свое имя проекту, чтобы поддержать легенду о том, что корабль добывал марганцевые конкреции со дна океана, но Хьюз и его компании не принимали реального участия в этом проекте. K-129 был сфотографирован на глубине более 16 000 футов (4900 м), и, таким образом, операция по спасению будет намного выше глубины любой операции по спасению судов, когда-либо предпринимавшейся. 1 ноября 1972 года начались работы над судном Hughes Glomar Explorer (HGE) длиной 63 000 коротких тонн (57 000 т) и длиной 619 футов (189 м).

Восстановление
Место обнаружения К-129 основано на пересечении трех кругов, обозначающих расстояния до Лонг-Бич, Калифорния, Перл-Харбора, Гавайи, и Петропавловска, Камчатка.

Использовал Hughes Glomar Explorer. большой механический коготь, который Lockheed официально называл «Автомобиль захвата», но нежно называли Клементиной. Транспортное средство захвата предназначалось для опускания на дно океана, захвата целевой секции подводной лодки и последующего подъема этой секции в трюм корабля. Одно из требований этой технологии заключалось в том, чтобы плавучая база оставалась стабильной и находилась в фиксированной точке на глубине 16 000 футов (4900 м) ниже поверхности океана.

Захватывающая машина была спущена и поднята на колонне труб, аналогичных тем, которые используются на буровых установках. Секцию за секцией, пары стальных труб длиной 30 футов (9,1 м) были нанизаны вместе, чтобы опустить клешню через отверстие в середине корабля. Эта конфигурация была разработана Western Gear Corp. из Эверетт, Вашингтон. После успешного захвата клешней лифт полностью изменил процесс - пары длиной 60 футов (18 м) вытягивались и удалялись по одной. Таким образом, утилизированный «Целевой объект» должен был быть втянут в лунный бассейн, двери которого затем можно было закрыть, образуя пол для утилизированной секции. Это позволило провести весь процесс спасения под водой, вдали от видимости других кораблей, самолетов или спутников-шпионов.

20 июня 1974 года, проплыв 3 008 морских миль (5 571 км) от Лонг-Бич, Калифорния, Hughes Glomar Explorer прибыл на место восстановления 4 июля и в течение месяца проводил спасательные операции.. В течение этого периода не менее двух кораблей ВМФ СССР посетили рабочую площадку Hughes Glomar Explorer, морской буксир СБ-10 и советский корабль-приборостроитель ракетного полигона «Чазма». После 1991 года стало известно, что Советы были осведомлены об операции и знали, что ЦРУ планировало какую-то спасательную операцию, но военное командование считало невозможным выполнение такой задачи и игнорировало дальнейшие предупреждения разведки. Позже посол СССР Анатолий Добрынин начал посылать срочные сообщения советскому флоту, предупреждая о неизбежности операции. Советские военно-инженерные эксперты переоценили свои позиции и заявили, что действительно можно (хотя и маловероятно) вернуть К-129, а находившимся в этом районе кораблям было приказано сообщать о любой необычной активности, хотя неизвестно, где находился К-129.

Генерал-майор армии США заявил, что, согласно брифингу, полученному ЦРУ во время операций по восстановлению, Клементина потерпела катастрофический отказ, в результате чего две трети уже поднятых часть К-129 опуститься на дно океана. Бывшие сотрудники Lockheed и Hughes Global Marine, которые работали над операцией, заявили, что несколько «когтей», предназначенных для захвата подводной лодки, сломались, возможно, потому, что они были изготовлены из мартенситностареющей стали, которая очень прочна., но не очень пластичная по сравнению с другими видами стали.

Файл: захоронение советских подводников в море из Hughes Glomar Explorer.webm Воспроизвести медиа Видео, на котором советские моряки были похоронены в море

В найденной части были две ядерные торпеды, поэтому проект Азориан не был полным провалом. Также были обнаружены тела шести членов экипажа, которые поминали и с воинскими почестями похоронили в море в металлическом гробу из-за опасений по поводу радиоактивности. Другие члены экипажа сообщили, что кодовые книги и другие материалы, представляющие очевидный интерес для сотрудников ЦРУ на борту судна, были обнаружены, а изображения распечаток инвентарных списков, представленные в документальном фильме, предполагают, что различные компоненты подводной лодки, такие как крышки люков, инструменты и гидроакустическое оборудование, также были восстановлены.. В документальном фильме Уайта также говорится, что корабельный колокол с К-129 был обнаружен и впоследствии возвращен Советскому Союзу в рамках дипломатических усилий. ЦРУ посчитало этот проект одним из величайших разведывательных переворотов холодной войны.

Вся операция по спасению была записана съемочной группой ЦРУ, но этот фильм остается засекреченным. Небольшая часть фильма, показывающая извлечение и последующее захоронение в море шести тел, обнаруженных в передней части К-129, была передана правительству России в 1992 году.

Публичное раскрытие

The New York Times замалчивает свою историю

Джек Андерсон был признан раскрывшим историю Hughes Glomar Explorer для общенациональной аудитории. Отвергая просьбу директора Центрального управления разведки Уильяма Колби скрыть эту историю, Андерсон сказал, что опубликовал ее, потому что «специалисты ВМФ сказали нам, что затонувшая подлодка не содержит настоящих секретов и что проект, следовательно, является пустой тратой денег налогоплательщиков ».

В феврале 1975 года репортер-расследователь и бывший писатель New York Times Сеймур Херш спланировал опубликовать рассказ о проекте Азориан. Билл Ковач, в то время глава вашингтонского бюро New York Times, сказал в 2005 году, что правительство предложило убедительный аргумент для отсрочки публикации - разоблачение в то время, пока проект еще продолжался, «вызвало бы международный инцидент ». The New York Times опубликовала свой отчет в марте 1975 года, после того, как в Los Angeles Times появилась статья, и включала в себя объяснение из пяти абзацев многих поворотов на пути к публикации. Директор ЦРУ Джордж Х. У. Буш несколько раз докладывал президенту США Джеральду Форду о сообщениях в СМИ и о будущем использовании корабля. ЦРУ пришло к выводу, что казалось неясным, какие действия, если вообще были, были предприняты Советским Союзом после того, как стало известно об этой истории.

Запрос Закона о свободе информации и ответ Glomar

После того, как истории были опубликованы опубликовав информацию о попытках ЦРУ остановить публикацию информации о проекте Азориан, Харриет Энн Филлиппи, журналист, подала в ЦРУ запрос Закона о свободе информации о любых записях о попытках ЦРУ. ЦРУ отказалось ни подтвердить, ни опровергнуть существование таких документов. Этот тип неотвечающего ответа с тех пор стал известен как "ответ Glomar " или "Glomarization".

выпуск видео 1998 года

Видео, показывающее В 1974 г. поминальные службы шести советских моряков, тела которых были обнаружены в рамках проекта «Азориан», были отправлены США в Россию в начале 1990-х годов. Части этого видео были показаны в телевизионных документальных фильмах о Проекте Азориан, включая специальный выпуск 1998 года Discovery Channel под названием «Вопрос национальной безопасности» (основанный на книге Клайда У. Берлесона «Проект Дженнифер» (1977)) и снова в 1999 г., о подводной лодке PBS времен холодной войны в выпуске NOVA.

2010 г. статьи ЦРУ 1985 г.

В феврале 2010 г. ЦРУ опубликовало статью из осеннего выпуска внутреннего журнала ЦРУ 1985 г. Исследования в области разведки в соответствии с заявлением исследователя Мэтью Эида из Архива национальной безопасности о рассекречивании информации в соответствии с Законом США о свободе информации. Что именно удалось спасти, оставалось неясным. Отчет был написан неизвестным участником Проекта Азориан.

Выпуск 2010 года о заседании кабинета министров президента Форда

После публикации Сеймуром Хершем рассказа «Проект Дженнифер», президент США Джеральд Форд, Министр обороны Джеймс Р. Шлезинджер, Филип Бухен (советник президента) Джон О. Марш-младший (советник президента), посол Дональд Рамсфелд, генерал-лейтенант ВВС США Брент Скоукрофт (заместитель помощника президента по вопросам национальной безопасности) и Уильям Колби (директор Центральной разведки ) обсудил утечку и ответит ли администрация Форда на рассказ Херша. На заседании кабинета министров 19 марта 1975 года (в тот же день, когда The New York Times опубликовала эту статью), министр обороны Шлезингер сказал:

Этот эпизод стал крупным американским достижением. Операция - чудо - технически и с сохранением секретности.

С помощью слов «чудо» и «главное американское достижение», использованных для описания операции «Матадор», министр обороны указал на какую-то форму успеха, который должен быть подтвержден публично. Директор ЦРУ Уильям Колби не согласился, напомнив о кризисе с U-2, сказав:

Я думаю, что мы не должны подвергать Советский Союз такому давлению, чтобы он отвечал.

Результат встречи было препятствием, в результате чего Los Angeles Times на следующий день опубликовала 4-страничный рассказ Джека Нельсона с заголовком «Администрация не будет говорить о подписке, созданной ЦРУ».

Теория заговора

журнал Time, а также судебное заявление Мортона Х. Гальперина от имени организации предполагают, что предполагаемая цель проекта поднять советскую подводную лодку могла сама по себе быть прикрытием. история для очередной секретной миссии. Вскрытие подводных кабелей связи (что действительно имело место в несвязанной Операции Ivy Bells ), установка подводного эквивалента ракетной шахты, а также установка и ремонт систем наблюдения для наблюдения за кораблями и подводными лодками движения перечислены как возможности для фактической цели такой секретной миссии.

Новый рассказ очевидца

W. Крейг Рид, в книге «Красный ноябрь: секретная война между США и Советскими подводными лодками» (2010 г.), содержит внутреннюю информацию о проекте «Азориан», предоставленную Джо Хьюстоном, старшим инженером, который разработал передовые системы камер, используемые командой Hughes Glomar Explorer для фотографирования. К-129 на дне океана. Команде потребовались фотографии с точными размерами, чтобы сконструировать захват и другие системы, используемые для подъема затонувшей подводной лодки со дна. Хьюстон работал на таинственного «мистера Пи» (Джона Парангоски), который работал на заместителя директора ЦРУ Карла Э. Дакетта - двух лидеров проекта Азориан. Позже Дакетт работал с Хьюстоном в другой компании и намекнул, что ЦРУ могло получить от К-129 гораздо больше, чем публично признавалось. Рид также подробно описывает, как технология мини-субмарины, использованная подводной лодкой «Палтус» для поиска К-129, использовалась в последующих миссиях операции Ivy Bells по прослушиванию подводных советских кабелей связи.

В документальном фильме под названием Azorian: The Raising Of The K-129, который был снят Майклом Уайтом и выпущен в 2009 году, трое руководителей участвовали в разработке тяжелой подъемной системы Hughes Glomar Explorer и Lockheed. автомобиль для захвата (CV или коготь) давал интервью на камеру. Эти люди также были на борту корабля во время миссии и принимали непосредственное участие в операции по восстановлению. Это Шерман Ветмор, менеджер по работе с тяжелыми грузами Global Marine; Чарли Джонсон, инженер по тяжелым грузам Global Marine; и Раймонд Фельдман, старший инженер компании Lockheed Ocean Systems. Эти трое, а также другие, которые не находились на борту во время подъема, но были допущены ко всем аспектам миссии, подтвердили, что в конечном итоге удалось восстановить только 38 футов (12 м) носовой части. Намерение состояло в том, чтобы вернуть передние две трети (138 футов [42 м]) K-129, которые откололись от задней части подводной лодки и были обозначены как Целевой объект (TO). Транспортное средство захвата успешно подняло ТО со дна океана. На пути вверх из-за отказа части машины-захвата была потеряна 30 м (100 футов) ТО, включая парус. В октябре 2010 года была опубликована книга по фильму «Проект Азориан: ЦРУ и создание К-129» Нормана Полмара и Майкла Уайта. Книга содержит дополнительные документальные свидетельства об усилиях по обнаружению подводной лодки и операции по подъему.

См. Также
  • HMS Poseidon, британская подводная лодка, потопленная в 1931 году и тайно поднятая Китаем в 1972 году
Ссылки

Примечания

Библиография

Дополнительная литература
  • Дин, Джош (2018). Захват K-129: Как ЦРУ использовало Говарда Хьюза для похищения русской подводной лодки в самой смелой секретной операции в истории. Калибр Dutton. ISBN 978-1101984451.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Проектом Азориан.
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:56:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте