Прияи

редактировать
Регент Сурабая Раден Туменгунг Мусоно идет в праздничном платье для своей установки в сопровождении более низких чиновников, патих и ведана (голландский колониальный период )

Прияи (прежнее написание: Приджаджи ) был голландской эпохой классом дворян в мантии, в отличие от королевской знати или нингратам (яванцам ) на Ява, самом густонаселенном острове Индонезии.

Прияи это яванское слово, первоначально обозначавшее потомков адипати или правителей, первые из которых были назначены в 17 веке султаном Матарама Агунгом для управления завоеванными им княжествами. В колониальных королевствах прияи перешли на колониальную государственную службу, а затем на администраторов современной Индонезийской республики.

Содержание

  • 1 Доколониальный период
  • 2 Колониальный период
    • 2.1 Правительственные учреждения
    • 2.2 Националис t движения
  • 3 Период после обретения независимости
  • 4 Названия
  • 5 Культурные атрибуты
    • 5.1 Религия
    • 5.2 Социально-экономический статус
    • 5.3 Язык
    • 5.4 Искусство
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
    • 7.1 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература

Доколониальный период

Султанат Матарам во время правления султана Агунга, середина 17 века.

Султанат Матарам, исламское государство на юге центральной части Явы, достигшее своего пика в 17 веке, развило кратон («придворный») культуру, из которой султан возник как харизматическая фигура, правящая относительно независимой аристократия. Названные пара яйи («братья короля»), дворяне, чиновники, администраторы и вожди были интегрированы в отношения патрона-клиента с султаном, чтобы председательствовать на периферии королевства. Родиной культуры прияи считается центр Матарама, а именно яваноязычные средние и восточные районы Явы. Хотя сунданский западная часть Явы, крайняя восточная часть Явы и близлежащий остров Мадура, хотя и были «яванизированы» политической экспансией Матарама, сохраняют этническую принадлежность.

Колониальный период

После прихода Голландской Ост-Индской компании (VOC) и краха Матарама, Султанаты Суракарты и Джокьякарта стали центрами яванской политической власти после заключения Гиянтийского договора 1755 года . Хотя политическое влияние Нидерландов сильно ограничивало их автономию на протяжении всего колониального периода, два королевства продолжали служить символами яванской придворной культуры. В равнинных сельских районах Явы присутствие централизованной местной бюрократии усилило государственный контроль над невозделываемой землей и помогло преобразовать крестьянство из независимых мелких землевладельцев в сельскохозяйственных рабочих.

Правительственные учреждения

За пределами На территориях, находящихся под прямым управлением Джокьякарты и Суракарты, голландские колониальные власти учредили два органа государственной службы: Binnenlands Bestuur («Внутренняя администрация»), укомплектованная голландскими чиновниками, и Pangreh Praja («Правитель королевства»), местная бюрократия.

К 1926 году Binnenlands Bestuur в непосредственно управляемых областях Явы и Мадуры состоял из следующих офисов с территориальными обязанностями в порядке убывания:

  1. губернатор; 3 должности
  2. Резидент; примерно 20 должностей
  3. Помощник резидента; примерно 70 должностей
Раден Туменггунг Даноединграт, регент Кедири, с женой. ок. 1920.

В свою очередь, имелось три офиса пангрех праджа с территориальной ответственностью, укомплектованные местными прияи в порядке убывания:

  1. Бупати («Регент»); примерно 70 позиций. Бупати отвечает за кабупатен, часто государство с полуавтономной историей. Положение бупати часто передавалось по наследству от отца к сыну, практика разрешена в соответствии с конституциями Нидерландов 1854 года, и семьи бупати часто составляли местный аристократический класс. Бупати подчиняется помощнику резидента и обычно ведет личную переписку с ним - чиновником самого низкого ранга Binnenlands Bestuur.
  2. Ведана («Глава округа»); примерно 400 должностей.
  3. Асистен Ведана («начальник подокруга»); примерно 1200 должностей.

Среди других служащих колониального правительства, которые, как считается, были прияйи, были налоговые чиновники, прокуроры и чиновники, прикрепленные к полицейским подразделениям. К 1931 году европейцы составляли только 10 процентов всего государственного аппарата в Голландской Ост-Индии, и более 250 000 местных чиновников находились на государственной заработной плате. На Яве существовало классовое различие между priyagung («высшее прияи»), группой, хорошо связанной с аристократической элитой в Суракарте и Джокьякарте, и priyayi cilik («низшая прияи»). Тем не менее, социальная дистанция, отделяющая прияи от крестьянства, намного больше, чем дистанция, отделяющая приягунг от прияйи цилик.

Националистические движения

Карта Голландской Ост-Индии, показывающая полную степень его границ в начале 20 века.

В 1901 году голландское правительство Ост-Индии учредило так называемую Ethische Politiek («Этическая политика») в качестве официальной политики. Парадигма этической политики распространила колониальный государственный контроль за счет образовательных, религиозных, сельскохозяйственных, добывающих ресурсов и институтов политического наблюдения над коренным населением до японской оккупации 1942 года. Образование в западном стиле стало доступным для коренного населения, хотя только богатые могли позволить себе обучение в средних и высших учебных заведениях, где голландский язык является основным языком обучения. Среди яванцев прияи были первыми, кто получил образование в учреждениях западного образца, прежде чем поступить на колониальную государственную службу.

Националистические настроения среди яванской элиты, получившей голландское образование, сформировались в эпоху индонезийской Национальное пробуждение. Боэди Оэтомо, первое местное политическое общество в Голландской Ост-Индии, было основано группой прияй-врачей и студентов-медиков в 1908 году. Хотя эта группа была ограничена яванскими мужчинами-прияи, последовавшими за ними, боэди Оэтомо был первым в ряду местных политических активистов голландской Ост-Индии. Боэди Оэтомо породило выдающихся деятелей прияи, таких как Соэтатмо Соэриекосомо (1888-1924) и Ното Соэро (1888-1951), которые выступают за этнический национализм через Комитет яванского национализма, а также выступают за индийский национализм. такие как Тджипто Мангоэнкоэсэмо (1886-1943), который позже основал Индише партию. Появление других этнических националистических групп и индийско-националистических политических партий на Яве позже затмило яванский национализм и привело к появлению более широкого индонезийского национализма на протяжении 1920-х и 30-х годов.

Групповой портрет Дж. Виссера и студенты OSVIA, учебной школы для местных правительственных чиновников в Голландской Ост-Индии.

Период после обретения независимости

Признание Республики Индонезия в 1949 году властями Нидерландов привело к интеграции бюрократические институты из федеральных земель, контролируемых Голландией, в новую республику. Таким образом, количество государственных служащих в Индонезии выросло со 115 000 в конце 1920-х годов до 400 000 в начале 1950-х годов. Однако в стратегических высших эшелонах доминировала элитная группа из 100 000 обученных голландцами высокопоставленных чиновников, которые были сосредоточены в Министерстве внутренних дел. К 1980-м годам государственная служба Индонезии расширилась примерно до 2 миллионов человек, что составило 13,9 государственных служащих на 1000 населения, тогда как в 1950 году этот показатель был намного меньше 3,7 на 1000 человек.

Хотя статус прияи не имеет формального присутствия в законе Индонезии после обретения независимости, близость к исполнительным ветвям государства, которую он символизирует, оставалась популярным способом восходящей социально-политической мобильности с 1950-х годов и позже. Новый порядок правительство генерала Сухарто поощряло традиционные прияи и корпоративные ценности на индонезийской гражданской службе, особенно посредством создания Корпуса гражданских служащих Индонезии (KORPRI ) в 1971 году.

Титулы

Класс прияи использовал сложную систему титулов. Некоторые из наиболее часто используемых титулов среди яванской знати были:

  • Раден Мас : используется мужской знатью
  • Раден Аю : используется замужней знати женского пола
  • Раден Адженг : используется незамужним женское дворянство
  • Tumenggung : дополнительный титул, используемый дворянством, занимавшим должность Регентства
  • Raden : титул, используемый мужской знатью ниже, чем Raden Mas
  • Raden Nganten : титул используется замужними женщинами ниже, чем Раден Адженг и / или Раден Аю
  • Раден Роро : титул, используемый незамужними женщинами ниже, чем Раден Адженг и / или Раден Аю
  • Мас : титул для мелкого мужчины благородство

Порядок старшинства мужских дворянских титулов следующий: простой мас - самый низкий, за ним следует простой раден, а затем более высокие титулы - составные титулы Раден Мас, Раден Панджи, Раден Туменгунг, Раден Нгабехи и Раден Ария. Эти титулы в некоторой степени передавались по наследству; сын унаследует титул на один уровень ниже своего родителя, если он уже не имеет самого низкого ранга.

Почетный Раден связан с малагасийскими благородными титулами Рандрианы или Андриана, оба из которых происходят от слова «Рахадян» (Ra-hadi-an), означающего «Господь» или «Учитель» на древнеяванском.

культурном атрибуте

Американский культурный антрополог Клиффорд Гирц объяснил две культурные противоположности в мировоззрении прияи, которое характеризует прияи как социальный статус: alus («утонченный») против kasar («неочищенный») и батин (« внутренний человеческий опыт ») против лахира (« внешнее человеческое поведение »). Как феодальная субкультура в яванском обществе, отличная от крестьянства, культура прияи делает упор на алус над касаром, а батин над лахиром.

Религия

Основная религия этнического яванского населения в провинции Центральная Ява, Восточная Ява и Особый регион Джокьякарта исповедуют ислам, хотя есть меньшинства христиан-католиков, христиан-протестантов, индуистов и буддистов. В яванском исламе Гирц выделил три алирана, или культурных течения: абанган, сантри и прияйи. Члены потока сантри, скорее всего, являются городскими жителями и, как правило, ориентированы на мечеть, Коран и исламское каноническое право. Напротив, абанганы, как правило, происходят из деревенских крестьян и впитывают как индуистские, так и мусульманские элементы, формируя культуру анимистических и народных традиций. Поток прияи - это традиционная бюрократическая элита, в основе которой лежала иерархическая индуистско-яванская традиция. Сантри иногда называют путихан («белые») в отличие от «красного» абангана. В целом религия прияи ближе к традиции абангана, чем сантри, из-за сочетания индийского политеизма и исламского монотеизма. Общественные ритуалы, такие как слэметан, или общинный пир, практикуются как в крестьянских домах абанганов, так и в семьях прияи.

Семьи прияи в прибрежном центре и восточной части острова, однако подчеркивают генеалогию связаны с вали санга, девятью исламскими святыми острова Ява, и в своих религиозных практиках они ближе к сантри, чем их внутренние аналоги.

Социально-экономический статус

В то время как абанганы часто являются крестьянами, прияи - это класс помещиков городов и городских населенных пунктов. Однако, в отличие от феодальных помещиков, прияи голландского колониального периода - это государственные служащие, служащие бюрократами, учителями и клерками. Прияи отличаются от крестьянства и купечества тем, что определяют свою работу для правительства как alus («изысканный»), в отличие от торговли, земледелия и труда, которые определяются как kasar («неочищенный»). Поэма начала 19 века «Сулюк мас Нгантен», написанная Джаядинингратом I, Суракарта, описывает прияи как харизматическую силу, а не только социально-экономический статус, которой торговцы не могут достичь:

Ана манех ништхане вонг меманту
ана ​​та судагар чилик
аватара сугихипун
кепенгин чара прияйи
И снова стыд того, кто провел свадьбу
Был мелкий торговец
Средним было его богатство
Он стремился следовать стилю прияи

семей Прияи, однако также участвовал в торговле через неформальные каналы. До 1980-х годов женщины прияи часто дополняли свой семейный доход продажей домашнего текстиля и одежды ручной работы, хотя торговля в общественных местах считалась неуместной для женщин прияи из высшего и среднего классов.

Язык

Грамотность и владение множеством регистров яванского языка были источниками престижа прияи в голландскую колониальную эпоху, когда большинство населения Явы было неграмотным. Два основных уровня дискурса в яванском языке - это крама («формальный») и нгоко («неформальный»). Овладение крамой, набором регистров, в первую очередь озвученных социальной иерархией, требует высокого уровня образования. К концу XIX века, когда молодые кадры прияи получили образование на голландском языке, яванская «внутренняя элита» начала перенимать голландский не только как язык, используемый в работе при общении с голландцами, но и дома и в яванских кругах. Таким образом, прияи колониальной эпохи стали в основном двуязычным классом. После обретения независимости индонезийский был принят в качестве национального языка, а новые стили индонезийского и яванского языков появились как продолжение регистров крама и нгоко в официальных публикациях и популярной литературе.

Искусство

Батик из Джокьякарта.

Прияи - покровители и приверженцы классических, придворных яванских форм искусства, которые они считают alus и усовершенствованы в отличие от крестьянских форм искусства:

  1. ваянг ; театр теней, в котором яванские пересказы Рамаяны, Махабхараты и истории доколониальных яванских королевств
  2. гамелан ; оркестр ударных инструментов, сопровождающий выступления ваянга или исполняющий самостоятельно
  3. лакон; инсценировки ваянгских историй и мифов, которые пересказываются устно
  4. тембанг; жесткие формы стихов, которые читаются или поются под аккомпанемент гамелана
  5. батик ; текстильное производство с использованием воска и красителя

См. также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бертран, Ромен, Этат колониальный, благородный и националистический на Яве. La Tradition parfaite, Karthala, Paris, 2005, ISBN 2-84586-637-2
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:10:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте