Притхвирадж Чаухан

редактировать

Король Чаухан

Король Аджмера и Дели
Притхвирадж Чаухан
Притхвирадж Чаухан Статуя Притхвираджа Чаухана в Аджмере <
270>Аджмера и Дели
Правлениеc.1178–1192 гг. Н.э.
ПредшественникСомешвара
ПреемникГовиндараджа IV
Родилсяc.1166. Гуджарат
Умер1192 (1193). Аджмер
ВыпускГовиндараджа IV
Регнальное имя
Притхвираджа III
Династия Чахаманы Шакамбхари
ОтецСомешвара
МатьКарпурадеви

Притхвираджа III (IAST : Притхви-раджа; правление ок. 1178–1192 гг. Н. Э.), Широко известный как Притхвирадж Чаухан или Рай Питора был королем из династии Чахамана (Чаухан). Он правил Сападалакшей, традиционной территорией Чахамана, в современной северо-западной Индии. Он контролировал большую часть современного Раджастхана, Харьяны и Дели ; и некоторые части Пенджаб, Мадхья-Прадеш и Уттар-Прадеш. Его столица находилась в Аджаямеру (современный Аджмер ), средневековые народные легенды описывают его как короля политического центра Индии Дели, изображая его как представителя доисламской власти Индии.

В начале своей карьеры Притхвирадж достиг военных успехов против нескольких соседних индуистских королевств, в первую очередь против короля Чанделы Парамарди. Он также отразил ранние вторжения Мухаммада Гора, правителя мусульманской династии Гуридов. Однако в 1192 году нашей эры Гуриды победили Притхвираджа в Второй битве при Тараине и вскоре после этого казнили его. Его поражение при Тараине как знаковое событие в исламском завоевании Индии и описано в нескольких полулегендарных рассказах. Самым популярным из этих рассказов является Притхвирадж Расо, представляет его как «Раджпут », хотя личности раджпута в его время не существовало.

Содержание

  • 1 Источники информации
  • 2 Ранние годы
  • 3 Раннее правление
  • 4 Конфликты с другими индийскими правителями
    • 4.1 Нагарджуна
    • 4.2 Бхаданаки
    • 4.3 Чанделя Джеджакабхукти
    • 4.4 Чаулукьяс из Гуджарата
    • 4.5 Парамарас из Абу
    • 4.6 Гахадавалас из Каннауджа
    • 4.7 Другие правители
  • 5 Война с Гуридами
    • 5.1 Первая битва при Тараине
    • 5.2 Вторая битва при Тараине
    • 5.3 Джайнские рассказы о падении Притхвираджа
    • 5.4 Смерть
  • 6 Культурная деятельность
  • 7 Наследие
    • 7.1 Надписи
    • 7.2 Характеристика
  • 8 В массовой культуре
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Библиография

Источники информации

Сохранившиеся надписи времен правления Притхвираджа немногочисленны и не были изданы самим королем. Большая часть информации о нем происходит из легендарных средневековых хроник. Помимо мусульманских рассказов о битвах при Тараине, он упоминается в средневековых кавья (эпических поэмах) индуистскими и джайнскими авторами. К ним защища Притхвираджа Виджая, Хаммира Махакавья и Притхвирадж Расо. Эти тексты содержат хвалебные описания и поэтому не совсем надежны. Притхвираджа Виджая - единственный сохранившийся литературный текст временного правления Притхвираджа. «Притхвирадж Расо», который популяризировал Притхвираджа как великого царя, якобы написан придворным поэтом царя Чандом Бардаем. Однако он полон преувеличенных рассказов многих из которых бесполезны для целей истории.

Другие хроники и тексты, в которых упоминается Притхвирадж, включают Прабандха-Чинтамани, Прабандха Коша и Притхвираджа Прабандха. Они были составлены спустя столетия после его смерти и содержат преувеличения и анахронические анекдоты. Притхвирадж также включается в Харатара-Гаччха - Паттавали, санскритском тексте, содержащем биографии монахов Харатара Джайн. Хотя работа была завершена в 1336 году нашей эры, часть, которая упоминается притхвирадж, была написана примерно в 1250 году нашей эры. Альха-Кханда (или Альха Расо) Чандела поэт Джаганика также предоставляет преувеличенное описание войны Притхвираджа против Хандел.

Некоторые другие индийские тексты также включают Притхвираджа, но не имеют много информации, имеющей историческую ценность. Например, антология санскритских поэм Шарнгадхара-паддхати (1363) содержит стих, восхваляющий его, а Канхададе Прабандха (1455) упоминает его как более раннее воплощение Джалора. Чахамана царь Вирамад.

Ранние годы

Притхвирадж родился у царя Чахамана Сомешвары и королевы Карпурадеви (Калачури принцесса). И Притхвирадж, и его младший брат Харираджа родились в Гуджарате, где их отец Сомешвара был воспитан в суде Чаулукья его родственниками по материнской линии. По словам Притхвираджа Виджая, Притхвирадж родился на 12-й день месяца Джйештха. В тексте не упоминается год его рождения, но приводятся некоторые из астрологических положений планет во время его рождения, называя их благоприятными. Основываясь на этих положениях и некоторых других планетарных положениях, Дашаратха Шарма рассчитал год рождения Притхвираджа как 1166 г. н.э. (1223 VS ).

Средневековые биографии Притхвираджа предполагают, что он был хорошо образован. Притхвираджа Виджая утверждает, что он овладел 6 языками; Притхвирадж Расо утверждает, что выучил 14 языков, что кажется преувеличением. предметов, включая историю, математику, медицину, военное дело, живопись, философию (мимамса ) и теология. В обоих текстах говорится, что он был особенно искусен в стрельбе из лука.

Раннее правление

Притхвирадж переехал из Гуджарата в Аджмер, когда его отец Сомешвара был коронован как царь Чахамана после смерти Притхвираджи II. Сомешвара умер в 1177 году н.э. (1234 VS ), когда Притхвираджу было около 11 лет. Последняя надпись из существования Сомешвары и первая надпись времен правления Притхвираджа ar Оба датированы этим годом. Притхвирадж, который в то время несовершеннолетним, взошел на трон вместе со своей матерью в регента. Ха ммира Махакавья утверждает, что Сомешвара сам поставил Притхвираджа на трон, а затем удалился в лес. Однако это сомнительно.

В ранние годы царствования мать Притхвираджа управляла администрацией, которая помогал совет регентства.

Кадамбаваса в то время был главным министром королевства.. Он также известен как Каймаса, Каймаш или Каймбаса в народных легендах, которые описывают его как способного администратора и солдата, преданного юному королю. Притхвираджа Виджая заявляет, что он был ответственным за все военные победы в первые годы правления Притхвираджа. Согласно двум разным легендам, Кадамбаваса позже был убит Притхвираджем. Притхвираджа-Расо утверждает, что Притхвирадж убил министра, найдя его в квартире любимой наложницы короля Карнати. Притхвираджа-Прабандха утверждает, что человек по имени Прабандха сговорился против министра и убедил Притхвираджа, что несет ответственность за неоднократные мусульманские вторжения. Оба эти утверждения кажутся исторически неточными, поскольку более исторически достоверный Притхвирадж не упоминает ни о каком подобном инциденте.

Бхуванаикамалла, дядя по отцовской линии матери Притхвираджа, был еще одним важным министром в то время. По словам Притхвираджа Виджая, он был доблестным полководцем, служившим Притхвираджу Гаруда служил Вишну. В тексте также говорится, что он был «знатоком искусства подчинения нагов». Согласно историку 15 века Джонараджа, «наги» здесь к слонам. Однако Хар Билас Сарда истолковал Нага как название племени и предположил, что Бхуванаикамалла победил это племя.

Согласно историку Дашарате Шарме, Притхвирадж взял на себя фактический контроль над администрацией в 1180 году эры. (1237 VS ).

Конфликты с другими индийскими правителями

Нагарджуна

Первым военным достижением Притхвираджа было подавление восстания его двоюродным братом Нагарджуной и возвращение Гудапура (IAST: Guḍapura; возможно, современный Гурга ). Нагарджуна был сыном дяди Притхвираджа Виграхараджа IV, и борьба за трон Чахамана привела к соперничеству между двумя ветвями семьи.

По словам Притхвираджа Виджая, Нагарджуна восстал против власти Притхвираджа Притхвирадж осадил Гудапур большой армией, состоящей из пехоты, верблюдов, слонов и лошади. Нагарджуна бежал из форта, но Девабхата ( В конце концов, мать и последователей Нагарджуны, продолжила его генерал) продолжил побочное сопротивление.

По словам Притхвираджа, гирлянда из головежденных солдат была повешена через ворота крепости Адж. Бхаданакас

Два стиха Харатара-Гаччха- Паттавали регистрируются победа Притхвираджа над Бхаданаками при описании спора между двумя джайнскими монахами. Эту победу можно датировать временем до 1182 г. н.э., когда произошли упомянутые дебаты.

Согласно Синтии Талбот, Бхаданаки были малоизвестной династией, которая контролирует территорию вокруг Баяны. Согласно Дашаратхе Шарме, территория Бхаданака включает территорию вокруг современного Бхивани, Ревари и Алвара.

Чанделяса Джеджакабхукти

1182–1182 гг. 83 г. н. Э. (1239 VS ) Маданпур надписи времен правления Притхвираджа утверждают, что он «опустошил» Джеджакабхукти (современный Бунделькханд ), соответствующих правил царь Чандела Парамарди. Вторжение Притхвираджа на территории Чанделы также описано в более поздних народных легендах, таких как Притхвирадж Расо, Парамало и Альха-Расо. Харатара-Гаччха-Паттавали »появляется, что Притхвирадж предпринял дигвиджайю (завоевание всех регионов). Это, по-видимому, отсылка к началу марша.

в Дели после женитьбы на дочери Падамсена, когда его отряд был атакован «тюркскими» силами (Гуриды ). Его армия отразила атаки, но при этом понесла серьезные потери. з аблудились и, не зная, расположились лагерем в столице Чанделы Махоба. Они убили королевского садовника Чанделы за возражение против их присутствия, привело к перестрелке между двумя сторонами. Король Чанделы Парамарди попросил своего генерала Удала напасть на лагерь Притхвираджа, но Удал посоветовал не делать этого. Шурин Парамарди Махил Парихар правил современных Ораем ; он питал неприязнь к Парамарди и подстрекал короля к атаке. Притхвирадж разбил отряд Удала, а затем уехал в Дели. Вперед, недовольные интригами Махила, Удал и его брат Альха покинули суд Чанделы. Они начали служить Джайчанду, Гахадавале правителю Каннауджа. Затем Махил тайно сообщил Притхвираджу, что королевство Чандела стало слабым из-за отсутствия сильнейших военачальников. Притхвирадж вторгся в королевство Чандела и осадил Сирсагарх, который удерживает двоюродный брат Удала Малхан. Не сумев победить Малхана мирными методами и потеряв восемь генералов, Притвирадж захватил форт. Затем Ханделы обратились с просьбой о перемирии и использовали это время, чтобы отозвать Альху и Удаль из Каннауджа. В поддержку Chandelas, Jaichand послал армию во главе с его лучшими генералами, включая двух из его собственных сыновей. Объединенная армия Чандела-Гахадавала напала на лагерь Притхвираджа, но потерпела поражение. После своей победы Притхвирадж уволил Махобу. Затем он отправил своего генерала Чаванда Рая в форт Калинджар, чтобы захватить Парамарди. Согласно различным легендам, Парамарди либо умер, либо ушел в отставку вскоре после нападения. Притхвирадж вернулся в Дели после назначения Паджуна Раи губернатором Махобы. Позже, сын Парамарди в отбили Махобу.

Точная историчность этого легендарного рассказа спорно. Надписи Маданпура устанавливаетют, что Притхвирадж уволил Махобу, но исторические свидетельства показывают, что он не занимал Махобу или Калинджар. Известно, что Парамарди не умер и не ушел в отставку сразу после победы Чаухана; Фактически, он продолжал править как суверен почти десять лет после смерти Притхвираджа. Похоже, что Притхвирадж совершил набег только на Джеджакабхукти, а Парамарди восстановил контроль над своим королевством вскоре после своего ухода из Махараджа. Притхвирадж не смог присоединить территорию Чандела к своему королевству.

Чаулукьяс из Гуджарата

Харатара-Гаччха-Паттавали регистрирует мирный договор между Притхвираджем и Бхимой II, Чаулукья (Соланки), король Гуджарата. Это означает, что два короля ранее находились в состоянии войны. Эту войну можно датировать до времени 1187 г. н.э. (1244 VS ). В надписи Веравал говорится, что премьер-министр Бхимы Джагаддева Пратихара был «луной для лотосоподобных цариц Притхвираджа». Городской офис Чаулукья.

Исторически ненадежный Притхвирадж Расо дает некоторые подробности о борьбе Чаулукья. Согласно ему, и Притхвирадж, и Бхима хотели жениться на Иччхини, принцессе Абу Парамара. Брак Притхвираджа с ней привел к соперничеству между двумя королями. Историк Г. Х. Оджа отвергает эту легенду как вымысел, потому что в ней говорится, что Иччхини была дочерью Салахи, а Дхараварша был в то время правителем Парамара Абу. Историк Р. Б. Сингх, с другой стороны, считает, что Салаха был главой другой ветви Парамара в Абу. Расо также упоминает, что дядя Притхвираджа Канхадева убил семерых сыновей дяди Бхимы Сарангадевы. Чтобы отомстить за эти убийства, Бхима вторгся в королевство Чахамана и убил отца Притхвираджа Сомешвару, захватив Нагора. Притхвирадж повторно захватил Нагор, победил и убил Бхиму. Известно, что это исторически неверно, поскольку правление Бхимы II длилось почти полвека после смерти Притхвираджа. Точно так же исторические свидетельства предполагают, что Бхима II был ребенком на момент Сомешвары и, следовательно, не мог убить его.

Несмотря на эти несоответствия, есть некоторые свидетельства битвы между чахаманами и чаулукьями в Нагор. Две надписи, найденные в деревне Чарлу возле Биканера, означают гибель Могил солдат в битве при Нагоре в 1184 году н.э. (1241 VS ). Могилы являются ветвью Чауханов (Чахаманов), и, возможно, надписи к битве, описанной в Притхвирадж Расо.

Где-то до 1187 года н.э. Джагаддева Пратихара подписал мирный договор с Притхвираджем. Согласно Харатара-Гаччха-Паттавали, вождь по имени Абхаяда попросил разрешения Джагадевы напасть и ограбить богатых гостей из страны Сападалакша (территория Чахамана). В ответ Джагаддева сказал Абхаяде, что с большим трудом заключил договор с Притхвираджем. Затем Джаггадева пригрозил пришить Абхаяду к животу осла, если он будет беспокоить жителей Сападалакши. Историк Дашаратха Шарма предполагает, что конфликт Чахамана-Чаулукья закончился с некоторой выгодой для Притхвираджа, поскольку Джагаддева, похоже, очень хотел сохранить договор.

Парамарас Абу

Район вокруг горы Абу находился под властью правителя Чандравати Парамара Дхараварши, который был феодалом Чаулукья. Партха-Паракрама-Вьяйога, текст, написанный его младшим братом Прахаладаной, обращенное ночное нападение Притхвираджа на Абу. Эта атака, согласно тексту, была неудачной для Чахаманов. Вероятно, это произошло во время Гуджаратской кампании Притхвираджа.

Гахадавалас из Каннауджа

Царство Гахадавала, сосредоточенное вокруг Каннауджа и владение другим могущественным королем Джаячандра находился в восточном царстве Чахамана. Согласно легенде, упомянутой в Притхвирадж Расо, Притхвирадж сбежал с дочерью Джаячандры Самйогита, что привело к соперничеству между двумя королями.

Легенда гласит следующее: Царь Джайчанд (Джаячандра) из Каннауджа решил провести церемонию Раджасуя, чтобы провозгласить свое превосходство. Притхвирадж отказался участвовать в этой церемонии и, таким образом, отказался признать Джайчанда верховным царем. Дочь Джайханда Самйогита влюбилась в Притхвираджа, услышав о его героических подвигах, и заявила, что выйдет замуж только за него. Джайчанд устроил для своей дочери церемонию сваямвары (выбора мужа), но не пригласил Притхвираджа. Тем не менее Притхвирадж пошел в Каннаудж с сотней воинов и сбежал с Самйогитой. Две трети его воинов пожертвовали своей жизнью в борьбе с армией Гахадавалы, позволившим ему бежать в Дели с Самйогитой. В Дели Притхвирадж увлекся своей новой женой и начал проводить с ней большую часть времени. Он начал игнорировать государственные дела, что в конечном итоге привело к его поражению от Мухаммада Гора.

Эта легенда также упоминается в Абу'л-Фазле Айн-и-Акбари. и Сурджана-чарита Чандрашекхары (в которой принцесса Гахадавала именуется «Кантимати»). Притхвираджа Виджая упоминает, что Притхвирадж влюбился в воплощение апсары Тилоттамы, хотя он никогда не видел эту женщину и уже был женат на других женщинах. Согласно историку Дашаратха Шарма, это, вероятно, отсылка к Самйогите. Однако эта легенда не упоминается в других исторических источниках, таких как Притхвираджа-Прабандха, Прабандха-Чинтамани, Прабандха-Коша и Хаммира-Махакавья. В записях Гахадавалы также ничего не говорится об этом событии, в том числе о предполагаемом представлении Раджасуя Джаячандры.

Согласно Дашарате Шарме и РБ Сингху, в этой легенде может быть какая-то историческая правда, поскольку она упоминается в трех разных источниках. Все три источника помещают это событие когда-то перед окончательной конфронтацией Притхвираджа с Мухаммадом Гора в 1192 году н.э.

Другие правители

Статуя в Кила Рай Питора в Дели

Притхвирадж Расо упоминает, что Притхвирадж победил Нахара Раи из Мандовары и главу Великих Моголов Мудгалу Раи, но эти истории кажутся чистой выдумкой. Никакие исторические записи не указывают на существование этих людей.

Строительство ныне разрушенного Кила Рай Питора форта в Дели приписывается Притхвираджу. Согласно Притхвираджу Расо, правитель Дели Анангпал Томар отдал город своему зятю Притхвираджу и потерпел поражение, когда захотел его вернуть. Это исторически неточно, так как Дели был присоединен к территории Чахамана дядей Притхвираджа Виграхараджей IV. Кроме того, исторические данные свидетельствуют о том, что Анангпал Томар умер до рождения Притхвираджа. Утверждение о браке его дочери с Притхвираджем, по-видимому, было сфабриковано позднее.

Война с Гуридами

Предшественники Притхвираджа столкнулись с многочисленными набегами мусульманских династий, захвативших север западные районы Индийского субконтинента к XII веку. К концу 12-го века Газна основанная династия Гуридов контролировала территорию к западу от королевства Чахамана. Когда Притхвирадж был еще ребенком, в 1175 году н.э. правитель Гуридов Мухаммад из Гора пересек реку Инд и захватил Мултан. В 1178 году н.э. он вторгся в Гуджарат, которым правили Чаулукья (Соланкис). Во время марша на Гуджарат армия Гуридов, похоже, прошла через западную границу королевства Чахамана, о чем свидетельствует разрушение нескольких храмов и разграбление Бхати управляемой Лодхрува. Притхвираджа Виджая упоминает, что действия армии Гуридов были подобны Раху царству Чахамана (в индуистской мифологии Раху поглощает Солнце, вызывая солнечное затмение ). Однако в нем не упоминается какое-либо военное столкновение между двумя королевствами. На пути к Гуджарату армия Гуридовосадила форт Наддула (Надол), который контролировался чахаманами из Наддулы. Главный министр Притхвираджа Кадамбаваса посоветовал ему не предлагать никакой помощи соперникам Гуридов и держаться подальше от этого конфликта. Чахаманы не сразу столкнулись со вторжением гуридов, потому что чаулуки из Гуджарата победили Мухаммеда в битве при Касахраде в 1178 году н.э., заставив Гуридов отступить.

В течение следующих нескольких лет, Мухаммад из Гора укрепил свою власть на территории к западу от Чахамана, Завоевав Пешавар, Синд и Пенджаб. Он переместил свою базу из Газны в Пенджаб и предпринял попытку расширить свою империю на восток, что привело его к конфликту с Притхвираджем.

Притхвираджа Виджая регистрирует, что Мухаммад из Гора послал посла в Притхвирадж, но не предоставляет никаких сведений. подробности. Тадж-уль-Масир Хасана Низами (13 век н.э.) утверждает, что Мухаммад послал своего главного судью Кивам-уль-Мулк Рукнуд Дин Хамзу в суд Притхвираджа. Посланник попытался убедить Притхвираджа «отказаться от воинственности и следовать путем честности», но безуспешно. В результате Мухаммад решил вести войну против Притхвираджа.

Средневековые мусульманские писатели регистрируют только одну или две битвы между двумя правителями. В Табакат-и Насири и Тарих-и-Фиришта регистрируются две битвы при Тараине. Джами-уль-Хикая и Тадж-уль-Масир регистрируют только вторую битву при Тараине, в которой Притхвирадж потерпел поражение. Однако индуистские и джайнские писатели утверждают, что Притхвирадж несколько раз победил Мухаммеда, прежде чем был убит:

  • Хаммира Махакавья утверждает, что после первого поражения Мухаммеда Притхвирадж заставляет его извиниться перед своими принцами, территории которых он разграбил, прежде чем исчислять. Мухаммед вторгался в царство Чахамана еще семь раз, но каждый раз терпел поражение. Однако его девятое вторжение увенчалось успехом.
  • Притхвираджа Прабандха утверждает, что два короля участвовали в 8 битвах; Притхвирадж победил и захватил царя Гуридов в семи из них, но каждый раз отпускал его целым и невредимым.
  • Прабанда Коша утверждает, что Притхвирадж захватил Мухаммеда 20 раз, но сам был заключен в тюрьму во время 21-й битвы. Сурджана Чарита и Притхвирадж Расо также перечисляют 21 битву.
  • Прабанда Чинтамани приводит сражений между Мухаммедом и Притхвираджем, сколько 22. В нем также говорится, что армия Притхвираджа победила предыдущего вражеского царя в прошлом сражении, в котором подчиненный Притхвираджа героически пожертвовал собой.

Хотя эти рассказы, кажется, преувеличивают число, возможно, что во время правления Притхвираджа между Гуридами и Чахаманами произошло более двух столкновений. Ранние победы, упомянутыми индусскими и джайнскими писателями, вероятно, относится к успешному отражению Притхвираджем набегов гуридских генералов.

Первая битва при Тараине

В 1190–1191 гг. Н.э. Мухаммад из Гора вторгся в Чахаману. территории, и захватил Табархинду или Табар-э-Хинд (идентифицированный с Батинда ). Он поручил его Зия-уд-дину, Кази из Тулака, которого поддерживали 1200 всадников. Когда Притхвирадж узнал об этом, он двинулся на Табархиндах со своими феодалами, включая Говиндараджа из Дели. Согласно мусульманскому историку 16-го века Фиришта, его сила состояла из 200000 лошадей и 3000 слонов.

Первоначальный план Мухаммеда состоял в том, чтобы вернуться на свою базу после завоевания Табархинды, но когда он услышал о Притхвираджа марше он решил устроить драку. Он выступил с армией и столкнулся с силами Притхвираджа в Тараине. В последовавшей битве армия Притхвираджа решительно победила Гуридов. Мухаммад из Гора был ранен и вынужден отступить.

Притхвирадж не преследует отступающую армию Гуридов, не желая вторгаться на вражескую территорию или недооценивать амбиции Гори. Он только осадил гарнизон Гуридов в Табархинде, который сдался после 13 месяцев осады.

Вторая битва при Тараине

Художник 19 века воображение Второй битвы при Тараине

Притхвирадж, кажется, рассматривал первую битву при Тараине как просто пограничный бой. Эта точка зрения подкрепляется тем фактом, что он мало готовился к будущему столкновению с Мухаммедом из Гора. Согласно Притхвираджу Расо, в период, предшествующий его последней конфронтации с Гуридами, он пренебрег государственными делами и проводил время в развлечениях.

Тем временем Мухаммад из Гора вернулся в Газна и готовился отомстить за свое поражение. По словам Табакат-и Насири, он собрал хорошо оснащенную армию из 120 тысяч избранных афганцев, таджиков и тюркских всадников на следующей территории. несколько месяцев. Затем он двинулся в сторону королевства Чахамана через Мултан и Лахор, с помощью Виджаяраджа Джамму.

Притхвирадж остался без союзников в результате его войн против соседних индуистских короли. Тем не менее ему удалось собрать большую армию для противостояния Гуридам. Мусульманский историк 16 века Фиришта оценил численность армии Притхвираджа в 300 000 лошадей и 3 000 слонов в дополнение к большой пехоте. Скорее всего, это грубое преувеличение, направленное на то, чтобы подчеркнуть масштаб победы Гуридов. Лагерь Притхвираджа, который состоял из 150 феодальных вождей, написал письмо Мухам причинмаду из Гора, пообещав ему не вызвать вреда, если он решит вернуться в свою страну. Мухаммад настаивал на том, что ему нужно время, чтобы использовать своего Газна брата Гият ад-Дина. По словам Фиришты, он согласился на перемирие до тех пор, пока не получит ответ от брата. Однако он планировал нападение на чахаманов.

Согласно Джавами уль-Хикаят, Мухаммед поручил нескольким людям поддерживать огонь в своем лагере по ночам, пока он ушел в другом направлении с остальной его армией. Это создало впечатление, что армия Гуридов все еще стоит лагерем, соблюдая перемирие. Пройдя несколько миль, Мухаммед сформировал четыре отряда по 10 000 лучников в каждой. Остальную часть своей армии он держал в резерве. Он приказал четырем отрядам атаковать лагерь Чахамана, а притвориться отступлением.

На рассвете четыре отряда армии Гуридов атаковали лагерь Чахамана, в то время как Притхвирадж еще спал. После непродолжительного подразделения боя Гуридов сделали вид, что отступают в соответствии со стратегией Мухаммеда. Таким образом, Притхвирадж был соблазнен преследовать их, и к полудню армия Чахамана была истощена в результате этой погони. В этот момент Мухаммед возглавил свои резервные силы и напал на чахаманов, решительно победив их. Согласно Тадж-уль-Масиру, лагерь Притхвираджа потерял 100 000 человек (включая Говиндараджу из Дели) в этом разгроме. Сам Притхвирадж попытался сбежать на лошади, но его возле преследовали и поймали форта Сарасвати (возможно, современный Сирса ). Впечатление Мухаммад из Гора захватил Аджмер после убийства нескольких тысяч защитников, поработил многих и разрушил храмы города.

Джайнские рассказы о падении Притхвираджа

Прабандха Чинтамани джайнским ученым XIV века Мерутунга утверждает, что Притхвирадж отрезал уши одному из своих, который привел захватчиков Гуридов в его лагерь в качестве в качестве мести. Притхвирадж был в глубоком сне после дня религиозного поста, и поэтому был легко схвачен.

Хаммира Махакавья ученый-джайн 15-го века Наячандра Сури утверждает, что после своего инициирования царь Гуридов собрал новую армию при поддержке соседнего царя и двинулся в Дели. Перед битвой он подкупил хозяина лошадей и музыкантов Притхвираджа золотыми монетами. Хозяин лошадей научил лошадь Притхвираджа танцевать под барабанный бой. Гуриды напали на лагерь Чахамана незадолго до рассвета, когда Притхвирадж спал. Притхвирадж попытался сбежать на своей лошади, но его музыканты забили в барабаны. Конь начал скакать, и захватчики легко захватили Притхвираджа.

Согласно другому джайнскому тексту, Притхвираджа Прабандха, министр Притхвираджа Каймбаса и его копьеносец Пратапасимха не были в хороших отношениях. Каймбаса однажды пожаловался королю на Пратапасимху, который убедил короля, что Каймбаса помогает Гуридам. Однажды ночью рассерженный Притхвирадж попытался убить Каймбасу стрелой, но в итоге убил другого человека. Когда его бард Чанд Балиддика увещевал его, король отпустил и барда, и министра. Во время вторжения Гуридов в Дели Притхвирадж спал десять дней. Когда Гуриды подошли близко, его сестра разбудила его: Притхвирадж попытался бежать на лошади, но Каймбаса помог Гуридам поймать его, рассказав им об определенном звуке, который заставил его лошадь скакать.

Смерть

Монеты Притхвираджа Чаухана

Международные системы утверждают, что Притхвирадж был доставлен в столицу Чахамана Аджмер, где Мухаммад планировал восстановить его в качестве Гуридов вассалом. Некоторое время спустя Притхвирадж восстал против Мухаммеда и был убит за измену. Это подтверждено нумизматическими свидетельствами: некоторые монеты в стиле «конь и бык», носящие имена как Притхвираджа, так и «Мухаммад бин Сэм», были выпущены монетным двором Дели, хотя другая возможность включает в том, что Гуриды используют монеты в стиле Чахамана для обеспечить большее признание собственной чеканки на территории бывшего Чахамана. После смерти Притхвираджа Мухаммад установил принца Чахамана Говиндараджу на троне Аджмера, что еще раз подтверждает эту теорию.

Различные источники расходятся по точным обстоятельствам:

  • Современный мусульманский историк Хасан Низами заявляет, что Притхвирадж был пойман на заговоре против Мухаммеда, что побудило царя Гуридов приказать обезглавить его. Низами не описывает природу этого заговора.
  • Согласно Прабандха Чинтамани (ок. 1304), Мухаммад взял его в Аджмер, намереваясь позволить ему править как вассал. Однако в Аджмере он увидел картины, изображающие мусульман, убитых свиньями в галерее Чахамана. В ярости он обезглавил Притхвираджа топором.
  • Хаммира Махакавья утверждает, что Притхвирадж отказался есть пищу после того, как был схвачен. Дворяне царя Гуридов предложили ему освободить Притхвираджа, как царь Чахамана сделал с ним в прошлом. Но Мухаммад проигнорировал их совет, и Притхвирадж умер в плену.
  • Притхвираджа-Прабанда (датированный 15 веком или ранее) утверждает, что Гуриды поместили Притхвираджа в золотые цепи и привезли его в Дели. Притхвирадж упрекнул царя Гуридов в том, что он не последовал его примеру, освободив захваченного врага. Несколько дней спустя, находясь в заключении в Аджмере, Притхвирадж попросил своего бывшего министра Каимбаса дать ему лук и стрелы, чтобы убить Мухаммеда в суде, который проходил перед домом, в котором он был заключен. Вероломный министр снабдил его луком и стрелами, но тайно сообщил Мухаммеду о своем плане. В результате Мухаммед не сидел на своем обычном месте, а вместо этого оставил там металлическую статую. Притхвирадж выпустил стрелу в статую, разбив ее надвое. В качестве наказания Мухаммад бросил его в яму и забросал камнями до смерти.

Персидский историк 13-го века Минхадж-и-Сирадж утверждает, что Притхвирадж был «отправлен в ад» "после захвата. Историк XVI века Фиришта также поддерживает эту версию. Согласно историку Сатишу Чандре, отчет Минхаджа предполагает, что Притхвирадж был казнен сразу после его поражения, но Р. Б. Сингх полагает, что такой вывод нельзя сделать из писаний Минхаджа. Вируддха-Видхи Видхванса индуистского писателя Лакшмидхара утверждает, что Притхвирадж был убит на поле битвы.

Притхвирадж Расо утверждает, что Притхвирадж был доставлен в Газну в качестве пленника и ослеплен. Услышав это, поэт Чанд Барда отправился в Газну и обманом заставил Мухаммеда из Гора посмотреть стрельбу из лука слепого Притхвираджа. Во время этого представления Притхвирадж выстрелил стрелой в направлении голоса Мухаммеда и убил его. Вскоре после этого Притхвирадж и Чанд Барда убили друг друга. Это вымышленный рассказ, не подтвержденный историческими свидетельствами: Мухаммад из Гора продолжал править более десяти лет после смерти Притхвираджа.

После смерти Притхвираджа Гуриды назначили его сына Говиндараджа на трон Аджмера своим вассал. В 1192 году н. Э. Младший брат Притхвираджа Харираджа сверг Говиндараджа и отвоевал часть его царства предков. Говиндараджа перебрался в Ранастамбхапуру (современный Рантамбор ), где он основал новую ветвь Чахамана вассальных правителей. Позже Харирадж был побежден гуридским генералом Кутб ад-Дином Айбаком.

Культурная деятельность

Притхвирадж имел специальное служение для пандитов (ученых) и поэтов, которое находилось под заряд Падманабхи. При его дворе было несколько поэтов и ученых, в том числе:

  • Джаянака, поэт-историк, который написал Притхвираджа Виджая
  • Видьяпати Гауда
  • Вагишвара Джанардана
  • Вишварупа, поэт
  • Притхвибхата, королевский бард (идентифицированный некоторыми учеными как Чанд Барда )

Харатара-Гаччха-Паттавали упоминает дебаты, которые произошли между джайнами монахи Джинапати Сури и Падмапрабха в Наранайане (современный Нарена недалеко от Аджмера). Притхвирадж расположился там лагерем в то время. Позже Джинапати был приглашен в Аджмер богатым джайнским купцом. Там Притхвирадж выдал ему джая-патру (свидетельство о победе).

Наследие

Надписи

Находки с надписями времен правления Притхвираджа в современной Индии

Согласно По словам историка Р. Б. Сингха, в период своего расцвета империя Притхвираджа простиралась от реки Сатледж на западе до реки Бетва на востоке и от предгорья Гималаев на севере до подножия горы Абу на юге. Таким образом, он включал части современного Раджастана, южного Пенджаба, северного Мадхья-Прадеша и западного Уттар-Прадеша.

Только семь надписей датированы до правления Притхвираджа доступны; ни один из них не был издан самим королем:

  • надпись Барла или Бадла, 1177 г. н.э. (1234 VS )
  • надпись Фалоди, 1179 г.>
  • Маданпурские надписи 1182 г. н.э. (1239 г. до н.э.)
    • Надпись 1: Упоминается, что Притхвирадж вторгся на территорию правителя Чанделы Парамарди
    • Надпись 2: Имена отца Притхвираджа (Сомешвара ) и дед (Арнораджа ), и заявляет, что он ограбил Джеджакабхукти (территория Чанделы)
    • Надпись 3: Содержит имена Шивы (Трямбака, Чандрашекхара и Трипуранта).
  • Удайпур Надпись в музее Виктория-Холл, 1187 г. н..э. (1244 г. до н.э.)
  • Надпись Висалпура (Бисалпур около Тонка), 1187 г. 376>Характеристика Обложка версии Притхвираджа Расо, опубликованной Нагари Прачарини Сабха

    Позднесредневековые (14-15 вв.) Рассказы о Притхвирадже показывает его как неудачливого царя, который запомнился своим поражением от иностранного короля. сет ответственность за свое собственное падение и чье жестокое обращение с его набожными подчиненными превращенными их в предателей. Напротив, «Хаммира Махакавья», также написанная джайнским автором, представляет его как храброго человека, чьи подчиненные обратились против него из чистой жадности. Хаммира Махакавья, который, вероятно, был предназначен для удовлетворения правителя Чаухана, сохраняются элементы джайнской традиции, которые встречаются в двух текстах Прабандхи, но также пытается прославить предшественник текста Хаммира.

    Притхвирадж Расо, легендарный текст, которым в основном покровительствуют дворы раджпутов, изображает Притхвираджа как великого героя. Династия Притхвираджа была классифицирована как один из кланов раджпутов в более поздний период, в том числе в Притхвирадж Расо, идентичность «раджпут» не существовала в его время.

    Со временем Притхвирадж стал изображаться как патриот. Индуистский воин, сражавшийся с врагами-мусульманами. Его помнят как две королевы, правление которого разделило основные эпохи в истории Индии. Принятие изображения Притхвираджа как индуистского царя, потерпевшего поражение в ходе исламского завоевания Индии, похоже, началось с Таджул-Маасира Хасана Низами (начало 13 века). Низами представляет свой рассказ как описание «войны с врагами веры» и того, как «исламский образ жизни утвердился на земле индусов». Таджул-Маасир, а также более поздний текст Табакат-и Насири (ок. 1260) победу Гуридов над Притхвираджем как благоприятную веху, ведущую к созданию Дел султаната.

    Легенды XVI века как его правителя политического центра Индии Дели (а не Аджмера, который был его фактической столицей). Например, Абул Фазл Айн-и-Акбари вообще не связывает династию Чахамана с Аджмером. Связь Притхвираджа с Дели в этих легендах еще больше укрепила его статус как символ доисламской власти Индии.

    Притхвирадж описывается как «последний индуистский император» в панегириках. Это неточно, поскольку после него в Южной Индии процветало несколько более сильных индуистских правителей, и даже некоторые современные индуистские правители в северной Индии были по крайней мере могущественны, как он. Тем не менее, британский офицер 19 века Джеймс Тод неоднократно использовал этот термин для описания Притхвираджа в своих «Анналах и древностях Раджастхана». На Тода повлияли средневековые персидские мусульманские отчеты, которые представляют Притхвираджа как главного правителя и изображают его поражение как веху в исламском завоевании Индии. После Тода в нескольких рассказах Притхвирадж описывался как «последний индуистский император». Например, надписи на мемориале Аджмера (смарак) Притхвираджу также почитают его как «последнего индуистского императора».

    В популярной культуре

    Мемориалы, посвященные Притхвираджу, были построены в Аджмере и Дели. О его жизни снят ряд фильмов и телесериалов. К ним защищ фильм хинди Самрат Притхвирадж Чаухан и телесериал на хинди Дхарти Ка Вир Йодха Притхвирадж Чаухан (2006–2009). Анимационный фильм «Вир Йодха Притхвирадж Чаухан» (2008) был выпущен на английском, хинди, тамильском и телугу языках. Он также был одним из первых исторических персонажей упомянутых в Амар Читра Катха (№ 25). Многие из этих современных пересказов изображают Притхвираджа как безупречного героя и подчеркивают послание индуистского национального единства.

    В сентябре 2019 года вышел исторический драматический фильм Притхвирадж с Акшаем Кумаром в главной роли был объявлен Yash Raj Films.

    . Видеоигра Age of Empires II HD: The Forgotten содержит кампанию из пяти глав под названием «Притхвирадж».

    Ссылки

    Библиография

    Викискладе есть медиафайлы, связанные с Притхвирадж Чаухан.
    Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Притхвирадж Чаухан
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:01:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте