Князь Серебренний

редактировать
Князь Серебренний
Князь Серебряный.jpg Первое издание
АвторАлексей Константинович Толстой
Первоначальное названиеПринц Серебряный
СтранаРоссия
ЯзыкРусский
Жанристорический роман
ИздательствоРусский вестник / Chapmann Hall
Дата публикации1862
Тип носителяпечать (Твердая обложка Мягкая обложка )
ISBN 0-543-95808-6

Prince Serebrenni (Русский : Князь Серебряный) - исторический роман Алексея Константиновича Толстого, написанный в 1859-1861 годах и впервые опубликованный в журнале Русский Вестник в 1862 (№№ 8-10, август – октябрьские выпуски), где он был разделен на части I (главы 1–19, в № 8) и II (главы 20–40, № 9 и 10). Переведенный принцессой Голицыной для Chapmann Hall, он вышел на английском в 1874 году.

Принц Серебренни (также известный как Серебряный рыцарь, согласно альтернативному переводу), роман о XVI веке. Россия столетия, вдохновленная произведениями сэра Вальтера Скотта и немецких романтиков, стала популярным молодым романом в России. Признавая ограниченность его как исторического документа, критики неизменно хвалили то, как он «наполнил читателей идеями справедливости, честности, благородства и человеческого достоинства».

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 История
    • 1.2 Источники
  • 2 Сводка
  • 3 Прием
    • 3.1 Персонаж Ивана Грозного
  • 4 Источники

Предыстория

Алексей Толстой долгие годы интересовался темой, которая стала лейтмотивом книги: борьба между Иваном Грозным, самым жестоким из всех русских монархов, и боярством, сообществом высокопоставленных аристократов, которые выступали против царя и его тирании, в основном осуществлялась со стороны Опричники. Некоторые из его стихотворений и баллад, в частности, Василий Шибанов и Князь Михайло Репнин, исследовали эту историческую дилемму. Смерть Николая I и возникновение новой атмосферы открытости подтолкнули Толстого к работе над романом о катастрофе, которую может принести абсолютная монархия.

История

Толстой начал работать над князем Серебренным в конце 1840-х годов. Несколько источников сообщили, что в ходе своей миссии в Калугу вместе с сенатором Давыдовым Толстой прочитал роман Александре Смирновой-Россетте и Николаю Гоголю. Именно тогда (по словам П.А. Кулиша) Гоголь рассказал Толстому о народной песне «Мастер Пантелей гуляет во дворе», которая оперативно была встроена в сюжет. По словам старшего помощника сенатора Давыдова Н.Колмакова, роман к этому времени уже закончен. Если так, то это могло относиться только к его самой первой, грубой версии.

После этого, по-видимому, наступил долгий перерыв, поскольку до 1855 года о романе не упоминалось. «Я бы хотел сесть. и напиши князю Серебренному, но все равно не могу найти во мне », - жаловался Толстой в письме жене от 10 мая 1855 года. Он снова упомянул об этом в своем письме от 13 декабря 1856 года. К этому времени роман был закончен, но автор остался недоволен результатом.

[Роман]... должен быть переработан и стилистически улучшен. Серебренному нужно дать больше характера, потому что ему не хватает индивидуальности и он более неописуемый, чем любой из ваших «jeune-premier». Его личность заставила меня много задуматься. Он должен быть простым (в хорошем смысле слова), но храбрым - но в этом он будет очень похож на Митьку [преступника]. Я хотел бы сделать его чрезвычайно наивным, человеком, который очень благороден, полностью чужд всему злу, который не может видеть дальше своего носа, который может видеть только одно и не может связать его с тем, что следует за ним. Искусно выполненный трюк заинтересует читателя.

Снова наступила пауза, и работа возобновилась в 1859 году. В письме своему другу и переводчику от 4 февраля 1859 года Болеслав Маркевич Толстой писал: « Я работал над Серебренным, но не успел закончить, слишком волновался мой ум ». В том же 1859 г. он писал Михаилу Погодину, просившему включить фрагмент в антологию Утро: «Мой роман еще нуждается в доработке, и даже фрагмент не может быть опубликован в его нынешнем виде. Тысячи мелочей помешали мне взяться за это ". В письме от 20 марта 1860 г. он сообщил Маркевичу, что роман практически закончен, но его вторая часть выглядела намного сильнее, чем первая, которую нужно было улучшить.

Премьера князя Серебренни состоялась на творческом вечере в во дворце в конце декабря 1861 года. Чтения, которые длились несколько дней, имели большой успех и принесли автору в личный подарок книгу-безделушку от императрицы Марии Александровны.

Источники

Князь Серебренний был первым примером в русской литературе исторического романа, написанного в западноевропейской традиции. Во многом в духе классиков сэра Вальтера Скотта и Александра Дюма, здесь вымышленный персонаж выступает среди реальных исторических личностей в тщательно исследованном и искусно воссозданном историческом контексте. Основным источником для Толстого была «История государства Российского» Николая Карамзина. Автору было важно воссоздать реальную жизнь Древней Руси с ее языком, бытом, обычаями и привычками ее народа. Ему очень пригодились «Русские сказки», «Песни русских» и «Русские традиционные сказки», популярные в то время произведения Ивана Сахарова. Он также использовал «Калики Перехожье» (на древнерусском: Слепые менестрели) Петра Бессонова, «Духовные стихи Виктора Варенцова» и «Повседневная жизнь русских» Александра Терещенко.

Сам Алексей Толстой был знаток истории фольклора Древней Руси; это позволило ему, по словам биографа Кулешова, создать вполне правдоподобную панораму русской жизни XVI века. Критики хвалили новый язык Толстого - сложную, сложную вещь, построенную по архаическим языковым структурам, с одной стороны, но лаконичную и доступную с другой. Автор был очень обеспокоен тем, как будущие редакторы будут относиться к его красочному стилю, и умолял их никогда не превращать, скажем, старое «богачество» в современное «богатство» или «петчаловца» в «печалицу». или грустить). Хорошо зная о недостатках своего романа с точки зрения профессионального историка, Толстой дал ему подзаголовок: «Повесть о Грозных временах», опять же в фольклорном духе.

Сводка

Князь ( Князь) Никита Серебряный едет в Москву. В селе Медведевка его небольшой вооруженный отряд прислуги сталкивается с бандой опричника Хомяка. Тут же князь узнает, что кровопролитие и беззаконие здесь были вдохновлены новой политикой царя Иоанна, известной как опричнина. Другая сюжетная линия связана с Еленой Морозовой, женой Медведевского помещика, которой князь помогал; она оказывается его любимой из старых времен, которой пришлось выйти замуж за старика, чтобы помешать другому мерзкому опричнику с его нежелательными пропусками. Далее Серебренний помогает преступнику по имени Перштен (последний отплатит князю, выведя его из грозненской тюрьмы) и встречает самого страшного царя. Потрясенный цинизмом Бориса Годунова (последний предполагает, что эти двое должны объединить усилия в антигрозненском союзе) и разрывом между его праведной ненавистью к царю с его продажными опричниками и собственной клятвой преданность, Серебренни, за спиной всевозможных приключений, решает пойти на войну, сражаться за свою страну (а не за ее аморального правителя) и умереть смертью благородного человека.

Прием

По мнению советского ученого В. Кулешова, одним из примечательных качеств романа Алексея Толстого является его искусная и лаконичная конструкция с продуманным сюжетом, мастерски выстроенным и драматически развивающимся, в котором переплетаются интриги. Каждая серия читается как законченный фрагмент, аккуратно вписывающийся в общую схему. «Именно эта всеобъемлющая сеть логики создает ощущение неизбежности грядущих событий и заставляет задуматься о хрупкости и иллюзорности жизни человека в неспокойном мире», - утверждал критик. Слабости Алексея Толстого проявляются, когда дело касается романтических сцен и когда персонажи начинают действовать мелодраматично. Он преуспевает в диалогах, где, по словам Кулешова, его дар драматурга становится очевидным.

Персонаж Ивана Грозного

Толстой считается первым русским автором, который попытался воссоздать творчество царя Иоанна IV. персонаж во всей его сложности. Он изображает царя человеком, раздираемым жестокими крайностями, очень умным, но патологически садистским, театральным в поведении (с оттенком болезненного чувства юмора) и изобретательным в своих интригах, человеком, который в одну минуту может показаться полным раскаяния, но все же другой в приступе демонической ярости. До Толстого царя Иоанна в основном идеализировали как строителя «новой России», писатели и историки подчеркивали его победы и редко обращали внимание на более темные стороны его правления. Критики, однако, отмечали, что Толстой был слишком потрясен деяниями царя Иоанна, чтобы отдать ему должное за какие-либо достижения, социальные, политические или геополитические, которых были некоторые. С другой стороны, бояре фигурируют в романе как слишком добродетельные для их же блага, будучи изображены автором как пропагандисты высоких моральных ценностей.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 06:23:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте