Казармы священников концентрационного лагеря Дахау

редактировать
Польские военнопленные в Дахау празднуют свое освобождение из лагеря. Поляки составляли самую многочисленную этническую группу в лагере и самую большую часть заключенных в казармах священников в Дахау.

казармы священников концентрации в Дахау (на немецком языке Pfarrerblock, или Пристерблок ) заключенное в тюрьму духовенство, которое выступало против нацистского режима Адольфа Гитлера. С декабря 1940 года Берлин приказал перевести заключенных духовенства, содержащихся в других лагерях, и Дахау стал центром заключения священнослужителей. Из 2720 священнослужителей, зарегистрированных как заключенные в Дахау, около 2579 (или 94,88%) были католиками. Среди других конфессий было 109 протестантов, 22 греко-православных, 8 старокатоликов и мариавитов и 2 мусульман. Члены католического Общества Иисуса (иезуиты) были самой большой группой среди заключенных духовенства в Дахау.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Концентрационный лагерь Дахау
    • 1.2 Церковная борьба
    • 1.3 Атаки на духовенство
  • 2 Духовенство в Дахау
    • 2.1 Религиозная деятельность
    • 2.2 Отношение к польскому языку духовенство
    • 2.3 Условия в лагере
    • 2.4 Статистика
  • 3 Высокопоставленные заключенные
  • 4 Поминовение
    • 4.1 Католик
      • 4.1.1 Святые Дахау
    • 4.2 Протестант
    • 4.3 Русский Православный
    • 4.4 Фильм
  • 5 В Дахау содержится видное духовенство
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 Библиография
История вопроса

Концентрационный лагерь Дахау

Казармы заключенных концлагеря Дахау.

Дахау были созданы в марте 1933 года как первый нацистский концлагерь. Дахау был в основном политическим лагерем, а не лагерем смерти, но из примерно 160 000 заключенных, отправленных в его главный лагерь, более 32 000 были казнены или умерли от болезней, недоедания или жестокого обращения. Заключенные Дахау использовались в качестве подопытных кроликов в нацистских медицинских экспериментах. Больных отправляли в Хартхейм для убийства (обозначено как «эвтаназия» в Программе T4 ).

Вместе со священниками, другими политическими заключенными, включая социал-демократов и коммунистов, евреев, цыган, священников Иеговы. Свидетели и гомосексуалисты также содержались в тюрьмах в Дахау.

Церковная борьба

До того, как Рейхстаг проголосовал за Разрешительный закон, согласно которому Гитлер получил «временные» диктаторские полномочия с который он продолжал окончательно демонтировать Веймарскую республику, Гитлер 23 марта 1933 года пообещал Рейхстагу, что не будет вмешиваться в права церквей. Однако, получив власть в Германии, Гитлер быстро нарушил это Он разделил лютеранскую церковь (основная протестантская деноминация Германии) и спровоцировал жестокое преследование Свидетелей Иеговы. Он опозорил Конкордат, подписанный с Ватиканом, и допустил преследование католической церкви в Германии. план срока был «де-христианином е Германия после окончательной победы ". Нацисты использовали термин Gleichschaltung для обозначения соответствия и подчинения линии национал-социалистической немецкой рабочей партии: «не должно было быть никакого закона, кроме Гитлера, и в конечном итоге не было бога, кроме Гитлера». За короткий период конфликт нацистского правительства с церквями стал источником огромной горечи в Германии.

Гитлер сам обладал радикальными инстинктами в отношении продолжающегося конфликта с католической и протестантской церквями в Германии. Хотя он иногда говорил о желании отсрочить церковную борьбу и был готов сдержать свой антиклерикализм по политическим соображениям, его «собственные подстрекательские комментарии давали его ближайшим подчиненным всю необходимую им свободу, чтобы поднять накал в« церковной борьбе ». уверены, что они «работают навстречу фюреру» ». За захватом власти нацистами последовало угрожающее, хотя первоначально в основном спорадическое преследование католической церкви в Германии. Режим согласовал Рейхсконкордат договор с Ватиканом, который запрещал духовенству участвовать в политике. Конкордат, писал Уильям Ширер, «едва ли был опубликован на бумаге, прежде чем он был нарушен нацистским правительством». 25 июля нацисты обнародовали закон о стерилизации, что в глазах католической церкви было оскорбительной политикой. Пять дней спустя Лигу католической молодежи начали распускать. Духовенство, монахини и лидеры мирян стали подвергаться преследованиям, что привело к тысячам арестов в последующие годы, часто по сфабрикованным обвинениям в контрабанде валюты или «безнравственности». Перед лицом этого преследования Папа Пий XI издал свою энциклику Mit brennender Sorge, в которой осуждалась языческая идеология нацизма. В ответ сотни других священнослужителей были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря.

Ян Кершоу писал, что покорение протестантских церквей оказалось более трудным, чем предполагал Гитлер. С 28 отдельными региональными церквями его попытка создать единую Рейхскую церковь с помощью Gleichschaltung в конечном итоге потерпела неудачу, и Гитлер потерял интерес к поддержке так называемого нацистского движения "немецких христиан ". Гитлер поставил своего друга Людвига Мюллера, нациста и бывшего военно-морского капеллана, в качестве рейхс-епископа, но еретические взгляды Мюллера против Святого Павла и семитского происхождения Христа и Библии быстро отдалили часть протестантской церкви. Пастор Мартин Нимёллер ответил Экстренной лигой пасторов, которая вновь подтвердила Библию. Движение переросло в Исповедующую церковь, из которой некоторые священнослужители выступили против нацистского режима. 1 июля 1937 года Исповедующая церковь была запрещена. Нимёллер был арестован гестапо и отправлен в концентрационные лагеря. Он оставался в основном в Дахау до падения режима. Были закрыты теологические университеты, а другие пасторы и теологи арестованы. Дитрих Бонхёффер, другой ведущий представитель Исповедующей церкви, с самого начала был критиком расизма гитлеровского режима и стал активным участником Немецкого Сопротивления, призывая к Христиане выступают против зверств нацистов. Арестованный в 1943 году, он был причастен к участию в июльском заговоре 1944 года с целью убийства Гитлера и казнен.

Нападение на духовенство

В попытке противостоять силе и влиянию духовных сил. Нацистские записи показывают, что службы безопасности очень внимательно следили за деятельностью епископов, давая указание установить агентов в каждой епархии, получать отчеты епископов в Ватикан и определять сферы деятельности епископов. вне. Деканы должны были стать мишенью как «глаза и уши епископов» и «обширная сеть», созданная для наблюдения за действиями обычного духовенства: «Важность этого врага такова, что инспекторы полиции безопасности и службы безопасности эта группа людей и обсуждаемые ими вопросы - их особая забота ».

В« Дахау: официальная история 1933–1945 гг. »Пауль Бербен писал, что за духовенством пристально наблюдали, часто его осуждали, арестовывали и отправляли в концентрационные лагеря. : "Один священник был заключен в тюрьму в Дахау за то, что заявил, что в Англии тоже есть хорошие люди; другого постигла та же участь, за то, что он предупредил девушку, которая хотела выйти замуж за эсэсовца после отречения от католической веры; еще одного, потому что он проводил службу для покойный коммунист ». Другие были арестованы просто на основании того, что их «подозревали в действиях, враждебных государству» или что были основания «полагать, что его действия могут нанести вред обществу».

Духовенство в Дахау
, чешский священник, дает показания на суде над бывшими сотрудниками лагеря и заключенными из Дахау. В руке он держит пачку записей, из которых видно, что 324 священника умерли в лагере после заражения малярией во время нацистских медицинских экспериментов.

Многие священнослужители были заключены в тюрьму в Дахау. Первый церковник прибыл в Дахау в 1935 году, но с 1940 года Дахау стал местом сосредоточения клерикальных заключенных нацистского режима. До этого, на ранних этапах лагеря, СС разрешали местному священнику проводить мессу по воскресеньям в лагере, но изобрели отговорки для заключенных: после первой католической мессы в июле 1933 года те, кто присутствовал, были выстроены в очередь. выстроились в строю и заставляли плевать, а затем лизать лица выстроившимся в ряд, прежде чем их избили. Сопровождающий священник был также унижен и за ним шпионил, но ему разрешили выслушать признание - в присутствии охранника СС. В конце концов, СС назначило дополнительную работу для присутствующих на мессе и сообщило священнику, что никто, кроме двоих, не желает присутствовать на мессе, после чего священник перестал ее посещать.

11 декабря 1935 года Вильгельм Браун, католический теолог из Мюнхена, стал первым церковником, заключенным в тюрьму в Дахау. Аннексия Австрии привела к увеличению числа заключенных-священнослужителей. Бербен писал: «Комендант в то время, Лориц, преследовал их со свирепой ненавистью, и, к сожалению, он нашел некоторых заключенных, чтобы помочь стражникам в их зловещей работе». До 1940 года заключенные-священнослужители по прибытии сначала помещались в штрафные блоки 15 и 17, где они оставались некоторое время, а затем распределялись между другими блоками. С декабря 1940 года Берлин приказал, чтобы все духовенство, распределенное в сети нацистских концентрационных лагерей, было переведено в Дахау, после чего лагерь стал местом сбора тысяч духовенства всех рангов. Священнослужители были переведены из Бухенвальда, Гузена, Матхаузена и Захенхаузена - хотя некоторые остались, отнесенные нацистскими властями к другим категориям, например, «коммунисты».

В расовой иерархии нацистской идеологии немецким священникам предоставлялись определенные уступки и лучшее обращение чем другие. В связи с тяжелым состоянием военных действий Германии в 1944 году немецкие священники были приглашены в вооруженные силы. Несколько человек пошли добровольцами в медицинский корпус, большинство отказались, и власти сдались.

Религиозная деятельность

Несмотря на враждебное отношение СС к религиозным обрядам, Ватикан и немецкие епископы успешно лоббировали режим, чтобы сосредоточить духовенство в один лагерь и получил разрешение построить часовню, чтобы священники могли жить вместе, и на время, которое было выделено им для религиозной и интеллектуальной деятельности. Священников вывели из карцеров и собрали в блоках 26, 28 и 30, но только временно. 26 стал международным блоком, а 28 был зарезервирован для поляков - самой многочисленной группы.

В блоке 26 была построена часовня, и первая месса прошла 20 января 1941 года. Два стола были собраны вместе, чтобы сформировать алтарь, священники обходились единственным облачением и скудными принадлежностями, привезенными польским капелланом из Заксенхаузена. В октябре 1941 года здание улучшили, но алтарь и аксессуары сохранили свою символическую ценность. К 1944 году там были скинии, канделябры, статуи и крестные станции, а также ряд предметов, добытых, тайно изготовленных или собранных через продуктовые посылки. Заключенные всех профессий внесли свой вклад в строительство и содержание. Первоначально скиния была украшена металлом из консервных банок, а с 1944 года - резьбой по дереву груши, за которой стояло распятие, присланное мюнстерским собранием. Статуя Марии также была подарена на Пасху 1943 года и помещена на специальный алтарь, получившая название «Богоматерь Дахау». Бербен писал:

Терпеливый труд как духовенства, так и мирян, в конце концов, привел к чуду. Часовня была 20 метров в длину и 9 в ширину и могла вместить около 800 человек, но часто в ней собиралось больше тысячи человек. Стены были расписаны светло-зелеными крестами, чередующимися с лилиями. Особое внимание было уделено оформлению восточного конца за алтарем. Окна... были сделаны в виде цветных стекол... но в сентябре 1941 года, когда немецкое духовенство было отделено от остальных, окна, выходящие на Блок 28, были покрыты толстым слоем белой краски.

— Отрывок из книги «Дахау: официальная история 1933–1945 гг.». Автор Пол Бербен

Заключенным-неклерикам запретили посещать часовню - и установили колючую проволоку, чтобы отделить священнослужителей от других заключенных. Среди «обычных заключенных» возникли трения и зависть. СС продолжали преследовать священников, идущих в часовню, вырывая евхаристию, топчая четки и медальоны. В марте 1941 года условия снова улучшились за счет облегчения требований к работе, допуска к медитации, разрешения читать газеты и пользоваться библиотекой, а также распределения русских и польских заключенных для работы в помещениях священников. На короткое время были поставлены вино и какао. «Похоже, это произошло из-за вмешательства Ватикана», - писал Бербен, - хотя охранники лагеря продолжали унижать священников.

Религиозная деятельность за пределами часовни была полностью запрещена. Представителям не духовенства было запрещено входить в здание, и, как писал Бербен, немецкое духовенство опасалось, что нарушение этого правила лишит их часовни: «духовенство в блоке 26 бессердечно соблюдало это правило, что, естественно, вызвало бурю протеста. С поляками в 28-м блоке все было иначе: всех христиан любой национальности приветствовали как братьев и приглашали на тайные воскресные мессы, которые проводились перед рассветом в условиях, напоминающих катакомбы ". Священники тайно исповедовались и распространяли Евхаристию среди других заключенных.

С марта 1943 года все священники могли служить на мессе, а в 1944 году мессы проводились каждое воскресенье, их совершали представители всех национальностей, и также использовалась часовня. другими номиналами. Католики могли общаться на латыни, однако многонациональный характер заключенных затруднял общение.

В декабре 1944 года Карл Лейснер, дьякон из Мюнстера, умирающий от туберкулеза, получил свое хиротонию в Дахау. Габриэль Пиге, епископ Клермон-Ферран прибыл в лагерь в сентябре и смог собрать необходимые документы. Необходимые предметы поклонения были тайно добыты, епископский крест, митра, сутана и накидка были импровизированы, а Пике председательствовал на тайной церемонии, что позволило Лейснеру отслужить свою первую мессу. Новый священник умер вскоре после освобождения лагеря.

Обращение с польским духовенством

Антоний Завистовский был замучен и умер в Дахау в 1942 году. 1780 г. Польское духовенство было отправлено в Дахау, и многие помнят среди 108 польских мучеников Второй мировой войны.

Нацисты ввели расовую иерархию - держали поляков в суровых условиях, отдавая предпочтение немецким священникам. 697 поляков прибыли в декабре 1941 года, а в октябре следующего года прибыли еще 500 человек, в основном пожилые священнослужители. Из этой группы выжили только 82 человека, одетых недостаточно для сильного холода. Для нацистских медицинских экспериментов было выбрано большое количество польских священников. В ноябре 1942 г. 20 получили флегмоны. 120 из них были использованы доктором Шиллингом для экспериментов с малярией в период с июля 1942 года по май 1944 года. Некоторые поляки встретили свою смерть с «недействительными поездами», отправленными из лагеря, другие были ликвидированы в лагере и получили поддельные свидетельства о смерти. Некоторые умерли от жестокого наказания за проступки - забили до смерти или бежали до изнеможения.

Польским священникам не разрешалась религиозная деятельность. Антирелигиозных заключенных сажали в польский квартал, чтобы следить за тем, чтобы правило не было нарушено, но некоторые нашли способы обойти запрет: тайно отслужить мессу в соответствии с их рабочими деталями. К 1944 году условия были смягчены, и поляки могли проводить еженедельные службы. В конце концов им разрешили посетить часовню, и надежды Германии на победу в войне угасли.

Условия в лагере

1942 год был тяжелым годом для обитателей Дахау. Измученные принудительным трудом и столкнувшиеся с недоеданием, заключенные были вынуждены подметать сильный снегопад. Сотни умерли в блоках 26, 28 и 30. Духовенство - даже немцы младшего возраста - были отправлены на работу на плантациях, ремонте одежды и некоторых в офисных работах. Прибытие нового коменданта улучшило условия с августа того же года. Продовольственные посылки разрешались духовенству - и они исходили от членов семьи, прихожан и церковных групп, что позволяло тайно раздавать их другим заключенным, но относительный комфорт, предоставляемый священникам, возмущал обычных заключенных. Одни священники раздавали пищу, другие копили. Продовольственные посылки прекратились в 1944 году, так как связь Германии пришла в упадок на последних этапах войны, хотя немецкие священники продолжали получать дополнительные продовольственные билеты.

Духовенство не занимало административных постов в лагере до 1943 года - заключенные, не испытывавшие сочувствия. были награждены должностями до этого. С 1943 года духовенство могло работать медсестрами и оказывать духовную помощь больным, некоторые из которых впоследствии становились жертвами инфекционных заболеваний.

Согласно Рональду Рихлаку, с заключенными-священниками обращались немного лучше, чем с другими заключенными. однако отношение к ним ухудшилось после заявлений Папы или епископов с критикой нацистского режима, таких как Рождественское обращение Папы Пия XII в 1942 году. Однажды на Пасху охранники отметили Страстную пятницу, истязав 60 священников. Связывая им руки за спиной, сковывая запястья и поднимая их цепями, разрывая суставы, убивая и выводя из строя нескольких священников. Угроза дальнейших пыток использовалась, чтобы священники оставались послушными. Еды не хватало, так что заключенные извлекали обрезки из компостной кучи.

Австрийский священник из Доргастайна был заключен в тюрьму за то, что вывесил в своей церкви объявление, осуждающее нацистскую систему. Отправленный в Дахау в августе 1938 года, он позже написал о своем опыте, сказав, что заключенных раздели до пояса, брили головы и заставляли трудиться весь день. Молодому охраннику СС было поручено мучить его, и однажды он заставил Райзера обмотать голову колючей проволокой как «терновый венец» и носить доски (как Христос «нес крест»), в то время как заключенных евреев заставляли плевать на себя. ему. Дахау был вновь открыт в 1940 году, после чего немецкий священник Фриц Зейтц стал первым священником-заключенным - по прибытии его высмеяли и сказали, что Папа будет заключен в тюрьму в Дахау по окончании войны.

В книге о своем пребывании в Дахау отец Жан Бернар из Люксембурга написал, что, хотя священникам было запрещено совершать мессу, священники получали большое утешение, проводя тайные мессы с использованием кусков хлеба для причастия.

Статистика

Из 2720 священнослужителей, зарегистрированных как заключенные в Дахау, подавляющее большинство, около 2579 (или 94,88%) были католиками. Среди других конфессий было 109 лютеран (известных на немецком языке как евангелисты), 22 греко-православных, 8 старокатоликов и мариавитов и 2 мусульман. В своей книге «Дахау: официальная история 1933–1945 гг.» Пауль Бербен отметил, что в исследовании Р. Шнабеля 1966 г. «Die Frommen in der Holle» было найдено альтернативное общее количество 2771 человек, включая судьбу всех перечисленных священнослужителей, из которых 692 человека были отмечены как умершие, а 336 отправлены. на «недействительных поездах» и поэтому считается мертвым.

Кершоу отметил, что около 400 немецких священников были отправлены в Дахау. Общее количество трудно утверждать, поскольку некоторые священнослужители не были признаны таковыми властями лагеря, а некоторые - особенно поляки - не хотели, чтобы их называли таковыми, опасаясь жестокого обращения.

Члены лагеря Католическое Общество Иисуса (иезуиты) были самой большой группой среди заключенного духовенства в Дахау.

Казармы духовенства Дахау: духовенство по национальностям

НациональностьВсегоОсвобожденПередан в другое местоОсвобожден 29.04.45Умер
Польша1780784830868
Германия4472081004594
Франция1565413710
Чехословакия1091107424
Нидерланды631003617
Югославия5026384
Бельгия4613339
Италия2801261
Люксембург162086
Дания55000
Литва30030
Венгрия30030
Без гражданства30120
Швейцария21001
Греция20020
Великобритания20110
Албания20200
Норвегия11000
Румыния10010
Испания10010
Всего272031413212401034
Высокопоставленные заключенные

Небольшое количество священнослужителей в Дахау содержалось в частных камерах бункера. Среди них были высокопоставленные сокамерники д-р Йоханнес Нойхойслер, католический епископ-помощник из Мюнхена и протестантский пастор преподобный Мартин Нимёллер. В 1940 году «немецкие епископы и Папа убедили рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера собрать всех священников, заключенных в различных концлагерях, в один лагерь и разместить их всех вместе в отдельных блоках с часовней. где они могли отслужить мессу. В начале декабря 1940 г. священники, уже находившиеся в Дахау, были помещены в блок 26 казарм в конце лагерной улицы. В течение двух недель к ним присоединилось от 800 до 900 священников из Бухенвальда, Маутхаузен, Заксенхаузен, Освенцим и другие лагеря, которые были помещены в блоки 28 и 30. Блок 30 позже был преобразован в казарму лазарета ". 178>

Поминовение
Католическая Часовня Смертельных Агоний Христа.

Католическая

Часовня Смертных Агоний Христа была построена в Дахау в 1960 году как первый религиозный памятник на этом месте, в подстрекательство бывших заключенных, в том числе (впоследствии вспомогательного епископа Мюнхена). Мемориальная доска в задней части часовни напоминает о страданиях польских узников Дахау и была установлена ​​выжившими польскими священниками. Оставшиеся в живых австрийцы подарили мемориальный колокол с надписью: «В память о наших погибших товарищах из всех народов, посвященный священниками Дахау и мирянами из Австрии».

Монастырь кармелитов расположен у Северной сторожевой башни в Дахау, где монахини возносят молитвы об искуплении. В монастыре находится «Мадонна Дахау», статуя Марии из Казармы священников. В монастыре похоронены и бывшие узники.

Дахауские святые

Среди священников-мучеников, погибших в Дахау, было много 108 польских мучеников Второй мировой войны. Блаженный Герхард Хиршфельдер умер от голода и болезни в 1942 году. Блаженный Титус Брандсма, голландский кармелит, умер от смертельной инъекции в 1942 году. Блаженный Алойс Андрицки немецкий священник получил смертельную инъекцию в 1943 году. Блаженный Энгельмар Унцейтиг, чешский священник умер от брюшного тифа в 1945 году. Блаженный Джузеппе Джиротти умер в лагере в апреле 1945 года.

Во время преследования тирольских католиков нацистами блаженного Отто Нейрурера приходского священника отправили в Дахау за «клевету во вред». немецкого брака », после того как он посоветовал девушке не выходить замуж за друга высокопоставленного нациста. В 1940 году он был жестоко казнен в Бухенвальде за крещение. Он был первым священником, убитым в концлагерях.

Блаженный Бернхард Лихтенберг умер на пути в Дахау в 1943 году. В декабре 1944 года Блаженный Карл Лейснер, в Дахау был рукоположен диакон из Мюнстера, умирающий от туберкулеза. Его сокамерник Габриэль Пиге, епископ Клермон-Феррана председательствовал на секретной церемонии. Лейснер умер вскоре после освобождения лагеря.

Протестантская

Протестантская церковь примирения открылась в 1967 году. Самобытная архитектура была разработана Гельмутом Стрифлером. На стальных воротах в часовне работы Фрица Куна начертаны слова из 17-го псалма: «Скрывай меня под тенью твоих крыльев».

Русское Православие

Русско-Православное Часовня Воскресения Господа нашего. 277>Русско-православная часовня Воскресения Господня открылась в 1995 году и была построена группой российских вооруженных сил. На иконах изображен воскресший Христос, выводящий узников лагеря из бараков через ворота, открытые ангелами; Последняя молитва Иисуса в Гефсиманском саду; и Пилат представляет Христа людям со словами «Ecce homo».

Фильм

Известное духовенство, содержащееся в Дахау
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Библиография
Последняя правка сделана 2021-06-02 05:42:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте