Премьерство Уильяма Эварта Гладстона

редактировать

Уильям Юарт Гладстон

Уильям Юарт Гладстон был Премьер-министром Соединенного Королевства четыре раза в период с 1868 по 1894 год. Он был известен своим моралистическим лидерством и акцентом на мире во всем мире, экономическом бюджете, политической реформе и усилиях по разрешению ирландского вопроса. Гладстон видел себя национальным лидером, движимым политической и почти религиозной миссией, которую он пытался подтвердить с помощью выборов и драматических обращений к общественному сознанию. Его подход иногда разделял Либеральную партию, в которой он доминировал на протяжении трех десятилетий. В конце концов Гладстон расколол свою партию по вопросу ирландского самоуправления, которое, по его мнению, было продиктовано истинными общественными интересами, независимо от политических издержек.

Содержание

  • 1 Первое правительство (1868–1874)
    • 1.1 Основное законодательство
      • 1.1.1 Финансы
    • 1.2 Внешняя политика
    • 1.3 Армейская реформа
  • 2 Второе правительство (1880–1885)
    • 2.1 Внешняя политика
    • 2.2 Религиозные вопросы
  • 3 Третье правительство (1886)
  • 4 Четвертое правительство (1892–1894)
  • 5 Примечания
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Первичные источники

Первое правительство (1868–1874)

Во время Рождества 1867 года граф Рассел объявил, что не будет возглавлять Либеральную партию на следующих всеобщих выборах, и поэтому Гладстон сменил его на посту лидера Либеральной партии. В результате всеобщих выборов 1868 (первые в рамках расширенного права, установленного Законом о реформе 1867 ) вернулось либеральное большинство в 112 мест в Палате общин.

Будучи премьер-министром с 1868 по 1874 год, Гладстон возглавлял Либеральную партию, которая представляла собой коалицию пилитов, таких как он сам, виги и радикалы; Гладстон теперь выступал за «мир, экономику и реформы».

Между 1870 и 1874 годами религиозные споры сыграли важную роль в разрушении широкой коалиции Либеральной партии. Споры по поводу образования, отмена учреждения Ирландии и ирландские университеты показали расхождение между, с одной стороны, вигами, которые хотели государственный контроль над образованием и пропагандой внеконфессионального, морально возвышающего христианства, а с другой стороны, Гладстоном и его сторонниками. который стремился защитить независимость религии от модернизирующейся гражданской власти. Это разделение нанесло непоправимый удар перспективам достижения соглашения о будущей политике в отношении образования и Ирландии.

Основное законодательство

Первой крупной реформой, которую предпринял Гладстон, было упразднение Церкви Ирландии в соответствии с Законом об Ирландской церкви 1869 г.. За этим последовал Закон о арендодателях и арендаторах 1870 года, в котором была предпринята попытка защитить ирландских арендаторов от несправедливого обращения со стороны арендодателей путем предоставления арендаторам ссуд на государственные деньги, чтобы они могли покупать свои владения. Закон ограничил полномочия домовладельцев по произвольному выселению своих арендаторов и установил компенсацию за выселение, которая варьировалась в зависимости от размера владений и не имела права для тех, кто был выселен за неуплату арендной платы.

Правительство Гладстона также приняло Закон о начальном образовании 1870 года, который впервые предоставил Англии адекватную систему начальных школ. Он создал систему избирательных школьных советов, которые были созданы для обеспечения образования там, где не было добровольных школ. Эти советы имели право взимать ставки и строить школы, нанимать учителей, а также заставлять детей посещать (если они считали нужным) тех, кто не получал никакого другого образования. Они также могли оплачивать определенные детские сборы в добровольных школах.

В 1871 году правительство Гладстона приняло Закон о профсоюзах, впервые сделавший членство в профсоюзах легальным. Однако пикетирование оставалось незаконным, поскольку Закон 1871 года о внесении поправок в Уголовный кодекс делает его особым уголовным преступлением, наказуемым каторжными работами на три месяца. Также был принят Закон о бюллетенях 1872 года, который установил тайное голосование для всеобщих и местных выборов.

Закон о лицензировании 1872 года ограничил часы работы в публичных домах; регулировал состав пива; предоставил местным властям право определять часы выдачи лицензий и дал городским районам возможность запретить употребление алкоголя. Эту политику проводила полиция. Этот закон был в целом непопулярным и привел к беспорядкам в некоторых городах. Либеральная промышленность была либеральной до принятия Закона, но теперь это полностью изменилось, и с середины лета 1871 года [когда обсуждался первый закон о лицензировании] до роспуска 1874 года почти все пабы в Соединенном Королевстве были активный комитет-рум Консервативной партии ". Гладстон обвинил закон в победе консерваторов на всеобщих выборах 1874 года, написав: «Мы были унесены потоком джина и пива».

Верховный суд Закон о судебной системе 1873 года изменил английскую судебную систему (учредив Высокий суд и Апелляционный суд ) и попытался отменить Палата лордов как судебный орган для Англии, но это не было реализовано из-за победы консерваторов 1874 года.

Как государственный секретарь по вопросам войны, Эдвард Гладстон Кардвелл провел далеко идущие реформы Британской армии, получившие название Реформы Кардвелла.

Финансы

В 1868 году Гладстон назначил Роберта Лоу. (1811–92) министр финансов, ожидая, что он будет сдерживать государственные расходы. Государственные расходы выросли, и Гладстон объявил Лоу «крайне несовершенным». Мэлони отмечает, что историки согласны с этим. Лоу систематически недооценивал доходы, что позволяло ему противостоять требованиям о снижении налогов и вместо этого сокращать государственный долг. Он настаивал на том, чтобы налоговая система была справедливой для всех классов. По своему собственному критерию справедливости - что баланс между прямым и косвенным налогообложением остается неизменным - ему это удалось. Историки отмечают, что этот баланс никогда не был хорошим показателем распределения классов и был к тому времени совершенно архаичным.

Государственные расходы на армию и флот к 1871 году были на самом низком уровне с 1858 года. государственные расходы были сокращены с 71 000 000 фунтов стерлингов в 1868 году до 67 000 000 фунтов стерлингов в 1870 и 1871 годах. Однако в 1874 году они выросли до 74 604 000 фунтов стерлингов. Тем не менее, Гладстон смог произвести пять излишков в год на сумму 17 000 000 фунтов стерлингов. Он также смог (он возобновил работу канцлера казначейства в августе 1873 г. до роспуска парламента в начале 1874 г.) снизить подоходный налог до 3 пенсов в фунтах стерлингов в 1873 г., а в следующем году предложил отменить его полностью, если он победит на следующих всеобщих выборах.

Внешняя политика

После франко-прусской войны 1870–1871 годов Гладстон попытался убедить канцлер Германии Отто фон Бисмарк воздержаться от аннексии Эльзаса и Лотарингии побежденной Франции. Гладстон опубликовал анонимную статью в Edinburgh Review в октябре 1870 года, поддерживая его взгляды, но она недолго оставалась анонимной. Однако немцев попытки Гладстона не убедили. Франция вернет себе обе провинции в 1919 и 1944 годах - но только после двух мировых войн с Германией.

Во время Гражданской войны в США 1861-1865 годов Гладстон как министр финансов выступал за британское и французское вмешательство на стороне Конфедерации. Его совет был отклонен премьер-министром, и Великобритания осталась безучастной. Однако корабль Confederate CSS Alabama был построен в английском порту и впоследствии повредил судоходство Union. В 1872 году Гладстон урегулировал претензии Алабамы, выделив Соединенным Штатам 15 500 000 долларов в рамках Вашингтонского договора.

Реформа армии

Гладстон мало внимания уделял военным вопросам, но в 1870 году продвинул через парламент серьезные изменения в организации армии. Ошеломляющий триумф Германии над Францией доказал, что прусская система профессиональных солдат с современным оружием намного превосходила традиционную систему джентльменов-солдат, которую использовала Великобритания. Реформы были призваны централизовать власть военного министерства, отменить закупку офицерских комиссий и создать резервные силы, размещенные в Великобритании, путем установления коротких сроков службы для рядовых.

Эдвард Кардуэлл (1813–1886)) в качестве государственного секретаря по вопросам войны (1868–1874) разработал реформы, которые Гладстон поддержал во имя эффективности и демократии. В 1868 году он отменил порку, повысив статус солдата до уровня почетной карьеры. В 1870 году Кардвелл отменил «деньги за награду» для новобранцев, уволив известных плохих персонажей из рядов. Он вывел 20 000 солдат из самоуправляющихся колоний, таких как Канада, которая узнала, что они должны помогать защищаться. Самым радикальным изменением, потребовавшим политической силы Гладстона, была отмена системы, когда офицеры получали комиссионные и продвижение по службе за счет покупки, а не заслуг. Система означала, что богатые семьи землевладельцев контролировали все средние и высшие чины в армии. Повышение по службе зависело от благосостояния семьи, а не от талантов офицера, и средний класс был почти полностью исключен. Ожидалось, что британские офицеры будут джентльменами и спортсменами; не было никаких проблем, если им полностью не хватало военных знаний или лидерских навыков. С точки зрения тори, важно, чтобы офицерский корпус оставался прерогативой джентльменов, а не профессионалами. Они предупредили, что последние могут угрожать олигархии и военным переворотом; они предпочли неэффективную армию авторитарному государству. Возвышение новой Германии Бисмарка сделало эту реакционную политику слишком опасной для великой империи. Законопроект, который компенсировал бы нынешним владельцам их денежные вложения, был принят Коммонсом в 1871 году, но был заблокирован Палатой лордов. Затем Гладстон отказался от системы без каких-либо возмещений, вынудив лордов отступить и одобрить первоначальный счет. Либералы сплотились к антиэлитарности Гладстона, указав на дело лорда Кардигана (1797–1868), который потратил 40 000 фунтов стерлингов на его комиссионные и оказался совершенно некомпетентным в Крымской войне, где он приказал провести катастрофическую «Атаку легкой бригады» в 1854. Кардвелл был недостаточно мощным, чтобы установить систему генерального штаба; что пришлось ждать 20 веку. Он действительно переставил военное ведомство. Он сделал должность государственного секретаря по вопросам войны выше главнокомандующего армией; командующим был Его Королевское Высочество герцог Кембриджский (1819–1904), двоюродный брат королевы и противник реформ. Главный инспектор боеприпасов и финансовый секретарь стали руководителями ключевых департаментов, подчиняющихся секретарю. Было реформировано и ополчение, интегрированное в армию. Срок призыва сокращен до 6 лет, поэтому текучесть кадров увеличилась, а резерв подготовленных резервистов увеличился. Территориальная система комплектования полков была стандартизирована и адаптирована к существующему населению. Кардвелл сократил армейский бюджет, но увеличил численность армии на 25 батальонов, 156 полевых орудий и изобилие запасов, в то время как резервы, доступные для дипломатической службы, были увеличены в десять раз с 3500 до 36000 человек.

Второе правительство ( 1880–1885)

Кабинет министров, 1883 год, автор Теобальд Шартран, опубликовано в Vanity Fair, 27 ноября 1883 года

На всеобщих выборах 1880 года Либералы Гладстона получили 352 места, увеличившись на 110, против 237 для консерваторов и 63 для ирландской лиги самоуправления. Это было комфортное преимущество, но казалось, что дезертирство всегда сокращало преимущество, а иногда приводило к поражению. Несмотря на свой возраст, Гладстон был неутомимым лидером и организатором и самым блестящим оратором; однако он потратил впустую энергию, некоторое время занимая должность своего собственного канцлера казначейства. Его Либеральная партия все больше разделялась на меньший «радикальный» контингент и более крупную группировку «вигов». Гладстон выбрал относительно слабый кабинет, который отдавал предпочтение вигам. Несмотря на это, некоторые виги были отчуждены из-за его имперской политики, в то время как радикальный лидер Джозеф Чемберлен откололся, потому что они выступали против его плана самоуправления в Ирландии.

Утверждалось, что Гладстон неправильно справился с делом Брэдло, дав оппозиции религиозную дубину, которую они использовали в течение многих лет, в результате чего его второе служение было далеко не таким успешным, как первое..

Одним из первых крупных законодательных актов, внесенных новым правительством, стал Закон 1880 г. о начальном образовании, закрепивший принцип обязательного образования (для всех детей в возрасте 5–10 лет). возраст) в закон впервые.

В 1881 году Гладстон был убежден, что для принятия земельного закона в Ирландии необходимо восстановить закон и порядок. Таким образом, в феврале 1881 года правительство приняло закон, который даровал вице-королю Ирландии право приостановить действие habeas corpus и фактически предоставил ему право заключать под стражу любого, кого он пожелает, на срок до понравилось. Этот закон был использован для ареста лидера ирландских националистов Чарльза Стюарта Парнелла. В августе того же года парламент принял Закон о земельном праве (Ирландия) 1881, который давал ирландским арендаторам «три F»; справедливая аренда, фиксированность (безопасность) владения; и право свободно продавать свои активы. Правительство Гладстона также приняло закон, который аннулировал задолженность по аренде для ирландских арендаторов, занимающих землю стоимостью менее 30 фунтов стерлингов в год и не имевших возможности платить.

Закон о собственности замужних женщин 1882 предоставил замужним женщинам право такие же права на покупку, продажу и владение собственностью, что и у незамужних женщин, что привело к тому, что женщины впервые в истории были официально признаны самостоятельными лицами.

Во втором правительстве Гладстона также был проведен ряд избирательных реформ. Закон 1883 года о предотвращении коррупции и незаконных действий, направленный на искоренение коррупции на выборах, и Закон о народном представительстве 1884 года, который предоставил округам те же права, что и городские районы - взрослым мужчинам-домовладельцам и 10 квартиросъемщиков - и прибавили около шести миллионов к общему количеству голосовавших на парламентских выборах. Парламентская реформа продолжилась Законом о перераспределении мест 1885 года.

Государственные расходы были сокращены до чуть менее 81 000 000 фунтов стерлингов в 1881 году с 83 000 000 фунтов стерлингов, унаследованных от предыдущей администрации 1879 года. Однако в 1885 году они выросли до 89 000 000 фунтов стерлингов. Через три года после своего второго правительства Гладстон возобновил работу канцлера. Он отменил налог на солод для фермеров, профинансировав это, добавив один пенс к подоходному налогу и введя пошлину на пиво в 1880 году. В 1881 году он снизил подоходный налог до пяти пенсов за фунт, финансируя это путем увеличения пошлины на духов, завещания и наследство. В своем последнем бюджете 1882 года Гладстон добавил к подоходному налогу.

Правительство Гладстона было неожиданно побеждено на голосовании по бюджету 8 июня 1885 года, и поэтому Гладстон ушел с поста премьер-министра на следующий день с лордом Солсбери Консервативное меньшинство формирует администрацию.

Внешняя политика

Находясь в оппозиции, Гладстон выступил против агрессивного империализма Дизраэли. В частности, в своих мидлотских предвыборных речах 1880 года он изложил свою либеральную философию управления. Главной заботой кампании были иностранные дела; с евангельским пылом он сформулировал свое видение мирового сообщества, управляемого законом и защищающего слабых. Основа - универсализм и инклюзивность; его эмоциональные призывы доходили до чувства заботы о других, что в конечном итоге привело к более широкой картине единства человечества. Гладстон намеревался восстановить правильное поведение и правильные принципы, когда он вернется в офис, но общественное мнение - особенно среди сельских дворян - вынудило его правительство продолжить имперскую защиту и экспансию, особенно в Египте. В то время, когда Франция, Германия и другие страны быстро расширяли свои империи, он выступал против расширения Британской империи.

Гладстон выиграл выборы 1880 года благодаря своей мидлотианской кампании против поддержки Дизраэли Османская Империя. Он приступил к изменению внешней политики Дизраэли, выведя британский гарнизон в Кандагаре в Афганистане, и хотел уступить Кипр Греции, хотя его отговорил в этом лорд Гранвиль. Хотя он осудил аннексию Трансвааля в ходе избирательной кампании, в январе 1881 года он объявил, что самоуправления не произойдет. Буры восстали против этого в феврале и силой вытеснили англичан в битве у холма Маджуба. Позднее в августе Гладстон реализовал Преторийскую конвенцию, которая положила конец Первой англо-бурской войне. В октябре в своей речи в Лидсе Гладстон провозгласил: «Хотя мы против империализма, мы преданы империи».

Однако в 1882 году националистическое восстание в Египте во главе с полковник Ураби вызвал бунт в Александрии, в результате чего были убиты сотни иностранцев. Была опасность для Суэцкого канала, жизненно важного пути в Индию, а также для британских держателей египетских облигаций. Сначала Гладстон обратился к Европейскому концерту с призывом к коллективным действиям, хотя реакция была встречена без энтузиазма. Франция отказалась послать вооруженные силы, опасаясь ослабления защиты Франции от Германии. 10 июля Гладстон приказал предъявить Ураби ультиматум о прекращении военных укреплений Александрии в течение двенадцати часов. Ураби не ответил, и 11 июля Королевский флот бомбардировал город. Это привело к беспорядкам, и Гладстон получил от парламента 2 300 000 фунтов стерлингов и поднял подоходный налог с 5 пенсов. до 6½ пенсов. для финансирования военной кампании. 19 августа британские войска под командованием сэра Гарнета Уолсели высадились в Порт-Саид и 13 сентября нанесли поражение войскам Ураби в битве при Тел-эль-Кебире. Услышав известие о победе британцев, Гладстон пришел в восторг и приказал в их честь отдать честь из пушек в Гайд-парке.

В январе 1884 года Гладстон согласился отправить генерала Гордона в Судан. сообщить о лучших способах эвакуации египетских гарнизонов после восстания Махди Мухаммада Ахмада. Когда Гордон прибыл в Судан, он хотел удержать столицу, Хартум. Сначала Гладстон отказался отправить экспедицию по оказанию помощи, но через несколько месяцев он согласился, и в октябре 1884 года генерал Уолсли отправился из Каира в Хартум, но прибыл туда слишком поздно, чтобы спасти Гордона, который погиб, когда Хартум пал от Махди. «Ни одно событие в карьере Гладстона не сделало его более непопулярным», и вотум недоверия в палате общин уменьшил большинство в правительстве до четырнадцати.

Религиозные вопросы

Огромную огласку получил случай Чарльза Брэдло, который снова и снова избирался в парламент в качестве либерала, но не мог сесть, потому что он был атеист. Брэдло был обычным либералом по большинству вопросов, но он также был весьма спорным сторонником контроля над рождаемостью. Технический вопрос заключался в том, мог ли атеист «подтвердить» свою лояльность, а не «клясться Богом». Гладстон боролся за то, чтобы посадить Брэдло, но придерживался законнического подхода, который позволял консерваторам атаковать либералов, апеллируя к религиозным чувствам. Либералы раскололись, и их дело пострадало. Брэдло окончательно занял свое место в 1886 году, а в 1888 году парламент принял закон, который разрешал утверждения вместо клятв.

С очень небольшой оглаской после 1880 года Гладстон все больше отдалялся от королевы Виктории по вопросам патронажа англиканской церкви. Политика Гладстона заключалась в том, чтобы назначать епископов и деканов исключительно на основе заслуг и лидерских качеств. Королева, поощряемая Дизраэли, поддерживала умеренных, которые сдерживали партию Высокой церкви (которая имела тенденцию поддерживать либералов).

Третье правительство (1886 г.)

всеобщие выборы в ноябре / Декабрь 1885 г. либералы потеряли 33 места, но в январе 1886 г. Солсбери ушел с поста премьер-министра после того, как проиграл голосование в палате общин, и 1 февраля Гладстон сформировал правительство. Историки указывают на его возраст как на объяснение его негибкости. Он свел к минимуму роль радикалов в своем кабинете, и эту фракцию представлял только Джозеф Чемберлен. Результатом стала внутренняя вражда, которая настолько ослабила кабинет, что ему не хватало серьезных достижений. Историк Дональд Саутгейт утверждает:

Гладстон, старый и больной, потерял свою эффективность... Партия страдала, потому что желание сохранить ее превалировало, даже с ведущими радикалами, над желание использовать его для какой-либо конкретной цели, такой как предоставление местных представительных учреждений Ирландии.

Историк Роберт Энсор писал:

Никогда в современную эпоху не было триумфального большинства в Палате общин. достигнуто так мало... Причина заключалась не только в продолжающихся экономических беспорядках за пределами страны, ни в новом явлении двух оппозиций - ирландской, а также консервативной. Дело в том, что... сохранялся скрытый [конфликт] внутри самого большинства, который парализовал правительственных консулов ​​и зигзагообразно изменял его политику... Его собственный метод корректировки, который должен был быть радикальным в открытую и коварным за кулисами., позволял ни одной из сторон чувствовать себя в безопасности. И теперь, когда ему перевалило за 70, на нем вырос простой эгоизм; и у него есть привычка разыгрывать эту загадку - человека и сбивать с толку своих последователей неожиданными ходами.

Гладстон повернулся к Ирландии. Первый законопроект о самоуправлении был внесен в парламент 8 апреля, а законопроект о покупке земли - 16 апреля. Джозеф Чемберлен и Джордж Отто Тревельян ушли из кабинета, когда Гладстон сказал им, что намеревался внести законопроекты.

Закон о покупке земли позволил арендодателям в Ирландии - в основном Протестантам - продать свою землю арендаторам по цене 20-летней ренты. Покупки должны были быть профинансированы за счет государственных займов в размере 120 000 000 фунтов стерлингов, обеспеченных британским кредитом под 3%. Законопроект был шоком для либералов и за несколько месяцев сверг правительство Гладстона. Ирландская националистическая реакция была смешанной, мнение юнионистов было враждебным, а выступления на выборах 1886 года показали, что английские радикалы также были против законопроекта. Среди рядовых либералов несколько кандидатов-глэдстонцев отвергли законопроект, отражая опасения на уровне округа, что интересы трудящихся приносятся в жертву для финансирования операции по спасению земельной элиты. Законопроект о покупке земли подвергся критике со всех сторон и был отклонен. Законопроект о самоуправлении был отклонен 343 голосами против 313, против проголосовали 93 либерала. Таким образом, ничего не было достигнуто, кроме постоянного развала Либеральной партии.

Люди, которые покинули Либеральную партию, теперь сформировали Либеральную юнионистскую партию. Гладстон распустил парламент и созвал всеобщие выборы, которые привели к убедительной победе юнионистов (консерваторов и либеральных юнионистов) при Солсбери.

Четвертое правительство (1892–1894)

всеобщие выборы 1892 г. вернули больше либералов, чем юнионистов, но без абсолютного большинства. Юнионисты оставались у власти до тех пор, пока не потеряли вотум недоверия, продвигаемый Х. Х. Асквит 11 августа. Гладстон стал премьер-министром в последний раз в возрасте 82 лет и был одновременно самым старым человеком, который когда-либо был назначен на эту должность, а когда он ушел в отставку в 1894 году в возрасте 84 лет, он был самым старым человеком, когда-либо занимавшим премьерский пост.

Гладстон был первым премьер-министром, который в 1892 г. поставил перед министрами условие об уходе с поста директоров публичных компаний. От этого отказались Солсбери в 1895 г. и Артур Бальфур после него, но был восстановлен либералом Генри Кэмпбелл-Баннерман в 1905 году и с тех пор наблюдается.

Приходясь полагаться на голоса ирландских националистов, Гладстон внес в феврале 1893 года второй законопроект о самоуправлении, прошедший второе чтение. 21 апреля - 43 голосами, в третьем чтении - 1 сентября - 34 голосами. Однако Палата лордов отменила законопроект, проголосовав против 419 голосами против 41 8 сентября. Гладстон хотел созвать всеобщие выборы для кампании против лордов, но его коллеги отговорили его от этого.

Государственные расходы в 1892–1993 годах составляли 80 000 000 фунтов стерлингов при подоходном налоге в размере семи пенсов за фунт. В 1894 г. импорт Великобритании составил 408 000 000 фунтов стерлингов, при этом общий объем экспорта, произведенного в Великобритании, составил 216 000 000 фунтов стерлингов (а реэкспорт импорта оценивался в 57 000 000 фунтов стерлингов).

В декабре 1893 г. лорд Джордж внес протест против движения. Гамильтон призвал к расширению Королевского флота. Гладстон выступил против увеличения государственных расходов на военно-морские оценки в соответствии с традициями либерализма свободной торговли, характерными для его более ранней политической карьеры в качестве канцлера. Однако почти все его коллеги верили в некоторое расширение Королевского флота. Гладстон также выступил против предложения сэра Уильяма Харкорта ввести постепенную смертную казнь, которую Гладстон осудил как «самую радикальную меру в моей жизни».

Гладстон решил 2 марта 1894 года подать в отставку с должности премьер-министра якобы по состоянию здоровья. Королева не спросила Гладстона, кто должен его преемник, а послала за лордом Роузбери (Гладстон посоветовал бы лорду Спенсеру ).

Примечания

Дополнительная литература

  • Адельман, Пол. Гладстон, Дизраэли и более поздняя викторианская политика (Routledge, 2014).
  • Олдос, Ричард. Лев и единорог: Гладстон против Дизраэли ( 2007)
  • Билс, Дерек. От Каслри до Гладстона, 1815–1885 (1969), обзор политической истории онлайн
  • Беббингтон, Д.У. и Р. Свифт, эссе, посвященные столетию Гладстона (Ливерпуль) University Press, 2000).
  • Бойс, Д. Джордж и Алан О'Дей, редакторы Гладстон и Ирландия: политика, религия и национальность в викторианскую эпоху (2011)
  • Брайт, Дж. Франк. А История Англии: Период V. Имперская реакция: Виктория 1880–1901 (том 5, 1904); подробный политический рассказ; 295pp; онлайн ; также другая копия
  • Ensor, R.C.K. England 1870–1914 (Oxford History of England Series) (1936), 652 стр. онлайн-издание
  • Feuchtwanger, E.J. Обзор истории "Гладстон и подъем и падение викторианского либерализма" (декабрь 1996 г.), т. 26 онлайн ; также онлайн
  • Хаммонд, Дж. Л. и М. Р. Д. Фут. Гладстон и либерализм (1952) 220 стр. онлайн-издание
  • Херст, Ф. В. Гладстон как финансист и экономист (Лондон: Эрнест Бенн, 1931).
  • Хоппен, К. Теодор. Средневикторианское поколение 1846–1886 (Новая Оксфордская история Англии) (2000)
  • Джаггер, Питер Дж., Изд. Гладстон (2007), 256 стр.
  • Дженкинс, Рой. Гладстон: Биография (2002) 698 стр;
  • Дженкинс, Т.А. Гладстон, Виггери и Либеральная партия, 1874–1886 (1988)
  • Кнаплунд, Пол. Внешняя политика Гладстона (1935 г.).
  • Лангер, Уильям Л. Европейские союзы и союзы, 1871-1890 (2-е изд. 1950 г.).
  • Леонард, Дик. «Уильям Юарт Гладстон - От« Сурового несгибаемого тори »до« Народного Уильяма »». в Леонарде, изд. Британская премьера девятнадцатого века (Palgrave Macmillan UK, 2008). 286–309.
  • Маккарти, Джастин Х. Инглэнд при Гладстоне, 1880–1885 (1885). онлайн
  • Магнус, Филип М. Гладстон: биография (1954)
  • Мэтью, HCG «Гладстон, Уильям Юарт (1809–1898)», Оксфордский национальный биографический словарь (2004); онлайн-издание, май 2011 г.
  • Мэтью, Х.С.Гладстон, 1809–1874 (1988); Gladstone, 1875–1898 (1995) отрывок и текстовый поиск, том 1; том 1 онлайн ;
    • Мэтью, Гладстон: 1809–1898 (1997) - это несокращенная однотомная версия. онлайн
  • Морли, Дж. Жизнь Уильяма Юарта Гладстона, 3 тома. (1903) том 2 онлайн классическая биография со множеством первичных документов
  • Партридж, М. Гладстон (2003), 284 стр. Онлайн-издание; также отрывок и текстовый поиск; онлайн-издание
  • Шеннон, Ричард. Гладстон. Vol. 1, 1809–1865.; (1982) 580 стр.; Гладстон. Vol. 2: 1865–1898. 1999. 702 стр.
  • Шеннон, Ричард. Кризис империализма, 1865-1915 (1976), стр. 76–100, 142–98..
  • Саутгейт, Дональд. Уход вигов, 1832–1886 (1962)
  • Шварц, Марвин. Политика британской внешней политики в эпоху Дизраэли и Гладстона (Macmillan, 1985).
  • Винсент, Дж. Гладстон и Ирландия (1978).

Первоисточники

  • Мэтью, HCG и MRD Foot, ред. Дневники Гладстона. С протоколом кабинета министров и перепиской премьер-министра (13 томов; том 14 - указатель; 1968–1994); включает дневники, важные выдержки из протоколов кабинета министров и ключевую политическую переписку. онлайн на Questia об. 1, 4, 6–7 и 11–14. ; т. 14 стр. 1–284 включает краткую идентификацию более 20 000 человек, упомянутых Гладстоном.
Премьер-лига Великобритании
Предшественник. Дизраэли 1-й премьер-министр Гладстона . 1868–1874Преемник. Дизраэли
Преемник. Дизраэли2-й премьер-министр Гладстона . 1880–1885Преемник. Солсбери
Предыдущий. Солсбери3-й премьер-министр Гладстона . 1886Преемник. Солсбери
Предыдущий. Солсбери4-й премьер-министр Гладстона . 1892–1894Преемник. Роузбери
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:45:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте