Предыстория Трансильвании

редактировать
Ранняя Трансильвания

Трансильвания - плато на северо-западе центральной Румынии, ограниченное Карпаты на востоке и юге и горы Апусени на запад.

Предыстория Трансильвании описывает то, что можно узнать о регионе, известном как От Трансильвании до археологии, антропологии, сравнительного языкознания и других смежных наук.

Собственно Трансильвания - это плато или плоскогорье на северо-западе центральной Румынии. Он ограничен и определяется Карпатскими горами на востоке и юге и Апусенскими горами на западе. Этот разнообразный и относительно охраняемый регион всегда был богат дикой природой и остается одним из наиболее экологически разнообразных регионов Европы. В горах имеется большое количество пещер, которые привлекали как людей, так и животных. Peştera Urşilor, «Пещера медведей», была домом для большого количества пещерных медведей (Ursus spelæus), останки которых были обнаружены при открытии пещеры в 1975 году. эта область укрывала первых людей.

Предыстория - самый продолжительный период в истории человечества, на протяжении которого письменность была неизвестна. В Трансильвании это особенно относится к палеолиту, неолиту, бронзовому веку и железному веку.

Содержание
  • 1 Палеолит
  • 2 Эпипалеолит и мезолит
  • 3 Мезолит
  • 4 Неолит
    • 4.1 Старчево-кришская культура
    • 4.2 Турдашская культура
    • 4.3 Энеолит
      • 4.3.1 Петрештинская культура
      • 4.3.2 Децеа Мурешулуйская культура
      • 4.3.3 Культура Горнешти
  • 5 Бронзовый век
    • 5.1 Культура Баден, культура Кочофени
    • 5.2 Культура Периам-Печика / Муреш
    • 5.3 Культура Осомани
    • 5.4 Культура Монтеору
    • 5.5 Культура Витенберга
    • 5.6 Культура ноуа
  • 6 Железный век
    • 6.1 Гетодаки
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
Палеолит
(2600000 - 13000 BP )

Палеолит эпоху, древнейший и самый продолжительный период в истории человечества, специалисты делят на три этапа развития: нижний палеолит, средний палеолит и верхний палеолит. Хронологические рамки палеолита совпадают с хронологическими рамками плейстоцен (первый период четвертичного ) и отмечен четырьмя большими оледенениями, как установлено в Альпах (Гюнц, Миндел, Рис и Вюрм ).

Фундаментальные элементы для технического описания каменного отщепа.

В то время как становится доступным постоянно растущее количество данных об эволюции климата, фауны и растительности современной Румынии, в летописи окаменелостей очень мало данных, которые могли бы дать исследователям представление о том, как выглядел палеолитический человек в Румынии. На сегодняшний день не найдено человеческих скелетных останков, относящихся к нижнему палеолиту, в то время как единственными обнаруженными останками среднего палеолита были фаланги, обнаруженные в пещере Борду Маре по адресу Охаба Понор (округ Хунедоара ). Капсула черепа, обнаруженная Роска в пещере Чокловина, имеет черты, приписываемые Homo sapiens sapiens, и восходит к верхнему палеолиту, на что указывают три кремневых объекта, характерных для ориньякского периода, обнаруженные рядом с их. Точно так же в пещере Чиурул Маре в горах Подуреа Краюлуй (Трансильвания ) спелеологи обнаружили несколько отчетливо мужских, женских и детских следов.. Антропологический анализ выявил в этих следах кроманьонцев и даже неандертальцев.

Экономика палеолитических сообществ состояла в основном из эксплуатации природных ресурсов: собирательство, рыболовство и особенно охота были основными занятиями различных человеческих групп. Еще в нижнем палеолите группы людей либо охотились, либо отлавливали дичь. Мы можем предположить, что в Трансильвании, наряду с мамонтами или оленями, лошади были довольно важным источником пищи, если наша датировка рисунка на потолке пещеры в Кучулат (уезд Сюлай ) правильно.

Нижний палеолит в Трансильвании из-за скудности данных по большей части остается загадкой. Если обнаружение ашельского каменного предмета в Кэпушу-Мик (графство Клуж ) и нескольких до-мустьерских каменные предметы в Тэлмаджу (Сибиуский уезд ) являются определенным фактом, их точное стратиграфическое положение еще предстоит установить. Чего нельзя сказать об открытиях в районе Сандоминик (округ Харгита ), где несколько орудий и богатая фауна были обнаружены в сертифицированных стратиграфических позициях, принадлежащих гео- хронологический интервал, охватывающий поздний Миндел до начала Рис.

Средний палеолит - мустье - охватывает период времени, намного короче, чем период предшествующей эпохи (около 100000 - 33 000/30 000 BP ). Это период, установленный в основном в раннем верхнем плейстоцене, и в альпийской ледниковой хронологии соответствует интервалу между поздним межледниковьем Рис-Вюрм, или, скорее, Нижним Вюрмом и серединой Вюрмом, на что указывает датировка позднемустьерских жилищ в пещере Гура-Хей - Рышнов (Брашовский уезд ) и пещере Спурката - Нандру (Уезд Хунедоара ).

Мустьерский период наиболее близок к альпийскому палеолиту. Оба периода характеризовались наличием многочисленных осколков и стружек кварцита, при этом количество костей добытой дичи превышало количество орудий. Следовательно, специалисты считают этот мустьерский «».

ориньякский обоюдоострый скребок на клинке - 3 вида одного и того же объекта.

Аналогичным образом, Северо-Западная и Северная Трансильвания с поселениями в Бойнешти (Уезд Сату-Маре ) и Реметеа (Уезд Марамуреш ) показали несколько типично мустьерских инструментов (чешуйчатые скребки, лезвийные скребки, целевые точки и т. д.), некоторые из которых были связаны с более поздней стадией мустьерского периода, или даже с переходной стадией к верхнему палеолиту, в начале ориньякской культуры верхнего палеолита.

Процесс региональной диверсификации культур ускорился в верхний палеолит через середину и верхнюю часть Вюрма. Начало верхнего палеолита на территории Румынии датируется где-то между 32 000/30 000 - 13 000 лет назад, что соответствует палеоклиматически началу и отмечен развитием двух великих цивилизаций: ориньякской и граветтской, каждая из которых имеет несколько стадий развития, как установлено стратиграфией.

. Зарождение ориньякской культуры кажется имеют параллели с позднемустьерскими фациями в карпатских пещерах, если мы примем за достоверность датировку C14 уровня IIb в пещере Гура Хей - Рышнов. Северо-Западная Трансильвания - это место, где были идентифицированы слои средней ориньякской культуры, о чем свидетельствует наличие лезвий-скребков, обновленного сердечника, резцов. В Банате, поселениях Тинкова и Романешти - Дамбрэвица были изготовлены кремневые орудия, свидетельствующие о том, что ориньякцы в этой области развивались тесно с Центральной Европой (the). Предметы оригника были также найдены в пещерах в Западных Карпатах, самой известной из которых является пещера Чокловина (уезд Хунедоара ) - это место, примерно в начале 20 века, из первых палеолитических открытий в Трансильвании.

Восточный граветтиан пережил долгую эволюцию, включавшую несколько этапов развития, о чем свидетельствуют, в частности, поселения в Молдове. Граветтиан оставил следы в ara Oaşului и ara Maramureşului, стоянках микролита, образованных в основном из обсидиана, что указывает на связь граветтов в соседних регионах (Молдавия, Южно-Карпатская Украина, Восточная Словакия и Северо-Восточная Венгрия).

Поздний граветтиан охватывает также и Банат, особенно область Porţile de Fier Дуная, где головы идентичны Laugerie-Basse Головы типа обнаружены в гротах и ​​открытых жилищах. Еще в Банате была идентифицирована культура с несколькими стадиями развития, которая впоследствии была названа ее первооткрывателем кварцитовым верхним палеолитом, который считается синхронным с местным ориньякским периодом, позднее граветтианским, и рассматривается как продолжение периода поздние этапы мустье с кварцевыми и кварцитовыми орудиями (Восточная чаренция).

Эпипалеолит и мезолит
(13,000 - 9,500 BP )
Железные ворота Дуная

Население, эволюционировавшее в начале осцилляции Бёллинга (приблизительно 12000 BP ) и которые продолжались до конца пребореального, обычно относились к эпипалеолиту. Следовательно, этот исторический период мог быть связаны с интервалом между 13000 и примерно 9 500-9000 BP. Эти сообщества продолжали образ жизни верхнего палеолита. Из-за множества факторов, включая изменения климата, небольшие группы охотников-рыболовов-собирателей обновляли инструменты и типы оружия, производя, например, микролиты (трапеции), сохраняя при этом традиционные типы инструментов.

мезолитическая культура Железных ворот центральной Задунайский регион, названный археологами в честь ущелья Porţile de Fier («Железные ворота»), был заселен населением, относящимся к Поздний эпиграветтин или. Первый этап этого периода был обнаружен археологами в (Мехединский уезд ), а второй этап - находками в убежище под скалами на Куина Туркулуй, Дубова, оба расположены в одном известняковом массиве -. На двух жилых уровнях в Cuina Turcului производилось большое количество инструментов и оружия, сделанных, в частности, из кремня, и в меньшей степени из обсидиана, кости и рога, а также украшений для тела ( ракушки и просверленные зубы, костяные подвески и т. д.) Орнаменты часто украшены резными геометрическими узорами. Самая примечательная из них - буровая лошадь фаланга, целиком украшенная орнаментом и, вероятно, представляющая женскую фигуру.

Помимо млекопитающих (бобр, кабан, горный козел и др.), Были обнаружены останки птиц и рыб, фрагменты человеческих скелетов. Был получен человеческий скелет, сидящий на корточках и покрытый толстым слоем красной охры, который относят к тихоокеанскому жилищу и который предшествует уровню I на Cuina Turcului.

Открытия в районе Клисура демонстрируют поразительное сходство с промышленностью итальянского полуострова - выражение мигрирующих носителей людей позднего эпиграветта в упомянутой области.

Мезолит
(9,500 - 7,500 BP )
Мужской кроманьонский череп

Мнения специалистов фиксируют начало мезолита в конце пребореального периода., его развитие на протяжении Северного моря и его конец вплоть до начала Атлантики. Таким образом, хронологически он может быть установлен между 9 500-9 000 и 7500 лет назад. Два В этот период времени на территории Румынии задокументированы культуры: тарденойский и Schela Cladova типы.

Tardenoisian распространение в несколько регионов страны (Молдавия, Мунтения, Добруджа ), в том числе горный район Трансильвании на юго-востоке (Кременея - Сита Бузэулуй, Костанта - Лэдэуци ) и северо-запад (Чюмешти -). В поселении Чиумешти (уезд Сату-Маре ), помимо типичных центральноевропейских и восточноевропейских тарденойских микролитовых орудий, сделанных из кремня и обсидиан, кроме трапеций обнаружены артефакты в виде круглых сегментов и двух треугольных. Остатки фауны указывают на присутствие кабана и оленей.

Некоторые специалисты не исключают возможность выявления позднетарденойских сообществ северо-западного понтийского или центральноевропейского типов (одним из которых является поселение в Чумешти).) как находящийся в процессе неолитизации, хотя и неполный, то есть демонстрирующий зарождающуюся производительную экономику, основы которой были заложены приручением животных и культурами растений.

Культура Schela Cladovei известна по девяти поселениям под открытым небом в непосредственной близости от Дуная. Литическая посуда представлена ​​множеством нетипичных форм и изготовлена ​​из кварцита и кремнеземистого песчаника, а еще небольшое количество - из кремня. Роговые орудия (сельскохозяйственные артефакты с одним или двумя отверстиями для крепления рукоятки), по-видимому, указывают на дебют растениеводства. Некоторые из более крупных речных камней, сплющенных водой, или более толстые плиты могли служить для измельчения. Изучение фауны указывает на экономику, основанную в основном на охоте. Целевой охотой были олени, косули, зубры, кабаны, зайцы, ослы, лисы и т. Д. Кроме того, казалось бы, что представители эта культура одомашнила собаку.

Антропологические данные вполне согласуются. Физический тип был оценен как восточный кроманьонец. Скелеты умерших закладывались в прямоугольные ямы, некоторые из них вырыты в полу самого жилища. Часть из них лежала на корточках, часть лежала на спине вместе с некоторыми личными вещами. Детская смертность была высокой, а средняя продолжительность жизни взрослого населения составляла 36,2 года. Обнаружение некоторых скелетов со знаками стрелы говорит о насильственной смерти. На данный момент исследования доказали, что эта культура не имеет своих корней в средиземноморском типе тихоходок, а возникла в результате новой миграции в регион Пориль-де-Фие. Вдобавок может показаться, что к приходу первых носителей неолитической цивилизации (Precriş культура ) культура Schela Cladovei уже достигла своего конец.

Неолит
(6600 - 3500 BC )
Скульптура, найденная на археологических раскопках Лепенски Вир

Неолит начался с медленной миграции сообществ с юга Балканского полуострова (культура протосесклов из фесало-македонской области ), которые принесли с собой значительный экономический прогресс. Следовательно, процесс неолитизация, которая, по сути, представляет собой переход к растениеводству и животноводству, была не нововведением местного населения эпохи мезолита, а скорее результатом проникновения на эту территорию сообществ, несущих неолитическую цивилизацию. 456>

Нормальные подразделения неолита: ранний неолит, развитый неолит и энеолит (медный век). Эпоха неолита на территории Румыния, согласно калиброванным датам 14С, началась около 6600 г. до н.э. и закончилась около 3800--3700 гг. До н.э., но не позднее 3500 г. до н.э.

Ранний неолит (ок. 6600 - 5500 гг. До н.э.) состоит из двух культурных слоев: генетически связанных и схожих по физиономии. Первый (слой Gura Baciului - Cârcea / Precriş ) является исключительным результатом миграции неолитического населения из Южных Балкан, в то время как вторая (старчево-кришская культура ) отражает процесс приспособления к местным условиям южно-балканской общины, возможно, синтез с местными тарденоизианскими группами.

Слой Gura Baciului - Cârcea, также называемый культурой Precriş, является побочным продуктом группы культуры Protosesklo, которая продвинулась на север и достигла севера Придунайский регион, где была основана первая в Румынии культура расписной керамики. Небольшое количество памятников, относящихся к этому раннему культурному периоду, не позволило проложить маршрут, по которому шла группа, через Межкарпатское пространство, но, по всей вероятности, это была долина Олтулуй.

На основании стратиграфии стоянки Гура Бачулуй (уезд Клуж ) и Окна-Сибиулуй (уезд Сибиу ) развитие культуры делится на три основных этапа. Поселки расположены на высоких террасах, натянутых вдоль второстепенных долин. Жилища чаще всего находятся под землей, но есть и дома на уровне земли, обычно стоящие на речных каменных площадках. Керамика (пиалы, чашки) изысканная, с белыми крашеными точками или геометрическим узором на красном или коричнево-красном фоне. Наряду с гончарным делом, растениеводством и животноводством новая культура представляет орудия из полированного камня и первые глиняные статуэтки. Погребенных хоронят на территории поселений, иногда прямо под жилищами. Гура Бачулуй - первое место на территории Румынии, которое засвидетельствовало сжигание в качестве погребальной практики.

Антропоморфная и зооморфная пластика раскрывает биполярную систему верований: Великая Мать, представляющая женское начало, и Бык, представляющая мужской принцип. Присутствие среди находок в Гура Бачулуй некоторых антропоморфных каменных голов, подобных знаменитым каменным головам Лепенского Вира, означает возможный контакт между местными жителями, мезолитическими культурами и пришельцами.. Более того, принятие этих инопланетных божеств, даже если это исключительно пластическое обоснование, говорит о замечательном процессе ассимиляции, характерном для вышеупомянутого слоя.

В Окна-Сибиулуй, в Прекрише, уровень II, небольшой конусообразный была найдена каменная статуэтка в форме, изображающая обнимающуюся пару, и постамент из того же материала, связанный с фигурой. На статуе и постаменте можно выделить несколько символов, истолкованных первооткрывателем как идеограммы.

старчево-кришской культуры

неолит глина амулет (отретушированный), часть набор тэртэрийских табличек, датированных 5500-5300 гг. До н.э. и связанных с турдаш-винчанской культурой. Символы Винча на нем предшествуют прото- шумерскому пиктографическому письму. Обнаружена археологом в 1961 году в Тэртэрия, уезд Альба, Румыния.

Старчево-кришская культура, представляющая собой обобщение раннего неолита в Внутрикарпатская территория рассматривается некоторыми как продолжение культуры Gura Baciului-Cârcea / Precriş, не принимая во внимание, что это, вероятно, результат новой миграции на юг Балкан ( культура пресескло ), прибывшая в Трансильванию через Банат. Культура Старчево-Криш прошла долгую эволюцию, состоящую из четырех этапов.

Жилища строили на лугах, террасах, холмах и даже в пещерах, где окружающая среда была благоприятной. жилища были заложены на ранних этапах, а на более поздних этапах были хижинами на уровне земли. Асимметричные сосуды, миски, сферические чашки, все из которых были сделаны из глины, украшают интерьеры этой культуры. В инвентаре каменной утвари кремневые и обсидиановые микролиты, а также большие полированные каменные топоры этого типа. И сейчас первые небольшие медные изделия появляются спорадически. Украшенные геометрическими узорами, а также раковины Spondylus и Tridacna свидетельствуют о возможных связях с регионами. Захоронения производились как внутри жилищ, так и среди жилищ. Антропологический анализ выявилглавный компонент Средиземноморья, свидетельствующий о южном происхождении этой популяции.

Развитый неолит (ок. 5500 - 4000 г. до н.э.) охватывает интервал между последней фазой старчево-кришской культуры и начало Культура Петрешти, период, который издавна известен как средний и поздний неолит. Развитый не отмечен миграцией некоторых новых групп населения, отправной точкой был юг Балканского полуострова, в составе группы культур с полированной черной керамикой. Эти же группы созданы культуру Винча (чаще разделяемую на четыре основных этапа: A, B, C и D), начало которой синхронно с заключительной фазой (Греция), занимающие Банат и большую часть Трансильвании. Примерно в тот же период на северо-восток Трансильвании проникло несколько групп, несущих линейную и музыкальную керамическую культуру.

Культура винча в Румынии принимает разные формы в зависимости от местный фон, на он развивался ( культура Старчево-Криша и линейная керамика), и степень южного влияния. Синтез вышеупомянутых элементов породил множество связанных региональных элементов, так что, говоря о территории Трансильвании, специалисты говорят не о культуре Винча как таковой, а скорее о культуре банат, группа Буцова, группа Пишкольта, группа турдаш, группа Иклод. Общая характеристика этих групп - черная полированная керамика (чашки, чаши, крышки и т. Д.). Имеют различную насечку и оттиск (в частности, полосы, заполненные полосами), а также имеют мелкие бороздки. Статуэтки имеют продолговатые головы (возможно, обозначающие маску), крестообразные тела, часто украшены спиралевидным узором.

В Банате, с окончанием стадии Винча A2, возникает банатская культура с региональными особенностями (группы Bucovăţ и Parţa ). Поселение Парня, тщательно исследованное, демонстрирует, что культура достигла высокого уровня цивилизации, о чем свидетельствуют одноэтажные здания и сложная духовная жизнь, частично декодированная компонентами изучаемого здесь великого святилища. Культовое здание (с максимальными размерами 12x6x7 м), с двумя этапами строительства, имело две камеры, одна на востоке, другая на западе, раздел алтарным столом а стена. Западная палата служила хранилищ ежедневных приношений. В основание южного входа в эту камеру заложены зооморфный идол и миниатюрный сосуд. Восточный зал служил для церемоний инициации. Религиозные центры такого типа благодаря своему престижу и величию собирали население обширной территории.

Обугленные семена, найденные в поселении Любцова, указать на то, что выращивалось несколько злаков. Преобладала пшеница, особенно виды Triticum dicoccum, а также Triticum monococcum и виды в пропорциях прибл. 10%. На территории Румынии впервые встречается ячмень Hordeum vulgare. Также присутствуют такие зернобобовые растения, как чечевица и вика. Первостепенный интерес представляет то, что пшеница собиралась, как было обнаружено в поселении к югу от Карпат (Тейу, культура Гумельница ), а также, возможно, использовалась в других областях. Пшеницу собирали выдергиванием, затем сгибали и побли хлыстом, виноградной лозы или плющом. Принесенное в поселок, зерно было обмолочено.

Турдашская культура

Турдашская культура и культура Decea Mureşului артефакты на, Айуд

Общины Винча, которые продвинулись в среднем течении реки Муреш, под регион традиций Старчево-Криша и элементы линейной керамики, создал новый культурный синтез, названный культурой Турдаш. Знаки, вырезанные на дне сосудов, в частности, в Турдаш (Уезд Хунедоара ), часто считались клеймом гончара. Совсем недавно некоторые исследователи считали их ранними попытками графической записи дат. То, что так могло быть, очевидно, демонстрируют обожженные глиняные таблички, покрытые резными пиктографическими узорами в Тэртэрия (Округ Альба ), обнаруженные, согласно, в ритуальной яме в земле, рядом с глиняными и алебастровыми идолами и фрагментом якоря, которые вызвали споры по стратиграфии и хронологии поселения.

Сохранение некоторых общинами Старчево-Криша расписной керамики, в дополнение к элементам Винча, возникло в районе восточного свода Западных Карпат. Этот комплекс представляет собой основу для возникновения культуры Петрешти. Долгосрочные исследования на Иклод показали, что эта станция обладает сложной системой укрепленной, построенной во время, все еще используемой в течение некоторого времени фазе Иклода II, в указании заброшенной, когда поселение расширилось. Именно в том же месте проводились исследования двух погребений некрополей, где мертвых клали на спину руками, поперек их груди, живота или тела; тела были ориентированы с востока на запад головами на восток. Инвентарь состоит из сосудов (цилиндрических, расписных чаш и горшков с S-образным профилем), охры, каменной утвари, украшений и подношений.

энеолита

Артефактов Кукутени- Ариушд- трипольская культура. Экспонируется в Национальном музее истории Трансильвании, Клуж-Напока

энеолит, энеолит или медный век (ок. 4600 / 4500 - 3800/3700 ​​до н.э.) постоянно растущим изделиями из меди, а также наличием посуды из камня, кости, рога и обожженной глины. Он знаменует собой первое производство тяжелых медных инструментов и форм (топоров, долот и топоров) в тесном сотрудничестве с разработкой медных месторождений в Трансильвании. Золото используется для украшения и изготовления таких идолов, как те, что в Мойграде в культуре Бодрогкерестур-Горнешть. Гончарное дело своего апогея, о чем свидетельствует набор изящно украшенныхков.

Типичными для этого периода являются культура Кукутени-Арюшд, Петрешти | Петрешти, Тисаполгар-Романешти и Бодрогкерестур-Горнешти. Первые две культуры к многочисленным культурам эпохи энеолита, керамика которых окрашена в двух- и трехцветный узор.

В Ариушд (графство Ковасна ) на востоке Трансильвании были предприняты первые систематические раскопки в Румынии, которая считается эпохой неоэнеолита.. Обнаруженный материал интегрирован в большой комплекс расписной керамики Кукутени-Ариушд-Триполи.

культура Петрешти

культура Петрешти керамика, принадлежащая ритуальному комплексу из Гирбома, Альба. Экспонируется в Национальном музее Союза, Алба-Юлия

Культура Петрешти, распространившаяся почти по всей Трансильвании, некоторые специалисты рассматриваются как местная по происхождению и как миграция, происходящая из южных районы Балкан, другие. Он известен своим расписным декором - уз, окрашенный в красный, коричнево-красный, а затем в коричневый цвет, на кирпично-красном фоне, что свидетельствует о высоком уровне цивилизованности носителей этой культуры. Орнаментальные мотивы состоят из лент, ромбов, квадратов, спиралей и витков. Типичные формы - миски, супницы, высокие подставки. Пластика и изделия из латуни довольно редки.

Культура Деча Мурешулуй

Каменная голова булавы типа Деча Мурешулуй найдена в Карде, Альба. На выставке в Национальном музее Союза, Алба-Юлия этой

Конец культуры был связан с проникновением в центральную Трансильванию носителей Decea Mureşului / горизонт и культуры Горнешти.

Могилы в Деча Мурешулуи, по мнению одних, являются продолжением ритуалов Икода, тогда как по другим они являются твердым доказательством проникновения в центральную Трансильванию населения северного Причерноморья. Присутствуют красные охры, разбросанной по скелетам или уложенной к их ногам в виде маленьких шаров, а также другие ритуальные элементы находят лучшие аналогии, однако, в некрополе Мариополя на юге Украины.

Культура Горнешти

Культура Горнешти, характеризующаяся появлением так называемых молочных горшков с высокой горловиной с двумя небольшими выступами, вытянутыми по краям и просверленными вертикально, продолжением [Româneşti] (с выступами птичьего клюва и украшенными ступенчатыми или крапивными насечками), в свою очередь, произошли от тисской культуры в период развитого неолита.

Поселения неоэнеолитических культур располагались на низких или высоких речных террасах, на вершинах холмов или отрогах и состояли из жилищ, положение которых иногда соответствовало определенным правилам. Недавние исследования, как правило, были сосредоточены на защитных системах (канавах и уступах) этих участков. Культурные пласты толстые и накладываются друг на друга, иногда образуя правильные рассказы.

Жилища этого периода были типов. Земляные дома представляли собой яму овальной формы с максимальным размером 5–6 м и минимальным диаметром 3 м. На одном из краев из гладкого слоя глины сооружен простой очаг. Соломенная крыша была конической или удлиненной формы и поддерживалась эстакадой . Однокомнатные прямоугольные жилые дома также к началу неолита. У них были плетеные стены, обклеенные глиной, смешанной с соломой. Крыша была двускатной, а пол - из утоптанной глины. Кукутени жилища на юго-востоке Трансильвании просторны (40–100 м и более), часто имеют платформу и разделены на две и более комнаты.

Сосуд из периода среднего энеолита найден в Хейле Турзи. В Национальном музее Союза, Алба-Юлия

Скульптура неоэнеолита представлена ​​культовыми фигурами, идолами и талисманами, вылепленными из кости, камня или глины. Это изображения людей или животных, переданные стилизованными или преувеличенными частями тела. Среди тысячи обнаруженных антропоморфных статуй безоговорочно преобладают женские, символы плодородия и плодородия.

Сосуд культуры Геркулан-Чейле Турзи, датированный 3800-3500 гг. До н.э. (период среднего энеолита ), найден в Чейле Турзии. На выставке в Национальном музее Союза Алба-Юлия

Медь впервые использовалась для изготовления небольших орудий или украшений (иглы, шила, рыболовные крючки, подвески и др.), а золото использовалось исключительно в эстетических и декоративных целях. Долгое время изделия изготавливались методом чеканки, по технике литейной формы, а также «cire perdue» (потерянный воск ) возникло намного позже. Хотя доказательств этого нет. происхождение первых металлических изделий, они, по-видимому, являются местными, а не импортными продуктами. Это не обязательно означает, что металлургия была изобретением местного населения, поскольку она могла быть введена в результате контактов с регионами, где началась обработка металлов ранее (на Востоке или на Кавказе).

Энеолит ознаменовал заметный прогресс в развитии металлургии. На протяжении этого периода медные изделия присутствуют в поселениях, в инвентарях могил и даже в месторождениях (совокупности целых или фрагментарные предметы, сосредоточенные в одном, обычно изолированном месте). Этот период также отмечен высокой распространенностью плоских топоров, булавок, простых или многоспиральных браслетов или ожерелий. Самым сложным из всех достижений энеолита является топор. Эти орудия труда связаны с поздними фазами культур Кукутень, Деча Мурешулуи и Бодрогкерестур-Горнешть. Золотые изделия эпохи энеолита, превосходящие по численности медные, на самом деле представляют собой начало ювелирного дела в трансильванских землях. Выдающимся артефактом была большая золотая подвеска из тезауруса Мойграда (Сэлайский уезд ), высота которой 30 см, а вес 750 г.

Мы мало знаем о расовых типах трансильванского неолитического населения. На территории некоторых культур, например Кукутени, отсутствуют погребальные находки, поскольку они являются выражением ритуальных практик, ускользающих от археологических методов. Немногочисленные доступные антропологические данные (Gura Baciului, Iclod) предполагают физические особенности средиземноморского типа.

Роль нашествия пастушеских племен, пришедших из Северного Причерноморья (предположительно индоевропейское родство), в прекращении энеолитической культуры оседлых земледельцев, представляет собой одну из главных причин. горячо обсуждаемые вопросы среди специалистов по предыстории Юго-Восточной Европы. То, что когда-то могло показаться исключительно миграцией кочевых племен, теперь можно понимать как социально-экономическое преобразование местного населения - его адаптацию к новой среде, к эволюции общества (возрастающая роль животноводов и пастухов, развитие металлургии, расширенная мобильность, возрастающая военная роль элит, изменение систем убеждений и т. д.).

В заключение, энеолит был периодом стабильности, в течение которого оседлые народы создали впечатляющую цивилизацию.

Бронзовый век
(3200) 2700 - 1100 BC )

В течение долгого времени румынский бронзовый век делился на четыре периода, но археологические факты заставили в последние десятилетия использовать три -частная система: ранняя, средняя и поздняя бронза.

По мере того, как общины приобретали секреты сплавления латуни и мышьяка, олова, цинка или свинца, получая первые изделия из бронзы, долгий период, в течение которого камень был основным сырьем для изготовления орудия и оружия подходили к концу. Возникновение и развитие металлургии бронзы сопровождается многочисленными существенными изменениями в экономической и социальной жизни, в духовной жизни и в искусстве. Совокупность этих модификаций - археологически идентифицируемых, особенно в середине бронзового века, но уже предвосхищенных в начале переходного периода от энеолита к бронзовому веку, - указывает на цивилизацию, гораздо более сложную, чем мы предполагали.

культура Баден, культура Coţofeni

Примерная протяженность горизонта шнуровой керамики с соседними культурами 3-го тысячелетия, такими как культура Бадена (после EIEC ).

Первая стадия раннего бронзового века представляет собой настоящую культурную мозаику, сопоставляющую преходящие цивилизации с цивилизациями, типичными для бронзового века. Во-первых, наиболее типичный культурный блок Баден-Кожофени, который во многих аспектах увековечивал преходящий образ жизни, но развивающийся с помощью цивилизациями до Шнекенберга и Шнекенберга, которые были более активны в захвате продуктов Эгейского - анатолийского ранней бронзы. больше не говорят о энеолитических или неоэнеолитических Повышение статуса вождей, обозначенное возведением погребальных курганов памятников, разные виды межд. таллургии, разные виды хозяйства ба о большей мобильности, чем свидетельствует впечатляющее количество поселений, принадлежащих культуре Цофени.

. На втором этапе в центре Трансильвании развивающаяся группа, носящая название местности. из Копэчень (Клужский уезд ), который отдавал предпочтение местам, предоставляющим возвышенными участками в восточной и вероятной западной арке Западных Карпат и верхних бассейн реки Сомеш. Основными их занятиями были сельское хозяйство, животноводство и добыча руды. У них были надводные жилища, среднего размера (3х4 м) с прямоугольной планировкой, керамические изделия, в основном горшки с высоким горлышком и коротким, часто украшавшимся барботином. Часто края горшков утолщаются и украшаются оттисками веревки. Мертвые хоронят в курганах, например в Cheile Aiudului, Cheile Turzii или Cheile Turului. Группа Копэчени развивалась группой Шоймуш и Джигодин, первая на юго-западе, а вторая на юго-востоке Трансильвании.

Сосуды для культивирования Coţofeni, каменные и костяные орудия труда, выставленные в Национальном музее Союза, Алба-Юлия

Наконец, третий этап именее известен и использует использование керамики с нанесением кистей и текстильных оттисков.

Цветная металлургия в раннем бронзовом веке, учитывая существенное спад производства по сравнению с энеолитом, должна рассматриваться как претерпевающая своего рода перестройку, или репозиционирование, а не указание на резкое снижение. Причины этого многочисленны и разнообразны (исчерпание обычных минеральных источников, крупных технологических изменений, тревожные этнические перестановки и т. Д.). Примечательно, что теперь появились первые бронзовые изделия (латунь, легированная мышьяком, а позже олово).

На археологических раскопках этого периода были обнаружены более разнообразные (кольца для волос, браслеты, ожерелья, подвески из меди, бронзы или золота), пониарды, плоские топоры, а также топоры с приподнятым краем. Но самое главное достижение эпохи - однолезвийный топор. Судя по всему, большая часть этой продукции производилась в местных мастерских. Доказательство многочисленной формы для литья топоров, обнаруженные в Леличени (округ Харгита ), входящей в группу Джигодин. Трудно игнорировать часто вызываемое ритуальное отверстие в группе Копэчень, где были обнаружены фрагменты форм для литья металлических изделий (маленькие долота, пониарды, массивные топоры), что свидетельствует о том, что уровень / Vâlcele (Округ Клуж ) типа ax несомненно был достигнут.

культура Периам-Печица / Муреш

Эта культура занимала средний и поздний бронзовый век. В результате распространения археологических культур в нижнем течении реки реки Муреш возникает культура Периам-Печица / Муре, граничащая на юге с культурой Ватина а на севере (включая территорию Венгрии и Словакии) - осоманской культурой; Трансильванское плато было занято культурой Витенберга, которая постепенно уступила часть своей северной территории культуре Сусиу-де-Сус. Все эти культуры развивались вместе, самым ранней из них, очевидно, была культура Муреш, а культура Сучиу-де-Сус возникла позже. Среди пяти культурных женщин особое место занимают культуры Витенберга и осомани. Разделение на периоды, согласно стратиграфии памятников в Дершида (Уезд Сэлай ) и Отомани (Уезд Бихор ), представляет собой дополнение к описанию Сэрата Монтеору в Мунтении, основных демаркациях румынской бронзовой хронологии.

культура осоманов

клад Кугира, 12 век до н.э. эпохи бронзы, экспонируется в Национальном музее Союза, Алба Юлия

Поздний период бронзового века приносит в Трансильванию заметный процесс культурного единообразия, прямым проявлением которого является местная разновидность культуры ноуа. Именно сейчас группы Лэпуш являются производными культуры Сучиу-де-Сус, в то время как западные районы охватываются Чехелуц и Игрица группы.

Керамика - это доисторические артефакты, которые были доступны в огромном количестве и разнообразии, что послужило основой для всех вышеупомянутых культурных классификаций.

Репертуар узоров этих культур абстрактен и геометрически. Культуры Витенберга, Отомани и Сусиу-де-Сус регулярно и преимущественно демонстрировали динамически оформленные солнечные символы (непрерывные спирали, кресты со спиралями и т. Д.) На ранних этапах своего культурного развития. Такие же символы появлялись в статической форме (кресты, колеса с шипами, лучи и т. Д.) Для других культур (Ватина, Муреш ). Природные элементы встречались редко, в основном как изобразительное искусство.

Наиболее примечательными в этом контексте были сверхподнятые ручки в форме бараньих голов большого сосуда, найденного к югу от Карпат, в Сэрата Монтеору (Бузэуский уезд ). Мотив повторяется в заметно стилизованных формах на многочисленных ручках горшков витенбергской культуры. Они были абстрактными в той мере, в какой животное было представлено одним определяющим элементом, например, рогами барана. Эта же культура демонстрирует два редких достижения: фрагмент культовой повозки, изысканно украшенный, с обеими конечностями, оканчивающимися на протомами в форме овечьих козьих голов, обнаруженный в Лечинца-де-Муреш ( Уезд Муреш ), и золотой топор с тонкой гравировкой человеческого силуэта рядом с силуэтом быка, происхождение которого является тезаурусом Шуфалэу (Уезд Ковасна ).

Бронзовый век Топоры кельтского типа на, Айуд

Тщательное изучение техники изготовления более сложных сосудов - идеального канала для некоторых сложных декоративных узоров - увеличивает вероятность того, что керамика изготавливалась специалистами. Это не исключает возможности того, что другие социальные группы, в основном дети и подростки, играли второстепенную роль. Транспортировка емкостей на большие расстояния при отсутствии хороших дорог, должно быть, была не менее сложной операцией, требующей странствующих мастеров или специальных мастерских вблизи наиболее важных центров.

Частичные изображения, схематическая физиономия, а также точная тематическая передача, хотя и редкая, - все это говорит о новом символическом выражении, которое доминировало и в искусстве статуэток. Лепка зооморфных и антропоморфных статуэток уже не достигает богатого реализма предшествующей эпохи, что объясняется изменениями, происходящими в религиозно-культовой структуре общества. Вырезанные и выгравированные украшения акцентируют внимание на деталях костюмов и украшений (кольца для волос, диадемы, подвески, ожерелья и т. Д.)

Важность поселений как построенного и ограниченного человеческого пространства для проживания о доисторическом населении, наглядно свидетельствует Мирча Элиаде, когда он интерпретирует их как символ «центра мира». Проанализированные археологические памятники эволюционировали от простых групп домиков до сложных городских сооружений, направленных на поддержание качества коллективного образа жизни, обеспечение защиты жизни и имущества и удовлетворение конкретных социальных, экономических, оборонных и культовых потребностей.

Таким образом, есть центральные памятники с долгосрочным развитием, эпицентры большей территории (Дершида, отомани и т. Д.) И второстепенные памятники, развивающиеся на уровне деревень или сезонных жилищ. (Суату, Клуж-Напока и т. Д.). Цивилизация османи, в частности, имеет ярко выраженную иерархию поселений, проявляющуюся в упорядоченном расположении жилищ, что предполагает до-урбанистическую тенденцию. Например, на Отомани - Цетэцуйе исследовано круглое поселение, расположенное на вершине холма и окруженное рвом и валом. Дома располагались двумя концентрическими кругами вокруг пустого пространства в центре. Та же самая организационная система очевидна в Сэлацеа, где исследовалось святилище типа мегарон.

До этого века Внутрикарпатское пространство было преимущественно землей фермеров, а также ремесленников и животноводов. В поселениях, относящихся к классическому периоду бронзового века, были обнаружены обугленные семена, многочисленные сельскохозяйственные орудия, мельницы разного типа, свидетельствующие об интенсивном выращивании зерна. На широкое распространение примитивного типа плуга, запряженного волами, указывает большое количество лемехов плуга из оленьего рога. Пшеница, просо, ячмень и рожь были обнаружены на нескольких стоянках бронзового века. Ритуальный комплекс Витенберга, недавно исследованный в Клуж-Напока, обнаружил обугленную гречку, нут и семена кунжута, а также ритуальные комплексы в Оарса-де-Сус (округ Марамуре ) выявлено использование сорняков и щавелей.

Животноводство бронзового века, с известными местными вариациями, было основано на разведении свиней, овец и коз с упадком крупного рогатого скота. Таким образом, жители ватинской и османской культур, похоже, сосредоточились на разведении свиней, овец, коз и на интенсивной охоте; в то время как среди общин Витенберг и Ноуа был наиболее распространен крупный рогатый скот, используемый как в пищу, так и в качестве тяги, за ним следуют овцы, козы, свиньи и лошади. Лошади присутствовали постоянно и произвели революцию в транспорте и коммуникации. Повозка с большими колесами, позже с шипами, возникла и распространилась либо как средство ведения войны и охоты, либо как символ социального статуса.

культуры Монтеору

в Сэрата Монтеору

Поставляемая еда К земледелию и животноводству добавились охота и рыболовство. Их доля в экономике варьировалась среди общин бронзового века. Например, в Сэрата Монтеору (культура Монтеору ) они составляли 8,11%, а в Pecica в культуре Муреш - 17,95%., в отличие от ареала культуры ноуа, где процент охоты был, как правило, значительно ниже 3%. Олень оставался самой ценной дичью в бронзовом веке, за ним следовали кабан и косуля. Более крупный и постоянный сток рек, определяемый все более влажным климатом, очевиден по большим рыбьим костям, обнаруженным во многих из них.

Нет четких указаний на то, преобладало ли сельское хозяйство или животноводство в сообществах бронзового века, исследования показали, что оба эти вида практики практиковались вместе в одной и той же местности. Но по мере стабилизации населения они склонялись к пасторальному Востоку и западу с преобладанием фермерских хозяйств.

Люди стали более производительными в экономическом отношении благодаря усовершенствованной металлургии и животноводству, а также использованию тяглового скота в сельском хозяйстве. Мужчины заняли доминирующее положение в семье и обществе.

Для людей бронзового века горы обеспечивали охоту, древесину и фрукты, а также хранили медь и руды драгоценных металлов. Медь, серебро и золото всегда составляли основные активы Внутрикарпатского региона. Горы Апусени особенно богаты, как и руды в, или медь в Горах Джурджулуй и Байя-де-Арамэ. Утверждается, что металлические обнажения искали специалисты, которые, возможно, держали их в секрете. Промывая гравий или выкапывая ямы для самородков, искатели руды удовлетворяли потребности местной доисторической Европы и даже микенской элиты.

Уникальным прямым доказательством доисторической эксплуатации цветных металлов в Трансильвании является каменный топор, найденный в галерее в Карачи (графство Хунедоара ). Впечатляющая антропоморфная статуя была обнаружена в Байя-де-Криш (Хунедоара ) или Чичеу-Михайешти (Бистрица-Нэсэудский уезд ). На нем были изображены орудия (кирка и корзина), абсолютно сенсационные аналоги которых обнаружены на фотографиях горняков, сделанных Б. Роман в середине прошлого века, настоятельно предполагая, что добыча цветных металлов также велась под землей.

Кроме того, Музей естественной истории в Вене хранит два кольца для волос с надписью «Dealul Vulcoi (Roşia Montana ), район Кампени, регион Клуж. В музее Лупша выставлены шахтерский топор и дубинка, оба происходящие из долины Лупше. Эти экспонаты демонстрируют присутствие доисторических горняков в богатых рудой Апусенских горах.

Все чаще находят следы людей, причастных к деятельности, связанной с бронзой. Есть готовые изделия или полуфабрикаты, формы, отложения или отдельные изделия. Следы карьеров и сараев довольно хрупкие, во-первых, из-за последующей эксплуатации, во-вторых, из-за слишком малого количества исчерпывающих археологических исследований. Хорошо известна небольшая мастерская по лепке бронзовых изделий в поселении Витенберг на Дершида.

Наиболее полные и впечатляющие данные о мастерских по обработке металла, собранные до сих пор, хотя и частично, взяты из Palatca (Графство Клуж ), с позднего Бронзовый век, где мастерская находилась в непосредственной близости от жилого помещения. В результате исследования были выявлены многочисленные формы для отливки металлических изделий, к сожалению крайне фрагментированных, фрагмент бронзового торта прямоугольной формы с загнутыми сторонами, бронзовая наковальня, шлак, несколько фрагментов ручных мельниц, сгоревшие камины и многое другое. горные породы. Пространство в мастерской было организовано комплексно, в зависимости от текущей деятельности (отбор и шлифовка горных пород, резка и плавка коржей, литье и ретушь изделий). Присутствие на Палатке бронзовых лепешек плосковыпуклого типа и, впервые на территории Румынии, эгейского типа, а также Вероятное отсутствие восстановления металла печи демонстрируют, что эта операция проводилась на участках горных работ.

Слева: микенский бронзовый меч, найденный в Дамбрэвиоара, уезд Муреш. Экспонируется в Национальном музее истории Трансильвании, Клуж-Напока

Превращение минералов в металл с помощью огня было процессом, сопровождавшимся ритуалами, магическими формулами и пением, чтобы вызвать «рождение металла». В основании печи в Палатце, образованной выжженным глиняным очагом и несколькими плитами точильного камня, положенными одна на другую, вероятно круглой формы, был поставлен глиняный сосуд. Рядом с мастерской была исследована большая ритуальная зона. Сосуды с подношениями размещались в нескольких ипостасях рядом с предметами для обогащения руды (ручные мельницы, изделия из бронзы, золы, уголь и т. Д.), Под или наверху плит точильного камня, головой вниз или головой вверх.

Масса этнографических данных, связывающих землю с животом, шахту с маткой, а руду с эмбрионом, говорит о сексуальности минерального царства и вещей и орудий кузнеца . Производство предметов приравнивается к рождению и приобретает акушерский характер. Орудия кузнеца имеют сексуальный подтекст. Наковальни, например, отождествляются с женским принципом. В этом контексте близость формы отверстия для установки наковальни на Palatca и женского генерирующего органа не была случайной. Еще одним уникальным открытием стал метеорит. Метеориты падали с небес на Землю с небесным священным зарядом и часто были связаны с деятельностью кузнецов.

Нехватка поселений с металлургической деятельностью также намекает на возможное существование кочующих ремесленников и / или централизацию деятельности. Это новое развитие обработки бронзы означает специализацию производства с появлением старателей, кузнецов и купцов, которые вывозили излишки продукции. Посредством обмена трансильванские и восточно-венгерские топоры с шипами распространились на восток до Буг и на север до Одера и региона Эльбы., Померания в том числе, явление, связанное с Великим Янтарным Пути и разработкой латуни и олова в районе Эльбы. Ремесленники по металлу не находятся у власти, а работают под контролем элиты, которая видела непредвиденные обстоятельства между металлом и богатством, технологиями, войной и даже социальной и культовой структурой.

Первый уровень с хранилищами подарков состоял из двух основных тем: меч и топор, очерчивая роль двух видов оружия в внутрикарпатском воине. Копье, должно быть, было еще одним важным оружием, но меньшей находкой. Характерными чертами этого периода являются бронзовые отложения в Апа, округ Сату-Маре (два меча, три боевых топора и защитный браслет), Игиу, Округ Альба (два топора с шипами и четыре защитных браслета) и в Сэпанца, уезд Марамуреш (шипованный дисковый топор типа A2, изысканно украшенный, старше всех другие детали, спиральные наручи, нарукавные повязки и кордовидные подвески). На следующем этапе неукрашенные бронзовые изделия (однолезвийный топор и дисковый топор с шипами) производились и хранились во все возрастающих количествах. Многие продолжали в прежнем стиле, но также были новыми типами. Среди лучших творений металлургии бронзового века были мечи микенского типа, датировка которых до сих пор обсуждается.

культура Витенберга

культура Витенберга боевые топоры, найденные в Валя Чиоарулуи, графство Марамуре, Румыния. Экспонируется в Национальном музее истории Трансильвании, Клуж-Напока

Тезаурус, найденный в 1840 году по адресу Шуфалэу, уезд Ковасна, в область культуры Витенберга, ясно говорит о богатстве и утонченных вкусах социальной элиты. Хранимый в глиняном горшке тезаурус содержал несколько цельных золотых топоров, орнаментальных фалер со спиральными мотивами, кольца для волос, один браслет и одну большую золотую монету. Большое количество золотых и серебряных предметов (браслеты, петли кольца и т. Д.) Было найдено в Oarţa de Sus с точными стратиграфия в ритуальном пространстве, принадлежащем культуре Витенберга. Такие тезаурусы, содержащие сотни элементов весом в несколько килограммов, например, в Сарасэу (Уезд Марамуре ) или Хинова (Уезд Мехединцы ), немногочисленны и, вероятно, представляют собой общественное достояние. Их меньше, чем тех, у кого меньше предметов, которые, кажется, были частной собственностью некоторых лидеров.

Обработка металла, кости, камня или глины наверняка выполнялась специалистами, работавшими в небольших мастерских, а иногда и в более крупных, например, в Дершида или Палатца.

Конечно, существовало много деревянных орудий или сосудов, но они не сохранились. Обработка кожи животных для изготовления предметов одежды, щитов, шлейки и т. Д. Должна была быть широко распространена.

Бронзовый век некрополи раскрывают погребальные обряды, свойственные каждой общине. Могилы с вариациями, характерными для разных культурных образований, по своему дизайну и содержанию свидетельствуют о развитой духовной культуре. Сжигание (культура Витенберга) или ингумация (культура Ноуа ), размещение подношений рядом с умершим - все это подразумевает абстрактное мышление и веру в загробная жизнь.

Одни только археологические исследования слишком малочисленны и несопоставимы для детальной реконструкции религий людей бронзового века. солнечные символы, динамические или статические по форме (продолжающиеся спирали, простые кресты или кресты со спиралями, зубчатые колеса, лучи и т. Д.) Настолько многочисленны, что их можно проиллюстрировать в отдельном томе и говорить ясно о преобладающей роли этого культа.

Керамика, кости и бронзовые изделия витенбергской культуры. Экспонируется в Национальном музее Союза, Алба-Юлия

Культовые практики выполнялись людьми бронзового века в разных местах: в горах, деревьях, источниках, реках, полянах или даже, как отмечается, в специально отведенных местах внутри населенных пунктов. В Сэлача, уезд Бихор, в южной части поселения осоманской культуры находилось культовое сооружение мегарон типа святилище размером 5,20х8,80 м, с притвором с двумя противостолпными столпами, пронаосом с приподнятым жертвенником и наосом с двумя неподвижными жертвенниками. Твердая корка на поверхности алтаря свидетельствует о ритуалах с участием огня, а в стенах поблизости были круглые отверстия (система вентиляции и альтернативное освещение алтарей в зависимости от восхода и захода солнца). На одном из них обнаружены девять глиняных утяжелителей, три изогнутых каменных ножа и одна цилиндрическая глиняная подставка. Другой имел девять глиняных гирь в миниатюре, три изогнутых каменных ножа и одну цилиндрическую подставку.

Символическая ценность предметов и их количество говорят сами за себя. Стены были отделаны штукатуркой с геометрическими мотивами (спирали, продолжающиеся спирали), произвольно окрашенными в белый цвет. Рядом с входом была исследована могила младенца, возможно, частично депонированная как подношение . Другой ритуал основания встречается в эпоху ранней бронзы в Копэчень, где под половицей хижины были найдены пять человеческих скелетов (одна взрослая женщина и четыре зародыша). Судя по их положению - женщина в акушерской позе с плодами вокруг ее тазика и одним между ее нижними членами - это вполне могла быть мать и ее младенцы.

Все эти практики, судя по указанным выше археологическим данным, а также по другим аналогиям, сопровождались подношениями, возлияниями, пением и культовыми танцами. Помимо некоторых ежедневных фестивалей (шитья, уборка урожая, жатва, потеря или выздоровление овец и т. Д.), Должны были проводиться ежегодные или многолетние фестивали всей общины или ее части. Это стало ясно из вышеупомянутого исследования в Oarţa de Sus - Ghiile Botii. Божества, охраняющие это пространство, были в гармонии с оружием, украшениями или дарами личного или общественного характера (зерно, растения, еда), с животными, даже людьми, жертвоприношениями, а также с керамикой и костями. как с золотом, серебром или бронзой. Это большое разнообразие подношений, вносимых в ходе великих религиозных церемоний, указывает либо на всеобъемлющее божество, либо на несколько божеств, которым поклоняются в одном месте.

В районе культуры Витенберга в Клуж-Напока подземное размещение подношений в ритуальной яме и их содержимого (многочисленные емкости, заполненные обугленными семена) говорит о земледельческом ритуале, который был хтоническим, посвященным богу урожая, управляющему плодородием. В этом случае священные аграрные ритуалы, традиция которых очевидна и в исторические эпохи, были предназначены для того, чтобы установить и запечатлеть ритм в аграрном календаре, а также достичь союза между солнцем и почвой через аграрный церемониал. Повторяющееся появление солнечных мотивов, покрывающих стенки сосудов отложенных, обычно мужских, может говорить о соединении двух сфер : земли-солнца, женщины-мужчины, неподвижности-подвижности, тем самым демонстрируя дуализм вероисповеданий в бронзовом веке.

Связь между Карпатским регионом и регионом часто была предметом споров, в результате которых высказывались совершенно разные мнения относительно их датировки, направления и значение. Один из главных аргументов касается бронзовых мечей, обнаруженных на территории Румынии. Эти длинные колющие мечи (символы достоинства и силы, а также грозное оружие) явно являются местными изделиями, выполненными по южным образцам. Мотивы украшения,основанные на спиралях и тонких завитках, на бронзовом или золотом оружии, изделиях из кости или рога, близки к совершенству, особенно в областях культуры Витенберга и Осомани. Даже если они созданы независимо на моделях Aegean, они не могут быть удалены слишком далеко во времени.

Стекло в могилах Ноуа в Клуж-Напока и бусины Денталиум, обнаруженные в Дершида в Витенберг среда, также имеет происхождение. В Oarţa de Sus на плече одного из культовых установленных символов в строке, которые наверняка эпиграфические. Подобные изображения, также указывающие на связь с южными цивилизациями, встречаются в осоманской культуре в Барка (Словакия ). Точно так же один из бронзовых слитков в Палатке копирует хорошо известную эгейскую модель. Поразительное сходство между керамикой Витенберга и апеннинской культурой в северной Италии трудно объяснить. Давно сделанное предположение об общем генерирующем центре остается в силе до окончательного прояснения.

В ту же эпоху металлы, добытые на склонах восточного свода Западных Карпат, разными путями попадали в далекие места по всей Европе; Так же богатая соль Трансильвания. Так же, как обсидиан, наиболее вероятный в горах Бюкк (Венгрия), встречается в культовом комплексе Витенберг, обнаруженном в Клуж-Напока. Янтарные изделия в месторождении, обнаруженный в пещере Чокловина, последние из Балтийского моря, а на кавказские влияния указывает топор, обнаруженный в Ларге. (Уезд Марамуре ).

Заметное расширение общеевропейской торговли в среднем и позднем бронзовом векеало растущую зависимость между различными культурными группами и ускорение единообразия культурных ценностей и продуктов. Все это ускорило новой общее развитие общества и переход к фазе исторической эволюции.

Культура ноуа

Поздний бронзовый век показывает заметный рост металлургического производства, основанный на открытии новых источников цветных металлов и внедрение усовершенствованных технологий. Восточный, принесенный носителями культуры ноу, и южный опыт (через центральноевропейские связи), принесенный поздними производными опыт культуры осомани, оба несомненного опыту местных жителей Трансильвания стала самым плодовитым металлургическим до центраисторической Европы.

Выявленные различия между месторождениями этого периода говорят об унитарных рядах, а о типах месторождений с более ограниченным географическим распространением. Одно месторождение, характеризующееся почти исключительным наличием типов топоров, топоров с носками, браслетов и колец для ног, очерчивает область распространения культуры Suciu de Sus. Отложения в районе постосоманских групп (Игрица и Цехэлуц ) почти содержат исключительно предметы орнамента, в основном подвески и булавки. Наконец, в центральной и восточной Трансильвании, в области культуры ноуа, мы встречаем третий тип месторождения с преобладающим трансильванским типом топоров с носками и серпом.

Лишь небольшое количество бронзы найдено в населенных пунктах и ​​предметов. кладбищах. Большинство из них случайно появилось в так называемых депозитах. румынская археология интерпретировала их хранилище как доказательство смутных времен, но сегодня все большее распространение получает новую интерпретация: это культивирование месторождения, функционирующие как подношения, а иногда и результаты престижные межобщинные аукционы типа «потлач» ». Аргументы в пользу сильны: длительные периоды мирного освоения, расположение месторождений (влияние рек, озер, родников, поляны, пологие склоны, смотрящие на восток и т. Д.), Количество предметов, расположение, манипуляции с ними, искривление, раздробление из-за изгиба и т. д.) и т. д. Более, нет никакой логики в том, чтобы местные жители прятали руки перед лицом военной угрозы.

Культура Хальштатта A1 артефакты из Уиоара-де-Сус, случайно найденные в 1909 году. Клад содержит 5827 предметов весом около 1100 кг.

Умножение наступательных, в отличие от оборонительных, боевое снаряжение (мечи типа Boiu - Sauerbrunn, боевые топоры с шипами, кинжалы, наконечники копий, наручи, все из бронза ), развитие поселений с искусственной защитой, наличие отдельных могил воинов , производит впечатление, что бронзовый век был воюющим миром. Но есть набор аргументов в пользу того, что на самом деле это было демонстрацией, чем сила.

Необычайные цветные полезные ископаемые богатства внутрикарпатского региона часто упоминались в литературе. Подавляющее количество находок изделий из меди, бронзы, серебра и золота трудно сопоставить в доисторической Европе. Например, известно, что ни одно другое ограниченное доисторическое пространство не содержало двух крупных залежей, датируемых одним и тем же коротким периодом времени (Хальштатт A1 ). Уйоара де Сус, случайно найденный в 1909 году, содержал 5827 предметов весом около 1100 кг, а Упалнака II в 1000 шагах в 1887 году, общим весом 1000 - 1200 кг, аналогичным образом состоял из тысяч элементов. Помимо Упалнака I, недалеко от города в 1881 году было обнаружено месторождение Упалнака II, датируемое Гальштатом B1, которое состояло из 120 бронзовых предметов.

Местные медные руды часто встречаются вместе с золотом и серебром. Золото должно было быть добыто как методом промывки гравия в долинах, богатых такими рудами, так и путем добычи золотой руды на поверхности или в неглубоких жилах в оврагах или оползнях.. Нет сомнений в том, что орудия и приемы промывки золотосодержащего гравия мало чем отличались от тех, что применялись на протяжении веков до начала XX века. Деревянная лопата, чан (похожий глиняный предмет был найден в одном из курганов в Лэпуш ), ширма, кусок шерстяного полотна или даже достаточно овечьей шерсти. Производительность составляла несколько граммов в день на одного рабочего.

Железный век
(1100 BC - 150 AD )

Первый период железного века, также называемый Гальштат (после находки в местности Гальштат, Австрия ) охватывают 10-5 вв. до н.э. (1000-400 гг. до н.э.) и делятся на три периода: ранний (1000-700 гг. до н.э.), средний (700-600 гг. до н.э.) и поздний (600-400 г. до н.э.). Второй железный век, также называемый Ла Тен, обычно охватывает период между 450 г. до н.э. и пиком Римской империи.

Определяющее явление эпохи использование железа имеет огромное влияние на последующую эволюцию человечества.

гето-даки

Шлем Кочофенешти - полностью золотой Гето-дакский шлем, датируемый первой половиной IV века до нашей эры, в настоящее время хранящийся в Национальном музее истории Румынии

В отличие от неоднородности предшествующих эпох, Первый железный век примечателен своей однородностью, которая является результатом возникновения и обобщения новой культуры. изготовление черной керамики, украшенной бороздками. Эта культурная гомогенизация в первом железном веке, по сути, представляет собой материальное доказательство конституции в пределах карпатского дунайского пространства ранних гето-даков, культурно отличимых из южных фракийцев и других соседних народов. Об этом нам говорит сам отец истории - Геродот. Рассказывая о походе персидского царя Дария в устье Дуная в 514 г. до н.э., он упоминает гетов, восхваляя их за их доблесть.

На территории Трансильвании известно более 600 памятников времен Первого железного века. Большинство сайтов были заселены на всех этапах этой эпохи. Двадцать шесть укреплений, некоторые из которых были заселены постоянно, а другие использовались для убежища и защиты во время опасности, являются одними из наиболее примечательных.

Укрепленные поселения и укрепления-убежища обычно располагались на труднодоступных возвышенностях, вблизи водотоков и плодородных земель. Их размеры меняются в зависимости от местоположения и его возможностей. Например, укрепленное поселение в Сантана (графство Арад ) площадью около 100 гектаров или поселение Чисеу-Корабия ( Уезд Бистрица-Нэсэуд ) и Телеак (Уезд Альба ), каждый площадью 30 гектаров, считается одним из крупнейших в Европе. Первые укрепления железного века также известны в графстве Клуж, в Деж, Хуедин и Сомешул Рече.

святилища в Сармизегетуза Регия, столица древней Дакии

Защитные системы, окружавшие эти обычные цитадели, состояли из ров, вал и частокол, последний из которых был спроектирован как деревянная стена, возведенная на гребне вала, представляющего важнейшую часть системы. В такой конструкции укрепления обычно могут достигать 7–8 м в высоту, но может достигать 10–12, что затрудняет их покорение.

Как племена, укрепленные поселения выполняли множество функций, главная из которых заключалась в увеличении защиты общины. Обнаружение металлургических мастерских по изготовлению инструментов указывает на то, что в поселениях осуществлялась квалифицированная ремесленная деятельность, включая постоянные обменные отношения.

Сельское хозяйство Все еще было основным занятием в Первом железном веке и служило пищей для общин. Обуглившиеся семена указывают на выращивание пшеницы, ячменя, ржи, проса, а также конопли для производства льна, а большие горшки и ямы для хранения показывают, как были сохранены урожаи. Появление первых железных сельскохозяйственных орудий кос и корчевых мотыг свидетельствует о заметном прогрессе в сельскохозяйственной практике.

Большое количество костей, обнаруженных в поселениях, в основном от домашних животных, крупного рогатого скота, овец, свиней - а также дичи - указывает на важность домашних животных в дополнения охота, а также важная еда в повседневном рационе.

Наконец, помимо таких ремесел, как металлургия, предполагают, что особые навыки, члены каждой семьи занимаются рядом видов деятельности, таких как ткачество, прядение и обработка кожи., о чем свидетельствует обнаружение в жилищах веретена, катушек, швейных игл и скребков для очистки скрыть.

Наличие украшений в большом количестве сосуды, наиболее часто скоропортящиеся категории, а также многочисленные украшения тела (шпильки для волос, фибулы и др.) показывают, что в первый железный век художественный феномен был особенно проявляется в декоративном искусстве как геометрические узоры.

дак кузнец мастерская, в том числе щипцы, кувалда, мех, наковальня. На выставке, Орэштие

Религия была очевидным ежедневным присутствием в доисторических общинах. Таким образом, помимо магической практики и культа плодородия древней традиции, внесение подношений в соответствующие отверстия в земле, а также изображения, связанные с культом Солнца, предвещают две составляющие: хтонианская и урано-солнечная, чтобы стать характеристиками гето-дакийской религии в классический период.

В период первого железного века на местную культуру оказали влияние соседние области. В середине эпохи, на среднем течении реки Муреш, прибыль из Баната элементы культуры, называемой Басараби. Показывая керамику специфическим орнаментом (резным и вдавленным), культура была ассимилирована автохтонным фоном.

Впервые в начале позднего периода этой эпохи (VI век до н.э.), группа скифов -иранского происхождения пришла в Трансильванию со Сев. Понтийский. Эта группа отмечена серией погребений с типичным инвентарем: наконечниками стрел, копьями, называемыми акинакаи, и изображениями животных. Исследования показывают, что примерно в середине V века нашей эры эта группа исчезает в результате ассимиляции в местной культуре. Собственно, конец века также ограничивает первый железный век. В течение следующего столетия гето-даки достигнутый уровень развития, который приведет к их формированию государства.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:37:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте