Вариант для бедных или предпочтительный вариант для бедных, является одним из новейших принципов католического социального учения, сформулированных во второй половине 20 века; это также богословский акцент в Методизме. В то время эту концепцию отстаивали многие христианские демократические партии в Латинской Америке.
«Предпочтительный выбор для бедных» относится к тенденции во всей Библии, в которой предпочтение отдается благополучию бедные и бессильные в обществе в учениях и заповедях Бога, а также пророки и другие праведники. Иисус учил, что в Судный день, Бог спросит, что сделал каждый человек, чтобы помочь бедным и нуждающимся: «Аминь, говорю тебе, что угодно ты сделал для одного из этих моих младших братьев, ты сделал для меня ". Это отражено в католическом каноническом праве, в котором говорится: «[Верные христиане] также обязаны продвигать социальную справедливость и, помня о повелении Господа, помогать бедным из своих собственных ресурсов».
Согласно этой доктрине, своими словами, молитвами и делами человек должен проявлять солидарность и сострадание к бедным. Следовательно, при установлении государственной политики необходимо всегда держать в центре внимания «предпочтительный вариант для бедных». Соответственно, эта доктрина подразумевает, что моральное испытание любого общества состоит в том, «как оно обращается со своими наиболее уязвимыми членами. У бедных есть самые неотложные моральные претензии на совесть нации. Мы призваны смотреть на решения государственной политики с точки зрения того, как они влияют на бедных ».
Папа Бенедикт XVI учил, что« любовь к вдовам и сиротам, заключенным, а также к больным и нуждающимся любого рода так же важна, как служение таинств и проповедь Евангелия. ». Этот предпочтительный вариант для бедных и уязвимых включает всех, кто маргинализирован в обществе, в том числе нерожденных детей, инвалидов, пожилых и неизлечимо больных, а также жертв несправедливости и угнетения.
С момента своего создания Методизм делал упор на предпочтительном варианте для бедных. Ранний методизм достиг людей, которых установленная Церковь не помогала, таких как шахтеры и другие рабочие, в его распространении. Эта вера проявилась в активности методистов в подземной железной дороге, а также в отмене прежней системы аренды скамей.
Фраза «вариант для бедняки »использовался о. Педро Аррупе, генеральный настоятель Общества Иисуса (иезуиты) в 1968 году в письме к иезуитам Латинской Америки.
В 1971 году Всемирный Синод католических епископов обратил на это внимание, когда в своем синодальном письме они заявили, что «Действия во имя справедливости и участие в преобразовании мира полностью представляются нам как определяющее измерение. проповеди Евангелия или, другими словами, миссии Церкви по искуплению человеческого рода и его освобождению от всех угнетающих ситуаций ".
Принцип был сформулирован католическими епископами Латинской Америки (CELAM) на влиятельных конференциях в Медельине и Пуэбле, а также несколькими папами. Папа Иоанн Павел II в энциклике Centesimus annus (1991) заявляет, что она «не ограничивается материальной бедностью, но включает также культурную и духовную бедность».
Но принцип, лежащий в основе этой фразы, был ранее сформулирован католическими епископами на Втором Ватиканском соборе, когда в своей пастырской конституции Gaudium et spes они говорили о бедных с самого начала, повторив это слово девять раз и заключив: «Совет, учитывая огромные невзгоды, которые все еще обрушиваются на большую часть человечества сегодня, считает наиболее подходящим создать организм всемирной Церкви для того, чтобы и справедливость, и любовь Христа к бедным может развиваться повсюду ».
Сборник социальной доктрины Церкви, опубликованный Римской курией в 2004 году, резюмирует принцип:
Апостольское наставление Папы Франциска Evangelii gaudium включает длинный раздел «Включение бедных в общество» (186–216), в котором он отметил, что «без льготного выбора для бедных« провозглашение Евангелия… рискует быть неправильно понятым или скрытым ».
По своему происхождению концепция была связана с теологией освобождения середины 20 века. В качестве развитого богословского принципа выбор для бедных впервые был сформулирован о. Густаво Гутьеррес, О.П. в своей знаменательной работе «Теология освобождения» (1971). Гутьеррес утверждает, что этот принцип уходит корнями как в Ветхий, так и в Новый Заветы, и утверждает, что приоритетная забота о физическом и духовном благополучии бедных является существенным элементом Евангелия.
В середине 1980-х кардинал Джозеф Ратцингер, который позже стал Папой Бенедиктом XVI, возглавил усилия Святейшего Престола по прекращению теологии освобождения, которую он считал как форма марксизма. В августе 1984 года, незадолго до обнародования официального взгляда на Святейший Престол, он резко раскритиковал несколько аргументов теологии освобождения в частном документе, который теологи просочили в прессу. Ратцингер считал, что теологи освобождения утверждают, что христиане должны участвовать в классовой борьбе (в марксистском смысле) в настоящем, чтобы преодолеть пропасть между богатыми и бедными. Как резюмировал кардинал Ратцингер: «Библейская концепция бедных обеспечивает отправную точку для объединения библейского взгляда на историю с марксистской диалектикой; она интерпретируется идеей пролетариата в марксистском смысле и, таким образом, оправдывает марксизм как законную герменевтику для понимание Библии ».
Конгрегация доктрины веры (префектом которой был Ратцингер) сформулировали официальную точку зрения Ватикана в« Инструкции по некоторым аспектам богословия освобождения » '". Его «ограниченная и точная цель: привлечь внимание пасторов, теологов и всех верующих к отклонениям и рискам отклонения, наносящим ущерб вере и христианской жизни, которые вызваны определенными формами теологии освобождения, которые используют, недостаточно критически, концепции, заимствованные из различных течений марксистской мысли ». В Инструкции уточняется, что это не было отказом от людей, которые откликались на «льготный вариант для бедных». Оно ни в коем случае не должно служить оправданием для тех, кто придерживается позиции нейтралитета и безразличия перед лицом трагических и неотложных проблем человеческих страданий и несправедливости ».
Инструкция подразумевала, что некоторые теологи-освободители поддерживали методы аналогично лишению свободы людей тоталитарными режимами во имя освобождения. В нем обвинялось, что эти сторонники «предают очень бедных, которые хотят помочь».
Иезуитский богослов Энрике Нардони подробно доказал в своем исчерпывающем исследовании «Восстань, судья», что Библия в целом и ее культурные особенности контекст поддерживает предпочтительный вариант для бедных.
Некоторые представители теологии освобождения также используют вариант для бедных в качестве критерия для оценки экологических конфликтов. Утверждая, что последствия деградации окружающей среды распределяются неравномерно и касаются развивающихся стран и бедных в большей степени, чем промышленно развитые страны, вызвавшие проблему, авторы например, Леонардо Бофф призывает Церковь заняться защитой экологической политики и выступить в качестве юриста на стороне бедных и маргинализированных слоев населения. В документе с изложением позиции Конференции епископов Германии по изменению климата (2007) содержится призыв также применить вариант для бедных к жертвам изменения климата (№ 40).